Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2024.04.20, 00:59
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

старожены - старообрядческий

СТАРОЖЕНЫ - у федосеевцев так называются лица, заключившие брак до их перехода в небрачное беспоповское общество. Этот брак по 72 правилу 6 вселенского собора считается у федосеевцев законным. До нач. XX в. на С. накладывались довольно строгие ограничения: от перешедших супругов наст. требовали "девственного жития", хотя и были более снисходительными, чем к новоженам. В противном случае, согласно постановлениям Гудишкского собора 1752 (по статье 45), если они "будут детей рождати, <...> таковых наказывати отцем духовным: за перваго полгода отлучать, за втораго год, за третьяго два лета; а за очистительныя молитвы три тысячи поклонов до земли". В настоящее время федосеевцы подобных правил о С. не придерживаются. Г. П.


СТАРООБРЯДЦЫ В США - появились на волне эмиграции в Америку жит. Рос. имп., гл. обр. из сев.-зап. губ. Первая староверческая моленная была построена в 1909 (селение Марианна, штат Пенсильвания). К концу 1980-х в сев.-вост. штатах США существовали четыре поморских общины: 1) упомянутая Марианнская; 2) в Эри, штат Пенсильвания -храм Рождества Христова был построен в 1919, затем утрачен и вместо него в 1984 возведен храм Св. Троицы (наст. Лаврентий Иванов); 3) в Детройте, штат Мичиган - храм во имя Св. Троицы построен в 1935 (наст. Феодор Федоров); 4) в Милвилле, штат Нью-Джерси - храм во имя Св. Николы построен в 1937 (наст. Афанасий Макаров). После 2-й мировой войны общины пополнились беженцами, в основном - из Латвии и Литвы, и на исходе 1980-х их численность составляла: в Эри - ок. 200 семей, в Детройте — 150, в Марианне - 100, в Милвилле - 60-70 семей. С течением времени чужая среда наносит чувствительные потери. Прежде всего вытесняется родной яз. По данным 2000 критически утратила прихожан Марианнская община. Община в Эри приняла священство от РПЦ за рубежом, хотя сохранила наименование "Поморская" и все старые обряды. В настоящее время в США существует объединяющий все четыре поморские общины орган - Конференция поморских общин в США; его члены поддерживают связи с дух. центрами ДПЦ в Рос. и Латвии.

·Лит.: СЦК 1992, с. 54; Поморский вестник, 2000, № 7, с. 25. В. Б.


СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ СОЮЗ В ЛАТВИИ - обществ.-полит. орг-ция, зарегистрирована 31 сент. 1925 в Рез. С 1929 имела отделения в Двинском, Рез., Илукстском, Лудзенском у. (с 1929 предс. С. Р. Кириллов). Цель СХСЛ - объединение латвийских староверов на основе христианской культурной и религ. традиции, защита интересов староверов во всех сферах жизни. В 1931, накануне выборов IV Сейма, СХСЛ активно участвовал в предвыборной кампании, предложив программу, гл. пунктами кот. были: 1) сохранение дух. и материальных ценностей староверия; 2) развитие гражданского самосознания староверов, защита их интересов в Сейме и др. гос. институциях; 3) забота об образовании и религ. воспитании стар. молодежи; 4) борьба за экон. и социальные гарантии стар-дцев.

Несмотря на полит. неудачи, СХСЛ продолжал свою деятельность до 1934, оказывая гл. обр. благотворительную помощь староверам и рус. жителям Латвии. Средства на детские приюты, приюты и столовые для малообеспеченных СХСЛ получал из пожертвований, сборов от благотворительных акций (концерты, вечера, лекции и т. п.), а также из вступительных взносов членов СХСЛ.

·Ист.: ЛГИА. Ф. 3084 (Старообрядческий христианский союз в Латвии). Оп. 1. Л. 2; Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов, 1932, №2,3.Н. Пазухина


"СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ" - название нескольких стар. период. изданий.

1) СЦК - ежегодник, издававшийся с 1936 по 1993 (с перерывами) в Р., в 1994-1995 - в Москве. Некот. авторы (напр., М. Пашинин, В. Шамарин) считают, что этот СЦК является продолжением "Старообрядческого календаря", издаваемого в 1927-1931 наст. А. И. Екимовым в Д-пилсе, и церк. календарей нач. XX в. Сначала выпускался РГСО, затем РГСО совместно с разными соиздателями; при смене полит. режимов (и появлении полит., идеологической цензуры и автоцензуры) журнал имел разные издательские программы, но сохранял единый формат, единое построение месяцеслова, святцев и пасхалии. В 1936-1937, 1939-1940 и 1943 1944 издателем ежегодника был совет РГСО; ред. - наст. Л. С. Мурников и И. У. Ваконья. Номер журнала на 1936 имел название "Древлеправославный (старообрядческий) календарь" (Р., 1935); номера на 1937 и 1939 -"Старообрядческий календарь". Журнал выходил в Латвии и предназначался прежде всего для стар-дцев этой страны. В 1936— 1937 и 1939 вместе с Мурниковым и Ваконья в его редакции состоял И. Н. Заволоко. В эти годы журнал стал важным ист. сведений о богослужебной практике. Редакция взяла на себя также обязанность информировать об обществ. жизни стар-дцев Латвии и распоряжениях гос. институций, касающихся стар. общин. Во время немецкой оккупации Латвии в 1943-1944 издания выходили скромные по форме, на низкокачественной бумаге.

В 1947 СДРК при СМ СССР запретил распространять подготовленный И. Ф. Романовым СЦК на этот год, мотивируя это несоответствием между подготовленным и утвержденным вариантами журнала. В 1948 ВСС в Литов. ССР не получил разрешения от властей на издание ежегодника тиражом в 5 тыс. экз. Несмотря на запрет сов. властей, в 1949 РГСО выпустила новый номер церк. журнала с календарем-указателем церк. праздников и постных дней по ст. ст., но его распространение было приостановлено властями. Довоенный издательский опыт и средства РГСО после 12-летнего перерыва (номер за 1949 был "нелегальным" или первым пробным) позволили возобновить выпуск СЦК в Р. Материалы для журнала собирались соиздателями, кот. в 1954-1990 было фактически четыре -ВСС в Литов. ССР, РГСО, Московская поморская община и Московская ' Преображенская община, а в 1985-1990 — еще Ленинградская Невская община. Правда, в первых СЦК начиная с 1954 в качестве издателей указаны лишь ВСС в Литов. ССР и РГСО. СЦК на 1991-1993 издавался в Р. Центральным Советом ДПЦ Латвии с двумя соиздателями - Рос. Совет ДПЦ и ВСС Литов. Республики. В 1991 от участия в СЦК отказалась Московская Преображенская община и начала в 1995 выпускать самостоятельный "Старообрядческий церковный календарь ". По мнению поморцев, причиной была публикация неприемлемых для федосеевцев статей, в частности, статьи "О духовных наставниках" (СЦК 1987), где ошибочно утверждалось, что наст. совершает таинство брака, и заметки "Бракосочетания в Московской поморской общине" (СПЦК 1995). Федосеевцы же усматривают более широкий контекст в переиздании апологетических и полемических книг, утверждающих неканоничность и еретичество федосеевцев, начале прозелитической деятельности рос. поморцев среди федосеевских периферийных общин, и т. п. (Шахов 2001, с. 236)

В сов. период (до нач. 1990) СЦК был единственным официальным стар. беспоповским период. изданием в СССР, поэтому в какой-то мере выполнял и роль религ.-культурного ежегодного журнала. В 1949 и 1954-1995 вышло 44 номера (столько же выпусков). Формат 20,5 х 29 см, количество страниц от 80 до 152, иногда - до 180 (СЦК на 1970), не считая обложки. В 1970-х сов. власти, видимо, ограничили объем СЦК (в 1966 был 152 с, в 1970 - 180 с, а в 1977 и 1979 - по 80 с., в 1982 - 84 с.), поэтому с целью увеличить информационную емкость издания чаще применялся мелкий шрифт. Тираж - от 5 тыс. экз. в 1947 до 6 тыс. в 1980-х; в 1988 власти разрешили увеличить тираж до 7 тыс. (несмотря на просьбу о 8 тыс.). В сов. период не могло быть и речи о "свободном" издании СЦК и свободе мысли. Советуясь с руководством компартии, республиканским или союзным прав-ством и спецслужбами, СДРК (позднее СДР), - созданный в сер. 1940-х контролирующий орган, - держал редакторов и издателей СЦК под жестким надзором. Стар. журналу, помимо прочего, негласным "разъяснением" было запрещено вступать в какую бы то ни было, пусть самую мягкую, полемику с антицерковными выступлениями сов. прессы и пропаганды.

Содержание СЦК состояло из нескольких основных частей: 1) общие указания, месяцеслов, святцы, церк. устав, повседневные молитвы; 2) церк. хроника, памятные события, история Церкви и, в частности, стар-ства, и пр. В 1950-е помещался небольшой дополнительный материал. По условиям сов. эпохи в месяцеслов включались дни смерти И. Сталина, рождения К. Ворошилова, Н. Хрущёва, гос. праздников и пр. Как правило, каждый выпуск СЦК был посвящен какому-либо юбилею истории Церкви, значение кот. раскрывала передовая статья. В этих передовицах отмечены такие явления истории христианства вообще и, в частности, староверия, как 1600-летие со дня преставления Василия Великого (• 379; СЦК 1979), Тысячелетие Крещения Руси (СЦК 1988), 545-летие основания Соловецкого монастыря (1429; СЦК 1974), 400-летие издания Острожской Библии (СЦК 1981), 400-летие издания "Апостола" во Львове (СЦК 1974), 300-летие со дня сожжения в Пустозерске 14 апр. 1682 протопопа Аввакума (СЦК 1982), 270-летие основания Выговской обители (СЦК 1965), 260-летие Лексинского общежительства (1706; СЦК 1966) и т. д.

Каждое издание СЦК богато иллюстрировалось. Постоянно помещались фотографии наст., причтов общин, стар. храмов Литвы, Латвии, Эстонии, Бел., Рос, Киргизии и их внутреннего убранства, правосл. храмов, отражающих традиции древнерус. зодчества; печатались также репродукции картин и миниатюр XVIII в. (напр., инока Корнилия, Соломонии Денисовой, Андрея Денисова, см. СЦК 1970), редких и ценных икон, образцы поморского искусства, предметов мелкой пластики и литья и т. д. В оформлении обложек СЦК использовался стиль традиционных поморских заставок. Помимо копий из рукописей или печатных книг, использовались оригинальные заставки рижских иконописцев К. А. Павлова, С. Т. Быкадорова. Такое художественное оформление придавало особую праздничность каждому изданию СЦК.

Хотя круг читателей СЦК состоял гл. обр. из поморцев и федосеевцев — жителей СССР и стар-дцев балтийских стран, вновь аннексированных в 1944-1945 СССР, в 1970-1980-х журнал распространялся и среди беспоповцев в Польше, США и Бразилии.

Ред. СЦК в 1954-1984 - Л. С. Михайлов, в 1985-1993 - наст. РГСО И. И. Миролюбов. До 1980 круг авторов был довольно узок. Видный стар. деятель и предс. совета РГСО Л. С. Михайлов был не только ред. и гл. организатором издания СЦК, но и одним из его авторов. Иногда свои статьи он атрибутировал литерами "Л. М." В 1954-1984 он составлял устав в СЦК, месяцеслов и уставные заметки, писал хронику РГСО (напр., СЦК 1970, с. 168—170), некрологи наст. и церк. деятелей, статьи о богослужебном уставе (СЦК 1977), также подготовил доклад к съезду СПЦ 1966 "Значение Выговской пустыни в истории старообрядчества" (СЦК 1968, с. 6-12). Выработанная им достаточно краткая форма устава, единственно возможная при столь ограниченном объеме издания, в основном сохранена в подобных календарях и поныне. Раздел церк. хроники отчасти принадлежал перу наст. И. У. Ваконья. Устав на 1955 составлен в соавторстве с наст. П. Т. Стрелковым (Д-пилс). Др. видный автор СЦК -. управляющий делами ВСС в Литов. ССР и с 1968 его предс. И. И. Егоров, нередко свои статьи подписывавший инициалами "И. И.", "И. Е." Опытный церк. политик и историк староверия, он писал для СЦК многочисленные статьи о взаимоотношениях гос-ва и СПЦ, о так наз. миротворческой деятельности, также об отношении СПЦ к РПЦ (в соавторстве с Л. С. Михайловым и И. И. Никитиным). Был автором церк. хроники, очерков но истории общин Литвы и Бел., кратких биографических заметок и некрологов наст. и церк. деятелей. Гл. задачей И. И. Егорова на посту управляющего делами и позже предс. ВСС было сохранение СПЦ в сложных, порой опасных условиях тоталитаризма (после 1945), что влекло за собой необходимость приспособиться к сов. режиму. Это выразилось в участии по указанию властей в так наз. миротворческой деятельности и декларациях - вопреки личному опыту и очевидным фактам - о свободе религии в СССР. Поэтому издание СЦК, печатавшего "патриотические" статьи предс. ВСС И. И. Егорова в поддержку внешней и внутренней политики сов. гос-ва, имело отчасти оправдательные функции. Будучи одним из гл. организаторов заседаний, совещаний ВСС в Литов. ССР и ДК, соборов СПЦ 1966, 1974 и 1988, И. И. Егоров постоянно освещал их на страницах СЦК в информационных сообщениях и статьях. Во многом благодаря ему СПЦ в сов. период воспринималась как единое целое. Несколько статей в СЦК написаны предс. ВСС в Литов. ССР (до 1965) наст. Ф. С. Кузнецовым.

Среди активных авторов СЦК был предс. ДК при ВСС в Литов. ССР наст. И. И. Никитин. Знаток церк. права, историк староверия, искушенный пастырь на страницах журнала публиковал материалы по истории общин Литвы, о юбилеях наст., соборах стар-дцев, давал ответы на богослужебные и канонические вопросы, печатал проповеди и пр. В СЦК на 1972 появилась его статья (в соавторстве с Л. С. Михайловым и И. И. Егоровым) "К взаимоотношениям Старообрядческой Поморской Церкви и Русской Патриаршей церкви", вызванная отменой клятв на старые обряды и их сторонников на соборе РПЦ 1971. В этой статье высказана взвешенная позиция руковод. СПЦ, позже подтвержденная решением собора СПЦ 1974 и поныне сохранившая свою значимость.

В 1958 после длительной ссылки в Р. вернулся известный церк. и религ.-обществ. деятель, историк староверия и знаток древнерус. культуры И. Н. Заволоко. Однако активно сотрудничать в СЦК он начал с 1965, до того публикуя лишь интересные анонимные заметки о памятных датах. Как и ранее в "Родной старине", его многочисленные публикации в СЦК до нач. 1980-х тематически разнообразны: статьи и исследования о Выговском (СЦК 1965) и Лексинском (СЦК 1966) общежительствах, А. Денисове (СЦК 1970), Стоглавом соборе (СЦК 1971), Соловецком монастыре (СЦК 1974) и т. д. Статьи иллюстрировались репродукциями икон, фресок, иногда картин. Последняя прижизненная публикация Заволоко за два года до его смерти была посвящена памяти протопопа Аввакума (СЦК 1982). Затем следовали посмертные перепечатки прежних особо интересных статей.

Некот. московские поморцы и федосеевцы принимали активное участие в подготовке СЦК. Крупный книжник, знаток староверия, историк Москвы М. И. Чуванов написал ряд статей по истории Московской Преображенской общины (напр., СЦК 1971). Печатались также репродукции живописи XIX в. и фотографии известных наст. и деятелей Московской Преображенской общины из его собрания (СЦК 1971). Член Московской поморской общины В. Н. Хвальковский, лично знавший мн. участников Всероссийских соборов христиан-поморцев 1909 и 1912 и в какой-то мере олицетворявший собой преемственность и их авторитет, публиковал материалы о московских поморцах, памятные заметки и некрологи (не всегда подписанные). Др. член Московской поморской общины П. Н. Хвальковский (иногда подписывался инициалами "П.Х.", "П.Н.Х.") написал статьи о Д. Батове (СЦК 1970), наст. Г. Скачкове (СЦК 1971), 70-летии 1-го Всероссийского собора стар-дцев-поморцев в Москве (1909; СЦК 1979), ряд памятных заметок, некрологов и пр. Москвичи И. Серов и Ф. Прохоров участвовали в составлении устава (СЦК 1956, 1958-1962). Среди авторов СЦК были А. Мурников (Эстония), С. Тимофеев (Ленинград), наст. 3. Зубков (Литва) и др. Большую помощь в составлении и техническом оформлении СЦК оказывал делопроизводитель РГСО и член редколлегии журнала А. М. Быстрое (вместе с Л. С. Михайловым готовил устав СЦК в 1975-1980).

В конце 1970-х к изданию СЦК начали привлекаться новые силы. Причетник, позже предс. совета РГСО и наст. А. Жилко участвовал в составлении устава, помогал немолодому уже Л. С. Михайлову в издании журнала, фактически исполняя обязанности ред. Позднее эта должность перешла наст. РГСО И. И. Миролюбову, при кот. журнал заметно улучшился. Расширилась тематика статей — к уже существующим истор. и биографическим темам добавились апологетика, проповеди и катехизация, творения святых отцов. Более разнообразные, насыщенные и содержательные стали статьи по истории Рус. Церкви вообще и СПЦ в частности, отдельных общин, появилась церк. хроника стар-ства в Рос, Латвии, Бел., Польше, США. Исследовательские статьи стали соответствовать принятым научным стандартам, публиковались с ссылками и списками лит. Был проверен месяцеслов, в нем и в уставе соборной службы упорядочены сокращения, расширен раздел молитв. Большинство основных статей принадлежало дух. о. И. И. Миролюбову и предс. ВСС И. И. Егорову, но весьма расширилось количество авторов. Продолжало активно сотрудничать старшее поколение: предс. ДК наст. И. И. Никитин, И. Н. Заволоко (до 1982), П. В. Хвальковский. Кроме того, к работе подключились наст. А. Жилко, наст. Н. И. Васильев (Укмерге), И. Иванов (Р.), наст. Г. М. Подгурский (Р.), Ф. Т. Куприянов (Д-пилс), О. И. Розанов (Ленинград), В. В. Шамарин (Ленинград), В. В. Хвальковский (Москва) и др. В СЦК на 1989 перепечатана статья М. Г. (Г. Маркелов?) "Журнал "Родная старина" (К 5-летию со дня смерти И. Н. Заволоко)", дающая обзор этого издания и оценку роли его фактического ред. Объемные, с цветными вкладками, на хорошей бумаге СЦК на 1988-1993 - лучшие образцы этого периода. СЦК в 1994 и 1995 вышел как орган Международного Совета ДПЦ в Москве, поскольку, по мнению москвичей, "печатание его в Риге для всех поморских общин стало практически малореальным делом" (СЦК 1994, с. 61). Внешним видом они уступали предыдущим выпускам. В оформлении появились несвойственные элементы, исчезли фотографии, пошли новшества в святцах, объем уменьшился до 96 с. (СЦК 1995). Изменилось и название издания: в 1995 вышел "Старообрядческий поморский церковный календарь". Его издателем значился Рос. Совет ДПЦ, а коллективным ред. - Центральный Совет ДПЦ Латвии. В результате распада СССР и воссоздания независимых гос-в Латвии и Литвы возникли экон. трудности, а также идейные и практические разногласия соиздателей. Издание общего СЦК разными соиздателями было прекращено.

Нестроения среди староверов Латвии привели к тому, что в 1996 стали выходить два церк. издания-ежегодника: "Старообрядческий поморский церковный календарь" под редакцией наст. И. Миролюбова в Р. (до 2002) и "Старообрядческий церковный календарь " под редакцией наст. А. Жилко в Д-пилсе (до 2001). В 1996 Рос. Совет ДПЦ стал выпускать свой "Календарь Древлеправославной Поморской Церкви". В 2002 в Москве вышел первый после 1995 объединенный КДПЦ; издатель - учрежденный в июне 2001 Единый Совет ДПЦ, а его редколлегия образована объединением редколлегий КДПЦ (Москва) и СЦК (Д-пилс).

В 2004 наст. В. Шамарин подготовил указатель материалов СЦК 1954 — 1995 по темам, заголовкам и авторам (КДПЦ 2004).

·Ист.: КДПЦ 2004. Лит.: Жилко А., "К 25-летию издания Старообрядческого церковного календаря", СЦК 1979, с. 73—74; Шамарин В. В., "К 50-летию издания календаря", КДПЦ 2004, с. 3-6; Миролюбов И., "И. Н. Заволоко и церковная жизнь старообрядчества Прибалтики", Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. Сборник статей и материалов, посвященных 100-летию И. Н. Заволоко. Рига. 1999, с. 11-13; Gumuliauskaitė 1999, 3 sk.; Jasionis 2003, р. 31-34.

2) СЦК - самостоятельный церк. журнал федосеевцев в Рос, выпускаемый с 1995 Московской Преображенской стар. общиной (гл. редактор — А.И. Лобза; издание начато с выпуска на 1995-1996).

3) СЦК - самостоятельный церк. журнал поморцев в Латвии, издававшийся в Д-пилсе в 1996-2001 1-й Д-пилсской общиной. В СЦК 1999 указан состав редколлегии: наст. А. Жилко, наст. Ф. Бехчанов, наст. А. Каратаев, наст. Т. Кудряшов, П. Алексеев, Л. Мазур и М. Пашинин. С 2002 в Москве выходит объединенный КДПЦ. Его издатель - Единый Совет ДПЦ (создан в 2001), редколлегия кот. была образована из состава объединенных редколлегий СЦК (Д-пилс) и КДПЦ (Москва).

4) СЦК - самостоятельный церк. журнал поповцев в Рос. (быв. СССР), издающийся с 1945 Русской Старообрядческой Православной Церковью. Г.П.



Другие материалы по теме
Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 2295

Copyright MyCorp © 2024