Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2024.03.29, 09:14
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

строобрядческое - Стрелков

СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛАТВИИ, основано в окт. 1908 как "Взаимно-вспомогательное, благотворительное и просветительное общество старообрядцев в гор. Риге". Его цель — на основах взаимопомощи, благотворительности и просвещения объединить староверов всех согласий и толков. Число действительных членов уже через три года достигло 580 чел., большинство кот. - староверы-беспоповцы. Общество издавало журнал "Старая Русь", в 1911 выпустило "Старообрядческий адрес-календарь на 1911-1912 гг.", с большим успехом разошедшийся по Рос. Общество занималось также благотворительной деятельностью, выделяя из собранных средств деньги на погребение своих членов и их детей. Его деятельность распространялась далеко за пределы Р. 1-я мировая война и революционные годы почти свели на нет деятельность СОЛ. Большинство его членов оказались за пределами Р.

В 1923 один из учредителей общества и первый его предс. Ф. С. Павлов возобновил его деятельность. 7 дек. 1923 устав орг-ции вторично зарегистрирован Рижским окружным судом. Общество сохранило прежние цели и оставалось фактически неконфессиональной орг-цией, предоставляя права действительных членов лицам др. христианских вероисповеданий, при непременном условии, что должностные лица избираются из числа староверов, а средства идут на благотворительные и просвет. цели староверов. В связи с новыми истор. условиями и переработкой устава 10 дек. 1924 СОЛ было перерегистрировано под новым названием "Старообрядческое общество в Латвии". Целью СОЛ было объединение стар-дцев на основе взаимопомощи, благотворительности и религ. нравственности. Одним из гл. направлений деятельности была выдача пособий по случаю смерти его членов, а также членов их семей, так что СОЛ иногда именовали "похоронным". Однако сфера его деятельности была более широкой. С 1925 открыта библиотека, насчитывающая более 4 тыс. томов. Книги для чтения выдавались два раза в месяц бесплатно. Для членов СОЛ устраивались лекции и доклады. Пополнение средств СОЛ происходило не только за счет членских взносов, но и от лотерей, увеселений и т. д. Правление СОЛ с целью сближения своих членов устраивало закрытые семейные вечера. СОЛ активно участвовало в обществ. и культурной жизни. Наибольшую активность проявляло в 1920-е. Во многом это было связано с личностью его председателя Ф. С. Павлова, члена Народного Совета и Учредительного собрания Латвийской Республики. Отойдя от активной полит. деятельности, Павлов стремился проводить свои взгляды через СОЛ.

10 окт. 1938 СОЛ перерегистрировано под новым названием "Рижское старообрядческое просветительное и вспомогательное общество". В 1940 оно прекратило свое существование. 17 марта 1940 состоялось, очевидно, последнее годичное собрание его членов, на кот. председательствовал И. Заволоко.

После восстановления независимости Латвийской Республики по инициативе представителей стар. интеллигенции, предпринимателей Р. и Д-пилса СОЛ было восстановлено. 1 июля состоялось учредительное собрание, а 8 авг. 1994 СОЛ было зарегистрировано в Министерстве юстиции Латвийской Республики. Его целью было провозглашено восстановление культуры, традиций стар-ства Латвии, возрождение христианского милосердия, дух.-нравств. образования и воспитания молодежи. СОЛ стремится продолжать традиции "Взаимно-вспомогательного, благотворительного и просветительного общества старообрядцев в гор. Риге", позднее перерегистрированного как "Старообрядческое общество в Латвии". На учредительном собрании было избрано правление из 5 чел.: Александр Белов, Азий Иванов, Николай Иванов, Илларион Иванов и Валентина Кандаурова. Предс. правления избран Илларион Иванов. На втор. заседании правления 15 сент. 1994 было принято решение создать отделения общества в Д-пилсе, Рез., Лудзе, Екабпилсе и Р. При правлении общества созданы комиссии дух. развития, социальной помощи, программно-аналитическая комиссия и предпринимательский совет. Правление СОЛ обратилось к совету РГСО, как гл. хранительнице традиций староверов Латвии, с просьбой о поддержке и с приглашением к совместной подготовке и реализации программ, направленных на благо латвийского стар-ства.

Начало наибольшей активности общества относится к концу 1990-х: были внесены изменения в устав и 10 авг. 1998 СОЛ перерегистрировано в Регистре предприятий Латвийской Республики. Возросло количество его членов. На собрании в окт. 1999 приняты 10 программ, в т. ч. программа сотрудничества с РГСО. 13 сент. 1999 зарегистрирован ежемесячник "Поморский вестник", его учредителями стали СОЛ и РСГО. При участии СОЛ в дек. 1997 прошли мероприятия (в т. ч. конференция), посвященные 100-летию Заволоко, издан сборник "Памяти И. Н. Заволоко", в 2000 состоялись научные чтения "240 лет Рижскому Гребенщиковскому старообрядческому храму". В дек. 1999 Министерство финансов Латвии предоставило СОЛ право на получение пожертвований с налоговыми льготами для жертвователей. В эти годы СОЛ широко получает пожертвования, кот. распределяет среди нуждающихся прихожан РГСО. Активизируется работа по исследованию истории и культуры староверия Латвии, составляются родословные стар. семей, организуются семинары и конференции. В 2002 вышел сборник "Русские в Латвии, вып. 3. Из истории и культуры староверия", изданный совместно с фондом "Веди". В 2003 СОЛ получило грант Фонда интеграции общества на осуществление проекта "Староверие Латвии: исторический опыт, культура и современные процессы в обществе".

·Ист.: Архив Старообрядческого общества Латвии; ЛГИА. Ф. 7071. Оп. 1. Л. 1,2. Лит.: Старообрядческий адрес-календарь на 1911-1912 гг. Рига, 1911, с. 96-101; СК 1937, с. 47; СК 1939, с. 48; Диена, 1994, 11 октября; Поморский вестник, 1999, № 2, с. 20-21; Поморский вестник, 2000, № 3, с. 30; Поморский вестник, 2000, № 4, с. 27; Фейгмане Т. Д., Русские общества в Латвии (1920-1940 гг.). Рига, 1992, с. 46 - 47; Комарова О. А., "Старообрядческая периодическая печать 1905-1917 гг.", Старообрядчество: история, культура, современность. Москва, 1998, вып. 11.Ил. Иванов


СТАРОФОРШТАДСКАЯ ОБЩИНА ДАУГАВПИЛСА, существует с конца XVIII в. Первый молитвенный дом находился на берегу озера Шуню. Он упоминается в хронике строительства Динабургской крепости (1810); закрыт царскими властями в 1855. Согласно архивным данным, в 1861 стар-дцы выстроили новую молельню (возможно, на самом деле возобновили моления в закрытой моленной), в период восстания 1863 в Польше и Литве начали проводить моления. Известно, что здание нынешнего храма построено в 1889 — 1890 взамен обветшавшего старого. Ходатайство о выделении земельного участка было подано властям еще в 1874. В 1906 прихожане СО возвели звонницу с четырьмя колоколами. Во время 1-й мировой войны (1915) иконы, церк. утварь, колокола были отправлены в Рос, а в 1929 — возвращены. 5 окт. 1930 состоялось освящение новой, каменной 18-метровой колокольни, о сооружении кот. позаботился Е. Егоров. На богослужении присутствовали известные стар. деятели М. Каллистратов, Г. Елисеев. 2-я мировая война, послевоенный период принесли тяжкие испытания. Нелегкими оказались и последующие годы. В 1976 пожар уничтожил почти все иконы. Уцелела лишь икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками. Стараниями прихожан, предс. общины К.Ф. Васильевой был осуществлен ремонт храмового строения, восстановлен иконостас. 31 окт. 1990 (тогдашний наст. - М. Поддубников) СО торжест. праздновала 100-летие освящения своего Николо-Покровского храма. Среди гостей были старейший пастырь А. Волков, дух. хор РГСО, причетники др. общин Д-пилса. После молебна была совершена заупокойная лития по почившим наст. и причетникам, состоялся крестный ход. С 2000 наст. служит Т. Е. Кудряшов.

·Ист.: LVIA. F. 378. BS 1864. В. 248. L. 258-260. Лит.: СЦК 1991, с. 42; Гузик А., Жилко А., Старообрядческие храмы Даугавпилса. Даугавпилс, 1999, с. 48-54. В.Б.


СТЕПАН АФАНАСЬЕВИЧ (° до 1710, Рос; • 1792, дер. Балтруки, Курляндия, Речь Посполитая) - известный федосеевский наст. в дер. Балтруки (ныне окрестности Илуксте, Латвия), имевший "степень общего пастыря" Курляндии и Литвы. Выходец из купцов Серпухова в Рос. Совершил путешествие к святыням Киева. Стремление к дух. подвигу побудило его оставить торговые дела и соединиться в 1740-е с братией Гудишкской обители в ВкЛ. Принятый в обитель Гудишкским наст. и добросовестно прослужив три года в монастырской хлебопекарне, он был назначен в церк. причт, "понеже книжен бе", затем благословлен в наст. (до 1752) Отсюда отправился на родину и вернулся вместе с сыновьями Иваном и Никитой, дочерью Парасковией. Сына Ивана определил в Гудишкскую обитель для постижения церк. знаний. Участвовал в Гудишкском соборе 1752. Совместно с Гудишкским иноком Филимоном Петровичем основал моленные в Дегутях (1755 или 1758), Солоцком Поливарке (1763), Видзах (1764). Основав Дегуцкую обитель, он, видимо, некот. время в ней жил. После смерти Афанасия Терентьевича в 1775 стал дух. о. Балтрукской общины и жил там до -конца жизни. По некот. данным он основал также Глубокоровскую общину в Сувалкско-Сейненском регионе Польши. Умирая благословил сына Ивана (Иоанна) в наст., кот. "пас стадо Христово" в Балтрукской и Пущанской общинах.

·Ист.: ДЛ, с. 196-197, 204-206, 246-247; БАН, собр. В. Дружинина, № 189, 22 об. Лит.: Поташенко 1999; Iwaniec 1977, s. 83.В. Б., Г. П.


СТЕПАНОВ Анатолий Федорович (° 12 апр. 1912, дер. Уезжа, ныне Новгородская обл., Рос.; • 5 июля 1997) - наст., член Совета Старейшин Рос. Совета ДПЦ. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн. Постоянно проживал в Выборге. В 1979 благословлен в наст. С 1980 по 1982 служил наст. Ламповской общины (Ленинградская обл.), в 1983-1984 по рекомендации ВСС в Литов. ССР - наст. Муствеэской и Тартуской общин (Эстония). Опекал поморцев в Выборге, Кресцах и поселке Бурга (Рос). После орг-ции в 1988 общины в Новгороде дух. возглавил ее. На учредительном собрании Рос. Совета ДПЦ в 1989 избран членом Совета Старейшин.

·Лит.: КДПЦ 1998, с. 76. А. Безгодов


СТЕПАНОВ Иоанн Федотович (° 1888, дер. Пуща Ков. губ., Рос. имп.; • 17 апр. 1978, дер. Пуща, Аникшчяйский р-н, СССР) - наст. Пущанской общины (Аникшчяйский р-н, Литва). С детства состоял в причте родного храма, начинал псаломщиком. Во время 1-й мировой войны — головщик Московской поморской общины (в Токмаковом переулке). По возвращении на родину зарабатывая на хлеб насущный, продолжал и церк. служение. С 1946 по 1978 - дух. о. Пущанской общины, участник собора СПЦ 1974 в Вил. Похоронен на стар. кладбище ок. дер. Гиряле (Пуща).

·Лит.: СЦК 1979, с. 78. В.Б.


СТЕПАНОВ-КУДРЯШОВ Архип Семенович 1942, дер. Межанишки, Деменская вол. Илукстского у, Латвия; • 2000) - член совета РГСО. Окончил среднюю школу в Д-пилсе, затем - Пушкинское высшее военное училище. 17 лет служил в строительных частях. Закончив заочное отделение Латвийского университета с дипломом учителя истории. Уволившись из армии, работал в школах Р. С 1997 - завхоз школы "Лествица" при РГСО. Автор статей по истории староверия.

·Лит.: СПЦК 2001, с. 123. В.Б.


"СТОГЛАВ" - книга уложений поместного собора рус. Церкви 1551, названная "С" по числу глав, составивших этот сборник. Собор проходил в Москве с конца февр. до начала мая. Речь на открытии произнес царь Иван IV Грозный. Он указал на основную задачу собора - "утверждение веры и исправление церковного благочиния" в связи с гос. "благозаконием" и "земским устроением". Собор определил взаимоотношения дух. и гражданской властей, основанные на принципе самостоятельности церкви в дух. делах. Особым постановлением вменялось строгое соблюдение богослужебного устава, "чтобы по всем церквам церковный чин по уставу и по преданию святых отец был". Собор подтвердил незыблемость двуперстного крестного знамения, обряда крещения в три погружения, сугубой аллилуйи и др. догматов. Глава 43-я отстаивала древние заветы иконописания, внушала необходимость следовать примеру Андрея Рублева и писать иконы "с великим тщанием" и "знаменовать с добрых образцов". Собор предложил избирать дух. пастырей, "как и доселе избирали, грамоте гораздых и житием непорочных". Были также вынесены решения о повсеместном учреждении школ грамотности, устройстве богаделен для нищих и престарелых. Своими постановлениями собор закрепил древлеправосл. догматы, обычаи и предания, упрочил церк. мир, содействовал устранению пороков и злоупотреблений в обществ. жизни. "С" -выдающееся явление в истории рус. церк. права. Постановления в течение долгого времени (1551-1700) "имели руководственное значение". Однако постановления Стоглавого Собора 1551, подтвердившего правильность тех особенностей, в том числе и двухперстного крестного знамения, кот. отделяли рус. обряд от новогреч., были отменены постановлениями собора 1666-1667.

·Лит.: Стефанович Д., О Стоглаве. Санкт-Петербург, 1909, с. 272, 275; Заволоко И., "Стоглавый Собор 1551 г.", СЦК 1972 , с. 4- 6; Старообрядчество 1996 , с. 275-276. В. Б.


СТРАВЕНИКСКАЯ (МУРО-СТРАВЕНИНКСКАЯ) ОБЩИНА, по устным рассказам, основана в 1860-х (или в 1870-х; по др. данным - в 1880) в мест. Стравеники (Трокский у, Вил. губ.; ныне дер. Муро-Стравенинкай, Кайшядорский р-н Литвы). Однако уже в нач. XIX в. в Трокском у. было не менее 47 поселений с рус. жит: Данилишки, Дудишки, Стравеники и мн. др. В 1820-х в Трокском у. проживало, по неполным данным, ок. 1400 рус. "податного сословия", в большинстве своем стар-дцы. Вокруг были польск., литов., а также рус. правосл. поселения. До втор. пол. XIX в. Стравеникские староверы, видимо, были прихожанами Дудишкской общины.

Предположительно в 1895 в Стравениках был построен храм, кот. в 1910 сгорел. Через три года построили новый. Храмовой праздник - Успенье Богородицы. Первым известным дух. о. был Прокофий Каштелянов, участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906); после него с 1911 служил наст. Спиридон Анисименко (° 1863; • сер. 1940-х). После провозглашения закона о веротерпимости в Рос. имп. СО была зарегистрирована и в 1909 насчитывала (совместно с прихожанами Данилишкской общины) 2407 поморцев.

В годы 1-й мировой войны часть прихожан СО, как и мн. жит. Литвы, бежали от немцев на восток. Некот. прихожане СО сражались в отрядах добровольцев за независимость Литвы. Среди них - Ранцев. После провозглашения независимости СО входила в состав СПЦ Литвы. Служение до сер. 1940-х продолжал наст. С. Анисименко, кот., по воспоминаниям современников, "строго держал закон". В 1935 СО насчитывала более 620 прихожан. В дер. Стравеники проживало ок. 400 жит.: 223 стар-дца (43 семьи), 94 правосл. (21 семья), 66 католиков, 19 евреев, 4 татарина. Прихожане СО жили также в окрестных дер. Мартинишки, Страшуны, Новая Слабада и пр. В дер. Стравеники появились сторонники коммунист. движения. В 1939 возникла подпольная коммунист. ячейка во главе с И. Жевжиковым. Однако большинству стар-дцев были неприемлемы коммунист. идеи, пропагандирующие агрессивное безбожие.

В период немецкой оккупации и в послевоенные годы пострадала часть прихожан СО. Мн. местные рус. были вывезены на принудительные работы в Германию, а в 1944 - мобилизованы в сов. армию, некот. погибли на фронте. После 1944 втор. советизация Литвы также сопровождалась репрессиями и массовыми депортациями населения. В Сибирь были вывезены наст. Терентий Пастушков, служивший после смерти дух. о. С. Анисименко, семья Д. Кудряшова и др. прихожане СО. Ок. 1950 по полит. мотивам был арестован и осужден Е. Ф. Рыбаков, служивший наст. во втор. пол. 1940-х после ссылки Т. Пастушкова. В 1950 наст. Зотик Феофилактович Семенов по собственному желанию отказался от служения в СО. Вместо него президиум ВСС в Литов. ССР утвердил наст. Ивана Леоновича Букина. В нач. 1950-х антирелиг. пропаганда нередко перерастала в оскорбления и угрозы со стороны местных властей, поэтому наст. через ВСС жаловались уполномоченному СДРК в Литве. Такой случай отмечен в СО: предс. Стравеникской апилинки Семенков угрожал наст. И. Л. Букину. После него некот. время в СО служил наст. И. И. Алексеев (1952-1956), позже - снова наст. Е. Ф. Рыбаков (1956-1974), участник собора СПЦ 1974 в Вил. В 1969 сгорел храм. В 1974 было построено новое здание храма, вначале без колокольни. В 1974 ВСС на служение наст. в СО был переведен Ф. А. Пастушков.

В 1949 СО насчитывала ок. 700 прихожан, в нач. 2000-х - ок. 85 (в 1997 - ок. 60 исповедников). По переписи 2001, в Кайшядорском р-не проживало 225 стар-дцев. Основными причинами резкого сокращения прихожан СО в конце 1940 — 1960-х была коллективизация и урбанизация. Мн. местные стар-дцы, особенно молодого возраста, уехали в Кайшядорис, К., Вил. В 1970 - 1980-х отток населения из сельской местности края продолжался. С 1989 наст. служит 3. И. Алексеев, позже ставший членом ДС Литвы и участником собора ДПЦ 28 февр. 2002 в Вил. Его стараниями над храмом был возведен купол с крестом. После неоднократных краж в 1990-х храм остался без большинства икон. СО посещают также оставшиеся прихожане Дудишкской общины.

Общинное кладбище, основанное предположительно в сер. XIX в., находится в дер. Мартинишки (Мартинишкес). Кладбища имеются также в дер. Новая Слабада и Страшунай. На одной из могил на Страшунском кладбище есть памятная доска, установленная во втор. пол. XX в., с изображением восьмиконечного креста и надписью: "Здесь покоется предки / Негатины / Отец наставник Савелий / Основатель кладбища в начале / 18-го века Иефим Ефросиния / От проправнука Негатина / Арсения".

·Ист.: LVA.F. R-181. Ар. LB. 39.L. 6; LVA. F. R-181. Ap.l. B. 57. L. 10-15; LVIA. F. 381. Ap. 17. B. 2518; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 7, 9, 26; Историческое наследие (Старообрядческое кладбище дер. Страшунай, Кайшядорский р-н, 5 ноября 2001 г.); Материалы собора 2002; Собрание материалов (Интервью с 3. Алексеевым (° 1920), дер. Муро-Стравенинкай, Кайшядорский р-н, 17 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Список ВСС 1992; Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.:Постановления и доклады 1974,с. 149; СЦК 1985, с. 61; Būčys 1936, р. 86; Gustaitis 2001, р. 295-297; Lietuvos gyventojai 2001, р. 200; Potašenko 1993, р. 53; Sabaliauskaitė 1999, р. 7. Г.П.


СТРАДАЛОВ Василий Львович (◦ 1889; • 1951) — наст. Миновской общины (Зарасайский р-н Литвы) на протяжении многих лет. Служил и в др. приходах Литвы.

·Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; Информация от Ф. Г. Куракиной, август 2001 г.В. Б.


СТРЕЛКОВ Прокопий Титович (° 1904, дер. Микалаюнцы, Браславский у., Вит. губ. Рос. имп.; • 1988, Д-пилс, СССР) - наст. Гривской общины Д-пилса на протяжении 48 лет (с 1940), член ДК при ВСС в Литов. ССР. Первые уроки церк. грамоты преподал ему родной отец Тит Евдокимович. Обучался у известного руковод. староверия Ф. С. Кузнецова. В 1935 окончил курсы вероучителей при Вил. Свято-Покровском храме. До принятия Гривского прихода нес дух. служение в родных местах. Избирался членом ДК при ВСС в Литов. ССР. Смолоду заботясь о постоянном совершенствовании знаний, собрал редкую библиотеку истор. и богословской лит.

·Лит.: СЦК 1989, с. 63. В.Б.





Другие материалы по теме
Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1518

Copyright MyCorp © 2024