В период нацисткой оккупации Польши (сент.
1939-1945). После оккупации страны ВСС в Польше был упразднен (нояб.
1939), один его член - Б. А. Пимонов — кооптирован в состав ЦСС
Литвы, наст. Ф. С. Кузнецов -в состав ДС. 12 стар. общин (из 53 действовавших
на террит. Польши до 1 сент. 1939) отошедшего к Литве Вил. края вошли в состав
СЦ Литвы, а др. общины быв. Вил. воеводства (свыше 30), еще в 1939 попали в
состав СССР. Захватив Польшу, немецкие власти ввели жестокий оккупационный
режим, от кот. страдали все жит. страны. Как и в Литве, была уничтожена почти
вся еврейская община Польши. Вместе с евреями, цыганами, поляками пострадали и
местные рус.
Весной 1941 состоялось перемещение в Литву из захваченного
нацистами Сувалкско-Сейненского региона Польши ок. 9 тыс. стар-дцев (см. Принудительное
перемещение рус. староверов из Сувалкского края). Оккупация и разделы
Польши в 1939, принудительная миграция большинства рус. из
Сувалкско-Сейненского края в 1941 нанесла огромный удар по стар. общинам и ее традициям,
сложившимся на протяжении нескольких столетий на польских землях, начиная с
XVIII в. В итоге перемещения опустели целые (напр., дер. Глубокий Ров, Бяла
Гура, Николаев, Буда Русска, Водзилки и пр.) и пришли в упадок отдельные дер.
(напр., Шуры, Липняки и пр.), разрушен традиционный рус. крестьянский уклад
жизни и хозяйствования. Староверы Польши были обречены на существование без мн.
своих храмов (три из них были тогда разрушены: в дер. Глубокий Ров,
Пиявно-Русская и Штабинки), большинства дух. о., причетников и большинства
верующих, кот. по сговору лидеров Третьего Рейха и СССР были вынуждены
переселиться в сов. Литву.
Сотни рус. были вывезены на принудительные работы в Германию,
некот. попали в концентрационные лагеря. Часть оставшихся староверов были
мобилизованы в немецкую армию, некот. из них погибли на фронте.
На Мазурском поозёрье (Германия 1918-1945). В
этот период в десяти дер. Мазурского поозёрья проживало ок. 1 тыс. рус, среди
кот. было ок. 700 староверов и 300 единоверцев. Центром небольшого, до 1930
изолированного от др. рус. центров Балтии и Польши стар. общества была
Войновская община (тогда Экертсдорф), где служил наст. Максим Дановский.
Недалеко от дер. Войново был расположен Войновский монастырь, достигший
своего расцвета до 1-й мировой войны. Но 1920-1930-е для монастыря были весьма
нелегкими. (В период 1-й мировой войны мн. инокинь Войновского
монастыря немцы не раз вывозили то в Ольштын, то в Цинт (ныне Корнево ок.
Калининграда, Рос), но позже они были отпущены. Монастырь был разграблен). В
1925 в нем проживало 12 инокинь и столько же послушниц, в 1939 — 7 инокинь и 10
сестер-послушниц, кроме них - старики, сироты, больные. Появились материальные
трудности, особенно после экон. кризиса в Европе конца 1920-х-нач. 1930-х.
Важным событием стало торжеств. празднование 100-летия
поселения староверов на Мазурском поозёрье (20 июля 1930) в Войново, вызвавшее
некот. интерес в немецком обществе. На практике же шла германизация небольшой
колонии рус. староверов. Рус. яз. не был запрещен, но немецкие школы и нелегкая
ситуация этноконфессионального меньшинства стимулировали языковую ассимиляцию.
Родным яз. староверы пользовались лишь в религ.-обществ. жизни и дома; непросто
было сохранять религ. традиции и поддерживать национальное самосознание,
особенно среди молодежи: не было своих читален, библиотек, приходилось уезжать
на заработки в южную и зап. Германию.
В 1920-х связи между мазурскими и польскими староверами были
весьма ограничены и практически сводились к почтовой переписке. В 1930 представители
стар. общин -наст. Войновской общины М. Дановский и предс. Трифон Якубовский -
были почетными гостями на 2-м Всепольском соборе стар-дцев в Вил. Собор
одобрил просьбу Якубовского, высказанную от лица своей общины,
"благословить на служение церкви духовного наставника
Миккен-Алленштейнской общины, М. Я. Дановского и выдать таковому установленную
грамоту, а названную общину со всеми прихожанами принять под покровительство
Собора и на будущее время считать подчиненной в духовном отношении всем распоряжениям,
исходящим от В. С. Совета в Польше" (цит. по: Вестник ВСС в Польше, 1931,
№ 1, с. 32). Начиная с 1930 мазурские староверы, родители кот. были федосеевцами,
встали под опеку ВСС в Польше (брачных поморцев). Тогда
несколько оживились связи мазурских староверов с поморскими общинами в Польше и
Латвии. В 1932 и 1936 Войновский монастырь посетили. Н. Заволоко.
Во время 2-й мировой войны мн. стар-дцы были призваны в
немецкую армию, немало их погибло, а некот. из тех, кто остался в живых, не
вернулись из Зап. Европы. Численность местных староверов упала до 458.
В Польской Народной Республике (1945-1989). Если
в 1938 в Сувалкском и Августовском у. действовало 8 общин, насчитывающих не
менее 10 тыс. поморцев, то в 1947 здесь было лишь 3 общины (в Водзилках,
Габово-Грондах и Войново) и ок. 1,5 тыс. староверов; два храма в Сувалках и
Погорелце требовали ремонта, а три были разорены во время войны. После 1945 в
состав Полыни вошла часть быв. террит. Вост. Пруссии (Германия), где в 1968 на
Мазурском поозёрье проживало 412 стар-дцев и 83 единоверца. В послевоенные годы
только Галково и Войново остались населенными преимущественно стар-дцами. После
войны Войновский монастырь постепенно угасал, поскольку не нашлось
желающих поселиться в монастыре. Число насельниц сократилось до считанных
единиц. Перед смертью (1972) матушка Антонина подписала дарственную на
часть имущества поляку-католику Л. Людвиковскому, кот. на протяжении многих лет
помогал монастырю. В 1980-х основная часть ценных икон и книг вывезена в Музей
Вармии и Мазур в Ольштыне.
После 2-й мировой войны в Польской Народной Республике долгое
время действовали лишь эти поморские общины, а поморцы до нач. 1980-х не имели
центрального органа. Однако разрушение Погорелецкого храма в 1982 по решению
местной администрации способствовало, начиная с 1980-х, оживлению деятельности
и сплочению стар-дцев Польши. В 1983 был создан ВСС в Польской Народной
Республике (ныне в Польской Республике). 28 июля 1984 в дер. Габовы-Гронды
Сувалкского воеводства прошел первый после 2-й мировой войны собор Восточной
СЦ, на кот. был избран ВСС в составе 14 чел. Предс. ВСС стал наст. Тимофей
Филиппов, а почетным предс. —Л. Пимонов. В 1984 принятый на этом соборе
устав был утвержден польск. прав-ством. Л. Пимонов создал "Фонд
имени рода Пимоновых" (1985) в Сувалках, чем не только морально, но и
финансово помог сплочению стар-дцев Польши. Важным церк. событием был созыв по
инициативе ВСС собора Восточной СЦ 1988 в Сувалках, ставших центром поморцев
страны.
В Польской Республике (после 1989). В
настоящее время ВСС в Польше объединяет четыре поморские общины: Сувалкскую,
Габово-Грондскую, Водзилковскую и Войновскую с общим количеством верующих до
2,6 тыс. чел., среди кот. - ок. 1 тыс. исповедников.
Центральный в Польше поморский храм в Сувалках построен в
1909 (предс. совета общины Борис Лаврентьевич Кузнецов). Благодаря щедрым
пожертвованиям Л. Пимонова в Сувалках построен обществ. дом для
помещений ВСС. В этом же доме находится конференц-зал и квартира наст. Важным
церк. событием был созыв по инициативе ВСС очередного собора Восточной СЦ 1993
в Сувалках.
Второй храм располагается при кладбище в рус. дер.
Габовы-Гронды, и. о. наст. Мартиниян Владимирович Ефимов. В Водзилках находится
древнейший сохранившийся поморский храм в Польше, памятник архитектуры
(ответственная по храму Евдокия Новиченкова). Службы в этом храме проходят
очень редко, наст. приезжает из Сувалок. На окраине дер. имеется старинное
стар. кладбище.
Богослужения также проводятся в старой каменной моленной в
дер. Войново на Мазурском поозёрье (построена в 1921 на месте сгоревшей в
1920). Уставщик Григорий Сидорович Новиков, предс. общины — Ирина Кузмич
(Кушнерова). Мн. местной молодежи уехало в Германию, откуда по большим
праздникам приезжают в Войново. (В Гамбурге выходцами из Польши была
организована моленная; там они, как и в быв. Пруссии, называются "филиппонами").
В двух километрах от Войново находится Войновский
монастырь. До настоящего времени сохранились его здания, монументальные
сооружения из полевого камня, а также хоз. постройки; монастырю принадлежит 30
га земли. Две старицы преклонного возраста - Фима (Евфимия Кушмер; ° 1916, в
монастыре с 1929) и Лена (Елена Стопка; ° 1912, в монастыре с 1939) - живут в
быв. доме настоятельницы, где в их распоряжении находятся также трапезная и
моленная. 14 мая 2002 скончался совладелец монастыря Л. Людвиковский, все права
перешли к его сыну Кшиштофу, бывшему варшавскому адвокату, переехавшему на
постоянное место жительства в Войново. Вступив в права, новый хозяин активно
занялся туристическим делом.
В Августове сложилась довольно многочисленная группа
поморцев, некот. посещают богослужения в Сувалках и Габовы-Грондах, остальные
под руководством Дмитрия Лукьяновича Ионика собираются на молитву в частном
доме. Высказывались пожелания построить в Августове стар. храм. На месте быв.
стар. храма в Штабинках (разобран во время 2-й мировой войны) установлен
памятный крест. В дер. проживают две стар. семьи - Москвины и Персиановы;
сохранилось стар. кладбище.
15 сент. 2002 на очередном соборе Восточной СЦ в Польше в
Сувалках избран предс. Василий Алексеевич Яфишов, зам. предс. Мечислав
Терентьевич Капланов (с 2004 исполняет должность предс). На соборе было принято
решение отстранить за канонические нарушения и. о. наст. Сувалкской общины
Иоанна Персианова (покинул пост только в конце дек. 2002). С янв. 2003
приглашен и благословлен в наст. Иван Иванович Рыбаков (быв. и. о. наст.
Борисовской общины в Бел.; служил до нач. 2004). Новый Высший Совет принял
решение войти в состав Единого совета ДПЦ и редакционной коллегии КДПЦ
(Москва). Приняты решения о налаживании контактов с стар-дцами в др. странах
(предшественники проводили изоляционистскую политику), о формировании
библиотеки и закупке книг в Рос. (церк. календарей, служебных и истор. книг), о
ремонте храма и обществ. дома в Сувалках (построен 25 лет назад). Быв. школа
находится напротив стар. храма, поэтому после ремонта в ее здании планируется
разместить канцелярию Высшего Совета, помещения "Фонда имени рода
Пимоновых" и "Старообрядческого общества в Польше". Кроме того,
планируется организовать постоянную экспозицию по истории стар-ства в Польше,
кот. со временем может перерасти в музей, разместить библиотеку и т. д. Т. о.,
быв. начальная школа в перспективе может превратиться в поморский культурный
центр в Польше.
·Ист.:
LVA. F. 391. Ар. 4. В. 707. L. 58; Общее вече (Прибавление к Колоколу), 1863,
№25, 15 дек.; Хроника жизни старообрядчества (Древлеправославия), вып. 9-10,
http: //www.staroobrad.ru/ (апрель 2004 г.); Список общин в Польше 1930-е,
Личный архив автора; Труды о съезде 1906; 3-й Всепольский собор; Труды съезда
1925, с. 41— 43, 53-54; "Устав Восточной Старообрядческой Церкви, не
имеющей иерархии, в Польской Республике", Вестник ВСС в Польше, 1929,
№ 1, с. 8-15. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1929, № 3, с. 2; Голубов
П., "Вести из Сувалкского района", Вестник ВСС в Польше, 1930,
№ 2, с. 19-21; Голубов П., "Поместный духовный старообрядческий съезд в г.
Сувалках", Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1—3, с. 14-18; История
Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г. Л. Легензов (илл., компьютерный
набор), 1990-е гг; Календарь ВСС в Польше. Вильно, 1936, с. 48; КДПЦ
2004, с. 86-87; Поташенко 2003а; СПЦК 1995, с. 52; Старообрядческий
календарь на 1930 год. Двинск, б. г., с. 63-64; СЦК 1986, с. 58; Труды
съезда 1925, с. 90; Ярошевич-Переславцев 3., Старообрядцы в XIX веке глазами
иноверческого окружения (2002, рукопись статьи); Arbušauskaitė A., Gyventojų
mainai tarp Lietuvos ir Vokietijos pagal 1941 m. sausio 10 d.
sutartį. Klaipėda, 2002; Grek-Pabisova I., Staroobrzędowcy:
Szkice z historii, języka, obyczajów (Wybór prac z okazji
45-lecia pracy naukowej). Warszawa, 1999; Hedemann O., Historja powiatu
brasławskiego. Wilno, 1930; Iwaniec 1977; Jakubowski W., "Z
historii kolonii staroobrzędowców rosyjskich na Mazurach", Slavia
Orientalis, 1961, R. 10, Nr. 1, s. 81-103; Kižienė В.,
"Prievarta perkeltųjų iš Suvalkų krašto 1941 m.
į Lietuvą asmenų problemos", Molotovo-Ribentropo pakto
pasekmės: 1997 m. rugpjūčio 22-23 d. konferencijos
Marijampolėje medžiaga. Vilnius, 1998, p. 86-102;
Jaroszewicz-Pieresławcew 1995. Г. П.