Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Среда, 2024.04.17, 01:34
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

староверие в Эстонии

СТАРОВЕРИЕ В ЭСТОНИИ. Исконно рус. население Эстонии — староправославные рус. с дониконовских времен проживали здесь с XII — XIII вв. Первые же стар-дцы из Рос. появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII — нач. XVIII вв. В нач. XVIII в. федосеевцами был основан Ряпинский монастырь. В 1718 наст. Константин Федоров перешел на сторону новообрядцев, и вскоре в монастырь по ложному доносу была вызвана воинская команда. Несколько стар-дцев арестовали, и в 1722 ряпинские скиты были уничтожены окончательно. Часть спасшихся стар-дцев обосновалась в дер. Черной (Mustjoe) неподалеку от Нарвы. Большинство же осели в Причудье и в Дерпте (Tartu).

В XVIII в. началось строительство стар. дерев. молелен. Достоверно известно об открытии моленной в Кикита в 1740. К нач. XIX в. были моленные в городах Ревеле и Дерпте, в дер. — Казепель (Kasepaa), Красные горы (Kallaste), Черный посад (Mustvee), Воронье (Varnja), Межа (Piirisaare) и Кольки (Kolkja). В Южной Эстонии (Лифляндии) стар-дцы проживали компактно в 19 дер. по берегам Чудского озера в Дерптском у. в имениях: Флемингсгоф (Laius-Tahkvere), Вотикфер (Votikvere), Кокора (Kokora), Алацкиви (Alatskivi), Кавасту (Kavastu), Кастер (Kastre) и Айа (Ahja) - всего ок. 3000 чел. В самом Дерпте в этот период числилось около 150 староверов.

В Сев. Эстонии (т. е. в Эстляндской губ.) до сер. XIX в. стар. население концентрировалось в двух основных центрах: на сев.-зап. - в Ревеле и на сев.-вост. - вдоль сев. побережья Чудского озера (Сыренец, эст. Alajxe), а также в дер. близ Нарвы — Черная (Mustjoe) и Уха (Uhha). С 1827 по 1857 стар. население Эстляндии сократилось с 208 до 27 чел. Таллиннская (Ревельская) община сократилась почти в шесть раз по сравнению с 1811, но до нач. 1870-х в Таллинне еще действовала моленная и имелось кладбище с богадельней. Во втор. пол. XIX в. на сев. берегах Чудского озера староверы не селились, но зато появились в окрестностях Нарвы в Кренгольме, что связано с развитием легкой промышленности в этом р-не. Почти исчезнувшее из Эстляндии стар. население к концу столетия стало постепенно возрождаться за счет стар-дцев, приехавших из др. местностей.

Во время правления Николая I на прибалтийские губ. также распространялась репрессивная правит. политика в отношении стар. населения. Велся строгий ежегодный учет численности стар-дцев, запрещалось строительство новых молитвенных домов, закрывались старые храмы. В 1830-е в Таллинне продолжала существовать моленная при кладбище, но было строжайше запрещено приписывать к ней новых членов. В Причудских дер. все моленные опечатали, кроме храма в дер. Казепелъ. Часть стар. наст., уличенных в перекрещении правосл., агитации в пользу староверия или критике православия, были определены в правосл. монастыри или высланы в Везенберг (Rakvere, Эстляндия). Потерпев неудачу привить Причудским стар-дцам никоновскую веру, прав-ство с нач. 1840-х стало насаждать единоверие. В 1848 в Черном посаде (Mustvee) в здании запечатанной моленной была открыта единоверческая часовня, освященная в 1849 в церковь. Сюда же было передано реквизированное имущество из стар. моленных Кикита и Черного посада (Муствеэ).

После смерти Николая I положение староверов несколько улучшилось, но их моленные по-прежнему вели полулегальное существование. В 1860-е стали возводить новые моленные, но только в 1883 официально разрешили их строительство и ремонт, правда, с определенными ограничениями. В этот период обновились моленные в Тарту, Калласте, Казепель, Рая (Раюши) и Кикита. Стар. наст. или специально избранных от общины лиц обязали вести шнуровые метрические книги, бывшие ранее в ведении волостных или полицейских управлений. Их скрепляли особыми печатями с названиями стар. обществ.

Развитие капиталистических отношений наложило свой отпечаток на жизнь староверов Эстонии. Многие из них работали на промышленных предприятиях в городах, напр., с 1880-х - на Кренгольмской мануфактуре в Нарве. К концу XIX в. небольшая Таллиннская община (46 чел. по переписи 1897), пополнялась, в основном, за счет приезжих. Более быстрыми темпами в этот период росло стар. население Тарту — 438 чел., что объясняется его притоком из близлежащих Причудских деревень.

Нач. XX в. ознаменовалось принятием важных для стар-дцев законов о свободе вероисповедания (1905) и порядке орг-ции стар. общин (17 окт. 1906). С 1907 по 1913 официально зарегистрированы: Юрьевская (поморская), Казепяская (старопоморская), две Кодецких (федосеевская и поморская), Калластеская (старопоморская), Черносельская (поморская), всего 6 общин. Построен и великолепно оформлен знаменитым иконописцем и ревнителем старины Г. Е. Фроловым храм в Раюшах, построены или отреставрированы моленные в Казепель, Варнье (Воронья) и Межах. Происходит постепенное приобщение стар-дцев к обществ. и полит. жизни. В 1909 причудский наст. Ф. П. Савосткин участвовал в 1-м Всероссийском соборе стар-дцев в Москве. В 1907 образован отдел Союза Русского Народа на острове Пийрисаар, куда входили и стар-дцы.

В 1917 Эстляндская губ. приобретает новые границы и воссоединяется с частью Лифляндской губ., населенной эстонцами -Тартумаа, Вырумаа, Вильяндимаа, Пярнумаа и Сааремаа. В связи с этим весной 1917 проходили собрания представителей рус. дер. в Тартумаа, куда принадлежали Причудские дер. с рус. населением. От Причудья была образована делегация в Петроград с ходатайством об автономии края и пожеланием остаться в пределах Рос. империи. В состав депутации от Муствеэской (Черносельской) общины избран стар-дец П. П. Баранин. В результате падения Временного прав-ства и поражения рос. армии на Зап. фронте Эстония объявила себя независимой республикой. В февр. 1920 в Тарту был заключен мирный договор между Эстонией и Сов. Рос, по кот. Причудье и Печорский край отошли к Эстонии. Начался новый этап в развитии стар-ства Эстонии как равноправного национального и конфессионального меньшинства. Впервые стар-дцы легально принимали участие в полит. жизни страны, участвуя в выборах в парламент. Они входили в Русский Национальный Союз и Русскую крестьянскую трудовую партию. В 1923-1929 П. П. Баранин был избран депутатом от Причудского края во 2-й и 3-й состав Гос. собрания Эстонии.

В течение неполных 20 лет прошло 14 Всеэстонских стар. съездов. К 1926, согласно новому Закону Эстонии об обществах, прошла перерегистрация 12 стар. обществ Эстонии из городов и посадов - Таллинн, Тарту, Муствеэ, Калласте, из дер. - Рая, Кольки (две), Казепель, Кикита, Варнья, Пийрисаар (Межа), Саарекюла (Желачек). В этот период в Эстонии было ок. 10 тыс. стар-дцев. В июле 1928 на V Всеэстонском стар. съезде был принят устав СЦ (Союза) в Эстонии и создан ЦС в составе: Е. Я. Гришаков, 3. А. Кузнецов, П. П. Баранин, Ф. Ф. Пруссаков, И. А. Долгошев, Д. С. Блохин. В ДК избраны наст.: Ф. П. Савосткин, С. А. Кузнецов, Г. Я. Сыщиков, в РК - Ф. Ф. Павлов, К. А. Малышев, Ф. И. Кисляков. В Союз старообрядческих общин Эстонии, официально признанный в 1934, входило 12 общин. При перерегистрации изменения устава в 1936 к нему добавилось еще стар. общество дер. Малые Кольки (Причудье). В 1930-е стар-ство имело большое влияние на местный уклад жизни рус. населения Причудья в целом. Однако все же ощущалась опасность для традиционного уклада жизни, что неоднократно отмечалось на Всеэстон-ских стар. съездах. Необходимо было прилагать определенные усилия для поддержания традиций и веры, применять новые методы работы с молодежью, чтобы не утерять своих позиций. С этой целью в Тарту в 1930-е работал стар. кружок молодежи под руководством Л. Гришакова, в кот. И. Кулев обучал молодежь крюковому пению. В Муствеэ и Кикита были организованы культурно-просвет. курсы. Нач. 1930-х ознаменовалось открытием самой большой в Эстонии моленной в Черном посаде (Муствеэ). Была построена новая моленная в Таллинне, надстроена колокольня молитвенного храма в Тарту, обновлена Кикитовская моленная, по всей Балтике разнеслась слава о красоте Раюшского храма, расписанного Г. Фроловым и его учениками. Стар. общины Эстонии регулярно общались с дух. центром балтийских стар-дцев Р. В Эстонию приезжал рижск. стар. хор, неоднократно посещал Таллинн и Причудье И. Н. Заволоко. Здесь он записывал дух. стихи и выступал с лекциями. На весь мир прогремела знаменитая иконописная мастерская Г. Фролова. Его ученик П. Софронов перед нач. 2-й мировой войны был приглашен в Ватикан. Выходили книги, посвященные знаменному пению и дух. жизни стар-дцев.

Оккупация Эстонии сов. войсками в 1940 и немецкая оккупация 1941—1944 нанесли непоправимый урон стар. жизни. Часть стар-дцев стали жертвами репрессий, началась агрессивная атеистическая пропаганда. С нач. немецкого вторжения в июле 1941 от зажигательной бомбы сгорел стар. храм в Тарту, в результате военных действий были сожжены Муствеэская и Кикитовская моленные, а в 1944 погиб прекрасный Раюшский храм - творение иконописца Г. Фролова.

В первые послевоенные годы, несмотря на трудные условия жизни, при кот. стар-дцы были вынуждены вести полуподпольный образ жизни, заново построили ряд моленных домов в Причудье. Наст. должны были фиксировать своих прихожан и постоянно находились под контролем органов внутренних дел и СДР. Моленные посещали в основном женщины и старики. Причудье пустело, молодежь перебиралась в города. Велась широкая антирелиг. пропаганда, причем стар-дцы высмеивались, как темные и отсталые люди. Власти чинили наст. всевозможные препятствия в деле распространения веры.

Возрождение стар-ства стало возможным с восстановлением независимости Эстонии в 1991. В 1995 после многолетнего перерыва продолжил работу Союз старообрядческих общин Эстонии. Была восстановлена 50-метровая колокольня в Раюшах, началась реставрация уникальных книг из Раюшской библиотеки. В Кольках и Варнья возникли музеи стар. быта. В школах Причудья детям староверов начали преподавать церк.-слав. язык и Закон Божий. Многолюдные престольные праздники устраивались в Муствеэ, Калласте и на Пийрисааре.

Об интересе к староверию и поддержке его со стороны различных орг-ций свидетельствуют такие факты, как проведение в 2000 в Тартуском университете международной научной конференции, посвященной староверам. Действует проект ЮНЕСКО, посвященный стар-дцам Причудья. Были выделены средства на изучение староверия Эстонским научным фондом. Фильм об эст. стар-дцах режиссера П. Симма был показан по телевидению и на многих научно-культурных мероприятиях. Хотя эстонцы доброжелательно относятся к стар-дцам, но десятилетия атеистического воспитания дают о себе знать. Наст. - люди, как правило, преклонного возраста, но в некот. моленных их нет или и. о. наст. служат женщины. Молодежь приходит в храм по праздникам. Недостает знатоков знаменного пения. Староверы нарушают запреты: курят, не соблюдают посты. По сравнению с довоенным временем число стар-дцев уменьшилось вдвое - 5 тыс. вместо 10 тыс. Исчезла стар. община в дер. Межа. В Эстонии нет ни стар. газет, ни журналов. То, что Причудье постепенно становится туристическим центром, мешает развитию традиционной религ. жизни староверов. После закрытия рос.-эст. границы и развала богатых рыболовецких колхозов жит. Причудья потеряли рынок в Петербурге, ощущается безработица. Молодежь уезжает в город и местное население стареет. Экон. трудности не могут не оказывать негативного влияния на причудцев, они боятся будущих перемен. В сент. 2003 большинство жит. Причудья голосовали против вступления Эстонии в Европейский Союз.

·Ист.: ИАЭ. Ф. 29. Оп. 7. Д. 62; ИАЭ. Ф. 298. Оп. 2. Д. 263; ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д. 4873, 4874; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1376, 2006; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 293, 342, 369. Лит.: Пономарева Г., Русские староверы Эстонии = Vепе vanausulised Eestis = Russian Old Believers in Estonia. Б. м., б. г.; Пономарева Г., "Старообрядчество", Русское национальное меньшинство в Эстонской республике (1918-1940). Тарту, 2000, с. 53-55. Г. Пономарева



Другие материалы по теме
Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1584

Copyright MyCorp © 2024