4) Поморский период (с 1918). Это период
окончательного утверждения вероучения и религ. практики поморцев, распространения
самоназвания "поморцы", а также формирования полной структуры ДПЦ
(СПЦ) Литвы и выделения национальных религ. центров в К. (1922-1944) и Вил. (с
конца 1944). На протяжении всего XX в. потери и приобретения стар-ства Литвы,
как и европейского христианства в целом, были велики и ошеломительно
неожиданны, и весь его облик существенно изменился. В отличие от стар-ства в
сов. Рос, 1920-1930-е для стар-ства в Литве были по большей части
благополучными. Небывалым испытанием был вызов тоталитаризма в нач. 1940-х,
кот. абсолютно всерьез понимал себя как новую религию, расчищая себе путь
пропагандой и насилием. Правда, в послевоенные годы яростная антирелиг.
политика сов. прав-ства была смягчена, и советизация Литвы проходила под знаком
борьбы с "пособниками фашизма" и "буржуазного
национализма", что нисколько не помешало Н. Хрущёву обновить планы
скорейшей ликвидации веры в Бога.
СПЦ в Литве (1918-1940). После 1-й
мировой войны стар-дцы в Литве (в 1920-1939 без Вил. края), достигшей
независимости традиционно катол. стране, составляли религ. меньшинство. В
отличие от рус. правосл. XIX в. и рус. эмигрантов из сов. Рос, староверы были
старожилами Литвы, потомки кот. поселились здесь во втор. пол. XVII— XVIII вв.
Стар-дцы были лояльными гражданами независимой Литвы; десятки их участвовали в
боях за независимость страны (1918-1920). Вслед за объединением стар-дцев и
созданием высших органов управления СПЦ прав-ство Литвы 20 мая 1923 издало
"Временные правила, регулирующие отношения между старообрядческой
организацией Литвы и Правительством Литвы".
Согласно этим правилам, гос-во впервые признало автономию СПЦ
в Литве, а ее деятельность получила юридическую основу. Начиная с 1925
прав-ство регулярно оказывало ЦСС Литвы некот. финансовую поддержку.
Наст. за ведение метрических книг получали зарплату из бюджета. Стар. историк
И. Прозоров назвал 1920-1930-е "периодом полной свободы
вероисповедания и равноправия старообрядцев с другими религиями" в Литве,
а также в Латвии, Эстонии и Польше, в то время как в сов. Рос. шла, по его
словам, "борьба с безбожниками". С точки зрения руководства СПЦ,
отношение прав-ства к стар-дцам было весьма благожелательным. Стар-дцы выражали
благодарность гос-ву за веротерпимость, предоставленные им права и внимание. В
этот период рус. стар-дцы стали интегрированной этнической группой литов.
общества. В 1923 в Литве проживало более 32 тыс. стар-дцев-поморцев, а в сер.
1930-х - свыше 42 тыс. или почти 2% более чем 2,3 млн. жителей страны.
В 1918—1940 завершился процесс формирования полной структуры
СПЦ в Литве. 6 мая 1922 в К. состоялся 1 -й Вселитов. съезд стар-дцев, избравший
высший орган управления СПЦ между съездами - ЦСС Литвы. В разное время
предс. ЦСС были В. Прозоров (1922-1934), А. Ефремов (1934-1938),
назначенный указом министра народного просвещения вместо отстраненного В. Прозорова,
с 1938 по 1940 - И. Прозоров. В 1923 при ЦСС создана ДК из пяти
наст., кот. решала канонические вопросы. В 1920 - 1930-х в Литве состоялось 8
стар. съездов.
В 1922-1940 ЦСС сыграл огромную роль в объединении поморских
общин, налаживании внутреннего управления и упрочении юридического положения
СПЦ в Литве. ЦСС объединял 54 (53) стар. общины, кот. обслуживали свыше 50
наст., созывал Вселитов. съезды стар-дцев и наст. в К., оказывал помощь
в ремонте и строительстве новых молитвенных домов (было построено не менее 9 новых
храмов). ЦСС была проделана значительная работа по упорядочению метрикации в
общинах; метрические книги были юридическим документом, с 1923 велись на литов.
яз., позже также и на рус. яз. Регулярно отмечались религ. праздники,
организовывались церк. и молодежные хоры. Благотворительную помощь получили
сотни членов общин. При содействии ЦСС в 1929-1940 в К. работало Стар.
женское благотворительное общество. Важным достижением было проведение в
1931-1933 Литов. стар. дух. курсов в К., способствовавших оживлению
религ., обществ. и культурно-просвет. деятельности СПЦ в Литве. Участники
курсов издавали журнал "Китеж-Град". В 1920-1930-х
налаживалось издание дух. и богослужебной лит., учебников, календарей и
журнала; всего вышло ок. 10 изданий. В первой пол. 1920-х стар-дцы принимали
участие в полит. жизни страны. В Сейме с 1923 по февр. 1926 был представитель
стар-дцев -депутат Е. Ерин. Он защищал полит., экон. и социальные права
рус. меньшинства, в т. ч. по вопросам земельной собственности и просвещения.
Защищая интересы рус. Литвы, ЦСС тесно сотрудничал с "Демократическим
союзом граждан Литвы русской национальности" (его предс. были стар-дцы Е. Ерин
и М. Удалое), участвовавшем в выборах в Сейм в 1926.
ЦСС поддерживал хорошие отношения с СПЦ Латвии и Эстонии, его
представители участвовали в соборах, съездах и др. мероприятиях, проводимых в
этих странах. Связи со стар-дцами в Польше некот. время были затруднены,
поскольку дипломатические отношения между Литвой и Польшей были прерваны. В
конце 1930-х стар-дцы Литвы приняли участие в работе межгосударственной
предсоборной комиссии по подготовке программы стар. съезда балтийских стран и
Польши, одно из заседаний кот. прошло в апр. 1939 в К. После присоединения Вил.
края к Литве (нояб. 1939) ВСС в Польше был упразднен, а один из его
членов - Б. Пимонов - кооптирован в состав ЦСС Литвы, наст. Ф. Кузнецов
- в состав ДС. Некот. время ЦСС объединял ок. 65 стар. общин в Литве (с
конца 1939 вместе с урезанным Вил. краем).
Первый
сов. период (июнь 1940 - июнь 1941). После
оккупации Литвы и введения сов. законодательства летом 1940 ЦСС официально
прекратил свое существование, поскольку с июля 1940 сов. власти перестали
финансировать деятельность ЦСС, а 21 авг. был отменен временный закон о
положении стар. религ. орг-ции в Литве (1923). Среди выходцев из стар-ства
появились сторонники коммунист. движения. До 1940 некот. из них были членами
подпольной коммунист. партии Литвы, а в первый сов. период работали в партийных
или гос. структурах. Однако, несмотря на определенные иллюзии и дезориентацию
населения, большинству стар-дцев было неприемлемо агрессивное безбожие
коммунист. СССР (масштабы массового террора в СССР не были известны). Весной
1941 состоялось перемещение в Литву из захваченного нацистами Сувалкского
региона Польши ок. 9 тыс. стар-дцев (см. Принудительное перемещение рус.
староверов из Сувалкского края). Вскоре антирелиг. пропаганда переросла в
репрессии. 15 июня 1941 предс. ЦСС И. Прозоров и др. быв. члены совета и
десятки верующих были арестованы и сосланы в Сибирь.
Годы
нацистской оккупации (1941-1945). Захватив
Литву, немецкие власти ввели жестокий оккупационный режим, от кот. страдали все
жители страны. Была уничтожена почти вся еврейская община Литвы. Вместе с
евреями, цыганами, литов. пострадали и местные рус., особенно те, кто ранее
сочувствовал сов. власти, подозревался в этом либо сотрудничал с сов.
партизанами. Среди жертв было немало староверов или лиц, происходивших из стар.
семей. Сотни рус., среди них и стар. наст., были расстреляны. Так, нацисты и их
местные пособники провели групповые экзекуции в окрестностях Рокишкиса,
Багдониса, Ужусаляй, дер. Милюнай, Поливарок и Балтрамишкис. Сотни рус. были
вывезены на принудительные работы в Германию. Как и др. конфессиональные
общества, рус. стар-дцы под сенью смерти старались поддерживать хотя бы
минимальную обществ.-религ. жизнь.
На оккупированных террит. нацисты стремились контролировать
все области жизни общества, но их политика не имела такой жесткой антирелиг.
направленности в отношении христианских Церквей, как сов. идеология и практика.
19 июня 1942 рейхскомиссар Лозе издал постановление о правовом положении религ.
орг-ций в Остланде. 5 марта 1942 был восстановлен ЦСС в Литов. генеральной обл.
во главе с Б. Леоновым, кот. действовал до нояб. 1943 (официально - до
янв. 1944). Восстановление религ. деятельности СПЦ Литвы сопровождалось
выборами советов стар. общин и не всегда канонически обоснованными перемещением
или отстранением некот. наст. Кроме того, ЦСС заботился о стар-дцах из
Сувалкского края, оказавшихся после повторного принудительного перемещения в
критическом положении. Были организованы сбор пожертвований для них, расселение
в стар. дер. и пр. По решению совещания наст. и представителей стар. общин 18
нояб. 1943 в К. управление СПЦ было реорганизовано. С разрешения немецких
властей 28 янв. 1944 на смену ЦСС пришел ВСС в Литов. генеральной обл. во
главе с Б. Пимоновым.
Второй сов. период (июль
1944 — март 1990). Летом 1944 сов. войска заняли большую часть
террит. Литвы, мн. староверы были мобилизованы в сов. армию, некот. из них
погибли на фронте. Вооруженное вытеснение немецких войск завершилось в янв.
1945. Положение стар-ства в период втор. сов. оккупации менялось. 1944 - 1953 -
это наиболее тяжелые и трагические годы сов. периода и для СПЦ Литвы. Надежды
на объединение стар-дцев-поморцев на всей террит. СССР во главе с ВСС в
Литов. ССР в новых полит. условиях не оправдались. Сов. власти резко
воспрепятствовали объединению беспоповцев, запретили предс. ВСС в
Литов. ССР И. Романову посещать стар. общины за пределами Литвы, а в
1945 - 1947 ограничивали возможность проведения заседаний ВСС в Вил. Было
национализировано имущество церк. орг-ций, а здания храмов переданы в
долгосрочную аренду (закон от 19 июня 1948). Начатая перерегистрация религ.
общин фактически уничтожила автономию СПЦ и привела к изъятию храмов и закрытию
мн. стар. общин. Стремясь усилить контроль за религ. жизнью стар-дцев, власти в
1948 вынудили И. Романова оставить должность предс. ВСС в Литов. ССР,
обвинив его в финансовых злоупотреблениях. Массовые депортации жителей
Литвы коснулись и стар-дцев. В лагеря и ссылку были отправлены руковод. СПЦ и
свыше десяти наст. Среди них - И. Романов, В. Прозоров (повторно),
наст. А. Волков, наст. К. Ф. Рыбаков и др.
Жесткая антирелиг. политика властей усложнила деятельность
СПЦ. Ее руководство испытывало мощное давление властей и спецслужб. Во имя
сохранения и защиты христианских ценностей руководство СПЦ шло на компромиссы и
внешние проявления лояльности, предпринимало различные сложные маневры. Отнюдь
не безопасная игра создавала видимость солидарности СПЦ и сов. властей. Новый
предс. ВСС в Литов. ССР наст. Ф. Кузнецов, не будучи приверженцем
антирелиг. системы, после войны и жестокостей нацистской оккупации, видимо, подвергся
влиянию сов. патриотической пропаганды и иллюзиям в отношении сталинского
режима. В мае 1948 появилось неоднозначное постановление ДС о том, что "на
основании Священного Писания Старообрядческая Церковь <...> советскую
власть признавала и признает богоустановленной властью". С конца 1940-х
СПЦ была втянута в движение за мир, кот. служило гл. обр. пропагандистским
целям сов. прав-ства.
После смерти Сталина (1953) и особенно после 1956 сов.
тоталитарный режим незначительно смягчился. В 1954 власти позволили ВСС в
Литов. ССР совместно с РГСО и московскими стар-дцами возобновить
свой ежегодник— СЦК. Смещение Хрущёва в 1964 явилось в какой-то степени
положительным моментом для СПЦ и др. вероисповеданий, положение кот. оставалось
стесненным и ограниченным, но менее непредсказуемым. В конце 1960-х в среде
молодой интеллигенции возникло стремление к дух. нонконформизму, развившееся
впоследствии в правозащитное гражданское движение, охватившее и церк. круги
Рос. и Литвы. Аналогичные настроения были выражены в обращениях к сов. властям
не только ВСС, но и отдельных наст. (напр., обращение к властям в 1977 наст.
Укмергской общины Н. Васильева), стремящихся более смело выявить и
разрешить возникшие острые религ. проблемы СПЦ. Определенное, но недостаточно
организованное инакомыслие части наст. и активных поморцев сказалось, в
частности, в участии 25 "неприглашенных" на соборе СПЦ 1974, их
репликах и заявлениях на соборе об антихристовой сути властей и т. п.
Руководство ВСС под давлением властей (и используя его иногда в своих целях)
было вынуждено реагировать на деятельность церк. оппозиции, замалчивать ее или
применять административные дисциплинарные меры. До 1987—1988 продолжалось
прямое вмешательство гос-ва в дела СПЦ и контроль за ВСС в Литов. ССР, прежде
всего со стороны СДР в Литов. ССР, стремившегося ограничить деятельность ВСС,
ослабить влияние постановлений собора на стар. общины. Видимо, поэтому руковод.
ВСС, приспосабливаясь к коммунист. режиму, неоднократно публично декларировали
поддержку внутренней и внешней политики сов. прав-ства, свободу вероисповедания
в стране, призывали верующих быть лояльными, исполнительными и активными
гражданами. ВСС в Литов. ССР стремился к бесконфликтным отношениям с
сов. властями и вместе с тем деятельно заботился о сохранении стар. традиций и
развитии религ. жизни СПЦ в условиях жесткого законодательства в области
свободы совести и антирелиг. политики. В 1974 в одном из отчетов уполномоченный
СДР в Литве писал, что постановления собора СПЦ 1974 — не что иное, как
попытка, "прикрываясь позитивными решениями, продолжать борьбу за
дальнейшее выживание Церкви".
Тысячелетие Крещения Руси (1988) обозначило важное изменение
сов. религ. политики. 31 июля 1988 в Вил. торжест. прошел собор СПЦ, избравший
новый состав ВСС в Литов. ССР. Деятельность обновленного ВСС началась в
пору упадка сов. строя, когда гос-во оказалось не в силах противодействовать
настояниям СПЦ реализовать "свободу совести и вероисповедания". В
этом направлении действовали не только ВСС в Литов. ССР, но и вновь
созданные в 1989 Центральный Совет ДПЦ Латвии и Рос. Совет ДПЦ, а
также целый ряд общин. Воля и решимость, проявленные СПЦ для достижения
прочного положения в обществе, дали желаемый результат.
Религ. жизнь СПЦ. Деятельность ВСС в Литов. ССР. До
конца 1980-х ВСС в Литов. ССР с местопребыванием в Вил. был высшим
органом управления СПЦ и единственным уцелевшим дух. центром СПЦ в СССР,
фактически опекавшим несколько сот поморских общин. 21-23 окт. 1944 по
инициативе ВСС в Вил. прошел съезд наст. и представителей стар. общин Литвы, а
также Латвии, Бел. и Москвы, утвердивший новый состав ВСС и ДС. В дек. 1944
пленум ВСС в Литов. ССР избрал предс. ВСС И. Ф. Романова. Стремясь
к единению поморцев в СССР, 11 апр. 1945 втор. пленум ВСС в Вил. принял
решение расширить свою деятельность среди стар-дцев Прибалтики и Бел.,
пополнить состав ВСС представителями этих регионов, а также постановил просить
СДРК в Москве восстановить в правах Всероссийскую СЦ, не имеющую дух. иерархии,
утвердить ее устав и законное руководство. Сов. власти резко воспрепятствовали
объединению беспоповцев в СССР. После смещения Романова, в
1948-1965 предс. ВСС в Литов. ССР и предс. ДС был наст. Ф. Кузнецов; затем
в 1965—1968 предс. ВСС был наст. И. Никитин, исполнявший до 1993 также
обязанности предс. ДК; в 1968-1993 предс. ВСС в Литов. ССР был И. И. Егоров.
В конце 1940-х СПЦ объединяла 74 стар. общины с 66720 верующими в Литов.
ССР (по др. сведениям до 88 тыс. чел.). В 1945-1953 некот. стар. дер. опустели
в результате коллективизации, борьбы сов. власти с так наз. резистенцией и
отчасти ответных карательных действий литов. партизан, а также переселения
стар-дцев в города Литвы, Латвии и Калининградской обл. В 1953 из 74 стар.
общин, существовавших в 1944, осталось 58 (9 из 16 закрытых общин якобы
"самоликвидировались"); их обслуживал 51 наст. Антирелиг. политика
властей и преследование Церкви, а также коллективизация, индустриализация и
урбанизация, кот. сопутствовала миграция стар-дцев из сельской местности,
негативным образом повлияли на положение стар. общин прежде всего на селе. Если
в 1950-1980-х количество зарегистрированных общин лишь снизилось, то
численность прихожан и наст. значительно сократилась, особенно в сельских
общинах. Так, в 1969 в Литве было 56 общин и свыше 40 наст., в 1992 - 51 община
и 11 наст.; согласно данным руководства Церкви, в Литве было до 70 тыс.
стар-дцев или даже больше (данные, видимо, преувеличены). Тем не менее, резко
возросла численность стар. общин в Вил., К., Клайпеде, Зарасай и в др. городах.
Начиная с 1970-х остро встала проблема надлежащей подготовки наст. для стар.
общин. Но этот вопрос остался нерешенным, хотя ВСС неоднократно предпринимал
попытки получить разрешение сов. властей на открытие дух. школы.
ВСС в Литов. ССР администрировал стар.
общины Литвы, а также дух. опекал мн. поморские и отчасти федосеевские общины
СССР, признававшие его авторитет. Не имея возможности провести собор СПЦ (до
1966), ВСС созывал свои пленумы (совместно с ДК), съезды наст. и представителей
общин Литвы, Латвии, Бел., а также заседания, на кот. решались текущие церк.,
богослужебные и канонические вопросы. Важными событиями в истории Церкви были соборы
(съезды) СПЦ, созывавшиеся по инициативе ВСС в Литов. ССР в Вил. в
1966, 1974 и 1988. Состоявшийся в окт. 1966 собор СПЦ был посвящен
300-летию стар-ства. На нем присутствовали представители поморских приходов из
Латвии, Эстонии, Бел., Украины и Рос. Мн. из них начали признавать дух. опеку ВСС
в Литов. ССР. На соборе СПЦ 1974 присутствовали 116 наст. и ок. 400
представителей поморских общин СССР. Одно из постановлений этого собора
касалось снятия на поместном соборе РПЦ (1971) анафемы на старые обряды, кот.
устранило гл. причину многовековых напряженных отношений между ветвями рус.
православия. Собор СПЦ 1988 в Вил. был посвящен Тысячелетию Крещения
Руси.
С нач. 1970-х СПЦ
участвовала в экуменическом движении. Это проявилось в сближении с РПЦ и
участии представителей стар-дцев в религ. и миротворческих мероприятиях,
проводимых по инициативе РПЦ. В 1970 — 1980-х сложились достаточно хорошие
взаимоотношения между СПЦ и Катол., Евангелико-лютеранской Церквями Литвы.
Миротворческая
деятельность. СПЦ Литвы после оккупации и советизации
страны с конца 1940-х должна была проявлять лояльность путем активного участия
в так наз. "борьбе за мир" и политике "мирного
сосуществования", поддержке текущих потребностей сов. внешней политики.
Власти разрешили деятельность ВСС в Литов. ССР, формально ограничив его
влияние стар. общинами Литвы, и позволили СПЦ установить миротворческие связи с
РПЦ и др. религ. орг-циями с целью прикрыть преследования религии. В 1952-1989
"миротворческая деятельность" СПЦ, наряду с др. Церквями,
обеспечивала ей некот., хотя и малозначительную, роль в обществ. жизни СССР.
Значение этой роли преувеличивалось сов. властям и ВСС; по словам руковод. СПЦ,
это был "священный долг Церкви и каждого человека". Не представлявшая
значительной угрозы для коммунист. режима и относимая к периферии рус. культуры,
СПЦ выступала как одна из конфессий СССР, среди кот. роль лидера отводилась
РПЦ, и участвовала в мирных конференциях и совещаниях, не находивших почти
никакого отклика в стране, но на Западе считавшихся символом стремления к миру
всех вероисповеданий в СССР и мнимой их свободы. 9 мая 1952 в Загорске, в
Троице-Сергиевой лавре состоялась, как писал СЦК на 1955, "первая в
истории человечества" конференция всех Церквей и религ. орг-ций в СССР,
посвященная защите мира во всем мире, созванная патриархом Московским и всея
Руси Алексием. В ней приняли участие и представители ВСС в Литов. ССР. Подобные
конференции проводились в Советском Союзе и за рубежом. "Общественная
роль" СПЦ проявлялась и в заявлениях президиума ВСС, поддерживающих
обращения Всемирного Совета мира и др. орг-ций против подготовки атомной войны
(напр., в марте 1955), сотрудничестве ее руковод. с литов. Комитетом защиты
мира. ВСС созывал совещания наст., на кот. обсуждался вопрос "защиты
мира", рассылал обращения к наст. и верующим с призывом бороться и
"неустанно молиться за мир"; в храмах читались проповеди на эту тему.
Заявления президиума ВСС и его предс. неоднократно публиковались в СЦК (в 1955—1957,
1986 и пр.) и светской печати. В 1950-1980-х участие СПЦ в движении в защиту
мира довольно подробно освещалось на страницах СЦК. Некот. деятели СПЦ и
федосеевской общины были награждены почетными медалями сов. Комитета защиты
мира. Значительным бременем для СПЦ являлся "Фонд мира", в кот. ВСС и
стар. общины должны были отдавать немалую часть своего дохода.
Отношения с РПЦ. В сов.
период взаимоотношения между Церквями строго контролировались и
регламентировались властями, поэтому официальные отношения СПЦ с РПЦ сводились
к обмену малосодержательными протокольными посланиями и праздничными поздравлениями,
совместной миротворческой деятельности и изданию в 1970-1980-х при помощи
Московского патриархата нескольких стар. религ. книг. В нач. 1970-х СПЦ
несколько изменило свое отношение к РПЦ. 20 июля 1970 по приглашению
митрополита Никодима предс. ВСС И. Егоров, предс. ДС И. Никитин и
предс. совета РГСО Л. Михайлов встретились с ним в Ленинграде,
где состоялась беседа о развитии контактов обеих Церквей, совместной
миротворческой деятельности, книжной справе патриарха Никона и клятвах
московского собора 1667. В конце 1971 предс. ВСС в Литов. ССР в
качестве гостя принял участие в поместном соборе РПЦ в Москве. Благодаря
стараниям митрополита Никодима, на этом соборе РПЦ отменила анафемы, лежащие на
стар-дцах с 1656 и 1667 (т. е. подтвердила постановление Синода РПЦ от 23 апр.
1929 в части отмены клятв). Стар. обряды признавались такими же
"равночестными" и спасительными, как и новые,
"никонианские". Реакция СПЦ на деяние РПЦ об отмене клятв сводилась к
следующему: стар-ство всегда считало и считает клятвы незаконными и ничтожными,
поэтому для него этот акт не имеет значения и не является поводом для
соединения; однако СПЦ должным образом оценивает этот шаг, устраняющий взаимную
отчужденность и неприязнь, создающий предпосылки для лучшего взаимопонимания (СЦК
1972).
СПЦ
в Литов. Республике (после1990). С провозглашением
независимости Литвы 11 марта 1990 начался новый период в истории ДПЦ.
Восстановленная Литов. Республика характеризовалась демократизацией общества и
атмосферой религ. терпимости. По закону, принятому в нояб. 1989, ДПЦ получила
статус юридического лица. Конституция Литовской Республики (1992), законы о
религиозных общинах и сообществах (1995), о порядке восстановления права
религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество (1995) и др.
законодательные акты урегулировали отношения между Церковью и гос-вом,
предоставили ДПЦ автономию, позволили вернуть свое имущество и пользоваться им.
ДПЦ является одной из десяти официально признанных традиционных религ. орг-ций
Литвы. Прав-ство ежегодно выделяет стар-дцам, как и др. традиционным Церквям,
некот. финансовую помощь.
Однако прошедшие 14 лет для ДПЦ Литвы были периодом не только
религ. подъема, но и нарастания конфликтов в отдельных общинах и церк.
руководстве, кот. ныне утратили прежнюю остроту, но все же окончательно не
прекратились. Важным событием было принятие устава СПЦ, утвержденного 22 нояб.
1990 на общем заседании ВСС и ДК в Вил. В 1989-1990 ВСС Литвы в
действительности постепенно становился органом управления ДПЦ Литвы и дух.
опекал лишь те стар. общины в республиках и регионах СССР (как показали
дальнейшие события, кратковременно), в кот. до того времени не было своих дух.
центров. Несмотря на создание руководящих органов ДПЦ в Рос. и Латвии, до 1998
руководство ВСС в Литов. Республике все же стремилось сохранить статус
международного религ. центра. В июле 1993 предс. ВСС И. Егоров и предс.
ДК И. Никитин, оба преклонного возраста, ушли на покой. И. о. предс. ВСС
был избран наст. В. Васильев, и. о. предс. ДК - наст. 1-й Д-пилсской
общины А. Жилко. 28 июля 1996 ВСС в Вил. созвал собор ДПЦ, в кот.
приняли участие наст. и делегаты от стар. общин Литвы (36 из 56 или 57 общин
страны), Латвии, Польши и Эстонии. Предс. ВСС был избран В. Васильев, предс.
ДК - А. Жилко. Кроме того, был создан ЦСС Литвы с
местопребыванием в К.; его предс. избран наст. Укмергской общины И. Ефишов. Этот
ЦСС Литвы не был зарегистрирован и на соборе 28 марта 1998 в Вил. был
упразднен.
В 1997-1999 в Вил. прошли три внеочередных Вселитов. собора
ДПЦ. На последнем из них 18 апр. 1999 предс. ВСС избран рокишкский наст. А. Кудряшов.
Министерство юстиции не регистрировало этот ВСС ДПЦ Литвы, потому что в
1996 зарегистрировало альтернативный ВСС во главе с Н. Пильниковым (избран
в июле 1995 на съезде группы стар-дцев в Клайпеде; обратился в суд с иском о
передаче ему печати и документов от ВСС во главе с В. Васильевым). Работа
ВСС не ладилась и в янв. 2002, в преддверии нового "объединительного"
собора ДПЦ Литвы (февр. 2002), предс. А. Кудряшов заявил о его
самороспуске.
Т. о., начавшийся в 1988 процесс постепенного оздоровления
ДПЦ, высвобождения из-под "опеки" сов. прав-ства и КГБ, к сожалению,
с 1995-1996 сопровождался нарастающими конфликтами. Еще ранее они проявились в
Зарасайской, К., Вил., Утенской и др. общинах на почве не столько
канонической, сколько административной, финансово-хоз. и личностной. Глубокий
конфликт поразил и высшее руководство Церкви; возник серьезный вопрос о
каноничности некот. соборов или называвших себя таковыми стар. съездов. В
настоящее время (2004г.) в Литве действует Высший Совет ДПЦ во главе с М. Семеновым, избранный
на соборе ДПЦ в Вил. (февр. 2002). При Высшем Совете ДПЦ действует ДС во главе
с наст. Е. Никитиным. В авг. 2003 ВС созвал в Вил. внеочередной собор
ДПЦ Литвы. ВС ДПЦ объединяет 59 стар. общин Литвы (по данным его регистра на
2002). Согласно переписи 2001, в стране проживало более 27 тыс. стар-дцев, т.
е. почти 0,8% жит. (ок. 3,5 млн.). Однако ВС ДПЦ считает данные переписи
неполными и приводит свои цифры в 40-45 тыс. поморцев.
С конца 1980-х и первой пол. 1990-х значительно выросло
количество крещений, увеличилась численность людей, посещающих богослужения,
особенно во время гл. религ. праздников. Однако масштабы подъема религиозности
стар-дцев трудно оценивать, поскольку отсутствуют специальные социологические
исследования. При Вил., К., Клайпедской и некот. др. общинах открыты
воскресные религ.-просвет. школы и кружки церк. пения. С 1990 по 1995 было
построено или открыто 8 стар. храмов и храмовых помещений — в Радвилишкисе
(после 1990), Шилуте (храм в помещении бывшей библиотеки, после 1990), Дукштасе
(летом 1991), Утене (ноябрь 1991), Зарасай (окт. 1992), Шяуляй (1993), Ужусаляй
(храм в помещении бывшего детского сада, 1994), Лаздияй (ок. 1996). В 1996-2004
в Литве был открыт лишь один храм — в Пабраде (Швенчёнский р-н, 2003). В
1990-1995 возникли четыре новые общины — в Утене, Шяуляй, Ужусаляй и Лаздияй.
После 1995 - еще одна - в Пабраде (2003). Кроме того, в 2002 возобновила
деятельность ранее закрытая Кулинская община (Молетский р-н). В 1990 выходило
иллюстрированное издание ВСС в Литве — журнал "Китеж-Град" (№
1-3).
Перед СПЦ Литвы стоят огромные задачи катехизаторского,
социального и морального характера. На нее возлагаются большие надежды.
Собственно говоря, эти надежды слишком большие - ДПЦ не может исцелить в
короткое время болезнь, вызванную разрушениями сов. власти за 45 лет. Это
мышление и нравственность массы людей, кот. систематически воспитывались в
безбожии, в безответственности, в слепом повиновении и постоянной лжи. ДПЦ
Литвы предстоит справиться с рядом сложных проблем, связанных с
институциональным кризисом, расколами и разделениями в общинах, разногласиями
внутри Церкви, материальными сложностями. Не урегулированы до конца отношения с
властями; в результате постановлений судебных органов по поводу конфликтов
между противоборствующими лицами или группами стар-дцев возникла перспектива
создания нескольких религ.-дух. центров. Это серьезно осложняет деятельность
ДПЦ как единой и неделимой в рамках национального гос-ва.
·Ист.:
LVA. F. 391. Ар. 4. В. 708. L. 26; ДЛ; Архив Высшего Совета (ранее - Высшего
Старообрядческого Совета) ДПЦ Литвы (Вильнюс); Труды о съезде 1906; Laikinos
taisyklės 1923; Постановления и доклады 1966; Lietuvos gyventojai 2001;
Материалы собора 2002; Список общин ДПЦ 2003. Лит.: Киселев 1930; Постановления собора СПЦ 1974; Iwaniec 1977;
СЦК 1990, с. 57-59; Деяния собора 1991; Skatikaitė R.,
"Aštunkampio kryžiaus garbintojai", Respublika, 1991,
sausio 5 d.; Potašenko 1993; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995; Старовер.
Информационный вестник, № 10, 5 января 1997 г., с. 2-3; Поташенко 1999;
Gumuliauskaitė 1999; Sabaliauskaitė 1999; Прозоров 2002; Поташенко
2003а; Jasionis 2003. Г. П.