ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - объединение древлеправосл. христиан-поморцев, не имеющих церк.
иерархии, но составляющих единую Церковь на основе соборов и молитвенного
общения (ранее, прежде всего в сов. период,
нередко можно встретить наименование СПЦ; так наз. поморцы, брачные
поморцы, брачные бесполовцы). Согласно
поморцам, в богослужении староверы всегда называют себя правосл.
христианами. Правосл. они называют себя и при общении
между одноверцами, а чтобы подчеркнуть верность
древней правосл. традиции и "не нарушить уже
устоявшейся терминологии", все шире, начиная с 1980-х, употребляется название
древлеправосл. христиане. Поморской Церковь
называется по месту прежнего расположения ее наиболее авторитетного дух. центра
-Выговского общежития, находившегося в
Поморье (истор. название сев. земель Рос. от Карелии
до сев. Урала).
Организационная структура. ДПЦ никогда не была строго централизована.
В июне 2001 в Санкт-Петербурге создан Единый совет ДПЦ. Это орган,
объединяющий дух. центры и
отдельные общины на террит. различных гос-в. В настоящее время в разных странах действуют семь
дух. центров поморцев (в
порядке их первичной регистрации):
1) Рос. Совет ДПЦ (с 1989; в 1909-1930 действовал Совет
Всероссийский соборов и съездов поморцев, приемлющих брак), Москва; предс. - наст. О. Розанов. Объединяет 75 общин, по др. данным—ок. 200. Опекает
также поморцев стран, не имеющих дух. центров, -Украины
(в 1996 - 18 общин), Молдовы, Казахстана (в 1996 - 10 общин) и Киргизии.
2) Центральный Совет ДПЦ Латвии (с 1989; в 1920-1934
действовал Центральный комитет по делам старообрядцев Латвии); и. о. предс. (с сент. 2001) - Аврамий Михайлов,
предс. ДК — наст. Ф. Бехчанов.
Объединяет 51 (делегаты от этих общин участвовали на Гайковском
соборе ДПЦ в Д-пилсе 17 сент. 2001) из 67 общин,
зарегистрированных в Министерстве юстиции Латвии. В 2004 ведется подготовка к
очередному собору ДПЦ Латвии.
3) Высший Совет ДПЦ Литвы (в 1922— 1940 и в 1942-1943
назывался Центральным Старообрядческим Советом Литвы; с 1943 по 2002 — Высший
Старообрядческий Совет), Вил.; предс.
- М. Я. Семенов, предс. ДК — наст. Е. И. Никитин.
Объединяет 59 общин.
4) Высший Совет Восточной Старообрядческой Церкви, не
имеющей духовной иерархии, в Польше (до 1993 Высший Старообрядческий
Совет; действовал в 1925-1939; затем с 1983), Сувалки;
предс. - Василий Алексеевич Яфишов,
а с 21 марта 2004 - и. о. предс. является М. Т.
Капланов, быв. зам. предс. Объединяет 4 общины.
5) Союз старообрядческих общин Эстонии (с 1995; в
1929-1941 действовал ЦСС); предс. - П. Варунин, предс. ДК
- наст. И. Т. Гужов (с дек. 2003) Объединяет 11
общин, среди них две федосеевские.
6) Центральный Совет ДПЦ Бел. (с окт. 1998); предс. - наст.
Полоцкой общины Петр Александрович Орлов. Объединяет 37 общин.
7) Конференция поморских общин в США. Объединяет четыре
поморские общины.
Краткая
история. ДПЦ считает, что ныне Поморская Церковь вступила в третье
тысячелетие своего существования. Поморцы являются "по Духу
правопреемниками той истинной Православной Веры, которая пришла на Русь из
Византии при равноапостольном князе Владимире (988 г.)". Если вспомнить,
что на террит. буд. рус. гос-ва проповедовал святой Андрей
Первозванный, сказавший пророческие слова о воссиянии
благодати Божией на месте буд. Киева (согласно "Повести временных
лет"), то после исполнения этого пророчества можно считать, что Старая
Вера на Руси идет от времен апостольских (см. КДПЦ 2002, с. 5). На протяжении
нескольких столетий Русь называлась Святой, но "по попущению Божию"
Русь потеряла святость и при патриархе Никоне произошел
раскол РПЦ. Москва -Третий Рим, оплот православия -
заволновалась. Начались преследования тех, кто оставался верным древнему
православию. Далеко не все священнослужители были согласны с новыми реформами.
В 1656 состоялся собор в Куржецкой обители, где не согласные с церк. реформами
епископы, архимандриты, игумены, протопопы вынесли решение твердо соблюдать
устои древлеправославия (староверия). На этом соборе епископ Павел
Коломенский на вопрос об угасании священства сформулировал основу
беспоповства - по нужде и мирянин может совершать необходимые церк. обряды. Некот. начали проповедовать о том, что исполнились слова о
приходе антихриста в 1666, написанные в "Книге о вере". Именно собор
РПЦ 1667 с участием вост. патриархов предал анафеме старые обряды и
придерживавшихся их. Фактически клятвы были наложены на все старое благочестие,
в т. ч. и на подвижников рус. земли
- святых. Однако упорство ревнителей старой веры в сопротивлении реформам
вызвало волну жестоких преследований и казней, скрываясь от кот. они бежали на Керженец,
в Стародубье, на Дон, в Сибирь, где основывались их
поселения, скиты и монастыри. Особую притягательность имел старый центр
духовности в Рос. —рус. Север. Самым авторитетным был
Соловецкий монастырь, братия кот. категорически
не приняла церк. нововведений и восемь лет сопротивлялась вплоть до взятия
монастыря царскими войсками в 1676. Первые стар-дцы
начали проникать за границу -в Курляндию (с 1659),
сев. и вост. часть ВкЛ (с 1679 и с 1685) и Швецию (ныне Эстония). В XVIII в. в результате массовой эмиграции
стар-дцев на террит. Речи Посполитой сложились их
крупные общества - как беспоповские, гл. обр. в Инфлянтах, Курляндии, сев. и сев.-зап. части ВкЛ, так и поповские. Значительного
расцвета достигли беспоповцы, прежде всего федосеевцы. С 1699 по
1708 в Русановской обители (Невельский
повет) жил основатель этого течения Феодосий Васильев. Здесь же были
выработаны основные вероучительные принципы ранних беспоповцев-федосеевцев.
Большое значение имел Гудишкский собор 1752.
Постановления этого собора впоследствии были приняты крупнейшим центром федосеевцев
-Московской Преображенской общиной, основанной в
1771. До первого раздела Речи Посполитой (1772) на ее террит. проживало от 100 до 180
тыс. стар-дцев. Позже часть их переселилась на запад страны. Стар. поселения и религ.
общины появились в Сувалкско-Сейненском регионе (ныне
Польша). После третьего раздела Речи Посполитой (1795) значительная часть ее
вост. и сев.-зап. террит., где проживало большинство стар-цев,
попала под власть Рос. имп.
К концу XVII в. среди
части стар-дцев (беспоповцев) складывается убеждение о пришествии
антихриста, "истребившего истинное священство" (новгородские
постановления 1694). Центральное место во взглядах беспоповцев (и ныне
ДПЦ) занимает учение об антихристе. Большинство представителей этого течения в стар-стве проповедует воцарение дух.
антихриста, трактуемого ими как совокупность
разнообразных ересей, проникших в РПЦ. Из признания уже состоявшегося прихода
дух. антихриста вытекает
учение о конечном истреблении им священства и всеобщем бессвященнословном
состоянии: отсюда следовала и невозможность принимать священников из "никонианской" Церкви. Отсутствие духовенства у беспоповцев
повлекло за собой невозможность совершать некот.
таинства. Таинства разделяли по степени их важности для
спасения на "нужнопотребные" (крещение,
покаяние, причащение) и "потребные" (брак, елеосвящение, священство и
миропомазание); последние "по нужде" могут и не совершаться. В
Выговском монастыре, авторитетном дух. центре всего стар-ства,
утвердилось право мирян проводить крещение и исповедь; здесь также существовал
обряд причащения Богородичным хлебом, поскольку беспоповцы учат о
"духовном причащении". С Выговским общежительством
связано появление первых соч. в защиту староверия. Выговцы принимали
участие в написании "Дьяконовых ответов",
поданных поповцами Нижегородскому епископу Питириму в
1719. Выговский киновиарх Андрей Денисов участвовал в создании
знаменитых "Поморских ответов " (1723) - ясном и
систематически составленном объяснении староверия. Хотя в стар-стве
зарождались разногласия, но вплоть до сер. XVIII в. они не были существенными:
после 1765 беспоповцы прекратили попытки искать архиерея за границей,
чтобы сохранить священство, а поповцы не потеряли надежду найти его. XIX
в. стал временем окончательного выявления в стар-стве
нескольких направлений: беспоповцев, среди кот.
сформировались федосеевцы, поморцы, филипповцы,
странники и пр., и поповцев, разделившихся
на белокриничников и беглопоповцев.
В то время как последовательные беспоповцы (федосеевцы и
филипповцы) отвергали и отвергают саму возможность существования законного
брака после иссякания священства, с 1730-х в беспоповстве воз-
никло течение, в кот. признавался институт церк. брака, и наст. начали
благословлять на брачное житие. На рубеже XVIII-XIX вв. в Москве в Покровской
(Монинской) моленной при наст. В. Емельянове
и Г. Скачкове окончательно утвержден бессвященнословный брак (т.
е. церк. брак у приемлющих этот институт беспоповцев). Существование церк.
брака - гл. отличие поморцев от др. беспоповцев. В нач.
XIX в. сложились два течения, установивших разные каноны венчания, — более ранний, возникший в сер. XVIII в., и более поздний (и более
либеральный), утвержденный в 1803 московским наст. Г. Скачковым.
Вероучение и осознание идентичности общин поморского согласия
сложилось в первой пол. XIX в. С нач.
1820-х до нач. 1920-х в ДПЦ (в
поморское брачное согласие) перешло большинство федосеевских общин на совр. террит. Балтии и Польши, а
также зап.
части Бел., среди них ряд авторитетных общин: Дегуцкая
(ныне Литва), РГСО, Вил. и
пр. Т. о., уже в нач. XX в. поморцы, наряду с федосеевцами
и часовенными, стали одним из крупных беспоповских согласий. По некот. оценкам, в то время их насчитывалось до 2 млн. чел.
В конце XIX и нач. XX вв. началась эмиграция
стар-дцев из Рос. имп.,
прежде всего из Сувалкской, Вил. губ., в США, где
позднее возникло несколько поморских общин.
До 1905 нынешняя ДПЦ состояла из
самостоятельных общин (приходов). Центральных органов в ней не было и соборы не
созывались, хотя по инициативе крупных общин проходили региональные соборы или
съезды (напр., в Саратове в 1887, 1896 и пр.; в Вил. в 1901). До нач. XX в. поморцы,
не имеющие не только церк. иерархии, но и единообразного устройства общин
(приходов), применительно к своему согласию слово "Церковь"
употребляли лишь в мистическом, дух. значении, но не в каноническом или юридическом. К нач. XX в. относятся попытки придать структуре поморских общин
единообразие, начинается создание общероссийского (до 1917) и региональных дух. центров. В нач.
XX в. дух. центром поморцев
становится Москва. Храм 2-й поморской общины в Токмаковом
переулке стал всероссийским центром поморцев, в нем происходили соборы,
съезды и формировались координационные советы. В 1909 и 1912 в Москве прошли
1-й и 2-й Всероссийские соборы христиан-поморцев, приемлющих брак, образовавшие
для текущего руководства Всероссийский совет соборов и съездов, дух. советы и ДС. Всероссийский съезд
христиан-поморцев в Москве (1917), в обстановке происходящих в стране
революционных выступлений, одобрил "Положение о Церкви поморцев в
России", предусматривавшее учреждение Высшего Дух.
совета и поместных (краевых, областных,
республиканских) Дух. советов стар-дцев-поморцев
(распущены сов. властями в конце 1920-х).
Процесс становления полной церк. структуры поморцев, неоднократно
прерывавшийся на протяжении всего XIX и нач. XX вв.,
завершился в 1920-1930-х. Однако в новых полит. условиях после 1-й мировой войны верх взяла не столько национально-церк. идея, сколько необходимость церк.
обустройства в новых национальных гос-вах. В
результате в Латвии (существовали два центра), Литве, Польше и Эстонии впервые
были созданы самостоятельные Старообрядческие Церкви (религ.
орг-ции), кот. были признаны новыми гос-вами.
Впервые юридический статус получила в 1928 Восточная Старообрядческая Церковь,
не имеющая церковной иерархии, в Польше. С 1923 юридический статус имела и СПЦ
Литвы, но во временном законе официально говорилось о "старообрядческой
организации Литвы". В 1939— 1941, т. е. в нач. 2-й
мировой войны и после оккупации СССР Литвы, Латвии и Эстонии, легальная
деятельность дух. центров поморцев
Балтии и Польши прекратилась. Во время войны поморцы в СССР получили
легальный статус. Ко времени окончания 2-й мировой войны на террит.
СССР действовал единственный руководящий орган поморцев - ВСС в Литов. ССР в
Вил., созданный еще в 1925 в Польше и в 1943 сформированный из членов быв.
ВСС в Польше и ЦСС Литвы в оккупированной нацистами Литве. 11
апр. 1945 втор. пленум ВСС в Вил.
принял решение расширить свою деятельность среди стар-дцев в Прибалтике и Бел.,
дополнить состав ВСС представителями этих регионов. На пленуме было решено
обратиться в СДРК в Москве с просьбой восстановить в правах Всероссийскую СЦ,
не имеющую дух. иерархии,
утвердить ее устав (принятый Всепольским
съездом стар-дцев в Вил. в 1925, тогда же заново принятый с дополнениями) и
законное, каноническое руководство из числа быв. членов последних управлений
СЦ, существовавших на террит. Рос.
имп. (просьба не была
удовлетворена). Тем не менее ВСС в Литов. ССР с 1944 по конец 1980-х был ведущим
организационным центром всех поморцев СССР и опекал до 300 общин. Однако
его роль никогда не была закреплена формально (этому препятствовали и сов. власти) и держалась на дух.
авторитете. По инициативе ВСС в Литов. ССР созывались
соборы СПЦ 1944, 1966, 1974 и 1988 в Вил.; в трех последних соборах принимали участие
представители мн. поморских общин, действовавших в СССР. В 1920-1960-х
произошло мягкое слияние с ДПЦ мн. федосеевских общин, принявших браки. Среди
них - ряд крупных федосеевских общин Ленинграда, Рез., Псковской и Новгородской обл., Поволжья. В сов.
период ДПЦ стала самым многочисленным беспоповским течением.
В 1983 был воссоздан ВСС в Польской Народной Республике. В
конце 1980-х были созданы региональные органы ДПЦ: Центральный совет ДПЦ
Латвии (1989) и Рос. совет
ДПЦ (1989), опекающий поморцев Рос, Украины, Молдовы, Киргизии, Казахстана
и часть поморцев Бел. (до 1998). Стремления ВСС в Литов.
ССР закрепить за собой статус центрального органа ДПЦ не были поддержаны
всеми поморскими общинами. Начавшийся распад СССР сделал
это маловероятным, хотя ВСС во главе с и. о. предс.
наст. В. Н. Васильевым планировал созыв общепоморского
собора в Вил. в 1993-1994.
Однако собор не состоялся, гл. обр. из-за разногласий среди членов ВСС и
создания конкурирующего ВСС Литвы во главе с Н. Пильниковым.
В 1990-х предпринимались и др. попытки создания единого дух. центра ДПЦ. В конце 1992 был
создан Международный Совет ДПЦ, зарегистрированный в 1993, во главе с сопредс. наст. О. И. Розановым
(Петербургская Невская община) и наст. И. И. Миролюбивым (РГСО). Этот
совет имел достаточно регулярные связи с поморскими общинами в США: в Эри,
Детройте, Марианне (штат Пенсильвания) и Милвилле
(штат Нью-Джерси), возникшими в результате эмиграции стар-дцев из Рос. имп.,
позже Польши, Литвы в разные периоды XX в. В 1999 возник Международный
Координационный Совет, созданный в Р. по инициативе РГСО. Однако
осуществить задачу объединения ему также не удалось, прежде всего из-за
разногласий по ряду канонических вопросов между поморцами стран Балтии и Рос, а также разлада между общинами Латвии и Литвы. Особую
остроту приняли споры по поводу улучшения отношений с РПЦ и РПЦ за границей. В
2000 на поместном соборе РПЦ старые обряды были признаны
"равночестными" с никоновскими. Затем члены Синода РПЦ за границей (в
США) написали открытое письмо "К держащимся старого обряда
<...>", кот. было распространено в ведущих общинах Латвии и Рос. По мнению руководителей ДПЦ разных стран, после этих
шагов доброй воли у некот. поморцев сложилось
мнение, что открыт путь к объединению и Господь "вернул благодатность
таинствам" РПЦ. С точки зрения рос. и латвийских поморцев, отдельные правосл.
иерархи стали активно склонять поморцев к единоверию. В РГСО произошел
случай, когда ок. 60 прихожан причастились у
единоверческого священника (некот. из них
впоследствии раскаялись). Кроме того, по словам поморских
наст., факты движения к единоверию до поры до времени не афишировались,
искажались, официально не подтверждались. Шаги доброй воли, призыв к диалогу со
стороны РПЦ и РПЦ за границей, с пониманием воспринятые ДПЦ, на практике
сопровождались в отдельных случаях "выходом" из ДПЦ и были восприняты
по сути как прозелитизм. Поэтому со стороны руководителей дух.
центров и общин ДПЦ последовала реакция "на
устранение угрозы перехода в единоверие", в частности среди латвийских
общин. Делегаты Гайковского собора в 2001 (Д-пилс)
резко осудили действия И. Миролюбова и его сторонников. Еще ранее, на Гривском
соборе в 1995 он и некот. др. деятели РГСО были
отлучены от дух. общения на
семь лет (не все отлученные сочли возможным принять решение собора). Совещание
руководителей центральных органов и общин ДПЦ Рос, Бел., Латвии и Литвы (8 июня
2001) приняло постановление, согласно кот. считает "поиски благочестивого
священства, предпринимавшиеся староверами в первое послераскольное время,
исторически и географически исчерпанными в XVII веках, рассматривая нынешнее
безъиерархическое устройство Древлеправославной Церкви в качестве исполнения
пророчеств и неизреченного Божия промысла о Своей
Церкви" (КДПЦ 2002, с. 3).