ВЕДЕНИЕ
ВОСКРЕСНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СЛУЖБ
ПРИНЯТЫЕ В КНИГАХ ОБОЗНАЧЕНИЯ И
СОКРАЩЕНИЯ.
В богослужебных книгах
используется двухцветная печать. Основной служебный текст,
входящий в службу, печатается черным шрифтом, а различные пояснения, названия
разделов службы — лития, стиховна, канон и др. — и песнопений — тропарь,
стихера, стих, седален — красным. Также печатаются красным шрифтом
сокращения: «Слава" — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне» — «И
ныне и присно и во веки веком, аминь». Сокращение
«Слава. И ныне. Аллилуия трижды» означает «Слава... И ныне...» «Аллилуия
Аллилуия слава Тебе Боже», трижды.
Прописная буква, обычно красная,
начинает каждое отдельное песнопение, написанное полностью. Смысловые предложения,
имена, сокращенная запись песнопений прописной буквой не выделяются. Заглавная
буква помещается в начале больших песнопений — псалмов, молитв, Символа Веры.
К многим песнопениям — тропарям,
кондакам, стихерам — указывается «глас» (с 1-го по 8-й). Это указание
используется трояко:
— для пения всего песнопения или его конца «на глас», то
есть соответствующим гласу напевом;
— для соответствия песнопения
чередующемуся гласу недель (понятие «гласу»);
— для подбора песнопения по гласу
предыдущего («по гласу»).
Указание «подобен
такой-то» используется для пения по образцу песнопения, указанного Подобном.
Пение на подобны применяется только к стихерам,
роспевы основных подобное помещены в Обиходе. Указание подобное к седальнам,
кондакам, светильнам практически не используется. Пометка стихер «самогласен»
показывает, что их надо петь на глас, а не на подобен.
Некоторые части службы и отдельные песнопения указываются только первыми
словами, при этом иногда указывается ссылка, где можно найти полный текст. В
частности, начало служб полностью печатается редко, а запись «трисвятое, и по Отче наш» означает чтение от
Святые Боже по Отче наш включительно согласно началу службы. Часто не
указывается «Аминь», который чтец, а при пении головщик обязательно произносит
после За молитв, молитвы Исусовой, отпуста.
ЧИННОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Любое богослужебное действие —
чтение, пение, каждение, возжигание свещей начинается благословением: «Господи
Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго. Благослови, отче.» Наставник отвечает: «Аминь. Бог благословит (молитвами
Святых Отец и мною грешным)». По окончании действия совершается прощение:
молитва Исусова и «прости, отче. Христа ради», на что наставник отвечает
«Аминь. Бог простит». В некоторых случаях благословение и прощение
предваряются тремя поклонами.
Лики, сходясь и расходясь,
совершают поклон друг другу. Канонархи, сказывая ряд стихер, в начале и конце
поклоняются ликом. Благословение и прощение совершаются с поклоном настоятелю.
Описанные действия в уставах обычно не изложены и имеют местные особенности.