Устав повседневной службы малым святым всего года
(кроме триодного периода) *
С понедельника по пятницу
Вечерня: в неделю вечер и с праздничной службы вечером приходные поклоны поясные, в иные дни — земные. Начало по Часослову (Часовнику) обычное, как и на воскресной службе.
Кафизма по Псалтырю чтется согласно дню (в неделю вечер — нет, понедельник — 6-я, вторник — 9-я, среда — 12-я, четверг — 15-я). Если же накануне на утрене читалось три кафизмы (см. подробнее в уставе утрени), то чтется кафизма 18-я.
Псалмы «Господи возвах» по Часослову чтем до стиха «Аще беззакония». И поем стихеры на 6 запевов. Три первых стихеры в Октае дню и три в Минее (бывает в минее дополнительно 3 стихеры Б-це, но они не поются). Слава, И ныне — богородичен наряду в Минее. А во вторник и четверг вечер — крестобогородичен наряду.
Если святому указано в Минее стихеры на 6, или двум святым по 3 стихеры, то в Октае стихер не поем, а все 6 в Минее.
Если святому есть «славник» (стихера с запевом «Слава...» без «И ныне»), то богородична наряду обычно нет и поем богородичен по гласу славника по дню недели (писаны в конце минеи в главе «Богородичны дневнии»). Крестобогородичен же указан наряду всегда.
Здесь и далее: при отсутствии полного Октая октайные песнопения берутся из соответствующей службы дню в Шестодневе, а при его отсутствии — «Службы по вся дни» из Общей минеи, Часовника, Псалтыри с возследованием.
При отсутствии месячных миней применяются песнопения из Общей Минеи, при этом если два святых одного чина, им можно служить единую общую службу, как одному. Поскольку Общая Минея предусматривает службы святым с различным количеством песнопений (четверичные, шестиричные, полиелеосные), то нужное количество стихер и слав-ников определяется по «Церковному Оку», «Поморскому Уставу», а если их нет, то согласно типу службы (см. ниже).
После стихер чтется «Свете тихий» по Часослову. Прокимен дню со стихом и третий раз полностью. «Сподоби Господи». Ектения 12, Слава, И ныне.
Стиховна поется вся в Октае со стихами «К Тебе возведох». Если в Минее указан на стиховне славник или дополнительная стихера с запевом, то в Октае поем до Славы, а далее — по Минее. «И ныне» поем богородичен либо крестобогородичен согласно указанию к возвашному славнику.
По Часослову: «Ныне отпущаеши», «Святыи Боже» и прочее. Тропарь святому. Слава — второму святому (если служба двум), И ныне — богородичен либо крестобогородичен (во Вторник и Четверг вечер) по гласу последнего тропаря. Тропари святым при отсутствии Часослова чтутся по Минее либо в Общей Минее. Богородичны писаны в главе «Богородичны и крестобогородичны на 8 гласов» в Часослове (Часовнике) или в конце миней.
Поем ектению Господи помилуй 40, Слава, и ныне. «Честнейшую» и далее с земными поклонами. Отпуст дню и указанным в числе святым (из Прологов не упоминаются). «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.
Затем поется (на сходе, без каждения) лития за-упокой:
Ставится свеща на подсвещнике, и поем Слава, и ныне — храмовую стихеру. Наставник чтет статию Синодика «на вседневных литиях» (Обычно перед ней чтут отрывки и из других статей и имена нарочитых усопших). Господи помилуй 40 (заупокойным напевом), Слава, и ныне. «Честнейшую» и далее с поясными поклонами. Отпуст заупокой вселенский. «Аминь. Рабом Божиим иже от века... вечная память (3-жды, малым роспевом)».
Если расход, исходные поклоны земные.
Далее к службам приходные и исходные поклоны земные.
Павечерница малая. Начало обычно, три псалма, «Слава в вышних», «Верую». Канон Б-це в Октае (при отсутствии Октая и Шестоднева чтем наряду канон 8-го гласа). Ирмосы поем 1-жды, тропари на 4. По 3-й и по 6-й пп. наряду (в Октае седален только по 6-й п.).
При переносах служб малым святым, или когда указано в Минее, канон Б-це чтется с каноном святому: Б-це ирм. 1-жды, тропари на 4 и святому на 4
без ирмоса и катавасии. По 3-й песни седален святому с богородичном (Вторник, четверг вечер — крестобогородичном), по 6-й — седален Б-це. Если святому есть кондак, а также при чтении канона Б-це по Часослову (там есть по 6-й п. кондак с икосом), то по 3-й песни на И ныне чтем седален Б-це, а богородичен святому пропускаем. В 9-ю песнь вчитываем стихеры святому, а также светилен, если есть: на 9-й п. вместо «Славы» запев святому, вместо «И ныне» — Б-це, затем стихеры святому с запевом. Слава — последняя стихера. И ныне — (поем) — «Достойно».
По каноне «Достойно есть» (земной поклон), «Святыи Боже». По «Отче наш» тропари храму Христову, если есть (во Вторник и Четверг вечер вместо него — тропарь Кресту), храму Б-цы (если есть), дню (Понедельник — безплотным, Вторник — Предотече, четверг — апостолам и свт. Николе), храмовым святым, затем «Боже отец наших» и прочее. Господи помилуй 40. «Иже на всяко время». На конце паве-черницы Слава, и ныне (без поклонов). Отпуст малый (преподобных и богоносных). Корпение («Ослаби остави»). «Ненавидящих».
Если корпения не творим (в случае, если павечерница служится до ужина или вместе с полунощницей), то Слава, и ныне — с земными поклонами. По отпусте — «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.
Полунощница повседневная с кафизмой 17-й по Часослову со всеми тропарями наряду. Первые три поклона на молитве «Боже очисти мя» — земные. На конце согласно павечернице, с корпением.
Утреню полагается служить сразу после полунощ-ницы, начинаем от «Святыи Боже». Если же отдельно служим — от «Царю небесный». По трисвятом тропари «Спаси Господи» наряду. Поем Господи помилуй, 12, Слава, и ныне... веком. Старец: «Аминь». Ексапсалмы обычно. Третью Аллилуйя пением. Господи помилуй, 12, Слава, и ныне.
«Бог Господь» поем на глас 1-го тропаря. Чтем тропарь святому 2-жды, Слава — второму святому (если есть), И ныне — богородичен или крестобогородичен тот же, что и на вечерне. Поем Господи помилуй, 3-жды, Слава. Чтец: И ныне. Чтет кафизму в Псалтыри. По кафизме седальны в Октае со стихами наряду. Чтения поучений.
Кафизм читается две, а с понедельника по отдании Воздвижения до недели мытаря и фарисея при службе малым святым с Октаем — три (см. Указ в Псалтыри). Когда чтутся две кафизмы, указанные в Октае к 3-й кафизме седальны не чтутся.
Псалом 50-й, молитва Исусова и каноны: в Октае 1-й с ирмосом на 6 (ирм. 1-жды) и 2-й на 4 без ирмоса. И в Минее канон на 4. За катавасию ирмос канона в минее (поется в клиросе). По 3-й и по 6-й песнях поем Господи помилуй, 3-жды, Слава, и ныне. Чтутся кондаки и седальны наряду в Минее. По 3-й песни на И ныне чтем богородичен, а в среду и пятницу — крестобогородичен.
Если канон в Минее на 6, то в Октае в первом каноне два тропаря мученична пропускаем (чтется с ирм. на 4). Если два канона (на 8), то поется в Октае 1-й канон на 6 (2-й оставляется) и в Минее на 8. Покрываем ирмосом последнего канона.
В четверг же, если в Минее на 6, то: в Октае канон апостолам с ирм. на 5 и свт. Николе без ирм. с богор. на 3. А когда в Минее на 8, то един канон апостолам на 6; по иному же Уставу в канон апостолам перед богородичном велено вчитать один тропарь
из канона свт. Николе с запевом (апостолам три запева, свт., Б-це).
По 6-й песни по икосе чтем Проло г. На 8-й песни вместо Славы запев: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа», к катавасии поем запев «Хвалим благословим», по ней поклон земной. На «Величит душа» все шесть поклонов земные. По 9-й катавасии «Достойно» с поклоном земным. Поем Господи помилуй, 3-жды, Слава, и ныне. Светилен чтется в Октае 1-жды, Слава, и ныне — богородичен его (светильны по дням, общие для всех гласов, писаны в конце Октая). Если в Минее есть светильны, то чтется в Октае, (первому святому, если два), Слава — святому (второму, если два). И ныне — богородичен. В Понедельник и Вторник он в Минее, в остальные дни — в Октае.
Чтем хвалитные псалмы. «Тебе подобает», «Слава показавшему», «Слава в вышних».
Если в Минее есть хвалитные стихеры, то псалмы чтем до первого запева и читаем стихеры с запевами (подобно блаженнам). Поем только славник и богородичен (его подбираем согласно указанию на возвахах). Затем чтец: «Слава показавшему» («Тебе подобает», когда есть стихеры, не чтется).
По «Слава в вышних» ектения Господи помилуй, 12, Слава, и ныне. Поем утреннюю стиховну в Октае со стихами «Исполнихомся заутра». Если указано и в Минее, добавляем как указано на вечерней стиховне, Чтец: «Благо есть», 1-жды. Трисвятое. По Отче наш тропари чтутся как на вечерне по «Ныне отпущаеши». Ектения Господи помилуй, 40, Слава, и ныне... веком. Чтец «Аминь». «Приидите поклонимся» и (без отпуста) час 1-й обычно как и на воскресной службе. Тропарь и кондак святому. Если два, тропарь 1-му, Слава — 2-му. Кондаки на часах чередуем. По молитве «Христе Свете» Слава, и ныне с земными поклонами. Отпуст как на вечерне. «Аминь». Господи помилуй, 3-жды. По Уставу положена и лития заупо-кой, как и после вечерни.
Часы чтутся обычным последованием (без поча-сий). Тропари и кондаки как указано на 1-м часе. На Обеднице «И ныне. Единородный» пением. Блаженны в Октае на 6. Если указана песнь в Минее, то в Октае на 4 и указанная песнь от канона на 4. Когда в Минее две песни (на 8), в Октае оставляется. Апостол дню и святому. Если два святых, то дню, 1-му под зачало, затем 2-му (При определении зачала святому следует руководствоваться Церковным Оком, другими Уставами, так как в конце Апостола и в Минеях иногда указания отсутствуют). Если святому апостола нет, чтется дню и зачало заупокой по дню недели (6 зачал указано в конце Апостола).
Чтется евангелие соответственно апостолу. «Слава Тебе» поется малым роспевом, поклон земной.
«Помяни нас». «Лик небесный». По Ослаби кондак храму Христову (кроме Среды и Пятницы), дню, храмам святых, святым в числе. Слава — «Со святыми покой». И ныне — храму Богородицы (если нет — «Заступнице християном»). Господи помилуй 12. «Всесвятая Троице» и прочее. «Достойно есть» малым. Слава, и ныне с земными поклонами. Отпуст как на вечерне. «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.
Примечание: Несколько шестиричных святых в году обозначено красным трехточием. Им поется на утрене Великое Славословие. Этим святым тропари на вечерне и утрене, а иногда и стихеры поются с богородичнами воскресными, а не дневными. Конец утрени праздничный: чтем две кафизмы, седальны в Минее, каноны согласно указаний Минеи, некоторые уставы указуют в субботу таковым святым чести каноны без Октая: храму на 6, и святому на 6. По 8-й и на 9-й песни поклоны кроме последнего поясные. Хвалитные стихеры поем. Затем Великое Славословие и трисвятое. Тропарь святому с богородичном воскресным по-гласу. Ектений 40 и 12. Честнейшую (в пояс) и отпуст. Час 1-й с отпустом малым на конце. Без литии. Исходные поясные. На часах приходные и исходные поясные, служба как полиелеосным святым.
Особенности службы в субботу
Приходные, исходные и перед отпустом поклоны обычные в пояс.
В пятницу на вечерне кафизма 18-я. Стихеры на 6 только по Минее (если их три, поем по 2-жды, а в Октае не поется). Славник, если есть, в Минее, а И ныне — догмат проходящего гласа наряду в Октае. Стиховна в Октае, но поются не стиховенные стихеры, а два последних мученична с возвахов и один со стиховны, всего три. В некоторых гласах на стиховне два мученична, тогда с возвахов берем один. Стихи повседневные — «К Тебе возведох». Слава, и ныне — богородичен воскресный проходящего гласа от воскресных стиховенных. Если же славник в Минее, то И ныне — богородичен дневной по-гласу, как и в другие дни. Если святому нет тропаря и кондака, чтутся общие по чину святого. По тропарях на И ныне — богородичен воскресный проходящего гласа.
После вечерни лития не поется, а служится вселенская панихида с каноном заупокой проходящего гласа (писан в субботу на утрене). Если же панихида не служится, канон усопшим чтется на павечернице перед каноном Б-це, по 3-й песни «Воистину суета», Слава, И ныне — седален Б-це, по 6-й — кондак и икос заупокой.
На павечернице по «Достойно есть» тропари храму Христову и храму Богородицы, «Апостоли, пророцы», Слава — «Со святыми покой», И ныне — «Яко начатки» (не заменяется, «Помяни Господи» не глаголется).
Полунощница субботняя с кафизмой 9-й. Тропари наряду.
На утрене на Бог Господь на И ныне — богородичен воскресный, но по-гласу тропаря, а не проходящего гласа. Кафизмы 16-я и 17-я, седальны в Октае. Каноны: в Минее с ирмосом на 6, ирм.1-жды (и четверичному, и шестиричному), храмовому святому на 4, и в Октае 1-й канон на 4. Покрываем ирмосом октайного канона.
Если же храм Христов или Б-це, то чтем прежде храму на 6, ирм.2-жды, затем в Минее на 4 и в Октае на 4. А когда в Минее на 6, то храму с ирм. на 4, ирм.1-жды. Также и храмовым святым — архангелу Михаилу, св. Иоанну Предотече, ап. Иоанну Богослову, апп. Петру и Павлу — канон чтется первым.
По 3-й песни кондак и икос храму, седальны по Минее, а на И ныне — седален храму (Христову или Б-цы; а храму св. чтем седален после икоса ему, затем по Минее все). Иные уставы по 3-й и 6-й песнях указуют только по Минее читать.
Когда же в Минее на 8, то храму не чтем, но в Минее 1-й с ирм. на 6, 2-й на 4, и в Октае на 4. По 3-й песни в Минее.
На Честнейшую обычно в пояс. Светильны в Октае, а если есть в Минее, чтутся в Минее без богоро-дична, затем в Октае, пропуская «Небо звездами». Хвалитные в Октае не поются, а переносятся на утреннюю стиховну первые три, со стихами «Исполнихомся». Слава, И ныне — богородичен хвалитный. Если в Минее славник, то И ныне — богородичен от дневных. Остальные октайные стихеры не поются. Тропарь как на вечерне.
На часах блаженны в Октае, а если указано в Минее, то чтем в Минее с ирмосом на 4 и в Октае все на 4. Когда в Минее на 8, Октай оставляется. Апостол и евангелие прежде святому, потом дню (последнее). Если святому нет, чтем обычно дню и заупокой. По Ослаби кондаки храмам Христову и Б-цы (без храмов святых), затем в числе. Слава — «Со святыми покой», И ныне дню — «Яко начатки»
Особенности служб в предпраздньстве
Приходные и исходные поклоны земные. Если не предпраздьство храмового праздника, служится по Октаю и Минее, (подробно следует смотреть в Минеях, так как есть различия).
На вечерне возвашные стихеры все в Минее (в пятницу вечером на И ныне — догмат гласу). Стиховна в Октае до Славы. Тропарь святому, Слава и ныне — предпраздньству. Если святому нет, чтется празднику един. Отпуст дню обычно. Лития заупокой.
На павечернице канон Б-це. По Достойно тропари обычно, но вместо храмового чтется предпраздньству (соответственно господский или богородичный).
На утрене тропарь предпр.2-жды, Слава — святому. И ныне — предпр. Кафизмы две, седальны в Октае. Канон в Октае на 6, предпраздньству на 4 и святому на 4. Покрываем ирмосом святому. (В субботу предпр. на 6, св. на 4 и в Октае на 4). Светилен в Октае. Слава — святому, И ныне — предпр. (В субботу — предпр., св., затем в Октае, кроме «Небо») На стиховне в Октае. Слава, и ныне — предпр.
На часах тропарь предпр., Слава — святому. Кондак предпр. Блаженны по общему уставу. Апостол и евангелие дню, затем завтрашнего дня и святому, если есть. По Ослаби обычно, вместо храмовых чтем предпр. (В субботу И ныне — предпр.)
В предпраздньства Рожества и Богоявления Октай не служится. На вечерне все по Минее. Отпуст дневной обычно. На павечернице канон Б-це не чтется. Есть канон или трипеснец в Минее. По Достойно кондак предпр. На утрене седальны в Минее, канон предпр. на 8 (ирм.2-жды, раз поем, второй чтем) и святому на 4 или 6. Покрываем ирмосом святому. Светилен предпр.2-жды (или св., Слава, и ныне — предпр). Есть и хвалитные стихеры. На часах блаженны предпр. По Ослаби же обычно.
Особенности служб в попраздньстве
Приходные и исходные поклоны земные. Служба вся по Минее. На вечерне возвашные стихеры все в Минее (в пятницу И ныне — догмат). Стиховна в Минее. Тропарь святому, Слава и ныне — празднику. Если святому нет, чтется празднику един. Отпуст дню обычно. Лития заупокой.
На павечернице канон Б-це (кроме попраздньства Рожества и Богоявления). По Достойно кондак празднику. На утрене тропарь празднику 2-жды, Слава — святому. И ныне — празднику. Кафизмы две, седальны в Минее. Канон празднику на 8 (ирм.2-жды, раз поем, второй чтем, каноны чередуются по дням попраздньства) и святому на 4 или 6. Покрываем ирмосом святому. По 3-й и 6-й песнях наряду. Светилен празднику (в числе) 2-жды (или св., Слава, и ныне — праздн). Утренняя стиховна праздн. На часах тропарь празднику, Слава — святому. Кондак празднику. Блаженны празднику рядовая песнь на 6, а если двух канонов или с 6-й песнью святому, то на 8 (за период попраздньства последовательно вычитываются все песни праздничного канона). Апостол и евангелие дню и святому (или заупокой). По Ослаби обычно, вместо храмовых чтем празднику (В субботу И ныне — предпр.). Задостойник празднику.
Служба на отдание двунадесятых праздников
Приходные и исходные поклоны поясные. Стихеры и каноны с самого праздника. Малой вечерни не бывает.
На вечерне кафизма рядовая, стихеры на 6. (в пятницу И ныне — догмат, кроме Рожества). Паремии не чтем. Литии не поем, стиховна празднику. Тропарь празднику, ектения 40 и отпуст дню и святому. Литии заупокой нет (не по всем уставам).
На павечернице кондак празднику. Полунощница с рядовыми тропарями.
На утрене тропарь 3-жды, кафизмы две, седальны празднику. Пс.50-й и каноны празднику (2-й канон чтется с ирмосом на 6). Честнейшую не поем. Припевы празднику. Светилен 2-жды. Стихеры празднику. Великое Славословие и обычный праздничный конец.
На часах тропарь и кондак празднику. Блаженна песнь 9 на 6 (двух канонов — на 8). Апостол и евангелие только дневное (надвое). По Ослаби кондак празднику. Задостойник празднику.
Особенности повседневной службы с Цветной триодью
Приходные и исходные поклоны поясные.
На вечерне кафизма рядовая, стихеры в триоди три и в Минее три. Слава — святому, если есть. И ныне — триоди. Если же в Минее на 6, то триодные стихеры с возвахов переносятся на стиховну, и поются вместо рядовых (те оставляются) со стихами с утренней стиховны (праздничными). Стиховна в триоди. Слава — святому, если есть. И ныне — триоди. Тропарь воскр. (в попраздньство нед. мироносиц — «Благообразный»), (1-му святому), Сл. — святому (второму), И ныне — богородичен воскр. по-гласу.
В попраздньства Недели о Фоме, Преполовения, Вознесения, Пятьдесятницы — тропарь святому. Слава, и ныне — празднику.
Ектения 40 и отпуст дню и святому. Лития заупокой.
На павечернице канон Б-це кондак триоди. Полунощница с рядовыми тропарями.
На утрене тропарь воскр.2-жды (в попраздньство нед. мироносиц — «Благообразный» и «Егда сниде»), (1-му святому, тогда воскр. 1-жды), Сл. — святому (второму), И ныне — богородичен воскр. по-гласу.
В попраздньства Недели о Фоме, Преполовения, Вознесения, Пятьдесятницы — тропарь празднику 2-жды, Слава — святому. И ныне — празднику.
Кафизмы две, седальны в триоди. «Воскресение Христово», 1-жды (до Отдания Пасхи). Пс.50-й и каноны: в триоди на 8 (ирм.2-жды, писан в предыдущую неделю) и святому на 4 (шестиричному 6 и 6, двум святым — 6, 4 и 4). Покрываем ирмосом в Минее. По 3-й песни кондак и икос святому (так в Уставе), седален в Минее (шестиричному — 2-жды), Слава, И ныне — триоди. По 6-й песни — триоди. Честнейшую поем. Светилен триоди 2-жды (когда есть — святому, Слава И ныне — триоди). На хвали-тех стихеры в триоди на 4. Если есть и святому, поем в триоди 3 и святому 3. Слава — святому, если есть. И ныне — триоди. Утренняя стиховна и тропарь согласно вечерне.
На часах тропарь триоди. Слава — святому. Кондак един триоди. Блаженна трипеснец в триоди: на 12, поем ирмос, а затем стих «Во царствии си», и чтем поряду тропари. Если и святому указана песнь, то чтем на 16, в триоди на 12 и святому песнь 6-я на 4, перед Славой добавляя три запева «Помяни нас.».. (Ин Устав: в триоди на 8 и в Минее песнь 3-я на 4). Апостол и евангелие дневное и святому (заупокой). По Ослаби кондаки храму Б-цы, храмам святых, святым в числе, Слава — «Со святыми покой». И ныне — триоди. Задостойник «Светися», в попраздньства — празднику.
В субботу (кроме троицкой родительской): в пятницу на вечерне на возвахах Слава — триоди, и Ныне — догмат гласу. Если святому Слава, то триодную поем к возвашным под запев к 3-й стихере. Если в Минее двум святым, то 2-му три стихеры переносим к хвалитным.
По тропаре на вечерне и в конце утрени в те недели, когда чтутся богородичны, чтем богородичен гласу, а на Бог Господь — по-гласу.
Каноны триоди на 6, храму святого на 4 и святому на 4. Если же нет храма святого или храм Христов и Богородичен или канон в Минее на 6 и двум на 8, то чтем как и в прочие дни.
Блаженны четверопеснец на 16, с дополнительными стихами «Помяни нас». Апостол и евангелие прежде дню, затем святому или заупокой. Остальное как и в прочие дни.
Аллилуйная служба
Помимо Великого Поста совершается в отдельные дни других постов с понедельника по пятницу, когда в Уставе указано «аллилуйя», то есть нет тропаря святому, а иногда и кондака. По Поморскому Уставу в эти дни прилучившимся полиелеосным святым в понедельник, среду, пятницу служба часто переносится, а поется аллилуйная. Кроме постов положена также 3 июля, но по обычаю служится в этот день рядовая четверичная с общими тропарем и кондаком. Примерный перечень дней аллилуйной службы:
В Петров пост 27 мая, 5, 6 июня (пон., ср., пят.), 7, 10, 15, 16, 22 июня, В Успенский пост 3 или 4 августа, В Рождественский Пост 15, 26 ноября (по Поморскому Уставу, пон., ср., пят., если не празднуется вмч.), 29 ноября, 1, 2, 7 (пон., ср., пят.), 8 (ср., пят.), 11 (пон., ср., пят.), 16, 18, 19 декабря.
Устав:
На вечерне приходные поклоны согласно повседневной службе: если земные — от начала вечерни все поклоны земные; если поясные — земные начинаются от «Сподоби Господи».
Третью Аллилуйя чтением. Кафизма обычно. Стихеры святому 3 и Б-це в Минее 3. Слава, и ныне — в Минее (в неделю вечер стихеры в Октае 3 и святому 3, а Б-це оставляются). Вместо прокимна кроме недели вечер поем «Аллилуйя аллилуйя аллилуйя» на глас 6, со стихом, трижды (В Часовнике эти стихи не указаны, это стих ко 2-му седальну по 1-кафизме на утрене в Октае).
Сподоби Господи. Ектения 12. Стиховна в Октае. По «Ныне отпущаеши» тропари наряду— «Богородице Дево» с поклонами. «Под Твою милость». Господи помилуй 40, Господи благослови-поем говором без поклонов. Настоятель— молитву Исусову. Чтец: «Аминь. Небесный Царю» и прочее. Честнейшую с земным поклоном и по За молитв три поклона с молитвой «Господи и Владыко». Слава, И ныне с земными поклонами. Отпуст обычный и лития заупокой (на ней всегда поклоны в пояс).
Если же поклоны были земные от начала, то По Честнейшую 17 земных поклонов. Трисвятое и по Отче наш без возгласа Господи помилуй 12. Далее Слава, И ныне с земными поклонами.
Павечерница, когда приходные в пояс — малая. От начала поклоны в пояс, от Слава в вышних— земные. По Верую канон Б-це обычно. По трисвятом тропари обычные. По Честнейшую 17 земных поклонов. По Нескверной трисвятое и по Отче наш без возгласа Господи помилуй 12. «Даждь нам Владыко» и прочее. Слава, И ныне с земными поклонами. Отпуст малый. Корпение. «Ненавидящих» (всегда с поясными поклонами). Исходные поклоны земные.
С земного же начала павечерница великая. Поклоны земные. Псалмы «Внегда возвах» и прочие. «С нами Бог» — чтем. По «О пресвятая» на трисвятом поклоны всегда в пояс, тропари по дню наряду. По 2-м трисвятом наряду. По «Слава в вышних» канон Б-це и далее как указано выше на малой («Господи сил» не поется).
Полунощница с земными поклонами и 17-ю.
На утрене до кафизмы поклоны всегда поясные. Вместо Бог Господь поем Аллилуйя на глас Октая. Вместо тропарей чтутся троичны (в конце триоди или Октая) гласу с концами по дню недели. Кафизмы, седальны обычно. От кафизмы поклоны земные. Каноны согласно повседневной службе. Если кондака святому нет, то по 6-й песни чтем мученичен, который писан в Октае к 2-й кафизме, тогда там его не чтем. Светилен троичен, концы его или начала заменяем соответственно троичну на Аллилуйя. Если святому есть светилен, глаголем его на Славу вместо 2-го троична. По стиховне «Благо есть» 1-жды, по трисвятом троп, наряду— «В церкви стояще». Поем говором Господи помилуй 40, Господи благослови. Молитва Исусова. Небесный Царю. По Честнейшую 17 поклонов. Приидите поклонимся и час 1-й. Вместо тропаря чтется «Заутра услыши» со стихом и поклонами, 3-жды, без пения. Слава — поклон, И ныне — поклон. «Что Тя наречем, О, Обрадованная» (поклон) и прочее. «Стопы моя направи» чтем обычно. По Отче наш наряду. По Честнейшую 17 поклонов, «Святыи Боже...», по Отче наш без молитвы Исусо-вой Господи помилуй 12, «Христе свете». Приидите поклонимся и почасие 1-го часа. Три псалма, по трисвятом тропари. Господи помилуй 30. По Честнейшую 4 поклона, обе молитвы. Слава И ныне поем с поклонами. Отпуст дню. Лития заупокой.
На часах по Аллилуйя тропари постные без пения (по иному же уставу их поем говором, как в Великий пост). Слава, И ныне, богородичны — с поклонами. По трисвятом наряду (по иному Уставу, если читали по 6-й п. на утрене кондак святому, то на всех часах по «Отче наш» кондак св.).
По Честнейшую 17 поклонов, молитва «Владыко Боже Отче» (на всех часах), Приидите поклонимся и почасие: три псалма, по трисвятом тропари. Господи помилуй 30. По Честнейшую 4 поклона, молитва и следующий час. В Часовнике почасий нет, только в Часослове и Псалтыри с возследованием.
Обедницу обычно чтем. «Единородный» — чтением. Блаженны в Октае. Апостол и евангелие только дню (надвое). По Ослаби обычно. Господи помилуй 40, Слава, И ныне. Честнейшую. 1 7 поклонов. Трисвятое и по Отче наш без возгласа Господи помилуй 12. «Всесвятая Троице» и прочее.
В тот же день вечером, если совершается повседневная служба с Бог Господь, служим павечерницу Среднюю по Часослову. В Часовнике отсутствует. Представляет собой сокращение Великой павечерни-цы: начало от Царю небесный. По Приидите поклонимся сразу переход к пс. «Живыи в помощи». По «О Пресвятая» по трисвятом вместо рядовых тропарь святому с богородичном как в конце вечерни. Господи помилуй 40 и далее. По Приидите поклонимся пс.50 и далее вся Малая павечерница за исключением «Верую».
Служба с Общей Минеей
При отсутствии необходимых книг службы проводятся по общей Минее.
Вместо Октая или триоди используется глава «Служба по вся дни». На вечерне: на возвахах первые три стихеры «Егда хощеши», стиховна. На утрене седальны к двум кафизмам (когда три — повторить) и канон (читать на 10, 8, 6, согласно уставу, ирм.1-жды). Светилен, стихеры утренней стиховны. На часах блаженна. Помещены зачала апостола и евангелия, они чтутся, если нет соответствующих книг.
Вместо Минеи используются общие службы святым. Из них по общему Уставу выбирается (прочее пропускается):
Четверичному святому — три возвашных стихеры с первым богородичном или крестобогородичном (когда два святых, берутся только второму), тропарь, канон на 4, седален с борогодичном или крестобогородичном, кондак, икос.
Шестиричному святому — три возвашных стихеры (поются по 2-жды, на 6), Славник с его богородичном или крестобогородичном, стиховенный славник с его богородичном или крестобогородичном тропарь, канон на 6, седален дважды с борогодичном или крестобогородичном, кондак, икос, светилен с бого родичном, на утреннюю стиховну хвалитный славник с его богородичном или крестобогородичном. На часах блаженна песнь 3-я от канона, апостол, евангелие (из общих зачал в конце Общей Минеи, если нет соответствующих книг).
Двум святым — если святые одного чина, стихеры поются общие, если различных — поется каждому свое, богородичны к стихерам и седальнам второго святого.
Предпраздньствам и попраздньствам — из «Службы праздникам Господским» или «Службы праздникам Богородичным». Три возвашных стихеры, и славник на И ныне. Стиховна, тропарь, седальны по двух кафизмах, канон, седален, кондак, икос, светилен. Хвалитные стихеры переносятся на утреннюю стиховну со стихами теми же, что и на вечерней стиховне. На часах блаженна песнь рядовая от канона.
Примечание: если кроме Общей, имеется Праздничная Минея, в попраздньства песнопения следует выбирать из службы празднику, помещенной там, согласно указанию выше. В предпраздньства же следует брать песнопения из Общей Минеи.
О замене триоди Общей Минеей указаний не встречается, возможно использовать «Службу по вся дни» вместо Постной Триоди, «Службу праздником Господским» вместо Цветной.
* «малые святые» — не отмеченные знаком в святцах («четверичные») либо отмеченные трехточием («шестиричные»). Отмеченным крестом святым («полиелеосным») служба совершается праздничная по подобию службы свт. Иоанну Златоусту(13 ноября), вмч. Георгию (26 ноября), трем святителям (30 января) и др.
Из Календаря Древлеправославной Поморской Церкви на 1998 год