ПРИЕМ НА ОБЩУЮ МОЛИТВУ, НАЧАЛ.
Прием прихожан, живущих не вполне
по-христиански, на общую молитву осуществляется наставником, сообразуясь с
обычаем, принятым в общине.
Приходные и исходные поклоны —
«начал» — к воскресным и праздничным дням, от Рожества до Богоявления, от
Пасхи до недели Всех святых, к субботам полагаются в
пояс; в прочие дни — земные (согласно «Уставу о домашней молитве»). Этого
правила следует придерживаться и для прощального начала, который, общий либо
отдельный, принято полагать в большинстве общин, часто вместе с краткой
епитимией. А вот собственно к погребениям, панихидам, молебнам начал всегда
кладется в пояс.
Опоздавшие к службе также должны
положить начал под руководством наставника или уполномоченного на то лица и
только после этого могут допускаться на общую молитву.
ВОЗГЛАСЫ, ОТПУСТЫ, ЕКТЕНИИ.
Наставник произносит в
установленных местах службы возглас — «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии,
помилуй нас» — в начале службы и после слов «Именем Господним благослови отче».
А также молитву Исусову — «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас». После
них чтец или головщик глаголет: «Аминь». Эти возгласы заменяют все
священнические возгласы, указанные в книгах.
Ектении в наших Уставах означают
пение «Господи, помилуй» — 3-жды (малая), 12 или 40 — и Слава, И ныне. Особые молитвы наставника отсутствуют, только на заупокойной
ектении 40 наставник по обычаю чтет молитву: «Покой, Господи...» или
«Помяни, Господи, иже о вере...».
Отпусты глаголются наставником в
конце служб. Они помещены » книге «Устав о домашней молитве». Сложность
представляют воскресные отпусты на вечерне, утрене,
часах.
Отпуст в субботу на вечерне: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере[1], и
святых славных и всехвальных апостол, (и святых в числе по святцам) и всех
святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец».
В воскресенье на утрене и часах:
Воскресыи из мертвых Господи
Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти
Матере[2], силою
честнаго и животворящаго Креста и святых славных и всехвальных апостол, (и святых в
числе) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и
Человеколюбец.
Святые в числе упоминаются все по
святцам в следующем порядке: — святые, которым творилась служба; — прочие
святые в числе. Слова: «обретение мощем» и др. не упоминаются.
Святые по Прологам, Четь-минеям
не упоминаются. Вместо «иже Христа ради уродиваго», «брата Господня по плоти» и
др, глаголется: «иже Тебе ради уродиваго», «брата Твоего
по плоти».
В праздники отпусты глаголются по
Уставу, см. Приложение.
Отпуст празднуемым святым (на
вечерне, утрене, часах, молебне): Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради
Пречистыя Ти Матере, (и Святаго празднуемого), и всех
святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.
Прочие святые в числе и дневные
отпусты не упоминаются.
На прочих службах — малой
вечерне, малой павечернице, полунощнице, праздничном 1-м часе — глаголется малый отпуст:
Господи Исусе Христе, Сыне Божии,
молитв ради Пречистыя Ти Матере и преподобных и богоносных отец наших, и всех
святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.
На воскресной
полунощнице и 1-м часе малый отпуст начинается: Воскресыи из мертвых.., Так же
начинаются все отпусты в течении 40 дней празднования
Пасхи.
Отпусты
повседневной службы напечатаны в Уставе о домашней молитве и здесь не
рассматриваются.
По отпусте наставник совершает
поклон в пояс.
ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ПОКЛОНЫ
В среду и пятницу на сырной
неделе («масленице»), в Великий пост до Великого четверга кроме субботних и
воскресных дней полагаются земные поклоны с молитвой св. Ефрема Сирина —
Господи и Владыко животу моему. На постных службах их полагается 17, 4 или 3. В
положении, их есть расхождения, поэтому следует пояснить счет 17-и поклонов:
1-й на Честнейшую
херувим. По За молитв 16-ть:
3 на молитве Господи и Владыко.
12 по местному обычаю или так:
Боже милостив
буди мне грешному.
Боже очисти грехи моя и помилуй мя.
Создавыи мя Господи, помилуй.
Без числа согреших, Господи
прости мя.
Пять с молитвой Исусовой.
Боже милостив
буди мне грешному.
Создавыи мя Господи, помилуй.
Без числа согреших, Господи
прости мя.
1 по молитве Господи и Владыко.
Четыре поклона полагаются как указано
первые 4. Три поклона бывает на молитве Господи и Владыко, когда они читается
отдельно от Честнейшую.
Поклоны с молитвой Господи и
Владыко полагаются и в другие дни года, когда по Уставу аллилуйная служба.
КАЖДЕНИЕ
Каждение икон, а также молящихся,
осуществляется наставником крестообразно правой рукой с помощью кадила на
рукоятке. Во время каждения икон наставник периодически творит перед ними
поклоны в пояс, перемещая при этом кадило в левую руку.
Вначале каждения наставник,
приняв подготовленное кадило, положив три поклона и благословясь, кадит престол,
а при его отсутствии— центральную икону, Крест. В
конце каждения также кадится престол, затем наставник отдает кадило, полагает
три поклона и прощается.
Обход престола при каждении и
возвращение осуществляются через правую сторону.
[1] При совершении службы Богородице, праздникам
Ея, отданиям праздников, явлениям чудотворных образов Ея купно с воскресной на отпусте упоминаем: «честнаго и славнаго
Ея...» В предпраздньства и попраздньства богородичных праздников, а также если служба Богородице в числе не совершается,
дополнение на отпусте не делается.
[2] См, сноску
предыдущую.