ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТАВА ПЕЧАТАЕМОГО В КАЛЕНДАРЕ
Помещаемый в Старообрядческом
Церковном Календаре Устав предполагает:
— наличие полного набора
богослужебных книг;
— наличие опытного духовного
наставника (его обязанности подробно не описываются);
— хорошее знание общей
последовательности служб, навык поиска в книгах необходимых песнопений;
— полное знание устава молебнов.
При этом редкие службы годового
круга, особенности служб освещены достаточно подробно, пояснения требуются в
основном для кратко описанных воскресных и праздничных служб, для чего и
предназначается данное издание.
ПОНЯТИЕ О СОБОРНЫХ СЛУЖБАХ.
Соборные службы совершаются в
храме (моленной) по богослужебным книгам согласно Уставу соборной службы. Храм
имеет в передней части возвышение — солею, где за перегородками справа и слева
расположены правый я левый клироса. Между ними располагается подобие «престола"
- Св. Крест и евангелие, иногда в окружении храмовых икон (наличие «престола»
— не повсеместный обычай), При отсутствии «престола» и по местному обычаю
Евангелие для чтения выносится на аналое на середину солеи. На клиросах расположены
закрепленные и переносные аналои для установки книг во время службы, там же
размещаются два хора певчих — правый и левый лики. Правый лик является ведущим
к воскресенью, вторнику, четвергу, субботе, к прочим дням — левый.
Служба включает в себя чтение,
пение, каждение, поучения, выходы. Перед началом службы полагаются приходные
поклоны, по окончании — исходные (в порядке их положения имеются некоторые
особенности). Ежедневный круг служб включает в себя:
— вечерню — служится
накануне во второй половине дня;
— павечерницу — служится
после ужина;
— полунощницу, утреню, 1-й час
— служатся подряд ранним утром;
— часы и обедницу —
служатся утром;
— молебен — в круг служб
не входит, но во многих местах служится в воскресные и праздничные дни перед
часами или после, по местному обычаю.
В большие праздники круг служб
несколько изменяется;— малая
вечерня;
—
малая павечерница без канона,
полунощница — служатся с вечера;
—
всенощное бдение — служится накануне поздним вечером и объединяет
великую вечерню (на Рожество, Богоявление, иногда Благовещение — великую
павечерницу), утреню и 1-й час;
—
часы и обедница — служатся утром;
—
молебен — служится утром.
Общая последовательность служб,
начинающие и завершающие молитвы находятся в Часослове. На вечерне и утрене
чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения — в Обиходе). Книги
Апостол и Евангелие используются постоянно на часах, а евангелие в воскресенья
и праздники также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай
(Шестоднев), а на вечерне, утрене часах и Минея (в пред
— и после пасхальный период — Триодь). Великие праздники — двенадцать господских
и богородичных и пять святым — отмечены в святцах «трестом в кругу». Остальные
праздники помечены «крестом». На вечерне, утрене, часах (блаженны),
применяется Минея.
Части службы имеют свои
устоявшиеся названия, используемые в уставных указаниях — возвахи, лития, стиховна,
ексапсалмы и др. Песнопения также имеют разновидности названий по их месту в
службе. Ряд песнопений — тропари, кондаки, седальны, светильны, икосы — предназначены
в основном для чтения. Стихеры, антифоны, ирмосы, прокимны — в основном для
пения. Такие части служб, как возвашные и хвалитные стихеры, каноны, блаженна служатся таким образом, что каждому песнопению
предшествует стих, называемый «запев». Число запевов определяется Уставом, и
песнопения при необходимости повторяются либо объединяются под общий запев
(стихеры обычно не объединяются).
Чтение совершается чтецом у
аналоя на клиросе, чтение поучения и паремий на переносном аналое на середине
солеи, поучения - лицом к молящимся. Пение совершается
на клиросах, но в определенных местах службы лики - выходят на середину солеи —
«на сход».
Основной состав ответственных
служителей следующий:
— духовный наставник (в
дальнейшем именуется «наставник») — руководит службой, положением приходных и
исходных поклонов, начинает и оканчивает службу, чтет Евангелие, совершает
каждение, произносит уставные возгласы, следит за чинностью службы;
— головщик — ведущий
певчий на каждом клиросе, который запевает песнопения и ведет пение;
—
уставщик — клирошанин,
осуществляющий подготовку книг и руководство Уставом на клиросе;
— канонарх — чтец,
осуществляющий чтение канонов, возглашающий прокимны, стихеры и др.;
—
псаломщик — чтец по книгам: Часослов и Псалтырь и др. Практически
при недостатке служителей ряд обязанностей иногда совмещается.