2. ПАВЕЧЕРНИЦА МАЛАЯ
Служится по обычаю во весь
год кроме постов.
2.1 НАЧАЛО —
ПО ЧАСОСЛОВУ
Наставник возглашает: «За молитв...» Псаломщик: «Аминь. Царю небесныи...», по Отче
наш наставник -молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь».
Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Три псалма. Слава в
вышних Богу (три поклона в пояс). Верую. На Верую
осеняем себя крестным знамением и стоим, преклонив главу.
Псалмы в начале павечерницы:
50-й, 69, 142.
2.2
КАНОН
После Верую
чтется (без молитвы Исусовой) канон Богородице. Ирмосы поем 1-жды, тропари на
4, как написано наряду, два с запевом Богородице. Слава. И ныне. И следующая
песнь (без катавасии). Седальны также наряду. Общие пояснения к канонам
помещены в главе «Молебен».
В Октае на каждый день написан
канон Богородице свой. В Шестодневе — каноны Богородице на воскресных
павечерницах, а также по одному на каждый день недели. При отсутствии этих книг
чтется написанный наряду в Часослове, 8-го гласа. По
3-й и 6-й песни чтется Господи помилуй и прочее наряду.
В некоторых Часовниках есть
только великая павечерница, но она содержит полностью все псалмы малой, которые
можно выбрать: 50-й псалом писан на 3-м часе, 69-й и прочее наряду указ перед
каноном. Канон Богородице помещен вместе с каноном ангелу-хранителю, для чтения
дома. Если он читается, или читается второй канон святому, то порядок
следующий: Богородице ирмос 1-жды, тропари 4 с запевом Богородице —Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас. Слава, И ныне — не
читаются, затем ангелу (или святому): ирмос пропускается, два тропаря с запевом
- Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя грешнаго раба своего (или
святому), далее Слава и И ныне. Следующая песнь. По
3-й песни чтем Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне. Кондак и икос ангелу
(святому), Слава — седален ему, И ныне-седален Богородице. 2-й богородичен
(святому) пропускается. По 6-й песни Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне.
Кондак и икос Богородице наряду.
Если же
чтется один канон Богородице, по 3-й песни Господи помилуй... Седален -Яко всенепорочная, 1-жды. По 6-й согласно выше указанному.
Если
чтется канон в Октае (Шестодневе) со святым, то ирмосы и тропари как указано
выше. По 3-й песни Господи помилуй, 3-жды (без Славы) седален святому. Слава, И
ныне — седален Богородице в Октае, писан по 6-й песни. А по 6-й — Господи
помилуй, 3-жды, Слава, И ныне. Кондак и икос святому. На 9-й песни вчитываются
в канон стихеры святому, если есть: вместо Славы запев святому, вместо И ныне — Богородице, затем стихеры святому с запевом, Слава
— последняя, И ныне — (поем) Достойно.
В
отдельных случаях на павечернице читается другой канон, а перед
всенощным и после него канон Богородице не чтется.
2.3 ДОСТОЙНО. ТРИСВЯТОЕ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Но
каноне или по Верую, если его не было поем на сходе
Достойно есть (иногда — задостойник по Уставу). Псаломщик — Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву
Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет:
2.4 ТРОПАРИ ИЛИ КОНДАК(И)
— ПО ЧАСОСЛОВУ
На воскресной
службе — кондак воскресный гласу, обычно один.
На
праздничной службе — кондак празднику (святому) один.
На повседневной — тропари: храму Христову, храму Богородицы, если есть,
дневной, храмовых святым, если
есть.
Затем наряду — Боже Отец наших... И ныне - Молитвами,
Господи, всех святых.
В
пятницу наряду чтется — Апостоли пророцы.., Помяни
Господи яко благ. Слава — Со святыми. И ныне — Яко начатки. Писаны
в дневных тропарях.
2.5 КОНЕЦ
Псаломщик
— Господи помилуй, 40. Иже на всяко время... Господи
помилуй, 3-жды. Слава,. И ныне. Честнейшую. Именем
Господним. Наставник — За молитв. Псаломщик — Аминь.
Нескверная, неблазная. Даждь нам Владыко (трисвятое не чтется). На конце
павечерницы совершается:
2.6 КОРПЕНИЕ
После
Упование нам Бог. Ведущий лик поет — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды,
Господи благослови — без поклонов. Наставник глаголет малый отпуст, после чего
все вместе совершают земной поклон и, не поднимаясь с подручника, чтут молитву:
«Ослаби, остави...» (писана на Обеднице). Затем все встают и наставник чтет
молитву Ненавидящих и обидящих. Поклоны на ней всегда,
в том числе и в пост, творятся в пояс. Священническая
ектения и прощение, помещенные в Часослове, оставляются,
Корпение
содержится также в конце утренних молитв, помещаемых в Календаре.
Если
после павечерницы сразу служится полунощница, корпения на павечернице нет:
Слава И ныне с поклонами в пояс, а когда по Уставу
приходные земные, то с земными. Отпуст малый. Головщик — Аминь. Господи
помилуй, 3-жды.