1.ВОСКРЕСНАЯ
И ПРАЗДНИЧНАЯ ВЕЧЕРНЯ
1.1 НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ
(ЧАСОВНИКУ)
Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик ,
благословясь у наставника: «Аминь. Царю небесныи...... По
Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик:
«Аминь». Господи помилуй, 12. Слава. И ныне. Приидите поклонимся. Псалом 103.
Слава, И ныне. Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже — 2-жды.
Ведущий Лик запевает третий раз:
«Аллилуия...» и поет ектению Господи помилуй, 12.
Слава, И ныне.
1.2
КАФИЗМА—ПО ПСАЛТЫРИ
Псаломщик другого лика читает
уставную кафизму. По прочтении Славы лик поет: «И ныне...». «Аллилуия...»
-3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава. Псаломщик —И
ныне. И чтет далее. По последней Славе по Аллилуия второй лик — Господи
помилуй, 3-жды, Слава, И ныне.
НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ
Чтется кафизма 1-я -, Блажен муж. Вся до конца.
НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
На великие господские праздники и
со всенощного кафизмы нет. После ектении 12 следуют
возвахи.
В прочие праздники чтется Блажен муж только 1-я Слава. Она может петься по Обиходу. В
этом случае псаломщик сказывает: «Блажен муж».
Головщик запевает с припевом. Псаломщик: «Иже нейде на совет нечестивых». Лаки
поют стихи чередуясь, а псаломщик чтет псалмы тихо.
1.3 ВОЗВАХИ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Псаломщик вечерни читает псалмы
Господи возвах к Тебе и остальные не до конца, но до стиха, с которого
начинается пение стихер.
К воскресным и праздничным дня
возвахи поются по Обиходу: псаломщик чтет первый стих, а канонарх,
благословившись, на средине возглашает «глас» — первых возвашных стихер. (На
воскресной службе второй канонарх тоже благословляется.) Головщик поет. Далее
псаломщик читает возвахи с остановками, а лики повторяют пением концы стихов с
припевами согласно Обиходу. Псалмы чтутся все до конца в слух или тихо по
местному обычаю.
КАЖДЕНИЕ
Во время пения возвахов наставник
совершает полное каждение, кадит престол, затем, обойдя
его справа, центральную икону и правую часть иконостаса; головщика, уставщика и
певчих правого клироса. (Перед этим — настоятеля.) Певчие
кадятся по одному и вкупе. Далее следует на левую сторону и кадит иконы, певчих левого
клироса. Обойдя по солнцу
престол, спускается с солеи и кадит правую сторону храма — иконы, а возвращаясь
к солее — молящихся. Затем так же левую сторону. Далее
кадит молящихся вкупе и заканчивает каждением
престола.
1.4 ВОЗВАШНЫЕ СТИХЕРЫ ПОРЯДОК ПЕНИЯ
После возвахов следует пение
возвашных стихер. Канонарх(и), переходя с клироса на
клирос, сказывают запевы до середины, на первых своих запевах кланяясь ликам.
Запевы на 10 начинаются от стиха «Изведи из темницы душу мою», на 8 — «Из
глубины возвах к Тебе Господи», на 6 — «Аще беззакония назриши Господи...». На
стих «Яко утвердися милость Его на нас» лики сходятся на середину солеи.
При изменении гласа перед запевом
возглашается: «Глас...»; при пении на подобен:
«Глас... Подобен.,.»; при переход» с подобна на тот же
глас: «Глас той же. Самогласен».
По последнем стихе поется Слава и И ныне с соответствующими стихерами. К
этим запевам глас возглашается всегда, например «Слава, глас...»; «И ныне,
глас...»; Слава, И ныне, глас...»; «Слава, И ныне, глас той же»; «Слава, И
ныне, глас и подобен тойже».
Славу (при
Слава, И ныне) запевает головщик, а в некоторых
общинах чтец канонарх. По обычаю канонархи сказывают и начало стихер. Сказав
последнюю стихеру - на И ныне — канонархи кланяются
лику.
На воскресной службе —по Октаю, Минее (Триоди)
Всего стихеры на 10. По Октаю,
согласно Уставу, от 3-х до 7-и, оставшиеся
оставляются. Остальные по Минее — одной или двух служб, при необходимости
повторяя, а великому святому — добавляя с малой вечерни возвашные (не более
3-х). Не поются указанные малым святым в Минее «Ины стихеры Богородице»,
помещенные на Слава И ныне богородичны и
крестобогородичны.
Слава, если есть, в Минее. В
службах господских и богородичных на Славу поется стихера, помещенная в Минее на Слава, И ныне. В службах же святым — только указанная на Славу. И ныне —глас
Октая. Поется «догмат гласу» — богородичен в Октае в конце возвашных стихер.
При отсутствии Славы он поется на Слава, И ныне.
Догматы всех гласов есть также в конце Миней.
При службе с Общей минеей оттуда
поется столько стихер, сколько определено в этой службе Уставом в Календаре,
также и славник.
На праздничной службе — по Минее
Стихеры поются
обычно на 8, от стиха «Из глубины возвах к Тебе Господи», указанные на великой
вечерне, при необходимости повторяя. Если малую вечерню не служили (она
описана в главе Всенощной службы), то стихеры можно не повторять, а добавить
возвашные малой вечерни, если есть, не более 3-х.
Слава; И ныне — наряду (великой
вечерни). Часто святым на «И ныне» богородичен указан
первыми словами, либо не указан. Он ищется и заранее закладывается в конце
Минеи среди богородичное (догматов), поемых на Господи
возвах, по гласу Славы.
В пятницу же вечером поется
догмат проходящего гласа Октая.
1.5 СВЕТЕ ТИХИИ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Но окончании
возвашных стихер наставник возглашает: «Свете тихии». Лики, не расходясь, поют
«Святыя славы...» Роспев — в Обиходе. В отдельные праздники поется другой роспев — «осмогласно».
1.6 ПРОКИМЕН - ПО ЧАСОСЛОВУ
Канонарх, благословившись, на
средине, с Часословом в руках возглашает: «Прокимен, псалом Давыдов», затем
прокимен, стих (и), и в заключение прокимен полностью-далее, если нет паремий,
прощается.
Лики поют прокимен 3 или 5 раз,
по числу стихов.
НА
ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ
Прокимен всегда — Господь
воцарися, поем 5 раз. Роспев в Обиходе.
НА
ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
Обычно прокимен дню недели.
Следует иметь в виду, что в Часослове указан канун праздника - если праздник,
например, в среду, то прокимен «во вторник вечер». Поется 3-жды, роспев в
Обиходе. На отдельных службах прокимны бывают по Минее. Перед великим прокимном по Минее возглашается «Прокимен великии,
глас...».
1.7 ПАРЕМИИ — ПО МИНЕЕ
Паремии — чтения пророчеств —
читаются, если указаны в Минее. Их обычно 3. Они чтутся особой погласицей, во
время их на вечерне сидим (кроме апостольских). В
Общей минее паремии помещены в конце книги и чтутся только, когда указаны в
Уставе. После паремий канонарх прощается.
1.8 ЕКТЕНИИ, СПОДОБИ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Но прокимне или паремиях ведущий лик поет Господи помилуй, 40 (три поклона в
пояс), Слава, И ныне... веком. Псаломщик — Аминь. Сподоби
Господи) три поклона в пояс). Второй лик — Аминь (не повсеместно).
Господи помилуй, 12, Слава, И ныне.
Примечание; когда по Уставу
Господи помилуй, 40 поется в конце вечерни по тропаре, то здесь сразу после прокимна (паремий) чтется Сподоби
Господи.
1.9 ЛИТИЯ
На сходе канонарх возглашает
«глас...» и начало стихер. Стихеры поются подряд без запевов и счета, на-глас,
указанные подобны не поются (не повсеместно). В
некоторых общинах на литию исходят с солеи в притвор. Заканчивается лития, как
и возвашные стихеры, запевами Слава, И ныне.
Если бывает лития, после нее
поется «Господи помилуй» 40, 30, 50 (по три поклона в пояс), Слава. И ныне.
На воскресной службе — Октай и
(или) Минея
В начале литии поется стихера
храмовому празднику (первая с литии). Если несколько храмовых праздников,
стихеры им чередуются,
Если лития в Октае, далее поются следующие стихеры: «Глас. .»
Стихеры Богородице, писанные на Господи возвах великой вечерни последние три,
творение Павла Амморейского. Далее «Глас...». С малой вечерни все за
исключением пропеваемых 3-х возвашных и 1-й стиховенной, то есть — богородичен
возвашный и стиховенные кроме 1-й. Перед последней — богородичном
стиховны — Слава, И ныне. Если следует продолжении
литии по Минее, то Богородичен стиховны также без запева и далее лития
продолжается по Минее согласно Уставу.
Слава обычно указывается с
утренней стиховны в Минее, помещена после канона (по Общей Минее — с хвалитных
стихер). И ныне — богородичен по-гласу от воскресных
стиховенных в конце Мине» (закладывается заранее).
При службе полиелеосным святым, в
попраздньстве лития в октае не поется, а поется по Уставу в Минее. В нее обычно
включаются все оставшиеся в службе стихеры, кроме пропетых на возвахах, славника на стиховне и 4-х хвалитных,
в порядке их следования в службе.
Полиелеосному святому Слава
поется с литии, И ныне — богородичен наряду. Если наряду отсутствует, поется
по-гласу в конце Минеи.
На службе с Общей минеей
полиелеосному святому на литии стихеры со стиховны до Славы. Слава — стихера по
50-м псалме, веред каноном. И ныне — по-гласу в конце
Минеи. Октайная же лития по Общей Минее включает, после храмовой стихеры,
только стихеры малой вечерни, так как аммореевы там отсутствуют.
На праздничной службе — по Минее
В начале литии поется стихера
храмовому празднику, кроме двунадесятых и великих праздников. Затем поются
указанные из литии стихера в Минее до Славы, далее подряд без повторения поются
все стихеры малой вечерни (если ее не служили отдельно) кроме тех, которые добавлялись к возвашным либо повторяются в
других местах службы — это просматривается заранее. Затем Слава и И ныне, указанные на литии. При отсутствии святым богородичное на «И ныне, глас тойже» они заранее подбираются
в конце Минеи по гласу Славы от воскресных со стиховны независимо от дня
недели. При праздничной службе по Общей Минее, если
изволит настоятель, в литию поем стихеры, написанные
на хвалитех, со Славою. И ныне — богородичен от воскресных
со стиховны.
1.10 СТИХОВНА
Но пропетии Господи помилуй, 40,
30, 50, Слава, И ныне; а если не было литии, то после 12-и следует стиховна. Канонарх с поклоном лику (на сходе)
возглашает «глас» и начало стихеры. Прочие стихеры с запевами наряду, Слава, И
ныне по Уставу. Порядок пения описан на возвашных стихерах. Сказав начало последней
стихеры (на И ныне) канонарх кланяется лику. По
пропетии лики расходятся по клиросам.
На воскресной службе — по Октаю,
со Славой из Минеи
Стиховна поется
вся в Октае наряду (великой вечерни)). Если в Минее на стиховне указана Слава, то в Октае поем до Славы,
Слава — в Минее. И ныне — если не пелась лития в Октае — наряду. Малым святым,
святым при службе по Общей Минее, и если отсутствует богородичен наряду —
поется богородичен по-гласу в конце Минеи от воскресных
стиховенных (закладывается заранее).
Изредка случается, что на литию и
стиховну следует один и тот же богородичен. В этом случае он поется на
стиховне, а на литии поется богородичен по-гласу со стиховны малой вечерни в
Октае - ищется заранее.
На праздничной службе — по Минее
Стиховна вся наряду, как указано
в Минее. Богородичны святым при отсутствии и при службе по Общей минее
подбираются заранее по гласу Славы от воскресных
стиховенных в конце Минеи.
Если же он получается совпадающим
с литийным — по Общей минее — то в литию по Общей Минее на И
ныне богородичен наряду на хвалитех.
1.11 НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Но стиховне псаломщик чтет Ныне отпущаеши, Святыи Боже и прочее. По
Отче наш наставник молитву Исусову, псаломщик;
«Аминь». И чтет тропарь.
В Часовнике перед Ныне отпущаеши помещен псалом К тебе возведох очи мои. На
воскресной и праздничной службе он пропускается.
1.12 ТРОПАРЬ — ПО ЧАСОСЛОВУ
НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ — ПО ЧАСОСЛОВУ
Тропарь воскресный, Слава И ныне богородичен его. В службах господских и богородичных
богородичен заменяется тропарем этой службы. А в службах святым читается
тропарь воскресный, Слава-святому, И ныне-богородичен по-гласу Славы от
воскресных тропарей. Подробно тропари описаны на часах.
НА
ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
Тропарь празднику 1-жды. Святым
Слава, И ныне -богородичен по-гласу от тех, что
указаны к воскресным тропарям. А в пятницу вечером — богородичен проходящего
гласа Октая.
1.13
КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ
По тропаре ведущий лик запевает Честнейшую херувим... Слава... И ныне... Господи помилуй,
2-жды, Господи благослови — и четыре поклона в пояс. Наставник на средине
возглашает отпуст. Головщик — Аминь. Господи помилуй, 3-жды.