ЕГУПЁНОК СимеонФёдорович (◦ 17 апр. 1850, Видзы, Рос. имп.; • 15 марта 1934, Вил., Польша) — наст., дух.писатель и известный религ. деятель Вост. СЦ Польши. Сын федосеевца из Видз (Беларусь). Вначале обучался, видимо, по Псалтыри и
Часовнику дома в родном местечке, затем служил в причте Вил.
(певец, 1870-1878) и Бобруйской (головщик, 1878-ок.
1896) общин. В 1896-ок. 1906 -наст.в
Пскове, где уже с позиций поморца (признавал церк. браки, хотя сам был неженат)
начал полемизировать с др. беспоповским согласием - федосеевским. К псковскому
периоду его жизни относятся и первые дошедшие до нас стихотворения, имеющие ярко
выраженный религ.-дидактический
характер. Литературные навыки помогла обрести христианская литература, по
преимуществу труды отцов Церкви, древнерус. и отчасти
религ. и научные сочинения XIX в., хотя в его поэтическом
творчестве прослеживается и фольклорная традиция (дух.стихи). Однако Е., подражая традиции смирения
отцов Церкви, о себе и своем творчестве отзывался с подчеркнутой скромностью. В
конце 1890-х в предисловии к рукописному сборнику своих сочинений,
составленному спустя тридцать лет в Вил., он писал о
себе: "малограмотный смиренный старец". В 1901 Е. участвовал в
местном съезде наст.в
Вил. В 1906-1915, затем в 1918-1934 — наст. Вил.общины, где прослужил почти 25 лет. Участник предсоборного совещания дух.о. и начетчиков, состоявшегося 25-28 февр. 1909 в Москве и
обсуждавшего вопросы, предложенные на рассмотрение 1-го Всероссийского
собора христиан — поморцев, приемлющих брак; участвовал в этом соборе (1-12
мая 1909), где был избран в ДК и ДС Совета Всероссийских соборов и съездов
поморцев, приемлющих брак.
Во время 1-й мировой войны Е. эвакуировался
в глубь Рос. После возвращения в Вил. Е. был
втор.наст. Вил. общины (до 1926), позже - гл. наст.: читал проповеди,
занимался общинными делами, благоустройством храма, горячо заботился о своих
прихожанах, пользуясь их доверием, "заслуженным уважением и любовью".
По словам современников, Е. был блестящим проповедником и собеседником; слышавшие Е. отмечали особое тепло, неотразимую силу,
искреннюю простоту и убедительность его проповедей и бесед. Понимая значение религ.-просвет. работы среди
молодежи, принимал самое деятельное участие в беседах, проводимых Религ.-просвет. кружком молодежи при Вил.
общине. Кроме пастырской деятельности в многотысячной Вил.общине, в 1925—1934 был
активным членом президиума ВСС в Польше и членом ДК. Занимал одно из
виднейших и ответственных мест на двух Всепольск.
съездах (соборах) стар-дцев (1925, 1930), преподавал на педагогических
курсах по подготовке стар.вероучителей
в Вил.
Проявил себя как даровитый и глубокий дух.писатель. Перу Е. принадлежит не один дух.стих, среди его произведений -
статьи "О власти духовной", "О духовных наставниках", о
вопросах брака, белокриницкой иерархии, единоверии.
Отдельный том могли бы составить послания и ответы на запросы стар.общин и личные письма прихожан.
Е. оставил немалое творческое наследие, кот.в настоящее время понемногу воскресает из забвения и ждет своего
исследователя. В связи с его смертью Б. А. Пимонов писал в некрологе:
"... с кончиной отца Симеона Федоровича
старообрядчество утратило видного, стойкого и ученого дух.деятеля, авторитетного знатока канонических правил,
священного Писания, истории Церкви и старообрядчества". Е. похоронен на
стар.кладбище в Вил.
·
Соч.:
Книга глаголемая нравоучение, его добропобедная и венценосная творения духовного отца нашего первонастоятеляСимеона(рукопись,
составлена в 1928), Отдел редких книг и рукописей Литовской национальной
библиотеки им. М. Мажвидаса (Вильнюс);
"Рождество", Вестник ВСС в Польше, 1929, № 5-6, с. 8-11;
"О таинстве брака", Вестник ВСС в Польше, 1931, № 1, с. 4-7.
Лит.: Деяния первого собора 1909; Вестник ВСС в
Польше, 1933, № 1-3, с. 19-21; Вестник ВСС в Польше, 1934, № 1-2, с.
1-4; Поташенко 2003а; СЦК 1955. В. Б., Г. П.
ЕДИНОВЕРИЕ - форма существования
стар-дцев в лоне РПЦ, учрежденная в 1800 по представлению московского
митрополита Платона. Е. было задумано по модели западной унии: при сохранении
старого дониконовского богослужебного чина, древних
книг и обычаев единоверцы официально подчиняются Синоду, т. е. принимают
священство от господствующей Церкви и поминают на литургии Синод (или
патриарха). Однако единоверцы не получили своего епископа и оставались
верующими второго сорта. Е. не получило широкого распространения, но при
Николае I насильственное "обращение в единоверие" стало излюбленной
формой борьбы царских властей со стар-дцами. Так
после разорения Дегуцкой общины в 1840-х богатое собрание древних икон и
книг было передано Двинским единоверцам. После объявления закона о
веротерпимости в 1905 Е. лишилось преимущественного положения по сравнению со стар-ством, и единоверческие приходы стали быстро
распадаться: часть прихожан перешла в РПЦ, большинство же возвратилось к стар-ству.
С конца 1980-х в Рос. (быв. СССР) предпринимаются попытки
возродить Е. на несколько иной основе. Идея создания единоверческого
прихода исходит снизу, от самих верующих Московской патриархии РПЦ В Московской
епархии РПЦ формально существует должность благочинного единоверческих приходов
епархии (в 1998 - священноинокИринарх
(Денисов), настоятель единоверческого храма в Михайловской слободе Раменского
р-на), но какие-либо организационные структуры выше приходского уровня не
существуют. В конце 1990-х в Рос.было
8 единоверческих приходов, 6 священников. Приблизительная численность верующих
- 6-12 тыс.
·
Лит.: Никольский H. M., История русской
церкви. Минск, 1990; Современная религиозная жизнь России. Опыт
систематического описания, т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 249-255; Смирнов
1895; Старообрядчество 1996, с. 94-101.Г.П.
ЕДИНЫЙ СОВЕТ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ -
координационный совет центральных органов ДПЦ и отдельных общин на террит. различных гос-в.
Правопреемник Международного Совета ДПЦ, сформирован на учредительном собрании
в июне 2001 в Петербурге. В состав ЕС ДПЦ входят поместные объединения ДПЦ: Рос.
Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Старообрядческий Совет Литвы,
Центральный Совет ДПЦ Бел., Высший Совет Старообрядцев
в Польше. С 2002 КДПЦ выходит как издание ЕС ДПЦ и распространяется во всех
странах, где проживают поморцы.
·
Лит.: КДПЦ
2002. А.Безгодов
ЕКАБПИЛССКАЯ ОБЩИНА, образована в конце
XVII - нач. XVIII вв., когда в основанный выходцами
из Рос. Якобштадт (с 1920 Екабпилс, Латвия) хлынул
поток стар-дцев. Курляндский герцог Екаб в 1670
пожаловал поселению Магдебургские гор. права, особо оговорив право новых
поселенцев из рос. земель беспрепятственно совершать свои религиозные обряды,
строить молитвенные дома, владеть землею и т. д. С тех пор стар-дцы-постоянные жители этого многонационального и многоконфессионального
города в среднем течении Даугавы. Количество стар.семей в 1890-1950 колебалось в пределах 150-230; все они
принадлежали к поморскому брачному согласию. Сохранились сведения о молитвенном
доме, существовавшем в конце XVIII - нач. XIX вв., с
отдельной колокольней и обитым жестью куполом. По приказу властей в 1849 храм
был запечатан, а через два года и вовсе разобран. Нынешний молитвенный дом
построен в 1878-1883 попечением и на средства местного землевладельца Г. М. Китова, и на его земле, впоследствии подарен ЕО. Храм
освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и сохранился невредимым
в период двух мировых войн, революций, атеистических гонений. В 1908 ЕО
построила кирпичное двухэтажное здание стар.казенно-приходского училища, в кот. до 1-й мировой войны
работали известные впоследствии стар. деятели И. У. Ваконьяи Д. Макеев. В 1920-30-е в этом помещении существовала рус.основная школа, где свыше 90
процентов учеников составляли дети стар-дцев. Из этой школы вышел будущий
иконописец-реставратор РГСО К. Павлов. Законоучителем был
известный знаток знаменногороспеваТ. Ф. Макаров (° 1881; • 1953). В настоящее
время в ЕО насчитывается свыше 100 активных членов и еще ок.
300 прихожан, проживающих в прилегающих вол. В 2003 ЕО
торжест. отметила 125-летие своего молитвенного дома.
·
Лит.: Зимова
3., Старообрядцы Екабпилса. Люди. Годы. События. ХIХ-ХХI вв. Рига, 2003; СЦК 1968, с. 45; СЦК 1999, с. 61.
З.
Зимова
ЕКИМОВ
Авдий Иосифович (° 1874, дер.
Пельши, ныне Прейльский р-н Латвии; • 27 янв. 1972, Д-пилс) - видный наст., издатель, предс. ДК стар-дцев Латвии (Д-пилс).
Род.врелиг.
семье мелкого крестьянина. В молодости служил певчим в
Ельцах и Пскове. Работал корректором в типографии Горбунова при Преображенском
богадельном доме в Москве. Имел тесное общение с известным деятелем староверия
Т. Худошиным. По возвращении в Латвию в 1921 избран наст. Лубанской общины. Вскоре получил приглашение и поступил в 1-ю
Двинскую (Д-пилсскую) общину, где в должной мере
раскрылись его дух.силы. Был
наст.и издателем прекрасного
по содержанию "Старообрядческого календаря" (1927-1931, Д-пилс), предс. ДК и членом ЦК
по делам стар-дцев Латвии, деятельным участником соборов и съездов. В церк.
календаре печатались содержательные материалы по вопросам богословия, истории
Церкви, религ.-нравств. и
национально-культурного воспитания. Публикации отличались трезвым взглядом на
положение вещей. Примечателен следующий отрывок из "Церковной
проповеди" (СК 1931): "И хотя народ ищет света и томится по правде,
но искания и томления отступают на задний план, когда возникает борьба за кусок
хлеба. Поэтому и речи пастыря о терпении, покорности Провидения и греховности ропота, обращаемые к людям, дошедшим до
отчаяния в жизненной борьбе, являются малодейственными".
В сов.период
деятельность Е. стала менее активной. Некот. время
еще служил в Москвинской общине (Прейльский р-н), Нидеркунской и Старофорштатской общинах в Д-пилсе. Похоронен в Д-пилсе.
·
Лит.: СК 1927; СЦК 1973, с. 80. В. Б., Г. П.
ЕЛИСЕЕВ
Григорий Савельевич (° 1896; • 1967, Р.) — церк.-обществ. деятель, депутат III Сейма Латвии, товарищ
М. А. Каллистратова со времен гражданской войны в Рос. По образованию
учитель. Был гласным гор. Думы, членом гор.управы с 1931, где ведал вопросами образования и социальных
дел. С 1928 по 1931 -депутат Сайма. В 1928 содействовал завершению
строительства храма Д-пилсской (Новостроенской) общины, в 1930-е был членом совета этой
общины. В 1940 Е. арестовывается органами НКВД, получает десятилетний срок
лишения свободы с последующим поражением в правах сроком на 5 лет. Отбыв
назначенный срок наказания, Е. в 1950 был отправлен в ссылку в Погучанский р-н Красноярского края. После возвращения из
ссылки был прихожанином храма РГСО, жил и умер в Р.
·
Лит.: Фейгмане
Т. Д., "Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме", Русские в
Латвии. Вып. 3. Из истории и культуры староверия. Рига,
2002, с. 183—205. Э. Мекш
ЕЛИСЕЕВ
Ефим Евстафьевич (• после 1930) - многолетний член совета Вил.общины. Радением Е. в
1930-1931 приобретены четыре колокола для Вил. Покровского храма, на
приобретение кот.сам
жертвовал средства. В 1925-1930 - член президиума ВСС в Польше.
·
Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1931,
№ 2-3, с. 21-24; Киселёв 1930, с. 46. В.Б.
ЕМЕЛЬЯНОВ
Василий Емельянович (° 1729; • 1798) — дух.о. московских поморцев, первый наст. Монинской
моленной (с нач. 1770-х). По его настоянию был принят
обряд бессвященнословного брака. Вскоре Монинская община стала
известной в Москве, особенно в купеческой среде. Деятельность Е. простиралась
далеко за пределы Москвы. Поддерживал материально Выгорецкий монастырь, основал
поморские общины в Петербурге, Вологде, Рыбинске, Саратове. Автор нескольких
апологетических соч.
·
Лит.: СЦК 1985, с. 50;
Старообрядчество 1996, с. 103-104. В. Б.
ЕПИФАНИЙ
(• 14 апр. 1682) - инок, деятель раннего стар-ства,
соузник Аввакума по пустозерской ссылке и его
дух.о. Автор "Жития
инока Епифания". Сожжен
на костре вместе с Аввакумом. В 1645 пришел в Соловецкий монастырь, где
семь лет был послушником. В 1652 принял постриг. Е. стал свидетелем начального
этапа борьбы соловецких монахов с никоновскими
нововведениями. Не принявший реформ Е. с 1657 -пустынник. Ок.
семи лет прожил с иноком Кириллом на реке Суне, затем перешел к иноку Корнилию на реку Водлу. Отсюда
оба ушли на Кятк-озеро, где Е. пожил ок. двух лет. В 1666 или 1667 со своими обличительными
книгами явился в Москву, где тогда проводился церк. Собор, осудивший
противников никоновских реформ. В один из праздничных
дней начал вслух читать свои книги на соборной площади, а царю подал челобитную
с такими словами: "О царю, веру свою христианскую в России проклятым
Никоном потерял еси, а ныне ищеши
веры по чужим землям, аки лев рыщеши".
Был схвачен и заточен. За несогласие с церк. реформами Е. вместе с др. стар-дцами осудили на
московском соборе и передали светскому суду. После "казни" -
отрезания языка - отправлен вместе с Аввакумом и др. в ссылку в Пустозерский острог. Оставил гл. свое соч. — "Житие
инока Епифания", законченное приблизительно в
1676. Мн. др. его соч. не сохранились.
·
Лит.: Пустозерская
проза. Москва, 1989, с. 349; Словарь книжников 1992, ч. 1, с. 304-309.В.Б.,
Г. П.
ЕПИФАНОВЫ
- служители СПЦ.
Андрей
Макарьевич Е. (° 1922, Петроград; •
1985) - предс. совета Ленинградской поморской общины,
сын Макария Аристарховича Е. Навыки
церк. чтения и пения получил от своего отца. Участник Великой Отечественной
войны, командир пулеметного взвода. Удостоен ордена
Славы и др. наград. С 1952 работал в родном городе, ок.
тридцати лет - на заводе "Электросила". В
1982 был избран предс. общины. Исполнял обязанности
втор.наст.
Макарий Аристархович Е.
(° 1894, Двинский у.Вит. губ.; • 1987) — наст. Грамоте выучился
самостоятельно. С детства посещал клирос храма в дер. Тиши Прейльской
вол. В 1915-1918 — певчий-канонарх в Петрограде. Отец
Андрея Макарьевича Е. в 1928 стал наст. С 1929
- житель Пскова. Работал столяром, был близок к храму, являлся почти постоянным
участником богослужений. В 1942-1958 - пастырь общин Прейльского
р-на Латвии. С 1958 и до своей кончины наст. Псковской общины. Пережил тяжкие
утраты: рано овдовел, а в 1985 одного за др. похоронил трех сыновей, двое из
кот.были наст. в общинах
Ленинграда и Р.
·
Лит.: СЦК 1986, с. 64. В.Б.
ЕРИН
Евтихий Филиппович (◦ 1878; • 1953) - землевладелец,
известный религ., обществ.и полит. деятель в Литве. Жил в
Ков. Участник съезда стар. Сев.-зап.
края в Вил. (1906). До 1-й мировой войны был зам. предс.
совета Ковенской общины. В 1920-х Е. активно участвовал в полит.,
обществ.ирелиг. деятельности СЦ в Литве. Участник мн. Вселитов. стар.съездов, на кот. выступал с докладами о положении
стар-дцев в Литве. Он неоднократно избирался в руководящие органы СЦ страны: с
1922 по 1930 член ЦСС Литвы, с 1927 по 1930 также зам. предс. этого совета. В 1930-х Е. отошел от деятельного участия
в руководстве СЦ. Кроме того, с 1923 по февр. 1926 был членом Сейма Литвы; был
деятельным членом и некот. время предс.
"Демократического союза граждан Литвы рус.национальности", участвовавшего в 1926 в выборах в
Сейм. В Сейме защищал интересы рус.меньшинства,
в частности по вопросам земельной собственности и просвещения.
С марта 1942 по ноябрь 1943 Е. был зам. предс.
временного ЦСС в Литов. генеральной обл. в К.
Входил в состав ВСС в Литов. генеральной обл., созданного
в ноябре 1943 и возглавляемого Б. А. Пимоновым. В 1946 стал членом ВСС
Литов. ССР, зарегистрированного в окт. 1944, и участвовал в заседаниях его
пленумов. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.
·
Ист.:
LVIA. F. 662. Ар. 1. В. 139. L. 207; Протоколы заседаний членов ЦСС, 1942-1943,
Архив ВСС Литвы. Лит.: "Староверцы Литвы", Родная
старина, 1928, № 4, с. 112; Gumuliauskaitė
1999, 2 sk.; Sabaliauskaitė
1999. Г. П.
ЕРМОЛАЕВ
Михаил Кондратьевич (° 1880; • 1919) - обществ.деятель, депутат III Гос. Думы от Вит.губ. Крестьянин дер. Мельница Малиновской вол. Динабургского
у. (ныне Д-пилсский
р-н Латвии). При непосредственном участии Е. был проведен целый ряд документов
в пользу стар-ства, что вызвало крайнее
неудовольствие правосл. духовенства Полоцкой епархии.
Почетный член 1-го Всероссийского христианского съезда в Москве (1908). Схвачен
во время коммунист.арестов в
Двинске (27 марта 1919), среди 40 чел. в тот же день выведен в сторону крепости
и расстрелян. Получив легкое ранение, был завален трупами, позже выбрался и
пошел в город, где был арестован вторично и казнен.
·
Лит.:
ПЕВ, 1907, № 30, с. 840; Двинский
голос, 1929, № 27.В. Никонов
ЕРШОК
Павел Васильевич - глава Высшего Духовного Совета поморцев
Рос.после кончины Т. Худошина.
Председательствовал на соборе, состоявшемся в Кашлакове
Курской обл. (май 1927), на котором присутствовало свыше 200 посланцев
поморских общин Поволжья, Украины, Московской области, Чугуевского
и Кашлаковского женских монастырей.
·
Лит.:СЦК
1977. В.Б.
ЕФИМОВ
Алексей Алексеевич (° 1916, дер. Григоровщина,
ныне Браславский р-н Бел.; • 3 апр. 1999) - наст.ряда общин Бел. и Литвы. Род.в стар. крестьянской семье. С
юных лет посещал клирос Куклянского храма, изучал Св. Писание, церк. пение под руководством головщика ПарамонаКозмича. Позже замещал в
Куклянской общине наст. Д. Н. Познякова. В годы 2-й
мировой войны был на фронте, удостоен боевых наград.
В послевоенные годы работал в народномхоз. Бел. Затем перешел на дух.поприще. С 1948 по 1979 Е. был наст. Григоровщинской общины, а позже, с 1979 по 1994 - Паневежской
общины. Е. был одним из авторитетнейших наст. Неоднократно избирался в
руководящие органы СПЦ, был предс. РК при ВСС в Литов. ССР, участвовал в соборе СПЦ в Вил. (1988), где был избран членом ВСС и членом ДК. После
тяжелой болезни Е. умер, похоронен на стар.кладбище в дер. Батракай, недалеко
от Паневежиса.
·
Лит.:
Деяния собора 1991, с. 44-46; СЦК 1981, с. 87-88; Čiplytė
2001, р. 23-24.В. Б., Г. П.
ЕФИШОВ
Иоанн Харитонович (° 1932) - наст. Вил.общины и член ВС ДПЦ Литвы с 2002 по 2007. В нояб. 1995-2002 - наст. Укмергской
общины. Некот. время был предс.
ЦСС Литвы (1996). На соборе ДПЦ Литвы в Вил. (февр. 2002) избран членом ВС ДПЦ Литвы и членом ДК.В.
Б., Г. П.
ЕФРЕМОВЫ
- стар.семья, выдвинувшая
видных религ. деятелей СЦ Литвы,
Аристарх
Степанович Е. (° 1890, Яново, ныне Йонава, Литва; •
1946), религ. и обществ.деятель, входил в руководящие органы СЦ Литвы. С 1904 учился
в Ков.коммерческом училище,
позже окончил Московский коммерческий институт (1911-1915). Ушел добровольцем в
царскую армию, стал унтер-офицером. В 1921 вернулся в Литву, жил в Яново,
занимался сельскимхоз. В
1920-1930-х Е. участвовал во мн. Вселитов.
стар.съездах, на кот.
выступал с докладами о просвещении и культурной деятельности стар-дцев страны.
С 1922 Е. был членом первого и мн. др. ЦСС Литвы. С 1934 по 1938
исполнял обязанности предс. ЦСС. Кроме того, Е. был
членом и позже предс. "Демократического союза
граждан Литвы рус.национальности",
предс. правления Йонавского
"Рус. кредитного общества". Во время 2-й мировой войны был предс. совета Рымковской
общины, входил в состав ВСС в Литов.
генеральной обл. В окт. 1944 арестован сов.репрессивными органами, в 1945 военным трибуналом НКВД Литов. ССР осужден за участие в "профашистском"
Бюро поверенного по делам рус.вЛитов. генеральной обл. на 10 лет исправительных
лагерей, где и умер.
·
Ист.: LYA. Lietuvos TSR Valstybės
saugumo komiteto fondas. LTSR MGB tardymo skyrius. Baudžiamoji byla Nr.
1408. Лит.:
СК 1930, c. 61; СК 1931, c. 71; Antanavičius O., Lietuvos
sentikių šventikų likimai pokaryje (LYA duomenimis). Mokslinės
praktikos ataskaita. Vilnius, Vilniaus universitetas, 2002 (rankraštis);
Sabaliauskaitė 1999.
Емельян
E., состоятельныйземлевладелец. Жил в местечке Яново
(ныне Йонава, Литва). Был женат на Марии и имел трех сыновей Степана, Клима
и Самсона. Умер в дер. Римкай (ныне Йонавского р-на) и похоронен на семейном участке на стар.кладбище там же.
Степан (Стефан)
Емельянович Е. (° сер.XIX в.; • после 1915, Оренбург), состоятельный купец и
землевладелец. Жил в местечке Яново (ныне Йонава, Литва), имел
собственный дом. В 1906 участвовал в съезде стар-дцев Сев.-зап. края в Вил., где был избран от города Ков.
и Ков. у. членом депутации к царю Николаю П. В годы 1-й мировой войны
эвакуировался в глубь Рос. Умер и похоронен в
Оренбурге.
·
Ист.:
Интервью с Т. С. Козловской (° 1911; • 2004), 1994 г. Записал Г. Поташенко,
Личный архив автора; Труды о съезде 1906, с. 4, 36-37. Г.П.