Категории раздела
о словаре
[6]
как пользоваться словарём, дополнения
|
А
[2]
|
Б
[3]
|
В
[9]
|
Г
[2]
|
Д
[6]
|
Е
[2]
|
Ж
[1]
|
З
[2]
|
И
[1]
|
К
[5]
|
Л
[2]
|
М
[4]
|
Н
[2]
|
О
[1]
|
П
[8]
|
Р
[5]
|
С
[13]
|
Т
[1]
|
У
[1]
|
Ф
[4]
|
Х
[1]
|
Ц
[1]
|
Ч
[1]
|
Ш
[1]
|
Щ
[1]
|
Э
[1]
|
Ю
[1]
|
Я
[1]
|
зеркала
[1]
|
Статистика
|
статьи
Денисовы
ДЕНИСОВЫ - семья рус. стар-дцев,
давшая выдающихся деятелей раннего стар-ства.
Андрей Д. (◦ 1674;
• 1 марта 1730) - основатель и первый киновиарх (1702-1730) Выговского
общежительства. Согласно сведениям самого Д., изложенным им в Слове
надгробном Петру Прокопьеву (1719), род братьев Денисовых восходит к князю
Борису Александровичу Мышецкому, переселившемуся в Заонежье.
Его внук Евстафий, быв., видимо, втор. сыном Ивана
Борисовича, откуда пошла фамилия Второго (с этой фамилией и с ее вариантом -
"Вторушин" -Д. упоминается в некот. документальных ист.), имел трех сыновей - Ивана,
Якова и Дионисия (Дениса), последний был отцом Андрея и Семена Денисовых. Представители
четвертого и пятого поколений семьи Б. А. Мышецкого стали активными участниками
стар. движения. Братья Иван и
Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского
погоста против Тихвинского монастыря в 1670-х. Сын Ивана Евстафьева, Емельян,
был одним из организаторов самосожжений стар-дцев в Палеостровском монастыре в
1687 и 1688. Соловецкий иеродиакон Игнатий часто посещал дом Дионисия
Евстафьева в Повенце и был крестным отцом его старшего
сына Андрея. Дети Дионисия Евстафьева (• 1705) - Андрей, Семен, Иван и
Соломония - гл. действующие лица начальной истории Выговской пустыни: Семен
сменил брата на посту киновиарха (1730-25 сент. 1740), Соломония была
настоятельницей женской Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Родной
племянник Д. Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, стал первым
уставщиком Выговского общежительства.
Стремление сохранить старую веру, руководившее братьями
Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего Д. в дек. 1691 в Выговскую
пустынь, кот. с конца
1670-х стала прибежищем сторонников древнего благочестия и где он в числе др.
выходцев надеялся найти спасение от "мира антихриста". Первую зиму Д.
вместе со своим спутником Иваном Белоутовым прожили в
землянке, питаясь принесенными запасами. Летом 1692 они построили небольшую
келью между Тагозером и озером Белым. Для совместной
молитвы и бесед Д. часто приходил к Даниилу Викулину,
кот. вскоре уговорил его
соединиться в "единотрапезное и единоименное" житие. В 1693 Д. привел на Выг свою сестру Соломонию. В окт. 1694 по инициативе Д. и
Даниила Викулина и по благословению
инока Корнилия было организовано Выговское
общежительство на принципах киновийного
монастыря. В 1697 на Выг переселились отец Д.
Дионисий Евстафьев и братья Семен и Иван.
Даниил Викулин и Д. с
самого начала стояли во главе пустыни. В 1702 было проведено разделение дух. дел и общего руководства
пустынью: согласно соборному постановлению 11 сент. 1702, Д. был выбран киновиархом общежительства, дух. сферой стал ведать Даниил Викулин. Этот выбор, гл. основанием для кот. были личные качества Д., учитывал
также и то, что он происходил из семьи, тесно связанной с ранним стар-ством, имел тесные дух. контакты с известными
учителями старой веры: его наст. в молодые годы был Игнатий Соловецкий; старец Варлаам, в миру Василий Быков, активный помощник Германа
Соловецкого и Емельяна Повенецкого в орг-ции втор. Палеостровской
"гари" 1688, принявший постриг от инока Корнилия,
приходился ему дух. о.;
как свидетельствуют письменные источники, Д. пользовался любовью иноков Корнилия, Виталия Московского (он завещал ему
свою мантию), Прокопия Нижегородского, соловецкого иеромонаха Пафнутия, соловецкого соборного старца Геннадия Качалова.
Д. принадлежит гл. роль в упрочении внешнего положения стар. центра. Когда Выговское
общежительство в связи с припиской к Олонецким
железным заводам было легализовано, он стал гл. ходатаем по Выговским делам в
обеих столицах. Как хорошие квалифицированные работники пустынножители ценились
заводской администрацией; Д. был знаком и пользовался расположением приказчика Повенецкого завода Г. Традела,
начальника всех заводов А. С. Чоглокова, позже коменданта В. И. Геннина. Во время заключения Семена Денисова в
новгородской тюрьме (1713-1717), когда в опасности оказалась судьба не только
младшего брата, но и всей пустыни, Д. предпринимал всевозможные хлопоты, почти
не жил на Выгу, подбадривая посланиями и узника, и общежителей. При Д. сложилась практика поднесения высоким лицам, в том числе
императору Петру I и царице Прасковии Федоровне во
время их приездов на Марциальные воды, "писем и
гостинцев", каковыми в основном бывали олени и птицы (живые и стреляные),
лошади, а также, возможно, в соответствии с духом времени, "морские курьозы" для частных кунсткамер. Известен ряд
приветственных и благодарственных посланий, написанных Д.: В. И. Геннину (1721), архиепископу Новгородскому Феодосию
Яновскому (1722), императрице Екатерине I по случаю коронования (1724),
придворному поэту М.И. Ширяеву (1725-1727), императору Петру II по случаю
вступления на престол (1727).
Организаторский талант Д. сыграл немаловажную
роль в том, с какой быстротой выросла и обустроилась на Выгу стар. обитель. В 1705-1713, когда на
Выгу вследствие неурожаев разразился голод и мн. насельники покидали
общежительство, киновиарху приходилось не только постоянно находиться в
разъездах, собирая деньги и подаяние на пропитание общежителей, но также
поучать братию от Божественных писаний сохранять крепость духа в посланном на
них искушении. По инициативе Д. были организованы доставка хлеба из Поволжья на
Север, в Петербург и его продажа, что приносило общежительству значительный
доход, при этом в хлебной торговле допускалось привлечение частного кредита.
Получили развитие морские промыслы; экспедиции Выговских трудников отправлялись
на Новую Землю и Шпицберген для добычи моржей, тюленей, белых медведей.
В 1706 в 20 верстах от Выговского монастыря была основана
женская обитель на реке Лексе. В 1717-1719 большое
строительство развернулось в мужском общежительстве.
При Д. завели судовое строение, началось строительство пристани в Пигматке на Онеге. Когда в 1727 выгорела женская обитель,
наст. сам принимал участие в
строительстве: рубил лес, сплавлял его.
Трудами первооснователей пустыни (Даниила Викулина,
братьев Андрея и Семена Денисовых, Петра Прокопьева), но гл. образом
именно Д., была выработана программа развития стар. центра, в кот. важное место отводилось церк. и культурному
строительству. Д. составил ряд основополагающих уставных статей для Выговской и
Лексинской обителей, направленных на соблюдение благочиния и основных принципов
киновийного монастыря: раздельного пребывания мужчин
и женщин, отсутствия личного имущества, подчинения должностным лицам киновии. Д. следует считать основоположником традиции
произнесения слов на церк. праздники и посещения Выговскими наст. скитов в дни их престольных
праздников. Им были написаны 8 слов на двунадесятые праздники, 8 слов,
посвященных святым, и 4 послания, датируемые 1713-1721 и содержащие
поздравления братии монастыря и скитов в дни важных церк. праздников.
Значительное место в творческом наследии Д. занимают проповеди, тематика кот. направлена на укрепление
слушателей в вере и убеждение твердо следовать установлениям стар. общежития (к
примеру, слова о покаянии, о молитве, о вере, о страхе Божии, о крестном
знамении, о девстве, о смирении и т. п.).
На Выгу было развернуто настоящее культурное строительство:
создавались школы для обучения грамоте и пению, собиралась библиотека, переписывались
необходимые книги, формировалась лит. и иконописная школы. Во главе всех этих начинаний также
стоял Д. Прямое свидетельство о книжных экспедициях Д. в 1705-1712 содержит
"История Выговской пустыни" Ивана Филиппова: "Оный же
Андрей в те вышеписанныя нуждныя
годы ездяше ово з братом Симеоном, а ово и с ынными по всем градом и в
Москве по всем монастырям и в Нижегородской пустыни промышляше
книги и осматриваше, овые покупаше, а овые списываше, испытуя, како в древлеотеческом благочестии утверждатися
и стояти". Параллельно с разысканием и
перепиской книг велся подбор свидетельств церк.-археологического
характера в пользу старых обрядов. Эти направления имели для Выговского
общежительства далеко идущие последствия. Из книг, приобретенных во время
подобных поездок, пожертвованных благотворителями и переписанных, составилась
богатейшая библиотека общежительства. Скрипторий был организован в самой Выговской
пустыни: переписывались, в том числе на заказ и на продажу, не только
памятники древнерус. книжности, но и соч. Выговских
авторов.
Во мн. благодаря богатству книжного собрания первые Выговские
киновиархи стали широко образованными книжниками и начетчиками.
Самым авторитетным был Д., кот. уже
современники называли "мудрости многоценное сокровище". Первый
Выговский киновиарх был глубоким знатоком рукописной книжности. Сделанные им
описания отдельных рукописей Троице-Сергиева монастыря, московского Успенского
собора и Патриаршего двора показывают, что Д. мог определить древность письма,
украшений, переплета. Ученик Д. Мануил Петров, как
свидетельствует "Житие Д.", собрал первоначальный материал к
подлинной датировке "Соборного деяния на еретика Мартина" и
"Требника митрополита Феогноста", появившихся в нач.
XVIII в. "для борьбы с расколом". Детальный
критический разбор этих фальсификаций, сделанный, скорее всего, именно Д. и
давший основание В. Г. Дружинину назвать выговцев первыми палеографами, вошел в
"Дьяконовы ответы" (1719) и "Поморские
ответы" (1723).
Д. была написана основная часть знаменитых "Поморских
ответов " (1723), содержавших ответы на 106 вопросов синодального
миссионера Неофита и ставших настольной книгой всего стар-ства.
Он же был гл. ред. этого фундаментального труда. Его перу принадлежит большое
количество полемических соч. и посланий, являющихся откликом на проблемы,
волновавшие стар-дцев в первой четверти XVIII в., такие, как знамения
пришествия антихриста, написание титлы на кресте, обличение "новых
мудрецов".
Творческое наследие Д., почти не опубликованное, насчитывает ок. 200 соч. и включает помимо догматических трудов и
произведений эпидейктического красноречия 4
надгробных слова, в т. ч. "Надгробное слово Петру Прокопьеву" (1719),
содержащее написанный участником очерк ранней истории Выга.
Анализ всего корпуса соч. показывает, что лит. творчество не было для Д. самоцелью, а было подчинено его
задачам наст. Д. явился создателем Выговской лит. школы, в кот. обучение писательскому мастерству шло через
штудирование учебников риторики, разбор примеров и подражание образцам. Лит. учениками первого Выговского
киновиарха были его брат Семен, Трифон Петров, Мануил
Петров, Даниил Матвеев. Выговская традиция сохранила воспоминание о
характерных чертах человеческого облика Д.: рассудительность, стремление
сохранить в братии мир и согласие, скромность в пище и одежде (на братские
труды приходил в одеждах "уже многоплаченых",
т. е. многократно зашитых и заплатанных), знание меры даже в "наказательстве поучительном", "ибо толь благоискусно и мерно оное произвождаше,
яко слушателей никогда же во отягощение и уныние привождаше".
Умер Д. внезапно в возрасте 56 лет. На погребение собралось
до двух тыс. чел., пришли не только общежители, но и крестьяне окрестных дер.
Семен Денисов сменил брата на посту настоятеля, продолжив его труды по упрочению
основ и росту благосостояния стар. киновии. Благодарная память о первом киновиархе
сохранялась на протяжении всей истории общежительства. Соч. Д. постоянно
переписывались, его изображение помещалось на книжных миниатюрах и настенных
рисованных лубках. Житие его было написано Андреем Борисовым в 1780-е. Тогда же
Иваном Антоновым была написана служба Д. С годами он стал
восприниматься как символ славы всего общежительства и как его небесный
заступник.
·
Ист.: Есипов Г., Раскольничьи
дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной
розыскных дел канцелярии. Санкт-Петербург, 1861, т. 1, с. 269-553; Филиппов
П., История Выговской старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862;
Яковлев Г., "Извещение праведное о расколе беспоповщины", Братское
слово, 1888, № 1-9; Брещинский Д. Н., "Житие
Корнилия Выговского Пахомиевской редакции
(тексты)", Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Ленинград,
1985, с. 62-107. Лит.: Барсов Н., Братья Андрей и
Семен Денисовы. Эпизод из истории русского раскола. Москва, 1866; Барсов Е.
В., "Андрей Денисов Вторушин как Выгорецкий проповедник", Труды
Киевской духовной академии. Киев, 1867, т. 1 (январь-март), с. 243—263; т.
2 (апрель—июнь), с. 81—95; он же, "Четьи Минеи братьев Денисовых", Сборник
статей в честь М. К. Любавского. Петроград., 1917,
с. 663-708; Смирнов 1909; он же, "Выговская беспоповщинская пустынь в
первое время ее существования (Особенности учения и важнейшие события)", Христианское
чтение, 1910, т. 233, май-июнь, с. 638-674; июль-август, с. 910-934;
Дружинин В. Г., Словесные науки в Выговской поморской пустыни. Санкт-Петербург,
1911; он же, "Поморский Торжественник", Сборник статей,
посвященных С. Ф. Платонову. Санкт-Петербург, 1911, с. 34-55; он же, Писания
русских старообрядцев. Санкт-Петербург, 1912, с.
96-97; Островский Д., Выговская пустынь и ее значение в истории
старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Любомиров
П. Г., Выговское общежительство. Москва; Саратов, 1924; Понырко Н. В.,
"Проблема «культурной оседлости» на примере одного эпизода из истории
Выговской поморской пустыни", Исследования по древней и новой
литературе. Ленинград, 1987, с. 297-303; Понырко Н. В., "Эстетические
позиции писателей Выговской литературной школы", Книжные центры Древней
Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. Санкт-Петербург, 1994, с.
104-112; Понырко Н. В., Понырко Н. В., "Андрей Денисов Вторушин", Словарь
книжников и книжности Древней Руси. XVII в., ч. 1. Санкт-Петербург, 1992,
с. 78-81; Понырко Н. В., Бударагин В. П., "Автографы Выговских
писателей", Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Ленинград,
1985, с. 174-200; Плигузов А. И., "Авторские
сборники основателей Выговской пустыни", Древнерусская книга и ее
бытование в Сибири. Новосибирск, 1982, с. 104—112; Гурьянова Н. С, История и человек в
сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996; Юхименко E. M.,
"Новые материалы о начале Выговской пустыни", ТОДРЛ, т. XLVII,
Санкт-Петербург, 1993, с. 328-337; она же, "Неизвестная страница полемики
Выговских старообрядцев с официальной церковью: предыстория "Поморских
ответов", ТОДРЛ, т. LI, Санкт-Петербург, 1999, с. 404—416; она же, Выговская
старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. Москва, 2002, т. 1,
с. 7, 8, 15, 16, 22, 25 и др.; она же, "Мудрости многоценное
сокровище". Остров веры. Миасс, 2003, № 5, с. 14-21. Е.
Юхименко
Семен Д. (° 1682; • 25
сент 1740) - один из
основателей Выговского общежительства, писатель. Происходил из семьи,
тесно связанной с деятелями раннего стар-ства (см. Андрей
Денисов). В Выговскую пустынь переселился вместе с отцом Дионисием Евстафьевым и братом Иваном по инициативе
старшего брата Андрея в 1697. Сразу же стал помощником последнего по обустройству киновии.
Вместе с ним в 1707-1712 ездил по всей Рос. для сбора милостыни для обители,
переживавшей череду неурожайных лет и голод; одновременно приобретал
старопечатные и рукописные книги и участвовал в сборе церк.-археологических
свидетельств в пользу старой веры.
10 дек. 1713 был арестован новгородским митрополитом Иовом.
Более четырех лет провел в заключении, отказываясь от
присоединения к официальной Церкви. В письменной полемике с митрополитом Иовом
отстаивал истинность стар. взглядов.
29 марта 1714 узник был доставлен в Петербург для представления Петру I. Царь
не освободил заключенного, но и не предал его казни, а распорядился обращать
его к официальной Церкви мерами убеждения. Д. был возвращен в Новгород; собеседования
с заключенным проводил находившийся там в то время Иоанникий Лихуд. Не изменили
участи Д. и неоднократные ходатайства коменданта Олонецких Петровских заводов
В. И. Геннина. Осенью 1717 Д. удалось бежать из
тюрьмы; спустя некот. время он вернулся на Выг и в 1718 в день Св. Пасхи предстал перед всеми
общежителями. Со временем заключения Д. (1713-1717) связан поворотный этап в
развитии общежительства: выговцы осознали Выг как
свою дух. родину и
окончательно связали с ним свою судьбу, результатом чего было обретение
культурной оседлости и настоящий расцвет общежительства. В сознании выговцев Д.
стал восприниматься как мученик за веру, подвиг кот. разворачивался на их глазах. По возвращении в Выговское
общежительство Д. некот. время провел в
уединении, занимаясь словесными науками, читая книги, штудируя риторики, обучаясь
практическим навыкам лит. труда
у брата Андрея. Затем и сам стал учителем, в 1730-е вместе с Мануилом Петровым создал Выговскую Риторику-свод. Принимал
активное участие в составлении "Поморских ответов" (1723).
В 1720-е был первым помощником Андрея Денисова в
настоятельских трудах. Составил ряд уставных статей, в том числе содержащих
нормы поведения для трудников и круг обязанностей должностных лиц киновии. После смерти брата (1 марта 1730) стал киновиархом пустыни и продолжил его линию по
благоустройству общежительства: в 1731 были построены новая часовня на Выгу,
пристань и амбары в Пигматке, в 1734 — плотина и
новая мельница на Лексе, в
1735 -новая гостиница на Выгу и др.
Как настоятелю Д. пришлось столкнуться с целым рядом
серьезных проблем. В 1733 последовал донос Егора Кузнецова и Петра Халтурина,
однако выговцам удалось предотвратить расследование.
Донос Ивана Круглого 1737 имел более серьезные последствия: назначенная 9 окт.
1738 комиссия О. Т. Квашнина-Самарина работала в Выговской пустыни до
1744. 30 марта 1739 Д. в числе др. заложников был отправлен в Шунге, где провел в заключении
полгода (вернулся в общежительство в сент. 1739). На период 1733—1740 пришлось
две размолвки между наставниками пустыни. В 1733-1734 гг. покинул мужское общежительство и переселился в скит Корельский бор, а затем уехал в Сибирь уставщик Трифон
Петров, не сойдясь с Д. в "некоих уставленьях житейских и церковных". В 1737 разгорелся
конфликт со старцем Филиппом, кот. после
Даниила Викулина стал дух. о. пустыни и
в знак протеста против моления за царя, кот. выговцы были вынуждены ввести
ввиду нависшего над общежительством следствия, вышел
из киновии (что положило начало филипповскому
согласию в беспоповстве). Во время работы комиссии некот.
выговцы, опасаясь преследований, покинули общежительство. На 1730-е выпал также
целый ряд утрат, для Д., несомненно, носивших личный характер: в 1733 скончался
Даниил Викулин, в 1735 — сестра
Соломония, в 1737 - брат Иван.
Заключение 1739 серьезно подорвало здоровье Д. Через полгода
он слег, столько же времени провел в болезни и скончался 25 сент. 1740, в самый
разгар работы следственной комиссии. Когда Д. смертельно занемог, остро встал
вопрос о его преемнике. 10 сент. 1740, за две недели до смерти, киновиарх
написал "писмо известителное
вкупе и молителное" (помимо дух. завещания), в кот. выразил свою
тревогу о сохранении наследия первых Выговских отцов. Д. отправил
собственноручное письмо Трифону Петрову, забыв свои разногласия с ним и прося
вернуться на Выг и стать настоятелем, однако тот
отказался. После этого выбор киновиарха пал на Ивана Филиппова, Даниил Матвеев
был определен помогать настоятелю в дух. делах, Мануил Петров - в светских.
В связи с идущим следствием погребение Д. было кратким и
немноголюдным. Последующая традиция сохранила описание внешности Д.:
"Возрастом бяше умерен,
власы русы, корчавы же и густовласы
имущь, лицем округл, брадою
скуд и беловлас. Телом сухоняв и от многаго воздержания издш плотию. Руце
и персты имеющь долзе,
носом тупоняв, очима светел, зеницами свобод, зракомъ усмехлив. Мало нагорб, рукама борзо и добре пишущь. Внутреними силами и качествы преудобрен, в разумениих глубок и смыслом ис природы остр и памятную силу имущь
многу". В 1770-е на основе сохранившихся черновых записок Василием
Даниловым Шапошниковым было составлено "Сказание о преставлении Семена
Денисова"; в 1780-е Андрей Тимофеев Серебрянников составил Житие Д., тогда
же была написана служба ему. Известны его изображения на книжных миниатюрах и
настенных рисованных лубках.
Литературное наследие Д. не столь велико по количеству, как
его брата Андрея (ок. 100 соч.), но более
разнообразно в жанровом отношении. Его труды на ниве словесности в меньшей
степени зависели от задач руководства пустынью. Д. были написаны
основополагающие соч. истор. цикла о стар. движении в Рос. во втор. пол.
XVII - первой пол. XVIII в.: "Виноград Российский" (1730-е) и
"История об отцах и страдальцах соловецких"
(1710-е). Ему также принадлежат многочисленные торжественные, проповеднические,
поздравительные и надгробные слова. Помимо прозаических жанров, Д. успешно
пробовал себя на ниве силлабического стихотворства.
·
Ист.: Филиппов И.,
История Выговской старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862;
Яковлев Г., "Извещение праведное о расколе беспоповщины", Братское
слово (Москва), 1888, № 1-9; "Выго-Лексинский
летописец", Братское слово (Москва), 1888, № 10, с. 795-815; Виноград
Российский. Москва, 1906; Мальцев А. И., "Неизвестное сочинение С.
Денисова о Тарском "бунте" 1722 г.", Источники по культуре и
классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982, с. 224—241;
Юхименко E. M., "Вновь найденные письма Семена Денисова", ТОДРЛ, т.
XLIV, Ленинград, 1990, с. 409-421; Семен Денисов, История об отцах и
страдальцах соловецких: Лицевой список из собрания Ф.
Ф. Мазурина. изд. подг. Н. В. Понырко и E. M. Юхименко. Москва, 2002. Лит.: Барсов Н., Братья Андрей и Семен Денисовы. Эпизод из
истории русского раскола. Москва, 1866; Барсов Е. В., "Семен Денисов
Вторушин, предводитель русского раскола XVIII в.", Труды Киевской
духовной академии. Киев, 1866, февраль, с. 174—230; июнь,
с. 168— 230; июль, с. 285-304; дек., с. 570-588; он же, "Уложение братьев
Денисовых", Памятная книжка Олонецкой
губернии за 1868-1869 г. Петрозаводск, 1869, ч. 3, с. 85-116; он же,
"Четьи Минеи братьев Денисовых", Сборник статей в честь М. К.
Любавского. Петроград, 1917, с. 663-708; Смирнов П. С, "Выговская беспоповщинская
пустынь в первое время ее существования (Особенности учения и важнейшие
события)", Христианское чтение, 1910, т. 233, май-июнь, с. 638-674;
июль-август, с. 910— 934; он же, "Лексинская
беспоповщинская пустынь в первое время ее существования". Христианское
чтение, 1910, февраль, с. 145-172; март, с. 310—333; Дружинин В. Г., Словесные
науки в Выговской поморской пустыни. Санкт-Петербург, 1911; Островский Д., Выговская
пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск,
1914; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Москва;
Саратов. 1924; Покровский H. H., "Следственное дело и Выговская повесть о тарских событиях 1722 г.", Рукописная традиция
XVI—XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1983, с. 46-70; Понырко Н. В.,
"Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная
традиция в Выговской старообрядческой литературе", ТОДРЛ, т. XXIX,
Ленинград, 1974, с. 154-169; Понырко Н. В., "Проблема "культурной
оседлости" на примере одного эпизода из истории Выговской поморской
пустыни". Исследования по древней и новой литературе. Ленинград,
1987, с. 297-303; Понырко Н. В., "Семен Денисов Вторушин", ТОДРЛ, т.
XL, Ленинград, 1985, с. 155-156; Понырко Н. В., Бударагин В. П.,
"Автографы Выговских писателей", Древнерусская книжность: По
материалам Пушкинского Дома. Ленинград, 1985, с. 174—200; Гурьянова Н. С, История и человек в
сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996; Юхименко E. M.,
"Виноград Российский" Семена Денисова (текстологический
анализ)", Древнерусская литература. Источниковедение. Ленинград,
1984, с. 249-262; она же, "Новые данные к биографии Семена Денисова",
Русская литература, 1990. № 2, с. 168—170; она же, "Соловецкое восстание 1668—1676 гг. и старообрядческая
"История о отцах и страдальцах соловецких" (статья 1), Архив русской истории, выл.
2. Москва, 1992, с. 71-92; она же, "Неизвестный Выговский писатель Василий
Данилов Шапошников и "Сказание о преставлении Симеона
Дионисиевича", ТОДРЛ, т. XLVI,
Санкт-Петербург, 1993, с. 441-452; она же, "О времени написания Семеном
Денисовым "Истории о отцах и страдальцах соловецких", Книжные центры Древней Руси:
Соловецкий монастырь. Санкт-Петербург, 2001, с. 483-490; Юхименко 2002, т.
1-2. Е. Юхименко
|
Категория: Д | Добавил: - (2008.05.09)
|
Просмотров: 2661
|
|
|