Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.04.25, 05:50
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Д

Денисовы

ДЕНИСОВЫ - семья рус. стар-дцев, давшая выдающихся деятелей раннего стар-ства.

 

Андрей Д. (◦ 1674; • 1 марта 1730) - основатель и первый киновиарх (1702-1730) Выговского общежительства. Согласно сведениям самого Д., изложенным им в Слове надгробном Петру Прокопьеву (1719), род братьев Денисовых восходит к князю Борису Александровичу Мышецкому, переселившемуся в Заонежье. Его внук Евстафий, быв., видимо, втор. сыном Ивана Борисовича, откуда пошла фамилия Второго (с этой фамилией и с ее вариантом - "Вторушин" . упоминается в некот. документальных ист.), имел трех сыновей - Ивана, Якова и Дионисия (Дениса), последний был отцом Андрея и Семена Денисовых. Представители четвертого и пятого поколений семьи Б. А. Мышецкого стали активными участниками стар. движения. Братья Иван и Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского погоста против Тихвинского монастыря в 1670-х. Сын Ивана Евстафьева, Емельян, был одним из организаторов самосожжений стар-дцев в Палеостровском монастыре в 1687 и 1688. Соловецкий иеродиакон Игнатий часто посещал дом Дионисия Евстафьева в Повенце и был крестным отцом его старшего сына Андрея. Дети Дионисия Евстафьева (• 1705) - Андрей, Семен, Иван и Соломония - гл. действующие лица начальной истории Выговской пустыни: Семен сменил брата на посту киновиарха (1730-25 сент. 1740), Соломония была настоятельницей женской Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Родной племянник Д. Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, стал первым уставщиком Выговского общежительства.

 

Стремление сохранить старую веру, руководившее братьями Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего Д. в дек. 1691 в Выговскую пустынь, кот. с конца 1670-х стала прибежищем сторонников древнего благочестия и где он в числе др. выходцев надеялся найти спасение от "мира антихриста". Первую зиму Д. вместе со своим спутником Иваном Белоутовым прожили в землянке, питаясь принесенными запасами. Летом 1692 они построили небольшую келью между Тагозером и озером Белым. Для совместной молитвы и бесед Д. часто приходил к Даниилу Викулину, кот. вскоре уговорил его соединиться в "единотрапезное и единоименное" житие. В 1693 Д. привел на Выг свою сестру Соломонию. В окт. 1694 по инициативе Д. и Даниила Викулина и по благословению инока Корнилия было организовано Выговское общежительство на принципах киновийного монастыря. В 1697 на Выг переселились отец Д. Дионисий Евстафьев и братья Семен и Иван.

 

Даниил Викулин и Д. с самого начала стояли во главе пустыни. В 1702 было проведено разделение дух. дел и общего руководства пустынью: согласно соборному постановлению 11 сент. 1702, Д. был выбран киновиархом общежительства, дух. сферой стал ведать Даниил Викулин. Этот выбор, гл. основанием для кот. были личные качества Д., учитывал также и то, что он происходил из семьи, тесно связанной с ранним стар-ством, имел тесные дух. контакты с известными учителями старой веры: его наст. в молодые годы был Игнатий Соловецкий; старец Варлаам, в миру Василий Быков, активный помощник Германа Соловецкого и Емельяна Повенецкого в орг-ции втор. Палеостровской "гари" 1688, принявший постриг от инока Корнилия, приходился ему дух. о.; как свидетельствуют письменные источники, Д. пользовался любовью иноков Корнилия, Виталия Московского (он завещал ему свою мантию), Прокопия Нижегородского, соловецкого иеромонаха Пафнутия, соловецкого соборного старца Геннадия Качалова.

 

Д. принадлежит гл. роль в упрочении внешнего положения стар. центра. Когда Выговское общежительство в связи с припиской к Олонецким железным заводам было легализовано, он стал гл. ходатаем по Выговским делам в обеих столицах. Как хорошие квалифицированные работники пустынножители ценились заводской администрацией; Д. был знаком и пользовался расположением приказчика Повенецкого завода Г. Традела, начальника всех заводов А. С. Чоглокова, позже коменданта В. И. Геннина. Во время заключения Семена Денисова в новгородской тюрьме (1713-1717), когда в опасности оказалась судьба не только младшего брата, но и всей пустыни, Д. предпринимал всевозможные хлопоты, почти не жил на Выгу, подбадривая посланиями и узника, и общежителей. При Д. сложилась практика поднесения высоким лицам, в том числе императору Петру I и царице Прасковии Федоровне во время их приездов на Марциальные воды, "писем и гостинцев", каковыми в основном бывали олени и птицы (живые и стреляные), лошади, а также, возможно, в соответствии с духом времени, "морские курьозы" для частных кунсткамер. Известен ряд приветственных и благодарственных посланий, написанных Д.: В. И. Геннину (1721), архиепископу Новгородскому Феодосию Яновскому (1722), императрице Екатерине I по случаю коронования (1724), придворному поэту М.И. Ширяеву (1725-1727), императору Петру II по случаю вступления на престол (1727).

 

Организаторский талант Д. сыграл немаловажную роль в том, с какой быстротой выросла и обустроилась на Выгу стар. обитель. В 1705-1713, когда на Выгу вследствие неурожаев разразился голод и мн. насельники покидали общежительство, киновиарху приходилось не только постоянно находиться в разъездах, собирая деньги и подаяние на пропитание общежителей, но также поучать братию от Божественных писаний сохранять крепость духа в посланном на них искушении. По инициативе Д. были организованы доставка хлеба из Поволжья на Север, в Петербург и его продажа, что приносило общежительству значительный доход, при этом в хлебной торговле допускалось привлечение частного кредита. Получили развитие морские промыслы; экспедиции Выговских трудников отправлялись на Новую Землю и Шпицберген для добычи моржей, тюленей, белых медведей.

 

В 1706 в 20 верстах от Выговского монастыря была основана женская обитель на реке Лексе. В 1717-1719 большое строительство развернулось в мужском общежительстве. При Д. завели судовое строение, началось строительство пристани в Пигматке на Онеге. Когда в 1727 выгорела женская обитель, наст. сам принимал участие в строительстве: рубил лес, сплавлял его.

 

Трудами первооснователей пустыни (Даниила Викулина, братьев Андрея и Семена Денисовых, Петра Прокопьева), но гл. образом именно Д., была выработана программа развития стар. центра, в кот. важное место отводилось церк. и культурному строительству. Д. составил ряд основополагающих уставных статей для Выговской и Лексинской обителей, направленных на соблюдение благочиния и основных принципов киновийного монастыря: раздельного пребывания мужчин и женщин, отсутствия личного имущества, подчинения должностным лицам киновии. Д. следует считать основоположником традиции произнесения слов на церк. праздники и посещения Выговскими наст. скитов в дни их престольных праздников. Им были написаны 8 слов на двунадесятые праздники, 8 слов, посвященных святым, и 4 послания, датируемые 1713-1721 и содержащие поздравления братии монастыря и скитов в дни важных церк. праздников. Значительное место в творческом наследии Д. занимают проповеди, тематика кот. направлена на укрепление слушателей в вере и убеждение твердо следовать установлениям стар. общежития (к примеру, слова о покаянии, о молитве, о вере, о страхе Божии, о крестном знамении, о девстве, о смирении и т. п.).

 

На Выгу было развернуто настоящее культурное строительство: создавались школы для обучения грамоте и пению, собиралась библиотека, переписывались необходимые книги, формировалась лит. и иконописная школы. Во главе всех этих начинаний также стоял Д. Прямое свидетельство о книжных экспедициях Д. в 1705-1712 содержит "История Выговской пустыни" Ивана Филиппова: "Оный же Андрей в те вышеписанныя нуждныя годы ездяше ово з братом Симеоном, а ово и с ынными по всем градом и в Москве по всем монастырям и в Нижегородской пустыни промышляше книги и осматриваше, овые покупаше, а овые списываше, испытуя, како в древлеотеческом благочестии утверждатися и стояти". Параллельно с разысканием и перепиской книг велся подбор свидетельств церк.-археологического характера в пользу старых обрядов. Эти направления имели для Выговского общежительства далеко идущие последствия. Из книг, приобретенных во время подобных поездок, пожертвованных благотворителями и переписанных, составилась богатейшая библиотека общежительства. Скрипторий был организован в самой Выговской пустыни: переписывались, в том числе на заказ и на продажу, не только памятники древнерус. книжности, но и соч. Выговских авторов.

 

Во мн. благодаря богатству книжного собрания первые Выговские киновиархи стали широко образованными книжниками и начетчиками. Самым авторитетным был Д., кот. уже современники называли "мудрости многоценное сокровище". Первый Выговский киновиарх был глубоким знатоком рукописной книжности. Сделанные им описания отдельных рукописей Троице-Сергиева монастыря, московского Успенского собора и Патриаршего двора показывают, что Д. мог определить древность письма, украшений, переплета. Ученик Д. Мануил Петров, как свидетельствует "Житие Д.", собрал первоначальный материал к подлинной датировке "Соборного деяния на еретика Мартина" и "Требника митрополита Феогноста", появившихся в нач. XVIII в. "для борьбы с расколом". Детальный критический разбор этих фальсификаций, сделанный, скорее всего, именно Д. и давший основание В. Г. Дружинину назвать выговцев первыми палеографами, вошел в "Дьяконовы ответы" (1719) и "Поморские ответы" (1723).

 

Д. была написана основная часть знаменитых "Поморских ответов " (1723), содержавших ответы на 106 вопросов синодального миссионера Неофита и ставших настольной книгой всего стар-ства. Он же был гл. ред. этого фундаментального труда. Его перу принадлежит большое количество полемических соч. и посланий, являющихся откликом на проблемы, волновавшие стар-дцев в первой четверти XVIII в., такие, как знамения пришествия антихриста, написание титлы на кресте, обличение "новых мудрецов".

 

Творческое наследие Д., почти не опубликованное, насчитывает ок. 200 соч. и включает помимо догматических трудов и произведений эпидейктического красноречия 4 надгробных слова, в т. ч. "Надгробное слово Петру Прокопьеву" (1719), содержащее написанный участником очерк ранней истории Выга. Анализ всего корпуса соч. показывает, что лит. творчество не было для Д. самоцелью, а было подчинено его задачам наст. Д. явился создателем Выговской лит. школы, в кот. обучение писательскому мастерству шло через штудирование учебников риторики, разбор примеров и подражание образцам. Лит. учениками первого Выговского киновиарха были его брат Семен, Трифон Петров, Мануил Петров, Даниил Матвеев. Выговская традиция сохранила воспоминание о характерных чертах человеческого облика Д.: рассудительность, стремление сохранить в братии мир и согласие, скромность в пище и одежде (на братские труды приходил в одеждах "уже многоплаченых", т. е. многократно зашитых и заплатанных), знание меры даже в "наказательстве поучительном", "ибо толь благоискусно и мерно оное произвождаше, яко слушателей никогда же во отягощение и уныние привождаше".

 

Умер Д. внезапно в возрасте 56 лет. На погребение собралось до двух тыс. чел., пришли не только общежители, но и крестьяне окрестных дер. Семен Денисов сменил брата на посту настоятеля, продолжив его труды по упрочению основ и росту благосостояния стар. киновии. Благодарная память о первом киновиархе сохранялась на протяжении всей истории общежительства. Соч. Д. постоянно переписывались, его изображение помещалось на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках. Житие его было написано Андреем Борисовым в 1780-е. Тогда же Иваном Антоновым была написана служба Д. С годами он стал восприниматься как символ славы всего общежительства и как его небесный заступник.

·        Ист.: Есипов Г., Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Санкт-Петербург, 1861, т. 1, с. 269-553; Филиппов П., История Выговской старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862; Яковлев Г., "Извещение праведное о расколе беспоповщины", Братское слово, 1888, № 1-9; Брещинский Д. Н., "Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты)", Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Ленинград, 1985, с. 62-107. Лит.: Барсов Н., Братья Андрей и Семен Денисовы. Эпизод из истории русского раскола. Москва, 1866; Барсов Е. В., "Андрей Денисов Вторушин как Выгорецкий проповедник", Труды Киевской духовной академии. Киев, 1867, т. 1 (январь-март), с. 243—263; т. 2 (апрель—июнь), с. 81—95; он же, "Четьи Минеи братьев Денисовых", Сборник статей в честь М. К. Любавского. Петроград., 1917, с. 663-708; Смирнов 1909; он же, "Выговская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования (Особенности учения и важнейшие события)", Христианское чтение, 1910, т. 233, май-июнь, с. 638-674; июль-август, с. 910-934; Дружинин В. Г., Словесные науки в Выговской поморской пустыни. Санкт-Петербург, 1911; он же, "Поморский Торжественник", Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. Санкт-Петербург, 1911, с. 34-55; он же, Писания русских старообрядцев. Санкт-Петербург, 1912, с. 96-97; Островский Д., Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Москва; Саратов, 1924; Понырко Н. В., "Проблема «культурной оседлости» на примере одного эпизода из истории Выговской поморской пустыни", Исследования по древней и новой литературе. Ленинград, 1987, с. 297-303; Понырко Н. В., "Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы", Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. Санкт-Петербург, 1994, с. 104-112; Понырко Н. В., Понырко Н. В., "Андрей Денисов Вторушин", Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в., ч. 1. Санкт-Петербург, 1992, с. 78-81; Понырко Н. В., Бударагин В. П., "Автографы Выговских писателей", Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Ленинград, 1985, с. 174-200; Плигузов А. И., "Авторские сборники основателей Выговской пустыни", Древнерусская книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982, с. 104—112; Гурьянова Н. С, История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996; Юхименко E. M., "Новые материалы о начале Выговской пустыни", ТОДРЛ, т. XLVII, Санкт-Петербург, 1993, с. 328-337; она же, "Неизвестная страница полемики Выговских старообрядцев с официальной церковью: предыстория "Поморских ответов", ТОДРЛ, т. LI, Санкт-Петербург, 1999, с. 404—416; она же, Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. Москва, 2002, т. 1, с. 7, 8, 15, 16, 22, 25 и др.; она же, "Мудрости многоценное сокровище". Остров веры. Миасс, 2003, № 5, с. 14-21. Е. Юхименко

 

Семен Д. (° 1682; • 25 сент 1740) - один из основателей Выговского общежительства, писатель. Происходил из семьи, тесно связанной с деятелями раннего стар-ства (см. Андрей Денисов). В Выговскую пустынь переселился вместе с отцом Дионисием Евстафьевым и братом Иваном по инициативе старшего брата Андрея в 1697. Сразу же стал помощником последнего по обустройству киновии. Вместе с ним в 1707-1712 ездил по всей Рос. для сбора милостыни для обители, переживавшей череду неурожайных лет и голод; одновременно приобретал старопечатные и рукописные книги и участвовал в сборе церк.-археологических свидетельств в пользу старой веры.

 

10 дек. 1713 был арестован новгородским митрополитом Иовом. Более четырех лет провел в заключении, отказываясь от присоединения к официальной Церкви. В письменной полемике с митрополитом Иовом отстаивал истинность стар. взглядов. 29 марта 1714 узник был доставлен в Петербург для представления Петру I. Царь не освободил заключенного, но и не предал его казни, а распорядился обращать его к официальной Церкви мерами убеждения. Д. был возвращен в Новгород; собеседования с заключенным проводил находившийся там в то время Иоанникий Лихуд. Не изменили участи Д. и неоднократные ходатайства коменданта Олонецких Петровских заводов В. И. Геннина. Осенью 1717 Д. удалось бежать из тюрьмы; спустя некот. время он вернулся на Выг и в 1718 в день Св. Пасхи предстал перед всеми общежителями. Со временем заключения Д. (1713-1717) связан поворотный этап в развитии общежительства: выговцы осознали Выг как свою дух. родину и окончательно связали с ним свою судьбу, результатом чего было обретение культурной оседлости и настоящий расцвет общежительства. В сознании выговцев Д. стал восприниматься как мученик за веру, подвиг кот. разворачивался на их глазах. По возвращении в Выговское общежительство Д. некот. время провел в уединении, занимаясь словесными науками, читая книги, штудируя риторики, обучаясь практическим навыкам лит. труда у брата Андрея. Затем и сам стал учителем, в 1730-е вместе с Мануилом Петровым создал Выговскую Риторику-свод. Принимал активное участие в составлении "Поморских ответов" (1723).

 

В 1720-е был первым помощником Андрея Денисова в настоятельских трудах. Составил ряд уставных статей, в том числе содержащих нормы поведения для трудников и круг обязанностей должностных лиц киновии. После смерти брата (1 марта 1730) стал киновиархом пустыни и продолжил его линию по благоустройству общежительства: в 1731 были построены новая часовня на Выгу, пристань и амбары в Пигматке, в 1734 — плотина и новая мельница на Лексе, в 1735 -новая гостиница на Выгу и др.

 

Как настоятелю Д. пришлось столкнуться с целым рядом серьезных проблем. В 1733 последовал донос Егора Кузнецова и Петра Халтурина, однако выговцам удалось предотвратить расследование. Донос Ивана Круглого 1737 имел более серьезные последствия: назначенная 9 окт. 1738 комиссия О. Т. Квашнина-Самарина работала в Выговской пустыни до 1744. 30 марта 1739 Д. в числе др. заложников был отправлен в Шунге, где провел в заключении полгода (вернулся в общежительство в сент. 1739). На период 1733—1740 пришлось две размолвки между наставниками пустыни. В 1733-1734 гг. покинул мужское общежительство и переселился в скит Корельский бор, а затем уехал в Сибирь уставщик Трифон Петров, не сойдясь с Д. в "некоих уставленьях житейских и церковных". В 1737 разгорелся конфликт со старцем Филиппом, кот. после Даниила Викулина стал дух. о. пустыни и в знак протеста против моления за царя, кот. выговцы были вынуждены ввести ввиду нависшего над общежительством следствия, вышел из киновии (что положило начало филипповскому согласию в беспоповстве). Во время работы комиссии некот. выговцы, опасаясь преследований, покинули общежительство. На 1730-е выпал также целый ряд утрат, для Д., несомненно, носивших личный характер: в 1733 скончался Даниил Викулин, в 1735 — сестра Соломония, в 1737 - брат Иван.

 

Заключение 1739 серьезно подорвало здоровье Д. Через полгода он слег, столько же времени провел в болезни и скончался 25 сент. 1740, в самый разгар работы следственной комиссии. Когда Д. смертельно занемог, остро встал вопрос о его преемнике. 10 сент. 1740, за две недели до смерти, киновиарх написал "писмо известителное вкупе и молителное" (помимо дух. завещания), в кот. выразил свою тревогу о сохранении наследия первых Выговских отцов. Д. отправил собственноручное письмо Трифону Петрову, забыв свои разногласия с ним и прося вернуться на Выг и стать настоятелем, однако тот отказался. После этого выбор киновиарха пал на Ивана Филиппова, Даниил Матвеев был определен помогать настоятелю в дух. делах, Мануил Петров - в светских.

 

В связи с идущим следствием погребение Д. было кратким и немноголюдным. Последующая традиция сохранила описание внешности Д.: "Возрастом бяше умерен, власы русы, корчавы же и густовласы имущь, лицем округл, брадою скуд и беловлас. Телом сухоняв и от многаго воздержания издш плотию. Руце и персты имеющь долзе, носом тупоняв, очима светел, зеницами свобод, зракомъ усмехлив. Мало нагорб, рукама борзо и добре пишущь. Внутреними силами и качествы преудобрен, в разумениих глубок и смыслом ис природы остр и памятную силу имущь многу". В 1770-е на основе сохранившихся черновых записок Василием Даниловым Шапошниковым было составлено "Сказание о преставлении Семена Денисова"; в 1780-е Андрей Тимофеев Серебрянников составил Житие Д., тогда же была написана служба ему. Известны его изображения на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках.

 

Литературное наследие Д. не столь велико по количеству, как его брата Андрея (ок. 100 соч.), но более разнообразно в жанровом отношении. Его труды на ниве словесности в меньшей степени зависели от задач руководства пустынью. Д. были написаны основополагающие соч. истор. цикла о стар. движении в Рос. во втор. пол. XVII - первой пол. XVIII в.: "Виноград Российский" (1730-е) и "История об отцах и страдальцах соловецких" (1710-е). Ему также принадлежат многочисленные торжественные, проповеднические, поздравительные и надгробные слова. Помимо прозаических жанров, Д. успешно пробовал себя на ниве силлабического стихотворства.

·        Ист.: Филиппов И., История Выговской старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862; Яковлев Г., "Извещение праведное о расколе беспоповщины", Братское слово (Москва), 1888, № 1-9; "Выго-Лексинский летописец", Братское слово (Москва), 1888, № 10, с. 795-815; Виноград Российский. Москва, 1906; Мальцев А. И., "Неизвестное сочинение С. Денисова о Тарском "бунте" 1722 г.", Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982, с. 224—241; Юхименко E. M., "Вновь найденные письма Семена Денисова", ТОДРЛ, т. XLIV, Ленинград, 1990, с. 409-421; Семен Денисов, История об отцах и страдальцах соловецких: Лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина. изд. подг. Н. В. Понырко и E. M. Юхименко. Москва, 2002. Лит.: Барсов Н., Братья Андрей и Семен Денисовы. Эпизод из истории русского раскола. Москва, 1866; Барсов Е. В., "Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII в.", Труды Киевской духовной академии. Киев, 1866, февраль, с. 174—230; июнь, с. 168— 230; июль, с. 285-304; дек., с. 570-588; он же, "Уложение братьев Денисовых", Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868-1869 г. Петрозаводск, 1869, ч. 3, с. 85-116; он же, "Четьи Минеи братьев Денисовых", Сборник статей в честь М. К. Любавского. Петроград, 1917, с. 663-708; Смирнов П. С, "Выговская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования (Особенности учения и важнейшие события)", Христианское чтение, 1910, т. 233, май-июнь, с. 638-674; июль-август, с. 910— 934; он же, "Лексинская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования". Христианское чтение, 1910, февраль, с. 145-172; март, с. 310—333; Дружинин В. Г., Словесные науки в Выговской поморской пустыни. Санкт-Петербург, 1911; Островский Д., Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Москва; Саратов. 1924; Покровский H. H., "Следственное дело и Выговская повесть о тарских событиях 1722 г.", Рукописная традиция XVI—XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1983, с. 46-70; Понырко Н. В., "Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в Выговской старообрядческой литературе", ТОДРЛ, т. XXIX, Ленинград, 1974, с. 154-169; Понырко Н. В., "Проблема "культурной оседлости" на примере одного эпизода из истории Выговской поморской пустыни". Исследования по древней и новой литературе. Ленинград, 1987, с. 297-303; Понырко Н. В., "Семен Денисов Вторушин", ТОДРЛ, т. XL, Ленинград, 1985, с. 155-156; Понырко Н. В., Бударагин В. П., "Автографы Выговских писателей", Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Ленинград, 1985, с. 174—200; Гурьянова Н. С, История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996; Юхименко E. M., "Виноград Российский" Семена Денисова (текстологический анализ)", Древнерусская литература. Источниковедение. Ленинград, 1984, с. 249-262; она же, "Новые данные к биографии Семена Денисова", Русская литература, 1990. № 2, с. 168—170; она же, "Соловецкое восстание 1668—1676 гг. и старообрядческая "История о отцах и страдальцах соловецких" (статья 1), Архив русской истории, выл. 2. Москва, 1992, с. 71-92; она же, "Неизвестный Выговский писатель Василий Данилов Шапошников и "Сказание о преставлении Симеона Дионисиевича", ТОДРЛ, т. XLVI, Санкт-Петербург, 1993, с. 441-452; она же, "О времени написания Семеном Денисовым "Истории о отцах и страдальцах соловецких", Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. Санкт-Петербург, 2001, с. 483-490; Юхименко 2002, т. 1-2. Е. Юхименко
Категория: Д | Добавил: - (2008.05.09)
Просмотров: 2533

Copyright MyCorp © 2024