ДЕВЯТНИЦКАЯ ОБЩИНА (Люцинский у. Вит. губ.; ныне Лудзенский р-н Латвии), на 1914 федосеевская. Самое
раннее упоминание о моленной относится к 1826, когда она находилась в частной
избе некоего Григория. После следствия 1838 деятельность всех моленных в Люцинском у. прекращена,
а прихожане приписались к Рудушской и Карпушенской моленным Реж. у. Во
втор. пол. XIX в. моленная
отмечена вновь в связи со службой в 1888 наст. Василия Девятникова.
В нач. XX в. в собственном доме моленную держал наст. Павел Девятников. После его смерти в нояб.
1910 моленная и вся собственность перешли к наследникам. Прихожанам ДО (30 дер.
и ок. 2 тыс. чел.) "приходится терпеть
чрезвычайную скорбь", так как за неимением моленной не представляется
возможным выбрать наст. В конце 1910 прихожане бывшей ДО решили
ходатайствовать об открытии моленной в дер. Боры, на что и было получено
разрешение в марте 1911. Однако ДО продолжила
существование. Последнее упоминание относится в 1915: в
ДО было 870 прихожан, наст. Илларион Лотко.
·
Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 478. Л. 30; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д.
48280. Л. 72-74; Прошение от 22 декабря 1912 г., Личный архив автора. Лит.: ПКВитГ 1914, с. LV; ПЕВ, 1889, №5,
с. 206. В.Никонов
ДЕГУЦКАЯ (ДЕГУЧЯЙСКАЯ) ОБЩИНА - известный
дух. центр стар-дцев-беспоповцев в сев.-зап.
землях ВкЛ, Курляндии и Инфлянтах, возникший после
разорения Гудишкской обители и созданный ее остальцами
в дер. Дегути (ныне пос. Дегучяй Зарасайского
р-на Литвы). Существовала с 1756 по 1851; до нач.
1820-х - федосеевская, в 1823 ввела бессвященнословный брак.
В 1756, или, по др. данным, в 1758, остальцы
Гудишкской обители были вынуждены искать более спокойное место для
поселения. Они переселились в Дегути, находящиеся примерно в 30 км от Гудишек. Согласно сведениям "Дегуцкого
летописца ": "Того же лета [1756] в Литве остальцами
оной Гудишской обители основася
вместо той Гудишской в деревне Дегутях
Солоцкого ключа моленна
благословением Филимона Петровича и Степана
Афанасьевича, остальцами обительскими,
и при ней настоятельство". Филимон Петрович (•
1786), буд. наст. Войтишкской общины в
Курляндии, и Степан Афанасьевич могли некот.
время жить в основанной ими же Дегуцкой обители. Видимо, именно отсюда в 1763
они отправились в Солоцкий поливарок
(др. название общины -Новая весь) и в 1764 в Видзы, где тогда ими были освящены открывающиеся стар.
храмы. Позже Степан Афанасьевич, видимо, переселился в Балтруки, где после смерти Афанасия Терентьевича в
1775 стал дух. о. и жил там
до конца жизни (• 1792). Кроме них в Дегуцкой обители были также др. Гудишкские старцы, в т. ч. "потомок Гудишской обители старичок Семен Силыч"
(• 1780), к кот. в
"благословенную келию" собирались на
богослужение местные стар-дцы. Т. о., в 1750-1790-х
преемники Гудишкской обители, поселившиеся в Дегутях,
в т. ч. и те, кто позже переехал в др. стар. общины, стали во главе беспоповской
церк. орг-ции на севере ВкЛ и Курляндии и
способствовали распространению среди рус. эмигрантов федосеевства.
В последней четверти XVIII в. ДО
разрослась. В 1778 в Дегути из Курляндии переселился состоятельный купец Тит
Антонович Танаев, ставший меценатом и известным дух. о. Вероятно, при его содействии уже на следующий год в дер.
Дегути был построен стар. храм. В 1782 в Дегути было заведено кладбище.
Численность верующих выросла от нескольких сотен до пятисот и более прихожан.
По неполным данным переписи 1790, на террит. Салакского катол. прихода проживал 591 рус, что составляло 8,4% всех его жителей.
Поэтому в 1793 (1794) в Дегутях был построен втор. молитвенный храм, более
вместительный, а в 1799 стараниями Т. А. Танаева - "соборная большая моленна" во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Итогом
успешного роста и благосостояния ДО было присвоение в
1807 его наст. Т. А. Танаеву почетного звания общего
пастыря Литвы и Курляндии, кот. унаследовали
и два его преемника.
Дегути в первой трети XIX в. стали общепризнанным руководящим
дух. центром беспоповцев
балтийского региона. И. Прозоров в своей "Истории
старообрядчества" писал о ДО и обители: "Скит же во время
своего расцвета был довольно обширный. По- середине стояла
моленная с особой колокольней. Дальше шли здания, где помещались приют для
бедных престарелых мужчин и женщин, гостиница для приезжих, кельи, службы и пр.
Обширные земельные угодья окружали скит, а к нему прилегал обширный сад с
парком. К храмовому празднику на Покров Пресвятой Богородицы (1-го октября)
съезжались тыс. богомольцев и прибывало много наставников. В это время
происходили соборы и дух. суды.
Моленная была очень богата: древние иконы, редкие старинные книги, богатая
утварь".
В Дегутях были хорошо осведомлены о
церк. жизни многих стар. общин в Вил., Курляндской и Лифляндской
губ., а также в др. стар. центрах
и общинах Рос. имп. - в Р., Москве, Петербурге, Стародубье. Местные стар-дцы
поддерживали тесные религ., родственные и хоз. связи с беспоповцами в Поливарке,
Михалово, Довгелишках, Видзах, Пуще ок. Кряунос, Лигинишках, Балтруках и Войтишках. Они знали
не только о положении разных стар. обществ
и отчасти синодальной Церкви, но и были осведомлены о гл. полит. событиях в
Рос. и отчасти Польше и Австрии. Это помогало Дегуцким
стар-дцам следить за ходом бурных споров о браках,
живо волновавших всех беспоповцев в первой четверти XIX в.
За два месяца до смерти, в сент. 1819, наст. Т. А. Танаев
"возложи правление духовное на Автонома
Акиндиновича". Новый наст. А. А. Мышняков
(1819-1830) перенял от своего предшественника и почетную "степень великоотеческую пастырствовать древлеправославным християнством
Литвы и Курляндии". Видимо, высокий авторитет Дегуцкого
наст. среди стар-дцев края
позволил ему сделать смелый и решительный шаг: в 1822 в Дегутях
был написан не только "Выбор и благословение на степень отеческий",
но и "брачное чинодейство"; в 1823 введены
метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся
и умерших. Позже и мн. др. федосеевские общины на
землях быв. ВкЛ, Курляндии и Лифляндии постепенно
начали делать то же самое. Некот. беспоповские
общины этого региона также последовали примеру ДО, но уже после Варковского собора 1832, принявшего бессвященнословные
браки. Итак, начиная с 1823 среди литов.
беспоповцев начал утверждаться институт церк. брака в форме бессвященнословного
брака, благословляемого наст. Это был новый переходный период в истории стар-ства на литов. землях —
период одновременного существования федосеевских и поморских брачных общин.
В 1823 в Дегутях состоялся съезд
дух. о., иконописцев и
представителей общин (всего 14 участников), кот. в стар. литературе называют
первым на Балтике поморским собором. Разбирались вопросы об иконах, писанных
"от рук внешних" и о "крестах меднолитых".
Возобновившиеся гонения на стар-дцев при Николае I впрямую
затронули и ДО, закончившись в итоге ее уничтожением.
Прихожане и наст. подвергались
угрозам и давлению: их могли арестовать, взять под стражу, насильственно
отправить на места приписки. "Дегуцкий летописец " такую
политику царских властей назвал войной против староверцев. В 1837 иерей Иван
Лукьянов из Н.-Алекс. (ныне Зарасай) начал
"творить Дегуцким староверам увещание", т.
е. склонять их к переходу в господствующую Церковь. Увещания продолжались до
февр. 1838. 29 нояб. 1839 умер наст. Григорий
Васильевич Танаев, преемник А. А. Мышнякова.
Он погребен сродниками и всей паствой на Дегуцком
кладбище в часовне. В марте 1840 местные власти вместе с иереем Лукьяновым
запечатали Дегуцкий храм, но стар-дцы продолжали
тайно молиться в нем. Поэтому состоятельный и образованный наст. Тит Васильевич
Танаев, принявший общину после кончины Г. В. Танаева, обратился к вил. ген.-губ. кн. Н. А. Долгорукому с
просьбой об отпечатании Дегуцкой моленной. Просьба не была удовлетворена. В
1841-1843 Танаев испытал нажим и со стороны церковников Н.-Алекс.
- за присоединение к господствующей Церкви те обещали ему высокий сан и
награды: "Все сие табе будет, токмо
да буди едино с нами". В сент. 1842 Танаев с частью прихожан снова был
вызван в Н.-Алекс. на "увещание", кот. проводили по повелению
архиепископа Литов. и Вил. Иосифа архимандрит
Свято-Духова монастыря Платон, архимандрит Исидор, еще шесть священников - в
целом ок. двухсот чиновников, среди кот. были вооруженные солдаты. Однако
"увещание" не дало должного результата - Танаев был непреклонен:
"Как предки мои были староверы, так и я древлеправославный старовер
христианин". В 1844 у него были изъяты метрические книги, а Дегуцкий храм
вскоре разорен и разрушен. В февр. 1851 наст. Т. В. Танаев переселился из дер. Дегути в Н.-Алекс, где в
июле был взят под арест, но вскоре отпущен по поручительству. В дек. 1851 ДО
была окончательно ликвидирована, а ранее запечатанный стар.
храм передан православным. Спустя несколько лет ДО возродилась как Рейстанишкская.
В 1906 окружной съезд стар-дцев Ков., Вил. и Вит. губ. в Н.-Алекс.
рассматривал вопрос о "возстановлении Дегутскаго скита", безвозмездно возвращенного вил.
архиепископом Никандром по просьбе вил. ген.-губ. (Северо-Западный голос,
1906, № 299). Дальнейшая судьба Дегуцкого храма
малоизвестна; вероятно, он был разрушен во время 1-й мировой войны.
История ДО отражена в "Дегуцком летописце " -
важном истор. памятнике стар-ства
Литвы, Латвии и Зап. Бел. с 1652 до сер. XIX в.
·
Ист.: ДЛ, с. 196-199, 204-206, 210, 220, 245-248; Коллекция И.
Заволоко, № 22; Двинское собрание, № 34, л. 87-94. Лит.: Станкевич
1909а, с. 6; Iwaniec 1977, s.
67-69; Jasas, Truska 1972,
р. 45; Никитин 1990, с. 7-8; Jaroszewicz-Pieresławcew
1995, s. 18-20; Поташенко 1999, раздел 5.4; Прозоров
2002, с. 218-219. В. Б., Г. П.
"ДЕГУЦКИЙ
ЛЕТОПИСЕЦ" условное название оригинального произведения стар, лит. и историографии Балтии:
"Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-литовский".
Содержится во второй части рукописного сборника 1842-1851 в восьмую долю листа,
содержащего 187 листов, писанного полууставом, одним почерком. Предполагается,
что автором текста является В. И. Золотое. В детстве он учился пению в
известной Московской Преображенской общине, а в 1840-х и нач. 1850-х жил в дер. Дегути Н.-Алекс.
у., Ков. губ. (ныне пос. Дегучяй, Зарасайский р-н Литвы).
Хронограф создавался в период новых тяжелых испытаний для стар-дцев при Николае
I (1825-1855) и был призван показать их стойкость, убежденность и
приверженность старой вере.
В хронографе в виде различных по объему годовых записей
излагаются события 1652— 1850, относящиеся к истории Рос. и стар-дцев на сев. и
сев.-восточных землях Речи
Посполитой. В нем встречаются имена почти 180 истор.
лиц, мн. из кот. ранее были
почти неизвестны (напр., основатель Гудишкской обители Евстрат Васильев,
Дегуцкий наст. Тит Танаев, стрелецкий десятник Трофим Иванов
и др.). Кроме погодных записей, в хронографе содержатся вставные
повести, бытовые новеллы, отдельные документы, произведения стихотворных жанров
из др. памятников стар. книжности
- от сатиры до эпитафии. В тексте встречаются явные и скрытые цитаты из
различных лит., истор. и
полемических произведений. Весь этот пестрый и разнородный свод воспринимается,
тем не менее, как единое целое. Основными темами этого памятника являются
раскол РПЦ в сер. XVII в. и преследования стар-дцев в Рос, эмиграции россиян в Курляндию и ВкЛ, возникновение на
этих землях новых беспоповских обителей, описание мест поселения и молитвенных
домов стар-дцев. Гл. действующие лица "ДЛ" — это стар. дух. о., рус. крестьяне, купцы и
беглые военнослужащие, волею судеб оказавшиеся за рубежом.
"ДЛ" - важнейший источник по ранней истории стар-дцев-беспоповцев
ВкЛ и Курляндии. Автор соч. собрал не только большое количество фактов,
устные предания местных старожилов и очевидцев, местные летописные записи и
личные впечатления, но впервые более детально показал историю формирования
федосеевского общества, выявил некоторые стороны религ.
жизни и быта стар-дцев на террит. Речи Посполитой с
1659 по 1850. Хронограф незаменим в изучении истории миграции стар-дцев в
Курляндию и ВкЛ во втор. пол.
XVII-нач. XIX вв., а также в определении времени
основания стар. общин и
деятельности наст. Памятник сообщает о первых стар-дцах-эмигрантах,
поселившихся на совр. террит.
Латвии в 1659, первом стар. храме в Курляндии и, вероятно, за пределами Рос. (1660), а также первом известном стар-дце
на террит. совр. Литвы в
1679 - Трофиме Иванове.
Летопись состоит из разнообразных записей: иногда это всего
лишь несколько строк, свидетельствующих о чьей-либо кончине, а нередко -
пространный стих или рассказ о притеснении староверов. В тексте против каждой
даты есть пометы, в кот. сообщается,
какая "история" приведена в годовой записи. Их всего десять:
Московская, Курляндская, Российская, Соловецкая, Литовская, Новгородская,
Выгопустынская, Санкт-Петербургская, Вифлянская (Лифляндская) и Обительская.
Весьма подробно, напр., изложена столетняя история Дегуцкой общины. С
дер. Дегути связано мн. записей, отсюда и условное название "Хронографа,
сиречь Летописца Курляндско-литовского" - "ДЛ".
Ценный памятник долгие годы хранился в доме жителя Зарасай,
головщика местного храма И. Ф. Павлова. В 1973 он передал рукопись посетившим
его представителям археографической экспедиции ИРЛИ (Пушкинский Дом). В 1990
эта рукопись опубликована в Ленинграде. Г. В. Маркелов подготовил текст к
печати, написал вступительную статью и составил именной указатель.
Исследователи (напр., И. А. Прозоров, И. Заволоко и др.) о
существовании этого памятника знали раньше.
С 2000 текст хронографа,
опубликованный Маркеловым, перепечатывается небольшими фрагментами в "Поморском
вестнике " в Р.
·
Изд.:
"Дегуцкий летописец" [фрагменты], Русская литература в Литве
XIV—XX вв. Хрестоматия, сост. П. Ивинский и др.
Вильнюс, 1998, с. 179-187; "Хронограф, сиречь Летописец
Курляндско-Литовской", Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и
исследования, ред. В. П. Бударагин и др. Ленинград, 1990, с. 180-248;
"Хронограф, сиречь Летописец Курляндско—Литовский",
Поморский вестник (Рига), 2000-2004 гг., №№ 3-8, 10, 13-14. Лит.: Маркелов 1990, с. 166-179; Поташенко Г. П.