Д
ДАВЕДИНСКАЯ (ДОЛГЕЛИШКСКАЯ,
ДОВГЕЛИШКСКАЯ) ОБЩИНА - стар. община
федосеевского толка, создана не позднее нач. XIX в., действовала до 1980-х (до 1915 - Браславская
вол., Свенцянский у. Вил.
губ.; ныне Игналинский р-н Литвы). В нач. XX в. ДО признавала церк. браки и
властями считалась поморской, но часть стар-дцев себя называла федосеевцами.
По устному преданию, дерев. храм
построен в 1809. Первые наиболее достоверные сведения содержатся в "Дегуцком
летописце": "73<24, 1816>. Паст<ырь>
Долгелишкской Филип<п> Сем<еныч>
скон<чался> на Мих<алове>". Возможно,
наст. служил в двух соседних
общинах - Долгелишкской и Михаловской.
Позже в ДО служил наст. Иоанн Ефишов (• 1866). Ранняя
история ДО малоизвестна. По-видимому, прихожане
собирались на обществ. молитву
в жилом доме или посещали ближайшие стар. общины: Видзскую,
Михаловскую и Рустейкскую.
После провозглашения закона о веротерпимости в Рос.
имп. ДО
в 1908 была зарегистрирована и насчитывала до 200
чел., а вместе с прихожанами Михаловской общины -
возможно, ок. 1000. В нач.
XX в. стар-дцы приобрели дом Прусакова, кот. в 1909 (или 1910) был перестроен
под храм, а также выкупили кладбищенскую землю и участок ок.
храма. Храмовой праздник - Св. Троица.
Жит. Довгелишек
и их окрестностей сильно пострадали во время 1-й мировой войны. В 1915 в долине
реки Дисна были расположены передовые позиции
немецкой армии и частей рус. зап. фронта. Мн. стар-дцы
покинули свои дома и переселились в глубь Рос. В
1918-1920 здесь проходили бои между Красной армией и польск. войсками.
В 1920 ДО
была восстановлена, а последующие два десятилетия были
наиболее благополучными. Дух. о.
служил Феодосий Малафеевич Артемьев (1920-1940),
участник 1-го Всепольского стар. съезда в
Вил. (1925). Предс. совета были Матвей Абрамович Савченка (° 1890; • 1947), позднее -Г.
С. Иванов. В 1930-х дети стар-дцев ДО посещали три начальные школы — в Казьмирово, Вензглянах и Каятах, где Закон Божий преподавал П. Т. Прусаков, участник
третьего Всепольского стар. собора в Вил. (1936). В конце
1920-х ДО насчитывала ок.
390 прихожан, ок. 1935 - 412, в 1949 - до 500.
Во время нацистской оккупации ДО не закрывалась. В 1950-1970-е постепенно сокращалась
численность прихожан; коллективизация и мелиорация способствовали тому, что
большинство местных прихожан уехало в более крупные поселки, а также в Дукштас, Игналину и др. города, некот. - в Бел. По данным уполномоченного СДР Литвы, в 1975
во время больших праздников Давединский храм посещало
от 15 до 40 прихожан.
Ок. тридцати лет служил наст. П. Т. Прусаков (1940-1970).
Затем до 1981 ДО обслуживал наст. Лукошевской общины
3. В. Зубков. В 1978 храм сгорел. В первой пол. 1980-х община
окончательно угасла: не исполнялись церк. требы, прихожан осталось совсем мало,
- и в 1986 уполномоченным СДР ДО была снята с
регистрации. Местные стар-дцы стали посещать храм в Видзах (до 1990) или Дукштасе (с 1989). В нач. 2000-х несколько стар. семей жило в дер. Даведины, а также в соседних дер. -
Зигмантишки и др.
Большое и древнее общинное
кладбище, основанное, предположительно, в нач. XIX в.
находится ок. дер. Давединай.
Здесь похоронен наст. И. Ефишов (• 1866). На кладбище немало заброшенных
надгробных памятников XIX в.
·
Ист.:
ДЛ, с. 247; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 471. L.
23-24; LVIA. F. 381. Ар. 17. В. 2581. L. 26; Адреса наставников; Календарь
ВСС в Польше. Вильно, 1936, с. 43-45; Историческое
наследие (Старообрядческое кладбище, быв. Давединская община, 24 октября 2001
г.). Лит.: СЦК 1972, с. 79; Jasionis
2003, р. 43; Navardauskas 2003. Г.П.
ДАГДСКАЯ ОБЩИНА -
поморская община Латвии, основана в 1992. В нояб.
этого года был принят устав ДО, избран
совет; его предс. стал инициатор создания общины Т.
А. Богданов. ДО приобрела дом
и в течение двух лет занималась обустройством в нем моленной. Первое
богослужение состоялось в 1994 в праздник Рождества Христова. Позже был пристроен
притвор, возведена колокольня. 22 мая в праздник Святителя Николы был освящен
староверческий храм в Дагде в честь Покрова Пресвятой
Богородицы и Святителя Николы Чудотворца. В янв. 1994 исполняющим
обязанности наст. ДО общим собранием был избран В. Я. Шалаев (◦ 1915, • 1998).
·
Лит.: СПЦК
1999, с. 80; СПЦК 2000, с. 96. Ил.
Иванов
ДАМСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ
КОМИТЕТ ПРИ ВИЛЕНСКОЙ ОБЩИНЕ, с 1929 по 1939 действовал в Польше, затем до
лета 1940 в Литве. В сент. 1928 на заседании совета Вил.
общины избраны в организуемый ДБК его члены с
правом голоса на заседаниях. 9 мая 1929 избран исполнительный орган ДБК -
правление во главе с Д. Лимоновой, ее зам. E. M. Дорохова и Т. С.
Михнёва, секретарь К. А. Корабликова, казначей X. П. Прокофьева, зав. школьным
отделом И. Пимонова и зав. хоз.
отделом Е. А. Прокофьев. В правление ДБК сроком на три года избирались женщины,
входящие в совет Вил. общины,
комитет же состоял из неограниченного числа членов, среди кот. могли быть
лица обоего пола. 20 марта 1930 на заседании совета Вил. общины утвержден
устав ДБК, в кот. его основная цель определялась как помощь беднейшим
прихожанам Вил. общины, заключающаяся в создании учреждений
христианского милосердия: приюта для бездомных детей,
богадельни для престарелых, дневного приюта-яслей для
подростков, нуждающихся в дневной опеке, столовой для беднейших прихожан с
выдачей им бесплатной пищи, и др. Для осуществления этой цели ДБК стремился к
возможно большему увеличению числа благотворителей и новых членов, вербуя и
записывая их в специальную книгу, устраивал различные благотворительные и
кружечные сборы, сборы по подписным листам и т. п. Стремясь обеспечить
финансирование своих благотворительных учреждений, ДБК обращался в правит. и
частные заведения, к местным прихожанам, проводил лотереи-аллегри, также религ.-просвет. концерты, чтения,
лекции, собеседования и пр. Был организован сбор средств на деятельность ДБК
среди стар-дцев Польши и зарубежья. Кроме того, ДБК способствовал открытию
библиотеки-читальни при Вил. общине,
собирая книги, журналы и др. период. изд.
ДБК выдавал денежные пособия и
ссуды наиболее нуждающимся прихожанам. В сент. 1929 в распоряжение ДБК передано
дерев. здание, в кот.
разместились дневные ясли-приют для беднейших детей дошкольного возраста. В нач. 1930 заботами ДБК открыта бесплатная столовая на 50
чел. для нуждающихся прихожан
Вил. общины, в кот. лишь с 3 февр. 1930 по 15 мая 1931 выдано более 22
тыс. бесплатных обедов. Столовая финансировалась Вил.
общиной, гор. властями и учреждениями обществ. обеспечения.
В авг.— дек. 1930 один из церк. домов переустроен под приют-богадельню для
беднейших прихожан (рассчитан на 20 чел.). Все денежные расходы по
строительству его здания взял на себя ДБК; крупное пожертвование поступило от
семьи Арс. и Д. Пимоновых.
·
Лит.: "Виленский
Дамский благотворительный комитет", Вестник ВСС в Польше, 1930, №
1, о. 16-17; "Плоды деятельности Дамского благотворительного
комитета", Вестник ВСС в Польше, 1930, № 4-6, с. 36-38; Вестник
ВСС в Польше, 1931, № 2-3, с. 21-24; Киселёв 1930, с. 43-45. Г. П.
ДАНИЛИШКСКАЯ ОБЩИНА, древнейшая в
Вил. крае. Создана
в первой четверти XVIII в. в дер. Данилишки (Трокский пов. Трокского воеводства ВкЛ; ныне Тракайский
р-н Литвы); сначала - федосеевская, а примерно со втор.
пол. XIX в. - поморская брачная. Ранняя история ДО малоизвестна. Архивные материалы также подтверждают
сведения о том, что в 1720-х великорусы жили в Трокском
пов. Позже ДО постепенно росла. В нач.
XIX в. в Трокском у. Вил. губ. было не менее 47
поселений, где жили рус,: дер. Данилишки, Стравеники помещиков Ре-мера и Огинского, Кравчишки, Дудишки и мн. др. В 1820-х в Трокском
у. проживало ок. 1400 рус. "податного сословия" (неполные
данные; большинство - стар-дцы). Вокруг были польск.
и литов. поселения. До настоящего времени среди местных стар-дцев бытует легенда об основателе дер. Данилишки: "Пришел такой Данила, очень богатый, и
начал вырывать сосны. Так начались Данилишки...
Давно".
В XVIII в. ДО была дух. центром стар-дцев Вил. края. Первые достоверные сведения о
храме относятся к нач. XIX в. До 1825 прихожанами ДО
были и вил. стар-дцы - в Данилишкском
храме они отпевали умерших, участвовали в богослужениях и т. п. До 1914 служили
дух. о. Федор (втор. четверть XIX в.), Кирилл Максимович Кузнецов, Савелий
Пушков (1885-после 1906), участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906) и М. Смирнов. После
провозглашения закона о веротерпимости в Рос. имп. ДО была зарегистрирована и в 1909 насчитывала (вместе с
прихожанами Муро-Стравенинкской общины) 2407
поморцев.
Во время 1-й мировой войны сгорел храм ДО.
Как и мн. жители Литвы, часть стар-дцев ДО переселилась в глубь Рос. Позже мн. вернулись в родные места. После 1920 в
окрестностях ДО была проведена демаркационная линия
между Литвой и Польшей. Данилишки остались в Литве (Алитусская вол., позже — Вевисская).
В 1931 наст. ДО Е. Ранцев обращался к братьям по вере
с просьбой о материальной помощи, поскольку во время 1-й мировой войны строение
храма сильно пострадало и находилось в плачевном состоянии. В 1931 был устроен
дерев. храм на бетонном
фундаменте с колокольней, до того представлявший собой обыкновенный дерев. дом.
Храмовой праздник - Св. Троица. В дер. Данилишки было
до 30 стар. домов. В 1937 ДО насчитывала 194 прихожанина. Служили дух. о. Петр Артемьевич
Китов (1920-е) и дух. о. Елисей Ранцев (1930-е).
В период нацистской оккупации ДО
не закрывалась. В окрестностях Данилишек активно
действовали сов. партизаны.
Очевидцы рассказывали, что однажды немцы устроили на них облаву - окружили
дер., обыскали все дома и сараи, но, к счастью, партизан не нашли и жители не
пострадали. В послевоенные годы несколько стар. семей было сослано в Сибирь, в т. ч. многодетная семья
Дорофея Устинова. Их вывезли за то, что они будто бы использовали наемных
рабочих, в действительности же им иногда по хоз.
помогали родственники. Позже они вернулись. В 1949 ДО
насчитывала до 250 прихожан. Однако под сильным давлением властей в нач. 1950-х ДО была формально закрыта и стала частью
соседней Солькеникской общины. 22 июня
1951 просьба ДО о регистрации СДРК при СМ СССР была отклонена. 27 янв. 1952
заседание президиума ВСС и ДС, на кот. присутствовал и наст. В. Ранцев, постановило
присоединить ДО к Солькеникской
общине. Причина ее закрытия в этом постановлении руководства СПЦ открыто не
указывалась. ДО была снята с
регистрации в регистре ВСС и с учета в СДРК Литвы. ДО все же сохранила свой
храм и продолжала самостоятельную религ. жизнь, а
после того, как в конце 1950-х сгорел Солькеникский
храм, снова стала дух. центром
стар-дцев Тракайского р-на. В 1950-1980-е численность
ДО постепенно сокращалась. Коллективизация и
мелиорация способствовали тому, что большинство местных прихожан уезжало в Тракай, Вил., Лентварис, К, а некот. — в Донецк, Винницу. Ок. тридцати лет наст. служил В. А. Ранцев (1940-е - 1972), обслуживавший с
1952 Солькеникскую общину. После него ДО обслуживали наст. Вил. общины.
1980-х ДО
пришла в упадок - с 1950-х начала сокращаться
численность прихожан, а с нач. 1970-х не было своего
наст., оскудел церк. причт, обветшал храм, оставшийся после неоднократных краж
без большинства икон. Однако в нач. 1990-х
активизировалась небольшая группа прихожан во главе с П. Китовым и П. Русаковым и в 1994— 1997 при поддержке самоуправления Тракай и на средства общины храм был отремонтирован. Дальнейшему
подъему общины препятствовала ее малочисленность и отсутствие постоянного наст. Ныне, по данным ВС ДПЦ, в ДО — до 150
прихожан (согласно переписи населения Литвы в 2001, в Тракайском
р-не было 276 стар-дцев), мн. из кот. не являются постоянными жит. этой дер.; в 2002 было 53
исповедника, в 2003 — 45. Богослужения и церков.
требы в храме совершаются редко, преимущественно во время погребений, исповеди.
В конце 1990-х в дер. Данилишки жило ок. девяти стар. семей, др. дома заселены
литовцами. Прихожане ДО проживают также в Тракай, Вил., в дер. Салкеники, Петкенишки, Кудроняй, Кермелишкяй и Норки. Предс.
совета - Петр Иванович Китов (1994-1997), Баравиков,
Анатолий Ефимович Шарапов (с 1998). Прихожане П. И. Китов и А. Е. Шарапов
участвовали в соборе ДПЦ в Вил. (28 февр. 2002). В
настоящее время ДО обслуживает вил. наст.
И. X. Ефишов.
Небольшое и древнее,
основанное, предположительно, в XVIII в., общинное кладбище находится в дер. Данилишки. Здесь похоронен
дух. о. П. А. Китов. На
кладбище ок. 12 заброшенных надгробных памятников XIX
в. Среди них каменное
надгробие с надписью на передней тесаной части (орфография совр.):
"НА СЕМ / МЕСТЕ ПОГРЕБЕНО / ТЕЛО РАБЫ БОЖИЕЙ / МАРИИ МАТЬ ОТЦА ДУХ /
ОВНАГО ФЕДОРА. ЖИЛА БО / ЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ 97 ЛЕТ / И
ПРЕСТАВИЛАСЬ В 1842 ГОДА НОЯБ / РЯ 28ГО ДНЯ. И НЕВЕСТКА ЕЯ / МЕЛАНИИ ТОГО ЖЕ
ГОДА ДЕ / КАБРЯ 15ГО ДНЯ. АЩЕ КТО / ПРИИДЕТ КО ГРОБУ И
ПРОЧТЕ / T ДА ПОМОЛИСЯ БОГУ И МИЛО / СЕРДИЕ СЯ СОТВОРИ
ТИ ПОНЕ / ТРИ ПОКЛОНА ЗА ДУШИ / ИХ".
·
Ист.: LVA.
F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 103-104; LVA. F. R-181. Ар. 1.B. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар.
1.В. 49. L. 40; LVIA. F. 752. Ap. L B. 2. 52;
Материалы собора 2002; Историческое наследие (Данилишкская
община, старообрядческое кладбище, Тракайский р-н, 5
ноября 2001 г.); РГАДА. Ф. 248. Оп. 7. Кн. 397. Л. 1187 об.; Собрание
материалов (Данилишкская община, Тракайский
р-н, 5 августа 1998 г.); Список общин ДПЦ 2003 г.; Сведения от П. И. Китова (Вильнюс). Записал Г. Поташенко (январь 2004 г.). Лит.: Вестник ВСС, 1931, № 2-3, с. 27; Постановления и
доклады 1966, с. 16; Поташенко 1999, с. 168; Труды о съезде 1906, с. 10; Būčys 1936, р. 95; Lietuvos
gyventojai 2001, р. 202; Potašenko
1993, р. 53; Sabaliauskaitė 1999, р. 7. Г.П.
ДАУГАВПИЛССКАЯ 1-Я
НОВОСТРОЕНСКАЯ ОБЩИНА (Латвия) ведет свою летопись с 1905, когда группа
стар-дцев возбудила вопрос о строительстве храма. Его фундамент заложен в 1908.
Буд. храм освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Св.
Николы. С тех пор эти два праздника для ДО — храмовые.
Благодаря пожертвованиям строительство храма заметно продвинулось, но возникли
внутренние препятствия, затем началась 1-я мировая
война и работы прекратились. Они были продолжены лишь в 1920-х.
Существенную материальную помощь ДО оказало правительство Латвии. 22 сент. 1928 состоялось освящение
нового храма. Торжество собрало мн. прихожан и гостей, среди кот. было ок. 30 наст., предс.
Центрального комитета по делам старообрядцев Латвии И. Колосов и два
депутата Сейма Латвии от стар-дцев - М. Каллистратов и Г. Елисеев. Слова
приветствия и благодарности произнесли предс. ДО С.
Щербаков, наст. М. Власов, А. Екимов, Ф. Кузьмин. С обретением храма
изменилась к лучшему дух.-религ.
жизнь. Однако ее прервала 2-я мировая война. Летом 1941 храм полностью сгорел.
С 1941 по 1960 служил дух. о. Д. Михайлов. Сразу после
войны началось восстановление храма. Нелегкий труд возглавили наст. Д. Михайлов,
предс. ДО Г. Танаев, члены совета ДО Е. Вавилов,
Н. Куракин. Пришла поддержка из др. общин. Поморцы Москвы передали для храма
ценные иконы. Вил. изограф И.
Михайлов обновил иконостас. Позже здание храма ремонтировалось,
обустраивалось, к чему немалые старания приложили предс.
совета ДО Ф. Куприянов, С. Васильев. Этот храм -
крупнейший среди храмов Д-пилса и представляет собой
замечательный памятник архитектуры, отражающей черты древнерус.
зодчества. В 1966 в храме произведен необходимый ремонт и увеличен иконостас;
имеются иконы XVI-XVII вв. В нем регулярно совершается
годичный круг богослужений, исполняются требы прихожан. Преемником наст. Д. Михайлова
стал дух. о. Павел
Жемчугов (1960-1966). Затем служили наст. Иоаким Алексеев
(1967-1974), М. Баранов (1975-1977), Петр Лукьянов (1977-1988) и с 1
янв. 1989 А. Жилко. Летом 1988 торжественно отмечалось Тысячелетие
Крещения Руси, а также 80-летие храма. К этому празднику в храме создан
превосходно оформленный иконостас.
При храме располагается небольшая часовня. Она построена в
1993 на пожертвования прихожан и в том же году освящена. В часовне
осуществляется заупокойное чтение Псалтыри. Здесь также служатся молебны и
панихиды, выполняются др. требы прихожан. С историей храма неразрывно связаны
имена причетниц Л. Апехиной,
Е. Григорьевой, В. Куликовой, Т. Леоновой, X. Соловьевой. 17-18 июля 1995 в
храме ДО состоялся собор ДПЦ
Латвии. ДО, ведомая наст. и с
1991 предс. совета ДО А. Жилко, уделяет
постоянное внимание воспитанию молодых клирошан. Решением совета ДО от 1 февр.
1997 создан стар. молодежный
хор "Воскресение", проводится обучение детей церковнослав. грамоте. С самого начала возникновения
молодежный хор активно выступает на мероприятиях своей общины, фестивалях дух. музыки в Д-пилсе
и за его пределами. В 2000-2003 хор выезжал в Ольштын (Польша), выступал в
Причудьи, Таллинне, Тарту (Эстония). Хор -
неоднократный лауреат международных певческих фестивалей. Ежегодно ДО издает книжку-календарь. В 1996-2001 ДО
издавала свой СЦК. С весны 2000 молодые причетники ДО издают непериодическое газетное изд. "Щит веры ".
·
Лит.: СЦК 1955, с.
95; СЦК 1959, с. 10; СЦК 1967, с. 106; Куприянов Ф.
Т., "75-летие храма Первой Даугавпилсской
старообрядческой общины", СЦК 1985, с. 59; Китеж-Град, 1990, № 3,
с. 24-28; Жилко А., 90 лет храму Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя
Николы в городе Даугавпилсе. Даугавпилс, 1997; Гузик
А., Жилко А., Старообрядческие храмы Даугавпилса. Даугавпилс, 1999. В.Б., Г.П.
ДАУГАВПИЛССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ БРАТСТВО, действовало в
1907-1915 и 1924-1940. Одна из старейших стар. обществ. орг-ций в Латгалии,
основана 27 нояб. 1905, официально зарегистрирована
27 февр. 1907. ДСБ объединяло представителей стар. общин Вост. Латвии на основе общих религ.
и культурных ценностей. Во время 1-й мировой войны деятельность ДСБ была
прервана, восстановлена в 1924. Бессменный его предс.
- Г. П. Романов, среди наиболее активных членов — С. Р. Кириллов и И. Заволоко.
В деятельности ДСБ в качестве основных выделялись два
направления: финансовая помощь его членам и религ.-просвет. работа. Для выплаты денежных пособий ДСБ
создало капитал взаимопомощи, средства кот. использовались в трех случаях: 1) тяжелая болезнь или
увечье, ведущее к недееспособности; 2) стихийное бедствие или пожар; 3) смерть
(выплаты родственникам - членам ДСБ). Каждый член ДСБ имел право получить
пособие только два раза. Основными источниками капитала взаимопомощи были:
доход от взимания арендной платы, проценты от вкладов по облигациям, ежегодные
членские взносы, пожертвования. В 1932 размеры однократного пособия достигали
100-200 латов. В связи со сложной экон.
ситуацией во втор. пол.
1930-х размеры пособий и количество членов ДСБ постепенно уменьшались. Несмотря
на это в 1938 ДСБ выплатило пособий на общую сумму 700 латов,
в 1939 — детских пособий на 300 латов и пособий стар. общинам Латгалии на 160 латов.
В 1932 и 1933 при финансовой поддержке прав-ства
Латвии ДСБ организовало летний детский лагерь (детскую колонию) в местечке
Стропы, недалеко от Д-пилса. В лагере отдыхало ок. 30 детей из малообеспеченных стар.
и правосл. семей. Программа
отдыха включала как элементы религ. воспитания, так и
спортивные занятия и экскурсии. В 1932 по инициативе ДСБ был созван 1-й съезд
стар. молодежи Латвии. В 1934
при поддержке Совета старообрядческих соборов и съездов организованы 3-и
религ.-просвет. курсы для
наст. и учителей Закона Божия. ДСБ активно сотрудничало с рижск.
и рез. кружками ревнителей
рус. старины, содействовало открытию филиала кружка при Гайковской
общине в Д-пилсе. С 1937 при ДСБ
существовал детский хор (руковод. Аркадий
Макеев), кот. регулярно
выступал с благотворительными концертами дух. песнопений и пользовался
популярностью у широкой публики. В 1938 ДСБ организовало Праздник песни стар. дух. хоров, в кот. участвовало ок. 250 певцов из Латвии. ДСБ активно занималось
благотворительной и культурно-просвет.
работой вплоть до 1940.
·
Ист.: ЛГИА. Ф.
2124 (Даугавпилсское старообрядческое братство). Оп.
1. Л. 8; Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов, 1932, № 3. Н. Пазухина
ДВАРЖИЩСКАЯ (ДВАРЧЯЙСКАЯ) ОБЩИНА, создана стар-дцами в сер. 1860-х в дер. Дваржище
(Шавельская вол. Шавельского у. Ков. губ., ныне Радвилишкский р-н Литвы). Стар-дцы
поселились в дер. Дваржище (Дварчяй)
после крестьянской реформы и восстания 1863-1864, когда администрация Сев.-зап. края поселяла местных стар-дцев-арендаторов на льготных условиях в разных уездах
Ков. губ. Дерев. молитвенный
дом построен сразу после возникновения стар. поселения в дер. Дваржище и его окрестностях.
Сведения о 120-летней истории ДО
отрывочны. Согласно устным рассказам, до 1914 наст. были Кудряшов, Березов, Халенков;
затем долгое время служили наст. из семейства Асачовых.
Дух. о. Феодор Иванович Асачов был участником съезда
стар-дцев Сев.-зап. края в
Вил. (1906). ДО была зарегистрирована властями в 1907.
В 1920-1930-х при наст. Феогнее
Феодоровиче Асачове
(1923-конец 1940-х) численность ДО стала расти. В сер. 1930-х ДО насчитывала 759 прихожан. В 1937 построен
новый дерев. храм (на
каменном фундаменте). Стар-дцы жили в дер. Дварчяй (ок. 20 усадеб) и окрестных дер. и
хуторах: Пабержяй, Плюшки, Некрашуны,
Илгоцы (Илгочяй) и пр.
Во время нацистской оккупации ДО не
закрывалась. Однако пострадали некот. ее прихожане. 8
июня 1942 нацисты и их пособники расстреляли в лесу ок.
дер. Линкайчяй, недалеко от дер. Дварчяй,
8 чел., среди них - С. Ф. Яковлев (• 1904), Ф. 3. Сатковский (•
1867), В. П. Панкратов (• 1900) и др. (похоронены на месте расстрела, а на
кладбище ДО - лишь надгробия с их фамилиями). Часть стар. сражались в сов. армии, некот. погибли на фронте.
В послевоенное время ДО, как и мн. др. сельские стар. общины Литвы, стала медленно
угасать. Численность прихожан за 35 лет сократилась почти в 90 раз (с 800 чел. в 1949 до 9 в 1986). В 1946 ДО
была зарегистрирована сов. властями.
В конце 1940-х здесь служил наст. Георгий Асачев, затем некот.
время своего наст. не было.
Позже, до 1976 ДО обслуживал наст. Радвилишкской
общины С. Т. Скоробогатов.
В 1960—1970-е в результате проведения мелиоративных работ,
выселения из хуторов в центральный пос. местного колхоза, а также миграции
стар-дцев в Радвилишкис, Шяуляй и др. города Литвы численность ДО резко сократилась. Молитвенный дом
оказался вдали от поселков и в сер. 1980-х был в запущенном состоянии (в нач. 2000-х — полуразрушен). С 1980 религ. требы в нем не совершались. Оставшиеся члены ДО не
могли содержать дух. о. и
храм, за кот. власти требовали платить довольно большие налоги. В авг. 1986
уполномоченным СДР при СМ СССР ДО была снята с
регистрации как распавшаяся, а храм как "непригодный к дальнейшей
эксплуатации" решено было снести. Местные стар-дцы
стали посещать храм Радвилишкской общины. В нач. 2000-х в дер. Дварчяй были
две стар. усадьбы -Н. Прозоровой
и Макарова.
Небольшое общинное кладбище, основанное, предположительно, до
1-й мировой войны, находится ок. дер. Дварчяй. Здесь похоронен также дух.
о. Ф. Ф. Асачов (• 24 окт.
1951).
·
Ист.: LVA. F. R—181. Ар. 2. В. 39. L. 6; LVA. F. 1215. Ар. 1. B. 1169.L.67-68;LVA.F.R-181.Ap.
1. B.
282. L.59; Труды о съезде 1906, с. 1; Историческое наследие (Дварчяйская община, 24 августа 2001 г.). Лит.: Jasionis 2003, р. 38-39; Navardauskas 2003.
Г.П.