ГУДИШКСКАЯ
ОБИТЕЛЬ - дух. центр
федосеевцев в ВкЛ с 1728 по 1755 (по др. данным, по 1757-1758) и один из
важнейших монастырей раннего федосеевства (до 1771). "Дегуцкий
летописец " писал об основании ГО: "В сем году 1728-м устроися
богоспасаемая обитель в Литве близ местечка Козачизны Евстратом Федосеевичем с
братиею в царствование Петра Алексеевича втораго". Разгром Рос. властями Ряпинской общины в 1719
вынудил Евстрата Васильева снова переселиться в Речь Посполитую,
поскольку, по его словам, "тамо древлецерковные законы содержат пришельцем
воля даяшеся". За рубежом оказались и мн. видные федосеевские наст. В нач.
XVIII в. Гудишки (Браславский повет. Вил. воеводства; ныне Игналинский р-н
Литвы) были арендуемым имением, состоявшим из семи дер., население кот.
составляли по преимуществу литов. крестьяне; имение принадлежало Кшиштофу Карлу
Бутлеру, браславскому казначею, и Светославе Волоновской.
ГО была относительно
небольшой. Внутренняя жизнь и устав в нем установились те же, что существовали
и раньше - в обителях самого Феодосия Васильева и позже в Ряпинской
общине. Евстрат Васильев "с братией" построили себе жилища,
кот. стар-дцы обычно называли
"обителью общего жития". Условия жизни федосеевцев были довольно
хорошие, так как и местные дворяне в лице управляющих имением католиков если и
не покровительствовали, то благосклонно и терпимо относились к ним. В обители
был построен молитвенный дом, где совершали "церковные службы",
существовал причт; была сооружена пекарня, где проходили "пекарнюю
службу". Со временем "содержателей древлего благочестия"
прибыло. Гл. руковод. ГО в нач. ее существования был Евстрат Васильев. Он,
вероятно, постоянно здесь не проживал. В 1735 Васильев выступил на
федосеевском соборе в Ступилишках. По всей вероятности, именно в ГО он написал
"Житие Феодосия Васильева" (1742). Однако среди участников собора
1752 в Гудишках, подписавших постановления, он не значится.
Кроме Евстрата Васильева, ГО
могли руководить и др. федосеевские старцы: Федул Дмитриевич, Матвей Федосьевич
или Артамон Осипович Зачерев, кот. приняли
деятельное участие в соборе 1752. Достоверно известны десять имен обитателей
этого монастыря, являвшихся федосеевскими наст.: Евстрат Васильев, Федул
Дмитриевич, Степан Афанасьевич из Серпухова и его сын Иоанн, Филимон
Петрович, Наум Савельич, Матвей Федосьевич, Артамон Осипович
За черев, Евдоким Артемьевич и Семен Силыч. Конечно, обитателей в ГО
было больше.
В 1740-х и первой пол. 1750-х
Гудишки стали важным дух. центром
федосеевцев в Речи Посполитой. Здесь проходили регулярные богослужения,
дух. о. освящали новые стар.
храмы, обучались буд. наст. и члены причта для нужд расположенных в округе и
более отдаленных федосеевских общин. Наконец, в Гудишках состоялся важный
собор. В эти годы здесь появился серпуховский купец Степан Афанасьевич, позднее
ставший наст. в Балтруках.
Принятый в обитель Гудишкским настоятелем и добросовестно
прослужив три года в хлебопекарне, Степан Афанасьевич был
назначен в церк. причт, "понеже книжен бе". Из ГО
вышли и др. видные наст. - Филимон Петрович, удостоенный "степени
общего пастыря" Курляндии и Литвы, Иоанн Степанович, также имевший это
почетное звание.
Пастырство и проповеди
федосеевских наст. распространялись
не только на староверов, но и на так наз. "внешних", т. е. никониан,
и не только в Гудишках, но и широко за их пределами. В 1742 дух. о. ГО Наум Савельич благословил
устройство молитвенного храма в дер. Королишки. И позже, в 1760-1770-х, "обительские остальцы" принимали деятельное участие в
открытии новых федосеевских храмов в ВкЛ и Курляндии. Гудишкские наст. много потрудились в деле
распространения федосеевства в Речи Посполитой, путешествуя по местам
проживания все прибывавших рус. эмигрантов. В 1730-х в Браславском повете
проживали сотни или даже тыс. рус. эмигрантов.
Эпитет "странствующие христиане", данный федосеевцам поморцами, отражает
характер этого движения в 1710-1760-х - период рассредоточения федосеевства,
рассеяния его наст. и руковод.
В то время как у поморцев продолжал крепко стоять их Иеросалим - Выго-Лексинское
общежительство, собирая вокруг себя всю "Церковь", центр
федосеевства практически до 1771 многократно перемещался из одного места в
другое: из Русаново в Ряпино, из Ряпино в Ступилишки, Давыдово и Гудишки, а
бывало, что существовало одновременно несколько центров.
Гудишкские наст. поддерживали
тесные церк. и дружественные связи с федосеевцами в Курляндии,
Инфлянтах, а также в Рос: Москве, Ярославле и
Стародубье. Список участников Гудишкского собора 1752, именуемого еще
Польским собором, подтверждает этот факт. На Гудишкском соборе был
принят знаменитый в истории федосеевства так наз. Польский устав (известный
еще и своими строгими правилами относительно новожёнов).
Деятельность ГО была прервана
в 1755— 1758. Объяснение причин, вынудивших обительских старцев покинуть
Гудишки, находим в др. стар. сочинении
"Польских отец разсуждение о молении за властей", сведения из кот.
использовал в своих исследованиях И. Нильский. Выясняется, что во время
Семилетней войны, когда рус. армия
по Литве передвигалась к прусской границе, главнокомандующий армией граф Захар
Чернышев случайно заехал в "польскую федосеевскую обитель" (1757).
Погостив у стар-дцев, граф будто бы заметил следующее: "Удивляюсь
я много как вас Бог от проходящих наших войск здесь хранит; они ведь не уснут,
ежели зла не сотворят; при том же скажу вам и то, что теперь по моему приказу
никто вас не обидит: однако когда будем, даст Бог с победою возвращаться назад,
тогда уже вам, други мои, здесь не усидеть". Граф был до того
внимателен к федосеевцам, что оставил им двух солдат для охраны, пока не
пройдут войска. Посовещавшись, обительские отцы решили оставить свое общежитие
и искать более безопасное место для жительства. Разделив имущество, они побрели
в разные стороны, кому "куда сложилось". Евдоким Артемьев, Федул
Дмитриев и др. отправились в Стародубские слободы, где ок. Злынки построили
себе новую обитель. Последнее замечание этого стар. сочинения позволяет предположить, что упомянутая
"польская федосеевская обитель" была именно ГО. "Дегуцкий
летописец" кратко сообщает об этом: "В сем 1755-м году
богоспасаемая обитель в Гудишках уничтожена и переведена в Черниговскую
губернию и устроена на грунту Злынского посада Федулом Дмитричем з братиею, что
ныне зовется Покровско-норская обитель, в лето 7264. Того же лета в Литве
остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревне
Дегутех Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана
Афанасьича, остальцами обительскими, и при ней
настоятельство".
Итак, после разорения ГО (в
1755 или 1757-1758) покинувшая ее братия разделилась. Одна часть ушла на
Черниговщину, др. переселилась в Дегути (Дегучяй) и устроила моленную, положив
начало Дегуцкой общине. Во втор. четверти XVIII в. Гудишкские старцы основали стар. кладбище,
кот. ныне, видимо, находится ок. дер. Гурбы (Игналинский р-н).
·
Ист.: ДЛ, с. 195-206; с. 244-247;
Нильский 1863, с. 34-35; Житие Феодосия Васильева; Коллекция И. Заволоко, № 25;
Историческое наследие (Старообрядческое кладбище ок. дер. Гурбы, Игналинский
р-н, 2001 г.). Лит.: Иустинов 1910, ноябрь, с. 483;
Поташенко 1999, раздел 5.2. Г.П.
ГУДИШКСКИЙ (ПОЛЬСКИЙ)
СОБОР 1752 - общее собрание федосеевских наст. и прихожан в Гудишкской обители, или так наз.
Польский собор, принявший знаменитый в истории федосеевства церк. устав (Польский
устав); известен
также своими строгими правилами относительно новоженов. На собрании было
17, а по др., более точным, подсчетам - 20 "настоятелей, искусных ведцев
Божественного писания" и "книжные" люди (всего ок. 30 чел.), а
также "от простых искусных великое число".
Установлены 13 из 20 наст.: четыре Гудишкских старца, вероятно, из местных -
Матвей Федосеевич, Федул Дмитриевич, Артамон Осипович и Степан Афанасьевич; далее
по два из Москвы и Ярославля или его окрестностей; по одному из Стародубья,
Войтишек и Саманяй; Терентий Васильев прибыл скорее
всего из Лифляндии, где поселился после ухода из Ряпино.
На ГС обсуждались следующие
вопросы: о тигле, об иконах и медных образах, об отношениях с
"заонегами" (выговцами), о федосеевцах, записавшихся в двойной оклад
в Рос, о нравственности и образе жизни верующих, о новоженах и староженах,
о церк. обязанностях прихожан и дух. о. и пр. Его участники приняли решение, состоящее из 46 (по
др. данным, из 48) пунктов, именуемое Польским уставом шля "польскими
статьями". Однако гл. были три вопроса: об отношении к выговцам,
дисциплине в федосеевском обществе и новоженах. Строгость к своим и
"внешним", высокая требовательность к нравственности и религиозности
прихожан и наст. - общая
тенденция, прослеживающаяся в постановлениях практически по всем вопросам.
Строгое федосеевское
постановление 1752 было реакцией на распространяющееся и усиливающееся среди
беспоповцев Рос. и Речи
Посполитой движение новоженов. Аргументированная и обоснованная критика
И. Алексеевым таких негативных сторон образа жизни федосеевцев, как
содержание "стряпух", появление сирот, "беспорядок" и
"разврат" вынуждала обратить самое пристальное внимание на религ.-нравств. состояние верующих этого общества. ГС ознаменовал
собой новый этап в отношениях между федосеевцами и поморцами. Из-за
начавшегося на Выге богомолия за государя, споры о кот.
шли уже с 1737, между этими обществами произошел
разрыв заключенного в 1727 "вечного мира". По этой причине от
выговцев окончательно отделился инок Филипп (• 1742), к тому времени уже
ушедший вместе со своими последователями из Выга. ГС также означал перелом в
истории федосеевства, поскольку "умеренно радикальное" общество
беспоповцев превратилось в радикальное. Часть поморцев,
за исключением выговцев, наоборот, стала более умеренным обществом и
начиная с сер. XVIII в. вводило институт церк. брака. Такой брак понимался не
как таинство, а совершался специально назначенным чином с принятием
благословения наст. и
родителей.
·
Ист.: Устав Польский 1864; ДЛ, с. 196;
Коллекция И. Заволоко, № 25, л. 7-9, № 253, л. 106 об, № 287. Лит.: Волков 1866, с. 48—55; Нильский 1869, гл. 4; Ивановский
1892, с. 320-337; Лилеев 1895, с. 353; СЦК 1976, с. 32; Iwaniec 1977, s. 67-68;
Подмазов 1998, с. 119; Поташенко 1999, раздел 5.3. Г.П.
ГУРИЛИШКСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез. р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку.
Документы нач. XIX в. свидетельствуют о существовании в 1794 постройки первой
моленной, кот. после 1836
была опечатана. В 1861 жители дер. Гурилишки возобновили моленную. Однако не
надолго. Реж. у. суд,
рассматривающий дело о незаконной постройке моленной, принял решение не
наказывать строителей, а здание продать с торгов на слом, что и было сделано в
1870. В 1883 было получено официальное разрешение на устройство храма. В 1914
во время 1-й мировой войны из-за неосторожного обращения с огнем солдатов саперной
части, стоявшей в Гурилишках, выгорела вся дер. в 56 дворов и моленная. В
1915-1916 из старых материалов, но на др. месте строится здание совр. храма. В
результате целого ряда ремонтных работ 1920-1930-х здание приобрело нынешний
облик. Храм освящен во имя Св. Троицы и Покрова
Пресвятой Богородицы. В 1939 установили колокол весом 761 кг. В 1891 ГО
насчитывала 911 прихожан, в 1929 - 2400, в 1939 - 2640. На 1939 ее
собственность оценивалась в 11218 латов. Имелось 7,6 га земли; приход составлял
1651 лат, расход - 1792 лата. Служили наст.: Иван
Никитич (отм. в 1832-1834), Савелий Васильевич (отм. в 1858), Тарасий Григорьев
(отм. в 1872-1890;), Иван Ермолаев (1921-1933), Феодосий Беляев (1933-1936),
Никита Кулаков (1936-1937), Тихон Корзинов (1937-1941), Архип Синельников
(1941-1944). В настоящее время своего наст. нет. Службы проходят регулярно.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л.
196; ЛГИА. Ф. 4980. Оп. 1. Д. 9. Л. 1, 15об.; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 5090. Л.
18; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 7759. Л. 2, 3; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1.Д. 40778.Л.
50. В. Никонов
ГУЩЕНКО Иван Федотович (о
1863; • после 1956) — причетник Вил. общины, известный каллиграф, переписчик и переплетчик
рукописных книг. Биографические сведения о Г. немногочисленны. Известно, что в
1922 он был членом родительского комитета Вил. Свято-Покровского стар. училища. Г. рано начал заниматься
книжным делом: переписывать и переплетать книги. Одна из наиболее ранних
рукописей его письма сейчас хранится в Рос. гос. библиотеке. Несколько его автографов хранятся в Древлехранилище
Пушкинского дома и библиотеке Академии наук Рос. в Санкт-Петербурге. Работая с книжными собраниями в Литве,
неоднократно приходилось встречать автографы Г. Его мастерство
и художественный вкус были оценены по достоинству: рукопись "Службы Святой
Пасхи", выполненная мастером в 1913, была издана издательством Московской
Патриархии фототипическим способом (1982). В 1985 по его же рукописи был
напечатан "Чин погребения". После смерти Г. его архив был передан И.
Н. Заволоко.
·
Лит.: Е, И.,
"Маститый юбиляр", СЦК 1957, с. 103.
И. Морозова