Г
ГАЙЛЮНСКАЯ
(ЛАЗАРЦЕВСКАЯ) ОБЩИНА, создана не позже
первой трети XIX в. в дер. Лазарцы (Гедройская вол., Вилкомирский у.
Вил. губ.; ныне Молетский р-н Литвы). По преданию
старожилов 1880-х, дер. Лазарцы получила название от первоначально
поселившегося здесь "рус. богатого
мужика по имени Лазарь", около кот. стали селиться др. жители, поэтому
поселение и стали называть Лазарцами. Стар-дцы построили в Лазарцах молитвенный
дом. Первое упоминание в "Дегуцком летописце ": "В сем 1832-году отец Савва Иваныч в Лазарцах
преставился". В первой пол. XIX в. наст, был Авдей Андреев, дед первого
дух. о. Вил. общины. В
1840 - нач. 1870-х в ЛО служил Лукьян Иванович (Лазарцской), по словам Павла
Прусского, "знаменитый, первенствующий в той стороне [в Вил. и Ков. губ.] беспоповский
наставник, поставляющий прочих наставников". Об авторитете Лукьяна
Ивановича свидетельствует большое число федосеевских наст., дух. о. кот. он
был, -ок. десяти. Дух. о. Лукьяна Ивановича был вил. наст. Семен Матвеев. Потом
недолгое время в ЛО служили наст. Пудов и Платов, а в 1879 избран "с
общего согласия" Иаков Константинович Акундинов (о 1850, Лифляндия), до
того быв. клирошанином Вил.
общины, откуда с наст. часто приезжал в Лазарцы.
Вследствие
распространения единоверия в Литве при усиленной поддержке светских властей и
синодальной Церкви (начиная с 1860-х, когда во главе Литов. епархии встал
владыка Макарий, придерживавшийся более положительного взгляда на единоверие
в крае, чем прежний ее руковод. Иосиф), в 1888 раскололась и ЛО.
В течение полугода часть прихожан (ок. 160 чел.) во главе с наст. И. К.
Акундиновым перешла в единоверие. В дер. Лазарцы был построен
единоверческий храм и приходская школа с 9 учениками. (Среди жертвователей
церкви были высокие губ. чины
— вил. гражданский губ. барон Н. Гревениц, посетивший Лазарцы, дворянин
Еленский и правосл. Вил. Св. Духовское братство).
Здешние единоверческие священники считали, что "раскол - это болезненный
нарост, это, так сказать, гангрена в организме нашей православной Церкви".
Местные федосеевцы же (в отличие от московских федосеевцев, неженатые
молились вместе с женатыми) вступали с быв. стар-дцами в жаркие споры, продолжавшиеся в доме
королишкского пастыря "до утра", и укоряли правосл. духовенство в
несоблюдении уставов Церкви, нарушении постов и пр.
Однако и стар. община продолжала свою деятельность, хотя храм в дер.
Лазарцах был, видимо, закрыт на несколько месяцев. Наст. ЛО Иван Матвеевич
Ветров был участником местного съезда дух. наставников в Вил. (1901). Согласно некот. данным, в
1903 молитвенный дом был также и в дер. Гайлюны
(Гайлюнай). Наст. служил Д.
Ранцев. Прихожанин Василий Кириллович Кириллов, член совета ГО Мелетий Андреев
(дер. Гайлюны) и предс. совета ЛО Влас Сисоевич Карпов (дер. Лазарцы) были
участниками съезда стар-дцев Сев.-зап. края (1906).
Видимо, на рубеже веков ЛО стала поморской.
По устным рассказам, в годы 1-й мировой войны
храм в дер. Лазарцы сгорел. Стар-дцы на подводах
покинули дер., но от местечка Гедройцы (Гедрайчяй) были возвращены немецкими
войсками. Новый дерев. храм с
колокольней во имя Успенья Богородицы был построен ок. 1918 в дер. Гайлюнай на
средства прихожан. В 1920-1930-х наст. был Тит Ефимович Агафонов (◦ ок. 1855, в 1917 приехал
из Р.). В конце 1930-х в ЛО было ок. 880 прихожан (по др. данным ок. 1220), а в
1949 -ок. 900. Наст. Т. Е. Агафонов обучал церковнослав. грамоте
стар. детей. В марте 1939 ЛО
была переименована на Гайлюнскую.
В годы немецкой оккупации храм не был закрыт,
но война ударила по местным жит. Немало прихожан,
особенно молодежи, "чуть не с каждой хаты", вывезено на
принудительные работы в Германию. Вернулись те, кто не погиб под бомбежками на
заводах Германии. Часть сражалась на фронте в сов. армии. После 1945 постепенно сокращалась численность
прихожан. Мн. были вынуждены вступить в колхоз, но некот. в поисках более
достойного заработка переселились в города: Молетай, Укмерге (Укмярге), Утену
(Утяну), Вил. и др. Дух. о.
были Иаков Титович Агафонов (до 1950?), осужденный за "антисов.
деятельность", И. Я. Никитин (временно утвержденный президиумом ВСС в
Литов. ССР в 1951), Исидор
Федорович Макаров (1952?-1954?), Феофил Александрович
Ветренко (1955?-?), Нестор Дубров (1960-1970-е). 12 мая 1985 благословлен
избранный на служение дух. о. в ГО О. В. Корабликов (с 1982 - и. о.
наст.), быв. головщик Масалишкской общины и участник собора СПЦ 1988 в Вил.; служил до конца 1990-х. После него ГО обслуживает
наст. Е. И. Никитин из Утены. Дальнейшему подъему ГО препятствует ее
малочисленность, отсутствие своего наст. В настоящее время ГО насчитывает до 70
прихожан; предс. совета -Тимофей Семенович Назаров (с
1982). Успенский храм действует во время гл. религ. праздников. Отремонтирован в 1999: покрашен с внешней стороны.
В 2001 в дер. Гайлюнай жило шесть рус. стар. семей. У общины имеется два
кладбища: в дер. Гайлюнай (основано не позже 1870-х) и
Декшне.
·
Ист.:
LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L.
19-20; LVA. F.R-181. Ар.
7. В. 28. Vokas 6;
LVIA. F. 381. Ар. 17. В. 2518. L. 25; LVIA.
F. 662. Ар. 1. В. 38;
Алфавит духовный, л. 49 об.; Воспоминания, беседы
1871, с. 583; ЛЕВ, 1888, № 38,47; ДЛ, с. 211; Интервью с Т. С. Назаровым,
Молетай, 3 августа 1998 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора;
Историческое наследие (дер. Гайлюнай, Молетский р-н, 10 сент. 2001 г.). Труды о
съезде 1906, с. 206. Лит.: Дарендов
1882; Деяния собора 1991, с. 43; Киселёв 1930, с. 10; Sabaliauskaitė 1999,
р. 8. Г.П.
ГАЙСКАЯ ОБЩИНА (Вил.
воеводство ВкЛ; ныне Шальчининкский р-н Литвы),
основана, видимо, в 1788 на землях имения дворян Балинских в Вил. воеводстве
ВкЛ. Ранняя ее история почти неизвестна. По преданию,
рус. стар-дцы в дер. Гай
живут около 300 лет, "от патриарха Никона". Достоверность этих
рассказов проверить трудно, однако известно, что ближайшая Данилишкская
община, с кот. гайские
староверы в XIX и XX вв. поддерживали тесные отношения, была основана в первой
четверти XVIII в. Истор. документы также свидетельствуют, что рус. из
Торопецкого и Смоленского у. Рос. переселялись
в юго-вост. часть нынешней Литвы уже в конце XVII и в первой трети XVIII вв. По
устным рассказам, в XIX в. наст. были Макар Андреев, с конца века - Иван
Харитонович Шевяков (о 1828; • 1909), рижский мещанин. Старый дерев. храм стоял недалеко от того
места, где находится теперешний.
В 1905 изменилась религ. атмосфера, стар-дцы
вновь получили свободу. Наст. Иван Харитонович Шевяков и прихожанин Федор
Павлович Букин были участниками съезда стар-дцев Сев.-зап.
края (1906). В 1907 поморская ГО зарегистрирована
местными властями как юридическое лицо. 12 июля 1907 на общем собрании ГО были
утверждены служивший до того наст. И. X. Шевяков, "как чел. честный, не
состоявший под судом, и вообще, во всех отношениях соответствующий своему
избранию", а ввиду его преклонного возраста его помощником - Иван
Ефремович Рыбаков; был также избран совет общины из 5 членов; предс. совета
стал Емельян Иванович Шевяков, после него -Варфоломей
Иванович Федотов. После смерти Шевякова обязанности наст.
в ГО временно исполнял Максим Тимофеевич Федотов. В
дек. 1910 наст. ГО избран Игнатий Иванович Платонов, ранее быв. дух о. в
Н.-Алекс. (см. Зарасайская община) , а с 1912 по 1921(?) служил наст. Макар
Герасимович Макаров, вил. мещанин,
позже уехавший в Бел.
Во время 1-й мировой войны стар-дцы дер. Гай
и окрестностей, как и мн. жители края, отступали на восток - в Бел., в глубь Рос, Сибирь; некот. в самом нач. пути немцы вернули
обратно. Впоследствии мн. беженцы вернулись из Рос. С
1920 здешние места принадлежали Польше (Вил.-Трокский
у.).
В 1920-1930-х ГО росла и развивалась. Наст. служили Маркел Парфенович
Митрофанов (1921-1926), Иван Климентьевич Ветренко (1926-1930). Прихожанин
Гурий Сидорович Федотов был участником 1-ого Всепольского стар. съезда в Вильно (1925).
Предс. Совета ГО был Сергей Фаддеевич Гладков (• 1933). В конце 1920-х в ГО
было 368 прихожан. Они жили в дер. Гай (28 домов) и окрестных дер. -
Предтеченка (10 домов), Зеленкова и пр. Памятным событием явилось завершение
строительства и освящение во имя Св. Николы Чудотворца нового дерев. храма (1937). Торжест.
богослужение совершил дух. о.
С. Е. Петров, член ДС при ВСС в Польше (1930-1932). До того
молились в старом храме. Рус. и
церковнослав. яз. стар-дцы изучали дома. Для содержания Гайского храма и наст. прихожане ежегодно платили
общинные взносы - складку, оклад, нередко зерном, картошкой, дровами и т. п. В
1930-х вероучитель И. В. Федотов, дух о. Ф. Г. Пучков (1932?-1942) в разное
время преподавали детям стар-дцев Закон Божий в нач. польск. школах - Яшунской,
Галинской и Порудоминской.
По рассказам современников, "при Польше
жили неплохо, но бедно", "панская Польша была"; помещики жили
лучше, не платили налогов на землю, а "с нас драли кожу как могли".
Большинство прихожан были земледельцами, также рубили лес, плотничали. Немало
парней служило в польск. армии.
Во время нацистской оккупации ГО не
закрывалась. В окрестностях активно действовали сов. партизаны. В 1943 ГО, собрав пожертвования и взносы
прихожан, приступила к постройке обществ. дома. Участок земли предоставила прихожанка Прасковья
Трифонова. В послевоенные годы служение продолжал наст. Севастей Иванович
Портнов (1942-1949), позже - дух о. Арефий Давыдович Гаврилов (1949 — ок.
1985), участник собора СПЦ в Вил. (1974). В
1949 ГО насчитывала ок. 350 прихожан. В 1950-1980-е численность ГО постепенно
сокращалась. Коллективизация и миграция в города -уезжали
на заработки - способствовали тому, что большинство местных прихожан уехали в
Шальчининкай, Вил. и др. города. В 1985— 2001 обязанности наст. в ГО исполнял И. В. Федотов. 22
мая 1997 наст. Вил. общины
В. Н. Васильев в сослужении и. о. наст. И. В. Федотова освятил
храм после капитального ремонта, произведенного на средства прихожан при
финансовой поддержке Яшунского самоуправления и Вил.
общины. В настоящее время в дер. Гай проживают рус. стар-дцы, поляки и
литовцы-католики. В дер. ок. 60 домов, треть из кот. -
староверческие. Предс. совета ГО были Анна Латышева,
Александр Федотов, с сент. 2003 - П. Грязное. В 2003
был утвержден устав ГО. Богослужения проводит и. о. наст. Сергей Макаров,
приезжают также наст. из Вил.
В 2002-2003 в большой мере стараниями А. Федотова обновлен и существенно
дополнен иконостас храма. Его украсили десятки новых икон, написанных вил. изографом Г. Яковлевым. Прихожане
А. Латышева, М. Политова и Н. Андреева были участниками собора ДПЦ Литвы в Вил. (28 февр. 2002). Это одна из возрождающихся сельских
стар. общин Литвы (до 60
прихожан), насчитывающая более чем 210-летнюю историю. Во всем Шальчининкском
(Шальчининкайском) р-не проживает, по всеобщей переписи 2001, 100 стар-дцев.
Небольшое общинное кладбище находится в дер.
Гай; основано не позже 1880-х. Здесь похоронены также
наст. М. Андреев (могила не сохранилась), Ф. Г. Пучков, А. Д. Гаврилов (о 1896;
• 1986), И. Ф. Федотов. На кладбище находится могила советских
военнослужащих - членов экипажа самолета, погибшего в Литве в годы Великой
Отечественной войны (1944).
·
Ист.: LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 25. L. 18-19; LVA. F. R-181. Ар. l.B. 39. L. 6; РГАДА. Ф.
248. Оп. 7. Кн. 397. Л. 1170-1190. Lietuvos gyventojai 2001, р. 202; Материалы
собора 2002; Постановления и протоколы общих собраний членов Гайской
старообрядческой общины 1907—1944 гг. (копии), Личный архив автора; РГАДА. Ф.
248. Оп. 7. Кн. 397. Л. 1170-1190; Собрание материалов
(Интервью с И. В. Федотовым (1912-2001), С. А. Андреевым (1926-2002), Гайская
община, Шальчининкский р-н. Записал Г. Поташенко, 5
августа 1998 г.); Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.: Литовский курьер, 1998,
№ 11. Г.П.
ГОЛОВЩИК - гл. певчий одного из двух
клиросов древнерус. и стар. церк.
хоров. Авторитет в области пения, зачастую и преподаватель знаменного пения.
Обычно первым начинает песнопение. От него зависят основные параметры
исполнения: высота и сила звука, скорость пения, характер. Традиционно Г. -
мужчина, однако в совр. общинах очень часто Г. - женщина. Первые Г. упоминаются
в документах нач. XVI в. (хор Государевых певчих дьяков). После раскола РПЦ роль
Г. в правосл. практике перенял регент.
·
Лит.: Гарднер
1998, т. 1. Н. Вакатова
ГРЕБЕНЩИКОВСКАЯ ОБЩИНА, см. Рижская
Гребенщиковская старообрядческая община.
ГРЕБЕНЩИКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
БЕДНЫХ ДЕТЕЙ, основано в Р. 31 окт. 1899, официально зарегистрировано 2
апр. 1900, действовало до 1940. Цель деятельности - оказание дух. и материальной помощи детям из
бедных стар. семей. Общество существовало и оказывало финансовую помощь в
основном за счет личных пожертвований членов орг-ции и прихожан РГСО. Гл.
заслуга в создании общества принадлежит Киприану Григорьевичу Макарову, быв. попечителю Гребенщиковской
богадельни. Он был автором первого устава, способствовал его официальному
утверждению и в течение 13 лет был активным членом правления этой орг-ции. В
состав первого правления общества входили: К. И. Шутова (предс), А. И. Дедусова
(секретарь), И. Г. Дашков (бухгалтер), А. И. Долгова, К. Г. Макаров, М. Ф.
Милковская, С. С. Попов, А. Е. Трифонов, А. Д. Трифонова. Уже на первом
заседании общества его члены пожертвовали 2800 руб. на обустройство детского
приюта. Орг-ция использовала помещения, безвозмездно предоставленные
Гребенщиковской богадельней, и первые три года своего существования получала от
нее ежегодное пособие в размере 1000 руб., а также 350 пудов хлеба в год для
бесплатной раздачи и пожертвования от специального "кружечного
сбора". До 1-й мировой войны значительную поддержку приюту оказывала стар. купеческая семья из Петербурга -
Вера Ивановна Кокорева, ее сын Александр Васильевич (пожертвовали 15000 и 5000
руб. соответственно) и дочь Прасковья Васильевна Верховская. В канун войны
капитал орг-ции вырос до 42000 руб. Число воспитанников приюта постепенно
увеличивалось: в 1900 — 23 ребенка, в 1903 - больше 40, в 1912 - свыше 50. Хотя
во время эвакуации из Р. уехало мн. стар. семей, детский приют продолжал свою работу благодаря
самоотверженности четырех его основателей - А. Дедусовой, В. Антипова, Н.
Александрова, И. Танаева, кот. зачастую вкладывали свои личные средства, чтобы
накормить и одеть своих воспитанников. Особенно сложным был период 1918— 1919, тогда приют перешел под юрисдикцию Р. гор.
социального попечения, и продолжал свою работу до
1940.
В 1920 ГОВБД вновь зарегистрировано как
обществ. орг-ция с уставом,
соответствующим требованиям законодательства Латвии. В связи с необходимостью
перерегистрации (по закону об обществах от 1923) в 1924 утвержден новый устав,
в разработке кот. участвовали
активные члены ГОВБД и др. орг-ций, связанных с РГСО: А.
И. Дедусова (предс. правления), В. Г. Кудрячёв (предс. ГОВБД), В. П. Антипов, В. С. Фомин, П. Ф. Юпатов. Согласно
уставу, основные средства орг-ция должна была получать от пожертвований и
дохода с основного капитала и имущества общества. Пожертвования поступали гл.
обр. от частных лиц и от обществ. благотворительных
акций (лотереи, благотворительные ярмарки). Все денежные средства
подразделялись на два фонда: резервный капитал (находился на процентном счету в
банке) и расходный капитал (доходы, кот. тратились на нужды орг-ции согласно распоряжениям правления).
Функции управления ГОВБД были разделены между
общим собранием членов и правлением общества. Однако все стратегически важные
вопросы (использование резервного капитала, приобретение или продажа
недвижимого имущества, изменение устава) решало общее собрание 2/3 большинства,
оно же избирало правление и почетных членов. Членами общества могли стать лица
обоего пола, достигшие 18 лет, не ограниченные в правах в судебном порядке и
регулярно платящие членские взносы. Т. о., деятельность ГОВБД регулировалась
демократическим образом на ежегодных общих собраниях - очередных или
внеочередных в случае требования 10 членов. В функции правления как избираемого
исполнительного органа входило также установление контактов с правит. учреждениями и др. обществ.
орг-циями. Финансовые дела контролировала независимая РК, кот.
отчитывалась перед общим собранием. Общее число членов
правления - 9, среди кот. должно
было быть 4 мужчин и 5 женщин. Правление избиралось на 3 года и выполняло свою
работу безвозмездно.
На основе этого устава 14 янв. 1925 ГОВБД
было зарегистрировано в Окружном суде Р. Во втор. пол. 1930-х с ГОВБД активно сотрудничал И. Н. Заволоко (как
член общества) и руководимый им Кружок ревнителей рус. старины. Благодаря
этому была значительно расширена культурно-просвет. деятельность орг-ции, что
отразилось в обновленном уставе 1938 (разработан в связи с требованием новой
перерегистрации обществ. орг-ций).
В качестве форм работы ГОВБД указывались типичные для кружка ревнителей
мероприятия — вечера, концерты, лекции, экскурсии, благотворительные базары. Заволоко,
кот. был уполномочен
вести все формальные процедуры по перерегистрации общества в 1938, внес в устав
пункт об образовании фонда взаимопомощи и учреждении особых стипендий для
членов общества. Возможно, этот замысел соответствовал распространенной в
Латвии во втор. пол. 1930-х
практике назначения стипендий из фондов гос. учреждений.
Т. о., ГОВБД, изначально задуманное как благотворительная орг-ция при РГСО, в конце 1930-х
расширило рамки своей деятельности и по масштабу средств и проводимой работы
могло сравниться с др. подобными орг-циями. В 1939 ГОВБД праздновало 40-летний
юбилей своей деятельности. Отчетные протоколы отражают высокую интенсивность и
результативность работы орг-ции за этот срок. С 1925, когда ГОВБД восстановило
свою финансовую независимость, регулярно оказывалась материальная помощь
малообеспеченным стар. семьям.
С 1925 по 1927 ГОВБД ежегодно выделяло в среднем 6000 руб. на пособия 30
семьям. Орг-ция помогала решать и самую злободневную проблему - дошкольное
воспитание детей работающих родителей. 1 дек. 1929 был открыт первый стар. детский сад (на ул. Маскавас,
101), кот. работал вплоть до 1940. Необходимо отметить, что открытие детского
сада стало возможным лишь благодаря поддержке стар. жертвователей. Так, многолетний член ГОВБД и предс.
правления (1930-1940) В. Г. Кудрячёв пожертвовал помещение на нужды
детского сада, в 1931 на свои средства (600 латов) провел ремонт дома, а в 1936
за свой счет начал строительство нового здания для детского сада. На церемонии
освящения и торжест. открытия нового дома в 1937 присутствовали представитель
гор. администрации Р.
Лиепиньш, инспектор народных школ А. Миллер, архитектор В. Шервинский (по его
проекту построен дом для детского сада и колокольня моленной РГСО). Официальные
гости в своих выступлениях выражали уважение и восхищение благородством и
щедростью староверов, а также отмечали необходимость такой частной инициативы в
сложной экон. ситуации. Этот факт свидетельствует об особом обществ. статусе рижск. староверов в
1930-е и о позитивном отношении к ним со стороны гос. учреждений. Разумеется,
реализовать этот масштабный проект помогло участие очень мн. людей, далеко не
всегда выраженное только в денежных пожертвованиях. Так, более десятилетия
(1929-1940) врач Р. А. Дементьев бесплатно лечил воспитанников детского сада,
за что ежегодно на общем собрании получал искренние слова благодарности.
Сразу после открытия детского сада в нем была
только одна группа детей (18 чел.), в 1930 садик посещали 20-25 чел., в нач. 1931 - 16, а в конце года - уже 46, в 1939 -40
воспитанников от 4 до 7 лет. Детский сад обслуживали 4 чел.: две
воспитательницы с педагогическим образованием - А. Ф. Маркова (после 1936 на ее
место приняли Г. М. Орлову) и Н. С. Мещенкова, зав. хоз.
А. Ф. Браун и повар. Все сотрудники получали зарплату. Дети стар-дцев посещали
детский сад бесплатно, при этом они были обеспечены трехразовым питанием,
поскольку дети находились в саду в среднем с 8.30 до 16.30. Для детей старшего
возраста проводились занятия по подготовке к школе, ежегодно 7-18 воспитанников
детского сада поступало в основные школы. Каждый год ГОВБД устраивало
благотворительные рождественские елки. В этих мероприятиях активно участвовали
воспитанники детского сада и др. дети из бедных семей Московского форштадта.
Все дети получали подарки. Т. о., ГОВБД в 1930-е стало обществ., культурным и
благотворительным центром, где проявлялась забота не только о детях из стар. семей, но и по мере возможности
оказывалась поддержка - материальная и дух. - всем малообеспеченным детям
района, прилежащего к РГСО.
·
Ист.:
ЛГИА. Ф. 2048. Оп. 1. Д. 30, 35, 37; ЛГИА. Ф. 2768. Оп. 1. д. 10. Н.Пазухина
ГРИВСКИЙ
СОБОР, см. Первый Вселатвийский собор.
ГРИГОРЬЕВ
Евгений Ефимович (◦ 1956, Вил., СССР) -
управляющий делами ВС ДПЦ Литвы. Получив среднее образование, в 1978 окончил
Вил. строительный техникум, в
1987 - Вил. инженерно-строительный институт (по специальности
инженер-экономист). Работал на разных предприятиях Вил.: мастер,
прораб, инженер; занимался частным предпринимательством. С 1998 активно
участвовал в деятельности ВСС Литвы во главе с Н. Пильниковым. В февр.
2002 на соборе ДПЦ Литвы избран членом ВС во главе с
М. Я. Семеновым. Г.П.