Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Вторник, 2024.11.26, 08:12
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » В

Ваконья - Великопоженский

В

ВАКОНЬЯ Иван Иулианович (о 1883, Р.; • 1965) — вероучитель, наст. и известный деятель ДПЦ. Учился в Гребенщиковском старообрядческом училище, окончил Петроградское народное училище. С одиннадцати лет состоял в причте РГСО. После воинской службы (1904-1906) на протяжении мн. лет работал учителем народных школ Казанской, Тамбовской, Витебской губ. Участник 1-го Всероссийского собора стар-дцев-поморцев в Москве (1909). На Всероссийском съезде по народному образованию (Двинск, 1911) в качестве учителя Калкунской школы выступил с докладом "Как вести обучение церковному чтению". В 1930-х преподавал на курсах вероучителей при Вил. общине. Сотрудничал в стар. изд. Латвии и Польши. Автор певческих пособий "Песнослов", "Ирмосы наонные". С 1936 - наст. Елгавской общины, затем до 1950 - ряда общин Д-пилсского р-на. С 1950 - наст. РГСО, в 1951-1956- ее предс.

· Лит.: СЦК 1967, с. 153. В.Б.


ВАНЧЕНКО Симеон Естигнеевич (о 1906, дер. Зуи, ныне Рез. р-н Латвии; • 1997) - наст. Скангельской общины (Прейльский р-н Латвии) с 1971. С юных лет - причетник местного храма. Клирошанином оставался и в дальнейшим. Трудился на кирпичном заводе, был льноводом, предс. ревизионной комиссии колхоза. Обучил церк. грамоте двоих своих сыновей. В.Б.

· Лит.: СЦК 1998, с. 94.


ВАРКОВСКИЙ СОБОР - видимо, первый в Балтии собор брачных поморцев, состоявшийся в сер. окт. 1832 (по ст. ст. в нач. окт.; иногда указывается 1831) в доме Савелия Злотникова на Варковской мызе Динабургского у. (ныне Д-пилсский р-н Латвии). На этом соборе присутствовали 32 наст., большинство кот. было из сельских и гор. общин Вит., Вил., Курляндской губ., а также по одному наст. из Санкт-Петербурга, Новгорода, Себежа, Войново и Новоржева. Обсуждались вопросы о допустимости бессвященнословных браков, о порядке избрания и отрешения наст., о соблюдении обычаев старины. В итоге потомки быв. федосеевцев в крае начали принимать бессвященнословные браки. В связи с этим в первой статье уложения этого собора "О супружестве" написано: "<...> Весть приим настоятель о хотящих браку сочетатися и дав весть кто и каковы суть. И аще несть между ими препятствия което правильнаго, подробно обыскаться об них. Зри настоятелю и блюдися опасно да неприрадением твоим или неразумием не последовало бы каковое кровосмешение". И далее: "<...> Священнословия в бракосочетании яко иерею сущия в церкви по чину тому недовлеет нам рекатися [касаться], но токмо иже яко простолюдином достойная тая содержати и исправляти с записанием. Яже святой Матфей Иеросалимский пишет в составе 3-м главы 2: Брак есть мужа и жены совокупление и снаследие во всей жизни. Божественные же и человеческия правила приобщение любо благословением, любо венчанием, любо с записанием. И паки Кормчая лист 500. Аще ли по тесноте или смирением невозможет кто добре прияти и написанно составити брака, то и ненаписанно да совершается женитба нелукавна советом совокупляющих лиц родителеве или в церкви благословения ради, или пред други пятьми повелено бысть"(Коллекция И. Заволоко, № 22. Л. 9-17). Собор избрал руководящий орган - ДС под председательством наст. Масловской общины Сысоя Назарьевича.

Первыми постановления ВС подписали наст. Масловской общины (Динабургский у.) Сысой Назаревич и наст. Манеевской общины (Н.-Алекс. у. Ков. губ., ныне Рокишкский р-н Литвы) Емелъян Павлович, кот. были наиболее авторитетными наст. края. Среди участников собора были два наст. из Р.: Иван Ефимович из РГСО и Григорий Савинов из Панинской молельни. В результате решений ВС среди части быв. федосеевских общин Балтии вводились в правило и благословлялись их наст. бессвященнословные браки. Это было началом нового, "федосеевско-поморского", периода в истории стар-ства на террит. Балтии и Польши.

· Ист.: ДЛ, с. 211; Коллекция И. Заволоко, № 22. Лит.: Поташенко Г., "Рижская федосеевская община и принятие браков в ХIХ в.", Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы [6-ой научно-практической конференции в Москве 19-20 ноября 2002 г.], редакторы-составители: В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина, Е. И. Соколова, А. И. Осипова. Москва, 2002, с. 488-497. Г. П.


ВАРЛАМ (в миру Василий Федорович Иванов, о 1603, Псков; • 22 окт. 1683) - монах, подвижник староверия. Сын псковского протодьякона, служил священником Троицкого собора в Пскове. Овдовев, принял иночество. 15 лет жил в лесной пустыни в Новгородском у. Схваченный стрельцами (1677) двадцать недель томился в темнице Новоспасского монастыря. Оттуда бежал. Скрывался на берегах Ильмень-озера. В 1683 был вновь задержан и доставлен в Клин. Принести повиновение отказался: "Троеперстным де сложением он и впредь, и до смерти своей креститься не будет, потому что он от отца своего родного и от отцов духовных так о крестном знамении не научен". По указу царевны Софьи В. был сожжен.

· Лит.: Румянцева В. С, Народное движение в России в ХУЛ веке. Москва, 1986, с. 195-197.В.Б.


ВАРУНИН Павел Григорьевич (о 12 июня 1961, Тарту, Эстония) - попечитель стар. поморской общины в Калласте и предс. Союза старообрядческих приходов Эстонии. Потомственный стар-дец поморец. Его род ведет корни из причудского Калласте (Красные Горы). Среднее образование В. получил в Тартуской 6-й средней школе. В 1986 окончил народный Университет искусств в Москве по специальности ювелир, гравер и краснодеревщик. С восстановлением в 1992 Союза старообрядческих приходов Эстонии стал активно участвовать в его работе. С 1995 - попечитель стар. поморской общины в Калласте, а в 1998 стал предс. Союза старообрядческих приходов Эстонии. Одновременно является предс. Общества культуры и развития староверов Эстонии. Деятельность В. направлена на восстановление довоенных традиций и развитие культуры стар-ства. По его инициативе в Причудъе стали отмечать стар. праздники и уделять большое внимание воспитанию стар. молодежи. В школах Причудья ведется обучение церковнослав. яз. и крюковому пению. Создан стар. школьный хор. При его содействии и непосредственном участии в Интернете создан сайт стар-дцев Эстонии (http://www.starover.ee), действует несколько стар. музеев.

В. - автор научно-популярных статей о совр. положении стар-ства в Эстонии и путях его развития. Благодаря активной деятельности В. на посту предс. Союза старообрядческих приходов Эстонии, с конца 1990-х наладился контакт староверов с исследователями стар-ства в Эстонии и за рубежом. В 1998 В. участвовал в стар. конференции в США. В. регулярно выступал с докладами на стар. научно-практических конференциях, проходящих в Рез. (Латвия).

В апр. 2000 кафедра рус. яз. Тартуского университета совместно с Союзом старообрядческих приходов Эстонии организовала международную конференцию "Рус. староверы за рубежом". В 2003 В. руководил проектом "Изучение культуры рус. староверов Эстонии", финансовую поддержку кот. оказали Фонд развития предпринимательства Эстонии, Целевое учреждение регионального развития Эстонии и др. орг-ции. В результате под редакцией проф. И. П. Кюльмоя подготовлен сборник "Очерки по истории и культуре староверов Эстонии", в кот. опубликована статья В. "Об изучении культурного наследия староверов Эстонии и его сохранении". Часть материалов сборника размещена на сайте стар-дцев Эстонии. В нем принимали участие также рос. эксперты Е. А. Агеева и О. Г. Ровнова. Финансовая и техническая сторона проекта обеспечивалась М. А. Варуниной.

Большое внимание В. уделяет строительству и ремонту молелен, обеспечению их охраны. Благодаря толерантной политике В. в стар. общинах Эстонии нет острых конфликтов.

· Лит.: Варунин П., "Флаг города староверов. Праздник в Калласте", Эстония, 1998, № 169, 5 октября; Агеева Е. А., "Варунин Павел Григорьевич", Православная энциклопедия, т. VI. Б. г., с. 697-698; Плотникова Е., "Старообрядцы Эстонии. Жизнь продолжается", Эстония, 1998, № 233, 3 декабря; Плотникова Е., "Преемники былого", Эстония, 1998, № 237, 9 декабря; Пономарева Г., Рус. староверы Эстонии = Vene vanausulised Eestis = Russian Old Believers in Estonia. Б. м., б. г.; Усанов Н., "Старообрядчество в рассеянии", Эстония, 2000, № 782, 5 апреля; Vilja Kohler, "Vanausulised lasevad teadlastel heita pilgu oma varjatud ellu", Tartu Postimees, 2003, nr. 72, 15. apr. Г. Пономарева


ВАСИЛЬЕВ Василий Ефимович (о 1929, Д-пилс) — наст. Нидеркунской общины (Д-пилс). С детских лет в Д-пилсе посещал храм, окончил железнодорожный техникум. Работал на локомотиворемонтном заводе мастером производственного обучения. В 1994—1996 - причетник, с авг. 1996 - наст.

· Лит.: СПЦК 1997, с. 101. В.Б.


ВАСИЛЬЕВ Стефан Петрович (° 1921, дер. Виселово, ныне Д-пилсский р-н Латвии; • 1990, Д-пилс) - предс. совета 1-й Д-пилсской (Новостроенской) общины. В 1939 поступил работать на железную дорогу и трудился в этой системе 43 года. Окончил Вил. железнодорожный техникум, затем -Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта с дипломом инженера-экономиста. Работал гл. бухгалтером. Посещал храм, не утрачивая полученного еще в детстве христианского воспитания. На должности предс. совета общины проявил себя умелым хозяйственником, был избран в состав Центрального Совета ДПЦ Латвии.

· Лит.: СЦК 1992, с. 56. В.Б.


ВАСИЛЬЕВЫ - семья стар-дцев, давшая известных деятелей раннего федосеевства.

Евстрат В. (° до 1689, Крестецкий Ям, ныне пос. Крестцы Новгородской обл., Рос; • после 1757 (1768?), Речь Посполитая) - федосеевский наст. и полемист, автор известного "Жития Феодосия Васильева" (1742). Род. в семье диакона Крестецкого Яма Феодосия В., вскоре перешедшего в стар-ство и ставшего известным беспоповским наст. Вместе со своим отцом, матерью, сестрой и двумя братьями принял стар. крещение. В 1699 отец, взяв с собой мать и сына Евстрата, переехал в Речь Посполитую, где создал Русановскую обитель (1699—1708). Здесь прошли юношеские годы В. Позже он переселился на земли князя А. Меньшикова в Вязовской вол. Великолуцкого у. в Рос; затем в 1711 переехал в Ряпинскую мызу ок. Юрьева в Ливонии, где федосеевцы создали еще одну обитель. Однако еще в 1711 В. вместе с отцом был арестован и выдан Новгородскому митрополиту Иову, но в отличие от своего отца, вскоре был отпущен (или сбежал).

В 1711-1719 В. был одним из руковод. Ряпинской обители, ставшей в 1710-х крупным центром федосеевцев. В 1716 А. Денисов обратился к В. (иногда называемому Е. Федосеевым) с "Посланием на Ряпину мызу", содержавшим в себе призыв к примирению; В. при этом было послано отдельное письмо. Денисов просил рассмотреть его и "боголюбивым разумом разсудити", а также позаботиться о церк. мире. Из всех прежних разногласий с федосеевцами поморцы упоминали лишь два: о титле и о покупаемой у "иноверцев" пище. А. Денисов настаивал на том, что согласно церк. преданию, на кресте должна быть надпись — "Царь Славы, Исус Христос, Ника", а пишущие иначе могут быть преданы осуждению, и что не правы те, кто осуждает покупающих пищу на рынке. В послании федосеевцы также призывались показать "боголюбивый нрав" и стремиться к устранению "раскола, всеянного от супостата диавола, в христоименитых людях". Ответ федосеевцев на мирные инициативы поморцев был отрицательным. Они требовали признать правоту их учения, в первую очередь о титле, и лишь после этого соглашались говорить о примирении. Этим полемическая переписка поморцев с федосеевцами для A. Денисова, с одной стороны, и В. - с др., вслед за отцом Феодосием, подключившегося к ней, оборвалась, но не прекратилась.

После разгрома рос. военной командой Ряпинской обители в 1719 В. снова переселился в Речь Посполитую, потому что, по его словам, "тамо древлецерковные законы содержати пришельцем воля даяшеся". Сюда эмигрировали и мн. др. федосеевские наст.: B.со своим дядей Егором поселился во владениях какого-то "пана Эльзана", вероятно, помещика Ежи Гильзена, мариенгаузского старосты; Терентий Васильев и его сподвижники поселились в Лифляндии; Макар Никитин "с братией" - в Курляндии, а некоторые др. - в Стародубье. В 1720-1760-х федосеевские общины в сев.-вост. части Речи Посполитой - в Ступилишках (Лифляндия), Балтруках (Курляндия), в Давыдово (позже Себежский у. Вит. губ.), в Гудишках и др. -сделались одними из видных руководящих центров раннего федосеевства за границей. Между этими зарубежными и федосеевскими (также поморскими) общинами в Рос. поддерживалась связь, происходила оживленная переписка и иногда проводились собеседования.

Дальнейшая судьба В. менее известна, особенно в период после 1735. В марте 1722 в Пскове состоялась полемика между В. и беглопоповским священником М. Андреевым. Через 9 лет после вынужденного бегства из Ряпиной мызы В. основал Гудишкскую обитель в ВкЛ (ныне Игналинский р-н Литвы). Условия жизни федосеевцев были здесь довольно хорошие, так как и местные дворяне, в лице управляющих имением католиков, если не покровительствовали, то благосклонно и терпимо относились к стар-дцам. В обители, видимо, была построена часовня, где проходили "церковные службы". Сначала В. был гл. руковод. Гудишкской обители. Вероятно, к 1710-1720-м относится характеристика В., данная Павлом Любопытным: "Евстрат Федосеев, сын основателя Феодосиянской Церкви, Государственный крестьянин, восшедший на первый степень просвещения, муж благочестивый, твердаго духа, славный пастырь и учитель Федосеевой Церкви в Польше, писатель догматических предметов в защиту и подкрепление своей веры и объяснителъ некоторых спорных мудрований Староверческих церквей. Он был во всей Польше столп своей Церкви, утверждение ея в Москве и прочих странах России, обращавший на себя не раз внимательные взоры Выгорецкой киновии и все Староверческия церкви в Москве".

В., вероятно, постоянно в Гудишкской обители не проживал. В 1735 он выступил на федосеевском соборе в Ступилишках, где публично изложил свое исповедание веры и молил всех "православных христиан", если когда и сделал из-за "своего скудоумия в делах и словесех <...> согрешение, Святыя Троицы ради", простить его "грубаго, грешнаго, всех опечалившаго" и быть милостивыми к нему. Павел Любопытный писал о В.: "Впрочем, он открывал во многих случаях своих деяний довольно суеверия и грубости, часто изражал самонадеянность и прекословие просвещенным мужам". В 1730-е В. оставался видным наст., но утратил роль одного из гл. руковод. федосеевства и был далек от того высокого авторитета в беспоповстве, кот. пользовался в нач. XVIII в. его отец. Видимо, он не присутствовал и на состоявшемся в 1752 известном Гудишкском соборе. Он не упоминается в источниках и в годы разорения Гудишкской обители.

Известно, что в 1742 В. написал "Житие Феодосия Васильева", соч. по жанру напоминающее поздние жития рус. святых и являющееся важнейшим ист. для биографии его отца, основателя федосеевства. Кроме всего прочего, это в некоторых аспектах явно апологетическое соч. было данью заслуженного уважения отцу и одному из виднейших религ. деятелей беспоповства и отчасти раннего стар-ства. Не исключено, что он более или менее сознательно мог стремиться восстановить свой авторитет, явно пошатнувшийся к тому времени среди единоверцев (Гл. мысль этого сочинения заключается в том, что "преславный и досточюдный учитель Феодосий" является основателем федосеевства и что он в беседах перед роковой поездкой в Новгород подчеркнул "начальство сына своего по себе"). Известно еще "Послание Евстратия Федосеевича на Выг" (1757), в кот. он отстаивает неизменность учения первых федосеевцев о поклонении титлу IНЦI и о признании законности браков, заключенных до перехода в стар-ство.

Согласно Павлу Любопытному, В. "скончался честно в своей обители, 1768 года, от рождения своего 76 лет" (скорее всего годы жизни В. (или его возраст) указаны неверно). Он не уточнил и названия этой обители, находившейся, вероятно, на террит. Речи Посполитой.

· Соч.: "Верования Евстрата Феодосиева", Сборник для истории старообрядчества. Москва, 1864, с. 5—10; Житие. Ист.: ДЛ,с. 195-206; Коллекция И. Заволоко, № 11. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий - Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 702-724; Андреев (Пискунов) Т., "О начале раздора феодосиевых с выгорецким общежительством и о причине того, чего ради оный бысть", Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете, кн. 2, отдел V. Москва, 1869, с. 93—106; Булгаков 1994, 447; Зеньковский 1995; Есипов 1861; Иустинов 1906; Иустинов 1910; Любопытный 1863б, с. 142; Нильский 1863, с. 35; Поташенко 1999; Смирнов 1895; Смирнов 1898; Смирнов 1909; СЦК 1967, с. 35; СЦК 1977, с. 13. Г.Б.

Феодосий В. (о 1660-е, Крестецкий Ям, ныне нос. Крестцы Новгородской обл., Рос; • 31 июля 1711, Новгород, там же) — известный стар. наст., богослов, полемист и основатель беспоповского общества, названного по его имени федосеевским.

Старший сын священника Крестецкого Яма Василия родом из дворян Усовых или Урусовых, живших до нач. XVII в. в Москве. В нач. 1650-х грянули церк. реформы. Василий не был сторонником реформ патриарха Никона: в своем приходе "держащих святые Древлецерковные законы не гоняше, но усердно всячески покрываше и соблюдаше". Умер Василий Усов (Урусов), вероятно, в конце 1660-х или в нач. 1670-х. Его жена, имя кот. неизвестно, осталась с тремя детьми: Феодосием, Леонтием и Георгием, "младостью цветущими". Детство и юношество В. малоизвестно. Он вырос в Крестецком Яме. Отец, приходской священник, мог научить его читать по церковнослав. и писать. С малых лет он мог приобщиться к религ. жизни, посещая вместе с отцом местную церковь. Феодосий рано женился; тогда ему было 20 или 22 года. Прихожане, раньше избравшие попом Василия Усова, начали настаивать, чтобы и Феодосий шел по стопам отца. Но он не соглашался. Поэтому прихожане "паемисе его нуждою" и отвезли к митрополиту Корнилию (1674-1695) в Новгород, кот. из-за молодости на время поповство Феодосия отложил и поставил его дьяконом (по др. сведениям он был дьячком). Сначала молодой дьякон был для отвернувшихся от патриаршей Церкви жестоким и угрожал им преследованиями. Однако, в то время особое внимание на него обратила новгородская епархиальная власть. В 1697 на новгородскую кафедру вступил митрополит Иов, известный своей деятельностью против стар-ства. Участились розыски "раскольников" и их допросы. В. также стали разыскивать. В 1699 В., взяв с собой мать и сына Евстрата, переехал в Речь Посполитую. Мотивы переселения названы в "Житии": "Не мучения и смерти бояся сие сотвори; желателен убо зело бяше за древние святоотеческое содержание усердно душу свою положити, но другим пользы и спасения желая и Господне заповедь исполняя: Аще, рече, гонят вы во град сем, бегайте в другии".

В. и его последователи поселились недалеко от рос. границы близ дер. Русановой, в Крапивинской вол. ок. Невеля. Русановская обитель, существовавшая с 1699 по 1708, была, видимо, первым значительным религ.-дух. центром беспоповцев и вообще стар-ства за пределами Рос. (расцвет поповской Ветки ок. Гомеля приходится на 1720-1740-е). Разделенные границами и большими расстояниями стар-дцы в ВкЛ и в Рос. не теряли связи между собой. В 1701 Феодосий написал послание, вероятно, тем жит. Крестецкого Яма или Старой Руссы, кот. в свое время были ему знакомы, а теперь остались на родине. В. призывал староверов держаться "истинной веры христианской", как и он "пребывает с рабами Христовыми в православной вере". Все приходившие в общину к Феодосию "свою во всем волю отлагающе любезно повинахуся ему". Устройство общежития пришлось начинать с рубки и расчистки леса, строительства дерев. построек. Были созданы две обители - мужская и женская, где "собрася убо к нему во общее житие мужска полу до шести сот, девиц и жен до седми сот". Устав в обителях был положен "иноческий, Василия Великого". Сначала В. отправлял основные церк. требы: крестил или перекрещивал, исповедовал, хоронил. В религ. и хоз. жизни его правой рукой был умный, кроткий и хорошо знающий Писание Захарий Бедринский. Др. помощником Феодосия был Стефан Валацкий, служивший в церкви в его отсутствие. Известно, что во время поездки к поморцам на Выг в 1706 В. сопровождали и др. "христианские учителя": Спиридон Максимов, Симеон Григорьев, Прохор Матвеев, Иван Кондратьев и Иван Семенов. Для решения религ., догматических или хоз. вопросов в общине созывались собрания или соборы наст., книжников и др. членов общины, решения на кот. принимались сообща. Мужчины и женщины должны были придерживаться установленного еще новгородскими соборами правила безбрачия. Гл. чертами Русановской обители были суровая дисциплина, послушание своему наст., многочасовые службы и общность имущества.

Религ. и полемическая деятельность наст. В. и его последователей в Русановской обители "весьма прослыла" не только среди беспоповцев, но и во всем стар-стве. Последние десять лет жизни В. были плодотворны и в творческом отношении. Феодосий беседовал с Андреем Денисовом, с одним из талантливейших богословов раннего стар-ства, и обменивался посланиями с ним (известны два послания - ок. 1701-1702 и ок. 1705). В. дважды - в 1703 и 1706 - посетил Выг, где состоялись его беседы с поморскими наст. Во время втор. приезда, в отсутствие Денисовых, он столкнулся с резким неприятием Выговскими наст. своей позиции по поводу титла (В. настаивал на необходимости почитать кресты с надписью "IНЦI") и покинул Выговское общежительство, объявив о полном разрыве с поморцами. Однако в 1708 в Новгороде он будто бы снова примирился с выговцами. В дек. 1707 В. закончил обширное богословско-полемическое соч. "Обличение", в кот., отвечая на работу Рязанского митрополита Стефана Яворского "Значения пришествия антихриста и кончины века" (1703), обосновал учение о дух. антихристе. Вместе с тем успешная миссионерская деятельность В. и десятков его учеников в сев.-зап. части Рос. и в сев.-вост. части ВкЛ способствовала распространению федосеевства в этих регионах. В обитель на собеседование "от Св. Писаний о Древлецерковных Святых содержаниях и о Никоновых новопреданиях" неоднократно приезжали представители рос. аристократии и высшие чиновники: боярин Борис Петрович Шереметьев, любимец царя Петра князь Александр Данилович Меншиков, боярин и дипломат Симеон Григорьевич Нарышкин, торопецкий и великолуцкий комендант Антоний Алексеев, боярин Яков Корсаков и др. Эти факты говорят о том, что Феодосий пр отношению к своей стране не был принципиально антигосударственно настроен, как это утверждают некот. исследователи, сравнивая феодосеевцев с радикалами анабаптистами XVI в. или богомилами и альбигойцами средневековья. С др. стороны, при Петре I жестокое и непримиримое отношение рос. прав-ва к некот. группам стар-дцев несколько смягчилось и приобрело характер экон. дискриминации.

Русановская обитель просуществовала недолго. Она была не раз разграблена солдатами Речи Посполитой, затем начались притеснения со стороны рос. войска, вступившего в Речь Посполитую. В связи с этим Феодосий решил возвратиться в Рос, где появились некот. признаки веротерпимости. В 1708 при посредничестве торопецкого и великолуцкого коменданта А. Алексеева федосеевцы получили разрешение князя А. Меншикова поселиться на его землях в Вязовской вол. Великолуцкого у. С помощью могущественного покровителя они обрели не только возможность исповедовать староверие, но и защиту как от мирских, так и от дух. властей. В течение нескольких лет в заново устроенной общине выросло число обитателей, но стало не хватать хлеба и одежды. В 1711 "случися <.. .> моровому поветрию быти", истребившему большинство людей в общежитии и мн. крестьян в окрестных селах. После этого в Вязовской обители дела улучшились: появилось некот. изобилие, пополнился ее состав. Еще в 1710 князь Меншиков передал федосеевцам во владение Ряпину мызу в Юрьевском у., место более подходящее, чем Псковщина. Феодосий, взяв своего сына и еще трех стар-дцев, отправился в Новгород за письменным разрешением властей переехать в Ряпино. Во время втор. визита "златолюбивый и всезлобный Корсаков" арестовал Феодосия и двух его спутников и передал новгородскому митрополиту Иову. Его поместили в Орлову палату Архиерейского приказа, "темноты и праха исполнену, и ноги ему оковаша". На все увещевания митрополита Иова отказаться от староверия, на обещания почестей и возвышения до архиерейства В. спокойно отвечал, что это все временные вещи сего света, мимолетные, как сон, кот. он не бережет. На устрашение пытками он будто бы твердо ответил: "За Древлецерковная святая вся отеческие содержания, о укрепляющем мя Христе, всякие муки и жесточайшия томления страдати уготовихся". Через месяц его здоровье, надломленное странствиями, постом и медными веригами, пошатнулось и 18 июля 1711 В. умер в заточении. Евстрат Васильев, сам заключенный тогда в тюрьму, привел др. версию смерти своего отца: "инии же глаголют, яко убиен бысть от самаго Архиерея некою дскою". И добавил: "Тело же блаженнаго страдальца, повелением Митрополичьем, злии слуги из града извлеките на поле, в раве закопаша". На третью ночь его ученик Василий Конопов перехоронил тело В. у реки Варя, недалеко от Новгорода. Позже ряпинские федосеевцы пожелали перезахоронить "кости любезного отца" Феодосия. Это произошло, по мнению стар-дцев, не без чудес, поскольку после 127 дней пребывания тела в земле оно было "цело и нетленно". В дек. 1711 тело было перезахоронено с совершением погребального обряда на стар. кладбище в Ряпиной мызе.

В дореволюционных исследованиях значение В. в истории раннего стар-ства несколько принижено. Он остается в тени знаменитых поморцев - братьев Андрея и Семена Денисовых. Однако важную роль В. в раннем стар-стве, прежде всего в беспоповстве, отмечали уже его современники, а также некот. критически настроенные исследователи. По словам автора "Дегуцкого летописца ", даже "никониане" называли В. "староверческим патриархом". В "Историческом Словаре Староверческой Церкви" Павел Любопытный писал: "Феодосий Васильевич основатель Церкви <...>, даровитый, твердой памяти и славный буквалист <.. .>, он не раз состязался с Андреем киновархом о тайне брака и везде его побеждал откровением и мудростью <...>, его плоды благочестия и ныне гласят во всех концах России, и он ими навечно себя обессмертил". Критический в отношении стар-дцев профессор П. Смирнов также заметил, что В. был "расколоучитель исполненный ревности и великий книжник, не лишен был умственных дарований, владел устным словом и словом на бумаге".

· Соч.: "Послание на Выг", Смирнов 1909, Приложения, с. 017-020; "Увещание держаться раскола", Смирнов 1909, Приложения, с. 01-016. Ист.: ДЛ; Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописей. Санкт-Петербург, 1912; Житие; "Приговор или уложение новгородского собора 1694 года", Смирнов 1898, Приложения, с. 041-045; РБС 1913, т. 25, с. 327. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий—Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 702-724; Булгаков 1994, 447; Зеньковский 1995; Иустинов 1906, февраль, с. 259-260; Любопытный 1863б; Поташенко 1999; Смирнов 1895; Смирнов 1898; Смирнов 1909; Старообрядчество 1996, с. 60; Христианство 1993, с. 343. Г.П.


ВАСИЛЬЕВЫ - служители ДПЦ Литвы и Латвии.

Василий Николаевич В. (о 1952, Д-пилс) - наст., член (с 1988) ВСС в Литое. ССР, и. о. предс. ВСС в Литве (1993-1996), затем в 1996—1998, - предс. ВСС Литвы; сын Николая Иерофеевича Васильева. Основам церк. службы научил дед—наст. П. Стрелков.

После окончания школы работал на производстве. В мае 1985 благословлен на отечество в Станёшкской общине (Утенский р-н Литвы), затем несколько лет возглавлял Укмергскую общину. В 1990-2001 - наст. Вил. общины; после конфликта в июне 2001 отстранен от должности наст., создал др. стар. общину в Вил. Автор ряда статей и поучений. В августе 2005 г. возглавил общину в г.Детройт (США)

Николай Иерофеевич В. (о 1925; • 1988) -наст., член ДК при ВСС в Литое. ССР (с 1982) и редколлегии СЦК. С юных лет воспитывался у известного пастыря и богослова Ф. С. Кузнецова, постигал под его руководством Св. Писание, богослужебный устав. Участник сражений с гитлеровской Германией. В 1946-1974 трудился на железной дороге. Продолжительное время был головщиком Гривской общины в Д-пилсе. С 1974— наст. Укмергской общины в Литве. Благословлен на отечество наст. И. Никитиным, С. Скоробогатовым, Г. Легензовым.

· Лит.: СЦК 1987, с. 58; СЦК 1989, с. 62.В.Б., Г. П.


ВАСИЛЬКОВСКАЯ ОБЩИНА - см. Резекненские (Режицкие) общины.


ВАСЮКОВА Матрена Трофимовна (о 1882, Двинск, ныне Д-пилс; • 1969) - стар-дка, художник-самоучка. Мн. годы занималась вышиванием икон, освоив сложную технику сочетания шелковых, золотых и серебряных нитей. В Д-пилсском (Новостроенском) храме находятся вышитые В. образа Спасителя, Богородицы.

· Лит.: Китеж-Град, 1990, № 3, с. 27. В.Б.


ВЕЛИКОПОЖЕНСКИЙ СКИТ (1713-1860-е), основан Соловецким старцем Феофаном и мезенским жит. Парфением Клокотовым в Печорском лесном крае в верховьях реки Пижма в 130 верстах от с. Усть-Цильма. Скит был устроен по образцу Выговского монастыря, откуда снабжался иконами и книгами. По просьбе Холмогорского епископа Варсонофия на нижнюю Печору был отправлен карательный отряд под командованием майора Петр Ильищева. 7 дек. 1743 отряд прибыл в Великие Пожни. Насельники вместе с наст. Иоанном Акиндиновым заперлись в часовне. После переговоров солдаты пошли на приступ. В горящей часовне погибло восемьдесят шесть скитников обоего пола. После погрома ВС был быстро восстановлен и вскоре стал дух. центром всего Печорского края, распространив впоследствии свое влияние до самых отрогов Уральских гор.

ВС поддерживал тесные дух. и хоз. связи с Выго-Лексинским общежительством. Наибольшего расцвета ВС достиг к нач. XIX в. при наст. Исаакии. Здесь находились иконописные и литейные, книгописные и переплетные мастерские, школа и большая библиотека, писцами скита выработался особый печорский полуустав. Изготовляемые иконы и книги широко расходились по печорским скитам, в т. ч. в Омелинский скит. Великопоженские насельники далеко уходили с проповедью староверия, доходили и до Сибири. ВС внес большой вклад в христианизацию коми-зырян и сохранение староверия на Печоре. В 1854 ВС был подвергнут разорению царскими властями. В настоящее время на его месте находится дер. Скитская. А. Безгодов


Категория: В | Добавил: - (2008.05.03)
Просмотров: 2114

Copyright MyCorp © 2024