В
ВАКОНЬЯ Иван Иулианович (о 1883, Р.; • 1965) —
вероучитель, наст. и известный деятель ДПЦ. Учился в Гребенщиковском
старообрядческом училище, окончил Петроградское народное училище. С
одиннадцати лет состоял в причте РГСО. После воинской службы (1904-1906)
на протяжении мн. лет работал учителем народных школ Казанской, Тамбовской,
Витебской губ. Участник 1-го Всероссийского собора стар-дцев-поморцев в
Москве (1909). На Всероссийском съезде по народному образованию (Двинск, 1911)
в качестве учителя Калкунской школы выступил с докладом "Как вести
обучение церковному чтению". В 1930-х преподавал на курсах вероучителей
при Вил. общине. Сотрудничал в стар. изд. Латвии и Польши. Автор
певческих пособий "Песнослов", "Ирмосы наонные". С 1936 -
наст. Елгавской общины, затем до 1950 - ряда общин Д-пилсского р-на. С 1950 -
наст. РГСО, в 1951-1956- ее предс.
·
Лит.:
СЦК 1967, с. 153. В.Б.
ВАНЧЕНКО Симеон Естигнеевич (о 1906, дер. Зуи, ныне
Рез. р-н Латвии; • 1997) - наст. Скангельской общины (Прейльский р-н Латвии) с
1971. С юных лет - причетник местного храма. Клирошанином оставался и в
дальнейшим. Трудился на кирпичном заводе, был льноводом, предс. ревизионной
комиссии колхоза. Обучил церк. грамоте двоих своих сыновей. В.Б.
·
Лит.:
СЦК 1998, с. 94.
ВАРКОВСКИЙ СОБОР - видимо, первый в Балтии собор
брачных поморцев, состоявшийся в сер. окт. 1832 (по ст. ст. в нач. окт.; иногда
указывается 1831) в доме Савелия Злотникова на Варковской мызе Динабургского у.
(ныне Д-пилсский р-н Латвии). На этом соборе присутствовали 32 наст.,
большинство кот. было из сельских и гор. общин Вит., Вил., Курляндской губ., а
также по одному наст. из Санкт-Петербурга, Новгорода, Себежа, Войново и
Новоржева. Обсуждались вопросы о допустимости бессвященнословных браков, о
порядке избрания и отрешения наст., о соблюдении обычаев старины. В итоге
потомки быв. федосеевцев в крае начали принимать бессвященнословные браки. В
связи с этим в первой статье уложения этого собора "О супружестве"
написано: "<...> Весть приим настоятель о хотящих браку сочетатися и
дав весть кто и каковы суть. И аще несть между ими препятствия което
правильнаго, подробно обыскаться об них. Зри настоятелю и блюдися опасно да
неприрадением твоим или неразумием не последовало бы каковое
кровосмешение". И далее: "<...> Священнословия в бракосочетании
яко иерею сущия в церкви по чину тому недовлеет нам рекатися [касаться], но
токмо иже яко простолюдином достойная тая содержати и исправляти с записанием.
Яже святой Матфей Иеросалимский пишет в составе 3-м главы 2: Брак есть мужа и
жены совокупление и снаследие во всей жизни. Божественные же и человеческия
правила приобщение любо благословением, любо венчанием, любо с записанием. И
паки Кормчая лист 500. Аще ли по тесноте или смирением невозможет кто добре
прияти и написанно составити брака, то и ненаписанно да совершается женитба
нелукавна советом совокупляющих лиц родителеве или в церкви благословения ради,
или пред други пятьми повелено бысть"(Коллекция И. Заволоко, № 22. Л.
9-17). Собор избрал руководящий орган - ДС под председательством наст.
Масловской общины Сысоя Назарьевича.
Первыми постановления ВС подписали наст.
Масловской общины (Динабургский у.) Сысой Назаревич и наст. Манеевской общины
(Н.-Алекс. у. Ков. губ., ныне Рокишкский р-н Литвы) Емелъян Павлович, кот. были
наиболее авторитетными наст. края. Среди участников собора были два наст. из
Р.: Иван Ефимович из РГСО и Григорий Савинов из Панинской молельни. В
результате решений ВС среди части быв. федосеевских общин Балтии вводились в
правило и благословлялись их наст. бессвященнословные браки. Это было
началом нового, "федосеевско-поморского", периода в истории стар-ства
на террит. Балтии и Польши.
·
Ист.: ДЛ, с. 211; Коллекция И.
Заволоко, № 22. Лит.: Поташенко Г., "Рижская федосеевская община и
принятие браков в ХIХ в.", Старообрядчество: история, культура,
современность. Материалы [6-ой научно-практической конференции в Москве
19-20 ноября 2002 г.], редакторы-составители: В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина, Е.
И. Соколова, А. И. Осипова. Москва, 2002, с. 488-497. Г. П.
ВАРЛАМ (в миру
Василий Федорович Иванов, о 1603, Псков; • 22 окт. 1683) - монах, подвижник
староверия. Сын псковского протодьякона, служил священником Троицкого собора в
Пскове. Овдовев, принял иночество. 15 лет жил в лесной пустыни в Новгородском
у. Схваченный стрельцами (1677) двадцать недель томился в темнице Новоспасского
монастыря. Оттуда бежал. Скрывался на берегах Ильмень-озера. В 1683 был вновь
задержан и доставлен в Клин. Принести повиновение отказался: "Троеперстным
де сложением он и впредь, и до смерти своей креститься не будет, потому что он
от отца своего родного и от отцов духовных так о крестном знамении не
научен". По указу царевны Софьи В. был сожжен.
·
Лит.: Румянцева В. С, Народное
движение в России в ХУЛ веке. Москва, 1986, с. 195-197.В.Б.
ВАРУНИН Павел Григорьевич (о 12 июня 1961,
Тарту, Эстония) - попечитель стар. поморской общины в Калласте и предс. Союза
старообрядческих приходов Эстонии. Потомственный стар-дец поморец. Его род
ведет корни из причудского Калласте (Красные Горы). Среднее образование В.
получил в Тартуской 6-й средней школе. В 1986 окончил народный Университет
искусств в Москве по специальности ювелир, гравер и краснодеревщик. С
восстановлением в 1992 Союза старообрядческих приходов Эстонии стал
активно участвовать в его работе. С 1995 - попечитель стар. поморской общины в
Калласте, а в 1998 стал предс. Союза старообрядческих приходов Эстонии. Одновременно
является предс. Общества культуры и развития староверов Эстонии. Деятельность
В. направлена на восстановление довоенных традиций и развитие культуры
стар-ства. По его инициативе в Причудъе стали отмечать стар. праздники и уделять
большое внимание воспитанию стар. молодежи. В школах Причудья ведется обучение
церковнослав. яз. и крюковому пению. Создан стар. школьный хор. При его
содействии и непосредственном участии в Интернете создан сайт стар-дцев Эстонии
(http://www.starover.ee), действует
несколько стар. музеев.
В. - автор научно-популярных статей о совр.
положении стар-ства в Эстонии и путях его развития. Благодаря активной
деятельности В. на посту предс. Союза старообрядческих приходов Эстонии, с
конца 1990-х наладился контакт староверов с исследователями стар-ства в Эстонии
и за рубежом. В 1998 В. участвовал в стар. конференции в США. В. регулярно
выступал с докладами на стар. научно-практических конференциях, проходящих в
Рез. (Латвия).
В апр. 2000 кафедра рус. яз. Тартуского университета
совместно с Союзом старообрядческих приходов Эстонии организовала
международную конференцию "Рус. староверы за рубежом". В 2003 В.
руководил проектом "Изучение культуры рус. староверов Эстонии",
финансовую поддержку кот. оказали Фонд развития предпринимательства Эстонии,
Целевое учреждение регионального развития Эстонии и др. орг-ции. В результате
под редакцией проф. И. П. Кюльмоя подготовлен сборник "Очерки по истории и
культуре староверов Эстонии", в кот. опубликована статья В. "Об
изучении культурного наследия староверов Эстонии и его сохранении". Часть
материалов сборника размещена на сайте стар-дцев Эстонии. В нем принимали
участие также рос. эксперты Е. А. Агеева и О. Г. Ровнова. Финансовая и
техническая сторона проекта обеспечивалась М. А. Варуниной.
Большое внимание В. уделяет строительству и
ремонту молелен, обеспечению их охраны. Благодаря толерантной политике В. в
стар. общинах Эстонии нет острых конфликтов.
·
Лит.: Варунин П., "Флаг города
староверов. Праздник в Калласте", Эстония, 1998, № 169, 5 октября;
Агеева Е. А., "Варунин Павел Григорьевич", Православная
энциклопедия, т. VI. Б. г., с. 697-698; Плотникова Е., "Старообрядцы
Эстонии. Жизнь продолжается", Эстония, 1998, № 233, 3 декабря;
Плотникова Е., "Преемники былого", Эстония, 1998, № 237, 9
декабря; Пономарева Г., Рус. староверы Эстонии = Vene vanausulised Eestis =
Russian Old Believers in Estonia. Б. м., б. г.; Усанов Н.,
"Старообрядчество в рассеянии", Эстония, 2000, № 782, 5
апреля; Vilja Kohler, "Vanausulised lasevad teadlastel heita pilgu oma
varjatud ellu", Tartu Postimees, 2003, nr. 72, 15. apr. Г.
Пономарева
ВАСИЛЬЕВ
Василий Ефимович (о 1929, Д-пилс) — наст. Нидеркунской общины (Д-пилс). С
детских лет в Д-пилсе посещал храм, окончил железнодорожный техникум. Работал
на локомотиворемонтном заводе мастером производственного обучения. В 1994—1996
- причетник, с авг. 1996 - наст.
·
Лит.: СПЦК 1997, с. 101. В.Б.
ВАСИЛЬЕВ
Стефан Петрович (° 1921, дер. Виселово, ныне Д-пилсский р-н Латвии; • 1990,
Д-пилс) - предс. совета 1-й Д-пилсской (Новостроенской) общины. В 1939
поступил работать на железную дорогу и трудился в этой системе 43 года. Окончил
Вил. железнодорожный техникум, затем -Ленинградский институт инженеров железнодорожного
транспорта с дипломом инженера-экономиста. Работал гл. бухгалтером. Посещал
храм, не утрачивая полученного еще в детстве христианского воспитания. На
должности предс. совета общины проявил себя умелым хозяйственником, был избран
в состав Центрального Совета ДПЦ Латвии.
·
Лит.:
СЦК 1992, с. 56. В.Б.
ВАСИЛЬЕВЫ -
семья стар-дцев, давшая известных деятелей раннего федосеевства.
Евстрат В.
(° до 1689, Крестецкий Ям, ныне пос. Крестцы Новгородской обл., Рос; • после
1757 (1768?), Речь Посполитая) - федосеевский наст. и полемист, автор
известного "Жития Феодосия Васильева" (1742). Род. в семье диакона
Крестецкого Яма Феодосия В., вскоре перешедшего в стар-ство и ставшего
известным беспоповским наст. Вместе со своим отцом, матерью, сестрой и двумя братьями
принял стар. крещение. В 1699 отец, взяв с собой мать и сына Евстрата, переехал
в Речь Посполитую, где создал Русановскую обитель (1699—1708). Здесь прошли
юношеские годы В. Позже он переселился на земли князя А. Меньшикова в Вязовской
вол. Великолуцкого у. в Рос; затем в 1711 переехал в Ряпинскую мызу ок. Юрьева
в Ливонии, где федосеевцы создали еще одну обитель. Однако еще в 1711 В. вместе
с отцом был арестован и выдан Новгородскому митрополиту Иову, но в отличие от
своего отца, вскоре был отпущен (или сбежал).
В 1711-1719 В. был одним из руковод. Ряпинской
обители, ставшей в 1710-х крупным центром федосеевцев. В 1716 А. Денисов
обратился к В. (иногда называемому Е. Федосеевым) с "Посланием на
Ряпину мызу", содержавшим в себе призыв к примирению; В. при этом было
послано отдельное письмо. Денисов просил рассмотреть его и "боголюбивым
разумом разсудити", а также позаботиться о церк. мире. Из всех прежних
разногласий с федосеевцами поморцы упоминали лишь два: о титле и о
покупаемой у "иноверцев" пище. А. Денисов настаивал на том,
что согласно церк. преданию, на кресте должна быть надпись — "Царь Славы,
Исус Христос, Ника", а пишущие иначе могут быть преданы осуждению, и что
не правы те, кто осуждает покупающих пищу на рынке. В послании федосеевцы также
призывались показать "боголюбивый нрав" и стремиться к устранению
"раскола, всеянного от супостата диавола, в христоименитых людях".
Ответ федосеевцев на мирные инициативы поморцев был
отрицательным. Они требовали признать правоту их учения, в первую очередь о
титле, и лишь после этого соглашались говорить о примирении. Этим полемическая
переписка поморцев с федосеевцами для A. Денисова, с одной
стороны, и В. - с др., вслед за отцом Феодосием, подключившегося к ней,
оборвалась, но не прекратилась.
После разгрома рос. военной командой Ряпинской обители в
1719 В. снова переселился в Речь Посполитую, потому что, по его словам,
"тамо древлецерковные законы содержати пришельцем воля даяшеся". Сюда
эмигрировали и мн. др. федосеевские наст.: B.со своим дядей Егором поселился во
владениях какого-то "пана Эльзана", вероятно, помещика Ежи Гильзена,
мариенгаузского старосты; Терентий Васильев и его сподвижники поселились в
Лифляндии; Макар Никитин "с братией" - в Курляндии, а некоторые др. -
в Стародубье. В 1720-1760-х федосеевские общины в сев.-вост. части Речи
Посполитой - в Ступилишках (Лифляндия), Балтруках (Курляндия), в Давыдово
(позже Себежский у. Вит. губ.), в Гудишках и др. -сделались одними из видных
руководящих центров раннего федосеевства за границей. Между этими зарубежными и
федосеевскими (также поморскими) общинами в Рос. поддерживалась связь,
происходила оживленная переписка и иногда проводились собеседования.
Дальнейшая судьба В. менее известна, особенно в период
после 1735. В марте 1722 в Пскове состоялась полемика между В. и беглопоповским
священником М. Андреевым. Через 9 лет после вынужденного бегства из Ряпиной
мызы В. основал Гудишкскую обитель в ВкЛ (ныне Игналинский р-н Литвы).
Условия жизни федосеевцев были здесь довольно хорошие, так как и местные
дворяне, в лице управляющих имением католиков, если не покровительствовали, то
благосклонно и терпимо относились к стар-дцам. В обители, видимо, была
построена часовня, где проходили "церковные службы". Сначала В. был
гл. руковод. Гудишкской обители. Вероятно, к 1710-1720-м относится
характеристика В., данная Павлом Любопытным: "Евстрат Федосеев, сын
основателя Феодосиянской Церкви, Государственный крестьянин, восшедший на
первый степень просвещения, муж благочестивый, твердаго духа, славный пастырь и
учитель Федосеевой Церкви в Польше, писатель догматических предметов в защиту и
подкрепление своей веры и объяснителъ некоторых спорных мудрований
Староверческих церквей. Он был во всей Польше столп своей Церкви, утверждение
ея в Москве и прочих странах России, обращавший на себя не раз внимательные
взоры Выгорецкой киновии и все Староверческия церкви в Москве".
В., вероятно, постоянно в Гудишкской обители не
проживал. В 1735 он выступил на федосеевском соборе в Ступилишках, где публично
изложил свое исповедание веры и молил всех "православных христиан",
если когда и сделал из-за "своего скудоумия в делах и словесех <...>
согрешение, Святыя Троицы ради", простить его "грубаго, грешнаго,
всех опечалившаго" и быть милостивыми к нему. Павел Любопытный писал
о В.: "Впрочем, он открывал во многих случаях своих деяний довольно
суеверия и грубости, часто изражал самонадеянность и прекословие просвещенным
мужам". В 1730-е В. оставался видным наст., но утратил роль одного из гл.
руковод. федосеевства и был далек от того высокого авторитета в беспоповстве,
кот. пользовался в нач. XVIII в. его отец. Видимо, он не присутствовал и на
состоявшемся в 1752 известном Гудишкском соборе. Он не упоминается в
источниках и в годы разорения Гудишкской обители.
Известно, что в 1742 В. написал "Житие Феодосия
Васильева", соч. по жанру напоминающее поздние жития рус. святых и
являющееся важнейшим ист. для биографии его отца, основателя федосеевства.
Кроме всего прочего, это в некоторых аспектах явно апологетическое соч. было
данью заслуженного уважения отцу и одному из виднейших религ. деятелей
беспоповства и отчасти раннего стар-ства. Не исключено, что он более или менее
сознательно мог стремиться восстановить свой авторитет, явно пошатнувшийся к
тому времени среди единоверцев (Гл. мысль этого сочинения заключается в том,
что "преславный и досточюдный учитель Феодосий" является основателем
федосеевства и что он в беседах перед роковой поездкой в Новгород подчеркнул
"начальство сына своего по себе"). Известно еще "Послание
Евстратия Федосеевича на Выг" (1757), в кот. он отстаивает неизменность
учения первых федосеевцев о поклонении титлу IНЦI и о признании
законности браков, заключенных до перехода в стар-ство.
Согласно Павлу Любопытному, В. "скончался честно
в своей обители, 1768 года, от рождения своего 76 лет" (скорее всего годы
жизни В. (или его возраст) указаны неверно). Он не уточнил и названия этой
обители, находившейся, вероятно, на террит. Речи Посполитой.
·
Соч.:
"Верования Евстрата Феодосиева", Сборник для истории
старообрядчества. Москва, 1864, с. 5—10; Житие. Ист.: ДЛ,с. 195-206; Коллекция
И. Заволоко, № 11. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M.,
"Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий -
Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 702-724; Андреев (Пискунов) Т., "О
начале раздора феодосиевых с выгорецким общежительством и о причине того, чего
ради оный бысть", Чтения в Императорском обществе истории и древностей
Российских при Московском университете, кн. 2, отдел V. Москва, 1869, с. 93—106;
Булгаков 1994, 447; Зеньковский 1995; Есипов 1861; Иустинов 1906; Иустинов
1910; Любопытный 1863б, с. 142; Нильский 1863, с. 35; Поташенко 1999; Смирнов
1895; Смирнов 1898; Смирнов 1909; СЦК 1967, с. 35; СЦК 1977, с. 13. Г.Б.
Феодосий В. (о
1660-е, Крестецкий Ям, ныне нос. Крестцы Новгородской обл., Рос; • 31 июля
1711, Новгород, там же) — известный стар. наст., богослов, полемист и
основатель беспоповского общества, названного по его имени федосеевским.
Старший сын священника Крестецкого Яма Василия родом из
дворян Усовых или Урусовых, живших до нач. XVII в. в Москве. В нач. 1650-х
грянули церк. реформы. Василий не был сторонником реформ патриарха Никона: в
своем приходе "держащих святые Древлецерковные законы не гоняше, но
усердно всячески покрываше и соблюдаше". Умер Василий Усов (Урусов),
вероятно, в конце 1660-х или в нач. 1670-х. Его жена, имя кот. неизвестно,
осталась с тремя детьми: Феодосием, Леонтием и Георгием, "младостью
цветущими". Детство и юношество В. малоизвестно. Он вырос в Крестецком Яме.
Отец, приходской священник, мог научить его читать по церковнослав. и писать. С
малых лет он мог приобщиться к религ. жизни, посещая вместе с отцом местную
церковь. Феодосий рано женился; тогда ему было 20 или 22 года. Прихожане,
раньше избравшие попом Василия Усова, начали настаивать, чтобы и Феодосий шел
по стопам отца. Но он не соглашался. Поэтому прихожане "паемисе его
нуждою" и отвезли к митрополиту Корнилию (1674-1695) в Новгород, кот.
из-за молодости на время поповство Феодосия отложил и поставил его дьяконом (по
др. сведениям он был дьячком). Сначала молодой дьякон был для отвернувшихся от
патриаршей Церкви жестоким и угрожал им преследованиями. Однако, в то время особое внимание на него обратила
новгородская епархиальная власть. В 1697 на новгородскую кафедру вступил
митрополит Иов, известный своей деятельностью против стар-ства. Участились
розыски "раскольников" и их допросы. В. также стали разыскивать. В
1699 В., взяв с собой мать и сына Евстрата, переехал в Речь Посполитую. Мотивы переселения
названы в "Житии": "Не мучения и смерти бояся сие сотвори;
желателен убо зело бяше за древние святоотеческое содержание усердно душу свою
положити, но другим пользы и спасения желая и Господне заповедь исполняя: Аще,
рече, гонят вы во град сем, бегайте в другии".
В. и его последователи поселились недалеко от рос. границы
близ дер. Русановой, в Крапивинской вол. ок. Невеля. Русановская обитель,
существовавшая с 1699 по 1708, была, видимо, первым значительным религ.-дух.
центром беспоповцев и вообще стар-ства за пределами Рос. (расцвет
поповской Ветки ок. Гомеля приходится на 1720-1740-е). Разделенные границами и
большими расстояниями стар-дцы в ВкЛ и в Рос. не теряли связи между собой. В
1701 Феодосий написал послание, вероятно, тем жит. Крестецкого Яма или Старой
Руссы, кот. в свое время были ему знакомы, а теперь остались на родине. В.
призывал староверов держаться "истинной веры христианской", как и он
"пребывает с рабами Христовыми в православной вере". Все приходившие
в общину к Феодосию "свою во всем волю отлагающе любезно повинахуся
ему". Устройство общежития пришлось начинать с рубки и расчистки леса,
строительства дерев. построек. Были созданы две обители - мужская и женская,
где "собрася убо к нему во общее житие мужска полу до шести сот, девиц и
жен до седми сот". Устав в обителях был положен "иноческий, Василия
Великого". Сначала В. отправлял основные церк. требы: крестил или
перекрещивал, исповедовал, хоронил. В религ. и хоз. жизни его правой рукой был
умный, кроткий и хорошо знающий Писание Захарий Бедринский. Др. помощником
Феодосия был Стефан Валацкий, служивший в церкви в его отсутствие. Известно,
что во время поездки к поморцам на Выг в 1706 В. сопровождали и др.
"христианские учителя": Спиридон Максимов, Симеон Григорьев, Прохор
Матвеев, Иван Кондратьев и Иван Семенов. Для решения религ., догматических или
хоз. вопросов в общине созывались собрания или соборы наст., книжников и др.
членов общины, решения на кот. принимались сообща. Мужчины и женщины должны
были придерживаться установленного еще новгородскими соборами правила
безбрачия. Гл. чертами Русановской обители были суровая дисциплина, послушание
своему наст., многочасовые службы и общность имущества.
Религ. и полемическая деятельность наст. В. и его
последователей в Русановской обители "весьма прослыла" не только
среди беспоповцев, но и во всем стар-стве. Последние десять лет жизни В. были
плодотворны и в творческом отношении. Феодосий беседовал с Андреем Денисовом,
с одним из талантливейших богословов раннего стар-ства, и обменивался
посланиями с ним (известны два послания - ок. 1701-1702 и ок. 1705). В. дважды
- в 1703 и 1706 - посетил Выг, где состоялись его беседы с поморскими наст. Во
время втор. приезда, в отсутствие Денисовых, он столкнулся с резким
неприятием Выговскими наст. своей позиции по поводу титла (В. настаивал на
необходимости почитать кресты с надписью "IНЦI") и покинул Выговское
общежительство, объявив о полном разрыве с поморцами. Однако в 1708
в Новгороде он будто бы снова примирился с выговцами. В дек. 1707 В. закончил
обширное богословско-полемическое соч. "Обличение", в кот., отвечая
на работу Рязанского митрополита Стефана Яворского "Значения пришествия
антихриста и кончины века" (1703), обосновал учение о дух. антихристе.
Вместе с тем успешная миссионерская деятельность В. и десятков его учеников в
сев.-зап. части Рос. и в сев.-вост. части ВкЛ способствовала распространению
федосеевства в этих регионах. В обитель на собеседование "от Св. Писаний о
Древлецерковных Святых содержаниях и о Никоновых новопреданиях"
неоднократно приезжали представители рос. аристократии и высшие чиновники:
боярин Борис Петрович Шереметьев, любимец царя Петра князь Александр Данилович
Меншиков, боярин и дипломат Симеон Григорьевич Нарышкин, торопецкий и
великолуцкий комендант Антоний Алексеев, боярин Яков Корсаков и др. Эти факты
говорят о том, что Феодосий пр отношению к своей стране не был принципиально
антигосударственно настроен, как это утверждают некот. исследователи, сравнивая
феодосеевцев с радикалами анабаптистами XVI в. или богомилами и альбигойцами
средневековья. С др. стороны, при Петре I жестокое и непримиримое отношение
рос. прав-ва к некот. группам стар-дцев несколько смягчилось и приобрело
характер экон. дискриминации.
Русановская обитель просуществовала недолго. Она была не
раз разграблена солдатами Речи Посполитой, затем начались притеснения со
стороны рос. войска, вступившего в Речь Посполитую. В связи с этим Феодосий
решил возвратиться в Рос, где появились некот. признаки веротерпимости. В 1708
при посредничестве торопецкого и великолуцкого коменданта А. Алексеева
федосеевцы получили разрешение князя А. Меншикова поселиться на его землях в
Вязовской вол. Великолуцкого у. С помощью могущественного покровителя они
обрели не только возможность исповедовать староверие, но и защиту как от
мирских, так и от дух. властей. В течение нескольких лет в заново устроенной
общине выросло число обитателей, но стало не хватать хлеба и одежды. В 1711
"случися <.. .> моровому поветрию быти", истребившему большинство
людей в общежитии и мн. крестьян в окрестных селах. После этого в Вязовской
обители дела улучшились: появилось некот. изобилие, пополнился ее состав. Еще в
1710 князь Меншиков передал федосеевцам во владение Ряпину мызу в Юрьевском у.,
место более подходящее, чем Псковщина. Феодосий, взяв своего сына и еще трех
стар-дцев, отправился в Новгород за письменным разрешением властей переехать в
Ряпино. Во время втор. визита "златолюбивый и всезлобный Корсаков"
арестовал Феодосия и двух его спутников и передал новгородскому митрополиту
Иову. Его поместили в Орлову палату Архиерейского приказа, "темноты и
праха исполнену, и ноги ему оковаша". На все увещевания митрополита Иова
отказаться от староверия, на обещания почестей и возвышения до архиерейства В.
спокойно отвечал, что это все временные вещи сего света, мимолетные, как сон,
кот. он не бережет. На устрашение пытками он будто бы твердо ответил: "За
Древлецерковная святая вся отеческие содержания, о укрепляющем мя Христе,
всякие муки и жесточайшия томления страдати уготовихся". Через месяц его
здоровье, надломленное странствиями, постом и медными веригами, пошатнулось и
18 июля 1711 В. умер в заточении. Евстрат Васильев, сам заключенный
тогда в тюрьму, привел др. версию смерти своего отца: "инии же глаголют,
яко убиен бысть от самаго Архиерея некою дскою". И добавил: "Тело же
блаженнаго страдальца, повелением Митрополичьем, злии слуги из града извлеките
на поле, в раве закопаша". На третью ночь его ученик Василий Конопов
перехоронил тело В. у реки Варя, недалеко от Новгорода. Позже ряпинские
федосеевцы пожелали перезахоронить "кости любезного отца" Феодосия.
Это произошло, по мнению стар-дцев, не без чудес, поскольку после 127 дней
пребывания тела в земле оно было "цело и нетленно". В дек. 1711 тело
было перезахоронено с совершением погребального обряда на стар. кладбище в
Ряпиной мызе.
В дореволюционных исследованиях значение В. в истории
раннего стар-ства несколько принижено. Он остается в тени знаменитых поморцев -
братьев Андрея и Семена Денисовых.
Однако важную роль В. в раннем стар-стве, прежде всего в беспоповстве,
отмечали уже его современники, а также некот. критически настроенные
исследователи. По словам автора "Дегуцкого летописца ", даже
"никониане" называли В. "староверческим патриархом". В
"Историческом Словаре Староверческой Церкви" Павел Любопытный писал:
"Феодосий Васильевич основатель Церкви <...>, даровитый, твердой
памяти и славный буквалист <.. .>, он не раз состязался с Андреем
киновархом о тайне брака и везде его побеждал откровением и мудростью
<...>, его плоды благочестия и ныне гласят во всех концах России, и он
ими навечно себя обессмертил". Критический в отношении стар-дцев профессор
П. Смирнов также заметил, что В. был "расколоучитель исполненный ревности
и великий книжник, не лишен был умственных дарований, владел устным словом и
словом на бумаге".
·
Соч.:
"Послание на Выг", Смирнов 1909, Приложения, с. 017-020;
"Увещание держаться раскола", Смирнов 1909, Приложения, с. 01-016.
Ист.: ДЛ; Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленных
по печатным описаниям рукописей. Санкт-Петербург, 1912; Житие;
"Приговор или уложение новгородского собора 1694 года", Смирнов 1898,
Приложения, с. 041-045; РБС 1913, т. 25, с. 327. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы",
Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий—Бессмертие. Москва, б. г.
[2002], с. 702-724; Булгаков 1994, 447; Зеньковский 1995; Иустинов 1906,
февраль, с. 259-260; Любопытный 1863б; Поташенко 1999; Смирнов 1895; Смирнов
1898; Смирнов 1909; Старообрядчество 1996, с. 60; Христианство 1993, с. 343. Г.П.
ВАСИЛЬЕВЫ - служители ДПЦ Литвы и Латвии.
Василий Николаевич В. (о 1952, Д-пилс) - наст., член
(с 1988) ВСС в Литое. ССР, и. о. предс. ВСС в Литве (1993-1996),
затем в 1996—1998, - предс. ВСС Литвы; сын Николая Иерофеевича Васильева. Основам
церк. службы научил дед—наст. П. Стрелков.
После окончания школы работал на производстве. В мае 1985
благословлен на отечество в Станёшкской общине (Утенский р-н Литвы), затем
несколько лет возглавлял Укмергскую общину. В 1990-2001 - наст. Вил. общины;
после конфликта в июне 2001 отстранен от должности наст., создал др. стар.
общину в Вил. Автор ряда статей и поучений. В августе 2005 г. возглавил общину в г.Детройт (США)
Николай Иерофеевич В. (о 1925; • 1988) -наст., член
ДК при ВСС в Литое. ССР (с 1982) и редколлегии СЦК. С юных лет
воспитывался у известного пастыря и богослова Ф. С. Кузнецова, постигал
под его руководством Св. Писание, богослужебный устав. Участник сражений с
гитлеровской Германией. В 1946-1974 трудился на железной дороге.
Продолжительное время был головщиком Гривской общины в Д-пилсе. С 1974— наст.
Укмергской общины в Литве. Благословлен на отечество наст. И. Никитиным, С.
Скоробогатовым, Г. Легензовым.
·
Лит.:
СЦК 1987, с. 58; СЦК 1989, с. 62.В.Б., Г. П.
ВАСИЛЬКОВСКАЯ ОБЩИНА - см. Резекненские (Режицкие)
общины.
ВАСЮКОВА Матрена Трофимовна (о 1882, Двинск, ныне
Д-пилс; • 1969) - стар-дка, художник-самоучка. Мн. годы занималась вышиванием
икон, освоив сложную технику сочетания шелковых, золотых и серебряных нитей. В
Д-пилсском (Новостроенском) храме находятся вышитые В. образа Спасителя,
Богородицы.
·
Лит.:
Китеж-Град, 1990, № 3, с. 27.
В.Б.
ВЕЛИКОПОЖЕНСКИЙ СКИТ (1713-1860-е), основан
Соловецким старцем Феофаном и мезенским жит. Парфением Клокотовым в Печорском
лесном крае в верховьях реки Пижма в 130 верстах от с. Усть-Цильма. Скит был
устроен по образцу Выговского монастыря, откуда снабжался иконами и
книгами. По просьбе Холмогорского епископа Варсонофия на нижнюю Печору был
отправлен карательный отряд под командованием майора Петр Ильищева. 7 дек. 1743
отряд прибыл в Великие Пожни. Насельники вместе с наст. Иоанном Акиндиновым
заперлись в часовне. После переговоров солдаты пошли на приступ. В горящей
часовне погибло восемьдесят шесть скитников обоего пола. После погрома ВС был
быстро восстановлен и вскоре стал дух. центром всего Печорского края,
распространив впоследствии свое влияние до самых отрогов Уральских гор.
ВС поддерживал тесные дух. и хоз. связи с Выго-Лексинским
общежительством. Наибольшего расцвета ВС достиг к нач. XIX в. при наст.
Исаакии. Здесь находились иконописные и литейные, книгописные и переплетные
мастерские, школа и большая библиотека, писцами скита выработался особый
печорский полуустав. Изготовляемые иконы и книги широко расходились по
печорским скитам, в т. ч. в Омелинский скит. Великопоженские насельники далеко
уходили с проповедью староверия, доходили и до Сибири. ВС внес большой вклад в
христианизацию коми-зырян и сохранение староверия на Печоре. В 1854 ВС был
подвергнут разорению царскими властями. В настоящее время на его месте
находится дер. Скитская. А. Безгодов