ВСЕЛАТВИЙСКИЕ
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ. Ко времени образования самостоятельной Латвийской
Республики стар-ство, перенесшее бремя 1-й мировой и гражданской войн с
неоднократной сменой линии фронта и власти, представляло собой разрозненную,
дезорганизованную массу, плохо разбирающуюся в условиях строительства новой
государственности. С целью упорядочения деятельности общин, их объединения и
создания представительного органа стар-дцев по инициативе совета Рез.
Кладбищенской общины в нояб. 1920 был созван 1-й Вселатвийский съезд
представителей как поморских, так и федосеевских общин "для совместного
обсуждения гражданских прав общин, не касаясь религиозного их вопроса". В работе
съезда принимали участие представители 65 общин. Съезд избрал ЦК по делам
стар-дцев Латвии, определил его обязанности и характер деятельности. Предс.
ЦК по делам стар-дцев Латвии был избран Ф. Павлов. Принят "Наказ
старообрядческим общинам", определяющий принципы их жизнедеятельности. Съезд
явился важным фактором в организационном строительстве стар-ства.
2-й
съезд (дек. 1921, Реж.) был посвящен преимущественно решению проблем в религ.
сфере. По решению съезда в марте 1922 в Двинске созван 1-й съезд наст. и
начетчиков. На съезде была создана ДК (предс. А. Екимов),
разделявшаяся на две равные подкомиссии (по 8 чел.), каждая из кот. состояла
из поморцев или федосеевцев и решала вопросы своего согласия, что
предотвращало взаимные трения. 2-й съезд наст. и начетчиков был созван в Реж. в
дек. 1923. На 3-м Вселатвийском съезде (дек. 1922, Реж.), наряду с решением
текущих проблем, наибольшее внимание было уделено постановке школьного дела и
развитию образования стар-дцев. Предс. ЦК по делам стар-дцев Латвии был
избран С. Кириллов. 4-й Вселатвийский съезд созван в янв. 1924 в Двинске.
К этому времени определился круг вопросов, обсуждаемых на съездах: отчет ЦК
по делам стар-дцев Латвии, отчет РК, доклад по школьному вопросу, доклад
депутата Сейма М. Каллистратова о своей деятельности, информация об
использовании правит. дотации и т. д.
5-й
съезд (май 1925, Реж.) был посвящен проведению выборов в Сейм. К этому времени
обострились возникшие ранее противоречия между сторонниками С. Кириллова,
за кот. закрепилось название "правые", и сторонниками М. Каллистратова
- "левыми". На 6-м съезде (янв. 1925, Реж.) С. Кириллов в состав
ЦК по делам стар-дцев Латвии избран не был. Его предс. стал И. Колосов.
7-й (февр. 1927) и 8-й (янв. 1928) съезды проводились в Екабпилсе. Наиболее
представительным был 8-й, на кот. наряду с традиционными вопросами обсуждался
проект "Устава Старообрядческой Церкви Латвии" (докладчик Г. Елисеев).
Было решено проект устава передать на обсуждение в общины.
9-й
съезд (авг. 1928, Реж.), как и 5-й, был целиком посвящен выборам в Сейм. На
съезде развернулась борьба между "правыми" и "левыми", в результате чего
выдвинуть единый список кандидатов в депутаты не удалось. Лидер "правых" С.
Кириллов со своими сторонниками покинул съезд. По списку кандидатов,
выдвинутому съездом, в Сейм были избраны М. Каллистратов (в третий раз) и
Г. Елисеев. "Правые" совместно с правосл. и объединением рус. орг-ций
выдвинули свой список, из кот. депутатом Сейма был избран лишь С.
Кириллов.
10-й
съезд (май 1929, Двинск) проходил без участия сторонников С. Кириллова. В
это время С. Кириллов окончательно порвал с ЦК и создал втор. центральный
орган стар-дцев - Совет стар. соборов и съездов. Эти два органа повели
борьбу друг с другом, претендуя на руководящую роль в стар-стве Латвии и проводя
самостоятельно съезды. Раскол ЦК по делам старообрядцев Латвии затронул и
мн. общины. Но большинство общин поддержало ЦК. Так на последнем 12-м съезде
(июнь 1933), созванном ЦК по делам стар-дцев Латвии, присутствовали
представители 64 общин из 84 зарегистрированных. В отчетном докладе отмечалось,
что со времени 11-го съезда (февр. 1931) наблюдался дальнейший отход общин от
Совета стар. соборов и съездов. После гос. переворота К. Ульманиса (май
1934) Вселатвийские съезды стар-дцев Латвии не проводились.
·
Ист.: СК 1928;
СК 1929; Старообрядческий мир. Двинск, 1924; Latvijas CVVA. F. 7046. Apr.
1. L. 1-89; Latvijas СТО. F. 1370. Apr. l.L. 1900, 1816. А.Подмазов
ВСЕЛАТВИЙСКИЕ
СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ
ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ. В Р. по
инициативе совета РГСО состоялось два Вселатвийских съезда стар.
вероучителей — 1 июня 1931 и 4 авг. 1935.
1-й
ВССВ одобрил программу преподавания Закона Божия учащимся-стар-дцам основных
школ Латвии, разработанную в 1930 совещанием вероучителей при совете РГСО.
14 окт. 1931 эта программа была утверждена Министерством образования Латвии.
В 1932 совет РГСО издал учебник по Закону Божию, составленный И. Н.
Заволоко, также утвержденный министерством. Согласно требованиям
Министерства образования преподавать Закон Божий могли лица с законченным
средним образованием. Вопросы о выдаче цензовых удостоверений (разрешений на
преподавание) стар. учителям решала цензовая комиссия Школьного департамента
Министерства образования Латвийской Республики при участии одного представителя
стар-дцев. Надо отметить, что уровень образования стар. учителей в Латвии не был
высоким — ок. 80% преподавателей не имели среднего образования. Однако благодаря
ходатайству представителей совета РГСО при Министерстве образования была
создана специальная цензовая комиссия по делам преподавания Закона Божия. В ее
состав входили представитель Министерства образования (он же предс. комиссии) Я.
Добулис и 4 представителя от стар-дцев: П. Ф. Юпатов, С. Р. Кириллов,
Я. Н. Клосс, И. Заволоко. Комиссия провела регистрацию стар.
вероучителей, в результате кот. учителям было выдано 17 полноправных
свидетельств и 72 временных удостоверения. Поскольку проблема подготовки
преподавателей Закона Божия для стар-дцев стояла достаточно остро, для ее
обсуждения было решено провести 2-й ВССВ.
4
авг. 1935 совет РГСО созвал 2-й ВССВ, в числе организаторов кот. были С.
Р. Кириллов, И. Заволоко, Я. Н. Клосс и К. А. Павлов. В съезде
участвовали 68 вероучителей, а также представитель Министерства образования
Латвии М. Шталс, представитель цензовой комиссии по делам стар. вероучителей Я.
Добулис. И. Заволоко ознакомил участников съезда с работой цензовой
комиссии, отметив общегосударственное значение преподавания Закона Божия и
благожелательное отношение к проблемам стар-дцев со стороны прав-ства и
Министерства образования. Я. Добулис высказал критические замечания в адрес
некот. вероучителей, недостаточно серьезно относящихся к своему делу, - таковые
были отстранены от работы в школах. В выступлениях участников съезда
подчеркивалось значение самообразования и развития навыков методической работы
среди вероучителей, а также признавалась необходимость знания гос. яз. На съезде
были зачитаны доклады, касающиеся методических проблем преподавания в школе:
"Методика Закона Божия" (Я. Клосс), "Психология детского возраста" (Е. Панина),
"Богослужебное пение и религиозное воспитание" (И. Крылов). В ходе обсуждений
участники съезда отмечали необходимость поиска новых методов работы с детьми. В
основном указывали те формы, кот. могут заинтересовать и привлечь молодежь -
живое повествование, экскурсии, наглядные пособия (в т. ч. картины, карты,
диапозитивы). В качестве примера внешкольного дух. воспитания приводился опыт
работы Кружка ревнителей рус. старины. Насущной необходимостью являлось и
создание при школах библиотек с фондами религ. лит. Съезд постановил обратиться
к РГСО с просьбой об изд. необходимых пособий по Закону Божию.
Участники
съезда приняли решение об орг-ции обязательных религ.-педагогических курсов для
стар. вероучителей и в будущем -открытии богословского института. Эти меры
позволили бы значительно повысить уровень образования стар. вероучителей, а
также улучшить уровень преподавания Закона Божия в школах. Во время перерывов
участники съезда осматривали выставку учебных пособий по истории Ветхого и
Нового Завета, по истории староверия (книги, картины, карты, гравюры,
диапозитивы), а также работы учеников рижск. основной (Гребенщиковской) школы №
5 и воспитанников воскресной школы при РГСО. Краткие пояснения давал И.
Заволоко.
Созыв
и работа ВССВ показали, что поставленные еще в нач. 1920-х проблемы дух.
просвещения латвийских староверов сохранили свою актуальность и в 1930-е. Однако
опыт обществ. деятельности стар-дцев и понимание ситуации в стар. среде в целом
позволили предпринять некот. конструктивные шаги по разрешению этих проблем.
Прежде всего, этому способствовало сотрудничество стар. интеллигенции с
представителями гос. учреждений. Т. о., обеспечивалась защита интересов
староверов на гос. уровне, что не всегда означало финансовую поддержку, но часто
являлось стимулом к консолидации латвийских староверов, кот. стремились занять
значимое место в обществе.
·
Ист.: Архив И.
Н. Заволоко, РГСО. Лит.:
Древлеправославный старообрядческий календарь на 1936 год. Рига,
1935. Н. Пазухина
ВСЕЛИТОВСКИЕ
СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ - официальные собрания поморских наст. и представителей
стар. общин Литвы, проходившие в К. Всего с 1922 по 1938 состоялось 8 стар.
съездов. Съезды обсуждали и решали следующие вопросы: 1) выборы членов ЦСС и ДК
(до 1927, а также на 7-м съезде в 1934) Литвы и членов РК; 2) утверждали
финансовый отчет и смету ЦСС; 3) все дела, относящиеся к церк. деятельности. Для
выработки вероучительных и богослужебных положений, дисциплинарных норм и мер
борьбы с неверием созывались Вселитов. съезды наст. (1927).
В
период становления Литов. Республики, стремясь также к ее междунар. признанию,
прав-ство провозгласило равноправие всех традиционных Церквей и религиозных
орг-ций. Возникла необходимость в организационном оформлении стар-ства страны.
Инициатором созыва первого съезда стар-дцев выступил Совет стар-дцев К. уезда во
главе с В. А. Прозоровым, избранный 14 янв. 1922 на съезде стар-дцев
К. уезда.
6
мая 1922 в К. состоялся 1-й Вселитов. съезд стар-дцев. На этом съезде было
положено начало объединению стар. общин Литвы. Был избран ЦСС во главе с
В. А. Прозоровым, члены: наст. Н. И. Козловский, Е. Ф. Ерин, А.
С. Ефремов, А. И. Рыбаков и П. И. Линёв. Несмотря на широкое
оповещение, на 1-й съезд не смогли прибыть представители некот. сельских стар.
общин.
20
мая 1923 был принят временный закон о положении СПЦ, признававший стар-ство
одной из истор. религий Литвы, а стар. религ. организацию - юридическим лицом.
Этот закон также предусматривал, что ЦСС избирается на съезде стар-дцев Литвы
сроком на три года, а каждая стар. община посылает на съезд по одному
представителю от 200 прихожан. 9 дек. 1923 в К. состоялся 2-й Вселитов. съезд
стар-дцев. При переизбрании ЦСС он был дополнен членами от следующих округов:
Эжеренского (Зарасайского) -К. Хохлов, Рокишкского - Л. И. Поварешкин,
Паневежского) - И. И. Чечишкин, Шяуляйского - П. Я. Салогубов, Тракайского - Ф.
Г. Соловьев. Т. о., объединив все стар. общины страны, ЦСС стал обладать не
только моральным авторитетом, но и административными функциями. Съезд избрал ДК
в составе пяти наст. во главе с дух. о. Н. И. Козловским и РК, а также
утвердил "Наказ старообрядческим приходам в Литве" (своего рода типовой устав
для общин), разработанный ЦСС.
9
марта 1926 состоялся 3-й Вселитов. съезд стар-дцев. На съезд прибыло 186
участников; в работе съезда, как и традиционно во мн. др. стар. собраниях,
деятельное участие приняли не только наст., но и миряне. Предс. съезда был
избран наст. С. Киселёв, зам. — И. Медведев и П. Булатов, секретарями -С.
Хохлов и Н. Агафонов. Повестка дня: доклад предс. ЦСС, бюджет на 1926, вопросы о
ведении метрических книг и открытии стар. школ.
1
и 2 марта 1927 в К. ЦСС созвал 4-й Вселитов. съезд стар-дцев. На съезд прибыло
60 представителей от 35 общин. Предс. съезда избран наст. Е. Фитингов,
его зам. - К. Хохлов и Б. Леонов, секретарями — Ф. Павлов
и наст. A. Панкратьев. Постановлено послать приветственные телеграммы
от имени съезда президенту, премьер-министру и министру внутренних дел. Спустя
несколько месяцев после гос. переворота 17 дек. 1926 в телеграмме президенту
Литвы А. Сметоне стар-дцы писали: "Вселитовский Старообрядческий Съезд
приветствует Ваше Превосходительство и выражает Вам чувство глубокого уважения и
надеется, что при мирном строительстве Государства, Старообрядцы Вами не будут
забыты". В повестку дня включено десять вопросов: доклад предс. ЦСС о
деятельности совета, доклад Е. Ерина о положении стар-дцев в Литве,
доклад казначея ЦСС и РК, доклад А. Ефремова и К. Хохлова о
школах, утверждение сметы на 1927, выборы предс. ЦСС и ДК, доклад Ф. Павлова
о метрических книгах в общинах и текущие дела.
Съезд
признал удовлетворительной работу ЦСС, выразил благодарность его предс. и
членам; поручил вновь избранному ЦСС озаботиться изысканием средств для
просвещения; принял к сведению доклад об однородных записях в общинных
метрических книгах, и пр. Срок полномочий первого ЦСС истек, и съезд избрал
новый совет во главе с B. Прозоровым. Членами ДК избраны: наст. М.
Лебедев (предс), В. Михайлов, К. Карпов, Е. Фитингов, Н. Макеев;
кандидаты: наст. Н. Козловский, и И. Иванов. Членами РК избраны: С.
Козловский, Ф. Т. Соколов и М. Удалое (предс); кандидаты: П.
Линёв и П. Булатов. Капелланом литов. армии избран наст. Н.
Козловский. В конце 1920-х ЦСС Литвы объединял 54 стар.
общины.
23
и 24 апр. 1930 в К. состоялся 5-й Вселитов. съезд стар-дцев. На съезде
присутствовало 82 делегата, среди них 35 дух. о. Предс. съезда избран наст.
С. Киселёв, его зам. К. Хохлов и наст. К. Карпов, секретарями -
наст. А. Панкратьев и наст. Е. П. Семенов. П. Прозоров единогласно
избран почетным предс. этого съезда. Постановлено послать приветственные
телеграммы от имени съезда президенту, премьер-министру и министру народного
просвещения. Съезд выслушал и принял к сведению доклад предс. и казначея ЦСС,
также доклады предс. ДК и РК, А. Ефремова о кулътурно-просвет.
деятельности стар-дцев, утвердил смету ЦСС на 1930 и выразил благодарность В.
Прозорову за его труды в связи с поездкой в Южную Америку, и пр. Кроме
того, выслушав доклад И. Прозорова о стар. дух. курсах, съезд просил ЦСС
позаботиться об открытии этих кур-сов (действовали с апр. 1931). Тайным
голосованием избран новый состав ЦСС: В. Прозоров (предс), М. Удалое,
А. Ефремов, Калинин, Е. Козловский, Ф. Павлов, К.
Хохлов, Епифан Рыбаков. В ДК избраны пять наст. во главе с дух. о. М.
Лебедевым. В РК вошли И. Гусаров, А. Рыбаков, Ершов и кандидатом И.
Селюгин. Однако Министерство просвещения Литвы не утвердило нового
состава ЦСС в связи с жалобами некот. его членов. Предс. В. Прозоров был
обвинен группой стар-дцев во главе с А. Ефремовым в незаконной передаче
полномочий предс. ЦСС в период поездки в Южную Америку (1929), а позже и в
финансовых нарушениях. Поэтому уже в 1931 в К. состоялся 6-й (внеочередной)
Вселитов. съезд стар-дцев. Несмотря на попытки сместить предс. ЦСС, В.
Прозоров снова был избран на эту должность. 7-й Вселитов. съезд стар-дцев
прошел в К. 12-14 апр. 1934. Предс. съезда был избран наст. М. Васильев. На
съезде присутствовало 115 делегатов: 40 наст. и 75 прихожан из всех стар. общин.
Был приглашен вице-министр народного просвещения А. Даниляускас, выступивший с
приветственной речью. По предложению члена ЦСС А. Ефремова съезд принял
резолюцию, обращенную к прав-ству Литвы, а также отправил приветственные
телеграммы главе гос-ва, премьер-министру и министру народного просвещения. В
первый день работы съезда были заслушаны и приветствия прибывших на съезд
делегатов, после чего перешли к рассмотрению следующих вопросов: доклады предс.
ЦСС В. Прозорова и казначея, доклад РК и выборы членов ЦСС. Втор. день
съезда был посвящен докладам с мест; прочитано более 20 докладов. М. Терентьев и
К. Хохлов подробно остановились на воспитании юношества, предложили меры
для оздоровления подрастающего поколения. Наст. А. Волков, Пушнов и
Гусаров предложили проверить, во всех ли школах, где учатся дети стар-дцев,
преподается Закон Божий. Наст. Н. Козловский и др. заметили, что
количество уроков Закона Божия в школах недостаточно, и просили ЦСС обратиться
по этому вопросу в Министерство просвещения. Наст. А. Панкратьев сделал
доклад о прошедших Литовских стар. духовных курсах в К. и их значении для
стар-ства. В последний день съезд принял ряд важных решений по вопросу о
метрикации (метрические книги ведут наст., а ЦСС и Советы общин наблюдают за
правильным ведением метрик), расторжении браков (постановлено по возможности
стараться привести супругов к миру и любви, больше заботиться об участи
разведенных женщин с детьми); также съезд постановил увеличить количество уроков
Закона Божия в школах, привлечь лиц, окончивших дух. курсы, и хорошо
образованных прихожан для преподавания пения и церк. грамоты. Членами ЦСС
избраны: В. Прозоров (предс), К. Хохлов (вице-предс.), И. П.
Гусаров, А. Ефремов, Е. Козловский, М. И. Тумашов; также избрана
ДК во главе с наст. A.
Панкратьевым.
Однако
в результате выдвинутых против B. Прозорова обвинений в нарушении
финансовой дисциплины, раскрытой также РК и позже гражданским судом (1935), он
не был утвержден предс. ЦСС Министерством просвещения Литвы. В июне 1934
Министерство просвещения неожиданно решило утвердить предс. ЦСС А. Ефремова
(состав ЦСС остался без изменений). Такое решение властей вызвало
недовольство части стар. общин, требовавших вернуть на должность избранного на
7-м съезде предс. ЦСС В. Прозорова.
После
нескольких отсрочек и изменения условий созыва стар. собрания (вопреки
устоявшейся практике, введено требование заблаговременно предоставлять ЦСС
список участников съезда), 11-13 апр. 1938 состоялся 8-й Вселитов. съезд
стар-дцев. Предс. ЦСС избран И. Прозоров, хорошо известный и уважаемый
среди стар-дцев и литов. общества в целом. А. Ефремов еще пытался
воспрепятствовать такому решению стар. съезда, писал в Министерство просвещения
о якобы незаконном избрании И. Прозорова, но его жалоба была отклонена и
21 апр. 1938 был утвержден новый ЦСС.
После
оккупации Литвы в июне 1940 и в результате антирелиг. политики сов. властей не
было возможности созвать в 1941 очередной Вселитов. съезд стар-дцев.
·
Ист.: LVA. F.
391. Ар. 4. В. 723. L. 36,72, 106; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 710; Наказ
старообрядческим приходам в Литве. Каунас, 1923; Laikinos taisyklės 1923. Лит.: Древлеправославный
(старообрядческий) календарь на 1936 год. Рига, 1935, с. 51-52; СК 1928, с.
76-80; СК 1931, с. 66-68; "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, №4,
с. 112; Sabaliauskaitė 1999. Г.П.
ВСЕПОЛЬСКИЕ
СОБОРЫ (СЪЕЗДЫ) СТАРООБРЯДЦЕВ - официальные собрания поморских наст. и
представителей стар. общин Польши, проходившие в Вил. С 1925 по 1936 состоялось
3 стар. собора (съезда): в 1925, 1930 и 1936. Инициатива в деле объединения
стар-дцев в новых национальных гос-вах после распада Рос. имп. принадлежала
староверам Латвии, кот. в 1920 избрали свой Центральный комитет по делам
старообрядцев Латвии. Вслед за ними, в 1922 1-й Вселитов. съезд стар-дцев
избрал ЦСС. Несколько позже, в марте 1925 польск. стард-цы во главе с
Вил. общиной, сознавая крайнюю необходимость проведения своего съезда,
обратились к стар. общинам страны с призывом неотложно созвать Всепольский стар.
съезд. Был создан учредительный комитет во главе с предс. Вил. общины
Арс. Пимоновым, наметивший программу, принципы представительства и
время проведения съезда. Основной задачей съезда было "упорядочение церк. жизни
в духе сохранения чистоты веры и укрепления заветов старины и духа, и
урегулирование правового положения Церкви в Польской Республике (путем
предложения Правительству нового закона о Церкви старообрядцев в Польше, взамен
ныне действующего закона от 17. X. 1905)". 15—17 окт. 1925 в Вил. состоялся 1-й
Всепольский съезд стар-дцев (беспоповцев). В его работе приняло участие 87
представителей стар. общин Польши. Съезд открыл Арс. Пимонов, кот. был
избран предс. президиума. С приветственной речью выступили представитель
прав-ства О. Малиновский, подчеркнувший преемственность терпимого и
доброжелательного отношения властей к стар-дцам в возрожденной Польской
Республике. Съезд направил приветственные телеграммы президенту,
премьер-министру и др. высшим чиновникам страны, заслушал ряд приветствий
политиков, обществ. деятелей, стар-дцев Польши и Латвии. Был утвержден проект
устава, регулирующего юридическое положение Вост. СЦ в Польше (утвержден
прав-ством в 1928). Вост. СЦ в Польше была автономной орг-цией. Согласно проекту
устава, ВСС в Польше был высшим органом управления СЦ между соборами и
официально представлял СЦ перед прав-ством; Всепольский стар. съезд на правах
поместного собора избирал предс, зам. предс. и членов ВСС, членов ДС, членов РК,
утверждал сметы расходов и доходов ВСС, также рассматривал все вопросы дух.,
гражданского, просвет. и благотворительного характера. 1-й съезд уполномочил
учредительный комитет возбудить перед прав-ством от имени съезда прошение об
изд. нового закона о Восточной СЦ в Польше на основах утвержденного проекта
устава. Был утвержден устав ДС, согласно кот. ДС был независимым учреждением,
призванным решать и разбирать все текущие дух.-канонические спорные дела. Б.
Пимонов выступил с докладом об орг-ции начальных школ для детей стар-дцев
(не менее 40 детей) и преподавания Закона Божия во всех правит. школах, где
обучаются не менее 10 детей стар-дцев. Съезд поручил ВСС обратиться к прав-ству
с просьбой изменить закон об обязательном всеобщем образовании, предусмотрев
открытие стар. школ. Кроме того, съезд постановил уполномочить ВСС учредить при
Вил. общине дух. курсы для подготовки новых наст. и наст., желающих
преподавать Закон Божий в начальных школах. После обсуждения др. вопросов был
избран ВСС во главе с Арс. Пимоновым, члены ДС и РК.
Все
расходы по созыву и проведению 1-го съезда взял на себя Арс. Пимонов,
кот. участники съезда вынесли благодарность. Для финансирования деятельности
ВСС съезд решил: обложить всех совершеннолетних прихожан, мужчин и женщин,
ежегодным сбором в размере 20 грошей с каждого; кроме того, взимать с каждой
метрической записи прихода при совершении крещения, погребения (по 25 грошей) и
венчания (по 2 злотых); произвести кружечный сбор в храмах и приходах. Впервые
избранный ВСС в Польше немедленно приступил к своей деятельности,
объединяя 48 стар. общин страны.
15-16
окт. 1930 в Вил. Св.-Покровском храме состоялся 2-й Всепольский собор стар-дцев.
Присутствовало 117 уполномоченных от 43 стар. общин Польши, среди них — 23 дух.
о., также семь почетных гостей, прибывших из-за границы: предс. Центрального
комитета по делам старообрядцев Латвии И. Колосов, представитель ЦСС
Эстонии П. П. Баранин, предс. РГСО В. Г. Кудрячёв,
предс. Миккен-Алленштейнской общины Т. Я. Якубовский, наст. М. Дановский из
Германии и др. Съезд открыл и предс. его президиума снова избран Арс.
Пимонов. С приветственной речью выступили представитель прав-ства Польши
вил. вице-воевода С. Киртиклис. Съезд направил приветственные телеграммы
президенту, премьер-министру и др. высшим чиновникам Польши, заслушал ряд
приветствий обществ. деятелей, стар-дцев Польши, Эстонии, Латвии и Германии.
Собор заслушал и утвердил (выслушав заключение РК) отчет Б. Пимонова о
деятельности ВСС за истекшее пятилетие, отменив подушные сборы с прихожан,
установленные 1-м съездом, как утратившие свое материальное значение (были очень
незначительными, а с 1928 гос-во начало выделять средства для Вост. СЦ). Наст.
Ф. С. Кузнецов выступил с докладом о деятельности ДС. Кроме того, Б.
Пимонов рассказал о предстоящей деятельности ВСС в течение нового
пятилетнего периода, его планах, церк. строительстве и предполагаемом бюджете.
Гл. целью ВСС была "охрана чистоты веры Христовой и порядка в св. Церкви, с
предоставлением общинам полной автономности и свободы во внутреннем их
управлении, с вмешательством ВСС лишь в случаях разрешения спорных дел церк.
правопорядка и недоразумений, возникающих между прихожанами и духовными
наставниками для скорейшего водворения мира и любви в среде спорящих".
Основные
направления деятельности нового ВСС: упорядочение ведения метрических книг в
общинах, создание комиссии при ДС для проверки знаний церк. службы у каждого
кандидата в наст., помощь в строительстве, ремонте и устройстве храмов, с
использованием поддержки прав-ства, выделяемой через ВСС, и привлечением к более
активному участию самих общин; развитие религ. просвещения детей, молодежи и
взрослых, распространение знания церк. богослужения и пения, увеличение числа
вероучителей, усиление преподавания Закона Божия в начальных школах, содействие
открытию школ в общинах по типу Вил. стар. школы и создание кружков при общинах.
Заслушав доклад окружного школьного контролера О. Андреева о его
деятельности, также решив некот. др. вопросы, собор избрал новый состав ВСС в
Польше во главе с Арс. Пимоновым.
17-19
февр. 1936 в Вил. состоялся 3-й Всепольский собор стар-дцев. В нем участвовало
105 (по др. сведениям 113) делегатов из 43 общин страны. Среди них - 30 наст. На
открытие собора прибыл вил. воевода Л. Боцянский, выступивший с приветственной
речью. Предс. президиума съезда был избран Арс. Пимонов. После ряда
поздравительных выступлений, принятия приветственных телеграмм президенту и
прав-ству, Б. Пимонов прочел обширный доклад о деятельности ВСС. Это был
не столько фактический и денежный отчет о работе ВСС, сколько доклад о жизни
стар-ства в Польше. Он говорил о приросте стар. населения, количестве браков,
заключенных за десять последних лет, преподавании Закона Божия, положении школ,
о читальнях при общинах, издательской деятельности (издан учебный Часослов,
несколько церк. календарей, готовилась Псалтырь) и пр. Докладчик подчеркнул
необходимость воспитания молодежи в духе преемственности, чтобы новое поколение
не отрывалось от "родного корня". Для достижения этого, по его мнению, было три
пути: создание собственных стар. школ, работа стар. учителей в правит. школах и
внешкольное образование - кружки, читальни и т. п. Собор заслушал и принял к
сведению отчет РК о деятельности ВСС (докладчик И. Ф. Романов), отчет ДС
(доклад наст. Ф. С. Кузнецова). Б. Пимонов также выступил с
докладом о бюджете и планах деятельности ВСС на предстоящее пятилетие. Основными
задачами он считал совершенствование дух. жизни и воспитание в этом направлении
молодежи, ежегодные съезды дух. о. для решения ряда вопросов церк. жизни,
пересмотр учебного плана Закона Божия. В области храмостроителъства он высказал
пожелание, чтобы храмы были надлежащей высоты, не очень большие и без
недоработок. Собор утвердил этот план работы и уполномочил ВСС выделять по мере
поступлений и надобности средства на возведение новых и ремонт старых храмов, на
делопроизводство, а также на культурно-просвет. цели. Делегаты обсудили ряд
церк. и канонических вопросов. Собор посчитал нужным установить одинаковый чин
венчания и поручил ДС в полном составе рассмотреть предложенный устав, внести
поправки и, напечатав его, передать наст. для пользования. Особенное внимание
было уделено вопросу воспитания стар. молодежи и внешкольного образования,
признана необходимость усилить издательскую деятельность. Делегаты приняли также
предложение Б. Пимонова о выделении из средств ВСС 1000 злотых на
постройку памятника маршалу Ю. Пилсудскому в Вил. Предс. ВСС на третий срок
единогласно избран Арс. Пимонов. Избраны также члены ВСС, члены ДС и
РК.
Т.
о., Всепольские стар. соборы (съезды), являясь высшим органом управления
Восточной СЦ и авторитетного разрешения канонических вопросов, сыграли огромную
роль в оживлении и развитии Восточной СЦ в Польше.
·
Ист.: Труды первого съезда 1925; 3-й Всепольский собор. Лит.:
Вестник ВСС в Польше, 1930, № 4-6, с. 21-32; Вестник ВСС в Польше,
1931, № 1, с. 20-31; "3-й Всепольский старообрядческий собор", Искра
(Вил.), 1939, №31, 18 февраля; "3-й Всепольский собор", Искра, 1939,
№ 32, 19 февраля; СК 1928, с. 71-75.
Г.П.
ВСЕПОЛЬСКИЙ
СЪЕЗД (СОВЕЩАНИЕ) СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ, состоялся 19-20 авг. 1936 в
Вил. Был весьма значительным событием в религ.-просвет. жизни стар-ства Польши.
Успешное развитие в 1925-1935 преподавания Закона Божия для детей стар-дцев в
правит. школах, а также наличие десятков вероучителей, прослушавших за это время
организованные ВСС два педагогических курса по подготовке стар. вероучителей,
побудило президиум ВСС созвать впервые в Польше всех стар. вероучителей на
совещание. Оно было посвящено всестороннему обсуждению вопросов преподавания
Закона Божия в школах, религ.-просвет. деятельности вероучителей вне школы,
нравств. и идеологического облика вероучителей, а также юридических и
материальных условий работы. Созыв совещания был приурочен к окончанию 3-х
педагогических курсов, состоявшихся в этом же году, поэтому в совещании, кроме
прибывших на съезд вероучителей, преподававших более чем в 200 школах Закон
Божий, приняли участие 40 слушателей этих курсов. Открытие съезда было торжест.:
после молебна и приветственного слова вил. наст. Ф. С. Кузнецова
участники съезда во главе с представителями ВСС и совета Вил. общины
направились по ул. Остробрамской и Пивной на Россу (ныне кладбище Расу) к
могиле с сердцем маршала Ю. Пилсудского, где у подножья мавзолея возложили венок
из живых цветов. Стройное шествие по городу вместе с учениками Вил. стар. школы
и делегацией религ.-просвет, кружка стар. молодежи составили нескольких
сотен чел.
Предс.
пленарных заседаний был избран Б. Пимонов, познакомивший участников с
задачами и программой совещания. Был заслушан ряд приветствий и пожеланий, с
докладами выступили Б. Пимонов, И. Н. Заволоко, наст. П. Голубев,
И. И. Егоров, Е. Семенов. Кроме того, И. Заволоко, М. Гущенко и М.
Русаков познакомили с проектом новой программы преподавания Закона Божия в гос.
школах Польши. После оживленных дискуссий участники совещания приняли несколько
решений. Вероучителям ставилась задача религ. воспитания детей, а не только
"мертвого научения фактам и сведениям по курсу", религ. воспитание по
возможности должно было проходить и вне стен школы. От вероучителей требовалось
преподавание Закона Божия на родном рус. и церковнослав. яз., разрешенных
законом об отношениях между гос-вом и Восточной СЦ. Съезд также обратил внимание
на зачастую недостаточное количество часов, выделенных для уроков Закона Божия в
некот. школах, и недостаточного, из-за большой разветвленности школьной сети,
вознаграждения за них (по 1 злотому за час преподавания); поэтому съезд
постановил просить депутата Б. Пимонова возбудить эти вопросы в Сейме при
рассмотрения госбюджета. Обращаясь к стар. общинам, съезд призвал их советы
выделить в своих бюджетах специальные средства на развитие религ.-просвет.
орг-ций общин. Были приняты проекты программ преподавания Закона Божия в школах
разного типа.
Итак,
1-й Всепольский съезд дал возможность стар, вероучителям осознать себя
участниками сплоченной стар. орг-ции и определил педагогические вехи
вероучительской корпорации.
·
Лит.: "Съезд
старообрядческих вероучителей в Вильне", Русское слово (Вильно), 1936, №
198-199, 26 августа. Г.П.