Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Среда, 2024.04.24, 12:25
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » В

Войновская - восстание

ВОЙНОВСКАЯ ОБЩИНА - старейшая община Рез. р-на Латвии. Согласно архивным данным, основана в 1659 или в 1670. Наличие моленной документально подтверждается в 1826 и просматривается вплоть до нач XX в. (Реж. у. Вит. губ.). На 1912 принадлежала к поморскому толку. В 1882 наст. Маслов к тому же обратил свою жилую избу во втор. моленную. В 1906 подан на утверждение проект моленной 12x6 сажени, но ввиду того, что он был "составлен крайне неумело и неполно", его отклонили. Новый проект в том же году выполнен реж. гор. землемером Г. Сергеевым. Размеры несколько уменьшены — 10 х 5,6 сажени, но все же это достаточно крупное строение с хорами и тремя входами. Строил храм с подряда Савин Петров. В 1920-е был обшит, покрашен, появилась жестяная крыша. В таком виде храм простоял до 1989, пока не сгорел от удара молнии. Благодаря стараниям Епистимии Иероновны Гориной удалось возвести новый кирпичный храм, кот. и освятили в 1992.

 

Количество прихожан: в 1912 - 2163 чел.; в 1932 - 1648; в 1940 - 1896. На 1940 собственность ВО оценивалась в 23474 лата. Имелось 1,87 га земли; приход составлял 2875 латов, расход - 2512,53 лата. Служили наст.: Исай Павлович (отм. в 1832), Григорий Наумов (1846), Гавриил Маслов (отм. в 1882), Артемий Беляев (отм. в 1888 и 1889), Федот Антонов (отм. в 1874 и 1875), Корнилий Базулев (отм. в 1911), Аверкий Горшаков (1918-1938), Алексей Поляков (1932-?). В настоящее время под руководством Епистимии Гориной проводятся все службы. При моленной 13 кладбищ.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 874. Л. 8об., 9; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 267; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 77-80; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 37185. Л. 34об.; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52. Лит.: СЦК 1998 (Д-пилс), с. 58. В. Никонов


ВОЙНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - один из немногих сохранившихся до наших дней беспоповских (поморских) монастырей близ местечка Войново в Польше (до 1945 -Экерсдорф, Германия). Основан в 1836 старцем Лаврентием Растропиным (° 1762; • 1851). Сначала это было мужское общежительство федосеевцев, поддерживаемое и финансируемое московскими стар-дцами, притесняемыми царскими властями. В 1820-1830-х стар-дцы поселились на Мазурском поозёрье, прибыв сюда из Королевства Польского и Реж. у. Вит. губ. Рос. имп; поводом для переселения за рубеж тогда послужило стремление староверов избежать метрических книг и призыва в армию. Среди основателей дер. Войново был некий Сидор Борисов, выходец из Реж. у. Вит. губ. В 1847-1867 Свято-Троицкий ВМ - важный центр дух. жизни федосеевцев Вост. Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев зап. губ. Рос. имп. В то время настоятелями ВМ были инок Алексей Михеев, инок Павел, впоследствии перешедший в поморско-брачное согласие, затем — в единоверие; известен под именем Павла Прусского. ВМ во главе с Павлом пережил расцвет. Он увеличил монастырь, построив несколько новых зданий, основал библиотеку; иноки в монастыре воспитывали и обучали церк. грамоте детей, нередко присланных из Рос. Кроме того, Павел основал женский монастырь в Пупах (ныне Спыхово) близ Войново. По его инициативе возникло немало молелен в Рос, где наст. были быв. ученики ВМ. Влияние ВМ распространялось тогда на мн. стар-дцев от Сувалок до Петербурга, а также Пензенскую, Волынскую, Полтавскую и др. губ. Используя свой авторитет, Павел утвердил федосеевские правила и обычаи среди местных стар-дцев. Однако ок. 1856 его взгляды претерпели изменения; он начал высказываться в пользу браков, а в 1861 - молиться за возвращение священства. ВМ стал центром оживленной религ. полемики. Поэтому в 1859 мазурские стар-дцы разделились на две части: одни во главе с Павлом, примкнувшим к брачным поморцам (новоженам), и др. под руководством Алексея Михеева, твердо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону А. Михеева и признать бессвященнословные браки не увенчались успехом. Для этого он основал в Йоганнисбурге (ныне Пиш) типографию (см. Славянская типография), где издавал религ.-полемическую лит. и позже способствовал появлению особых "листков" (непериодического изд.) "Истины" (янв. 1863-1866, ред.-издателъ К. Голубов). Перейдя в единоверие, в 1867 Павел Прусский с 15 единомышленниками был вынужден покинуть ВМ.

 

В последней трети ХIХ в. ВМ в результате экон. трудностей, возникших после 1867, притеснений со стороны царских властей пришел в упадок и в 1884 прекратил свою деятельность. В конце своей деятельности ВМ встал на позиции поморцев-брачников. В период религ. споров и нестроений развернулась миссионерская деятельность единоверцев. Один их них, священник И. Добровольский, удачно проповедовал и склонил в 1877 к переходу в синодальную Церковь свыше 300 мазурских стар-дцев. Однако при поддержке Московской Преображенской общины религ. жизнь ВМ была восстановлена, что позволило противостоять и миссионерскому влиянию. С этой целью в 1885 на Мазуры прибыла инокиня Евпраксия (Елена Петровна Дикопольская, ◦ 1863; • 1943), выкупившая вскоре ВМ и прилегающие к нему земли. К ней примкнули и оставшиеся инокини из сгоревшего перед отъездом Павла Прусского монастыря в Пупах, а также сгоревшего и вновь организованного монастыря между Осиняком (польск. Osiniak) и Майданем (польск. Majdan). В 1897 в женском ВМ проживало 25 лиц, среди них 8 послушниц, остальные - старики и калеки. В нач. XX в. положение ВМ улучшилось. После провозглашения свободы вероисповедания в Рос. в ВМ (1909) начали поступать денежные сборы, старые иконы и книги. Прибыли новые послушницы; среди них - две дочери богатого казанского купца Тихонкина. В 1913 в ВМ проживало ок. 40 инокинь и послушниц. В период 1-й мировой войны мн. инокинь из ВМ немцы вывезли в Цинт (ныне Корнево ок. Калининграда, Рос); монастырь был разграблен. 1920-1930-е были для ВМ нелегкими. В 1925 в нем проживало 12 инокинь и столько же послушниц, в 1939 - 7 инокинь, 10 сестер-послушниц. Кроме них — старики, сироты, больные. В этот период ВМ перешел к поморскому согласию. Появились материальные трудности, особенно после экон. кризиса в Европе конца 1920-х-нач. 1930-х. Кроме того, заморозки зимы 1928-1929 уничтожили большинство плодоовощных деревьев - важного ист. существования монастыря. Инокини ловили рыбу и держали скот. Монастырю принадлежало 30 га земли, в хоз. было 8 коров, 3 лошади. Продавали молоко, а также ткани, кот. вырабатывали и для собственных нужд. В 1932 и 1936 ВМ посетил И. Н. Заволоко. Тогда были найдены редкие экз. изд. 1862-1863, отпечатанные в Славянской типографии в Иоганнисбурге. Среди них - комплекты журнала "Истина" (1863-1866), труды Иоанна Златоуста, Малый Катехизис, сборник "Царский Путь", а также рукописные сборники ХІХ в. и нотные рукописи крюковой записи XVI в.

 

В годы 2-й мировой войны монастырь не пострадал. После войны ВМ постепенно угасал, поскольку не нашлось желающих поселиться в монастыре. Новые польск. власти с некот. вниманием относились к нуждам оставшихся инокинь и послушниц. В 1959 в ВМ проведено электричество. С течением времени ушли из жизни игуменьи Евпраксия, Антонина, Анафролия. Число насельниц сократилось до считанных единиц. Перед своей смертью (1972) матушка Антонина подписала дарственную на часть имущества поляку-католику Л. Людвиковскому, кот. на протяжении многих лет помогал монастырю. В 1980-х основная часть ценных икон и книг вывезена в Музей Вармии и Мазур в Ольштыне. До настоящего времени сохранились здания ВМ, монументальные сооружения из полевого камня, а также хоз. постройки; ему принадлежит 30 га земли. Две старицы преклонного возраста - Фима (Евфимия Куш-мер; о 1916, в монастыре с 1929) и Лена (Елена Стопка; ◦ 1912, в монастыре с 1939) -живут в быв. доме настоятельницы, где в их распоряжении находятся также трапезная и моленная. Монастырь рассчитан на проживание 20-25 иночествующих. Имущество ВМ, существовавшего как частное владение, по завещанию последней инокини разделено на три части: две достались старицам, живущим при монастыре, а третья - Л. Людвиковскому (• 2002), обещавшему содержать двух последних стариц до их смерти; затем -его сыну. Новый хозяин превратил монастырь в объект туризма. В сер. 1990-х между Л. Людвиковским и поморцами Польши, Балтии и Рос. велась безуспешная переписка о выкупе принадлежащей ему доли и приискании желающих поселиться в монастыре.

·        Лит.: КДПЦ 1998, с. 66; КДПЦ 2004, с. 87; Старообрядчество 1996, с. 65-66; Iwaniec 1977, s. 108-147; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995, s. 31-59. В. Б., Г. П.

http://samstar.ucoz.ru/publ/38-1-0-11

http://samstar.ucoz.ru/publ/38-1-0-12


ВОЙТИШКСКАЯ ОБЩИНА (ныне Д-пилсский р-н Латвии), основана в первой пол. XVIII в. "Дегуцкий летописец " свидетельствует: "В сем году 1740-м устроися молитвенный храм близ местечка Скурделин в Курляндии в деревне Войтишках благословением Федора Никифоровича и Афанасия Терентьевича". К существованию ВО относятся и следующие записи: "В сем году 1786-м Филимон Петрович общий пастырь Курляндии и Литвы, потомок (инок) Гудишской обители преставися в Войтишках"; "В сем 1787-м году Артемон Осипович Зачерев преставися на Войтишках". О кончине пастыря Артемона говорится, что смерть застала его за изготовлением свечей после субботней вечерни. "В третий день погребоша тело его честно на Войтишском кладбище июля 17". Данная подробность указывает на то, сколь давно заведено здесь стар. кладбище. Блюсти отеческую веру, сберегать молитвенное прибежище приходилось в тяжких условиях. Из дела о "раскольниках" Курляндской губ. явствует: "Моленная в Войтишках существует более 100 лет, перестроена в 1814. Строение деревянное, без каменного фундамента, с соломенною ветхою крышею, нижние балки гнилые". Но и этой моленной староверов лишили: в апр. 1852 она была запечатана. ВО тем не менее выжила. В нач. XX в. пришло возрождение. 73 члена ВО направили на съезд стар-дцев Сев.-зап. края (Вил., 1906) Палладия Семенова и Кондратия Захарова. Доверенность на право представлять приход подписали Григорий и Никита Румянцевы, Малафей и Сила Исаевы, Зиновий и Феогний Шушерты, Даниил Слепчёнок, Феогний Воробьев, Иван Прокофьев. Период между 1921 и 1940 был для религиозной жизни ВО сравнительно благополучным. Собрав силы, обновили моленную. Рижск. иконописец К. Павлов осуществил реставрацию иконостаса. Храм посещало внушительное число прихожан. На клирос ходили молодые причетники. Война нарушила все. Нелегкими выдались и последующие десятилетия. В 1980-1990-е ВО преследовали несчастья: пожар, кражи, др. утраты. С бедами удалось справиться. Значительную дух. и материальную помощь оказала РГСО. От имени совета и всех прихожан ВО и. о. наст. Архип Парфенов и предс. совета Кира Румянцева выразили рижанам сердечную благодарность (авг. 2000). Наст., начиная с 1906, служили: Никита Лавренов, Никон Никитин, Иван Карасев, Козьма Никифоров и др.

·        Ист.: ДЛ, с. 196, 200. Лит.: СЦК 1993, с. 46; Труды о съезде 1906, с. 125; Поморский вестник, 2000, № 7, с. 31. В.Б.


ВОЛКОВ Аггей Григорьевич (о 1892, дер. Данейки Н.-Алекс. у. Ков. губ.; • 1992) - наст. Нидеркунской общины в Д-пилсе с 1955. После окончания 4-классного училища в Н.-Алекс. (ныне Зарасай), 16-летним юношей поступил в причт РГСО, где изучал церк. догматы, знаменное пение, богослужебный устав. Через пять лет вернулся в родные места, был головщиком Поливаркской общины. На исходе 1920-х выезжал в Бразилию — близ Сан-Пауло стар-дцы-эмигранты построили храм. По возвращению в Литву опять руководил церк. хором Поливаркской общины.

 

14 мая 1933 состоялось благословение В. в наст. Зарасайской общины. Чин благословения совершил дух. о. Ириней Королев в сослужении нескольких пастырей из соседних общин. На очередном Вселитов. съезде стар-дцев (1938) В. был избран зам. предс. ЦСС Литвы. В начале 1950-х подвергся ссылке. Среди стар-ства В. пользовался широкой известностью. Мн. годы был почетным членом ДК при ВСС в Литов. ССР.

·        Лит.: СЦК 1993, с. 60. В.Б.


ВОЛКОВ Иван Исаевич (◦ 1879, дер. Буловишки, ныне Браславский р-н Бел.; • 1965)— наст. Екабпилсской общины (Латвия). Церк. служению посвятил всю свою жизнь. С 1922 — дух. о. Окончил курсы вероучителей при Вил. общине (1932). Был наст. ряда общин Литвы. Екабпилсскую общину принял в трудный период, когда власти намеревались закрыть храм. Святыню удалось отстоять. В. служил здесь 15 лет. Избирался членом ДК при ВСС в Литов. ССР.

·        Лит.: СЦК 1966, с. 145. В.Б.


ВОЛКОВ Максим Григорьевич (◦ 1922, Рез. у. Латвии) - наст. Костыговской общины Прейльского) р-на Латвии с 1992. С 10 лет посещал клирос. Обучался у маститых пастырей. Участник сражений с гитлеровской Германией, имеет награды. Работал в колхозе предс. РК, бригадиром строителей. Воспитал восьмерых детей.

·        Лит.: СЦК 1998, с. 90. В.Б.


ВОЛОДИНСКАЯ ОБЩИНА (Лауценская вол., Д-пилсский р-н, Латвия), существует со второй пол. XVII в. Устройство первого храма относиться к 1660. Один из основателей моленной - лигинишкский священноиерей Терентий. И. Н. Заволоко упоминает также К. Н. Володина, как "родоначальника местной общины". "Дегуцкий летописец" содержит следующие записи: "В сем году 1824-м духовный отец Федот Андроныч преставился на Володиной"; "В сем году 1830-м Иосиф Андреевич благословлен на Володиной"; в 1849 Иосиф Андреевич был вынужден отправиться в "Ригу свободно".

 

В нач. XX в. ВО пережила возрождение. Трое ее представителей были участниками съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). В конце 1920-х ВО насчитывала 937 чел. Летом 1928 началось строительство нового храма. Он явился прибежищем местных староверов 36 лет. В 1964 случилось несчастье - храм сгорел. После пожара моленную устроили в общинном доме. Здесь с тех пор и устраиваются богослужения. История ВО связана с именами наст. Карпа Красовского, наст. Ивана Назарова, вероучителя Лаврентия Прощенко. Много лет ВО возглавлял Феопент Афанасьевич Короткое (◦ 1863; • 1956). Четверть века служил Зотик Семенов. Доброе десятилетие обязанности наст. исполнял Никита Архипович Рыжаков (в 2001 отметил свое 80-летие).

 

В пос. Мирный (раньше дер. называлась Танаи) находится общинное кладбище — одно из самых старых среди стар. кладбищ Латвии и Литвы.

·        Ист.: ДЛ, с. 201, 211, 243; Информация от Н.А. Рыжакова, июль 2002 г. Записал В. Барановский. Лит.: Заволоко И. Н., О старообрядцах г. Риги. Рига, 1933, с. 4; СК 1928; СПЦК 1998, с. 87. В.Б.


ВОРОБЬЕВ Иван Козьмич (◦ 1924, Д-пилс; • 2001) - наст. Миновской общины (Зарасайский р-н Литвы). Род. в многодетной семье мастера-печника. С детских лет приобрел трудовые навыки. Также сызмальства вместе с матерью постоянно посещал храм, впитывал порядок и дух богослужений. Юность пришлась на сложные времена. Школьную учебу пришлось прервать. Осваивал рабочие специальности. Длительное время трудился слесарем на Д-пилсском заводе "Электроинструмент". Родство с наст. С. Ф. Кузнецовым, кот. являлся тестем В., позволило углубить знание церк. службы. В 1981 В. был благословлен в наст. Чин благословлеиия совершили пять дух. пастырей.

·        Ист.: Устные данные Татьяны Силовны Воробьевой (° 1933 г.). Записано 22 июня 2001 г., Личный архив автора. В.Б.


ВОРОНЕЙСКАЯ ОБЩИНА, находится в Эстонии. Баранья (эст. Varnja, Варнья, Воронье) - одно из древнейших рус. рыбацких поселений на берегу Чудского озера, известно по письменным ист. с 1582. Древнее поселение, расположенное на мызе Кавасту, стало центром стар-дцев-федосеевцев в Причудье. В 1785 здесь была освящена просторная дерев. моленная. К 1833 в дер. насчитывалось ок. 350 стар-дцев разного сословия и ок. сотни казенных крестьян, кот. с 1835 действовали как община. В сер. XIX в. было судебное разбирательство по поводу изобличения стар. наст. в перекрещении православных в стар-ство, по кот. проходил и воронейский наст. Иван Никитин. Он считался старшим среди стар-дцев Дерптского у. К нач. XX в. моленная обветшала, и по инициативе С. Фомина на собранные от прихожан средства губ. архитектору В. Шиллингу было поручено составить проект новой моленной. Вместо старой дерев. моленной выстроен кирпичный храм, освященный 15 июня 1903. В этот период повышается грамотность среди местных стар-дцев, с 1913 начало работу одноклассное министерское училище.

 

В Эстонии ВО зарегистрирована в 1924 (Varnja vanaususliste ühing 25. 11. 24, Nr. 1915), затем прошла перерегистрацию в 1926 и 1936 (Varnja vanaususliste ühing 6.03.26. Nr. 3; Varnja Vanaususliste Usuuhing, Peipsiaarse vald. reg. Nr. 109). K 1930 в ней насчитывалось до 920 прихожан. Наст. служил дух. о. Симеон Кузнецов, предс. совета ВО избран Я. X. Кузнецов, секретарем - Т. ГАМ-ЗИН. Заметным событием в жизни общины был VII стар. съезд СЦ Эстонии, состоявшийся 19-20 окт. 1930, на кот. присутствовали почетные гости из Польши и Латвии.

 

В сов. время общинная жизнь пришла в упадок и ее восстановление пришлось на нач. 1990-х. В быв. школьном здании, в кот. во времена оккупации находился узел связи, образован семейный клуб. Открыт небольшой музей стар. быта. 15 июня 2003 праздновалось 100-летие Воронейского храма при стечении множества прихожан и почетных гостей. Крестным ходом руководили Матвей Коробов, Макар Куткин и Трофим Редкин. В настоящее время наст. ВО является дух. о. Василий Ремец, предс. правления избрана Зоя Ивановна Куткина.

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 384. Оп. 1. Д. 2323; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1376, 1524; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 274, 368. Лит.: Гришаков В. Л., "Старообрядческому храму в деревне Варанья— 100", Меч духовный, 2003, июль, август, сентябрь, с. 5; Nuust V., "Vanausu Varnja puhakoda tahistas sajandat sunnipaeva", Tartu Postimees, 17. 06. 2003. Г. Пономарева


"ВОСКРЕСЕНИЕ" - стар. молодежный хор. Создан решением совета 1-й Д-пилсской (Новостроенской) общины от 1 февр. 1997. Первым руковод. хора была старейшая прихожанка храма Рождества Богородицы и святителя Николы головщица правого клироса Евгения Маркиановна Григорьева (о 1920), кот. с детства запомнила мн. дух. стихи, в молодости неоднократно выступала с их исполнением на фестивалях дух. песнопений. E. M. Григорьева является наследницей певческих традиций двинского Кружка ревнителей старины, кот. руководил в 1930-е Аркадий Денисович Макеев. Свои знания она и передала молодежному хору. Нынешний руковод. хора Илья Алексиевич Жилко - ее достойный ученик и преемник. При создании хора перед молодыми причетниками была поставлена задача, определившая их дальнейшую деятельность: собрать дух. стихи, сохранившиеся в памяти у стар-дцев Д-пилса и его окрестностей. Т. о., хористы выступили в роли фольклорных собирателей и художественных реставраторов исчезающих из памяти людей древних песнопений, бережного их сохранения и популяризации на певческих мероприятиях. На сегодняшний день в репертуаре хора более 30 песенных текстов, часть из кот. вошла в состав компакт-диска, выпущенного в Р. (2002). С самого начала возникновения стар. молодежный хор активно выступает на мероприятиях своей общины, фестивалях дух. музыки в Д-пилсе и за его пределами (в Р., Вентспилсе, Рез., Прейли и др. городах Латвии). В 2000 хор выезжал в Ольштын (Польша); в 2001-2003 трижды выступал в Эстонии (в Причудьи, Таллинне, Тарту). Хор - неоднократный лауреат международных певческих фестивалей, отмечен похвальными отзывами в гор. и республиканской периодике, в стар. печати.

·        Лит.: о. А. Жилко, "Духовные стихи в старообрядческой среде в Латвии", Бобровские чтения. Резекне, 1999, с. 41; СЦК 1998, с. 61; СЦК 1999, с. 70. Э.Мекш


ВОССТАНИЕ 1863 В ЛИТВЕ И ЛАТГАЛИИ И СТАРООБРЯДЦЫ. В 1863 - национально-освободительное восстание в янв. 1863-мае 1864 в Царстве Польском, Лит., Латгалии, части Бел., на Правобережной Украине, направленное против царской Рос. и на восстановление Речи Посполитой; подготовлено тайным польск. Центральным национальным комитетом. В 1864 восстание было подавлено. В устной традиции стар-дцев Литвы до сих пор фиксируется память о "мятеже".

 

К концу правления имп. Николая I отношения между балтийскими староверами и властью были напряженными. Однако при Александре II и особенно со времени польско-литов. восстания 1863 началось постепенное сближение: немало стар-дцев так наз. Сев.-Зап. края (Литва, Латгалия и часть Бел.) приняли сторону царского прав-ства и пошли с оружием в руках против повстанцев. Современники были заинтригованы таким поведением стар-дцев, поскольку не могли понять, была ли это "жакерия" крестьян-стар-цев против польских помещиков или причина крылась также в "национальной борьбе" между рус. и поляками.

 

В действительности участие староверов в восстании на стороне властей объясняется следующими обстоятельствами. С одной стороны, постепенно ухудшались отношения между крестьянами-стар-цами и польск. помещиками - их бывшими защитниками, что уже доказано историками. С др. стороны, стар-дцы возлагали особые надежды на Александра II - они были связаны со смягчением политики по отношению к "раскольникам" и уничтожением крепостничества. Выражение "Царь Освободитель" имело вполне конкретный смысл для 4000 стар-дцев Двинского у., поскольку при Николае I они были завербованы в аракчеевские военные поселения и присоединены к правосл. В 1856 военные поселения были распущены, а в 1861 крестьяне снова вернулись в староверие. Эти бывшие солдаты и стали основой патриотического движения среди стар-цев края.

 

В нач. 1863 восстание вспыхнуло и в Вил. и Ков. губ., весной предполагалось распространение восстания на Латгалию: 13 апр. 1863 отряд графа Плятера атаковал и захватил обоз оружия, направлявшийся к Двинской крепости. Но местные стар-дцы в свою очередь перехватили этот обоз у повстанцев, а арестованных сдали царским властям. 14 апр. они начали преследование тех польских дворян, кот. подозревали в помощи "мятежникам". Крестьяне др. вероисповеданий в у., следуя примеру староверов, также начали грабить дворянские усадьбы. В мае 1863 в "патриотическую жакерию" включились правосл. крестьяне Могилевской губ. Так "разыгрался" неожиданный сценарий: дер. "загорелась" в пользу властей.

 

А. Герцен и Н. Огарёв писали по этому поводу о жакерии, организованной властями: местные власти попросили у стар-дцев помощи в борьбе с повстанцами, распространяя устрашающие слухи. Но документы противоречат идее о такой манипуляции: события происходили спонтанно и объясняются случайным стечением обстоятельств. Во-первых, 14 апр. 1863 выпало на третье воскресенье по Пасхе: в стар. общинах отмечали Воскресение Христово. Во-вторых, как уже указывалось, речь идет о крестьянах бывшего военного поселения, кот. питали особую привязанность к Александру П, освободившему их от двойного ярма - армии и православия, а "шайка" графа Плятера восстала против их Царя Освободителя. Кроме того, имя самого Плятера символизировало период ухудшения отношений между стар-дцами и польскими помещиками в первой пол. XIX в., когда их вербовали в названные военные поселения; поэтому у стар-дцев Двинского у. были свои личные причины для недовольства Плятером, управлявшим гос. имением, в кот. жили староверы. Благодаря военной сноровке, полученной во время проживания в поселениях, они могли легко взять реванш за прошлое.

 

Впрочем власти были скорее напуганы, чем воодушевлены "жакерией". Стремясь взять ситуацию под свой контроль, 22 апр. 1863 прав-ство издало правила для учреждения милиции, создававшейся правлениями крестьянских обществ, но во главе с унтер-офицерами. Ее целью была защита дер., дорог и мостов. Такие отряды сельской милиции создавались во всем крае. В милицию привлекались крестьяне всех вероисповеданий. Однако часть стар-дцев продолжала борьбу против повстанцев — они создавали свои отдельные отряды. В мае 1863 представители местных стар-дцев предложили Вил. ген.-губ. М. Муравьеву создать конную милицию по примеру казацких отрядов. Набор производился не крестьянскими правлениями, а самими стар-дцами. Так были созданы три отряда по сто чел. под руководством донских казаков (их назначало военное начальство). Они должны были охранять железную дорогу. Др. часть стар-дцев, проживающая вне компактных мест стар. поселения, предпочитала действовать вне сельских караулов, созданных крестьянскими правлениями; тогда некот. стар-дцы помогали правит. войскам, предлагая услуги проводников.

 

Как видим, в нежелании смешиваться с иноверцами обнаруживается приоритет религ. установок над социальными (не было крестьянской солидарности) и над национальным (рус. правосл. и стар-дцы не боролись вместе), поэтому движение стар-дцев нельзя назвать ни национальной борьбой -чувство принадлежности к рус. народу пока было слабее, чем религ. привязанность, ни социальной борьбой — инициаторы движения, двинские староверы, были гос. крестьянами, а не частновладельческими. Гл. причиной борьбы стар-дцев была преданность царю-освободителю, почти мистическая самоотверженность, поскольку восшествие на трон "доброго царя", положившего конец "династии Антихристов", возвещало новую эру.

 

Но повстанцы, как и рос. власти, стереотипно видели в лице стар-дцев представителей рус. народа. Начиная с весны 1863 повстанцы нападали на стар. и правосл. дер. без различия: несколько рус. крестьян, обвиненных в сотрудничестве с царской армией, были повешены. Известен случай, происшедший в дер. Ибенай (Ков. у.), в окрестностях кот. находился стар. хутор. Ночью с 6 на 7 авг. 1863 отряд повстанцев казнил местных стар-дцев: были повешены 11 мужчин. Эти карательные акции также были нацелены на прямое устранение путем угроз и устрашения рус. сельского населения или хотя бы разрыв арендных соглашений с помещиками, поддерживающими восстание, и уход рус. на др. места жительства (в 1863 ок. 5000 семей староверов и правосл. арендовали земли польских дворян в Литве и Латгалии). В июне 1863 Вил. ген.-губ. М. Муравьев запретил сгонять с земли рус. арендаторов, но эта мера была бессильна против устрашения. С авг. 1863 власти были вынуждены организовывать переселение рус. семей на гос. земли. В свою очередь эти попытки смещения с частных владений заставили царскую власть расценивать стар-дцев как лояльных поданных, принадлежащих к рус. народу. М. Муравьев видел в них подлинных представителей рус. народности в крае, кот. смогли сохранить свой яз. и традиции, несмотря на изоляцию в катол. и польской среде.

 

После подавления восстания начался новый период отношений между балтийскими стар-цами и царской властью, не принесший однако стар-дцам края (до 1905) религ. свободы .

·        Ист.: LVIA. Р. 378. BS 1864 т. В. 248; LVIA. F. 439. Ар, 1. В. 30; LVIA. F. 378. BS 1863 т. В. 1393; LVIA. F. 378. BS 1864 т. В. 313; LVIA. F. 378. BS 1864 т. В. 248. Лит.: Брежго Б. Р., Очерки по истории крестьянских движений в Латгалии, 1577-1907. Рига, 1956; Долбилов М., "Культурная идиома возрождения России как фактор имперской политики в Северо-Западном крае в 1863—1865 гг.", Ab Imperio, 2001, № 1-2; Дружинин H. M., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1. Москва, 1958; Заварина А. А., Русское население восточной Латвии во второй половине XIX—начале XX века. Историко-этнографический очерк. Рига, 1986. И. Леклер

Категория: В | Добавил: - (2008.05.05)
Просмотров: 2287

Copyright MyCorp © 2024