ВИЛЬНЮССКАЯ (ВИЛЕНСКАЯ) ОБЩИНА - один из
значительных центров стар-ства и одна из самых крупных поморских общин в
балтийских странах и Польше. Основана в 1830 (по др. данным в 1825). До 1905
подъем религ. жизни ВО сопровождался определенными трудностями из-за жестких
антистар. законов Рос. имп. Моленная была сооружена в 1830 и занимала отдельную
половину дерев. дома на кладбищенской земле, ранее приобретенной и подаренной
ВО стар. купцами Андобургским и А. Я. Новиковым (во втор. была квартира
дух. о.). На прошение о разрешении строительства стар. храма, поданное в 1825,
местные власти ответили отказом. Первым дух. наст. был О. А. Андреев. В
1830-х ВО насчитывала более 250 прихожан (ок. 45 семейств). В 1820-х в Вил. у.
проживало ок. 3200 рус. "податного сословия" (неполные данные;
большинство - стар-дцы).
Получив официальное разрешение на повседневные молитвы и
богослужения в доме-храме (1835), весной 1838 ВО закончила перестройку храма,
расширив его в длину и ширину. Между тем община постепенно росла. Поэтому,
благодаря щедрым лептам купца Егорова и пожертвованиям др. общин и лиц, здание
храма в 1870 было еще раз перестроено, сам храм увеличен, а для нужд причта
построен отдельный дерев. флигель с пристройками. В 1875 арендуемый участок
земли, на кот. располагалось стар. кладбище, Вил. гор. управой был передан в
вечное пользование ВО. В память об увековечении избавления 2 апр. 1879 от
покушения на имп. Александра II в апр. того же года под особо устроенным
навесом были установлены колокола и производился колокольный звон (в 1882 сняты
по требованию нового вил. губ.).
В 1880-х ВО насчитывала до 3,5 тыс. прихожан и включала
жит. города, а также 4 станов Вил. у. Все они были, по словам вил. губ. А.
Жемчужникова, "поморской секты, приемлющей браки". За пятьдесят лет
своего существования молитвенный дом обветшал и своими размерами далеко не
отвечал потребностям ВО. Хотя в редких случаях центр. власти и делали
исключения, законы запрещали строить новые стар. храмы. Поэтому вил. стар-дцы
решили устроить свой храм в новом здании богадельни, строительство кот.
затянулось из-за вмешательства властей. 1 июня 1882 Вил. гор. управа разрешила
построить каменную богадельню при ВО. Строительство началось, но новый вил.
губ. приостановил работы, так как выяснилось, что стар-дцы намерены устроить
здесь "тайную молельню". Спустя год, после выхода нового указа Сената
(май 1883), предоставившего староверам некот. права по отправлению дух. треб,
было получено разрешение местных властей на перенесение молельни в здание
богадельни. Однако оно не было осуществлено. В 1880-х группа стар-дцев во главе
с наст. Лазарем Ивановским безуспешно пыталась получить от властей разрешение
перенести храм в новое здание богадельни им. Г. Ломоносова.
На щедрые пожертвования руковод. ВО Г. С. Ломоносова к
1886 построено одноэтажное каменное здание богадельни для престарелых и больных
прихожан. По данным вил. полицмейстера, в 1899 здесь проживало 12 чел. В 1891 в
ВО поступило пожертвование в размере 1200 руб. от московского купца Викулы
Елисеевича Морозова (• 1894; ВО о нем совершала поминовение) на
благоустройство храма и вечное поминовение души его сына Федора (• 1891).
В нач. XX в. ВО стала крупным центром поморского согласия.
В 1900 новому попечителю ВО Аристарху Пимонову удалось получить
разрешение Сената и вил. ген.-губ. Троцкого на перестройку каменного здания
богадельни в храм, куда планировалось перенести его из дерев. молельни. 14 окт.
1901, в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось
торжест. освящение нового храма с великолепным внутренним убранством и иконостасом,
и перенесение Евангелия и икон из старого. Наряду с иконами старинного
письма, были новые, написанные по заказу местным иконописцем Ф. Романовым.
Одновременно, 14-16 окт., в храме состоялся первый местный съезд дух. наст. под
председательством тульского наст. Д. В. Батова, саратовского начетчика
Т. Худошина и попечителя общины А. Пимонова.
Манифест о веротерпимости (1905) и указ о стар. общинах
(1906), легализовавший стар. орг-ции, коренным образом изменил положение
староверов. Активизировалась религ. и обществ. деятельность ВО. В 1906 храм
окончательно обрел внешний вид церкви. С возведенной заново колокольни раздался
торжест. благовест. 25-27 янв. 1906 состоялся съезд стар-дцев Сев.-зап.,
Привислинского и Прибалтийского краев и др. городов Рос. имп. под
председательством А. Пимонова, в кот. участвовало 378 чел. На съезде
восторжествовала идея сотрудничества с др. поморцами, обсуждались
вопросы гражданских прав дух. о., внутр. благоустройства храмов, деятельности общин
и стар. братств, открытия школ. ВО активно участвовала в подготовке и
проведении 1 -го Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве
(1909), в деятельности Совета Всероссийских Соборов и Съездов поморцев,
приемлющих брак (А. Пимонов был зам. предс, наст. С. Егупёнок - членом
этого Совета).
15 марта 1907 ВО впервые зарегистрирована властями; на
общем собрании прихожан избран ее новый совет во главе с А.
Пимоновым и
разработан устав (утвержден властями 28 окт. 1907). Прихожане жили не только в
самом городе, но и в его пригородах, и дальше, в окрестностях был целый мир
стар. дер.: Ново-Ильинск, Гуры, Рассказы, Пурнушки, Нескучное и пр. В 1908 при
храме построено дер. здание для
причта, где устроены квартиры для двух
наст. и помещения для приходской школы. В 1912 при ВО открыта народная школа
(руковод. Е. Михайловский), кот. существовала до 1915. Огромная заслуга в
материальной поддержке и дух. сплочении ВО принадлежит роду
Пимоновых.
До 1915 служили наст. О. А. Андреев (1830-?), Семен
Матвеевич Мякиньков (1860-1870-е), Яков Тимофеев, Макарий Ефремов, Лазарь
Ивановский (нач. 1880-х-после 1907), Василий Тимофеев (видимо, Василий
Тимофеевич (?) Андреев, • 1887, похоронен на Вил. кладбище), Леонтий Петров
(1880-е—1900-е), Т. Яковлев (1880-е-1915, 1918-1926), М. О. Андреев (1890?-1901),
уважаемый и любимый многими прихожанами, и С. Егупёнок (1906-1915,
1918-1934). Головщиком церк. хора был И. Ф. Федоров (• 1921), обучавший
в тайной школе (до 1905) молодежь основам религии, церковнослав. яз., пению.
В нач. 1-й мировой войны ВО организовала при своем храме
пункт питания для беженцев стар-дцев, гл. обр. из Сувалкской губ. Осенью 1915 в
связи с наступлением германских войск храм лишился колоколов (эта утрата
восстановлена лишь в 1931) и опустел. Наст. и мн. прихожане стали беженцами,
покинули родные места и город; мн. отправились в Оренбург, в имение братьев Пимоновых,
где для них были приготовлены бараки, питание, квартиры и построен храм.
Все постройки ВО были заняты вошедшими в город немецкими войсками для военных
надобностей; стар. кладбище подверглось осквернению. С приходом к власти в Рос.
большевиков, конфисковавших все банковские вклады, ВО лишилась своих денежных
сбережений и средств и обеднела.
1920-1939 для религ. жизни ВО были наиболее благополучными за
всю ее историю, хотя в первые годы после войны материальное положение общины и
прихожан было незавидным. В ВО постоянно служили два наст., действовал совет во
главе с авторитетными лидерами, активно участвовавшими и в обществ.-полит,
жизни Польши. Здесь регулярно проходили соборы, курсы по подготовке
вероучителей и пр. В 1922 заново открыта стар. школа, в 1932 ставшая гос.
школой с семилетним сроком обучения (попечитель - И. Пимонова; заведующая
К. Я. Ветренко-Урбанович; в 1929 - обучалось ок. 200 учеников; в 1937 -
306; действовала до 1940; с 1 окт. 1930 на окраине города (Лосева дача)
открылось отделение школы; далее учебу дети продолжали в рус. гимназии им.
А.Пушкина). 14—16 окт. 1925 в ВО состоялся 1-й Всепольский съезд стар-дцев, на
кот. участвовали представители всех общин страны (втор. состоялся в 1930,
третий - в 1936). Собор избрал ВСС в Польше во главе с Арс. Пимоновым
и ДС, подготовил проект устава, регулирующего правовое положение Вост. СЦ в
Польше (утвержден президентом в 1928). 20 июня 1930 вил. храм посетил президент
Польши И. Мосьцицкий, ставший первым и единственным главой гос-ва, посетившим
ВО. В 1930 ВО торжест. отметила 100-летие своего существования; на торжества
прибыли представители всех стар. общин Польши, стар-дцы из Латвии, Эстонии и
Германии, а также представители прав-ства. и Вил. воеводства в лице воеводы В.
Радкевича и др. В нач. 1930-х в ВО было 4602 прихожанина; предс. совета - Арс. Пимонов
(1918— 1939), наст. - Т. К. Яковлев (• 27 янв. 1926), прослуживший
здесь более сорока лет и пользовавшийся большим уважением, после него - дух. о.
С. Ф. Егупёнок (1906-1915, 1918-1934), М. П. Шалкин (1929-1967) и
Ф. С. Кузнецов (1926-1965), преподававший детям стар-дцев Закон Божий в
двух правит. школах и рус. гимназии им. А. Пушкина в Вил. В 1927 в храме
произведен ремонт: обновлен лепной орнамент на внутренних стенах в древнерус.
стиле, на потолке изображен рельефный восьмиконечный крест, приобретено
36-свечное паникадило (дар В. Пимонова). В 1928 при вил. храме
организован хор певчих под управлением П. М. Антонова, разделенный по клиросам
на мужской и женский. В 1929 ВО пригласила иконописца И. И. Михайлова, проработавшего
в общине долгие годы и украсившего до 1940 иконостас, притвор вил.
храма. В 1930 при ВО создан Дамский благотворительный комитет. С 3 июля
по 9 авг. 1930 в ВО прошли 1-е педагогические курсы по подготовке стар.
вероучителей, обучающих детей стар-дцев Закону Божию в правит. школах
(руковод. Б. Пимонов; 2-е состоялись в июле 1932, 3-и -в 1936). В
1930—1931 один из церк. домов переустроен под приют-богадельню для беднейших
прихожан (рассчитан на 20 чел.; крупное пожертвование семьи Арс. Пимонова), также
открыта столовая для нуждающихся прихожан ВО, в кот. лишь с 3 февр. 1930 по 15
мая 1931 выдано более 22 тыс. бесплатных обедов.
В 1932 в ВО создана библиотека-читальня, имевшая тогда 226
книг. С февр. 1933 при ВО действовал Кружок старообрядческой молодёжи. В
сент. 1938 ВО торжест. отметила 10-летие принятия закона о правовом положении
Вост. СЦ в Польше. По окончании юбилейных торжеств 13-15 сент. 1938 состоялось Межгосударственное
совещание стар-дцев Литвы, Латвии, Польши, и Эстонии. Его участники решили
созвать первый после войны стар. собор с участием официальных представителей
органов управления СЦ в странах, находящихся вне пределов СССР; избрана
комиссия по подготовке собора СЦ в Балтии и Польше.
Предс. совета ВО Арс. Пимонов был сенатором Польши;
Б. Пимонов, зам. предс. ВО, трижды избирался депутатом Сейма, а также
принимал деятельное участие в жизни рус. меньшинства Польши. Это придавало
большой вес и ВО. В янв. 1939 умер Арс. Пимонов, авторитет кот. и
заслуги перед ВО в деле религ.-общест. подъема стар-ства очень велики. И. о.
предс. ВСС в Польше стал Б. Пимонов.
В годы 2-й мировой войны ВО понесла тяжелые потери. После
присоединения Вил. края к Литве (окт. 1939) упразднен ВСС в Польше (нояб.
1939), а один из его членов -Б. А. Пимонов - кооптирован в состав ЦСС
Литвы, наст. Ф. С. Кузнецов - в состав ДС. ВО стала частью СЦ Литвы.
Оккупация Литвы 15 июня 1940, аресты ее жителей и советизация резко осложнили и
ограничили деятельность как ВО, так и всей СПЦ. Некот. прихожане ВО были
арестованы, часть была вынуждена эмигрировать на запад; большая часть имущества
была национализирована, закрыта стар. школа, запрещено преподавание религии в
гос. школах и т. п. Во время войны между СССР и Германией часть стар-дцев
сражалась в сов. армии, в отрядах сов. партизан; многие погибли. Прихожане
сумели сохранить церк. имущество вил. храма от разграбления нацистами; его здание
пострадало, но все-таки уцелело от разрушения и взрыва при отступлении немецких
войск. В 1945—1948 произведен довольно большой ремонт храма.
В сов. период ВО по прежнему оставалась центром объединения
стар-ства, поскольку здесь находился ВСС в Литов. ССР. ВО также была
одной из наиболее авторитетных поморских общин в балтийском регионе и во всем
СССР, хотя ее деятельность жестко и с особенным усердием контролировали сов.
власти. Церк., религ.-обществ, и издательская деятельность ВО была тесно
переплетена с работой ВСС в Литов. ССР. В конце 1944-1949 ВСС был
инициатором объединительного движения внутри поморского согласия в СССР, грубо
прерванного властями. Заседания ВСС проходили в ВО.
Начиная с 1950-х по 1980-е ВО постоянно росла за счет
натурального прироста населения и переселения стар-дцев в город из разных мест
Литвы, гл. обр. из сельской местности. В 1950 в ВО было ок. 4 тыс. прихожан, в
1980-ок. 7 тыс., в 1990-до 10 тыс. (по др. сведениям до 15 тыс.). До нач.
1990-х в общине служили два наст. Дух. о. были Ф. С. Кузнецов (1926-1965),
прослуживший здесь более сорока лет и с 1949 одновременно являвшийся предс. ВСС
в Литов. ССР, и предс. ДС М. П. Шалкин (1929-1967); в 1950 зам.
наст. избран Иван Калинович Пеганов для обслуживания окрестных дер., принадлежащих
ВО. Позже служили наст. С. Ф. Кузнецов (1965-1966), И. Т. Абрамов (1966-1969),
Н. А. Прусаков (1970-1990), член президиума ВСС в Литов. ССР и
ДК, П. Ф. Жемчугов (1970-1973), А. В. Бояров (1973-1992), член ВСС в
Литов. ССР и ДК. В нач. 1980-х при храме имелся хор певцов и певиц под
управлением головщиков Ф. В. Емельянова и Т. Е. Афанасьева.
После знаменитых братьев Пимоновых во главе совета
ВО стояли Ф. Р. Толкачёв (1939-1963), В.Ф-Емельянов (1963-1965), П, И. Петров
(1965-1969), А. В. Бояров (1969-1973), A.Ф. Федоров (1973-1978), В.
Д. Панцырев (1978-1988), Е. П. Поташов, А. Протоков, B.Калесников, М. Я.
Семенов (1994-2002), Г. Бояров (с 2002).
В сов. период руководство ВО совместно с ВСС в Лит. ССР в
тяжелых условиях трудилось на благо СПЦ, во имя ее сохранения и укрепления,
хотя некот. заявления ее лидеров носили открыто полит. характер и отражали
официальную сов. линию (признание в 1948 сов. власти как богоустановленной,
несмотря на широкие репрессии против верующих и наст., декларации о свободе религии
в СССР, участие в так наз. движении за мир, и т. п.). 14 окт. 1966 в Покровском
храме Вил. прошел собор, посвященный 300-летию стар-ства (не все соглашались с
подобным толкованием начала староверия), с участием общин Литвы, Латвии,
Эстонии, Москвы, Ленинграда, Краснодарского края, Сибири. Следующие
представительные соборы состоялись также в Вил. 14 июля 1974 и 31 июля 1988.
Представители ВО принимали участие во встречах с литов. прав-ством, в различных
конференциях и совещаниях, в международных церк. конференциях; тема одной была
борьба за мир, другой - 400-летие установления в Рос. патриаршества (1979).
В 1970-1980-е Покровский храм вновь основательно
ремонтировался и благоустраивался: построен 2-этажный кирпичный дом, в кот. в настоящее
время находятся канцелярия ВСС и квартиры для наст., замощен церк. двор. Все
это совершено благодаря стараниям предс. ВО, их помощников на пожертвования
самих прихожан. Несмотря на жесткий контроль и насаждение атеистического
воспитания, ВО, как и СПЦ, в сов. годы выстояла. Празднование Тысячелетия
Крещения Руси обозначило важное изменение политики сов. властей в отношении
религии. 31 июля 1988 в Вил. торжест. прошел собор СПЦ.
Провозглашение восстановления независимости Литвы 11 марта
1990 начало новую эру для СПЦ и ВО в частности. Ныне ВО является наиболее
крупной поморской общиной и важнейшим дух. центром поморцев Литвы, а также
балтийских стран. В Вил. состоялись шесть соборов стар-дцев Литвы (в 1996-1999,
2002 и 2003).
В конце 1980-х и первой пол. 1990-х значительно возросло
количество крещений, а также людей, посещающих богослужения, особенно во время
гл. религ. праздников. В 1990 старанием наст. А. В. Боярова при Вил.
храме была открыта воскресная религ.-просвет. школа, позже — кружок церк. пения
(ныне - руковод. Д. С. Скоробогатова-Вишенчук). В 1990-1991 был благоустроен
Покровский храм: отремонтирована внутренняя часть храма, водяное отопление
заменено на аккумуляторное, приведена в порядок террит. храма. 27 февр. 1994
был утвержден новый устав ВО.
В нач. 1990-х произошла неизбежная смена наст. К служению
приступил представитель молодого поколения наст. В. Н. Васильев (1990-июнь
2001), (и. о.) предс. ВСС в Литве. Некот. время служил наст. Е. И. Никитин
(1992—1994), предс. ДС, затем - И. Михайлов (июнь-нояб. 2001) и И. X. Ефишов
(с конца 2001), член Высшего Совета ДПЦ и ДС. Однако в эти годы возникли и
некот, проблемы, внешние и внутренние. ВО не может вернуть четыре принадлежащие
ей здания (быв. стар. школы, приюта по ул. Науйининку и др.), заселенные
жильцами, а также земельный участок при храме. В это время ВО пережила
несколько внутренних конфликтов: отлучение от молитвенного общения нескольких
прихожан, создавших с группой единомышленников и зарегистрировавших втор. Вил.
общину (1992-2001); судебные претензии втор. общины к ВО во главе с наст. В. Н.
Васильевым и предс. совета М. Я. Семеновым (1995-2001). Последний
конфликт в ВО разразился в мае и июне 2001. 3 июня 2001 общее собрание ВО
приняло дополнения к уставу общины, согласно кот. предс. Совета общины
избирается не на общем собрании, а Советом. Не отстранив предс. совета М. Я. Семенова
от должности, 10 июня совет выбрал новым предс. совета В. Постнова. В нач. 2003 ДК и Высший Совет ДПЦ постановили, что предс. совета ВО должен быть М. Я. Семенов; поскольку позже на эту должность был избран Г. Бояров, то он и является законным предс. Совета; претензии В. Постнова были признаны необоснованными (гражданский суд вынес обратное решение); дух. о. В. Н. Васильев решением ДК в февр. 2003 был отстранен от исполнения обязанностей наст. ВО и отлучен от Церкви. Не согласившись с таким решением, он возглавил с лета 2001 втор. (новую, небольшую) Вил. общину, богослужения кот. проводятся в его частном доме.
В настоящее время в Покровском храме совершается весь круг богослужений, предусмотренных Уставом. Наряду с опытными причетниками клирос посещают молодые люди. Благолепно помещение храма: на стенах - орнамент, на потолке - выпуклое изображение восьмиконечного креста, иконостас - редкий и замечательный - украшают старинные и новые образа, написанные изографами Ф. Р. Романовым, И. И. Михайловым, Г. Г. Яковлевым и др. В нач. 2000-х ВО насчитывала от 10 до 15 тыс. прихожан (ок. 4,8 тыс. исповедников).
Вил. стар. кладбище основано в конце 1820-х, имеет истор. и мемориальную ценность. Здесь похоронены мн. дух. отцы, известные деятели ДПЦ, предс. Советов и прихожане ВО и др. стар. общин Литвы. Среди них - один из основателей ВО А. Я. Новиков, предс. ВО Г. С. Ломоносов, наст. С. Ф. Егупёнок, предс. ВСС в Польше Арс. М. Пимонов, предс. ВСС Лит. ССР И. Ф. Романов, дух о. Ф. С. Кузнецов, И. И. Егоров и мн. др. Прихожане ВО также похоронены на стар. кладбищах: Карвялишкяй, Крамнишкяй, Антэжеряй (Рассказы), Вайдаголяй.
· Ист.: LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 454; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 57. L. 10-15; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 211; LVIA. F. 662. Ар. 1. В. 127. L. 142-143; LVIA. F. 378. BS 1882. B. 330; Историческое наследие (Вильнюсское старообрядческое кладбище, 7 октября 2001 г.); Труды о съезде 1906. Лит.: Барановский 1994, с. 155-163; Барановский 2001; Вестник ВСС в Польше, 1930, № 4-6; Вестник ВСС e Польше, 1931, № 2-3, с. 24; Егоров И. И., "Виленская старообрядческая община", СЦК 1949, с. 85-89; Егоров И. И., "150-летие храма Вильнюсской старообрядческой общины (1830-1980 гг.)", СЦК 1981, с. 80-81; Егоров И. И., "160-летие храма Вильнюсской старообрядческой общины", Китеж-Град, 1990, № 1, с. 31-34; Киселёв 1930; "170 лет Вильнюсской старообрядческой общине". Меч духовный, 2000, № 1; СК 1939, с. 44-45; Gumuliauskaite. 1999; Potas(enko 1993, р. 53; Sabaliauskaite. 1999, р. 27-33. В. Б., Г. П.
ВИЛЯНСКАЯ ОБЩИНА,
основана в 1922 в дер. Виляны (Рез. р-н Латвии). Спустя шесть лет дума
разрешила строительство моленной. Автор проекта архитектор П. Павлов (Рез.). Вследствие
недостатка средств возведенное в 1932 здание сильно отличалось от проекта,
доделочные работы продолжались до 1939. Освящен храм во имя Успения Пресвятой
Богородицы. В 1932 ВО насчитывала 186 прихожан, в 1940 - 222. На 1940 ее
собственность оценивалась в 5105 латов. Имелось 2,19 га земли; приход составлял
305 латов, расход - 123 лата. Служил наст. Михаил Богданов (1927-отм. в 1940).
В настоящее время службы в ВО совершаются регулярно. С мая 2002 и. о. наст. А.
Воронов. При моленной одно кладбище.
·
Ист.:
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 63, 66; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л.
161, 162, 269; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 6343. Оп. 13. Д. 99. Л.
1, 2. В. Никонов
ВИШНЯКОВ Кир Миронович - наст. Единцовской
поморской общины (Республика Молдова). Участник собора СПЦ 1988 в Вил.
Был избран членом ДК при ВСС в Литов. ССР.
·
Лит.:
Деяния собора 1991, с. 48. В.Б.
ВЛАДИМИРОВ Николай
Евстафиевич (о 1965, Радвилишкис, Литва) - наст. Паневежской общины и
член Высшего Совета ДПЦ Литвы. С шести лет посещал клирос, обучался церк.
службе у своего деда - наст. С. Т. Скоробогатова. В 1983-1985 служил в
сов. армии. В 1993 закончил истор. факультет Киевского гос. университета.
Работал в научных учреждениях Киева. В. имеет несколько публикаций по
книговедению. 26 дек. 1999 В. избран и. о. наст. Паневежской общины. 20 авг.
2000 благословлен на отечество наст. Клайпедской общины Г. Л. Легензовым
в сослужении наст. Е. И. Никитина и И. X. Ефишова. Молодой
наст. принял общину, ведущую свою историю с 1825 и насчитывающую ок. 500
прихожан. Участник соборов ДПЦ Литвы (февр. 2002 и авг. 2003). С февр. 2002
член Высшего Совета ДПЦ.
·
Лит.:
СПЦК 2001, с. 124. В.Б.
ВЛАСОВ Михаил
Александрович (о 1875, близ местечка Абели; ныне Обяляй, Рокишкский р-н
Литвы; • 1956) - наст. Прейльской общины (Латвия). Окончил народную
школу. С 1905 жил в Р., постигал ремёсла, занимался дух. самообразованием.
Собрал личную библиотеку. Разъезжал по Рос. Участник прений с представителями господствовавшей
Церкви, сподвижник видного деятеля староверия В. Яксанова. Во мн.
местах, вплоть до Алтая и Сибири, был известен как советчик и толкователь
догматов древлеправославия. С 1926 - наст. Застенковской общины под Д-пилсом.
Затем служил в РГСО и Прейльской общине.
·
Лит.:
СЦК 1956, с. 114. В.Б.