БИРЮЛИН Михаил Евстратьевич (?1906; • 1989) — наст. Видзовской общины (Бел.) на протяжении полувека, член ВСС в Польше, затем - член ДС и ВСС в Литое. ССР. Уроженец Видз. Получил среднее образование. В 1935 окончил курсы по подготовке вероучителей в Вил. Принимал активное участие в деятельности Вост. СЦ в Польше (до 1939). На 3-м Всепольском соборе стар-дцев (1936) избран членом ВСС в Польше. С 1940 - наст. Видзовской общины.
В 1935-1962 - также предс. Видзовской общины. В 1945 на съезде наст. в Вил. избран членом ДС при ВСС в Литое. ССР. Участник соборов СПЦ 1966, 1974 и 1988. Трижды награжден Почетной грамотой ВСС в Литое. ССР. Пользовался среди прихожан и дух. о. большим уважением. Имел глубокие познания Св. Писания, творений основоположников Св. Церкви. Автор нескольких статей в СЦК на 1976 и 1987. Незадолго до смерти вошел в редколлегию журнала "Китеж-Град ".
· Лит.: СЦК 1973, с. 75; Китеж-град, 1990, № 2, с. 43; Деяния собора 1991. В. Б., Г. П
БЛИЖНЕВСКАЯ ОБЩИНА. (Реж. у. Вит. губ.; ныне Лудзенский р-н Латвии). На 1912 числилась как федосеевская. Согласно данным 1920-1930-х, БО основана в 1780 или в 1825. По архивным документам, в сер. ХIХ в. была моленная. В нояб. 1851 Витебский секретный совещательный комитет "положил" запечатать 14 моленных Реж. у., в т.ч. Малиновскую (Ближневскую). Др. упоминание относится к 1898. В 1906 ее убирают, а на др. стороне земельного участка, на обществ. деньги, началось строительство нового храма. Ответственный - И. К. Грязнов. Ближневская и соседняя Девятницкая моленные обслуживали довольно большой регион: Вайвадовская вол. Реж. у., где в 19 населенных пунктах проживало 596 душ, и Рунданская вол. Люцинского у., где в 29 населенных пунктах проживало 1287 чел. (1904). При моленной построена отдельно стоящая, красного кирпича, колокольня. В 1907-1910 подвешено три колокола (52, 25 и 19 пудов), сохранившиеся по сей день. Пожар в 1922 повредил здание храма. Его последствия были ликвидированы только к 1926, и моленная восстановлена. В 1912 БО насчитывала 1032 прихожанина, в 1929 -1200, в 1939 - 1254. В 1939 ее собственность оценивалась в 11710 латов. Имелось 1,2 га земли; приход составлял 818,62 лата, расход- 801,13 лата. Служили наст.: Даниил Афанасьев (отм. в 1888), Евстафий Тимашев (отм. в 1904), Савва Лазарев (отм. в 1910-1914), Семион Федоренко (отм. в 1921), Иван Трофимов (1925-?), Фирс Ершов (1932-?). В настоящее время наст. отсутствует; службы совершаются эпизодически, несколькими оставшимися певчими.
Храму принадлежат четыре кладбища. Особо следует отметить Ближневское кладбище, где сохранилось относительно мн. памятников втор. пол. XIX в.
· Ист.: ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1075. Л. 1, 7, 10 об.; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 63, 66, 82, 83, 77-80; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 72. Лит.: ПЕВ, 1898, № 15-16, с. 45. В. Никонов
БОБРИШКСКАЯ (ПУЩАНСКАЯ) ОБЩИНА (дер. Пуща, Браславский пов. Вил. воеводства ВкЛ; ныне Рокишкский р-н Литвы) - первая достоверно известная стар. община на террит. совр. Литвы, основана в 1710 в дер. Пуща ок. Кряунос (ныне Рокишкский р-н), когда началась массовая эмиграции россиян в ВкЛ. Предполагаемый автор "Дегуцкого летописца" В. Золотое, пользовавшийся не дошедшими до нас местными летописными записями, писал: "В сем 1710-м году моленна в Пуще, яже есть Кревенская устроися в нач. 18-го столетия, до рижского взятия, в царствование Петра Алексеевича 1-го, и при ней настоятельство благословением Афанасия [Антония] Терентьича". Это была четвертая стар. молельня на террит. совр. балтийских стран. Первые три в дер. Лигинишках (1660), Балтруках (1699) и Володино (до 1704) построены в юго-вост. части Латвии. Дер. Пуща была на расстоянии 50-60 км в юго-западном направлении от Лигинишек, где был сооружен, видимо, первый стар. храм за пределами России. Вероятно, первые стар-дцы в нынешнем Рокишкском р-не поселились в 1670-х. В нач. XVIII в. стар-дцы, поселившиеся в Пуще, до того уже некот. время жили в Инфлянтах и Курляндии или переселились из сев.-зап. части Рос. через опорные пункты в окрестности нынешнего Д-пилса. На их непосредственную связь со староверами указывает то, что Афанасий Терентьевич из Лигинишек благословил наставничество в Пущанской общине.
В отличие от жестоких преследований в Рос, власти и местные дворяне в ВкЛ относились к стар-дцам относительно терпимо; российские беглецы пользовались здесь статусом свободных людей. Первым наст. Пущанской общины, видимо, был Афанасий Терентьевич (• 1775), обслуживавший все три известные общины. На рубеже XVII-XVIII вв. среди стар-дцев на террит. совр. Латвии и Литвы начинала устанавливаться традиция беспоповских наст. и постепенно утверждалось учение федосеевцев. Позже наст. в этой общине были Стефан Афанасьевич (1775—1792), Иван Степанович (1792-1807), оба удостоенные почетного звания общего пастыря Литвы и Курляндии, а также - Митрофан Алексеевич, Иван Кузьмич ("токарь") и Егор Герасимыч (до 1819).
После присоединения части Речи Посполитой к Рос. (1795) отношение царских властей к староверам в Литве пережило несколько разных этапов. Вначале давление имп. не было очень тяжелым, но при Николае I преследования обрушились и на местных стар-дцев. Однако в XIX в. БО (Пущанская до 1819) и ее храм не были закрыты. Возможно, этому способствовало и то обстоятельство, что храм, расположенный вдали от людных мест на полуострове озера Сартай, не привлекал особенного внимания российских чиновников и священников синодальной Церкви.
В 1819 молитвенный дом из дер. Пуща перенесен в соседнюю дер. Бобришки. В 1810 в Кревенском катол. приходе, в кот. во владениях дворянина Михала Ремера находились стар. поселения дер. Бобришки (5 семей, или 37 чел., среди них - Леоновы, Ивановы и др.), Рулеты (Пуща), Стирнишкис, Стравы (5 семей, или 40 чел., среди них -Семеновы, Ивановы, Митрофановы и др.), жил 181 стар-дец (польск. bohomoly alias starowiercy), в 1830-172. В конце 1930-х прихожане БО еще знали, что приход был основан "при Петре Великом в деревне Пуще Рулеты" и позже перенесен "из Рупет в деревню Бобришки на середину прихода". В наст. время дер. Пуща исчезла с лица земли. Почти угасла и память о точном ее местоположении. Может быть, поэтому в истор. лит. некот. время эта первая Пущанская община в Рокишкском р-не неверно отождествлялась с Пущанской общиной Аникшчяйского р-на.
Несмотря на жесткое антистар. законодательство Николая I, возобновление гонений против староверов и закрытие мн. их храмов властями в 1830-1840-х в Ков. и Вил. губ., БО сохранилась, имела своего наст. Михаила Федорова и в сер. XIX в. была одной из наиболее авторитетных в крае. Видимо, в это время БО начала признавать бессвященнословные браки и присоединилась к поморскому согласию. В 1863 чиновник П. Корецкий писал о роли этой общины в Ков. губ.: "Из оставшихся молелень [восемь стар. храмов властями были закрыты] главнейшая Рымковская, за нею - Бобришкская; они существуют еще с прошлаго столетия и пользуются особенным уважением между раскольниками [стар-дцами]. Все молельни деревянные, но построены тщательно; и хотя по наружности не видно следов их поддержки, воспрещенной законом; но нельзя не сомневаться, чтобы они могли так долго держаться без позднейших поправок".
В конце XIX и нач. XX вв. дух. о. были Т. Токарев (1884-1889), С. Митрофанов (1889 - 1894), Иван Иванович (1894-1900), Иван Васильевич Шарлич, участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906), и А. Петров (1907-1925). В 1907 БО зарегистрирована и имела свой храм в дер. Бобришки. Прихожане Ермолаев и Ларион Новиков также были участниками съезда стар-дцев Сев.-зап. края (1906).
Во время 1-й мировой войны немало местных староверов покинуло БО и эвакуировалось в глубь Рос, но позже большинство вернулось в родные места. Немного известно о БО в 1920-1930-х. В первой пол. XX в. храм ремонтировал дед и отец И. Токарева: вставлены новые окна, террит. храма окружена дерев. забором с воротами и пр. Храмовый праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 дек.). В 1939 БО насчитывала до 700 прихожан, в 1949 - ок. 750. По воспоминаниям современников, на религ. праздники собиралось очень много верующих, поэтому все в храм не помещались. Наст. тогда после А. Петрова были П. Тримайлов (1925-1928), Матвей Кулешов (1928-1935), Ф. Павлов (1935-сер. 1940-х).
В годы немецкой оккупации храм не был закрыт, но война и послевоенные годы ударили по местной общине. После 1944 повторная советизация Литвы также сопровождалась массовыми депортациями населения, среди кот. были, по устным рассказам, наст. Ф. Павлов и прихожане БО (Новиковы, Колосовы, Полотовы и др.). В 1950-1970-е постепенно сокращалась численность прихожан; коллективизация и урбанизация повлекли отъезд мн. местных рус. стар., в особенности молодежи, в Рокишкис, Д-пилс, Вил., некот. - в Ленинград, Казахстан.
После 1945 служили наст. Ануфриев (конец 1940-х), Евсевий Григорьевич Дорондов (1950-е), Е.Г. Губанов (1960-е). Позже своего дух. о. не было, но БО опекал наст. Иван Яковлевич Никитин (до 1981), потом некот. время - наст. из Д-пилса, Рокишкский наст. Г. Мурников (до 1992). В 1980-нач. 1990-х БО постепенно пришла в упадок и прекратила свое существование: стала очевидной ее малочисленность, прекратились богослужения, чему способствовали и неоднократные взломы и кражи икон, церк. утвари из храма; здание храма, лишенного икон и книг (часть их вывезена в Рокишкский краевой музей, а позже передана Рокишкской общине), сохранилось, но ветшает и разрушается. Местные стар. посещали ближайшую Рокишкскую общину. В сер. 1990-х в дер. Бобришки, Стравы (Стравай) жило несколько семей рус. стар-дцев - Токаревы, Жемчуговы и др. Один из них - Илларион Токарев (? 1915; • 1999), быв. уставщик БО, чья фотография помещена на обложке книги П. Блажявичюса "Староверы Рокишкского края" (на литов. яз.) с подписью: "Последний старовер Бобришек". Оставшиеся местные стар-дцы посещают ближайшую Рокишкскую общину.
У общины было два кладбища - в дер. Стирнишкяй и дер. Стравай. Первое, видимо, самое древнее стар. кладбище на террит. Литвы, основано в нач. XVIII в. На Стирнишкском кладбище, вероятно, похоронен первый известный стар-дец-эмигрант в Литве Трофим Иванов (• 1729 или 1733), а также наст. Иван Степанович (• 1807); могилы не сохранились.
· Ист.: ДЛ, с. 190, 206-207, 242; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 74-75; Алфавит духовный; Собрание материалов; Труды о съезде 1906, с. 1-16. Лит.: Корец-кий 1863;СЦК 1969, с. 55; Заволоко 1990, с. 155; Blaz(evic(ius 1997, р. 8,22; Поташенко 1999,1 раздел; Прозоров 2002, с. 217 Г.П.
БОБЫЛЕВ Софроний Келестинович (? 1923; • 1997) - предс. Гривской общины (Д-пилс) с 1989. Вырос в семье поморцев. Работал на мебельной фабрике, заводе мотовелоцепей. Став пенсионером, принял на себя основные заботы Гривской общины. Благодаря его усилиям отремонтирован храм.
· Лит.: СЦК 1999. В.Б.
БОГДАНОВ Михаил Иванович (? 1895, Залесье Новгородской обл.; • 1983, Ленинград) - наст. Ленинградской поморской общины в 1955-1979. С детства обучался церк. грамоте. В 1930-х переехал в Ленинград. Работал пожарником. Постоянно читал священные и святоотеческие книги, много общался и беседовал с дух. о. Евтихием Федоровичем. Во время 2-й мировой войны был санинструктором батальона, спас жизни многих бойцов. Награжден орденами. Один из организаторов возрождения стар. общин в Ленинграде.
· Лит.: СЦК 1985, с. 66. В.Б.
БОГДАНСКАЯ (ЧЕХОВЩИЗНСКАЯ) ОБЩИНА (Вилкомирский у. Вил. губ.; ныне Купишкский р-н Литвы), основана ок. 1800 в дер. Чеховщизна Вилкомирского у. Возможно, уже в конце XVIII в. стар. жили в дер. Чеховщизна Вил. воеводства ВкЛ. В 1816 рус. жили в 163 дер. и хуторах Вилкомирского у., в т. ч. в дер. Чеховщизна. Сначала молельня существовала в дер. Чеховщизна, где в нач. XIX в. жило 94 рус. "души"; в Нарбутах - 130 рус. "душ". В 1850-х, во время возобновившихся при Николае I гонений на стар-дцев, храм был разобран по распоряжению властей, якобы "за ветхостью" его. В 1863 чиновник П. Корецкий писал о положении стар-дцев Ков. губ.: "...Раскольники [стар-дцы] же уничтоженных часовен или причисляются к существующим, или обращаются в соседния губ.: Курляндскую и Виленскую, смотря по ближайшему расстоянию от мест жительства, а при отдалении молятся в домах по единочно или собираются скрытно в очередных домах, принося туда на время моления книги и иконы, кои обратно берут к себе, чтобы не оставлять доказательства нарушений запрещения собираться для молитв в домах. Бывшие же наставники уничтоженных молелен остаются назидателями своих прежних прихожан, пока не сменены новыми".
Во втор. пол. ХIХ в. на молитву собирались в дер. Богданцы (Н.-Алекс. у. Ков. губ.; ныне Багдонис Купишкского р-на). Если до 1850 наст. наезжали из др. общин, то позже, согласно истор. данным 1930-х, были свои дух. о. -К. Иванов, И. Е. Прокофьев, Еремей Егоров, Афанасий Петруев, Логин Прокофьев. Прихожане Фома Митрофанович Степанов и Артемий Прокофьев (имение Нарбутово) участвовали в съезде стар-дцев Сев.-зап. края (1906). Известно, что в 1909 дерев. храм поморцев был в дер. Богданцы. Он сгорел во время 1-й мировой войны. Кроме поморцев, в вол. были и стар-дцы, считавшие себя федосеевцами (в 1920-х местные стар-дцы принадлежали уже к поморской общине). В марте 1909 пятьдесят "семей федосеевцев" (!) просило разрешения открыть им свой храм в дер. Чеховщизна, но власти отказали им в этом, объясняя, что община не зарегистрирована, как того требует закон от 17 окт. 1906.
Вероятно, после войны стар-дцы собирались на обществ. молитву в жилом доме в дер. Чеховщизна. В 1938 в дер. Богданцы был построен каменный храм заботами Прокофьевых, А. М. Шмурягина, пожертвовавшего землю под храм; в 1939 небольшую ссуду предоставил ЦСС Литвы. Храмовый праздник - Св. Николы (22 мая). В это время служили наст.: Н. И. Васильев, Е.В. Филипов, Е. Фитингов, а в 1934—1943 - Иван Назаров, преподаваший с 1935 Закон Божий в школе для детей стар-дцев. В 1924 БО насчитывала 405 прихожан, в 1937 - ок. 500, в 1949 - ок. 600. Местные староверы славились как прекрасные плотники и столяры, жили в мире и согласии с окружающими литовцами.
В нач. войны между Германией и СССР нацисты казнили коммунистов, комсомольцев, расстреляли в Купишкской вол. сотни невинных евреев, также 23 жит. дер. Багдонис (В память о жертвах 1941-1947 в дер. построен памятник). Особенно пострадали семьи Антиповых, Архиповых, Широковых, Мурниковых. И позднее дер. теряла жит. Во время антисов. движения сопротивления угрозам и казням подверглись прежде всего те, кто поддерживал или сочувствовал сов. власти. Некот. прихожане пострадали от сталинских репрессий, были вывезены в Сибирь (впоследствии реабилитированы).
В 1940-е БО возглавлял наст. Ефимий Никитин (с сент. 1943), Попков, З.А. Сидоров (до 1949), осужденный на 10 лет за "антисов. деятельность"; в 1950 утвержден зам. наст. Ф. А. Ветренко, в 1950-е служил наст. Фаддей Иванович Жемчугов. Позже своего дух. о. не было, но общину опекал наст. И. Самуйлов из Федоришек, С. Т. Скоробогатов, обслуживавший в сер. 1970-х еще несколько общин, с 1984 — наст. Г. С. Мурников, быв. ее головщик (1960-1983) и служивший тогда в Рокишкской общине. В конце 1990-х в дер. Багдонис жило 12 рус. и немало литов. семей. Кроме того, прихожане общины проживают в окрестных дер. и хуторах, а также в Купишкисе. Дальнейшему подъему БО препятствует ее малочисленность, отсутствие своего наст. Ныне в общине ок. 60 прихожан; некот. из них постоянно в дер. не живут. Богослужения совершаются изредка, преимущественно во время престольного праздника, когда собирается большая часть прихожан. Общину обслуживает Рокишкский наст. А. М. Кудряшов. Предс. совета БО (2003) -Анна Мурникова.
Новое общинное кладбище - небольшое, основано в 1980-е и расположено недалеко от храма. Здесь похоронен дух. о. Г. С. Мурников (? 1912; • 1998). Старое, не действующее стар. кладбище находиться в дер. Каунишкис (быв. дер. Чеховщизна), основано, видимо, в XIX в.; это одно из немногих стар. кладбищ, включенных в Регистр недвижимых ценностей культуры Литвы (в 1996).
· Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 57. L. 10-15; LVA. F. 1215. Ap. 1. B. 1169. L. 14-15; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 4; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 7, 9, 26; Собрание материалов. Лит.: Корецкий 1863; СЦК 1986, с. 59; Paulauskas H., Rac(kauskas Р., Kupis(kio rajonas. Vilnius, 1990, p. 20-30; Sabaliauskaite. 1999, p. 7; Navardauskas 2003, p. 13. Г.П.
БОДРОВ Михаил Северьянович (? 1937; • 1997) - преподаватель, поэт. Выходец из стар. семьи. Получил высшее филологическое образование, был доцентом Д-пилсского педагогического университета. Оставив работу преподавателя, вернулся в родную дер. Бодровка Силмалской вол. Рез. р-на (Латвия), занялся земледелием, пытался создать для односельчан библиотеку, музей крестьянского быта, открыть дух.-кулыурную школу. Выпустил книгу стихов "Перепутья". В его честь назван цикл научно-практических конференций "Старообрядчество в Латвии: вчера, сегодня, завтра (Бодровские чтения)", организованных Рез. ассоциацией краеведов (предс. Р. Олехно). Вышло несколько сборников материалов этих конференций.
· Лит.: Бодровские чтения. Резекне, 1999; Бодровские чтения. Резекне, 2000. В.Б.
БОЛБОТУНОВ Лазарь Кирианович (? 1882 дер. Поливарок Н.-Алекс. у. Ков. губ., ныне Зарасайский р-н.; • 1975, Утенский р-н Литвы) - наст. Нечанской общины (ныне Утенский р-н Литвы). Обладая основательной церк. подготовкой, в 1941 был избран наст. и прослужил в одном храме до конца своих дней.
· Лит.: СЦК 1977. В.Б.
БОЛДАВЕШКО Леонтий Андреевич (? 15 июля 1934, дер. Вилькели, Латвия; • 29 июня 1996, Рига) - причетник и наст. ряда общин Латвии, член ЦС ДПЦ Латвии. Род. в религ. стар. семье. Отец его был головщиком в Вилькельской общине, по необходимости замещал наст. в этой общине. С раннего детства ходил в храм, обучался церковнослав. грамоте, уставу, пению. В 1951 переехал в Д-пилс, учился в Д-пилсе, Р.; работал 30 лет на Д-пилсском заводе химического волокна. Все эти годы в воскресные дни ходил на клирос в Гайковскую общину, обучался знаменному пению у Ф. Т. Куприянова, стал головщиком. В 1991 был благословлен на служение наст. в Нидеркунскую общину (Д-пилс), где прослужил до конца жизни. В 1996 решением общего собрания РГСО был приглашен служить в качестве дух. о. Скончался от сердечного приступа.
· Лит.: СПЦК 1997, с. 96. В.Б., Ил. Иванов
БОНДАРЕВ Гавриил Константинович (? 1893, дер. Матейки Н.-Алекс. у. Ков. губ.; • 1970, Зарасай) — наст. Зарасайской общины (1958-1970). С 17 лет служил головщиком Райстинишкского храма. На 33-м году жизни благословлен в наст. До 2-й мировой войны избирался членом ДК при ЦСС Литвы. Владел 28 га земли. В 1947 был осужден к 8 годам лишения свободы, вывезен в Карагандинскую обл., где находился до 1955. По возвращении служил в Райстинишкской общине, затем в Зарасай. Указом от 1989 реабилитирован. Награжден Почетной грамотой ВСС в Литое. ССР.
· Лит.: СЦК 1972, с. 78. В.Б.
БОРИСОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез. р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку. Однозначного ответа на вопрос о времени возникновения БО нет. Согласно данным Центрального комитета по делам стар-дцев в Латвии 1920-1930-х, БО основана в 1850 или 1875; в списке моленных Реж. у. (1891) указано, что храм без разрешения существовал с давних лет. Во всяком случае в 1877 в дер. Борисовка числилось 9 дворов, 2 избы и "раскольнический молитвенный дом крытый соломой". В 1912 уполномоченные БО О. Филимонов и Ф. Егоров подали прошение на утверждение проекта каменного храма взамен пришедшего в негодность, кот. и утвердили 22 мая. Строительство началось в 1912, а с 1920 уже проходили богослужения. Доделочные же работы продолжались вплоть до 1939. Это единственная моленная красного кирпича в Реж. и Люцинскому. Старую моленную снесли в 1921. Проживавший в Петербурге подрядчик Шутов прислал в моленную железную доску для звона (било) с надписью: "В память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 г." Это единственное оригинальное било в указанных уездах. В пр. же храмах использовался кусок рельса. Моленная освящена в честь Св. Николы. В 1891 БО насчитывала 200 прихожан, в 1932 - 1412, в 1939 - 1583. На 1939 ее собственность оценивалась в 10500 латов. Имелся 1 га земли; приход составлял 1339 латов, расход - 1069 латов.
Служили наст.: Флор Андреев (1910-1916), Артемий Шарак (1921-отм. в 1939). В настоящее время наст. нет. Совершаются все службы. К БО приписаны два кладбища.
· Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 63-66; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 25, 26; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 2. Д. 268; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 50. Лит.: ПЕВ, 1903, №9, с. 350. В. Никонов
БОРОВСКАЯ ОБЩИНА - название двух разных стар. общин в Латвии:
1) Боровская община (Рез. у. Латвии). В марте 1928 состоялось собрание местных стар-дцев, на кот. было принято решение о строительстве храма в местечке Боровая (Малта). 14 апр. 1928 ДК при Центральном комитете по делам стар-дцев в Латвии постановила "не возражать против открытия новой общины в местечке Боровая". Проект разработал синодальный архитектор В. М. Шервинский, размеры 15 х 8,6 м, высота по главке - 14,4 м. Строительство храма началось в 1931, дома для наст. - в 1939. Храм освящен во имя Св. Иоанна Богослова. В 1936 БО насчитывала 339 прихожан, в 1940 -403. На 1940 ее собственность оценивалась в 7143 лата. Имелось 0,52 га земли; приход составлял 1386,45 лата, расход- 845,59 лата. Служили наст.: Платон Афанасьев (отм. в 1936), М. Малов (отм. в 1939). Ныне наст. отсутствует. Службы совершаются по религ. праздникам.
· Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2446. Л. 388; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 32-34,185; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678. Л. 187. В.Никонов
2) Боровская община (Люцинский у. Вит. губ.; ныне Лудзенский р-н Латвии). В конце 1910 прихожане бывшей Девятницкой моленной решили ходатайствовать об открытии моленной в дер. Боры. Уполномоченным по делам общины стал Иринарх Юдин. Вит. губ. правление в марте 1911 утвердило "Боровскую старообрядческую общину федосеевскаго согласия"; в мае уже возвели здание моленной: "вид имеет обыкновенный 8x4x2 сажени, крыта соломой". При моленной числилось 5 кладбищ. Освящена в честь Введения Пресвятой Богородицы и Св. Николы.
В 1912 БО насчитывала 1312 прихожан, в 1932 - 1000, в 1940 - 1278. На 1940 ее собственность оценивалась в 8941 лат. Имелось 12,56 га земли; приход составлял 256 латов, расход - 256 латов. В разное время служили наст.: Иван Тимошенко (1911-1925), Семион Федоренко (1925-1930), Феодокт Белодзедов (1931-отм. в 1934), Мелентий Тимошенко (1934-отм. в 1940). В настоящее время (2004) БО не существует, заброшенное здание моленной разрушается.
· Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 102,103; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 184; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 34. Л. 28,43; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48288. Л. 72-74; ЛДНМ, № 6640. В. Никонов
БОЯРОВЫ - служители ДПЦ Литвы.
Алексей Васильевич Б. (° 1926, дер. Будд Руска, Сувалкское воеводство Польши; • 1992, Вил., Литва) -член ВСС в Литое. ССР. С детских лет постигал церковнослав. чтение, знаменное пение, богослужебный устав. В 1941 Б. со своими родителями, как тыс. др. сувалкских староверов, был перемещен в Литву. После 2-й мировой войны поселился в Вил., работал слесарем на заводе строительно-отделочных машин. Неизменно посещал храм. В 1969 был избран предс. Вил. общины. С 1973 - ее наст. Участник соборов СПЦ 1974 и 1988.
Григорий Алексеевич Б. (? 1976, Вил., СССР) - предс. совета (с апр. 2002) и головщик Вил. общины, помощник наст., внук Алексея Васильевича Боярова. В 1996-2003 - участник соборов ДПЦ Литвы. С 2002 - член Высшего Совета ДПЦ Литвы.
· Лит.: СЦК 1977, с. 76; Китеж-Град, 1990, № 2, с. 2; Деяния собора 1991. В. Б., Г. П.
БУЛАТОВ Петр Александрович (?1856; • 1946, Москва) - наст. Московской поморской общины с 1934. В мае 1945 направил сов. прав-ству приветственное письмо по случаю победы над фашистской Германией.
· Лит.: Старообрядчество 1996, с. 59. В.Б.
БУЛЫГИН Павел Петрович (? 23 янв. 1896, Владимир, Рос; • 17 февр. 1936, Асунсьон, Парагвай) - создатель староверческой колонии в Парагвае, писатель, поэт, журналист. Окончил гимназию и Александровское военное училище в Москве. Участник 1 -й мировой войны, корниловского Ледяного похода (1918), порученец адмирала Колчака в расследовании убийства царской семьи. Через Владивосток, Харбин и Белград добрался до Парижа. В 1921-1922 жил в Берлине, некот. время в Р. и К. Затем - Абиссиния, с 1924 по 1934. Здесь он - военный инструктор, управляющий гос. кофейной плантацией. Печатался в журнале "Наш огонек" (Р.), в газетах "Слово", "Сегодня", "Сегодня вечером" (Р.), "Руль" (Берлин), "Возрождение" (Париж), "Молва" (Варшава) и др. В 1934 получил приглашение стар. общины Литвы образовать рус. поселение "Балтика" (по др. сведениям "Балтия") у слияния рек Парана и Парагвай, что он и осуществил. Благодаря дружбе с президентом страны земельный участок и строительные материалы ему были выделены даром, под честное слово заплатить "когда-нибудь потом". Скоропостижно скончался близ Асунсьона. Стараниями вдовы А. Т. Булыгиной посмертно издан сборник стихотворений "Янтари", включивший поэму "Пороша", удостоенную первой премии на литературном конкурсе Союза русских писателей и журналистов в Польше (1930).
· Соч.: Стихотворения. Берлин, 1922; Янтари. Рига, 1937. Лит.: П. Пильский, "Гибель русского странника П. П. Булыгина", Сегодня, 1936, № 90, 30 марта; "Умер П. П. Булыгин", Газета для всех (Рига), 1936, № 13, 12 апр.; Словарь поэтов Русского Зарубежья, под ред. В. Крейда. Санкт-Петербург, 1999, с. 231-232. В.Б.
БУРОВ Аввакум Тимофеевич (?1905; • 1985) - наст. Исмерской общины (Рез. р-н Латвии). Основы церк. службы изучил под началом А. И. Буклагина. Служил вероучителем в местных школах. С 1944 по 1967 - работник электросетей. Собирал древние книги, поддерживал тесную связь с Институтом рус. литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде.
· Лит.: СЦК 1987, с. 61. В.Б.
БУТКУНСКАЯ ОБЩИНА (Н.-Алекс. у. Ков. губ.; ныне дер. Буткунай, Обяльская сянюния Рокишкского р-на Литвы) создана не позже нач. XX в. в дер. Буткуны (Буткунай). По устным рассказам, БО возникла в 1800. О ранней истории БО известно немного. Прихожанин Иван Егорович Ковалевский был участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). В 1909 стар. дерев. храм был в дер. Буткуны, но 15 июня 1932 сгорел.
После 1918 БО была частью СПЦ Литвы. Новый Св. Покровский дерев. храм с колокольней (на месте быв.) построен в 1933-1935 на средства прихожан. Наст. были Тимофей Никитин (1923-1927), Епифаний Яковлевич Костюков (1927-1946). Предс. совета БО - Ф. Егоров (конец 1930-х). В 1923-1939 здесь было крещено 587 детей стар-дцев; совершено 195 погребений. В 1923 БО насчитывала ок. 950 прихожан, в 1937 - 916, в 1949 - ок. 1000. В самой дер. Буткунай в 1923 было 22 стар. крестьянских хоз. и 134 жит.
Во время немецкой оккупации храм не был закрыт, но война и послевоенные годы ударили по местной общине. После войны были вывезены в Сибирь некот. прихожане БО -семья Егоровых (обратно не вернулись) и др.
В конце 1940-х БО возглавлял наст. Жемчугов, потом - дух. о. Константин Евфимович Дымин (1951-1984?), прослуживший здесь долгие годы. После него БО не имела своего наст., ее опекал Рокишкский дух. о. Г. С. Мурников, а с 1993 -А. М. Кудряшов. В 1950-1970-е постепенно сокращалась численность прихожан; коллективизация и урбанизация вызвали отъезд мн. местных рус. стар., прежде всего молодежи, в Рокишкис, Вил., Д-пилс и т. д. Поэтому некогда довольно большая БО в конце 1980-х и нач. 1990-х пришла в упадок и прекратила свое существование в силу очевидной малочисленности, не стало своего наст., пресеклись постоянные богослужения. К тому же случилось несчастье: летом 1995 храм сгорел (причина не известна). Однако остававшиеся в храме иконы и церк. утварь еще до того были вывезены в Рокишкский краевой музей, а позже переданы в Рокишкскую общину, кот. и посещают ныне оставшиеся местные стар-дцы.
У БО имеется два кладбища: в дер. Кайряляй (Сташалишки) ок. Бучюнай и в дер. Гумбишкяй. Первое стар. кладбище основано не позже 1880-х; втор., видимо, - в 1920-х.
· Ист.: LVA.F. 1215. Ар. l.B. 1169.L. 107-108;LVA.F.R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; Историческое наследие (дер. Буткунай, Рокишкский р-н, 28 авг 2001 г.). Лит.: СЦК 1977, с. 76; Труды о съезде 1906, с. 6; Blaz(evic(ius 1997, р. 23, 30-32. Г.П.
БЫКАДОРОВ Семен Терентьевич (° 27 дек. 1922, хутор Севастьянов, Милютинский р-н Ростовской обл. Рос.) — иконописец. Род. на хуторе в 50 км от Морозовска Ростовской обл. в семье донских казаков, глубоко верующих стар-дцев. С детства проявлял интерес к рисованию. Иконописец вспоминает, как в детстве разглядывая иконы в храме, он думал, что "иконы спущены с неба на веревках, и что иконы не могут быть написаны людьми". В 1942 Б. призвали на фронт. По окончании 2-й мировой войны Б. оказался в Латвии, в Саласпилсе, где разместили воинскую часть, в кот. он служил. В 1947 окончил первый курс отделения живописи Краснодарской художественно-педагогической школы. Затем продолжил обучение на отделении живописи в Рижском художественном училище им. Я. Розенталя, в кот. учился с 1948 по 1952. Во время учебы в училище Б. стал посещать богослужения в РГСО.
В 1950-е Б. начал изучать основы иконописания у Е. Кекишева (° 1892; • 1980?), ученика известного иконописца Г. Фролова. В 1950-е Б. совместно с Е. Кекишевым написал иконы "Введение в храм Богородицы" и "Фомино уверение". При этом Е. Кекишев позволял писать Б. лики, а сам писал до-личное. В 1950-е Б. написал иконы "Св. Иоанн Златоуст" и "Спас Нерукотворный" для храма РГСО. В конце 1950-х-1960-е Б. обучался реставрационному мастерству у Федора Антоновича Каликина (° 1876; • 1971) - старовера-поморца, общепризнанного реставратора станковой живописи. С 1975 проходил стажировку в музее им. Андрея Рублева в Москве и во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР). В 1978 проходил практику с группой реставраторов в древних церквях Дрогобыча (Украина). В 1984 Б. выдано удостоверение в том, что он аттестован как художник-реставратор третьей категории по специализации "темперная живопись". В 1988 проходил стажировку по реставрации станковой темперной живописи во ВНИИР. Б. стажировался во ВНИИР в целом около 5 лет, от одного до трех месяцев в год. Он отреставрировал более 100 икон в храме РГСО, в 1984-1989 - 18 икон в Горьковской стар. общине. В 1990-е реставрировал иконы и фрески (стенопись) в храме Белокриницкой общины в Новгороде, писал иконы по частным заказам и для стар. моленных г. Борисова (Бел.) и Латвии. В 2000-2003 работал над созданием икон для стар. моленных Латгалии. Сейчас он продолжает заниматься своим любимым делом - иконописанием.
На протяжении многих лет Б. интересовался творчеством Г. Е. Фролова и П. М. Софронова. Эпизодически общался с иконописцем И. И. Михайловым, на манеру письма кот. в значительной мере повлияло творчество Г. Е. Фролова и П. М. Софронова. Но более всего в своем творчестве Б. стремился следовать правилу, утвержденному для иконописцев Стоглавым собором (1551): "писати как Андрей Рублев и прочие присловущи живописцы, и от самомышления своими догадками Божества не описывати..." Поэтому в манере письма Б., в композиции, колорите, характере образов заметны особенности византийской, древнерус. живописи и влияние творчества Андрея Рублева.
Иконы письма Б. в Латвии: "Спас Нерукотворный" (1950-е), "Св. Иоанн Златоуст" (конец 1950-х), "Св. Кирил", "Просветитель славян" (200 х 66, 1968), "Св. кн. Ольга (200 х 66, 1968), два креста "Распятие" (161x107, 1968 (1969)-1972), "Владимирская Богородица" (ок. 200 х 130, 2000), "Св. Иоанн Златоуст" (ок. 200 х 130, 2000), "Св. апостол Петр" (200 х 130, 2000), "Св. апостол Павел" (200 х 130, 2000), "Праведный Ной" (200 х 130, 2001-2003), "Деисус" (2001-2003), "Богоматерь" (ок. 200 х 130), "Спас Вседержитель" (200 х 130), "Иоанн Креститель" (200 х 130), "Симеон Богоприимец" (ок. 200 х 130, 2001-2003), "Богоматерь Владимирская" (оплечный образ, 1999). В Эстонии: "Св. Никола Чудотворец" (150 х 120, 1976), "Спас Вседержитель" (164 х 130, 1976), "Спас Вседержитель" (160 х 110, ок. 1966 х 1967).
· Ист.: Интервью с С. Т. Быкадоровым. Записала В. Александрова, 21 октября 1999 г., 19 апреля 2000 г., 14 марта 2004 г.. Личный архив автора; Документы от 18 ноября 1986 г., 27 ноября 1989 г., 17 июля 1990 г., 20 октября 1990 г., 15 ноября 1990 г., 24 ноября 1990 г., Личный архив С. Т. Быкадорова; ЛГА. Ф. 1419. Оп. 3. Д.237 В. Александрова
БЫСТРОВ Аверкий Михайлович (? 1922, дер. Югерманы Рез. у. Латвии; • 22 янв. 1980, Р.) - сотрудник РГСО. Род. в стар. семье. В юные годы он прошел обучение по церковнослав. грамоте, изучил Св. Писание и знаменное пение. Посещал причт Тискадской общины. Закончил Ружинскую основную школу. Работал вероучителем в Югерманской и Дылманской школах, а также в течение трех лет исполнял обязанности делопроизводителя в Югерманской начальной школе. В 1954 поступил хозяйственником в РГСО. Прослужив более 25 лет, он умело сочетал и успешно выполнял обязанности завхоза общины, бухгалтера и делопроизводителя. В должностях канонарха и уставщика принимал участие в богослужениях, участвовал в изд. "Старообрядческого церковного календаря".
Чин погребения отслужен 25 янв. 1980 в храме РГСО, погребен на Ивановском стар. кладбище в Р. Т. Константинова
БЫСТРОВ Василий Михайлович (? 4 апр. 1930, дер. Югерманы Рез. у. Латвии). Род. в крестьянской стар. семье. Отец Михаил Григорьевич Быстрое был предс. Тискадской общины. В юные годы под руководством старшего брата Аверкия изучал церковнослав. грамоту, Св. Писание и знаменное пение. Посещал причт Тискадской общины. Светское образование получил в Югерманской семилетней школе. В 1953 Б. приглашен головщиком в Рез. Кладбищенский храм. Женитьба Б. в 1959 сделала невозможным дальнейшее служение на клиросе. Позднее, в 1964, после объединения Рез. Кладбищенской общины с Крутовской, ограничения с женатых были сняты, и Б., работая на производстве, снова стал принимать участие в богослужениях в качестве певца. В связи с болезнью наст. И. А. Соколова в 1986 Б. благословлен на пост наставника. Его дух. деятельность не ограничивается одним Рез. приходом: ему за неимением наст. приходится исполнять требы в др. общинах. В 1995 избран в Центральный Совет ДПЦ Латвии, где являлся зам. предс. ДК. В том же году открыл воскресную школу при Рез. храме по изучению Закона Божия для детей и взрослых. Организовано ежедневное чтение Псалтыри при храме. Осуществляют это чтение взрослые чтецы, закончившие воскресную школу. Клирос пополнился молодыми причетниками. Б. активно принимает участие в научно-практических конференциях. Т. Константинова
|