АМВОН (греч. ambon) - возвышенный, как правило, полукруглый и
выдвинутый внутрь правосл. и стар. (древлеправ.) храма выступ в
середине солеи, напротив "царских врат", а у стар-дцев-беспоповцев -
иконостаса. В раннем христ. А. называлось особое возвышенное место в
храме, предназначенное гл. обр. для чтения Священного Писания и пения
псалмов. Впоследствии на А. и с А. совершалось таинство евхаристии,
епископы и священники произносили проповеди, поучения и обращения к
пастве, а диаконы -провозглашали ектении и читали Евангелие. В
Константинополе в храме Св. Софии на А. совершался обряд коронации
императоров. После раскола РПЦ беспоповские наст. на А. также читают
Евангелие и с А. произносят проповеди, поучения и обращения к пастве.
На А. в стар.-беспоповском храме располагается подобие "престола" — Св.
Крест и Евангелие, иногда в окружении храмовых икон. Наличие
"престола"-не повсеместный обычай; при его отсутствии Евангелие
выноситься для чтения на аналое на А. В определенных местах соборной
службы правый и левый клироса также выходят на А. (сер. солеи) — "на
сход".
· Лит.: Устав соборной службы 1992; Христианство 1993, т. 1; Христианство 1994. Г.П.
--------------------------------------------------------------------------------
АНАФРОЛИЯ
(Плюшкина Анна Яковлевна, о 1886, Самарская губ., • 1969, Войново,
Польша) - инокиня, уставщица Войновского монастыря. С юных лет - в
Войново (Германия; ныне Польша). Нач. 1 -й мировой войны застало ее на
побывке у родителей в Рос. Вопреки смертельной опасности она
перебралась через линию фронта, возвратилась в обитель и более полувека
несла молитвенный подвиг.
· Лит.:КДПЦ 1998, с. 67. В.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
АНДРЕЕВ
Сергей Артемьевич (о 1914) — наст. Данишевской общины (Д-пилсский р-н
Латвии) с 1994. Мальчиком начал посещать клирос, основы церк. грамоты
освоил с помощью отца - головщика местного храма. Прошел большой
трудовой путь, работал на железной дороге, участвовал в богослужениях,
сохраняя приобретенные навыки чтения и пения.
· Лит.: СПЦК 1997, с. 99. В.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
АНДРЕЕВЫ — стар. род наст. и обществ. деятелей СЦ Литвы и Польши.
Авдей А., наст. Гайлюнской общины в первой пол. XIX в.
Матвей
Осипович А. (• 1901, Вил.), наст. Вил. общины в течение более чем 10
лет, сын Осипа Авдеевича А. Всю свою жизнь посвятил служению СЦ. Был
одним из наиболее энергичных и деятельных прихожан, в 1870-1890-х -
член совета Вил. Общины.
Осип Авдеевич А., первый наст. Вил. общины со дня ее зарождения в 1830, сын Авдея А. А. Служил, вероятно, до конца 1850-х.
· Лит.: Киселёв 1930, с. 6-10. В.Б.,Г. П.
Осип
Матвеевич А. (° 1855,Вил.;• 12 дек. 1938, Вил.), школьный инспектор,
поэт и известный религ.-обществ. деятель Вост. СЦ Польши, сын Матвея
Осиповича А. Род. в потомственной семье наст. После манифеста о свободе
вероисповеданий в Рос. активно включился в обществ, и просвет.
деятельность в так наз. Сев.-зап. крае Рос. имп. Участник подготовки и
проведения съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906), также 1-го
Всерос. съезда по народному образованию христиан-стар-дцев поморцев в
Двинске (1911), где выступил с докладом. В февр. 1906 в составе
делегации стар-дцев (беспоповцев) Рос. имп. был на приеме у царя
Николая II.
После 1-й мировой войны А., по словам
одного современника, богато одаренный от Бога талантами и
исключительной энергией, — один из активных участников объединения
стар-ства в Польше. До 1938 - зам. преде, совета Вил. общины. Участник
трех Всепольских соборов стар-дцев, где избирался членом 1-го, 2-го и
3-го составов ВСС в Польше, также входил в их президиум. В 1930-х -
инспектор преподавания Закона Божия для детей стар-дцев в гос. школах
Польши. 13-15 сент. 1938 участвовал в Межгосударственном совещании
стар-дцев Латвии, Литвы, Эстонии и Польши в Вил. Автор докладов на
Всепольских соборах стар-дцев, религ.-нравств. и публицистических
статей, стихотворений (подписывался криптонимом "Ома"), опубликованных
в "Вестнике ВСС в Польше". После смерти П. Киселёва в 1933 А. был
ответственным ред. этого журнала. Написал слова стар. дух. гимна
(1930). Умер и похоронен на стар. кладбище в Вильне.
· Ист.: Труды съезда по народному образованию 1912. Лит.: Поташенко 2003а; СЦК 1968, с. 96-97. В.Б.,Г.П.
--------------------------------------------------------------------------------
АНДРОНИК
(• 1684) - стар. инок, наст. жит. поселения Черный лес в Дорах
(Карго-польский у. Олонецкой губ.). При попытке ареста московскими
стрельцами, ревнители старой веры заперлись в трапезной деревенской
часовни и стали обороняться. Затем с целью самосожжения подожгли
строение. Стрельцы ворвались внутрь, вытащили многих из огня. Ок. 50
чел. сгорели, 60 умерли от ожогов. Остальных 100 чел. поставили перед
выбором: либо покаяние, либо казнь. Большинство покаялось. А. от своих
убеждений не отрекся. 15 апр. 1684 вышел царский указ: "Того черньца
Андроника за ево против святого и животворящего креста Христова и
Церкви Ево святой противность казнить, зжечь".
· Лит.: СЦК 1984 В.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
АНТОНИНА
(Наталия Кондратьевна, о 1890, Казань, Рос; • 1972, Войново, Польша) -
инокиня, игуменья женского Войновского монастыря. 15-летней девочкой
приняла постриг. Возглавляла обитель с 1945 после кончины матушки
Евпраксии (см. Дикопольская). Состояла в переписке с И. Н. Заволоко,
кот. в 1936 посетил монастырь вместе с членами рижск. Кружка ревнителей
рус. Старины.
· Лит.: КДПЦ 1998, с. 67. В.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
АНТОНОВ
Николай Ефимович (о 10 авг. 1961, дер. Червоники Прейльского р-на
Латвии)-предс. совета РГСО. Род. в стар, семье. Крещен в Малакалнской
общине наст. Феодором Николаевичем Арефьевым. В 1984 окончил Рижск.
политехнический институт по специальности инженер-электромеханик.
Работал на заводах Р. инженером, инженером-энергетиком, начальником
цеха. Хорошо знает историю и традиции Латвийского поморского
староверия, владеет церковнослав, грамотой. Избирался в совет РГСО в
1995, 1998, 2001 и 2002. Занимал должности эконома, секретаря, зам.
предс. совета. В 2003 избран предс. совета РГСО. Член правления
Старообрядческого общества Латвии.
· Лит.: Поморский вестник, 2001, №2 (9), с. 15; Поморский вестник, 2003, № 3 (12), с. 17. Ил. Иванов
--------------------------------------------------------------------------------
АНУФРИЕВ
Иван Иванович (°1863; •1919) - предс. совета 2-й Московской поморской
общины с 1907 по 1918. Вместе со старшим братом Петром Ивановичем и его
сыном Николаем Петровичем явился одним из организаторов 1-го
Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1909). Принял на себя
труд по строительству храма в Москве (Токмаков переулок). Был
попечителем школы знаменного пения при Зуевской общине (Орехово-Зуево),
предпринял расширение и обновление местного храма, построенного в 1884
и получившего надлежащее церк. оформление в 1913. Работал в гл. конторе
"Товарищества мануфактур Викула Морозова".
· Лит.: СЦК 1989, с. 26. В.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
АНУФРИЕВ
Николай Петрович (° 1876;•авг. 1941) - выдающийся церк. деятель.
Получил юридическое образование и имел ученое звание приват-доцента.
Являясь бессменным секретарем 2-й Московской поморской общины, внес
большой вклад в подготовку 1-го и 2-го Всероссийских соборов
христиан-поморцев, а также составил и подготовил к печати сборник
трудов этих соборов. На соборе 1909 избран в состав секретариата Совета
Всероссийских соборов и съездов поморцев. Участник 1-го Всероссийского
съезда по народному образованию в Двинске (1911) и Всероссийского
поморского совещания (1917). Участвовал в разработке "Положения о
Церкви поморцев в России" (1917), способствовал учреждению в Москве
Стар. народной академии (1918), в кот. затем преподавал. Принимал
активное участие в работе Высшего Духовного Совета и Кошлаковского
собора (1927). Сотрудничал с журналом "Старая Русь" (1911).
· Лит.: Старообрядчество 1996, с. 33. В.Б., А. Безгодов
--------------------------------------------------------------------------------
АРКАНСКАЯ
ОБЩИНА (Люцинский у. Вит. губ.; ныне Лудзенский р-н Латвии) на 1912
принадлежала к федосеевскому толку. Моленная, по свидетельским
показаниям прихожан во время следствия 1890, в частных домах
существовала с 1836. На момент опечатывания в 1891 это был дом Ульяна
Колосова постройки 1882. В 1924-1925 на пожертвования и гос. пособие
построена последняя моленная. Освящена во имя Св. Иоанна Богослова.
Количество
прихожан: в 1912 - 814 чел., в 1932 - 634, в 1940 - 646. На 1940
собственность АО оценивалась в 5722 дата. Имелось 10,67 га земли.
Приход составлял 431 лат, расход - 307 латов. В АО служили наст.: Иван
Гудков (отм. в 1914), Савва Колосов (отм. в 1921), Макарий Суворов
(1921-1923), Никифор Гудков (1923-1938), Ансифор Колосов (1939-?). В
нач. 1960-х, поскольку моленная была перестроена в колхозный клуб, АО
прекратила существование.
При моленной насчитывается семь кладбищ, старейшее из них - Сролевское, основанное в 1830.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1.Д. 1370; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2446. Л.
753; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2453. Л. 6,30; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д.
32. Л. 22; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 41017. Л. 1,2, 10, 18, 19, 21; Ф.
1430. Оп. 1. Д. 48288. Л.72-74 В. Никонов
--------------------------------------------------------------------------------
АРТЁМОВСКАЯ
ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Краславский р-н Латвии). На 1912
старопоморского согласия. Основана в достаточно густонаселенном р-не.
Только в самой Артёмовне в 1903 проживало 193 стар-дца. Дерев.
молельня, крытая щепой, с одним куполом, построена в 1905. При храме 6
кладбищ. В 1970-е храм разобран и из материалов выстроен жилой дом. В
1912 АО насчитывала 719 прихожан, в 1929 - 696, в 1940 - 904.
Недвижимость в 1940 оценивалась в 6900 латов. Имелось 3,75 га земли,
приход составлял 1090, расход - 917,17 латов. Служили наст.: А.
Краснощёков (отм. в 1921), Н. Миронов (1927-?), П. Кумачёв (1932-?). В
1930 избран 2-й наст. Петр Колосов. В. Никонов
--------------------------------------------------------------------------------
АУДРИНИ
—дер. в Макашенскойвол. Рез. у. в Латвии, жит. кот. являлись
стар-дцами. С нач. 2-й мировой войны в дер. находили приют бежавшие из
плена рус. солдаты. В конце дек. 1941 здесь произошла перестрелка.
Последовала расправа. Через несколько дней все аудринцы оказались в
Рез. тюрьме. 2 янв. 1942 каратели сожгли 42 дома. Назавтра в
окрестностях Резекне (Анчупаны) были расстреляны 170 жителей деревни -
женщины, дети, старики. 4 янв. на базарной площади Рез. подверглись
публичной казни еще 30 мужчин. Всего в канун Рождества Христова 1942
приняли смерть более 200 мучеников.
· Лит.: Советская Латвия. Рига, 1985, с. 228. В.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
АУКШТАКАЛЬНЯЙСКАЯ
ОБЩИНА (дер. Аукштакальне Н.-Алекс. у. Ков. губ.; ныне Аукштакальняй,
Игналинский р-н Литвы) - поморская община, основана, видимо, в 1850-х
стар-дцами, проживающими в дер. Тетервины, Аукштакальне и др. По
устному преданию, ее основали остальцы разоренной царскими властями
Дегуцкой общины (1756— 1851). Стар-дцы 1 -го стана Н.-Алекс. у. жили
среди катол. и правосл. населения, принадлежали преимущественно к
мещанам др. городов и занимались арендой земли у помещиков и крестьян.
Усмирив
восстание 1863-1864 в Польше и Литве, рос. власти начали кампанию по
закрытию стар. храмов в так наз. Сев.-зап. крае, десятки кот. были
выстроены в течение предшествовавших 5—7 лет. Так местные власти
закрыли молельню в доме наст. в дер. Тетервины, поэтому в 1866 стар-дцы
построили храм в жилом доме в дер. Аукштакальне. Первый дух. о. - Иван
Федорович (1864-?); после него 44 года служил наст. Максим Рыбаков
(1867-1911). Однако администрация уезда в февр. 1869 закрыла храм,
изъяла богослужебные и метрические книги, а вскоре приняла решение
продать дерев. здание с торгов. В янв. 1873 местные стар-дцы от имени
500 прихожан обратились к гл. начальнику края с жалобой на эти действия
и просьбой разрешить им построить новый храм. Стар-дцы в своем прошении
писали о преследованиях и запрещении молиться даже по домам. Они были
недовольны тем, что местные власти отнимают "самое драгоценное и
необходимое в жизни христиан" - дом общей молитвы, в кот. они, слыша
Божье слово, "учились жить, любить Бога, служить добру и правде, быть
преданным Государю и покоряться его воле". Мучимые сложными душевными
переживаниями, обеспокоенные будущим своей религ. общины, единственное
спасение стар-дцы видели в поддержке начальника края. (Ответ из
канцелярии вил. ген.-губ. последовал через девять месяцев: не
разрешить). Не дождавшись реакции местных властей, доверенные стар.
общины Митрофан Зорба и Иван Леонов при посредничестве петербургского
полицмейстера обратились к царю Александру II (март 1873). Им было
отказано на основании судебного решения о сносе храма, а также
действующих законов, запрещающих постройку и возобновление молитвенных
зданий для стар-дцев вообще. Положение местных староверов улучшилось
после изд. закона о стар-дцах в 1883; в этом году ков. губ. разрешил
открыть молельню в дер. Штакалъне (Аукштакальняй). Новый храм построен
по инициативе наст. Василия Ивановича Иконика, но он примкнул к
белокриницкой иерархии (?), и прихожане отказались от его услуг. По
устным рассказам, записанным в 1935 секретарем АО И. Никитиным: "После
того Господь послал гнев на Аукштакальнских староверов и вся деревня
была сожжена, а храм Господень остался невредимым". В 1889 дер. начала
отстраиваться; на новом месте вблизи старого построили новый дерев.
храм. Изд. манифеста "Об укреплении начал веротерпимости" (1905) и
указа "О порядке образования и действия стар. и сектантских общин"
(1906), легализовавших стар. орг-ции, коренным образом изменило
положение староверов в Рос. имп. В 1907 власти позволили соорудить
купол и колокольню в АО. Прихожанин Григорий Макарович Никитин был
участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906).
Во
время 1-й мировой войны оба храма сгорели. 29 авг. 1915 жители покинули
дер., а храм с оставшимися иконами и книгами "дерзкой рукой
неизвестного донского казака-стар-дца был предан сожжению, чтобы не
быть оскверненным врагом". После лихолетья до 1919 сотни стар.
семей-беженцев возвращались в рваных крытых кибитках из глубины Рос. на
родину, "на пепелища".
Св. Покровский храм с
колокольней восстановлен (1920) заботами наст. Максима Петровича
Пчалина (1919-1925?), Ивана Ануфриевича Иванова, предс. совета АО
Филатия Рыбакова. Однако часть прихожан АО после установления границ с
Польшей (1920) оказалась за рубежом, где создала Дукштасскую общину.
После М. П. Пчалина до 1930 в АО служил наст. И.А. Иванов, член ДКСЦ
Литвы(1925-1927),а с 1931 по 1940-Феофилакт Иванович Рагозин. Долгие
годы головщиком общины был М. И. Баранов (1925-1938), буд. наст.
Паневежской и Таллиннской общин, член ДК Литвы. В 1924 АО насчитывала
520 прихожан, в 1931 - 685, в 1949 - ок. 800. Основными вопросами,
волновавшими в то время общину, были взаимоотношения между наст. и
прихожанами, религ. просвещение детей, материальное обеспечение
деятельности прихода. В 1930-х более ста детей прихожан АО посещали
семь литов. начальных школ в окрестностях, но уроки по Закону Божьему в
них проводили наст. Ф. И. Рагозин и И. И. Никитин. Необходимыми
учебными пособиями помогал ЦСС. В 1939 стар-дцы дер. Тетервины
(Тетирвинай) и Солоки (Салакас) обращались к властям с просьбой открыть
в литов. школе классы с обучением на рус. яз. (при наличии не менее 30
учеников), как это предусматривалось законами страны о просвещении
национальных меньшинств.
Десять лет (1940-1950) общину
возглавлял наст. И. Никитин, член ДС и ВСС в Литов. ССР - буд. предс.
ДК. Его сыновья - Евсегний и Арсений Никитины - также выдвинулись на
видное место среди деятелей ДПЦ Литвы. Дух. о. здесь также были Ф. И.
Жемчугов, Паисий Евтихиевич Орлов (до 1956), И. И. Алексеев
(1956—1966), Матвей Леонидович Рагозин, участник собора СПЦ 1974 в
Вил., и др. 10 июля 1979 состоялось благословение на отечество Георгия
Андроновича Боровкова. На рубеже 1980-1990-х АО пришла в упадок: стала
очевидной ее малочисленность, прекратились богослужения, чему
способствовали и неоднократные взломы и кражи икон, церковной утвари из
храма; ныне его здание сохранилось, но ветшает и разрушается. В сер.
1990-х в дер. Аукштакальняй непостоянно жили три стар. семьи. Ближайшая
стар. община в Дукштасе.
http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/140-1-0-603Общинное кладбище с небольшой
дерев. часовней ведет свою историю с 1905. Среди основателей кладбища -
семья Рыбаковых; здесь похоронен и дух. о. общины М. Рыбаков (• 1911).
·
Ист.: LVIA. F. 378. 1873 т. В. 1311, 1338; LVA. F. R-J81. Ар. 1. В. 39.
L. 6; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 11. L. 19-30; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 72.
L. 5-7; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 708. L. 43-44; Адреса наставников. Лит.:
Вестник ВСС в Польше, 1931, № 4-5, с. 6-8; СЦК 1949; СЦК 1980;
Navardauskas 2003; Pakulneviciute 2000, р. 15-18; Potasenko 1993, р.
72-73. Г.П.
--------------------------------------------------------------------------------
АУКШТАЛАВСКАЯ
ОБЩИНА (дер. Аукшталавки, Тельшяйский у. Литвы) создана поморцами в
1937. Принимая во внимание заявление жителей дер. Аукшталавки и ее
окрестностей о разрешении открыть новый приход, как тогда называли
стар. общины, а также их обещание построить храм и содержать наст. на
свои средства, 16 мая 1937 ЦСС зарегистрировал АО. Кроме того,
учредители новой общины просили перевести наст. М. Васильева из
Юзефовской общины в АО, но ЦСС ответил, что этот вопрос может быть
решен после того, как будет получено согласие на переход ДК, Юзефовской
общины и самого наст. М. Васильева. Дальнейшая судьба АО неизвестна, но
ее не было в списках стар. общин конца 1930-х, зарегистрированных ЦСС
Литвы.
· Ист.: Протокол заседания Центрального Совета
Старообрядцев Литвы, состоявшегося 16—17 мая 1937 г. (копия), Личный
архив автора. Г.П.
--------------------------------------------------------------------------------
АФАНАСИЙ
(Антоний) Терентьевич (• 1775) - дух. пастырь. Сменил своего отца
священноиерея Терентия, наст. Лигинишкского храма (ныне Д-пилс,
Латвия). Благословил основание молитвенных домов Пущанского (1710, ныне
Рокишкский р-н Литвы), Войтишкского — совместно с Федором Саманским
(1740, ныне Д-пилсский р-н Латвии).
· Лит.: ДЛ, с. 199. В.Б.
--
-----------------------------