Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.12.05, 03:36
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Шамарин Владимир » О СВЯЩЕНСТВЕ и лжесвященстве, ч.4

О СВЯЩЕНСТВЕ и лжесвященстве, ч.4
IV

И вот наступило время начала известных никоновских реформ. Все архиереи, за исключением епископа Павла Коломенского, сосланного и мученически скон­чавшагося, не выступили против новшеств. Исходя из практики Русской Церкви в связи с униатством, «Уложения» патриарха Филарета, закономерно, что после собора 1666 года, наложившего клятвы на старые обряды и тем определившего отделение Древлеправославия от никонианства, после потока содержащей ереси полемической литературы, в дальнейшем принятия крещения от католиков - но­вокрещенных от никониан последователи Староверия стали принимать через крещение. Как свидетельствуют историки, так поступали все первые старооб­рядцы, несмотря на определенные разномыслия по другим вопросам. Старооб­рядцы действовали по решению Куржецкого собора 1656 года, и эта общая практика доказывает собой исторический факт этого собора.

В то время староверие было еще единым. Оставалось еще немало священников дониконовского рукоположения, которые, удалясь от новообрядчества, совершали в древлеправославных общинах нужнопотребные таинс­тва, впрочем литургии служились весьма редко, поскольку церкви с освященны­ми антиминсами оказались у никониан. До начала XVIII в. в поморских странах совершали таинства священноинок Пафнотий, иеродиякон Игнатий («История Выговской пустыни»). В Курляндии (Литва) до 1704 г. руководил общиной свя­щенноиерей Терентий, затем к руководству, уже как простец, пришел его сын Афанасий («Дегуцкая хроника»).

Вскоре встал вопрос о дальнейшем бытии церкви ввиду падения в ересь свя­щенства. Первые староверцы происходящее в Русской церкви осмысливали не­изреченным промыслом Божиим и пророчествами на последнее время. Ни епис­коп Павел Коломенский, ни склоняющиеся к старине епископы Александр Вятс­кий, Сава и Макарий Новгородские не дерзнули продолжить самостоятель­ную старообрядческую иерархию, хотя канонически имели в тех условиях на это право (на это, спустя 150 лет, дерзнули беглопоповцы).

Староверцы вспоминали слова Писания о священстве:

«Вы есте соль земли... Аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во что же будет к тому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. 5,13).

«Восплачут же ся и церкви Божия плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная. Священныя бо церкви яко овощное хранилище будут и честное Тело и Кровь Христова во днех онех не имать явитися (Слово св. Ипполита в нед. мясопустную).

«Антихрист прежде пришествия Христова учинит, яже везде истинную жертву истребит и на месте святом поставит мерзость запустения» (Кириллова книга, Толковый апостол).

«Восплачутся тогда церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет служ­бы святыя во олтарех, ни приношения» (Ефрем Сирин, слово 105).

Вспоминались слова Московского святителя Филиппа (XVI в.), который, обра­тясь к народу, сказал: «Прискорбно мне с вами расстатися, и сожалею, что пред­стоит время, в которое Церковь будет вдовствовать, ибо пастырие яко наемни­цы будут» (Житие св. митрополита Филиппа, изд. 1860 г.).

Предвидя оскудение священства, дониконовские священники, тем не менее, не считали возможным предотвратить это каким-либо искусственным путем, на­пример, привлечением на материальной основе архиерея до-никоновского руко­положения или принятием священника, поставленного по никонианским кни­гам, что стало впоследствии беглопоповской практикой.

Такого взгляда придерживались не только вышеупомянутые священноиерей из тех мест, где в дальнейшем действовали простецы, но и другие священники в тех местах, где потом появилось так называемое «беглопоповство».
Категория: О СВЯЩЕНСТВЕ и лжесвященстве, ч.4 | Добавил: - (2008.09.06)
Просмотров: 1527

Copyright MyCorp © 2024