IV
И вот наступило время начала известных никоновских реформ. Все архиереи, за исключением епископа Павла Коломенского, сосланного и мученически скончавшагося, не выступили против новшеств. Исходя из практики Русской Церкви в связи с униатством, «Уложения» патриарха Филарета, закономерно, что после собора 1666 года, наложившего клятвы на старые обряды и тем определившего отделение Древлеправославия от никонианства, после потока содержащей ереси полемической литературы, в дальнейшем принятия крещения от католиков - новокрещенных от никониан последователи Староверия стали принимать через крещение. Как свидетельствуют историки, так поступали все первые старообрядцы, несмотря на определенные разномыслия по другим вопросам. Старообрядцы действовали по решению Куржецкого собора 1656 года, и эта общая практика доказывает собой исторический факт этого собора.
В то время староверие было еще единым. Оставалось еще немало священников дониконовского рукоположения, которые, удалясь от новообрядчества, совершали в древлеправославных общинах нужнопотребные таинства, впрочем литургии служились весьма редко, поскольку церкви с освященными антиминсами оказались у никониан. До начала XVIII в. в поморских странах совершали таинства священноинок Пафнотий, иеродиякон Игнатий («История Выговской пустыни»). В Курляндии (Литва) до 1704 г. руководил общиной священноиерей Терентий, затем к руководству, уже как простец, пришел его сын Афанасий («Дегуцкая хроника»).
Вскоре встал вопрос о дальнейшем бытии церкви ввиду падения в ересь священства. Первые староверцы происходящее в Русской церкви осмысливали неизреченным промыслом Божиим и пророчествами на последнее время. Ни епископ Павел Коломенский, ни склоняющиеся к старине епископы Александр Вятский, Сава и Макарий Новгородские не дерзнули продолжить самостоятельную старообрядческую иерархию, хотя канонически имели в тех условиях на это право (на это, спустя 150 лет, дерзнули беглопоповцы).
Староверцы вспоминали слова Писания о священстве:
«Вы есте соль земли... Аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во что же будет к тому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. 5,13).
«Восплачут же ся и церкви Божия плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная. Священныя бо церкви яко овощное хранилище будут и честное Тело и Кровь Христова во днех онех не имать явитися (Слово св. Ипполита в нед. мясопустную).
«Антихрист прежде пришествия Христова учинит, яже везде истинную жертву истребит и на месте святом поставит мерзость запустения» (Кириллова книга, Толковый апостол).
«Восплачутся тогда церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет службы святыя во олтарех, ни приношения» (Ефрем Сирин, слово 105).
Вспоминались слова Московского святителя Филиппа (XVI в.), который, обратясь к народу, сказал: «Прискорбно мне с вами расстатися, и сожалею, что предстоит время, в которое Церковь будет вдовствовать, ибо пастырие яко наемницы будут» (Житие св. митрополита Филиппа, изд. 1860 г.).
Предвидя оскудение священства, дониконовские священники, тем не менее, не считали возможным предотвратить это каким-либо искусственным путем, например, привлечением на материальной основе архиерея до-никоновского рукоположения или принятием священника, поставленного по никонианским книгам, что стало впоследствии беглопоповской практикой.
Такого взгляда придерживались не только вышеупомянутые священноиерей из тех мест, где в дальнейшем действовали простецы, но и другие священники в тех местах, где потом появилось так называемое «беглопоповство».