III
История Церкви на Руси не знала до XVII в. значительных еретических движений. Ереси стригольников (XIV в.) и жидовствующих (XV в.) были достаточно немногочисленны и кратковременны, вопрос о чине их приема даже не стоял. Россия все более становится Третьим Римом, оплотом благочестия. Стоглавый собор (1551 г.) закрепляет Русское Православие в качестве образца для Вселенского. Оно вызывает уважение и похвальные отзывы иерархов других Православных Церквей. В 1589 г. в России учреждается патриаршество, Русская Православная Церковь обретает самостоятельность.
В это время в Восточной Церкви через крещение принимаются армяне (соборная грамота бл. Иеремии патриарха константинопольского, 1591 г. и др.), несмотря на то, что они крестят в три погружения и первоначально после отделения принимались чрез миропомазание. Утверждается порядок крестить католиков, которые первое время после отделения (1054 г.) принимались миропомазанием (Свидетельства Барония, Л., 1219; Потребник Сербский, 1520 г.).
Вместе с тем, пагубное влияние латинства проникает в Грецию. Завоевание Царя града турками (1453 г.), «крестовый поход» в Византию католических рыцарей в 1204 г., Лионская (1274 г.) и Флорентийская (1439 г.) унии стали колебать греческое православие. В Венеции Николай Малакс, протопоп Нивилийский, занимается изданием богослужебных книг, куда помещает и собственные сочинения. Эти распространяемые в Греции книги «по действу дияволю» в сравнительно короткий срок утвердили там троеперстие, трегубую Аллилуия и другие искажения. Старец Арсений Суханов, путешествовавший в 1649 г. по Востоку, сообщает о поливательном крещении, практикуемом там. К греческому священству начинают подозрительно относиться на Руси.
Брестская уния (объединение с католиками) 1596 г. становится «генеральной репетицией» раскола. Как же должен был православный относиться к священнослужителям-униатам? Почтенный старец священноинок Захария Копыстенский в книге «О правдивой единости» прямо призывает не принимать никаких таинств униатов, по нужде сходиться на брак без венчания, по возможности причащать самим себя.
В Соборном Изложении Патриарха Филарета читаем: «Да уведят вси людие всея Российския земли, якоже вси еретики различных еретических вер не имут права Святаго крещения еже водою и Духом Святым. И того ради от всех еретических вер различных, приходящих к Православию християнского закона, подобает совершенно крестити святым крещением, по преданию и содержанию святых вселенских патриарх». Согласно сему же, в Большом Потребнике, лист 874, изложено, что крещенного от униата, бывшего православного священника, но поминающего на ектениях Римского Папу, следует перекрещивать (чему и следуют поморцы).