О СВЯЩЕНСТВЕ
и лжесвященстве
о. Владимир Шамарин
Самара 2006
По заказу РС ДПЦ
книга подготовлена к изданию
Самарской Старообрядческой общиной
Древлеправославной Поморской Церкви
Около трехсот лет Древлеправославная Церковь вынужденно существует без священства. Произошло это по Божиему попущению, во исполнение пророчеств, но, тем не менее, древлеправославных христиан постоянно укоряют неполнотой церковной жизни, даже обзывают еретиками, писатели по сговору с издателями искажают историю раскола (Зеньковский «Русское старообрядчество» и др.). Это вынуждает обратиться к вопросу о священстве, благодатных дарах, получаемых законным рукоположением, а также предложить историческое обозрение церковного устройства первых старообрядцев. В качестве начала рассмотрения этой темы читателям предлагается следующая статья.
I
Священство как особое сословие для совершения богослужений было образовано по повелению Божию при исходе древних Израильтян из Египта из потомков Левин, одного из двенадцати сыновей праотца Иякова. Левиты проявили себя защитниками истинного богопочитания, в то время когда другие колена Израилевы участвовали в идолослужении перед золотым тельцом (Исх. 32). «И стал Моисей во вратах стана и сказал: кто Господень, иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32, 26). Господь сказал Моисею: «Освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои» (Числ. 3,13-12).
Однако непосредственные обязанности священства были возложены Господом через Моисея на его брата Аарона и его потомство. «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод (накидка из двух кусков дорогой материи с подвязками), и опоясал его поясом ефода, и прикрепил им ефод на нем, и возложил на него наперсник (нагрудник), и на наперсник возложил урим и туммим (особые украшения, дословно «свет» и «совершенство»), и возложил на главу его кидар (головную повязку), а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму (корону) святыни, как повелел Господь Моисею» (Лев. 8, 6-9).
Моисей возлил елей помазания на главу Аарона: Аарон стал первосвященником с правом передавать этот сан старшему из сыновей, сыновья его стали священниками. О священстве Господь сказал Моисею: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10, 3). Благословение Божие «Дому Аароню» выразилось и в чуде о проросшем сухом жезле Аарона (Числ. 17, 8), который хранился в дальнейшем при Ковчеге Завета в Скинии, а затем в Иеросалимском храме. Прочие же левиты при собрании народа были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны остальных израильтян были переданы в подчинение священникам для совершения помощи в богослужении и содержания в порядке священных предметов. Обязанности священства и левитов подробно изложены в библейских книгах Левит и Числа. К концу царствования Давыда при Скинии действовало 24 тысячи левитов (Пар. 23, 4). В отличие от остальных колен Израилевых, левиты не имели земли и существовали за счет десятой части скота и урожая. В свою очередь сами они также вносили десятину для содержания первосвященников (Числ. 18, 21-32).
Господь сурово наказывал священников за уклонение от правил служения. Так, сыновья Аарона Надав и Авиуд взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа «огнь чуждый» (взятый не с алтаря, как то повелевалось Господом), за что были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев. 10, 1-7). Сыновья первосвященника Илия, священники Офний и Финеес (не путать с другим Финеесом!), пользуясь старостью и слабостью отца, присваивали жертвуемое Господу, недостойно вели себя с женщинами. Господь открыл Илию, что священство отойдет от его семьи, и сыновья его умрут в один день. Вскоре во время битвы с филистимлянами они были убиты, а самая великая святыня - Ковчег Завета - на семь месяцев попала в руки филистимлян. Илий от потрясения скончался, и первосвященство перешло к праведному пророку Самуилу (1 Цар. 1-7).
После царя Соломона священническое служение совершалось в построенном им храме, впоследствии разрушенном и восстановленном после вавилонского пленения Зоровавелем.
Образ ветхозаветного богослужения был подготовкой к пришествию в мир Спасителя. «Закон, - по словам апостола Павла, - был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 24).
Постоянно встречающиеся в книге Левит различные образы, с одной стороны, греха, а с другой - прощения его милосердием Божиим, способствовали тому, чтобы сохранить в Израиле на последующие века сознание необходимости в Искупителе всего мира. Ко времени пришествия в мир Спасителя ветхозаветное служение настолько растеряло духовную основу, что и священство, и большинство иудеев не смогло увидеть в Христе грядущего Мессию.
Многократно Христос учил в храме. Двенадцатилетним отроком Исус отвечал потерявшим Его в Иеросалиме родственникам: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2, 49). Он изгонял торгующих из храма (Мр. 11, 15-17), обличал лицемерие книжников и фарисеев. «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, - говорит Спаситель, - от крови Авеля праведнаго до крови Захарии, сына Варахиина (отца Иоанна Предотечи), которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23,35).
Проповедь Христова не была воспринята иудейским народом, и Он предрек скорое оскудение иудейской святыни. «Се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23, 38).
Остатки ветхозаветнаго иудейского священства исчезли вместе с разрушением Иеросалимского храма в 70 г. н. э.