ФАДЕЕВ Порфирий Феодорович (° 1904; • 1964) - деятель староверия Латвии, наст.
Род.в глубоко религ. семье и
с ранних лет воспитывался в древлеправ. вере. Посещал храм Нидеркунской общины
(Д-пилс), откуда 19-летним юношей поступил в причт РГСО. Вскоре был
благословлен в головщики Гребенщиковского храма. Был также руковод. хора
при рижском Кружке ревнителей русской старины. С окт. 1932 возглавлял
Певческое староверческое общество Латвии и вскоре создал отделения этого
общества при Нидеркунской, Стародворской, Москвинской и др. общинах. С
1933 - ответственный ред. и автор мн. статей религ.-нравств.
стар. вестника "Старая вера". Вестник печатался в типографии Ф.,
всего вышло пять номеров. В предвоенные годы преподавал Закон
Божий в ряде основных школ Р. Активно участвовал в издании СЦК на 1943,
1944, 1949 и 1954. В 1951 благословлен в наст.РГСО.
С 1954 в течение 8 лет служил наст.в Елгавской общине. Последние два года своей жизни тяжело
болел. Умер 1 (14) апр. 1964. Отпевали его в Гребенщиковском храме, с кот.он был связан более 40 лет.
·
Лит.: Старая вера, 1933, № 1; СЦК 1965; Поморский вестник,
2004, № 2 (14), апрель-июль. Е. Дубовская
ФЕДОР (ИВАНОВ) (• 1682) - дьякон, древнерус. писатель, книжник.
Сподвижник Аввакума, его "всеблагорачительный своинник" и
соузник по Пустозерской тюрьме. Сожжен на костре
вместе с Аввакумом. Род.в
Дмитровском у. неподалеку от Москвы. Дед и отец были священниками. Церк.
образование получил в Москве. Служил дьяконом Кремлевского Благовещенского
собора. Своим учителем называл Спиридона Потемкина. Историки полагают, что Ф.
владел греч.яз. Он
поддерживал отношения с видными защитниками старой веры - епископом Александром
Вятским, игуменом Феоктистом. Арестован в дек. 1665. В
вину поставлена связь с Аввакумом. Главное произведение — "Ответ
православных". Известны также сочинения: "Послание верным об
антихристе", "Письмо дьякона Федора к семье протопопа Аввакума",
"Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам
и братьям по вере", "О познании антихристовой прелести". Соч.
содержат подробный и толковый свод убедительных доказательств в защиту старой
веры.
·
Лит.: Пустозерская проза. Москва,
1989, с. 355-364. В. Б.
ФЕДОРИШКСКИЙ ДУХОВНЫЙ ХОР существовал с 1935 по 1940 в
дер. Федоришки (ныне дер. Квядаришкес, Биржайский р-н Литвы). Был основан
выпускником Литов. стар.дух.
курсов, преподавателем Закона Божьего Мануилом Ивановичем Терентьевым.
Основу хора составляли семьи Самойловых, Кузнецовых, Гаргажиных. Его авторитет
поддерживал своим личным участием в выступлениях местный наст. Савва Самойлов.
Хор вел активную концертную деятельность в рус.дер. Биржайского и Рокишкского р-нов, исполняя богослужебные
песнопения и дух. стихи. Проходившие в школах и церквях выступления
всегда вызывали большое внимание и восхищение публики, кот.составляли не только стар-дцы, но и местные литовцы.
Каждое выступление хора начиналось гимном Литовской Республики (на рус.яз.).
Гл. содержание выступлений
— дух.стихи: "Расставание
души с телом", "Гора Афон", "Потоп", "Умоляла
мать родная", "Поздно, поздно вечерами" и др. М. Терентьев, по
всей вероятности, был знаком с И. Н. Заволоко и пользовался изданным в
Р. сборником дух.стихов. Все
участники хора являлись певчими местного храма, ведущего свою историю с 1902.
Воспоминания об этом хоре, тексты и напевы исполнявшихся стихов удалось
записать в 1997 от одной из его активисток Евгении Иольевны Самойловой (°
1923), ныне предс. совета Федоришкской общины.
·
Лит.: Лебедева Ж., "Старообрядческий
духовный хор деревни Федоришки", Старообрядцы Литвы: Материалы и
исследования. 1996-1997 гг./ Ред. В. Чюбринскас и др. Вильнюс, 1998, с.
131-135. В.
Б.
ФЁДОРОВ Иван Фадеевич (• 1921) - головщик, казначей,
член совета Вил.общины. Один
из организаторов и деятельных участников съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906), участник 1-го Всероссийского
съезда христиан-поморцев в Москве (1909). Более 30 лет обучал молодых
прихожан церковнослав. яз., пению. Рискуя собственным
благополучием, еще до 1905 Ф. вел обучение молодежи основам веры.
·
Лит.: Киселёв 1930, с. 30-31. В.Б.
ФЁДОРОВ
Иоанн Хрисанфович (° 12 февр. 1929, дер. Глушин, Краспольская вол.Сейненского у.,
Польша, • 29 февр. 2012, г.Каунас, Литва) — наст.К. общины, член ВС ДПЦ Литвы и член
ДС. С ранних лет посещал Погорелецкий храм. Весной 1941 немецкими
оккупационными властями вместе с родителями перемещен
в Литов. ССР. С 1946 живет в К. Работал токарем высшей
категории на станкостроительном заводе, позже — слесарем-лекальщиком. Посещал
К. храм. Его отец был помощником наст. Н. И. Козловского. С начала Ф.
был чтецом, головщиком, затем помощником наст. И. И. Никитина и
наст. В. Д. Панцырева. В 2001 избран наст. К. общины, одной из
крупнейших стар.общин Литвы;
помимо того, обслуживает также Лаздияйскую общину. Кроткий и отзывчивый наст., пользуется уважением своих прихожан. С его приходом
закончились нестроения в общине между прихожанами, продолжавшиеся до того
несколько лет.увеличилась
посещаемость храма. На соборе ДПЦ Литвы в февр. 2002 избран членом ВС и членом
ДС. Участвовал в соборе ДПЦ Литвы (авг. 2003). В нач. 2004 отметил свое
75-летие. Г.П.
ФЕДОСЕЕВ Леонтий (ПОПОВ; • 5 авг. 1736, Москва) — Выговский старец, книжник. Принимал
участие в составлении "Поморских ответов". В 1720-х по
благословению Выговских отцов отправился через Молдавию и Грецию в Палестину,
на поиски благодатного архиерея. Не найдя такового, вернулся в Рос. Автор нескольких лит.соч. о форме креста, катол. Церкви и пр.
·
Лит.: Юхименко 2002. А Безгодов
ФЕДОСЕЕВЦЫ - наиболее распространенное
название стар-дцев, кот. в настоящее время принадлежат к одному из относительно
небольших беспоповских течений (федосеевскому течению); в отличии от поморцев Ф. (старопоморы, безбрачные беспоповцы,
см. Беспоповцы) не признают церк. браков и не имеют единого руководящего
центра. Их общества в разных странах, преимущественно в Рос,
формально являются автономными в организационном и каноническом отношениях. По
ориентации на тот или иной богослужебный устав разделяются на
"московских" и "казанских".
Роль
авторитетного дух.центра
традиционно сохраняется за федосеевским обществом в Москве, имеющим официальное
название "Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного
согласия" (см. Московский Преображенский монастырь). Предс.
исполнительного органа Преображенского общества является Андрей Иосифович
Лобза, а гл. наст. - Афанасий Мокеевич Иванов, наст. - Борис Сергеевич
Масленников. Высший орган управления общества — собрание, куда допускаются и
имеют равные права "молящиеся" и "немолящиеся". Насчитывает
ок. 500 чел., среди кот.примерно
400 "молящихся". Кроме того, Крестовоздвиженский храм нерегулярно
посещают выходцы их федосеевских семей, или "мирщенные" (в Москве их
несколько тыс.). В Москве также действует группа федосеевцев
("необщинники", 25-40 чел.), не признающая организационных и
канонических нововведений ни 1905-1906, ни 1920-1930-х и не регистрирующая
своего общества у гражданских властей (это считают грехом).
Второе
по численности в Рос. Казанское общество включает ок.
300 чел. (1998). Оно долго не имело своего храма и проводило богослужения во
главе с наст. А. Е. Хрычевым в частном доме или в часовне на
"старопоморской" части Арского кладбища Казани. В 1999 общине
передано здание дореволюционной молельни.
Большинство
староверов в традиционно федосеевских регионах Рос.
(Псковская, Новгородская, Санкт-Петербургская области, Верхнее и Нижнее
Поволжье) начиная с 1920-х перешли в ДПЦ. К сер. 1990-х группы Ф. существовали также в Подмосковье (близ
станции Конобеево ок.Воскресенска и в Серпухове),
Тверской области, Саратове, Ульяновске, Астрахани, Кирове, Злынке (Брянская
область), Нижегородской области и т. д.
Одно
малочисленное общество Ф. ("необщинники") сохранилось в с. Римши Рез.р-на (Латвия). Две небольшие
федосеевские общины - Раюшская и Колецкая - действуют в Причудье
(Эстония) и вместе с поморскими общинами входят в Союз старообрядческих
общин Эстонии.
Краткая история. Основы федосеевского течения
заложены в новгородско-псковских землях Рос. и сев.-вост.
части Речи Посполитой на рубеже XVII-XVIII вв. его основателем наст. Феодосием Васильевым.
Религ. преследования стар-дцев в Рос.вынудили его со своими последователями переселиться в Речь
Посполитую, где они создали Русановскую обитель (1699-1708), позднее — обитель
в Вязниковской вол. на Псковщине, затем, уже после смерти своего лидера, -
Ряпинскую общину (1711-1719) на террит. Рос. В XVIII -нач. XX вв. федосеевство
стало наиболее многочисленным и влиятельным беспоповским течением, широко
распространившимся на всей террит. Рос. имп.: федосеевские
общины существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской, Псковской, Ярославской,
Тверской, Нижегородской, Саратовской, Казанской губ., а также в Стародубье, на
Дону, Кубани, на Урале, Западной Сибири и сев.Кавказе;
до 1820-1830-х федосеевцы составляли абсолютное большинство
стар-цев-беспоповцев за границей: их общины и обители действовали в Лифляндии,
Курляндии, ВкЛ и Царстве Польском (на террит. Речь Посполитой, большая
часть земель кот.в конце
XVIII в. попала в состав Рос. имп.), а также в Валахии (Турция), Мазурском
поозёрье (Пруссия). (Большинство поморских общин в совр. странах
Балтии и Польши, возникших до 1960-х, состояли из потомков быв.Ф., постепенно перешедших начиная с 1820-х в поморское брачное
течение). На этой огромной террит. во второй пол. XVII-XIX
вв. действовали авторитетные центры - Лигинишкская община (ок. Динабурга), Гудишкская обитель,
Дегуцкая
община (до
1795 ВкЛ, затем - зап. губ. Рос.имп.), Войновский
монастырь (Пруссия),
РГСО, а также их общины и монастыри в Москве, Санкт-Петербурге, Казани,
Самаре, Реж. и пр.
В
ранний период истории Ф. сходились с поморцами в основных положениях
вероучения: убеждение в пришествии антихриста, неприятие церк. иерархии,
проповедь строгого аскетизма, в частности, безбрачия, немоление за царя. Вместе
с тем Ф. и поморцы имели между собой немало разногласий. Основными были
вопросы: о надписи на кресте, об отношении к староженам (людям,
вступившим в брак до принятия староверия), "торжищному брашну"
(продуктам, покупаемым на рынке у "инославных"), о молитве за царя, а
также об отношении к новоженам (людям, вступившим в брак после
присоединения к какому-либо беспоповскому течению). Окончательное обособление
Ф. от поморцев произошло на рубеже XVIII-XIX вв., когда последние ввели у себя бессвященнословный
брак, объявив Ф. "бракоборцами".
С
1771 наиболее влиятельным центром Ф. стала община при Преображенском кладбище в
Москве, основанная И. А. Ковылиным (фактически два монастыря - мужской и
женский; см. Московский Преображенский монастырь) и в 1808 получившая
официальный статус богаделенного дома. В XIX в. Ф. усилили свое влияние среди беспоповцев
Рос. имп., хотя в ее сев.-зап. и прибалтийских
краях к концу этого столетия существенно расширилось влияние брачных поморцев.
Большой авторитет приобрели саратовские Ф., напрямую
связанные с Преображенским монастырем, и реж. Ф. (с 1860-х). Их общины
действовали в Предуралье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Вятской губ.и пр. местах. В 1820-1830-х
стар-дцы начали переселяться с польских земель на Мазурское
поозёрье в Пруссии, где был создан Войновский монастырь, сыгравший
важную и вместе с тем неоднозначную роль в согласии. Однако в
сер. XIX в. последовали более жесткие ограничения деятельности Преображенского
монастыря: изменился его статус, были арестованы наст.и попечители, а мужской двор перешел к единоверцам во
главе с быв. Войновским иноком Павлом Прусским (1866).
После
провозглашения религ. свободы в Рос.имп. в 1905 коренным образом изменилось положение
староверов. Период активизации московских Ф. и связанных с ними общин
сопровождался также усилением полемики внутри течения. Официальная регистрация
московской общины на Преображенском кладбище в марте 1907 вызвала протест у
части Ф., создавших свои группы "необщинников". Казанские
Ф. отказались молиться с московскими, поскольку те сделали у себя послабления и
начали с 1907 допускать новоженов к молению, а с 1923 - на исповедь.В окт. 1908 в Преображенском
богадельном доме в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд "христиан
древлеправославно-кафолического вероисповедания". Позже общероссийские
соборы Ф. не созывались, но до конца 1920-х проходили их региональные соборы.
До 1917 действовала известная федосеевская типография при Преображенском
богадельном доме, издания кот.по
настоящее время широко распространены среди всех беспоповцев. По разным
оценкам, до 1-й мировой войны численность Ф. в Рос.имп. составляла 2-2,5 млн. чел. Они численно преобладали над
всеми др. течениями беспоповцев, кроме часовенного.
Сов.период не был одинаковым.
Особенно тяжелыми и трагическими были 1920-х-1930-е. Уже в конце 1920-х в
результате политики воинствующего атеизма и невиданных репрессий церк. и
обществ.жизнь Ф. в СССР
практически повсеместно прекратилась. В 1930-х были арестованы все прежние наст.московских Ф., ликвидированы все
их моленные в городе, кроме Крестовоздвиженского храма на террит.
Преображенского богаделенного дома, отчужденного властями. Одновременно в
1920-1960-х в СССР шел процесс "мягкого" слияние мн. федосеевских
общин с поморскими брачными. Среди них -ряд крупных федосеевских общин Ленинграда (ныне
Санкт-Петербург), Рез., Псковской и Новгородской областей, Поволжья. К нач.
1920-х аналогичный процесс слияния завершился среди беспоповских общин в Польше
и Литве, а также среди значительной части общин Латвии и Эстонии. К сер. 1930-х к Ф. перешла часть московских филипповцев.
Лишь
после 2-й мировой войны сов. власти зарегистрировали Преображенскую
федосеевскую общину (1945); она насчитывала ок. 2,5 тыс. чел.,
с областью - 5 тыс. В общине преобладали женщины, предс. была Н. Ф.
Михайлова (• 1951), наст. - Н. Д. Ващенко. Большим авторитетом среди московских
Ф. пользовался др. предс. общины - М. С. Сергеев. Его на этом посту в
1967 сменил М. И. Чуванов, потомственный Ф., большой знаток стар.и древнерус. книжности. Он
возглавлял общину до 1988. В условиях господства атеистической идеологии и
открытой антирелигиозной политики сов.властей, смягчившейся в 1970-1980-е, М. И. Чуванов был
сторонником более тесного сотрудничества с поморцами, одобрительно встретил
решение поместного собора РПЦ 1971 о снятии проклятий со старых обрядов, а
также участвовал в миротворческом движении. Московская Преображенская община
до 1991 числилась среди издателей СЦК, выпускаемого
брачными поморцами. Такая позиция предс. общины в настоящее время считается
слишком "либеральной". С конца 1980-х по конец 1990-х гос-во
постепенно вернуло часть монастырских строений Ф. (Ильинский и Надвратный
корпуса). Их ремонт, а также реставрация Крестовоздвиженского храма проводились
под руководством нового предс. общины А. И. Лобзы и гл. наст. А. М. Иванова.
При общине открылась воскресная религ. (с 1993) и певческая (руковод. -Д. Григорьев) школы, возобновилась традиция призрения
старых и немощных. Подобный путь - от почти полной ликвидации до постепенного
подъема - прошли и др. общины Ф. в Рос.
Особенности вероучения. Основные положениях
вероучения совр. Ф., как и др. беспоповцев: убеждение в пришествии антихриста и
отсюда вытекающее неприятие церк. иерархии (также см. Беспоповцы). Гл.
особенностью их вероучения в отличие от совр. поморцев является неприятие
института брака, поскольку, по их утверждению, невозможно совершать таинство
брака при отсутствии священников. На практике по отношению к фактическому
брачному состоянию внутри федосеевских обществ выделяется несколько групп.
Лица, состоящие в гражданском или церк., заключенном в др. христианских
орг-циях, браке до принятия крещения в федосеевское общество называются "староженами";
их брак не подлежит расторжению. Лица, вступившие в гражданский брак будучи Ф., называются "новоженами" и
принадлежат к категории "немолящихся". Во время храмового
богослужения они в отличие от "молящихся" не имеют права петь,
читать, молиться в слух и осенять себя крестным знамением. С конца 1930-х в
московском Преображенском обществе перестали допускать в число "молящихся"
также староженов. Это объясняется отсутствием в то время авторитетных
наст.и влиянием бью.
филипповцев, перешедших недавно к Ф. Со временем это стало устойчивой практикой
Преображенского общества.
Совр.
Ф. совершают два таинства: исповедь и крещение. С 1923 к таинству исповеди,
совершаемому наст., в Преображенском обществе
допускаются и новожены; до того это разрешалось лишь
"молящимся". Однако Казанское федосеевское общество такую практику
сохраняет, поэтому его члены еще в 1920-х отказались молиться с московскими. Таинство крещения у Ф. совершается в храме, из
его чинопоследования удалены лишь иерейские молитвы. Чинопоследование таинств
совершается по Поморскому уставу, возникшему еще в дониконовскую эпоху на сев.
Рос.
Отдельными
обществами Ф. руководят наст., т. е. миряне, избранные из наиболее достойных
членов общества и благословленные на служение др. наст.
(одним или несколькими). (У Ф. рано
выделился особый институт наст. Уже в постановлении новгородского собора
1694 дух.о.
предусматривалась особая роль: они могли крестить, принимать на исповедь,
налагать епитимии и отлучать от церк. общения) Федосеевские наст. в отличие от
поморских не читают проповедей, так как считают, что проповедь является
прерогативой священника. Должность уставщика, кот.ведет богослужение и следит за порядком в моленной, может
исполняться "молящимся", владеющим достаточными навыками.
В
1980-е-нач. 1990-х преставились последние монашествующие, и в настоящее время,
по крайней мере на европейской части Рос, монашество у
Ф. исчезло. Ф. в отличие от поморцев не практиковали моления за царя или иные
светские власти. Поэтому какая-то полит.ангажированность считается грехом. По мнению Ф., на
принимающих участие в полит.выборах
следует налагать строгую епитимью при исповеди (поклонный начал или даже
шестинедельный пост); подобные церк. наказания накладываются за др. формы
"мирщения" (несоблюдение канонических норм Ф.). В 1993 руководители
Преображенского общества категорически отказались от приглашения участвовать в
Конституционном совещании.
У
Ф. сохранялось и существует в настоящее время довольно строгое соблюдение
запрета на совместную молитву и трапезу с иноверными.
Совр. положение. Численность. На террит. Рос. к 1996, вероятно, было лишь пять
наст., среди кот. - два в
Москве и один в Казани. Ощущается острая необходимость в наст., уставщиках и головщиках. В настоящее время Ф. не имеют дух.учебного заведения. Будущие наст.и клирошане приобретают
соответствующий опыт через практическое участие в богослужениях. В настоящее
время положение Ф., по мнению некот. исследователей, характеризуется как
кризисное. В 1995 при Преображенском федосеевском обществе на правах его
издательского отдела начал действовать издательский дом "Третий Рим",
выпускающий богослужебную и религ.-истор, лит. (не
только федосеевских авторов). Прекратив сотрудничество с поморским СЦК, Московская
Преображенская община начала выпускать свое ежегодное издание -"Старообрядческий церковный календарь" (гл.
редактор - А. И. Лобза; издание начато с выпуска на 1995-1996).
В
условиях религ. свободы после 1991 и резкого (катастрофического) сокращения
численности членов федосеевских обществ начиная с 1920-х (мн. из них перешли в
ДПЦ) рос. Ф. вернулись к более строгой практике отношений к мирским социальным
институтам, а также во взаимоотношениях с исторически наиболее близкими
беспоповцами-поморцами. В 1990-х поморцы московского и некоторых др. регионов Рос, по сведениям разных авторов, занялись активным
миссионерством среди Ф. Это привело к обострению их отношений с поморцами. В
1991 московское Преображенское общество прекратило свое участие в издании
общего с поморцами СЦК, а с 1995 начала выпускать свой календарь. Были
переизданы две брошюры нач. XX в., содержащие критику поморского
учения о бессвященнословном браке.С
1994 Ф. принимают к себе даже брачных поморцев только после
перекрещивания. Малочисленная община Ф. в с. Римши (Латвия), не поддерживающая
канонических связей ни с московскими, ни с казанскими
Ф., до того принимала к себе поморцев только через перекрещивание.
Соответственно членов "никонианской" и др. христианских Церквей
(кроме некот. беспоповцев, напр., филипповцев) Ф. также принимает через
крещение (1-м чином).
Одновременно
с усилением полемики между Ф. и поморцами активизировались усилия по
"уврачеванию" разномыслия в среде различных федосеевских обществ,
некогда прервавших молитвенное общение. В 1995 московское общество Ф. выступило
инициатором создания высшего координационного органа - Совета
Православно-кафолической церкви Рос. Однако "необщинники", являясь
противниками единения Ф. с последующей юридической регистрацией, считают, что
"брать разрешение на общину от нехристианских властей нельзя".
После
развала СССР взаимодействие между Ф. и Московской Патриархией в Рос.можно характеризовать как
малоактивное. В этом контексте положительным является пример сотрудничества
между Преображенской общиной, Рос. Советом ДПЦ, Московской поморской общиной
и приходом Св. Николая Московского Патриархата,
совместно учредившими в 1992 общую орг-цию - Совет церк. приходов Преображенского
монастыря, поддержанную патриархом Алексием II при решении вопроса о передаче
Совету монастырских зданий. Его цель - восстановление быв.
Преображенского федосеевского монастыря. Однако многолетнее плодотворное
сотрудничество этого Совета, ведущего большую ремонтно-реставрационную работу,
обеспечивается, видимо, ограничением его деятельности вопросами восстановления
монастырского ансамбля, не затрагивающего межконфессиональных разногласий.
·
Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И.,
Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т.
IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г.
[2002], с. 702-724; Егоров И. И., Миролюбов И. И., "Современное положение
Древлеправославной Поморской Церкви", СЦК 1985, с. 33-35; Зеньковский
1995; Козлов В. Ф., "Судьбы старообрядчества. 1920-1930-е годы", Московский
журнал, 1992, № 7, № 9; Козлов В. Ф., "Московское старообрядчество в
первой трети XX в. (храмы, молельни, общественные организации и
учреждения)", Старообрядчество в России (XVII—XX вв.) /
Ответственный редактор и составитель E. M. Юхименко. Москва, 1999, с. 190-242;
Макарий 1889; Макарий 1996; Миловидов В. Ф., Современное старообрядчество. Москва,
1979; Никольский H. M., История русской церкви. Минск, 1990; Поташенко
1999; Труды 1908; Современная религиозная жизнь России. Опыт
систематического описания, т. 1 / Отв. ред. М.
Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169-237; Смирнов 1895; Смирнов 1898;
Смирнов 1909; Смолич 1997, ч. 2; Старообрядчество 1996, с. 277-289;
Хвальковский А., Юхименко Е., "Поморское староверие в Москве", Старообрядчество
в России (XVII-ХХ вв.) / Ответственный редактор и составитель E. M.
Юхименко. Москва, 1999, с. 314-343; Христианство 1993 (1995); Шахов 1997; Шахов
2001, с. 219-245. Г.П.
ФЕДОСЕЕВЦЫ ПОЛЬСКИЕ - устаревшее название брачных
поморцев Литвы и Польши, т. е. жит. Ков., Вил. и Сувалкской (до 1867 -
Августовской) губ., потомков федосеевцев, кот.с 1820-1830-х по нач. 1920-х постепенно приняли бессвященнословный
брак; в отличие от московских федосеевцев они принимали новоженов на
исповеди, не сообщались с ними в молении, пище лишь в то время, пока семьи
могут иметь детей. (С точки зрения рус. XIX в., зап.
губ. Рос.имп. ранее
принадлежали Польше, отсюда, видимо, и название "польские") И
польских, и рижских (см. Федосеевцы рижские) федосеевцев в Москве
принимали через шестинедельный пост. В настоящее время входят в ДПЦ Литвы и Восточную СЦ в Польше.
·
Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И.,
Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т.
IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г.
[2002], с. 712; Нильский 1869; Поташенко Г., "Рижская федосеевская община
и принятие браков в XIX в.", Старообрядчество: история, культура,
современность. Материалы [6-ой научно-практической конференции, проходившей
в Москве 19— 20 ноября 2002 г.] / Редакторы-составители: В. И. Осипов, Н. В.
Зиновкина, Е. И. Соколова, А. И. Осипова. Москва, 2002, с. 488-497. Г.П.
ФЕДОСЕЕВЦЫ РИЖСКИЕ - устаревшее название брачных
поморцев Латвии, потомков федосеевцев, кот.поддерживали тесные отношения с рижскими староверами и
начиная с 1820— 1830-х постепенно принимали бессвященнословный брак, хотя
некоторое время еще продолжали вести богослужение по федосеевскому уставу.
Иногда они себя называли "староверами федосеевско-поморского
согласия". Московские федосеевцы принимали их через шестинедельный пост. В
настоящее время входят в ДПЦ Латвии.
·
Лит.:
Подмазов А., "Ранняя федосеевщина в Прибалтике и ее исторические
судьбы", Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы
4-ой научно-практической конференции, проходившей 14-15 мая 1998 г. в Москве. Москва,
1998, с. 119; Нильский 1869, с. 136; Поташенко 1999,
с. 146; Поташенко Г., "Рижская федосеевская община и принятие браков в XIX
в.", Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы [6-ой научно-практической
конференции, проходившей в Москве 19-20 ноября 2002 г.] /
Редакторы-составители: В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина, Е. И. Соколова, А. И.
Осипова. Москва, 2002, с. 488-497. Г.П.