Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2024.03.29, 15:02
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Ф

Фадеев - Федосеевцы

ФАДЕЕВ Порфирий Феодорович (° 1904; • 1964) - деятель староверия Латвии, наст. Род.в глубоко религ. семье и с ранних лет воспитывался в древлеправ. вере. Посещал храм Нидеркунской общины (Д-пилс), откуда 19-летним юношей поступил в причт РГСО. Вскоре был благословлен в головщики Гребенщиковского храма. Был также руковод. хора при рижском Кружке ревнителей русской старины. С окт. 1932 возглавлял Певческое староверческое общество Латвии и вскоре создал отделения этого общества при Нидеркунской, Стародворской, Москвинской и др. общинах. С 1933 - ответственный ред. и автор мн. статей религ.-нравств. стар. вестника "Старая вера". Вестник печатался в типографии Ф., всего вышло пять номеров. В предвоенные годы преподавал Закон Божий в ряде основных школ Р. Активно участвовал в издании СЦК на 1943, 1944, 1949 и 1954. В 1951 благословлен в наст.РГСО. С 1954 в течение 8 лет служил наст.в Елгавской общине. Последние два года своей жизни тяжело болел. Умер 1 (14) апр. 1964. Отпевали его в Гребенщиковском храме, с кот.он был связан более 40 лет.

· Лит.: Старая вера, 1933, № 1; СЦК 1965; Поморский вестник, 2004, № 2 (14), апрель-июль. Е. Дубовская


ФЕДОР (ИВАНОВ) (• 1682) - дьякон, древнерус. писатель, книжник. Сподвижник Аввакума, его "всеблагорачительный своинник" и соузник по Пустозерской тюрьме. Сожжен на костре вместе с Аввакумом. Род.в Дмитровском у. неподалеку от Москвы. Дед и отец были священниками. Церк. образование получил в Москве. Служил дьяконом Кремлевского Благовещенского собора. Своим учителем называл Спиридона Потемкина. Историки полагают, что Ф. владел греч.яз. Он поддерживал отношения с видными защитниками старой веры - епископом Александром Вятским, игуменом Феоктистом. Арестован в дек. 1665. В вину поставлена связь с Аввакумом. Главное произведение — "Ответ православных". Известны также сочинения: "Послание верным об антихристе", "Письмо дьякона Федора к семье протопопа Аввакума", "Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братьям по вере", "О познании антихристовой прелести". Соч. содержат подробный и толковый свод убедительных доказательств в защиту старой веры.

· Лит.: Пустозерская проза. Москва, 1989, с. 355-364. В. Б.


ФЕДОРИШКСКИЙ ДУХОВНЫЙ ХОР существовал с 1935 по 1940 в дер. Федоришки (ныне дер. Квядаришкес, Биржайский р-н Литвы). Был основан выпускником Литов. стар.дух. курсов, преподавателем Закона Божьего Мануилом Ивановичем Терентьевым. Основу хора составляли семьи Самойловых, Кузнецовых, Гаргажиных. Его авторитет поддерживал своим личным участием в выступлениях местный наст. Савва Самойлов. Хор вел активную концертную деятельность в рус.дер. Биржайского и Рокишкского р-нов, исполняя богослужебные песнопения и дух. стихи. Проходившие в школах и церквях выступления всегда вызывали большое внимание и восхищение публики, кот.составляли не только стар-дцы, но и местные литовцы. Каждое выступление хора начиналось гимном Литовской Республики (на рус.яз.). Гл. содержание выступлений — дух.стихи: "Расставание души с телом", "Гора Афон", "Потоп", "Умоляла мать родная", "Поздно, поздно вечерами" и др. М. Терентьев, по всей вероятности, был знаком с И. Н. Заволоко и пользовался изданным в Р. сборником дух.стихов. Все участники хора являлись певчими местного храма, ведущего свою историю с 1902. Воспоминания об этом хоре, тексты и напевы исполнявшихся стихов удалось записать в 1997 от одной из его активисток Евгении Иольевны Самойловой (° 1923), ныне предс. совета Федоришкской общины.

· Лит.: Лебедева Ж., "Старообрядческий духовный хор деревни Федоришки", Старообрядцы Литвы: Материалы и исследования. 1996-1997 гг./ Ред. В. Чюбринскас и др. Вильнюс, 1998, с. 131-135. В. Б.


ФЁДОРОВ Иван Фадеевич (• 1921) - головщик, казначей, член совета Вил.общины. Один из организаторов и деятельных участников съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906), участник 1-го Всероссийского съезда христиан-поморцев в Москве (1909). Более 30 лет обучал молодых прихожан церковнослав. яз., пению. Рискуя собственным благополучием, еще до 1905 Ф. вел обучение молодежи основам веры.

· Лит.: Киселёв 1930, с. 30-31. В.Б.


ФЁДОРОВ Иоанн Хрисанфович (° 12 февр. 1929, дер. Глушин, Краспольская вол.Сейненского у., Польша, • 29 февр. 2012, г.Каунас, Литва) наст.К. общины, член ВС ДПЦ Литвы и член ДС. С ранних лет посещал Погорелецкий храм. Весной 1941 немецкими оккупационными властями вместе с родителями перемещен в Литов. ССР. С 1946 живет в К. Работал токарем высшей категории на станкостроительном заводе, позже — слесарем-лекальщиком. Посещал К. храм. Его отец был помощником наст. Н. И. Козловского. С начала Ф. был чтецом, головщиком, затем помощником наст. И. И. Никитина и наст. В. Д. Панцырева. В 2001 избран наст. К. общины, одной из крупнейших стар.общин Литвы; помимо того, обслуживает также Лаздияйскую общину. Кроткий и отзывчивый наст., пользуется уважением своих прихожан. С его приходом закончились нестроения в общине между прихожанами, продолжавшиеся до того несколько лет.увеличилась посещаемость храма. На соборе ДПЦ Литвы в февр. 2002 избран членом ВС и членом ДС. Участвовал в соборе ДПЦ Литвы (авг. 2003). В нач. 2004 отметил свое 75-летие. Г.П.


ФЕДОСЕЕВ Леонтий (ПОПОВ; • 5 авг. 1736, Москва) — Выговский старец, книжник. Принимал участие в составлении "Поморских ответов". В 1720-х по благословению Выговских отцов отправился через Молдавию и Грецию в Палестину, на поиски благодатного архиерея. Не найдя такового, вернулся в Рос. Автор нескольких лит.соч. о форме креста, катол. Церкви и пр.

· Лит.: Юхименко 2002. А Безгодов


ФЕДОСЕЕВЦЫ - наиболее распространенное название стар-дцев, кот. в настоящее время принадлежат к одному из относительно небольших беспоповских течений (федосеевскому течению); в отличии от поморцев Ф. (старопоморы, безбрачные беспоповцы, см. Беспоповцы) не признают церк. браков и не имеют единого руководящего центра. Их общества в разных странах, преимущественно в Рос, формально являются автономными в организационном и каноническом отношениях. По ориентации на тот или иной богослужебный устав разделяются на "московских" и "казанских".

Роль авторитетного дух.центра традиционно сохраняется за федосеевским обществом в Москве, имеющим официальное название "Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия" (см. Московский Преображенский монастырь). Предс. исполнительного органа Преображенского общества является Андрей Иосифович Лобза, а гл. наст. - Афанасий Мокеевич Иванов, наст. - Борис Сергеевич Масленников. Высший орган управления общества — собрание, куда допускаются и имеют равные права "молящиеся" и "немолящиеся". Насчитывает ок. 500 чел., среди кот.примерно 400 "молящихся". Кроме того, Крестовоздвиженский храм нерегулярно посещают выходцы их федосеевских семей, или "мирщенные" (в Москве их несколько тыс.). В Москве также действует группа федосеевцев ("необщинники", 25-40 чел.), не признающая организационных и канонических нововведений ни 1905-1906, ни 1920-1930-х и не регистрирующая своего общества у гражданских властей (это считают грехом).

Второе по численности в Рос. Казанское общество включает ок. 300 чел. (1998). Оно долго не имело своего храма и проводило богослужения во главе с наст. А. Е. Хрычевым в частном доме или в часовне на "старопоморской" части Арского кладбища Казани. В 1999 общине передано здание дореволюционной молельни.

Большинство староверов в традиционно федосеевских регионах Рос. (Псковская, Новгородская, Санкт-Петербургская области, Верхнее и Нижнее Поволжье) начиная с 1920-х перешли в ДПЦ. К сер. 1990-х группы Ф. существовали также в Подмосковье (близ станции Конобеево ок.Воскресенска и в Серпухове), Тверской области, Саратове, Ульяновске, Астрахани, Кирове, Злынке (Брянская область), Нижегородской области и т. д.

Одно малочисленное общество Ф. ("необщинники") сохранилось в с. Римши Рез.р-на (Латвия). Две небольшие федосеевские общины - Раюшская и Колецкая - действуют в Причудье (Эстония) и вместе с поморскими общинами входят в Союз старообрядческих общин Эстонии.

Краткая история. Основы федосеевского течения заложены в новгородско-псковских землях Рос. и сев.-вост. части Речи Посполитой на рубеже XVII-XVIII вв. его основателем наст. Феодосием Васильевым. Религ. преследования стар-дцев в Рос.вынудили его со своими последователями переселиться в Речь Посполитую, где они создали Русановскую обитель (1699-1708), позднее — обитель в Вязниковской вол. на Псковщине, затем, уже после смерти своего лидера, - Ряпинскую общину (1711-1719) на террит. Рос. В XVIII -нач. XX вв. федосеевство стало наиболее многочисленным и влиятельным беспоповским течением, широко распространившимся на всей террит. Рос. имп.: федосеевские общины существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской, Псковской, Ярославской, Тверской, Нижегородской, Саратовской, Казанской губ., а также в Стародубье, на Дону, Кубани, на Урале, Западной Сибири и сев.Кавказе; до 1820-1830-х федосеевцы составляли абсолютное большинство стар-цев-беспоповцев за границей: их общины и обители действовали в Лифляндии, Курляндии, ВкЛ и Царстве Польском (на террит. Речь Посполитой, большая часть земель кот.в конце XVIII в. попала в состав Рос. имп.), а также в Валахии (Турция), Мазурском поозёрье (Пруссия). (Большинство поморских общин в совр. странах Балтии и Польши, возникших до 1960-х, состояли из потомков быв.Ф., постепенно перешедших начиная с 1820-х в поморское брачное течение). На этой огромной террит. во второй пол. XVII-XIX вв. действовали авторитетные центры - Лигинишкская община (ок. Динабурга), Гудишкская обитель, Дегуцкая община (до 1795 ВкЛ, затем - зап. губ. Рос.имп.), Войновский монастырь (Пруссия), РГСО, а также их общины и монастыри в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Реж. и пр.

В ранний период истории Ф. сходились с поморцами в основных положениях вероучения: убеждение в пришествии антихриста, неприятие церк. иерархии, проповедь строгого аскетизма, в частности, безбрачия, немоление за царя. Вместе с тем Ф. и поморцы имели между собой немало разногласий. Основными были вопросы: о надписи на кресте, об отношении к староженам (людям, вступившим в брак до принятия староверия), "торжищному брашну" (продуктам, покупаемым на рынке у "инославных"), о молитве за царя, а также об отношении к новоженам (людям, вступившим в брак после присоединения к какому-либо беспоповскому течению). Окончательное обособление Ф. от поморцев произошло на рубеже XVIII-XIX вв., когда последние ввели у себя бессвященнословный брак, объявив Ф. "бракоборцами".

С 1771 наиболее влиятельным центром Ф. стала община при Преображенском кладбище в Москве, основанная И. А. Ковылиным (фактически два монастыря - мужской и женский; см. Московский Преображенский монастырь) и в 1808 получившая официальный статус богаделенного дома. В XIX в. Ф. усилили свое влияние среди беспоповцев Рос. имп., хотя в ее сев.-зап. и прибалтийских краях к концу этого столетия существенно расширилось влияние брачных поморцев. Большой авторитет приобрели саратовские Ф., напрямую связанные с Преображенским монастырем, и реж. Ф. (с 1860-х). Их общины действовали в Предуралье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Вятской губ.и пр. местах. В 1820-1830-х стар-дцы начали переселяться с польских земель на Мазурское поозёрье в Пруссии, где был создан Войновский монастырь, сыгравший важную и вместе с тем неоднозначную роль в согласии. Однако в сер. XIX в. последовали более жесткие ограничения деятельности Преображенского монастыря: изменился его статус, были арестованы наст.и попечители, а мужской двор перешел к единоверцам во главе с быв. Войновским иноком Павлом Прусским (1866).

После провозглашения религ. свободы в Рос.имп. в 1905 коренным образом изменилось положение староверов. Период активизации московских Ф. и связанных с ними общин сопровождался также усилением полемики внутри течения. Официальная регистрация московской общины на Преображенском кладбище в марте 1907 вызвала протест у части Ф., создавших свои группы "необщинников". Казанские Ф. отказались молиться с московскими, поскольку те сделали у себя послабления и начали с 1907 допускать новоженов к молению, а с 1923 - на исповедь.В окт. 1908 в Преображенском богадельном доме в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд "христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания". Позже общероссийские соборы Ф. не созывались, но до конца 1920-х проходили их региональные соборы. До 1917 действовала известная федосеевская типография при Преображенском богадельном доме, издания кот.по настоящее время широко распространены среди всех беспоповцев. По разным оценкам, до 1-й мировой войны численность Ф. в Рос.имп. составляла 2-2,5 млн. чел. Они численно преобладали над всеми др. течениями беспоповцев, кроме часовенного.

Сов.период не был одинаковым. Особенно тяжелыми и трагическими были 1920-х-1930-е. Уже в конце 1920-х в результате политики воинствующего атеизма и невиданных репрессий церк. и обществ.жизнь Ф. в СССР практически повсеместно прекратилась. В 1930-х были арестованы все прежние наст.московских Ф., ликвидированы все их моленные в городе, кроме Крестовоздвиженского храма на террит. Преображенского богаделенного дома, отчужденного властями. Одновременно в 1920-1960-х в СССР шел процесс "мягкого" слияние мн. федосеевских общин с поморскими брачными. Среди них яд крупных федосеевских общин Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Рез., Псковской и Новгородской областей, Поволжья. К нач. 1920-х аналогичный процесс слияния завершился среди беспоповских общин в Польше и Литве, а также среди значительной части общин Латвии и Эстонии. К сер. 1930-х к Ф. перешла часть московских филипповцев.

Лишь после 2-й мировой войны сов. власти зарегистрировали Преображенскую федосеевскую общину (1945); она насчитывала ок. 2,5 тыс. чел., с областью - 5 тыс. В общине преобладали женщины, предс. была Н. Ф. Михайлова (• 1951), наст. - Н. Д. Ващенко. Большим авторитетом среди московских Ф. пользовался др. предс. общины - М. С. Сергеев. Его на этом посту в 1967 сменил М. И. Чуванов, потомственный Ф., большой знаток стар.и древнерус. книжности. Он возглавлял общину до 1988. В условиях господства атеистической идеологии и открытой антирелигиозной политики сов.властей, смягчившейся в 1970-1980-е, М. И. Чуванов был сторонником более тесного сотрудничества с поморцами, одобрительно встретил решение поместного собора РПЦ 1971 о снятии проклятий со старых обрядов, а также участвовал в миротворческом движении. Московская Преображенская община до 1991 числилась среди издателей СЦК, выпускаемого брачными поморцами. Такая позиция предс. общины в настоящее время считается слишком "либеральной". С конца 1980-х по конец 1990-х гос-во постепенно вернуло часть монастырских строений Ф. (Ильинский и Надвратный корпуса). Их ремонт, а также реставрация Крестовоздвиженского храма проводились под руководством нового предс. общины А. И. Лобзы и гл. наст. А. М. Иванова. При общине открылась воскресная религ. (с 1993) и певческая (руковод. . Григорьев) школы, возобновилась традиция призрения старых и немощных. Подобный путь - от почти полной ликвидации до постепенного подъема - прошли и др. общины Ф. в Рос.

Особенности вероучения. Основные положениях вероучения совр. Ф., как и др. беспоповцев: убеждение в пришествии антихриста и отсюда вытекающее неприятие церк. иерархии (также см. Беспоповцы). Гл. особенностью их вероучения в отличие от совр. поморцев является неприятие института брака, поскольку, по их утверждению, невозможно совершать таинство брака при отсутствии священников. На практике по отношению к фактическому брачному состоянию внутри федосеевских обществ выделяется несколько групп. Лица, состоящие в гражданском или церк., заключенном в др. христианских орг-циях, браке до принятия крещения в федосеевское общество называются "староженами"; их брак не подлежит расторжению. Лица, вступившие в гражданский брак будучи Ф., называются "новоженами" и принадлежат к категории "немолящихся". Во время храмового богослужения они в отличие от "молящихся" не имеют права петь, читать, молиться в слух и осенять себя крестным знамением. С конца 1930-х в московском Преображенском обществе перестали допускать в число "молящихся" также староженов. Это объясняется отсутствием в то время авторитетных наст.и влиянием бью. филипповцев, перешедших недавно к Ф. Со временем это стало устойчивой практикой Преображенского общества.

Совр. Ф. совершают два таинства: исповедь и крещение. С 1923 к таинству исповеди, совершаемому наст., в Преображенском обществе допускаются и новожены; до того это разрешалось лишь "молящимся". Однако Казанское федосеевское общество такую практику сохраняет, поэтому его члены еще в 1920-х отказались молиться с московскими. Таинство крещения у Ф. совершается в храме, из его чинопоследования удалены лишь иерейские молитвы. Чинопоследование таинств совершается по Поморскому уставу, возникшему еще в дониконовскую эпоху на сев. Рос.

Отдельными обществами Ф. руководят наст., т. е. миряне, избранные из наиболее достойных членов общества и благословленные на служение др. наст. (одним или несколькими). (У Ф. рано выделился особый институт наст. Уже в постановлении новгородского собора 1694 дух.о. предусматривалась особая роль: они могли крестить, принимать на исповедь, налагать епитимии и отлучать от церк. общения) Федосеевские наст. в отличие от поморских не читают проповедей, так как считают, что проповедь является прерогативой священника. Должность уставщика, кот.ведет богослужение и следит за порядком в моленной, может исполняться "молящимся", владеющим достаточными навыками.

В 1980-е-нач. 1990-х преставились последние монашествующие, и в настоящее время, по крайней мере на европейской части Рос, монашество у Ф. исчезло. Ф. в отличие от поморцев не практиковали моления за царя или иные светские власти. Поэтому какая-то полит.ангажированность считается грехом. По мнению Ф., на принимающих участие в полит.выборах следует налагать строгую епитимью при исповеди (поклонный начал или даже шестинедельный пост); подобные церк. наказания накладываются за др. формы "мирщения" (несоблюдение канонических норм Ф.). В 1993 руководители Преображенского общества категорически отказались от приглашения участвовать в Конституционном совещании.

У Ф. сохранялось и существует в настоящее время довольно строгое соблюдение запрета на совместную молитву и трапезу с иноверными.

Совр. положение. Численность. На террит. Рос. к 1996, вероятно, было лишь пять наст., среди кот. - два в Москве и один в Казани. Ощущается острая необходимость в наст., уставщиках и головщиках. В настоящее время Ф. не имеют дух.учебного заведения. Будущие наст.и клирошане приобретают соответствующий опыт через практическое участие в богослужениях. В настоящее время положение Ф., по мнению некот. исследователей, характеризуется как кризисное. В 1995 при Преображенском федосеевском обществе на правах его издательского отдела начал действовать издательский дом "Третий Рим", выпускающий богослужебную и религ.-истор, лит. (не только федосеевских авторов). Прекратив сотрудничество с поморским СЦК, Московская Преображенская община начала выпускать свое ежегодное издание -"Старообрядческий церковный календарь" (гл. редактор - А. И. Лобза; издание начато с выпуска на 1995-1996).

В условиях религ. свободы после 1991 и резкого (катастрофического) сокращения численности членов федосеевских обществ начиная с 1920-х (мн. из них перешли в ДПЦ) рос. Ф. вернулись к более строгой практике отношений к мирским социальным институтам, а также во взаимоотношениях с исторически наиболее близкими беспоповцами-поморцами. В 1990-х поморцы московского и некоторых др. регионов Рос, по сведениям разных авторов, занялись активным миссионерством среди Ф. Это привело к обострению их отношений с поморцами. В 1991 московское Преображенское общество прекратило свое участие в издании общего с поморцами СЦК, а с 1995 начала выпускать свой календарь. Были переизданы две брошюры нач. XX в., содержащие критику поморского учения о бессвященнословном браке.С 1994 Ф. принимают к себе даже брачных поморцев только после перекрещивания. Малочисленная община Ф. в с. Римши (Латвия), не поддерживающая канонических связей ни с московскими, ни с казанскими Ф., до того принимала к себе поморцев только через перекрещивание. Соответственно членов "никонианской" и др. христианских Церквей (кроме некот. беспоповцев, напр., филипповцев) Ф. также принимает через крещение (1-м чином).

Одновременно с усилением полемики между Ф. и поморцами активизировались усилия по "уврачеванию" разномыслия в среде различных федосеевских обществ, некогда прервавших молитвенное общение. В 1995 московское общество Ф. выступило инициатором создания высшего координационного органа - Совета Православно-кафолической церкви Рос. Однако "необщинники", являясь противниками единения Ф. с последующей юридической регистрацией, считают, что "брать разрешение на общину от нехристианских властей нельзя".

После развала СССР взаимодействие между Ф. и Московской Патриархией в Рос.можно характеризовать как малоактивное. В этом контексте положительным является пример сотрудничества между Преображенской общиной, Рос. Советом ДПЦ, Московской поморской общиной и приходом Св. Николая Московского Патриархата, совместно учредившими в 1992 общую орг-цию - Совет церк. приходов Преображенского монастыря, поддержанную патриархом Алексием II при решении вопроса о передаче Совету монастырских зданий. Его цель - восстановление быв. Преображенского федосеевского монастыря. Однако многолетнее плодотворное сотрудничество этого Совета, ведущего большую ремонтно-реставрационную работу, обеспечивается, видимо, ограничением его деятельности вопросами восстановления монастырского ансамбля, не затрагивающего межконфессиональных разногласий.

· Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г. [2002], с. 702-724; Егоров И. И., Миролюбов И. И., "Современное положение Древлеправославной Поморской Церкви", СЦК 1985, с. 33-35; Зеньковский 1995; Козлов В. Ф., "Судьбы старообрядчества. 1920-1930-е годы", Московский журнал, 1992, № 7, № 9; Козлов В. Ф., "Московское старообрядчество в первой трети XX в. (храмы, молельни, общественные организации и учреждения)", Старообрядчество в России (XVII—XX вв.) / Ответственный редактор и составитель E. M. Юхименко. Москва, 1999, с. 190-242; Макарий 1889; Макарий 1996; Миловидов В. Ф., Современное старообрядчество. Москва, 1979; Никольский H. M., История русской церкви. Минск, 1990; Поташенко 1999; Труды 1908; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169-237; Смирнов 1895; Смирнов 1898; Смирнов 1909; Смолич 1997, ч. 2; Старообрядчество 1996, с. 277-289; Хвальковский А., Юхименко Е., "Поморское староверие в Москве", Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.) / Ответственный редактор и составитель E. M. Юхименко. Москва, 1999, с. 314-343; Христианство 1993 (1995); Шахов 1997; Шахов 2001, с. 219-245. Г.П.


ФЕДОСЕЕВЦЫ ПОЛЬСКИЕ - устаревшее название брачных поморцев Литвы и Польши, т. е. жит. Ков., Вил. и Сувалкской (до 1867 - Августовской) губ., потомков федосеевцев, кот.с 1820-1830-х по нач. 1920-х постепенно приняли бессвященнословный брак; в отличие от московских федосеевцев они принимали новоженов на исповеди, не сообщались с ними в молении, пище лишь в то время, пока семьи могут иметь детей. (С точки зрения рус. XIX в., зап. губ. Рос.имп. ранее принадлежали Польше, отсюда, видимо, и название "польские") И польских, и рижских (см. Федосеевцы рижские) федосеевцев в Москве принимали через шестинедельный пост. В настоящее время входят в ДПЦ Литвы и Восточную СЦ в Польше.

· Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г. [2002], с. 712; Нильский 1869; Поташенко Г., "Рижская федосеевская община и принятие браков в XIX в.", Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы [6-ой научно-практической конференции, проходившей в Москве 19— 20 ноября 2002 г.] / Редакторы-составители: В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина, Е. И. Соколова, А. И. Осипова. Москва, 2002, с. 488-497. Г.П.


ФЕДОСЕЕВЦЫ РИЖСКИЕ - устаревшее название брачных поморцев Латвии, потомков федосеевцев, кот.поддерживали тесные отношения с рижскими староверами и начиная с 1820— 1830-х постепенно принимали бессвященнословный брак, хотя некоторое время еще продолжали вести богослужение по федосеевскому уставу. Иногда они себя называли "староверами федосеевско-поморского согласия". Московские федосеевцы принимали их через шестинедельный пост. В настоящее время входят в ДПЦ Латвии.

· Лит.: Подмазов А., "Ранняя федосеевщина в Прибалтике и ее исторические судьбы", Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы 4-ой научно-практической конференции, проходившей 14-15 мая 1998 г. в Москве. Москва, 1998, с. 119; Нильский 1869, с. 136; Поташенко 1999, с. 146; Поташенко Г., "Рижская федосеевская община и принятие браков в XIX в.", Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы [6-ой научно-практической конференции, проходившей в Москве 19-20 ноября 2002 г.] / Редакторы-составители: В. И. Осипов, Н. В. Зиновкина, Е. И. Соколова, А. И. Осипова. Москва, 2002, с. 488-497. Г.П.

Категория: Ф | Добавил: - (2008.05.15)
Просмотров: 2553

Copyright MyCorp © 2024