Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Вторник, 2024.11.26, 08:03
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Ф

Формаков - Флоров

ФОРМАКОВ Арсений Иванович (° 15 марта 1900, Либава, ныне Лиепая; • 7 марта 1983, Р.), стар.деятель, педагог, поэт, прозаик, публицист и мемуарист. Среднее образование получил в Великих Луках (1916). Учебу продолжил в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта, но не окончил его в связи с революционными событиями в Рос.имп. В 1918 вернулся к родителям в Двинск, где закончил педагогические курсы и работал учителем рус.языка сначала в основной школе, затем в гор. гимназии. В 1929-1932 - инспектор рус.основных школ Латвии. Накопленный педагогический опыт реализовал в "Новом учебнике русской грамматики" для 3-го и 4-го классов рус.основных школ с орфографическим словарем в приложении (1931). С 1922 работал журналистом (газеты "День", "Двинский голос"), с 1933 - ред. изд. "Наш двинский голос", "Вестник Совета старообрядческих съездов и соборов". С 1922 по 1940 активно печатался в период.изданиях стар-дцев и в эмигрантской рус. печати "Наставник", "Родная старина", "Слово", "Перезвоны" (Р.), "Числа" (Париж), поднимая насущные проблемы дух. воспитания молодежи и сохранения рус. яз. в школах. Ф. - автор трех поэтических сборников и двух романов "Наша юность" (1931), "Фаина" (1940).

 

В сов.время Ф. дважды подвергался репрессиям (в 1940-1947 и в 1949-1955). О пребывании в сибирской ссылке написал мемуары "Былое (Из воспоминаний)" (не опубликованы, машинопись хранится в Центре рус.культуры Д-пилса). Имя Ф. упоминается в "Архипелаге ГУЛАГ" А. И. Солженицына. По возвращении из ссылки Ф. жил с семьей в Р., работал, в основном, журналистом, театральным и музыкальным критиком, переводчиком латышских авторов (А. Упита, А. Саксе, В. Лукса, М. Кемпе и др.). Статьи публиковал под своей фамилией или же под псевдонимами "Ф. Арсеньев", "Ф. Федоров", "А. Ф." Печатался в рижск. изд. "Ригасс балсс", "Советская Латвия", "Советская молодежь", "Парус" и во всесоюзных—ружба народов", "Звезда", "Октябрь", "Литературная газета", "Крокодил", "Музыкальная жизнь", "Молодежная эстрада". В последние годы жизни работал на Латвийском радио составителем литературных и музыкальных программ. Подготовленные к печати в те же годы сборник стихов и книга "Концерт в Зимнем. Новеллы о музыке и музыкантах" не увидели свет (рукописи хранятся в фонде Ф. в Центре рус.культуры Д-пилса). Самая крупная из послевоенных публикаций Ф. - воспоминания "Встречи с Игорем Северяниным" ("Звезда", 1969, № 3). Умер и похоронен в Р.

·        Соч.: Новый учебник русской грамматики. Рига, 1931; Вечера прошлого. Рига, 1925; В пути. Двинск, 1926, Встреча. Стихи 1926-1930 гг. Д-пилс, 1934; Наша юность. Роман. Рига, 1931, Фаина. Роман. Рига, 1940; Встречи с Игорем Северяниным, Звезда, 1969, № 3. Лит.: И., "15-летие литературной деятельности А. И. Формакова", Сегодня, 1937, 10 апреля, с. 8; Солженицына А. И., Малое собрание сочинений, т. 6. Москва, 1991, с. 117-118; Мекш Э. Б., "Двинский писатель Арсений Формаков в парижском журнале Числа", Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. Сборник научных трудов. Москва, 2001, с. 176-183; Федоров Ф. П., "Лирика Арсения Формакова как явление провинциальной культуры", Russian Literature LIII, 2003, с. 149-171; "Формаков А. И. (1900-1983). Биография (по воспоминаниям дочери Е. Формаковой)", публ., вст. ст. и коммент. Э. Б. Мекша, Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. VII. Вильнюс, 2002, с. 350-360. Э. Мекш


ФРОЛОВ Гавриил Ефимович (° 1854, посад Митьковка Черниговской губ.; • 1930, дер. Рая Алацкивиской вол.Тартуского у., Эстония) — знаменитый иконописец, наст., автор статей и трудов по богословию и этике. Род.в глубоко религ. стар. семье федосеевского толка. Отец был иконописцем и учителем для всех своих сыновей, кот.уже с раннего возраста помогали отцу в его работе. По приглашению стар-дцев Реж. в 1868 Ефим Фролов с сыновьями открыл по ул. Вокзальной в доме Василькова иконописную мастерскую. После смерти отца в 1875 Ф. и его брат Тит устроили иконописную мастерскую при Московской Преображенской общине. Из Москвы путь иконописца лежал в Казань, Самару, а в 1879 он вновь прибыл в Реж. В конце 1880-х слух об иконописцах Ф. достиг берегов Чудского озера. Стар-дец из Тихотки Я. П. Софронов пригласил братьев Ф. перебраться в Причудье, так как местные стар-дцы испытывали острую нужду в опытных иконописцах. С тех пор дер. Рая (Раюши), облюбованная Ф. для своего местопребывания, стала дух.центром стар-дцев Эстонии. В конце 1893 Ф. обратился в Лифляндское губ.правление с просьбой открыть иконописную мастерскую. Поскольку у Ф. не было свидетельства о принадлежности к иконописному цеху, ему было предписано в 4-хмесячный срок представить его из внутренних губ. Рос. Первая в Причудье мастерская иконописи стала школой для многих выдающихся иконописцев XX в. В числе учеников Ф. — П. Софронов, М. Солнцев, Ф. Мызников, Д. Поляков, Н. Глухов, принимавшие непосредственное участие в росписи Кикитовского, Раюшского, Муствеэского, Тартуского и др. стар.храмов Эстонии. Ф. передавал своим ученикам не только секреты древлеправ. искусства иконописи (особое приготовление красок, аскеза и экстатическое состояние духа при писании икон), но обучал их церк. знаменному пению и на личном примере истинному благочестию вкупе с ежедневными молитвами. Кроме мастерской, вРая была открыта школа для детей стар-дцев, где преподавалась церковнослав. грамота и крюковое пение. Все деньги за свои работы Ф. отдавал общине или тратил на покупку книг. До конца жизни он фактически руководил жизнью общины, был наст., представлял Раюши на V съезде стар-дцев Эстонии, состоял в списке кандидатов в депутаты от причудцев в Гос. собрание IV созыва.

 

Отношение к иконописанию как к "святому делу" обосновывалось в работе Ф. "Святые отцы об иконописании". Были изданы и др. его соч., в т. ч. богословско-этический труд "Путь к прощению грехов", брошюры "О Каиновой жертве", "Какая жизнь, такие и догматы", на страницах журнала "Родная старина " опубликованы статьи Ф. "О покаянии", "О мировом страдании" и др. Некот. написанные Ф. дух.стихи, напр., "Стих о вселении в пустыню", известны в записи И. Н. Заволоко.

 

Вершиной иконописного творчества Ф. стал стар.храм в Рая, построенный, в основном, на его собственные средства и расписанный им совместно с учениками. Кроме 15 подлинных старинных икон, в храме было ок. 200 икон Ф., размещенных в многоярусном иконостасе. 30 авг. 1944 храм сгорел. Пропали древние иконы "Воскресение" московского письма, поморские "Деисус", "Тихвинская", "Вход в Иерусалим", "Богоявление" и др., а также богословские и др. труды Ф.

 

За свою долгую жизнь Ф. написал множество икон, распространившихся по всему миру. Ок. 60 его работ описаны в магистерской работе К. Эриксон "Иконописец Гавриил Фролов (1854-1930) и причудская иконописная мастерская в Рая" (2003) на эст.яз. В 1930 Ф. был похоронен в подземной камере при храме в открытом гробу. В 1957 тело было перезахоронено, а на месте старого захоронения возвели небольшую часовню. После смерти Ф. остался большой архив и библиотека (119 т.), в кот.была представлена лит. по стар-ству и множество библиографических редкостей. До гибели Раяского храма при нем была небольшая комнатка, где были собраны вещи Ф. Его библиотека положила начало стар.музею в Рая, в кот. в настоящее время насчитывается до 250 книг и рукописей XVI-XIX вв. Древнейшие из них из Соловецкого монастыря и Белозерья, более поздние книги XIX в. — из различных монастырей Новгорода и Москвы. В небольшом скиту в Рая хранятся рисунки учеников Ф. конца XIX в.

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 296. Оп. 6. Д. 5212. Лит.: Причудец, "Эстония", Родная старина, 1927, 24 октября — 6 ноября, с. 22; "Похороны Г. Е. Фролова. Причудье", Старый Нарвский листок, 1930, № 112, 7 октября; Заволоко И. Н., "Светлой памяти Гавриила Ефимовича Фролова", Родная старина, 1931, № 10, с. 241-242; Петров А., "Старообрядческий храм в дер. Рая", Русский вестник, 1939, № 4, 14 января; Бегунов Ю. К., "Древнерусская книжно-рукописная традиция Причудья (Обзор)", Рукописное наследие Древней Руси. По мат-лам Пушкинского дома. Ленинград, 1972, с. 371-389; Исаков С. Г., "Гавриил Ефимович Фролов", Русские Эстонии. 1918 — 1940. Тарту, 1996, с. 363-366; Аристе П., "О Русских Причудья", Радуга, 1998, № 2, с. 85-88; Маркелов Г. В., "Изограф из Причудья", Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. Сб. статей и материалов, посвященных 100-летию И.Н. Заволоко. Рига, 1999, с. 99-101; Erikson К., Ikoonimaalija Gavriil Frolov (1854-1930) ja Peipsiaarse Rajakula ikoonimaalijakoda. Magistritoo Tartu, 2003, 115 ill., 111- 64 Ik. Т. Шор

Категория: Ф | Добавил: - (2008.05.15)
Просмотров: 1550

Copyright MyCorp © 2024