Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.03.28, 16:43
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Ф

Федотовы - Фитингов

ФЕДОТОВЫ - несколько семей служителей ДПЦ.

 

Александр Иоакимович Ф. (° 1959, дер. Гай Шальчининкского р-на, СССР) - предс. совета Гайской общины; сын Иоаким Варфоломеевич Ф. В 2002-2003 в большой мере стараниями Ф. был обновлен и существенно дополнен иконостас храма.

 

Варфоломей Иванович Ф. (° 1851?; • 1954, дер. Гай Шальчининкского р-на, СССР) - предс. совета Гайской общины до 1914. Принимал активное участие в религ. и хоз. жизни общины. После 1-й мировой войны был казначеем комиссии по постройке Гайского храма (1935). Похоронен на Гайском стар.кладбище.

 

Иоаким Варфоломеевич Ф. (° 1912, дер. Гай Вил. губ., Рос.имп.; • 2001, там же, Шальчининкский р-н Литвы) - наст. Гайской общины, сын Варфоломея Ивановича Ф. В 1920-1939 здешние места принадлежали Польше. Окончил польск. начальную школу в мест. Яшуны (ныне Яшюнай). Основам церк. грамоты, знаменного пения обучался дома - у деда Ивана и отца Варфоломея, активного деятеля Гайской общины. В 1930-х преподавал детям стар-дцев Закон Божий в начальных польск. школах. В 1939, будучи уланом польск. армии, попал в плен к немцам, пять лет батрачил у германских землевладельцев. Неплохо освоил немецкий и сербский яз., — последний потому, что неволя свела с братьями из Сербии. Вернувшись в родные места, работал в сельском хоз. Неизменно посещал храм. В 1985-2001 исполнял обязанности наст.в Гайской общине. 22 мая 1997 наст. Вил.общины В. Н. Васильев в сослужении Ф. освятил храм после капитального ремонта. Похоронен на Гайском стар.кладбище.

·        Ист.: Постановления и протоколы общих собраний членов Гайской старообрядческой общины 1907-1944 гг. (копии), Личный архив Г. Поташенко; Собрание материалов (Интервью с И. В. Федотовым, Гайская община, Шальчининкский р-н, Литва.Записал Г. Поташенко, 5 августа 1998 г.). Лит.: Литовский курьер (Вильнюс), 1998, №11. Г.П.

 

Тимофей Михайлович Ф. (° ?, дер. Сталянишки, Утенский р-н Литвы; • 1952) — наст.ряда общин. С 1915 служил наст.в Ростове-на-Дону, затем в Сипайлишкской общине (ныне Рокишкский р-н Литвы). В 1949 репрессирован, сослан в Сибирь, откуда не вернулся.

 

Феодор Тимофеевич Ф. (° 1910, дер. Сталянишки Ков. губ., Рос.имп.) — наст. Медумской общины (Д-пилсский р-н Латвии) с 1980; сын Тимофея Михайловича Ф. Отец приобщил его к изучению славянского чтения, знаменного пения, помог в освоении богослужебного устава. Закончил Литов. стар.дух. курсы в К. Наст. служит с 1977. Благословение принял от маститого пастыря А. Г. Волкова.

·        Лит.: СЦК 2001 (Даугавпилс), с. 82. В.Б.


ФИЛИМОН ПЕТРОВИЧ (• 1786, дер. Войтишки, Курляндия, Речь Посполитая) нок, один из остальцев разоренной в 1755 Гудишкской обители, "общий пастырь Курляндии и Литвы". Основал с др. подвижниками староверия ряд молитвенных храмов (ныне террит.Литвы и Бел.). Как и Степан Афанасьевич, по-видимому, некот. время жил в основанной им же в 1755 (1758) Дегуцкой обители (см. Дегуцкая община). Вероятно, именно отсюда он отправился в 1763 в Солоцкий Поливарок, а в 1764 - в Видзы, где тогда освятил новые стар.моленные.

·        Ист.: ДЛ, с. 197, 200. Лит.: Поташенко 1999. В. Б., Г. П.


ФИЛИППОВ Иван (° 1661, Шуйский погост, Олонецкий у. Рос; • 1744, Выг, там же) ыдающийся стар. историк и писатель, автор уникальной "Истории Выговской пустыни" (ок. 1743). В 1741-1744 - руководитель Выговского общежительства. Род.в семье гос. крестьянина. Первые 30 лет принадлежал к господствующей Церкви. Под влиянием П. Прокофьева пришел в Выговское общежительство. Ревностно продолжал дело братьев Денисовых в пастырском окормлении одноверцев, хоз. устроении обители, на литературном поприще. "Исторический словарь" Павла Любопытного содержит следующее описание Ф.: "Выгорецкой киновий старейшина, член Поморской Церкви, муж благочестивый, славный историк своей лавры, тщательный ее правитель, украшавший оную своим добродушием и расторопностью и носивший в ней крест терпения и служения 40 лет непрерывно. Милость его чистосердия и незлобие озарили все пути его деяния и они усердно увенчивали его во всей лавре. Росту он был среднего, браду имел окладистую и круговидную, украшенную сединами". "История Выговской пустыни" Ф. - религ. илософский и лит.-истор. памятник староверия. Смиренные слова обращены с ее страниц к потомкам: "Да не отвернется никто из вас от глаголов, изреченных в сей книге простым мужем, ибо исполнена она молитвы, но не горделивых словес. Не красноречием я похвалялся, но о чистоте духовной радел. Не столько буквицы тростию писал, сколько добродетели творил и сам обогатился".

·        Соч.: Филиппов И., История Выговской старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862. Ист.: Любопытный 1863б. Лит.: Старообрядчество 1996, с. 295. В. Б.


ФИЛИППОНЫ - официальное название староверов в Вост. Пруссии в XIX в. Иногда термин Ф. использовался также в Речи Посполитой до конца XVIII в.: так современники называли преследуемых в Рос.стар-цев-эмигрантов в стране. Распространился на староверов на быв.землях Речи Посполитой, присоединенных к Рос. имп.; в рус. яз. также встречается форма — "пилипоны" (напр., в указе Сената 1808). В настоящее время в Гамбурге выходцами из Польши организована моленная, где они также называются "Ф." Г. П.


ФИЛЬКОВ Василий Иванович (° 1910; • 1997) - прихожанин Зарасайской общины (Литва), рабочий-мостовщик. Мн. годы трудился в ремонтно-строительных орг-циях. Смолоду интересовался дух. лит., изучал Библию, произведения отцов древлеправославия, хранил книжные редкости. Во время строительства в Зарасай нового стар.храма (1990-1992) пожертвовал общине крупные денежные средства из личных сбережений.

·        Лит.: Барановский 2000, с. 46. В.Б.


ФИНОГЕЕВ Илларион Дионисьевич (° 1863, дер. Михалово, Вил. губ., Рос.имп.; • 1935) - староста и уставщик РГСО. В 1881 поступил причетником в Гребенщиковский храм. Более 50 лет своей жизни посвятил дух.служению. Благодаря выразительному голосу и глубокому знанию знаменного пения, снискал известность незаурядного певчего. Используя художественные приемы древних писцов, переписывал тексты церк. песнопений.

·        Лит.: СЦК 1955, с. 105. В.Б.


ФИТА - разновидность лица, сложный и часто очень продолжительный мелодический оборот, записанный сокращенно условной комбинацией знамен. В состав Ф. обычно входит особый знак Ф, кот. вместе с др. знаменами был заимствован из византийской семиографии (там знаком Ф обозначалась модуляция). Обычно Ф. имеет развернутое мелизматическое окончание. Как и мн. др. элементы знаменного роспева, Ф. уходит корнями в традиции византийского богослужения. К XV-XVII вв. комплексы Ф. значительно разрослись, поэтому в певческих книгах наряду с ними стали помещаться соответствующие им разводы, т. е. изложение простыми знаменами.

 

В совр. стар.певческих книгах Ф. часто совсем опускаются или пишутся на полях, иногда вместо Ф. в крюковой текст вписывается только развод.

·        Лит.: Бражников М. В., Лица и фиты знаменного распева. Ленинград, 1984; Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


ФИТИНГОВ Ефим Васильевич (• 13 окт. 1943) - наст. Милюнайской общины, член ДК при ЦСС Литвы с 1927. Прибыл в дер. Милюнай (рус.Милюнцы) в 1936. Спустя два года его стараниями храм был отремонтирован, покрашен, обнесен оградой. В местной школе наст. Ф. ввел уроки Закона Божьего для детей стар-дцев. Его большая личная библиотека содержала преимущественно дух.литературу. 13 окт. 1943 в канун Покрова Пресвятой Богородицы дер. окружили фашистские каратели. За помощь сов.партизанам селение подожгли. Иконы и книги сгорели. Строение храма уцелело, но утратило свое назначение (после войны в нем хранили зерно). Наст. Ф. расстреляли. Его семья также пострадала. Каратели казнили еще нескольких чел. Мн. бросили в тюрьму и концлагеря, вывезли в Германию. Милюнайская община, основанная в нач. XIX в., перестала существовать.

·        Лит.: Blaževičius 1997, р. 26. В.Б.


Категория: Ф | Добавил: - (2008.05.15)
Просмотров: 1162

Copyright MyCorp © 2024