ФЕДОТОВЫ - несколько семей служителей ДПЦ.
Александр Иоакимович Ф. (° 1959, дер. Гай Шальчининкского р-на, СССР) - предс.
совета Гайской общины; сын Иоаким Варфоломеевич Ф. В 2002-2003 в
большой мере стараниями Ф. был обновлен и существенно дополнен иконостас храма.
Варфоломей Иванович Ф. (° 1851?; • 1954, дер. Гай Шальчининкского р-на, СССР)
- предс. совета Гайской общины до 1914. Принимал активное участие в
религ. и хоз. жизни общины. После 1-й мировой войны был казначеем комиссии по
постройке Гайского храма (1935). Похоронен на Гайском стар.кладбище.
Иоаким Варфоломеевич Ф. (° 1912, дер. Гай Вил. губ., Рос.имп.; • 2001, там же, Шальчининкский р-н Литвы) -
наст. Гайской общины, сын Варфоломея Ивановича Ф. В 1920-1939
здешние места принадлежали Польше. Окончил польск. начальную школу в мест. Яшуны (ныне Яшюнай). Основам церк. грамоты, знаменного
пения обучался дома - у деда Ивана и отца Варфоломея, активного деятеля Гайской
общины. В 1930-х преподавал детям стар-дцев Закон Божий в начальных польск.
школах. В 1939, будучи уланом польск. армии, попал в плен к немцам, пять лет
батрачил у германских землевладельцев. Неплохо освоил немецкий и сербский яз., — последний потому, что неволя свела с братьями из
Сербии. Вернувшись в родные места, работал в сельском
хоз. Неизменно посещал храм. В 1985-2001 исполнял обязанности наст.в Гайской общине. 22 мая
1997 наст. Вил.общины В.
Н. Васильев в сослужении Ф. освятил храм после капитального ремонта.
Похоронен на Гайском стар.кладбище.
·
Ист.: Постановления и протоколы общих
собраний членов Гайской старообрядческой общины 1907-1944 гг. (копии), Личный
архив Г. Поташенко; Собрание материалов (Интервью с И. В. Федотовым, Гайская
община, Шальчининкский р-н, Литва.Записал Г. Поташенко, 5 августа
1998 г.). Лит.: Литовский курьер (Вильнюс),
1998, №11. Г.П.
Тимофей Михайлович Ф. (° ?, дер. Сталянишки, Утенский р-н Литвы; • 1952) —
наст.ряда общин. С 1915
служил наст.в
Ростове-на-Дону, затем в Сипайлишкской общине (ныне Рокишкский р-н Литвы). В
1949 репрессирован, сослан в Сибирь, откуда не
вернулся.
Феодор Тимофеевич Ф. (° 1910, дер. Сталянишки Ков. губ., Рос.имп.) — наст. Медумской общины
(Д-пилсский р-н Латвии) с 1980; сын Тимофея Михайловича Ф. Отец приобщил
его к изучению славянского чтения, знаменного пения, помог в освоении
богослужебного устава. Закончил Литов. стар.дух. курсы в К. Наст. служит с 1977. Благословение
принял от маститого пастыря А. Г. Волкова.
·
Лит.: СЦК 2001 (Даугавпилс), с. 82. В.Б.
ФИЛИМОН ПЕТРОВИЧ (• 1786, дер. Войтишки, Курляндия, Речь Посполитая) -инок, один из остальцев разоренной в 1755 Гудишкской
обители, "общий пастырь Курляндии и Литвы". Основал
с др. подвижниками староверия ряд молитвенных храмов (ныне террит.Литвы и Бел.). Как и Степан
Афанасьевич, по-видимому, некот. время жил в основанной им же в 1755 (1758)
Дегуцкой обители (см. Дегуцкая община). Вероятно, именно отсюда он отправился
в 1763 в Солоцкий Поливарок, а в 1764 - в Видзы, где тогда освятил новые стар.моленные.
·
Ист.: ДЛ, с. 197, 200.
Лит.: Поташенко 1999. В. Б., Г. П.
ФИЛИППОВ Иван (° 1661, Шуйский погост, Олонецкий у. Рос; • 1744, Выг, там же) -выдающийся стар. историк и писатель, автор уникальной
"Истории Выговской пустыни" (ок. 1743). В 1741-1744 - руководитель Выговского
общежительства. Род.в
семье гос. крестьянина. Первые 30 лет принадлежал к господствующей Церкви. Под
влиянием П. Прокофьева пришел в Выговское общежительство. Ревностно
продолжал дело братьев Денисовых в пастырском окормлении одноверцев,
хоз. устроении обители, на литературном поприще. "Исторический
словарь" Павла Любопытного содержит следующее описание Ф.:
"Выгорецкой киновий старейшина, член Поморской Церкви, муж благочестивый,
славный историк своей лавры, тщательный ее правитель, украшавший оную своим
добродушием и расторопностью и носивший в ней крест терпения и служения 40 лет
непрерывно. Милость его чистосердия и незлобие озарили все пути его деяния и они усердно увенчивали его во всей лавре. Росту он
был среднего, браду имел окладистую и круговидную, украшенную сединами".
"История Выговской пустыни" Ф. - религ. -философский
и лит.-истор. памятник староверия. Смиренные слова обращены с ее страниц
к потомкам: "Да не отвернется никто из вас от глаголов,
изреченных в сей книге простым мужем, ибо исполнена она молитвы, но не
горделивых словес. Не красноречием я похвалялся, но о
чистоте духовной радел. Не столько буквицы тростию писал, сколько добродетели
творил и сам обогатился".
·
Соч.: Филиппов И., История Выговской старообрядческой
пустыни. Санкт-Петербург, 1862. Ист.: Любопытный 1863б. Лит.: Старообрядчество 1996, с. 295. В. Б.
ФИЛИППОНЫ - официальное название староверов в Вост. Пруссии в XIX в. Иногда термин
Ф. использовался также в Речи Посполитой до конца XVIII в.: так современники
называли преследуемых в Рос.стар-цев-эмигрантов
в стране. Распространился на староверов на быв.землях Речи Посполитой, присоединенных к Рос. имп.; в рус.
яз. также встречается форма — "пилипоны" (напр., в указе Сената
1808). В настоящее время в Гамбурге выходцами из Польши организована моленная,
где они также называются "Ф."
Г. П.
ФИЛЬКОВ Василий Иванович (° 1910; • 1997) - прихожанин Зарасайской общины (Литва),
рабочий-мостовщик. Мн. годы трудился в ремонтно-строительных
орг-циях. Смолоду интересовался дух. лит., изучал
Библию, произведения отцов древлеправославия, хранил книжные редкости. Во время
строительства в Зарасай нового стар.храма (1990-1992) пожертвовал общине крупные денежные
средства из личных сбережений.
·
Лит.: Барановский 2000, с. 46. В.Б.
ФИНОГЕЕВ Илларион Дионисьевич (° 1863, дер. Михалово, Вил. губ., Рос.имп.; • 1935) - староста и
уставщик РГСО. В 1881 поступил причетником в Гребенщиковский храм. Более
50 лет своей жизни посвятил дух.служению.
Благодаря выразительному голосу и глубокому знанию знаменного пения, снискал
известность незаурядного певчего. Используя художественные приемы древних
писцов, переписывал тексты церк. песнопений.
·
Лит.: СЦК 1955, с. 105. В.Б.
ФИТА -
разновидность лица, сложный и часто очень продолжительный мелодический
оборот, записанный сокращенно условной комбинацией знамен. В состав Ф. обычно
входит особый знак Ф, кот. вместе с др. знаменами был
заимствован из византийской семиографии (там знаком Ф обозначалась модуляция).
Обычно Ф. имеет развернутое мелизматическое окончание. Как и мн. др. элементы знаменного
роспева, Ф. уходит корнями в традиции византийского богослужения. К XV-XVII
вв. комплексы Ф. значительно разрослись, поэтому в певческих книгах наряду с
ними стали помещаться соответствующие им разводы, т. е. изложение
простыми знаменами.
В
совр. стар.певческих книгах
Ф. часто совсем опускаются или пишутся на полях, иногда вместо Ф. в крюковой
текст вписывается только развод.
·
Лит.:
Бражников М. В., Лица и фиты знаменного распева. Ленинград, 1984; Гарднер 1998, т.
1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения
1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш.
Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
ФИТИНГОВ Ефим Васильевич (• 13 окт. 1943) - наст.
Милюнайской общины, член ДК при ЦСС Литвы с 1927. Прибыл
в дер. Милюнай (рус.Милюнцы) в 1936. Спустя
два года его стараниями храм был отремонтирован, покрашен, обнесен оградой. В
местной школе наст. Ф. ввел уроки Закона Божьего для детей стар-дцев. Его
большая личная библиотека содержала преимущественно дух.литературу. 13 окт. 1943 в канун Покрова Пресвятой
Богородицы дер. окружили фашистские каратели. За помощь сов.партизанам селение подожгли. Иконы и книги сгорели.
Строение храма уцелело, но утратило свое назначение (после войны в нем хранили
зерно). Наст. Ф. расстреляли. Его семья также пострадала. Каратели казнили еще
нескольких чел. Мн. бросили в тюрьму и концлагеря, вывезли в Германию.
Милюнайская община, основанная в нач. XIX в., перестала существовать.
·
Лит.: Blaževičius 1997, р. 26. В.Б.