УДАЛОВ Мефодий Максимович (• после 1940) - видный религ. и обществ.деятель СЦ Литвы. Был
подрядчиком. В 1920-1930-х неоднократно избирался в руководящие органы СЦ. В
1927-1930 - предс. РК при ЦСС Литвы, в 1930-1934, 1938-1940- член ЦСС
Литвы. В конце 1920-х - предс. "Демократического союза граждан Литвы
русской национальности". В 1920-х по инициативе и под руководством У. был
окрашен и отремонтирован в старорусском стиле К. храм.
·
Лит.: СК 1928, с. 76-80; СК 1931, с.
66-68; "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, № 4. Г.П.
УЖУСАЛЯЙСКАЯ ОБЩИНА см. Паскутишкская община.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н Латвии), на 1912 -
федосеевская ("московских правил"). Существуют разные даты основания
УО. В списках Центрального комитет по делам стар-дцев Латвии
(1929) указан 1878, в документе 1891 говорится, что моленная построена без
разрешения ок. 1866. В записках секретаря Юпатова говорится о том, что в
1875 объединились ок. 600 прихожан, 200 хоз. и при
наст. Семене Калиновиче под руководством Игнатия Юпатова
построили моленную. Как бы там ни было, в 1887 в доме крестьянина Григория
Евфимова была опечатана самовольно открытая моленная, изъяты книги и пр.
утварь.
Ныне
существующая моленная освящена в честь Введения Пресвятой Богородицы. Дата
постройки неизвестна, размер 18 х 6,7 х 3,3м. В 1891 УО насчитывала 180
прихожан, в 1938 - 730. На 1938 имущество оценивалось в 2339 латов, имелось 6
га земли, приход составлял 685 латов, расход - 520 латов. Служили наст.: Семен
Калинович (1875— 1886), Афанасий Патрикеевич (1886-1906), Фадей Голубев (1906-1921), Михаил Самсонов (1921-1958,
1960-1969), Евстифей (1959-1960), А. Самсонов (1969-1986), и. о. наст.
Анастасия Шилова (1986-1990), Касиян Самсонов (1990-1997), и. о. наст. Миркиян
Самсонов (1997). В настоящее время службы в УО проходят по религ. праздникам.
При УО действует одно кладбище.
·
Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 39512. Л.
9; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 50; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38;
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 8, 113, 114; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2515.
Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 266; Записи Юпатова. В. Никонов
УСТАВ -
расписание полного годового круга богослужений (воскресные дни, Господские и
Богородичные праздники, праздники святых, дни памяти святых каждого дня). Устав
предопределяет соблюдение порядка и благочиния при совершении богослужений.
Существует издревле. Еще в V в. преподобный Савва Освященный — основатель Лавры
в 20 поприщах от Иеросалима - привел У. в полный вид. В VIII в. великий отец
Вост. Церкви Иоанн Дамаскин собрал различные редакции отеческого
богослужебного У., в т. ч. У. Саввы Освященного (названный "Оком
церковным" и Иеросалимским), объединил и пополнил их. "Око
церковное" - основной ключ для всех прочих уставов. Наряду с Иеросалимским
У. применялись Студийский и Афонский. На Руси
длительное время использовался Студийский устав, составленный в IX в. игуменом
Цареградского монастыря преподобным Федором Студитом и привезенный в
Киево-Печерский монастырь Феодосием Печерским (• 1076). Но уже в XIV в. на Руси
приняли к обиходу Афонский и Иеросалимский уставы. В
1610 при втор.рус. патриархе
Гермогене мастер Печатного двора Анисим Михайлович Радишевский напечатал
"Око церковное". Ему строго соответствовали издания У. 1633 и 1641.
Основополагающее значение "Ока церковного" общепризнано и в наши дни.
Один из оригиналов А. Радишевского хранится в РГСО. Соловецкий и
Поморский рукописные уставы составлены на основе "Ока церковного". С
ним согласуется изданный в Саратове (1913) "Устав обители святого
Богоявления на Выгуреце". По нему Д. Д. Михайловым составлен У.,
издававшийся в 1930-е годы (Р., 1936; Тарту, 1938). Ежегодно печатаемый
в СЦК богослужебный У. - собственно правила "Ока церковного".
·
Лит.: СЦК 1993, с. 89. В.Б.
УТЕНСКАЯ ОБЩИНА (Утена, иначе Утяна, Литва) зародилась в нач. 1950-х.
В эти годы мн. стар-дцы-прихожане сельских храмов, ведущих свою историю с
XVIII-XIX вв. (дер. Неченай, Сирвиджяй, Сталиленишкес, Шеймотис), в силу
изменений социальных условий жизни стали переселятся в
города. Часть их избрала свой районный центр - Утену, где намечалось широкое
развитие промышленности. Однако в послевоенное время сов.власти не дали разрешения на открытие стар. общины в
Утене. К 1980 здесь предположительно проживало ок. 1000 стар-дцев. Несколько
сотен верующих составляли ядро УО. Длительное время приходилось обходиться без
молитвенного дома в городе. Осенью 1989 было положено начало строительству. 24
окт. 1989 состоялось освящение закладки фундамента будущего храма. Молебен
совершил наст. Вил.общины
В. Васильев в сослужении 96-летнего пастыря А. Волкова. Существенную
финансовую и материальную помощь при строительстве оказали общины Вил., Клайпеды, некот. предприятия и орг-ции Утены.
Значительные средства поступили благодаря пожертвованиям. Строительные работы
потребовали немалых усилий. Дело продвигалось стараниями тогдашнего
предс. УО Е. И. Никитина, советами и трудовым участием Марка Фроловича
Иванова, Галактиона Петровича Панченко, Ивана Феоновича Назарова, Кириака
Ермолаевича Калинкина, Василия Епифановича Бабахина, Анны Михайловны Рутковской
и др. В нояб. 1991 строительство было завершено. После торжест. освящения храм
открыл двери для регулярных богослужений. В дальнейшем продолжались внешняя
отделка и внутреннее обустройство бревенчатого корпуса храма, увенчанного
главой и куполом колокольни.
·
Лит.: Китеж-Град, 1990, № 1, с. 35; Вильнюс, 1992,
№ 6, с. 157-160.В. Б.