ТАЛЛИНСКАЯ (РЕВЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА. Первые известия о староверах Ревеля (ныне Таллин)
относятся к XVIII в. Это могли быть как староверы из внутренних губ. Рос,
спасавшиеся от религ. преследований, так и стар-дцы, освободившиеся из крепости
Рогервик (ныне - Палдиски), сосланные сюда еще при Петре I. По словам К.
Тизика, в это время в Ревеле было значительное число стар-дцев, причем они
пользовались поддержкой местных властей - лютеран. В 1807 в Ревеле была
построена дерев.моленная в
конце 2-го форштадта в доме 198с, принадлежащем купцу-стар-дцу Моисею Проклову.
При моленной на средства купцов А. Михеева и М. Проклова содержалась
богадельня, в кот.доживали
свой век одинокие и бедные стар-дцы. Здесь же находилось стар.кладбище и караулка. По списку старосты ревельских
купцов из стар-дцев Пыхтина значилось, что в Ревеле проживало 160 староверов.
Наст.были Ефим Фотеев
(Фатеев), затем Семен Яковлевич Кузнецов. В 1820-1840-х в Ревеле, как губ.городе, осуществлялся жесткий
контроль за жившими здесь староверами, о чем свидетельствовали ежегодные
рапорты начальника Ревельской управы благочиния. За наст. Фотеевым установлен
секретный полицейский надзор. При таких условиях ТО не имела
возможности развиваться и количество стар-дцев постепенно уменьшалось. К
1865 в городе осталось лишь 20 стар-дцев. Дом, где находилась моленная, был
продан, и стар-дцы собирались для общих молитв по частным квартирам. С ростом
промышленности число их к 1897 возросло до 46 чел. Стар.кладбище было закрыто в 1898. В дальнейшем стар-дцев
хоронили на Александро-Невском кладбище, а в 1936 им было отведено место на
новом кладбище в Лийва. В 1905 небольшая группа стар-дцев принялась за
восстановление распавшейся ТО и ее имущества, но до революции 1917 она так и не
была зарегистрирована.
В
1924 в Эстонии состоялась официальная регистрация ТО поморцев брачного
согласия (Tallinna vanaususliste uhing 11. 07. 1924, Nr. 547). Затем в 1926 ТО прошла обязательную перерегистрацию, согласно
новому законодательству об обществах (Tallinna vanaususliste uhing 6. 03. 1926,
Nr. 9), и в 1936 вошла в реестр религ. обществ в Эстонии как Таллинская
старообрядческая община (Tallinna Vanaususliste Usuuhing, Tln, Kanarbiku t. 6.
22.04.36.Nr. 102). К концу 1920-х членами ТО
состояли 50 семей. Она насчитывала 125 прихожан, причем мн. ее члены были
выходцами из Причудья. Построенная в 1920-е молельня сгорела от неосторожно
оставленной свечи. До 1930 молились на частных квартирах, а затем в помещении,
предоставленном первым предс. ТО Филаретом Федоровичем Пруссаковым на ул.
Техника 12. При ТО были организованы вечерние курсы
вероучения. В 1930 по завещанию стар-дки Стефаниды Андреевны Мяэберг, ее муж
лютеранин Адо Мяэберг построил моленный дом. Солидное пожертвование на
строительство сделано прихожанкой Евфимией Сапожниковой. Большой вклад в
оборудование иконостаса и убранства в новой моленной внесли супруги П.
П. и К. Е. Баранины. 26 дек. 1930 состоялось освящение нового храма на ул. Канарбику 6 во имя
Благовещения Пресвятой Богородицы, Святителя Николы и девы Стефаниды. Наст.с 1930 до своей смерти в 1945 был
И. М. Подгорный. 23-24 июня 1936 в Таллине прошел Всеэстонский съезд
стар-дцев. Предс. Союза старообрядческих общин Эстонии избран П. П. Баранин, и до 1938 правление Союза
находилось в Таллине.
В
послевоенное время наст. Таллинской молельни были: начетчик старой школы
Иван Федорович Кашев (1945-1949), Михаил Александрович Абаканов (1949-1961),
Андриан Леонидович Рогозин (1961-1965), большой знаток церк.-служебного
устава и знаменного пения М.И. Баранов (1966— 1992), неоднократно
представлявший эст. староверов в ДК при ВСС в Литов. ССР. С 1992 церк. службу
проводит Анна Борисовна Ванъкова, предс. правления общины - Александра Ефимовна
Фомина. ТО - единственная в Эстонии, где совершается полный
круг богослужения (вечерня, заутреня, часы, молебен) в субботу, в воскресенье,
в предпраздничные и праздничные дни. Большинство прихожан - выходцы из
Д-пилса. По результатам переписи населения 2000, 246 таллинцев заявили о своей
принадлежности к СЦ.
·
Ист.: ИАЭ. Ф. 29. Оп. 7. Д. 62; 119, 119а, 370, 571; ИАЛ.
Ф. 1. Оп. 3. Д. 1376. Лит.: "На съезде старообрядческих
общин", Вести дня, 1929, № 301, 5 декабря; "Linna vanausulised
matmispaika noutamas", Paevaleht, 1936, nr. 240, 5. sept, lk. 7;
Фомина A. E., "Таллинская старообрядческая община" СПЦК 2000;
Гришаков В. Л., "Таллинскому старообрядческому храму 70 лет", Меч
духовный, 2001, №3, май-июнь. Г.Пономарева
ТАРТУСКАЯ (ДЕРПТСКАЯ, ЮРЬЕВСКАЯ) ОБЩИНА, основана в 1740. В конце XVIII в. среди Тартуских стар-дцев были
очень зажиточные и уважаемые люди, купцы 3-й гильдии Ф. Г. Гребенщиков и М. А.
Рундальцов. К 1826 в Тарту насчитывалось 70 мужчин и 75 женщин стар-дцев, в
1833 - соответственно 67 и 90. По данным 1846, в Тарту было зарегистрировано
296 стар-дцев, не приемлющих молитвы за царя и 10 чел., ризнающих священство;
имелась небольшая дерев.молельня
и богадельня, в кот. проживало 10 чел. Во время правления Николая I стар-дцы
Дерпта подвергались жесткому полицейскому надзору и репрессиям. В 1835 закрыли
стар.школу для детей, а в
следующем году в монастырь высланы 79-летний наст. Абрам Данилов и Макар
Васильев за перекрещение ими правосл. в стар-ство. Место наст.занял Иван Фадеевич Птичкин. В 1847 возбуждено
судебное дело против дерптской мещанки Агафьи Федоровой, желавшей воспитывать
детей в стар.духе. В 1849
выслан в Везенберг (ныне Раквере) наст. Николай Мошаров, вернувшийся из ссылки
в 1857. Стар-дцам предъявляли обвинения в уклонении от рекрутства, в незаконной
передаче видов на жительство, пытались внедрить в состав причта Дерптской
моленной причетника-единоверца с целью агитации прихожан в пользу единоверия
и насильного крещения детей в православие. В 1859 Дерптским стар-дцам было
запрещено иметь священников и разрешалось молиться
только в своих домах, вставал вопрос об упразднении кладбища. В 1863 поморцы
стали совершать богослужения в молельне на ул. Поперечной (Пыйк) в дерев.доме. Молельня построена без
колокольни и особых отличий. Участок для строительства молельни подарен вдовой
Анастасией Кораблевой. Деятельное участие в строительстве принимал купец Семен
Петрович Рундальцев. Во втор.пол.
XIX в. в Дерпте насчитывалось ок. 500 стар-дцев, компактно селившихся
в основном на террит. 3-го полицейского участка. Они поддерживали тесную связь
со стар-дцами Причудья. Дерптские мещане-стар-дцы, некот. из них были
зажиточными купцами, роднились со стар-дцами-крестьянами, живущими в у., и за
счет этого происходило движение стар.населения из города в дер. и обратно. В XIX в. наст.в Дерптской молельне, кроме
упомянутых А. Данилова, М. Васильева и Н. Мошарова, были Прокофий Иванович
Кондратьев и Иван Харлампиевич Бондарев, число стар-дцев по переписи 1897
достигла 438 чел.
На
основании указа от 17 окт. 1906, ТО стар-дцев-поморцев 20 сент. 1907 была
зарегистрирована как "Община старообрядцев беспоповцев Поморского согласия
в городе Юрьеве Лифляндской губернии". ТО руководил избираемый на три года
совет во главе с правлением в составе 9 чел. В 1913 в правление ТО входили Иван
Сыщиков (предс), Иван Соколов (зам. предс), Федор Орлов, Петр Белобров, Иван
Колошенков, Илья Николаев, Иван Аннушкин, Иван Полин, Федот Пеклевкин. Наст.был Гавриил Яковлевич Сыщиков (°
1866), он же в качестве старосты ТО вел метрические книги.
С
образованием в 1918 Эстонской Республики ТО была из
Юрьевской переименована в Тартускую и трижды (в 1924, 1926 и 1936) проходила
перерегистрацию в соответствии с законами об обществах. К нач. 1930-х в ней насчитывалось
450 прихожан, в 1939 - ок. 500. В келье храма была собрана библиотека, наст.до 1930 был Г. Я. Сыщиков, а затем
Андрей Яковлевич Кабацкий. В правление входили И. Соколов, 3. Кузнецов и др. В
1920-1930-х большую роль в орг-ции ТО сыграл Е. Я. Гришаков, неоднократно
избиравшийся предс. ЦСС СЦ Эстонии и предс. Союза старообрядческих общин
Эстонии (1938). Как предс. строительного комитета он инициировал пристройку
к храму каменной колокольни по проекту архитектора А. Подчекаева (1931). В
1930-е в Тарту работал стар.кружок
молодежи. Предс. кружка был сын Е. Я. Гришакова - Л. Гришаков. В кружке
он обучал детей стар-дцев Закону Божьему, а И. С. Кулев - крюковому
напеву. При ТО существовал прекрасный хор. ТО активно
участвовала в строении СЦ Эстонии. По решению V Всеэстонского стар.съезда в Тарту несколько лет
(1928—1932) находился центр СЦ Эстонии во главе с Е. Я. Гришаковым. В ноябре
1929 в Тартуской молельне состоялся VI Всеэстонский стар.съезд. В нем приняли участие представители 8 стар.общин.
С
нач. оккупации Эстонии в июне 1940 нормальное развитие ТО было нарушено. 12
июля 1941 от зажигания бомбы сгорела колокольня, библиотека и иконостас. В
уцелевшей части здания после войны находилось домоуправление. Только в 1955
молельня была возвращена стар-дцам. Для ее обустройства собирали иконы и
богослужебные книги по всей Эстонии. Часть иконостаса была написана М.
Г. Солнцевым, учеником Г. Е. Фролова. Стар-дцы хотели полностью
восстановить храм, но не получили разрешения от властей. В послевоенное время
наст.были: Самсон Тимофеевич
Кобылкин, А. Л. Мурников, Л. Е. Гришаков, И. С. Кулев, Потапий
Ермилович Савосткин. По переписи 2000, в Тарту признали себя стар-дцами 483 чел.старше 15 лет. Сейчас в ТО
зарегистрировано ок. 140 прихожан. Членами ТО являются также жит.дер. Березье (70 км от Тарту).
Среди членов ТО есть известные люди: предс. Совета
старообрядческих общин Эстонии П. Г. Варунин, кандидат
физико-математических наук Ф. Савихин, историк стар-ства В. Л. Гришаков. Прихожанкой
ТО была преподаватель Тартуского университета, диалектолог Т. Ф. Мурникова,
жена наст. А. Л. Мурникова.
·
Ист.: ИАЭ. Ф. 291. Оп. 8. Д. 1725, 1743; ИАЭ. Ф. 297. Оп.
1. Д. 9873; ИАЭ. Ф. 1865. Оп. 2. Д. 98-1; ИАЭ. Ф. 2111. Оп. 1.Д. 14699; ИАЛ.
Ф.З.Оп. 1. Д. 2468; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 2093, 2094, 2102, 2116, 2119; ИАЛ. Ф.
3. Оп. 10. Д. 243, 266, 267, 269, 270, 288, 312, 313; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д.
1478, 1524. Лит.: Протокол 5-го
Старообрядческого съезда в Эстонии 17, 18, 19-го июля 1928 года. В посаде
Красные Горы. Б. м., б.г.;
"На съезде старообрядческих общин", Вести дня, 1929, № 301, 5
ноября; Л. М., "Юрьевский старообрядческий храм", Русский
календарь, 1933 [Таллин, 1932], с. 82; "В старообрядческом кружке
молодежи", Русский Вестник, 1939, № 77, 30 сентября; Гришаков В.
Л., "О. Лаврентий Ефремович Гришаков", СЦК 2001 (Д-пилс); Гришаков В.
Л., "Прошлое, настоящее и... Тартуского старообрядческого прихода", Меч
духовный, 2002, № 5; "Vanausulised lopetavad puhadepidamist [Tartus
ligi 500 vanausulist]", Postimees, 1939, nr. 18, 19. Jaanuar;
Berendsen V., Margus M., "Simene ulevenemaaline rahvaloendus Tartus 28.
jaanuaril 1897", Tartu: Eesti Ajalooarhiiv, 1999, lk. 121-122;
Ponomarjova G„ "Arhiimaterjalid Nikolai I ajastu vanausuliste kohta eesti
ajalooarhiviis", Akadeemia, 2001, nr. 11. Г. Пономарева, Т. Шор
ТЕРЕНТИЙ (° первая пол.XVII в., Рос; •
1704, дер. Балтруки, Курляндия, Речь Посполитая) - священноиерей древлеправ.
крещения и рукоположения. Один из первых стар.пастырей и первый известный стар-дец-эмигрант в Курляндии и
ВкЛ. Пришел вместе с сыном Афанасием (Антонием) из
Московской епархии на берега Двины (Зап.Двины,
Даугавы). С 1678 - наст. Лигинишкского храма (ныне окраина Д-пилса).
Благословил устройство моленной в Балтруках близ Илуксте (ныне Д-пилсский р-н
Латвии). Хотя первый пастырь Т. был древлеправ. священником, в XVIII в. среди
стар-дцев Курляндии и ВкЛ все же утвердились федосеевцы.
·
Ист.: ДЛ, с. 186,245. В.Б.
ТИМОФЕЕВ Стефан Григорьевич (° 1907, дер. Гуськи, Новгородской
губ., Рос.имп.; • 1986) -
наст. Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) поморской общины. С детства
изучал церк. грамоту. Участник Великой Отечественной войны. В 1943 после
тяжелого ранения демобилизован. Работал на стройках и
предприятиях Ленинграда, неизменно посещал богослужения, возглавлял церк. хор.
С 1970 - наст.
·
Лит.: СЦК 1987, с. 60. В.Б.
ТИСКАДСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у.
Вит. губ.; ныне Рез.р-н,
Латвии) — старопоморского согласия (1912). Слобода Тискады - одно из крупнейших
мест в Реж. у., населенных исключительно стар-дцами.
Ревизия 1782 указывает 446 душ; по данным 1837 значится 66 стар-дцев разных
сословий и 354 помещичьих крестьянина. Согласно архивным данным, ТО основана в 1733. Свидетельства о первой моленной относятся к
этому же времени. На следствии 1840 крестьяне показали, что моленная была
построена более ста лет тому назад. В сент. 1839 от свечи случился пожар, кот.удалось потушить, однако крыша
была снята. Восстановить храм не разрешили, но к дек.
1840 добились разрешения на устройство сельской богадельни. В 1841 под этим
прикрытием на том же фундаменте возвели здание моленной. Но ее сразу же
опечатали. После ходатайств в 1842 под подписку о том, что здание не будет
использоваться как обществ.моленная,
ее распечатали. В очередной раз вопрос о незаконном строительстве встал в 1867.
По решению суда дом был продан в 1870 на слом. Но уже в документах 1877 вновь
упоминается дерев.молитвенный
дом, крытый соломой, кот. тоже сгорел в янв. 1885. В следующем году на его
месте был возведен новый. Осматривая в дек. 1886 Тискадскую единоверческую
церковь, священник Борисович обнаружил молитвенный дом и донес епископу, прося
"остановить наглый и дерзкий образ действий раскольников", и здание
опечатали. В 1898 наст. Арефа Елисеев купил моленную и добился в 1899
распечатывания ее как жилого дома; одновременно предпринимались попытки
легализации моленной. Подготовленный в 1901 проект преобразования дома не был
реализован. Прихожане по-прежнему собирались на квартире наст. А. Елисеева. В янв.
1903 снова была самовольно устроена моленная. Столь активная деятельность наст.
А. Елисеева не могла оставаться незамеченной. Обер-прокурор Синода К.
Победоносцев посвятил этому специальное письмо министру внутренних дел. В авг.
1906 был утвержден проект расширения дома Елисеева. В результате его реализации
и последовавших в 1920-1930-х переделок храм приобрел совр. вид; освящен во имя Св. Троицы. Имеются пять небольших колоколов, крупнейший из
них (800 кг) отлит в 1938 на обществ.деньги, др. (80 кг) - подарен в 1928 М. Лаптевым. В 1840 ТОнасчитывала 1917 прихожан, в
1912 - 2570, в 1940 - 2955. Ее собственность в 1940 оценивалась в 15050 латов.
Имелось 3,9 га земли; приход -1969,81 лата, расход- 1858,39 лата. Служили
наст.: Василий Емельянов (отм. в 1832 и 1840), Андрей Ефимов (отм. в 1878),
Гавриил Шпеле (отм. в 1887-1897), Арефий Елисеев (отм. в 1885-1911), Л.
Харитонов (отм. в 1921), Галактион Витовт (1928-1934), Евстафий Бритушенко (?—1937),
Феоктист Тараканов (1937- отм. в 1941). В настоящее
время причт Рез. Кладбищенской общины регулярно совершает по религ.
праздникам богослужения. Храму принадлежит 9 кладбищ.
·
Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 8359, Л. 8, 13, 14; НИРБ.
Ф. 1430. Оп. 1. Д. 38858. Л. 1, 3, 4; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 101;
НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 845. Л. 1, Зоб.; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1.Д. 878. Л. 5; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1.
Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 8; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д.
2444. Л. 1; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2451. Л. 158, 167, 207; ЛГИА. Ф. 1370. Оп.
1. Д. 2678; Истина, 1878, кн. 57, с. 24; ПЕВ,
1891, № 23, с. 1085; ПЕВ, 1897, № 18; ПЕВ, 1903, №4, с. 121. В. Никонов
ТИТЛО —
надстрочный знак в церковнослав. яз., означающий
сокращенное написание слова.
ТИТЛО ПИЛАТОВО (иногда титла) сокращенная надпись на Кресте Господнем
из четырех начертанных по-славянски букв: IНЦI - Ісус
Назарянин Царь Иудейский. После собора 1666-1667 стар-дцы-беспоповцы - сначала поморцы
и федосеевцы, а затем и филлиповцы - в итоге многолетних, подчас
бурных, обсуждений пришли к решению, что поклонение Кресту с ТП следует
отложить, так как эта надпись не отражает истины. Была принята предложенная еще
архидиаконом Соловецкого монастыря Игнатием надпись - ІХЦС - Ісус
Христос Царь Славы. Стар-дцы-поповцы исторически мало участвовали в этих
прениях, считая приемлемым оба вида титла.
·
Лит.: Старообрядчество 1996, с. 282. В.Б.
ТОЛКАЧЕВЫ - служители СПЦ Литвы.
Михаил Яковлевич Т. (° 1898, дер. Гайлюны, Вил.у. Вил. губ.; • 1979) - наст.Паневежской
и др. стар.общин Литвы.
Окончил 5-классное училище, занимался самообразованием. С юных лет осваивал
знания, необходимые для церк. служения. С 1937 по 1950 -дух.о. Йоджяйской общины (Литва). В марте 1950 подвергся
репрессиям за "антисов. пропаганду" в период нацистской оккупации
Литвы; был осужден на 10 лет исправительных лагерей (в ноябре 1954 его дело
было пересмотрено и срок заключения сокращен до 5 лет).
Симеон Михайлович Т. (• 1999)
- наст.ряда общин Литвы; сын
Михаила Яковлевича Т.
·
Ист.: LYA. F. К-1. В. Р-12050. Лит.:СЦК
1976 (портрет М. Я. Толкачева).В.
Б., Г. П.
ТОЛСТОВ Амбросий Иоакимович (° 1894, Рез.у. Вит. губ., Рос.имп.; • 1970) - наст. Ленинградской поморской общины. Религ.
воспитание получил в семье, обучился церк. грамоте. 19-летним юношей приехал в
Петроград. С помощью родного дяди освоил сапожное дело. Постоянно посещал храм,
читал и пел на клиросе. Во время Великой отечественной войны защищал город в
составе отряда противовоздушной обороны. Удостоен
боевых наград. С 1947 и до конца жизни служил наст. При нем произошло
"мягкое" слияние федосеевцев и филлиповцев в поморскую общину.
·
Лит.: СЦК 1972, с. 76. В.Б.
ТРЕЗВОНЫ, Трезвон, Стихераль - певческая книга. Т. образовались в нач. XVII в. в результате выделения из
древнерус. Стихираря песнопений великих двунадесятых праздников в отдельную
книгу — Праздники. Остальные песнопения древнерус. Стихираря в честь
"великих и нарочитых святых" вошли в Т. Это песнопения в честь
апостолов, богородичных икон, наиболее почитаемых святых и некот. средних и
малых праздников, а также службы в честь рус.святых Бориса и Глеба, княгини Ольги и др.
Стар.
Т. содержат важнейшие стихиры малых и великих праздников: Иоанна Предтечи,
Петра и Павла, Николы, Ильи, Казанской, Владимирской, Смоленской икон Божьей
матери и др. Существует краткая и более полная, разделенная на два тома,
редакция Т. Состав стар. Т. довольно подвижен и
зависит от почитания святых в конкретной местности, в книгу может входить от 5
до 20 и более праздников. Великие и средние праздники обычно имеют такую же
последовательность и количество песнопений, как и господские, остальные -
несколько стихир и славников или даже не более одного песнопения.
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские
богослужебные певческие книги XVIII-XIX веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова
ТРИОДЬ - певческая книга правосл. службы. Содержит части богослужения с
изменяемыми молитвословиями для подвижных дней года (в зависимости от
празднования Пасхи), начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая Неделей
всех святых. Название книги связано с тем, что каноны, содержащиеся в ней,
большей частью состоят из трех песней. Начиная с X в. Т. иногда делилась на две
части: собственно Т. и Пентикостарий (греч.
πεντεκοσταριον),
у славян соответственно Постная и Цветная Т. Некот. древние греч.и славянские рукописи содержат
книгу полностью, без этого разделения. Существовало два способа деления Т.:
Постная Т. оканчивается службой в Великую субботу, а Цветная начинается с
пасхальной недели. К этому типу относятся все рус.печатные Т., начиная с издания 1656 и до совр. изданий, кот.
содержат текст, исправленный справщиками при патриархе Никоне. Втор.
способ -Постная Т. оканчивается утренней службой
пятницы шестой недели (цветоносной) Великого поста, а Цветная Т. начинается с
вечерней службы в ту же пятницу перед Лазаревой субботой. У славян было принято
именно такое деление, оно сохранялось и в печатных рус.изданиях до Никона (в самом названии Цветной Т.
содержится указание на то, что она начинается с дней цветной седмицы). Такое
деление характерно и для стар. Т.
Основными
авторами византийской Т. являются преподобный Роман Сладкопевец, Андрей
Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, иерусалимский патриарх Илья III,
Стефан Савваит, Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские, братья Иосиф
Студит и Феодор Студит и др. Перевод Т. на славянский яз.был сделан в Болгарии в 916. Последующие переводы
повлекли за собой разночтения, в силу чего тексты неоднократно исправлялись.
Песнопения Т. в древнерус. традиции были распеты еще с XI в. и вошли в певческие
книги "Стихирари постной и цветной". Певческие Т.
включают произведения одного жанра - стихиры вечерние (на "Господи
воззвах", "на стиховне", "на литии") и утренние
("на хвалитех", "на стиховне"), замыкающиеся славниками или
богородичнами. В отличие от Октоиха, в Т. собраны песнопения
одного дня разных гласов. Песнопения Т. дополняли Октайные. Как и в Октоихевоскресные службы представлены более
полно, чем службы седмичных дней.
В
стар.традиции Т. встречаются
сравнительно редко и преимущественно краткого типа (содержащие лишь песнопения
воскресных дней).
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские
богослужебные певческие книги XVIII-XIX веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова
ТРИФОНОВ Ананий Ерофеевич (° 1851; • 1937) - предс. совета РГСО с 1905 по
1924. Подрядчик, руководил (совместно с В. Г. Кудрячёвым) строительством
рижской набережной (первое десятилетие XX в.). Гор.
Дума удостоила его звания почетного гражданина Р. В составе делегации рижского
купечества во время
приезда Николая II преподнес дарю хлеб-соль. Один из
крупных жертвователей РГСО.
·
Лит.: Поморский вестник, 2001, № 1, с. 15-16. В.Б.
ТРИШКИН Климент Феофелактович (° 1927, дер. Даниловка, Рокишский
у.Литвы) - наст. Гайковской общины Д-пилса с 1985. Избирался
членом ЦС ДПЦ Латвии. В юные годы - причетник Милюнайской общины.
С 1954 живет в Д-пилсе. Работал шофером. Неизменно посещал богослужения. В
1979—1985 состоял головщиком Малюткинско-Юдовской общины Д-пилса.
·
Лит.: СПЦК 1997, с. 95. В.Б.
ТРОШКОВЫ - служители ДПЦ.
Евтихий Мокиевич Т. (° 1896, Ликсненская вол., Двинский
у. Вит.
губ., Рос.имп.; • 1968) -
наст. РГСО с 1964. Окончил народное училище (1911), курсы вероучителей в
Д-пилсе (1931). С 1947 служил наст. Застенковской общины.
Мокий Иосифович Т. (° 1871; · 1941) -наст. 1-й Д-пилсской
(Новостроенской) общины в 1932-1939.
·
Лит.: СЦК 1970, с. 172. В.Б.
ТУРМАНТАССКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), окончательно сложилась в 1933
после постройки храма. До этого местные стар-дцы
отправлялись молиться в Дукштас. Строительство моленной длилось три года.
Освящение храма состоялось в праздник Вознесения Господня. Торжест.
богослужение с участием большого числа прихожан совершил наст.из Дукштаса Михаил Лукьянович Блинов, кот. и до
основания храма приезжал сюда крестить, исповедовать, хоронить староверов. Храм
сооружен на пожертвования. Весомую лепту внесли Нестор Свентицкий (дер.
Матекишки), семьи Никитиных, Соколовых (Тильже, иначе Тильзит, ныне Советск
Калиниградской обл.), Ивановых- Андрей, Гавриил,
Савва. Иконы также поступили от прихожан. Святые образа передали храму Андрей
Иванов, Свентицкие и др. В 1949 ТО насчитывала 500 чел. Наст.служили: С. Ф. Кузнецов, Сидор Семенович
Зайцев, Иван Терентьевич Новиков, Диомид Иванович Пандырев, Иван Илларионович
Ротченков, Петр Иулиянович Цюлинский (1984-2000); в 2000-2002 - Т. Е. Семенов.
·
Ист.: LVA. F. R-181. B. 39. L 6;
Информация от С. И. Красильникова и Е. Г. Свентицкого, декабрь 1998 г. В. Б.