СТАРОВЕРИЕ В ЭСТОНИИ. Исконно рус. население
Эстонии — староправославные рус. с дониконовских времен проживали здесь с XII —
XIII вв. Первые же стар-дцы из Рос. появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в
конце XVII — нач. XVIII вв. В нач. XVIII в. федосеевцами был основан Ряпинский
монастырь. В 1718 наст. Константин Федоров перешел на сторону новообрядцев, и
вскоре в монастырь по ложному доносу была вызвана воинская команда. Несколько стар-дцев
арестовали, и в 1722 ряпинские скиты были уничтожены окончательно. Часть
спасшихся стар-дцев обосновалась в дер. Черной (Mustjoe) неподалеку от Нарвы.
Большинство же осели в Причудье и в Дерпте (Tartu).
В XVIII в. началось строительство стар. дерев. молелен.
Достоверно известно об открытии моленной в Кикита в 1740. К нач. XIX в. были
моленные в городах Ревеле и Дерпте, в дер. — Казепель (Kasepaa), Красные горы
(Kallaste), Черный посад (Mustvee), Воронье (Varnja), Межа (Piirisaare) и
Кольки (Kolkja). В Южной Эстонии (Лифляндии) стар-дцы проживали компактно в 19
дер. по берегам Чудского озера в Дерптском у. в имениях: Флемингсгоф
(Laius-Tahkvere), Вотикфер (Votikvere), Кокора (Kokora), Алацкиви (Alatskivi),
Кавасту (Kavastu), Кастер (Kastre) и Айа (Ahja) - всего ок. 3000 чел. В самом
Дерпте в этот период числилось около 150 староверов.
В Сев. Эстонии (т. е. в Эстляндской губ.) до сер. XIX в.
стар. население концентрировалось в двух основных центрах: на сев.-зап. - в
Ревеле и на сев.-вост. - вдоль сев. побережья Чудского озера (Сыренец, эст.
Alajxe), а также в дер. близ Нарвы — Черная (Mustjoe) и Уха (Uhha). С 1827 по
1857 стар. население Эстляндии сократилось с 208 до 27 чел. Таллиннская
(Ревельская) община сократилась почти в шесть раз по сравнению с 1811, но
до нач. 1870-х в Таллинне еще действовала моленная и имелось кладбище с
богадельней. Во втор. пол. XIX в. на сев. берегах Чудского озера староверы не
селились, но зато появились в окрестностях Нарвы в Кренгольме, что связано с
развитием легкой промышленности в этом р-не. Почти исчезнувшее из Эстляндии
стар. население к концу столетия стало постепенно возрождаться за счет
стар-дцев, приехавших из др. местностей.
Во время правления Николая I на прибалтийские губ. также
распространялась репрессивная правит. политика в отношении стар. населения.
Велся строгий ежегодный учет численности стар-дцев, запрещалось строительство
новых молитвенных домов, закрывались старые храмы. В 1830-е в Таллинне
продолжала существовать моленная при кладбище, но было строжайше запрещено приписывать
к ней новых членов. В Причудских дер. все моленные опечатали, кроме храма в
дер. Казепелъ. Часть стар. наст., уличенных в перекрещении правосл., агитации в
пользу староверия или критике православия, были определены в правосл. монастыри
или высланы в Везенберг (Rakvere, Эстляндия). Потерпев неудачу привить
Причудским стар-дцам никоновскую веру, прав-ство с нач. 1840-х стало насаждать
единоверие. В 1848 в Черном посаде (Mustvee) в здании запечатанной моленной
была открыта единоверческая часовня, освященная в 1849 в церковь. Сюда же было
передано реквизированное имущество из стар. моленных Кикита и Черного посада
(Муствеэ).
После смерти Николая I положение староверов несколько
улучшилось, но их моленные по-прежнему вели полулегальное существование. В
1860-е стали возводить новые моленные, но только в 1883 официально разрешили их
строительство и ремонт, правда, с определенными ограничениями. В этот период
обновились моленные в Тарту, Калласте, Казепель, Рая (Раюши) и Кикита. Стар. наст.
или специально избранных от общины лиц обязали вести шнуровые метрические
книги, бывшие ранее в ведении волостных или полицейских управлений. Их
скрепляли особыми печатями с названиями стар. обществ.
Развитие капиталистических отношений наложило свой отпечаток
на жизнь староверов Эстонии. Многие из них работали на промышленных
предприятиях в городах, напр., с 1880-х - на Кренгольмской мануфактуре в Нарве.
К концу XIX в. небольшая Таллиннская община (46 чел. по переписи 1897),
пополнялась, в основном, за счет приезжих. Более быстрыми темпами в этот период
росло стар. население Тарту — 438 чел., что объясняется его притоком из
близлежащих Причудских деревень.
Нач. XX в. ознаменовалось принятием важных для стар-дцев
законов о свободе вероисповедания (1905) и порядке орг-ции стар. общин (17 окт.
1906). С 1907 по 1913 официально зарегистрированы: Юрьевская (поморская),
Казепяская (старопоморская), две Кодецких (федосеевская и поморская), Калластеская
(старопоморская), Черносельская (поморская), всего 6 общин. Построен
и великолепно оформлен знаменитым иконописцем и ревнителем старины Г. Е. Фроловым
храм в Раюшах, построены или отреставрированы моленные в Казепель, Варнье
(Воронья) и Межах. Происходит постепенное приобщение стар-дцев к обществ. и
полит. жизни. В 1909 причудский наст. Ф. П. Савосткин участвовал в 1-м Всероссийском
соборе стар-дцев в Москве. В 1907 образован отдел Союза Русского Народа на
острове Пийрисаар, куда входили и стар-дцы.
В 1917 Эстляндская губ. приобретает новые границы и
воссоединяется с частью Лифляндской губ., населенной эстонцами -Тартумаа,
Вырумаа, Вильяндимаа, Пярнумаа и Сааремаа. В связи с этим весной 1917 проходили
собрания представителей рус. дер. в Тартумаа, куда принадлежали Причудские дер.
с рус. населением. От Причудья была образована делегация в Петроград с
ходатайством об автономии края и пожеланием остаться в пределах Рос. империи. В
состав депутации от Муствеэской (Черносельской) общины избран стар-дец
П. П. Баранин. В результате падения Временного прав-ства и поражения рос.
армии на Зап. фронте Эстония объявила себя независимой республикой. В февр.
1920 в Тарту был заключен мирный договор между Эстонией и Сов. Рос, по кот.
Причудье и Печорский край отошли к Эстонии. Начался новый этап в развитии
стар-ства Эстонии как равноправного национального и конфессионального
меньшинства. Впервые стар-дцы легально принимали участие в полит. жизни страны,
участвуя в выборах в парламент. Они входили в Русский Национальный Союз и
Русскую крестьянскую трудовую партию. В 1923-1929 П. П. Баранин был
избран депутатом от Причудского края во 2-й и 3-й состав Гос. собрания Эстонии.
В течение неполных 20
лет прошло 14 Всеэстонских стар. съездов. К 1926, согласно новому Закону
Эстонии об обществах, прошла перерегистрация 12 стар. обществ Эстонии из
городов и посадов - Таллинн, Тарту, Муствеэ, Калласте, из дер. - Рая, Кольки
(две), Казепель, Кикита, Варнья, Пийрисаар (Межа), Саарекюла (Желачек). В этот
период в Эстонии было ок. 10 тыс. стар-дцев. В июле 1928 на V Всеэстонском
стар. съезде был принят устав СЦ (Союза) в Эстонии и создан ЦС в составе:
Е. Я. Гришаков, 3. А. Кузнецов, П. П. Баранин, Ф. Ф. Пруссаков, И. А.
Долгошев, Д. С. Блохин. В ДК избраны наст.: Ф. П. Савосткин, С. А. Кузнецов, Г.
Я. Сыщиков, в РК - Ф. Ф. Павлов, К. А. Малышев, Ф. И. Кисляков. В Союз
старообрядческих общин Эстонии, официально признанный в 1934, входило 12
общин. При перерегистрации изменения устава в 1936 к нему добавилось еще стар.
общество дер. Малые Кольки (Причудье). В 1930-е стар-ство имело большое влияние
на местный уклад жизни рус. населения Причудья в целом. Однако все же ощущалась
опасность для традиционного уклада жизни, что неоднократно отмечалось на Всеэстон-ских
стар. съездах. Необходимо было прилагать определенные усилия для
поддержания традиций и веры, применять новые методы работы с молодежью, чтобы
не утерять своих позиций. С этой целью в Тарту в 1930-е работал стар. кружок
молодежи под руководством Л. Гришакова, в кот. И. Кулев обучал молодежь
крюковому пению. В Муствеэ и Кикита были организованы культурно-просвет. курсы.
Нач. 1930-х ознаменовалось открытием самой большой в Эстонии моленной в Черном
посаде (Муствеэ). Была построена новая моленная в Таллинне, надстроена
колокольня молитвенного храма в Тарту, обновлена Кикитовская моленная, по всей
Балтике разнеслась слава о красоте Раюшского храма, расписанного Г. Фроловым
и его учениками. Стар. общины Эстонии регулярно общались с дух. центром
балтийских стар-дцев Р. В Эстонию приезжал рижск. стар. хор, неоднократно
посещал Таллинн и Причудье И. Н. Заволоко. Здесь он записывал дух. стихи
и выступал с лекциями. На весь мир прогремела знаменитая иконописная мастерская
Г. Фролова. Его ученик П. Софронов перед нач. 2-й мировой войны
был приглашен в Ватикан. Выходили книги, посвященные знаменному пению и
дух. жизни стар-дцев.
Оккупация Эстонии сов. войсками в 1940 и немецкая оккупация
1941—1944 нанесли непоправимый урон стар. жизни. Часть стар-дцев стали жертвами
репрессий, началась агрессивная атеистическая пропаганда. С нач. немецкого
вторжения в июле 1941 от зажигательной бомбы сгорел стар. храм в Тарту, в
результате военных действий были сожжены Муствеэская и Кикитовская моленные, а
в 1944 погиб прекрасный Раюшский храм - творение иконописца Г. Фролова.
В первые послевоенные годы, несмотря на трудные условия
жизни, при кот. стар-дцы были вынуждены вести полуподпольный образ жизни,
заново построили ряд моленных домов в Причудье. Наст. должны были фиксировать
своих прихожан и постоянно находились под контролем органов внутренних дел и
СДР. Моленные посещали в основном женщины и старики. Причудье пустело, молодежь
перебиралась в города. Велась широкая антирелиг. пропаганда, причем стар-дцы
высмеивались, как темные и отсталые люди. Власти чинили наст. всевозможные
препятствия в деле распространения веры.
Возрождение стар-ства стало возможным с восстановлением
независимости Эстонии в 1991. В 1995 после многолетнего перерыва продолжил
работу Союз старообрядческих общин Эстонии. Была восстановлена
50-метровая колокольня в Раюшах, началась реставрация уникальных книг из
Раюшской библиотеки. В Кольках и Варнья возникли музеи стар. быта. В школах
Причудья детям староверов начали преподавать церк.-слав. язык и Закон Божий.
Многолюдные престольные праздники устраивались в Муствеэ, Калласте и на
Пийрисааре.
Об интересе к староверию и поддержке его со стороны различных
орг-ций свидетельствуют такие факты, как проведение в 2000 в Тартуском
университете международной научной конференции, посвященной староверам.
Действует проект ЮНЕСКО, посвященный стар-дцам Причудья. Были выделены средства
на изучение староверия Эстонским научным фондом. Фильм об эст. стар-дцах
режиссера П. Симма был показан по телевидению и на многих научно-культурных
мероприятиях. Хотя эстонцы доброжелательно относятся к стар-дцам, но
десятилетия атеистического воспитания дают о себе знать. Наст. - люди, как
правило, преклонного возраста, но в некот. моленных их нет или и. о. наст.
служат женщины. Молодежь приходит в храм по праздникам. Недостает знатоков
знаменного пения. Староверы нарушают запреты: курят, не соблюдают посты. По
сравнению с довоенным временем число стар-дцев уменьшилось вдвое - 5 тыс.
вместо 10 тыс. Исчезла стар. община в дер. Межа. В Эстонии нет ни стар. газет,
ни журналов. То, что Причудье постепенно становится туристическим центром, мешает
развитию традиционной религ. жизни староверов. После закрытия рос.-эст. границы
и развала богатых рыболовецких колхозов жит. Причудья потеряли рынок в
Петербурге, ощущается безработица. Молодежь уезжает в город и местное население
стареет. Экон. трудности не могут не оказывать негативного влияния на
причудцев, они боятся будущих перемен. В сент. 2003 большинство жит. Причудья
голосовали против вступления Эстонии в Европейский Союз.
·Ист.:
ИАЭ. Ф. 29. Оп. 7. Д. 62; ИАЭ. Ф. 298. Оп. 2. Д. 263; ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д.
4873, 4874; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1376, 2006; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 293, 342,
369. Лит.: Пономарева Г., Русские
староверы Эстонии = Vепе vanausulised Eestis = Russian Old Believers in
Estonia. Б. м., б. г.; Пономарева Г., "Старообрядчество", Русское
национальное меньшинство в Эстонской республике (1918-1940). Тарту, 2000,
с. 53-55. Г. Пономарева