СТАРОВЕРИЕ В ПОЛЬШЕ первые
староверы-беспоповцы в Сувалкско-Сейненском и Августовскомрегионе совр. Польши (тогда Речи Посполитой)
появились в последней трети XVIII в. До первого раздела Речи Посполитой (1772) здесь проживало от
100 до200 тыс. староверов
различных течении. После раздела некот. ушли на запад. Тогда и появились
стар-дцы в Сувалкско-Сейненском регионе, куда переселились также стар-дцы из
Курляндии, Лифляндии и Вил. воеводства.
Периодизация. В основу периодизации
истории староверия в Польше положены события и процессы церк. развития с учетом
изменения полит. ситуации. Наиболее существенными этапами истории староверия в
Польше являются: 1) собственно федосеевский период - последняя треть XVIII —
нач. XIX вв.; 2) смешанный, федосеевско-поморский, или переходный период - 1820-е — 1920-е;4) поморский
период - с 1920-х по настоящее время.
1) Федосеевский период. Известно,
что уже в конце XVIII - нaч. XIX вв. в Сувалкско-Сейненском регионе было 20
стар. поселений (ок. 100 семей). В 1784-1792 (а по устным преданиям еще раньше)
здесь существовали следующие стар. дер.: Глубокий Ров, Шуры, Водзилки,Лопухово, Раштабель, Залещево, Высока
Гура, Бяла Гура, Погорелец и др.. Начали создаваться и первые стар. общины:
Глубокоровская (до 1792), Гутская (до 1792; по-польски Huta), Погорелецкая (с
1801) и др. Возникновение общин было связано с деятельностью известных
федосеевских наст. Курляндии и ВкЛ, таких как Степан Афанасьевич. Сначала
староверы-беспоповцы принадлежали к федосеевскому течению (согласию) или, как
неточно писали в светских документах, "филипповскому",
"пилипонскому".
После третьего раздела Речи Посполитой эти земли вошли в
состав Пруссии. В результате тильзитского мира (1807) они отошли к герцогству
Варшавскому (1807-1815) под покровительством Наполеона. Власти герцогства
Варшавского освободили стар-дцев на 6 лет от налогов и арендной платы. Выражая
"благосклонность к польской земле" (в 1807 крестьяне в Польше
получили личную свободу), сами стар-дцы вызвались платить повышенную арендную
плату. После поражения Франции на этих землях было создано автономное Царство
Польское (1815-1832) в составе Рос. имп. В 1827 власти Царства Польского
оформили имущественное положение староверов, признав их "вечными"
арендаторами земель и установив постоянную арендную плату. Староверов не
призывали и на военную службу. В 1817, когда польские власти приступили к
составлению рекрутских списков, ситуация изменилась. 11 июня 1817
уполномоченные федосеевцев, проживавших в Сейненском, Августовском и
Кальварийском поветах, обратились к наместнику "с покорнейшей
просьбой" на польск. яз. не брать их на военную службу, объясняя, что
"начала нашей религии, в которой
мывоспитаны и которую мы намерены сохранить на всю нашу жизнь,
не согласуются ни в каком случае с условиями военной службы, а именно по поводу
запрещения присяги, отправления богослужения, выполнения постов общих и личных,
а также части исповеди и других религиозных обрядов". По этой причине
стар-дцы всячески укрывались от рекрутской повинности. Стеснительным для них
было и распоряжение правит. комиссии по делам вероисповедания и народного
просвещения от 1 июля 1820, отданное воеводской комиссии в Августове, кот.
должна была в срочном порядке вызвать дух. о. "филиппонов" на
присягу. Из протокола следует, что 21 авг. 1820 два наст., Василий Максимов из
дер. Погорелец и Ефим Борисов из дер. Посеянка, произнесли слова из Нагорной
проповеди на основе текста Евангелия от Матфея (5.33-37): "Буде же слово
ваше: ей, ей; ни, ни; лишне же от неприязни есть" (Jaroszewicz-Pieresławcew
1995, с. 20-21).
Несмотря на сопротивление староверов, в февр. 1820 правит.
комиссия правосудия приказала наст. ввести акты регистрации браков, рождения и
смерти. Распоряжению властей подчинился только наст. прихода в Погорельце В.
Максимов и его прихожане, кот. в 1817 было ок. 1 тыс. чел. Однако славившийся
благочестием Е. Борисов, наст. Глубокоровской общины в Сувалкском повете,
отказался регистрировать христианские похороны, за что был вызван в Варшаву
князем Константином и заточен в Бельведере. Только во время отсутствия
Константина, при заступничестве его адъютанта Куруты, генерал Заенчик выпустил
Борисова на свободу. Конфликт, кот. возник между Е. Борисовым с частью наиболее
радикальных прихожан и польскими властями, привел к переезду Борисова и некот.
староверов в дер. Вильчево Ломжинской губ. и в Пруссию.
2) Федосеевско-поморский период. В связи с введением
норм гражданского кодекса Царства Польского, наст. стал лицом, ответственным
перед властями за ведение записей в метрических книгах о родившихся,
бракосочетавшихся и умерших. В 1826 сведения о метрических книгах (напр., в Погорелецкой
общине) говорят о более умеренном отношении части местных стар-дцев к новоженам
и принятии бессвященнословных браков. Среди местных федосеевцев начался
процесс постепенного перехода их общин к брачному поморскому течению,
окончательно завершившийся к 1920-м. Несмотря на то, что распоряжения польск.
властей не были нацелены исключительно против староверов, и администрация
требовала их выполнения от всех жит. (напр., согласно кодексу Наполеона (1807),
обязательная регистрация рождений, браков и смерти), часть стар-дцев восприняла
эти мери как направленные именно против них и расценила их как "весьма
стеснительные". К тому же перед ноябрьским восстанием (1830-1831) в крае
усилились враждебные настроения к рус. населению со стороны гос. органов,
особенно администрации низшего звена, что в итоге также ускорило эмиграцию
группы федосеевцев в Пруссию.
Несогласие староверов также вызвали попытки властей включить
их детей в систему светского образования, созданную Станиславом Сташицем и др.
членами Эдукационной комиссии еще во времена Варшавского герцогства. Староверы
утверждали, что Кирилл Иерусалимский в своих посланиях запрещал учить детей
иностранным яз. В то же время они признавали, что можно обучать детей польск.
яз., если это не вызывало протестов их родителей. Известно, что стар-дцам
выделили землю под строительство школы в дер. Александрове. В трех дер. —
Погорелец, Глубокий Ров и Пиявно-Русская (по-польски Pijawnie Ruskie) - у них
были свои школы, где преподавали учителя-староверы. Эти школы содержала гос.
казна.
В царствование Николая I положение местных стар-дцев стало
тяжелым: не разрешалось ремонтировать ветшающие храмы, устанавливать колокола и
звонить в них, без разбора производился рекрутский набор. В окрестностях
Сувалок появилось ок. 100 семей единоверцев из Рос. губ., а местные стар-дцы
начали привлекаться в единоверие. Однако подобные меры царских властей
не принесли ожидаемых результатов. Жесткая политика местной администрации
несколько смягчилась во время восстания 1863 в Польше и Литве. Управление
военного начальника Августовского отдела выдало стар-дцам Августовской губ. и
того же у. свидетельство о том, что им "разрешено восстановить, перестраивать
и поправлять разрушенные молитвенные дома их во всех деревнях"
("Общее вече (Прибавление к Колоколу)", 1863, № 25, 15 дек.). Тогда,
напр., дер. Погорелец посетил князь Барятинский и, побывав в стар. храме,
разрешил повесить колокола и починить крышу, поскольку местные стар-дцы
жаловались ему, что "храм течет и колокола сняты". Во второй пол. XIX
в. в Сувалкской губ. (до 1867 — Августовская губ.) строились новые молитвенные
дома и возникли новые общины: Пиявно-Русская (1874—1875), Александровская (с
1879), Сувалкская (с 1908). В 1880-х в Сувалкском, Сейненском и Калварийском
поветах Сувалкской губ. действовали 4 общины, проживало ок. 7 тыс. беспоповцев.
Наст. Глубокоровской общины Н. И. Добродушии и наст. Александровской общины
М. А. Злотников участвовали на региональном съезде наст. в Вил. (1901).
Представители общин Сувалкской губ. (не менее 18 чел.) активно участвовали в съезде
стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (янв. 1906). Среди них: наст. М. А.
Злотников, наст. Габово-Грондской общины М. Д. Лигенда и др.
Гл. занятием староверов на сейненско-сувалкских землях в ХIХ
- нач. XX вв. было земледелие. Они также были известны как мастера-плотники,
изделия кот. - полозь, оглобли, обручи - пользовались признанием и в др.
регионах. Беднейшие группами ездили на заработки в Варшаву, под Краков и Люблин
и т. д. Даже уехавшие в Пруссию устраивались на работу в Царстве Польском и в
Рос: строили дороги, копали колодцы, пилили дрова и плотничали. Стар-дцы были
хорошими рыбаками и колесниками. Занимались они и торговлей. Их можно было
встретить, наряду с евреями, литовцами и мазурами, на рынках в Сейнах, Сувалках
и Августове. Женщины продавали отличное масло, творог и пироги, зазывая на
наречии полупольском-полурусском: "скоштуйте пане". Стар-дцы
торговали также тканями. В 'Газете Варшавской" от 6 янв. 1857 Юзеф
Тыравски писал о староверах: "труд, экономность, упорство сделали этих
людей зажиточными и даже в известной степени богатыми".
На Мазурском поозёрье (Пруссия, с 1871 -Германская имп.). 5
дек. 1825 король Пруссии Фридрих Вильгельм II издал рескрипт, в кот. обещал,
что первое поколение "филиппонов", кот. поселится на
необработанной земле, купит ее, выкорчует лес и построит дома, будет
освобождено от военной службы. Земли, предложенные стар-дцам в Пишской пуще и в
р-не Крутыни и Миколаек, не были очень плодородными. Прусские власти
положительно отнеслись к переселенцам, хотя король Фридрих и не был
покровителем стар-дцев. Несмотря на запрет польской колонизации Пруссии (декрет
1724), экон. соображения и желание освоить лесные массивы побудили прусские
власти поспешно согласиться с предложением о переселении староверов из Царства
Польского в этот регион, население кот. вследствие эпидемий и войны с
Наполеоном сократилось на 14 процентов. Впоследствии в отношениях между прусскими
властями и местными староверами появились спорные вопросы. Как и на террит.
Царства Польского, местные власти столкнулись с несогласием староверов при
приведении их к свидетельской присяге, призыве в армию (первый состоялся в
1843), введении обязательного школьного образования (в 1847 предписывалось
отдавать в школу девочек, а в 1878 было введено обязательное посещение детьми
гос. школ) и т. д.
В 1820 - 1830-х стар-дцы - ок. 380 семей (1213 чел.) -
поселились ок. Мазурских озер (тогда террит. Пруссии, до 1945 — Экерсдорф,
Германия; ныне Польша), прибыв туда из Царства Польского, а некот. - из Реж. у.
Вит. губ. Рос. имп. Поводом для переселения за рубеж послужило стремление федосеевцев
избежать метрических книг (фактически браков) и призыва в армию, запрещенного
их верой. Тогда возникло более 10 небольших стар. дер.: Зеленная Пуща, Войново,
Свигнайно, Иваново, Онуфриево и др. Здесь в 1837 была основана первая моленная
в дер. Свигнайно, а в 1840 - в дер. Войново (ок. 145 чел.; в 1872 - ок. 400),
ставшей центром стар. колонии. Среди основателей дер. Войново был некий Сидор
Борисов, выходец из Реж. у. Вит. губ. В 1836 старцем Лаврентием Растропиным (°
1762; • 1851) здесь был основан известный Войновский монастырь, ставший
крупным религ. центром на Мазурском поозёрье. Долгие годы его возглавлял Павел
Прусский, впоследствии перешедший в брачное поморское течение, затем - в единоверие.
Сначала это было мужское общежительство федосеевцев, поддерживаемое и
финансируемое Московской Преображенской общиной, притесняемой царскими
властями. В 1847-1867 Свято-Троицкий Войновский монастырь - это важный
центр дух. жизни федосеевцев Вост. Пруссии, имевший большое влияние и среди
федосеевцев на польск. землях и в зап. губ. Рос. имп. В 1860-1868 в
Иоганнисбурге в Вост. Пруссии (ныне Пиш, Польша) действовало стар.
издательство, инициатором создания кот. был Павел Прусский (см. Славянская
типография). Цель издательства - полемика с федосеевцами с позиции брачных поморцев
и популяризация собственных взглядов путем печатного слова. С июля 1863
владельцем типографии стал К. Голубов. Он был автором текстов в газете
"Истина", за исключением одной статьи Павла Прусского, а потом
в одноименном журнале (1863-1868). В 1868 Голубов, вслед за Павлом Прусским,
переехал в Псков, где, как и его быв. учитель, перешел в единоверие и
там продолжил свою миссионерскую книгоиздательскую деятельность. В 1860-1868 в
Иоганнисбурге было напечатано 19 книг и брошюр, 5 номеров газеты
"Истина" и 4 номера журнала с таким же названием (1867-1868). Кроме
полемических статей о внутренних стар. делах и обществ.-философских текстов, в
журнале "Истина", в газете "Истина" и некот. брошюрах
печаталась религ. и дидактическая лит. При поддержке Московской
Преображенской общины религ. жизнь Войновского монастыря была восстановлена,
что позволило противостоять миссионерскому влиянию. С этой целью в 1885 на
Мазуры прибыла инокиня Евпраксия (Елена Петровна Дикопольская), вскоре
выкупившая Войновский монастырь. К ней примкнули и др. оставшиеся
инокини. В 1897 в женском Войновском монастыре проживало 25 лиц, среди
них 8 послушниц, остальные - старики и калеки. В нач. XX в. положение монастыря
улучшилось: начали поступать денежные сборы из Рос, старые иконы и книги,
прибыли новые послушницы. В 1913 там проживало ок. 40 инокинь и послушниц.
В сер. 1860-х мазурские стар-дцы в следствие экон. трудностей
старались получить официальное разрешение переселиться в Вил. или Ков. губ., но
царские власти не пошли навстречу прусским "раскольникам". Более
того, они организовали кампанию по присоединению местных федосеевцев к синодальной
Церкви. Во время своих многократных посещений стар. поселений на Мазурском
поозёрье единоверческий священник Иоанн Добровольский склонил к единоверию свыше
300 чел., часть кот. переехала в Августовскую губ. в Рос. имп., где получила
землю.
До 1-й мировой войны на Мазурском поозёрье было 6 небольших
стар. монастырей, действовали три храма - в Свигнайно (действовал с 1837 по
1915; разобран в 1935), в Войново (с 1840) и в Войновском монастыре. В
1840-х здесь проживало 1,5-2 тыс. стар-дцев, а в конце XIX в. — до 1 тыс. чел.
Во второй пол. XIX в. немало стар-дцев вернулось в Рос. имп., а др. их часть
перешла в единоверие.
Гл. занятием староверов на Мазурском поозёрье, как и на
сейненско-сувалкских землях, в XIX - нач. XX вв. было земледелие. Они также
были известны как мастера-плотники, а беднота - как наемные рабочие. Стар-дцы
были хорошими рыбаками и колесниками, занимались торговлей. В списках жит.
десяти дер. Вост. Пруссии, в кот. проживали староверы (составлены в 1842
комиссаром Шмитом), напротив мн. их фамилий были пометки: "живет в
достатке", "состоятельно", "достойно",
"трудолюбив", "солиден", "порядочный хозяин". В
1833 пастор Шульц писал, что "трудолюбие и трезвость колонистов могут
оказать положительное влияние на местное население" (цит. по: 3.
Ярошевич-Переславцев, 2002), т. е. на немецких евангелистов и польск.
протестантов. Староверы оказывали положительное влияние преимущественно на
польск. протестантское население, кот. быстрее входило с ними в контакт. Мн. из
них, особенно немцы, завидовали "привилегированному" положению
пришельцев. Они жаловались властям на то, что староверы не позволяют им ловить
рыбу, раков и рыбу вывозят в Польшу, а им ничего не оставляют. Нередко на
староверов возводили клевету, даже подозревали в шпионаже, а о богатстве некот.
из них рассказывали легенды. Иногда староверов называли презрительно
"Heisswasserschlucker". Но были среди немцев и такие, кот.
поддерживали со староверами дружеские отношения, старались понять их религию и
ментальность. Одним из них был Фриц Сковроннек, в рассказе
"Балалайка" с теплотой показавший образы "филиппона" Власа
Славикова, владельца большого хоз. в дер. Пяски, купленного у старовера,
который собирался вернуться в Рос, а также его смелого и благочестивого сына
Радивона.
Староверы в Мазурии не хотели выдавать польских повстанцев, а
мн. из них укрывали под видом своих родственников. Однако в истор. лит.
существуют и др. мнения; Отто Хедеманн пишет, что "отношение к польскому
вопросу, касающемуся восстания Костюшки, ноябрьского, январского и новых
восстаний, было всегда одинаково, всегда и во всем враждебно" (Hedemann
1930, с. 286).
В первые годы заселения часто имели место "дикие"
браки (свадьба "вкрадку", см. Фольклорная традиция стар-дцев
Литвы) без согласия родителей. Народный обычай похищения невесты вызывал
возмущение среди мазурских евангеликов и протест их пастырей. Традиция
похищения ("увода") жен староверами была проблемой и в Царстве
Польском, хотя там ее несколько преувеличивали в газетных сообщениях и
научно-популярных изданиях.
3) Поморский период (с 1920-х). Это период
окончательного утверждения вероучения и религ. практики поморцев,
распространения самоназвания "поморцы", а также формирования полной
структуры Восточной СЦ, не имеющей иерархии, в Польше (иногда называется ДПЦ) и
выделения национальных религ. центров в Вил. (1925—1939) и Сувалках (с конца
1980-х). В 1930 мазурские староверы, родители кот. были федосеевцами, встали
под опеку ВСС в Польше (брачных поморцев). На протяжении всего XX
в. и потери, и приобретения стар-ства Польши были велики и ошеломительно
неожиданны, и весь его облик существенно изменился. 1920 - 1930-е для стар-ства
в Польше в отличие от стар-ства в сов. Рос. были по большей части
благополучными. Небывалым испытанием была 2-я мировая война и вызов нацистского
тоталитаризма (1939-1945). В сент. 1939 после отторжения от Польши Вил. края,
Зап. Бел. и Зап. Украины, захваченных СССР, и оккупации ее террит. Германией
Восточная СЦ Польши была разделена, ВСС в Польше упразднен, а в 1941
большинство прихожан под давлением оккупационных властей было вынуждено уехать
в СССР (см. Принудительное перемещение рус. староверов из Сувалкского края
(1941)). Хотя оставшаяся часть Церкви в оккупированном Сувалкско-Сейненском
и Августовском краях не была полностью уничтожена и действует по настоящее
время, но после 1941 ее развитие в стране было грубейшим образом заторможено и
очень ограничено. В послевоенные годы в Польской Народной Республике религ.
политика прав-ства не была столь жесткой, как в СССР после 1945.
Во второй Речи
Посполитой. После 1-й мировой войны стар-дцы в достигшей независимости
Польше (включала Зап. Бел. и Украину, а в 1920-1939 - Вил. край) составляли
религ. меньшинство. В отличие от рус. правосл. XIX в. и рус. эмигрантов из сов.
Рос, староверы были старожилами Польши, потомки кот. поселились здесь уже во
втор. пол. XVII — XVIII вв. Стар-дцы были лояльными гражданами независимой
Польши; предс. ВСС в Польше Арс. Пимонов был сенатором, а зам. предс.
ВСС Б. А. Пимонов трижды избирался депутатом Сейма и принимал деятельное
участие в жизни рус. меньшинства Польши. Польские власти не раз подчеркивали
преемственность терпимого и доброжелательного отношения гос-ва к стар-дцам в
возрожденной Польской Республике. Вслед за объединением стар-дцев и созданием
высшего органа церк. управления между соборами - ВСС в Польше во главе с
Арс. Пимоновым - президент Польши утвердил 22 марта 1928 отношение
гос-ва к Восточной СЦ, а 29 авг. того же года прав-ство признало устав
Восточной СЦ, не имеющей дух. иерархии, в Польше. В 1928 Восточная СЦ впервые
за всю свою историю была признана гос-вом и получила автономию. В 1920-1930-х
староверие в Польше, видимо, было наиболее организованным и успешно
развивающимся обществом среди ДПЦ в различных странах. Восточная СЦ в Польше
объединяла 48 поморских общин (позже - 53), имевших столько же храмов. В 1930-х
в Польше проживало более 50 тыс. стар-дцев-поморцев (1,6% от общего
числа населения страны в 32,1 млн. жит.), а в 1939, по сведениям, появившимся в
период. печати, - 75-80 тыс.
В 1925, 1930 и 1936 в Вил. прошли три Всепольских собора
стар-дцев. Соборы были высшим органом управления Восточной СЦ и авторитетно
разрешали канонические вопросы, сыграли огромную роль в оживлении и развитии
Восточной СЦ в Польше. Гл. результатом принятых на этих соборах решений было
организационное (с 1925) и правовое оформление Восточной СЦ в Польше (1928). В
1925-1939 в стране была хорошо организована деятельность руководящих органов и
стар. общинная жизнь (см. Вил. община), что во мн. являлось заслугой ВСС
в Польше и ДС, избранных на этих соборах и выполнявших возложенные на них
соборами наказы.
В первые годы основной задачей ВСС было урегулирование
правового положения СЦ в стране, результатом кот. стало признание прав-ством 29
авг. 1928 устава Восточной СЦ, не имеющей иерархии, в Польше. Согласно этому
уставу, ВСС управлял всеми текущими делами Церкви, исполнял постановления
Всепольских соборов, выступал перед гос. властями от имени собора и Церкви,
созывал Всепольские и поместные соборы, а также устанавливал сроки созыва ДС и
поддерживал отношения с гос. властями. ВСС состоял из предс, 14 членов и шести
кандидатов, избираемых на Всепольских соборах стар-дцев на пятилетний
срок. Местопребыванием ВСС был город Вил. В 1925-1930 деятельность ВСС
финансировалась самими стар. общинами (ок. 5% расходов; в 1930 этот сбор был
отменен), предс. ВСС Арс. Пимоновым (почти 60% расходов). Кроме того, из
получаемых от гос-ва ежегодных пособий (не менее 15%), прибыли от продажи учебных
пособий, повышения стоимости метрических книг, бланков, выдаваемых общинам, и
пр.
ВСС в Польше оказывал помощь по
восстановлению, ремонту и строительству новых храмов. Был создан и периодически
действовал высший дух. орган - ДС, компетентно решавший мн. спорные и
канонические вопросы; установлен порядок дух. и канонического испытания и
подготовки кандидатов в наст. Во втор. пол. 1920-1930-х создана и постоянно
расширялась сеть правит. школ, в т. ч. десятки школ в Сувалкской обл., где
стар. детей обучали Закону Божию. Большая работа проделана ВСС по установлению
правильного ведения метрических записей и книг в общинах. В 1925-1930 ВСС
развернул интенсивную деятельность по установлению однородности во внутреннем
управлении стар. общин Польши и введению преподавания Закона Божия для детей
стар-дцев в гос. школах. Согласно статистическим данным, в 1925 Закон Божий
преподавался в 2 школах (два часа в неделю), в 1936 - более чем в 200;
вероучителей в 1928 было 43 чел., в 1930 — 68. Значительно выросло число учеников
стар-дцев в гос. школах: в 1929-1930 обучалось 4375 детей. Была учреждена
должность окружного школьного контролера; им стал О. Андреев. Отсутствие
должного уровня подготовки вероучителей, не всегда удачный подбор лиц,
назначаемых на эти должности, побудили ВСС провести летом 1930 первые педагогические
курсы для подготовки стар. вероучителей; вторые прошли в 1932 и третьи - в
1936. Эти курсы должны были стать необходимым условием преподавания Закона
Божия в гос. школах. Для более успешного развития религ. просвещения издан ряд
учебных пособий: "Основы понятия о вере Христовой" (1928),
"Краткий Катехизис" (1928); азбука для обучения детей церковнослав.
яз. и пр. Книги распространялись через созданные при общинах книжные склады,
учебники нуждающимся ученикам раздавались бесплатно. В 1925-1939 ВСС в
Польше всего издал 9 книг и брошюр, 12 выпусков (18 номеров, некот.
сдвоенные) "Вестника Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1929-1934),
первого стар. печатного органа в стране. В 1936-1939 вышли четыре отдельных
"Календаря Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (ред. И. Ф. Романов).
Для рассмотрения и разрешения канонических, религ. и
религ.-нравств. дел существовал ДС при ВСС, избираемый на Всепольских соборах
из достойных наст. сроком на пять лет. Все дела подавались ДС через ВСС. ДС
состоял из двух составов по 6 чел. в каждом; дела, не получившие единогласного
разрешения в одном составе ДС, подлежали рассмотрению в др. составе ДС или же
передаче для нового разрешения на собор. Для контроля финансовой отчетности,
кот. ВСС предоставлял собору, последний сроком на пять лет избирал РК,
состоящую из 3-5 членов и трех кандидатов.
В 1920 - 1930-е ВСС стремился упорядочить ведение метрических
книг в общинах, получить от гос-ва временные пособия на ремонт и постройку
храмов, устройство церк. оград, приведение в порядок стар. кладбищ. Кроме того,
ВСС просил выделить постоянную ежегодную субсидию на нужды Восточной СЦ,
заботился о возвращении увезенных во время 1-й мировой войны колоколов из
молелен и пр. Налаживались более тесные связи со стар-дцами за рубежом:
устанавливались связи с центральными учреждениями стар-дцев Латвии, Эстонии и
Литвы. Старцы обменивались учебными пособиями по Закону Божию и приветствиями
по случаю праздников, совместно распространяли стар. календарь, издаваемый
наст. А. Екимовым в Д-пилсе, посылали делегатов на ежегодные съезды в
соседние гос-ва. В 1930 ВСС в Польше начал опекать мазурских староверов
в Германии. В 1929 президиум ВСС получил от Министерства народного просвещения
и вероисповеданий и Министерства обороны разрешение учредить должность наст.
(военного капеллана) в армии; с этой целью подыскивали кандидата из наст.,
хорошо знавшего польск. яз.
К нач. 1930-х на террит. Сувалкского воеводства Польши
насчитывалось 8 поморских общин: Глубокоровская, Пиявно-Русская, Погорелецкая,
Александровская, Сувалкская (храм построен в 1909-1912), Водзилковская
(храм построен в 1922-1927), Габово-Грондская и Штабинковская. Представители
этих общин активно участвовали во Всепольских соборах стар-дцев в Вил.
(1925, 1930 и 1936) и в педагогических курсах по подготовке вероучителей при Вил.
общине. Их опекал ВСС в Польше (1925-1939) и ДК, сыгравшие огромную
роль в объединении поморских общин, в налаживании внутреннего управления и
юридического положения Восточной СЦ в Польше. В состав этих высших органов
церк. управления входили и стар-дцы из поморских общин Сувалкской обл.
Важным событием стал поместный съезд дух. о. и представителей
стар. общин Сувалкской обл. (20 апр. 1933), состоявшийся в храме Сувалкской
общины по инициативе местного наст. А. Т. Москалева. Предс. съезда
избран зам. предс. ВСС в Польше Б. Пимонов, его зам. - наст. А.
Т. Москалев. На нем обсуждались и были приняты решения по 9 вопросам
канонического и богослужебного характера: о возможности изменения канонических
правил, о небрежности совершения крестного знамения, о церк. наказаниях для
нарушителей религ. правил, о порядке совершения браков. Съезд послужил единению
местных поморцев и урегулировал религ. и богослужебную практику в отдельных
общинах, поскольку, по словам местного наст., "наступило время некоторого
послабления, как бы духовной слабости".
2-я мировая война прервала религ. подъем стар-дцев Польши в
1920 — 1930-х, являвшийся наиболее успешным периодом их церк. истории в стране.