СТАРОВЕРИЕ В ЛИТВЕ. Вследствие раскола
РПЦ в сер. XVII в. и жестоких преследований гос-вом церк. оппонентов
стар-ство появилось вне его истор. среды, преимущественно в Речи Посполитой,
частью кот. было и ВкЛ (ретроспективно - совр. террит. Литвы).
Периодизация. В основу периодизации
истории стар-ства в Литве положены события и процессы церк. развития с учетом
изменения полит. ситуации. Это естественно, поскольку Церковь на земле живет в
тесной связи с судьбами пасомых ею народов. Наиболее существенными этапами
истории стар-ства в Литве являются: 1) ранний период -1679-1710 (во всей Речи
Посполитой - с 1659); 2) собственно федосеевский период — ок. 1710-1823; 3)
смешанный, федосеевско-поморский, или переходный период - 1823— 1918; 4)
поморский период - с 1918 по настоящее время.
1) Ранний период. Начало эмиграции стар-дцев на
террит. совр. Литвы (часть ВкЛ) относится к концу 1670-х. Анализ "Дегуцкого
летописца " позволяет утверждать, что бывший стрелецкий десятник
Трофим Иванов был одним из первых стар-дцев-эмигрантов, поселившихся в
1679 в сев.-вост. части Литвы. Первый достоверно известный стар. храм на ее
террит. был сооружен в 1710 в дер. Пуща ок. Кряунос (ныне Рокишкский р-н).
Первым наст. Пущанской общины (см. Бобришкская община) был Афанасий
(Антоний) Терентьевич из Лигинишек (ныне Д-пилс). Надо полагать, что
в 1679-1710 поселения стар-дцев на террит. совр. Литвы были еще малочисленными.
2) Федосеевский период (1710-1823). Возникновение в
XVIII в. в ВкЛ, наряду с общинами поповцев в вост. части гос-ва,
организованного федосеевского общества стало следствием массовой эмиграции
стар-дцев, кот. была связана с переселением и волнениями крестьян и посадских
людей в Рос. Начало массовой эмиграции россиян в сев.-зап. и зап. часть ВкЛ
относится к 1710-1720-м.
Гл. мотивы эмиграции: религ. гонение и дискриминация
стар-дцев в Рос, социальное притеснение крестьян и посадских людей,
распространение слухов и сведений о предоставлении убежища и напряженное
эсхатологическое чувство и порыв, побуждавшие стар-дцев избегать общества и
гос-ва, в кот., по убеждению многих из них, воцарился антихрист. Кроме того,
религ. терпимость, демографический кризис в нач. XVIII в. и экон.
заинтересованность землевладельцев ВкЛ способствовали массовой эмиграции
россиян (не только староверов) в эту страну. В таких условиях в сев. и
сев.-зап. части ВкЛ в XVIII в. формировалась и росла сеть стар. поселений и
общин. Стар. дух. о. утверждали среди рус. эмигрантов беспоповское федосеевское
учение (не признавали священства, отрицали никоновские новшества, брак и пр.).
Под влиянием специфических черт этого религ. учения складывался и своеобразный
образ жизни стар-дцев в ВкЛ, характеризующийся большой степенью проникновения религиозности
в культуру, семьи, способ хозяйствования. Гл. чертами этого образа жизни были
идеал безбрачия, целомудрие, пост, молитва, благотворительность, опрятность,
трудолюбие и трезвость (не забудем и о пересечении народной культуры с идеалами
федосеевских наст., взаимодействии фольклорной традиции с утверждающейся церк.
культурой).
В первой пол. XVIII в. численность поселений стар-дцев в ВкЛ
постоянно росла. В это время рус. эмигранты жили в вост. и сев.-зап., а также в
зап. части ВкЛ. До 1760 лишь на террит. совр. Литвы действовало не менее 8
стар. общин. Стар-дцы в ВкЛ были, гл. обр., выходцами из южной части Псковской
провинции. Немало стар-дцев переселилось из сев. части Псковской, Тверской
(Торопецкий и Ржевский у.) и Новгородской провинций. Отдельные стар-дцы пришли
в ВкЛ из Смоленского у., Москвы, Устюга, Серпухова, а также из Галицкого,
Суздальского и Воротынского у. Большинство переселявшихся стар-дцев в
социальном отношении были помещичьими крестьянами. Менее значительную группу
составляли посадские люди и купцы. Среди них были дух. лица, а также
представители боярских родов. В 1760-1790-х эмиграция стар-дцев в сев.-зап. и
зап. часть ВкЛ продолжилась и даже усилилась. В это время на террит. совр.
Литвы было сооружено еще 9 стар. храмов.
Т. о., в конце XVIII в. на ее террит. действовало не менее 17
стар. общин (по числу моленных). Основные центры рус. стар. населения в
Сев.-вост., отчасти Центральной и Южной Литве (в Рокишкском, Зарасайском,
Аникшчяйском, а также в Йонавском, Тракайском и Кайшядорском р-нах, кот.
существовали до недавнего времени или существуют до сих пор), сформировались
уже в 1770-1790-е.
Эмиграции стар-дцев в ВкЛ и формированию на его террит.
федосеевского общества способствовала религ. терпимость к стар-дцам со стороны
прав-ства, местного дворянства и катол. Церкви. Церк. положение стар-дцев
(прежде всего поповцев) в Польше и Литве довольно рано - уже в конце
XVII в. - было легализовано гос-вом. Относительная свобода вероисповедания для
стар-дцев сохранялась по сути на протяжении всего XVIII в.
С социально-правовой точки зрения стар-ство в Речи Посполитой
можно рассматривать как отдельное сословие. По своему социальному положению большинство
стар-дцев были свободными людьми. До 1772 на террит. Речи Посполитой могло
проживать от 100 до 180 тыс. стар-дцев. Такое же количество предполагается (на
террит. после 1-го раздела) на 1791, что могло составлять 1,1— 2 % от всех 8,79
млн. жителей этого гос-ва.
После 3-его раздела Речи Посполитой Рос. приобрела оставшуюся
после 1-го и 2-го разделов часть ВкЛ, Курляндию и Пилтенский округ. В 1808
прав-ство решило сохранить социально-правовое положение стар-дцев в литов.
губ., но с того времени они должны были быть подчинены строгим
антистарообрядческим законам. Однако в период правления Александра I
антистарообрядческая политика в Рос, в т. ч. и в Литве, была смягчена. В первой
четверти XIX в. в Литве основано еще не менее 8 стар. общин.
Распространение
федосеевства. Если первые стар-дцы-эмигранты
придерживались общих для раннего стар-ства взглядов, то с нач. XVIII в. среди
стар-дцев и вообще рус. эмигрантов в сев.-зап. и зап. части ВкЛ
распространялось гл. обр. федосеевство. В 1699-1708 Феодосий Васильев, основатель
федосеевства, с группой своих последователей жил в Речи Посполитой, где под
Русаново близ Невеля устроил мужскую и женскую обители. Окончательно федосеевцы
на террит. совр. Литвы утвердились в сер. XVIII в. В 1752 Польский собор
в Гудишках принял широко известный в истории федосеевства устав,
закрепивший учение Феодосия Васильева и принявший строгие правила
относительно новоженов. Кроме того, религ. правила федосеевцев в
1752 соборно утвердили разделение с поморцами (выговцами) в молении и в
общении, чего не было до того. Однако, несмотря на радикализацию федосеевства и
споров с поморцами по вопросам о титле, молении за царя, старых браков и
отдельных моментов богослужебной практики, оба гл. беспоповских общества не
утратили общих догматических положений о пришествии антихриста и отсутствии
"истинного" священства. Федосеевцы и поморцы признавали
церк. Предание и держались идеала рус. дониконовского православия. Гудишкская
обитель (ныне Игналинский р-н Литвы), существовавшая с 1728 по 1755 (1758),
была важным религ. центром федосеевцев в ВкЛ и Курляндии, в значительной
мере повлиявшим и на развитие раннего федосеевства в Рос. После разорения Гудишкской
обители во втор. пол. XVIII в. на сев.-зап. землях ВкЛ возник др. дух.
центр беспоповцев -Дегуцкая община (1756-1851).
Наряду с развитием федосеевского общества в 1679-1823 шло
формирование его церк. орг-ции. Не приняв священства, федосеевское общество
складывалось как древлеправ. Церковь, не имеющая трехчинной иерархии. Одной из
особенностей церк. жизни беспоповцев было постоянное участие мирян и
наст. в религ. жизни общин и общецерковной орг-ции. Основу церк. орг-ции
федосеевства составляли автономные общины. В федосеевстве еще в конце XVII в.
выделился особый институт наст. или настоятеля, дух. о. Положение,
права и обязанности наст. были определены религ. правилами на Гудишкском
соборе (1752). Более того, у федосеевцев в ВкЛ и Курляндии появилась
своеобразная "иерархия" - с 1678 и до сер. XIX в. существовало звание
"общего пастыря древлеправославным христианам Литвы и Курляндии",
кот. свидетельствовало, как считали стар-дцы, о преемственности церк.
пастырства от рус. дониконовского православия и его сохранении в
последовательной традиции передачи одному из достойных наст. края. В истории
федосеевского общества в ВкЛ с 1679 по 1823 существовала еще одна форма церк.
управления - собор. Из всех федосеевских соборов, состоявшихся на террит. ВкЛ и
Курляндии, наиболее известны Ступилишкский (1735) и Гудишкский (1752).
В 1823 в Дегуцкой общине были приняты метрические
книги для записи бракосочетавшихся. Это означало, что Дегуцкая община, являвшаяся
влиятельным федосеевским центром в ВкЛ в нач. XIX в., приняла учение о бессвященнословном
браке. Признанию брака в Дегучяй способствовало несколько факторов: а) в
действительности браки (старожены) и супружеская жизнь в федосеевстве
продолжали существовать, несмотря на то, что дух. о. налагали или должны были
налагать различные церк. наказания на супругов за несоблюдение
"девственного жития"; б) вопреки тому, что большинство федосеевцев
и поморцев в нач. XIX в. продолжало по-прежнему проповедовать
безбрачие, тенденция защиты бессвященнословных браков с благословения
наст. в беспоповстве постепенно усиливалась; в) Дегуцкий наст., как и мн.
беспоповцы-брачники в то время, мог стремиться к признанию гражданской властью
их браков, хотя, видимо, и основывался на не совсем правильно истолкованных
законодательных актах рос. прав-ства.
3) Федосеевско-поморский период (1823-1918). В ХIХ-нач. XX вв.
положение стар-дцев в Рос, б т. ч. в Литве (т. е. на террит. Вил. и, с 1843,
Ков. губ.), претерпело серьезные изменения. Относительная религ. терпимость при
Александре I сменилась решительными мерами по искоренению "раскола"
при Николае I (1825—1855). Стар. дух. центры на Преображенском и Рогожском
кладбищах в Москве были поставлены под строгий надзор, а позже и вовсе закрыты.
Религ. жизнь староверов жестко регламентировалась. Согласно указу 1826, стар.
богослужения должны были совершаться исключительно внутри помещений, т. е. в
часовнях, и без участия посторонних. В 1830-первой пол. 1850-х началось
осквернение стар. святынь, изъятие стар. икон, книг и др. церк. утвари,
систематически разрушались храмы, монастыри и скиты. Были запечатаны и
разрушены сотни молитвенных домов, некот. из них переданы синодальной Церкви,
мн. церк. колоколов было конфисковано. В Ков. и Вил. губ. тогда было закрыто не
менее 13 из 33 действовавших стар. храмов; восемь из них разрушены. В дек. 1851
был передан правосл. ранее запечатанный стар. храм в Дегутях Ков. губ. и тем
самым ликвидирован важный религ. центр стар-дцев в Литве - Дегуцкая община. Были
арестованы, взяты под стражу и позже насильственно отправлены в места приписки
видные дух. о. "Дегуцкий летописец " политику властей назвал
войной против стар-дцев.
Во втор. пол. XIX в. положение стар-дцев постепенно
улучшалось: более терпимым к ним стало обществ. мнение, прав-ство проводило
политику поэтапного расширения гражданских прав стар-дцев. Отдельные
постановления 1862-1864 позволяли староверам вступать в купеческие гильдии. В
1874 вышел важный закон о стар. браках, вызванный введением всеобщей воинской
повинности, в соответствии с кот. местным властям было указано регистрировать
браки староверов -их следовало заносить в особые книги и т. о. признавать их
действительными. Закон от 3 мая 1883 предоставлял стар-дцам свободу отправления
богослужения, но запрещал внешнее "оказательство", т. е. ходить
посолонь, звонить в колокола, носить положенное наст. облачение и т. д. Этот
закон разрешал также строительство молитвенных домов, но без крестов и
колоколен.
После восстания 1863-1864 рос. администрация в Литве
проводила двойственную политику в отношении местных стар-дцев. С одной стороны,
в 1860-1870-е гражданские власти стремились разными способами побуждать
стар-дцев к переходу в официальное православие, в т. ч. в единоверие. Распространение
единоверия в Литве при усиленной поддержке светских властей и
синодальной Церкви началось с 1860-х, когда во главе Литовской правосл. епархии
встал владыка Макарий, придерживавшийся более положительного взгляда на единоверие
в крае, чем прежний ее руковод. митрополит Иосиф (Семашко). В нач. XX в. в
Ков. губ. было 4 единоверческих прихода - в Ков., Н.-Алекс, дер. Лазарцы и
Королишки (Каролишкяй, Вилкомирский у.), - и свыше 2 тыс. прихожан. Среди
потомков единоверцев из дер. Королишки Вилкомирского (Укмергского) у. -
известный в прошлом археолог и прозаик П. Ф. Тарасенко (° 1892; • 1962).
С др. стороны, власти начали заигрывать со стар-дцами,
надеясь привлечь их к политике открытой русификации литов. общества и края в
целом. Так, в 1890-х ков. губ. Мельницкий старался улучшить экон. положение и
обществ. значение так наз. "рус. переселенцев", в т. ч. местных
стар-дцев, пользующихся предусмотренными привилегиями. Он создал программу
экон. и культурного развития рус. поселений, кот. должна была способствовать
расширению рус. землевладения в Литве.
Правовое положение староверов коренным образом изменилось
лишь после указа от 17 апр. 1905 об "Основах укрепления веротерпимости"
и указа от 17 окт. 1905 о свободе совести, позволившего стар-дцам строительство
церквей, открытие школ, монастырей и скитов. Поскольку эти законы впервые
разрешали существование в Рос. стар. общин (но не отдельных Церквей), указом 17
окт. 1906 были определены порядок образования общин, права их членов и руковод.
Мн. стар. общины Литвы прошли регистрацию и приобрели статус юридического лица.
Как и в XIX в., особенно после восстания 1863-1864, в нач. XX в. часть местных
стар-дцев переселялась в зап. Литву, где под опекой гос-ва, гос. банков или
стар. купцов возникали новые стар. поселения. В 1906 ков. стар-дцы обращались к
Николаю II с просьбой разрешить им устроиться большими селениями на гос. землях
или землях Крестьянского банка, взамен уступки своих одиночных наделов местным
крестьянам. Власти при этом руководствовались соображениями "высшего гос.
порядка" - идеей создания крупных рус. колоний в Литве. Обеспечивая землей
прежде всего местное неустроенное или плохо устроенное рус. население, власти
преследовали полит. цель - интеграцию центра и окраин имп. в форме рус.
колонизации в так наз. Сев.-зап. крае.
В это время среди потомков федосеевцев на террит.
совр. Литвы постепенно происходило утверждение брака и сближение с учением и
практикой более умеренного поморского брачного общества. В 1823 в Дегуцкой
общине были приняты метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся и
умерших. Как уже указывалось, полемика между федосеевцами и поморцами,
начавшаяся во втор. трети XVIII в., привела к тому, что в нач. 1820-х федосеевцы
в Дегучяй приняли учение о бессвященнословном браке, а их наст.
начали венчать беспоповцев по специально составленному церк. обряду
(чину). Дегуцкая община была, видимо, первой беспоповской общиной в
Балтии, принявшей браки. Некот. беспоповские общины Литвы последовали ее
примеру после Варковского собора (1832), на кот. беспоповцы обсуждали
и приняли бессвященнословный брак. В условиях острой внутренней полемики
между федосеевцами-безбрачниками и поморцами-брачниками, религ. и гражданской
дискриминации стар-дцев в Рос. имп. утверждение браков среди литовских беспоповцев
проходило медленно и завершилось приблизительно в 1900-1910-х. В это же
время шел процесс объединения поморцев Литвы. Внач. XX в. Вил. община стала
региональным центром поморцев-брачников. В 1901 в Вил. по инициативе Вил.
общины состоялся первый местный съезд дух. наст. под председательством
наст. Д. Батова (Тула), начетчика Т. Худошина (Саратов) и
попечителя Вил. общины А. Пимонова.
В 1905-1915 стар-ство в Вил., Ков. губ. и вообще в Рос.
переживало религ. и культурный подъем. Открывались ранее закрытые и возникали
новые стар. храмы и общины. Стар-дцы беспрепятственно созывали местные и
всероссийские соборы. В февр. 1906 (по ст. ст. 25-27 янв.) в Вил. прошел съезд
стар-дцев Сев.-зап., Привислинского и Прибалтийского краев и др. гор. Рос.
имп., способствовавший утверждению браков среди беспоповцев в этом
регионе. Поморцы Литвы активно участвовали в подготовке и проведении
1-го Всероссийского собора поморцев в Москве (1909), в деятельности Совета
Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (А. Пимонов был
зам. предс, наст. Вил. общины С. Егупёнок - членом этого Совета).
В нач. XX в. в Вил. губ., по неполным сведениям, было 26 стар. общин, в Ков.
губ. - ок. 42; всего в двух губ. -не менее 68 общин (из них не менее 11
возникло после 1905). Точная конфессиональная принадлежность их пока
неизвестна, так как немало стар. общин в Вил. и Ков. губ. принадлежало к
федосеевскому согласию. По официальным данным 1909, среди 26 стар. общин Вил.
губ. было 14 поморских и 12 федосеевских (все на белорус. землях). По сведениям
властей, до 1915 в Вил. и Ков. губ. проживало ок. 81 тыс. стар-дцев; данные,
видимо, несколько занижены: в Литве могло проживать до 100 тыс. стар-дцев.
С нач. 1-й мировой войны благополучный для стар-дцев Рос.
имп. период закончился. Осенью 1915 немецкие войска оккупировали террит. Литвы.
Мн. стар-дцы края, как и рос. администрация, были вынуждены уехать в глубь Рос,
староверы вернулись в родные места лишь в 1918-1920. В годы войны погибли или в
лихолетье умерли сотни местных стар-дцев. Религ. жизнь мн. стар. общин была
нарушена или вообще прекращена. Были разрушены некот. стар. храмы Литвы.