РЫБАКОВЫ - служители СПЦ.
Ермолай Карпович Р. (° 1925, дер. Леоновка, ныне Кельмеский р-н Литвы; •
2000) -наст. Шяуляйской общины, сын Карпа Фадеевича Р. Церк.
образование воспринял от отца. Окончил среднюю школу. Учился на юридическом
факультете Вил.университета.
Был отчислен как сын наст. С 1953 до выхода на пенсию — работник шяуляйского
велосипедного завода "Вайрас". С 1994 - наст.
Карп Фадеевич Р. (° 1882; • 1950) - наст. Леоновской общины (ныне -
Кельмеский р-н Литвы) с 1919 по 1950.
·
Ист.: Информация от Е. К. Рыбакова, 1999 г. В.Б.
РЫМКОВСКАЯ (РИМКАЙСКАЯ) ОБЩИНА, основана в XVIII в. в дер. Рымки Вил.воеводства ВкЛ (ныне дер. Римкай, Йонавский р-н
Литвы). Данные о ранней истории РО фрагментарны. По сведениям основывавшегося
на документах А. Станкевича (1909), до 1795 дер. Рымки была одним из старейших
рус.центров в Литве. Первые
сведения о Рымковском храме относятся к концу XVIII в. Преследуемые в Рос.
имп., стар-дцы переселялись в сев.-зап. часть ВкЛ гл.
обр. из Псковщины и Новгородчины. Некот. переместились в дер. Рымки и
окрестности из Курляндии или др. поветов Вил.воеводства. Видимо, некот., переместились в
дер. Пуща и окрестности. Сведений о дискриминации или
гонениях со стороны местных дворян или литов. властей нет; РО, как и в др.
местах ВкЛ, была легальной.
В
первой четверти XIX в., после инкорпорации террит. почти всего ВкЛ в состав Рос.имп., положение РО почти не
изменилось. В то время рус. жили в 63 дер. и хуторах
Ков. у., в т. ч. в дер. Рымки. В нач. XIX в. мн. стар-дцы в
дер. Рымки утверждали, что они или их родители жили здесь еще "за
польского правительства". Как и для литов. стар-дцев в XX в., для
значительной части потомков рос.эмигрантов
конца XVIII в. ВкЛ было местом их рождения, родиной. В 1806 местные староверы
при помощи рижских купцов выкупили у графа М. Коссаковского землю и дер. Рымки
стала именоваться "деревней свободных хлебопашцев". В 1816 в ней
проживало 297 чел., в 1824 - 328, всего к этой дер.
было приписано 1132 чел. В 1820-х старостой дер. был Панфил Филшгов[ич] Тимофеев. Дер. Рымки вместе с окружающими ее рус.стар. дер. Ков. у. была
расположена вдоль участка оживленной торговой артерии - дороги из Петербурга в
Варшаву через Ковно, что способствовало росту зажиточных хоз.
В
XIX в., после разорения Дегуцкой общины, РО стала крупным центром
староверия Ков.губ. -
"корень старообрядчества", поддерживала связи с Р., Митавой (ныне
Елгава), Динабургом (ныне Д-пилс), Поморьем, Стародубскими скитами. Всер. 1820-х Василий Елисеевич
Панкрашонок состоял "пономарем при Римковской часовни". В сер. 1820 -
1830-х в РО служил наст. Климат Васильевич Анкудинов, имеются сведения об
иноках. В нач. 1840-х наст. был 76-летний Федор Васильев[вич]
Радионов, в 1860 - нач. 1870-х - дух. о. Савва. В период гонений на стар-дцев
при Николае I РО сохранила свой храм и, по сведениям властей, в 1860-х была
главнейшей, пользующейся особенным уважением среди стар-дцев.
В
нач. XX в. РО насчитывала предположительно не менее 1000 прихожан. В одной
только дер. Рымки проживало 415 чел. Сначала РО была федосеевской, переход же к
поморскому брачному согласию произошел в период между 1820 - 1830-ми и концом
XIX в. Ок. 1900 при помощи помещика Коссаковского РО построила новый каменный
храм во имя Рождества Богородицы. В 1901 наст. Никифор Иванович Анкудинов был
участником местного съезда наст. в Вил.; прихожане Фотий Кильбуков и
Иван Петров представляли РО на съезде стар-дцев Сев.-зап.
края в Вил. (1906). В нач. 1910-х служил наст. Михаил Жемчугов; предс.
совета РО -С. Ефремов.
В
период 1-й мировой войны часть прихожан РО, как и часть жит. Литвы, бежали от
немцев на восток. Через четыре или пять лет мн. вернулись в родные места. В
1918-1940 РО была одним из самых крупных приходов СЦ в Литве. В 1937 она
насчитывала ок. 2140 прихожан. В 1920-х наст. служили Пимон Панкратьев и Никон
Колпаков, в 1930-х -Ф. Жемчугов и И. И. Поляков, быв.
головщик храма. С 1932 в совет РО входили: Захарий Ефремов, Фома
Соловьев, Лукьян Скоробогатов, Филипп Голубев, Сергей
Панкратьев. Во время 2-й мировой войны служение продолжали наст. Ф. Жемчугов и
наст. И. Поляков, входивший с 1942 в ДС при ЦСС в Литов. генеральной
обл. Предс. совета РО был А. Ефремов.
После
2-й мировой войны, с установлением коммунист.режима, для РО наступили тяжелые времена. Наст., видимо, не спешил с регистрацией РО, поэтому
уполномоченный СДРК прибегнул к административному давлению, в результате кот.
РО была зарегистрирована через три недели, в июле 1948. По устным рассказам, в
сов.время местные власти, а
иногда и сами местные жит. дер. Римкай — "комсомольцы-безбожники",
ругали верующих за то, что они ходили в храм, даже выводили детей из храма во
время богослужения. В послевоенные годы (до 1970) продолжал служение наст. И.
И. Поляков. После него в РО служил Пимен Петрович Панкратов, участник собора
СПЦ 1974, позже - и. о. наст. (?) Артем Блинов. С 1993 в РО своего наст.нет; некот. время ее обслуживал
П. С. Скоробогатов из К, ныне - и. о. наст. Ф. Ф. Колосов.
В
конце 1980-х РО пришла в упадок, поскольку (начиная с 1950-х) резко сократилась
численность прихожан, оскудел церк. причт, опустел храм, лишившийся
после неоднократных краж большинства икон. Основными причинами резкого
сокращения численности РО были коллективизация и переезд в города - в Йонаву, в
К. и др. В нач. 1990-х активизировалась небольшая группа прихожан во главе с
предс. совета РО Петром Лукошявичюсом. В 1994- 1997 на средства общины и при
поддержке самоуправления Йонавы храм был отремонтирован. Подъему РО препятствует
ее малочисленность, отсутствие постоянного наст. В
сер. 1990-х было ок. 100 исповедников; ныне РО насчитывает от 200 до 300
прихожан, мн. из кот.не
являются постоянными жит. дер. Римкай. Согласно переписи населения Литвы 2001,
в Йонавском р-не было 1548 стар-дцев. В настоящее время богослужения и церков.
требы в храме совершаются изредка, преимущественно во время погребений,
исповеди. 28 февр. 2002 прихожане П. Лукошявичюс и Т. Панкратов участвовали в
соборе ДПЦ в Вил.
Общинное
кладбище находится в дер. Римкай; основано, видимо, в XVIII в. Здесь похоронены
дух.о. И. И. Поляков, и.
о. наст. (?) Артем Блинов. На кладбище несколько заброшенных надгробных
памятников XIX в.
·
Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В.
39. L. 6; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 2147; LVA. F.
391. Ар. 4. В.
708. L. 26; LVIA. F. 752. Ар. l.B. 11, 32, 33; Протокол
заседания ЦСС Литвы №6, 17 июля 1932 г., Каунас, Архив ВСС Литвы; Собрание
материалов (Интервью с Пелагеей Бураковой (° 1918, дер. Милашуны), дер. Римкай,
Йонавский р-н, 18 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Материалы собора 2002;
Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.:
Воспоминания, беседы 1871, с. 583; Корецкий 1863, с. 44; Постановления и
доклады 1974, с. 149; Прозоров 2002, с. 219; Станкевич 1909а, с. 6-8; Труды о
съезде 1906, с. 1-12; Būčys 1936, р. 84; Lietuvos gyventojai 2001, р.
200; Potašenko 1993, 1 sk.; Sabaliauskaitė 1999, р. 7. Г.П.
РЫМШАНСКАЯ ОБЩИНА, основана в 1879 в дер. Рымши (Реж. у.
Вит. губ.; ныне Рез.р-н
Латвии). Единственная федосеевская община в Латвии. В 1880 выделено место под
кладбище. Моленная построена в 1917, строитель Артемий Строжев. В результате
поджога в 1918 храм сгорел. Затем прихожане купили и перевезли жилой дом и
поставили недалеко от прежнего места. Строительные работы продолжались вплоть
до 1927. Храм имел "вид домный со звонарней на верху у входного конца, с
возвышением сверх крыши на 1-2 сажени"; размер 8x4 сажени (ок. 17 х 8,3
м). По закону 1906 РО принципиально не регистрировалась.
В
1912 в РО было 242 прихожанина, в 1927-366, в 1940 - 357. В 1940 ее
собственность составляла 7327 латов; имелось 4,25 га земли; приход - 619,
расход - 280 латов. Наст.были:
Яков Порозов (? - 1921), Лазарь Шутов (1921-1926), Петр Козырев (1926 - отм. в
1939). В настоящее время РО малочисленна. Наст.не имеет.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л.
38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 8; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 247;
ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 45. Л. 42, 45, 97; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л.
52.В.
Никонов
РЫСЬ Симеон Антонович (° 1875; • 1936) - наст. Елгавской общины (Латвия).
Опираясь на материальную поддержку крупного жертвователя E. H. Скубилина,
способствовал строительству нового храма, открытого в 1936 и освященного во имя
Успения Пресвятой Богородицы.
·
Лит.:Газета
для всех (Рига), 1936. В.Б.
РЯБУШИНСКИЙ Владимир Павлович (° 1873; • 1955) - представитель знаменитой династии
стар-дцев-поповцев, фабрикант, исследователь древнерус. искусства. Окончил
Академию коммерческих наук, учился в университетах Германии. Руководил
промышленными предприятиями. С нач. 1-й мировой войны добровольно отправился на
фронт, был произведен в офицеры, награжден боевым орденом. Участник Ясского
совещания организаторов Белого движения. Эмигрант. На чужбине не удалось продолжить
фамильное дело. В 1925 основал общество "Икона", кот.возглавлял до 1951, пока не
потерял зрение. Общество повлияло на судьбы целого ряда иконописцев, в т. ч. -П. М. Софронова. Иконописи Р. посвятил мн. работы.
Выдержки из них печатались в рижск. стар.журнале "Родная старина".
·
Лит.: Рябушинский В., Старообрядчество
и русское религиозное чувство. Москва-Иерусалим,
1994. В.Б.