Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2024.03.29, 15:52
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Р

Рыбаковы - Рябушинский

РЫБАКОВЫ - служители СПЦ.

 

Ермолай Карпович Р. (° 1925, дер. Леоновка, ныне Кельмеский р-н Литвы; • 2000) -наст. Шяуляйской общины, сын Карпа Фадеевича Р. Церк. образование воспринял от отца. Окончил среднюю школу. Учился на юридическом факультете Вил.университета. Был отчислен как сын наст. С 1953 до выхода на пенсию — работник шяуляйского велосипедного завода "Вайрас". С 1994 - наст.

 

Карп Фадеевич Р. (° 1882; • 1950) - наст. Леоновской общины (ныне - Кельмеский р-н Литвы) с 1919 по 1950.

·        Ист.: Информация от Е. К. Рыбакова, 1999 г. В.Б.


РЫМКОВСКАЯ (РИМКАЙСКАЯ) ОБЩИНА, основана в XVIII в. в дер. Рымки Вил.воеводства ВкЛ (ныне дер. Римкай, Йонавский р-н Литвы). Данные о ранней истории РО фрагментарны. По сведениям основывавшегося на документах А. Станкевича (1909), до 1795 дер. Рымки была одним из старейших рус.центров в Литве. Первые сведения о Рымковском храме относятся к концу XVIII в. Преследуемые в Рос. имп., стар-дцы переселялись в сев.-зап. часть ВкЛ гл. обр. из Псковщины и Новгородчины. Некот. переместились в дер. Рымки и окрестности из Курляндии или др. поветов Вил.воеводства. Видимо, некот., переместились в дер. Пуща и окрестности. Сведений о дискриминации или гонениях со стороны местных дворян или литов. властей нет; РО, как и в др. местах ВкЛ, была легальной.

 

В первой четверти XIX в., после инкорпорации террит. почти всего ВкЛ в состав Рос.имп., положение РО почти не изменилось. В то время рус. жили в 63 дер. и хуторах Ков. у., в т. ч. в дер. Рымки. В нач. XIX в. мн. стар-дцы в дер. Рымки утверждали, что они или их родители жили здесь еще "за польского правительства". Как и для литов. стар-дцев в XX в., для значительной части потомков рос.эмигрантов конца XVIII в. ВкЛ было местом их рождения, родиной. В 1806 местные староверы при помощи рижских купцов выкупили у графа М. Коссаковского землю и дер. Рымки стала именоваться "деревней свободных хлебопашцев". В 1816 в ней проживало 297 чел., в 1824 - 328, всего к этой дер. было приписано 1132 чел. В 1820-х старостой дер. был Панфил Филшгов[ич] Тимофеев. Дер. Рымки вместе с окружающими ее рус.стар. дер. Ков. у. была расположена вдоль участка оживленной торговой артерии - дороги из Петербурга в Варшаву через Ковно, что способствовало росту зажиточных хоз.

 

В XIX в., после разорения Дегуцкой общины, РО стала крупным центром староверия Ков.губ. - "корень старообрядчества", поддерживала связи с Р., Митавой (ныне Елгава), Динабургом (ныне Д-пилс), Поморьем, Стародубскими скитами. Всер. 1820-х Василий Елисеевич Панкрашонок состоял "пономарем при Римковской часовни". В сер. 1820 - 1830-х в РО служил наст. Климат Васильевич Анкудинов, имеются сведения об иноках. В нач. 1840-х наст. был 76-летний Федор Васильев[вич] Радионов, в 1860 - нач. 1870-х - дух. о. Савва. В период гонений на стар-дцев при Николае I РО сохранила свой храм и, по сведениям властей, в 1860-х была главнейшей, пользующейся особенным уважением среди стар-дцев.

 

В нач. XX в. РО насчитывала предположительно не менее 1000 прихожан. В одной только дер. Рымки проживало 415 чел. Сначала РО была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошел в период между 1820 - 1830-ми и концом XIX в. Ок. 1900 при помощи помещика Коссаковского РО построила новый каменный храм во имя Рождества Богородицы. В 1901 наст. Никифор Иванович Анкудинов был участником местного съезда наст. в Вил.; прихожане Фотий Кильбуков и Иван Петров представляли РО на съезде стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). В нач. 1910-х служил наст. Михаил Жемчугов; предс. совета РО . Ефремов.

 

В период 1-й мировой войны часть прихожан РО, как и часть жит. Литвы, бежали от немцев на восток. Через четыре или пять лет мн. вернулись в родные места. В 1918-1940 РО была одним из самых крупных приходов СЦ в Литве. В 1937 она насчитывала ок. 2140 прихожан. В 1920-х наст. служили Пимон Панкратьев и Никон Колпаков, в 1930-х . Жемчугов и И. И. Поляков, быв. головщик храма. С 1932 в совет РО входили: Захарий Ефремов, Фома Соловьев, Лукьян Скоробогатов, Филипп Голубев, Сергей Панкратьев. Во время 2-й мировой войны служение продолжали наст. Ф. Жемчугов и наст. И. Поляков, входивший с 1942 в ДС при ЦСС в Литов. генеральной обл. Предс. совета РО был А. Ефремов.

 

После 2-й мировой войны, с установлением коммунист.режима, для РО наступили тяжелые времена. Наст., видимо, не спешил с регистрацией РО, поэтому уполномоченный СДРК прибегнул к административному давлению, в результате кот. РО была зарегистрирована через три недели, в июле 1948. По устным рассказам, в сов.время местные власти, а иногда и сами местные жит. дер. Римкай — "комсомольцы-безбожники", ругали верующих за то, что они ходили в храм, даже выводили детей из храма во время богослужения. В послевоенные годы (до 1970) продолжал служение наст. И. И. Поляков. После него в РО служил Пимен Петрович Панкратов, участник собора СПЦ 1974, позже - и. о. наст. (?) Артем Блинов. С 1993 в РО своего наст.нет; некот. время ее обслуживал П. С. Скоробогатов из К, ныне - и. о. наст. Ф. Ф. Колосов.

 

В конце 1980-х РО пришла в упадок, поскольку (начиная с 1950-х) резко сократилась численность прихожан, оскудел церк. причт, опустел храм, лишившийся после неоднократных краж большинства икон. Основными причинами резкого сокращения численности РО были коллективизация и переезд в города - в Йонаву, в К. и др. В нач. 1990-х активизировалась небольшая группа прихожан во главе с предс. совета РО Петром Лукошявичюсом. В 1994- 1997 на средства общины и при поддержке самоуправления Йонавы храм был отремонтирован. Подъему РО препятствует ее малочисленность, отсутствие постоянного наст. В сер. 1990-х было ок. 100 исповедников; ныне РО насчитывает от 200 до 300 прихожан, мн. из кот.не являются постоянными жит. дер. Римкай. Согласно переписи населения Литвы 2001, в Йонавском р-не было 1548 стар-дцев. В настоящее время богослужения и церков. требы в храме совершаются изредка, преимущественно во время погребений, исповеди. 28 февр. 2002 прихожане П. Лукошявичюс и Т. Панкратов участвовали в соборе ДПЦ в Вил.

 

Общинное кладбище находится в дер. Римкай; основано, видимо, в XVIII в. Здесь похоронены дух.о. И. И. Поляков, и. о. наст. (?) Артем Блинов. На кладбище несколько заброшенных надгробных памятников XIX в.

·        Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 2147; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 708. L. 26; LVIA. F. 752. Ар. l.B. 11, 32, 33; Протокол заседания ЦСС Литвы №6, 17 июля 1932 г., Каунас, Архив ВСС Литвы; Собрание материалов (Интервью с Пелагеей Бураковой (° 1918, дер. Милашуны), дер. Римкай, Йонавский р-н, 18 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Материалы собора 2002; Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.: Воспоминания, беседы 1871, с. 583; Корецкий 1863, с. 44; Постановления и доклады 1974, с. 149; Прозоров 2002, с. 219; Станкевич 1909а, с. 6-8; Труды о съезде 1906, с. 1-12; Būčys 1936, р. 84; Lietuvos gyventojai 2001, р. 200; Potašenko 1993, 1 sk.; Sabaliauskaitė 1999, р. 7. Г.П.


РЫМШАНСКАЯ ОБЩИНА, основана в 1879 в дер. Рымши (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н Латвии). Единственная федосеевская община в Латвии. В 1880 выделено место под кладбище. Моленная построена в 1917, строитель Артемий Строжев. В результате поджога в 1918 храм сгорел. Затем прихожане купили и перевезли жилой дом и поставили недалеко от прежнего места. Строительные работы продолжались вплоть до 1927. Храм имел "вид домный со звонарней на верху у входного конца, с возвышением сверх крыши на 1-2 сажени"; размер 8x4 сажени (ок. 17 х 8,3 м). По закону 1906 РО принципиально не регистрировалась.

 

В 1912 в РО было 242 прихожанина, в 1927-366, в 1940 - 357. В 1940 ее собственность составляла 7327 латов; имелось 4,25 га земли; приход - 619, расход - 280 латов. Наст.были: Яков Порозов (? - 1921), Лазарь Шутов (1921-1926), Петр Козырев (1926 - отм. в 1939). В настоящее время РО малочисленна. Наст.не имеет.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 8; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 247; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 45. Л. 42, 45, 97; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52.В. Никонов


РЫСЬ Симеон Антонович (° 1875; • 1936) - наст. Елгавской общины (Латвия). Опираясь на материальную поддержку крупного жертвователя E. H. Скубилина, способствовал строительству нового храма, открытого в 1936 и освященного во имя Успения Пресвятой Богородицы.

·        Лит.:Газета для всех (Рига), 1936. В.Б.


РЯБУШИНСКИЙ Владимир Павлович (° 1873; • 1955) - представитель знаменитой династии стар-дцев-поповцев, фабрикант, исследователь древнерус. искусства. Окончил Академию коммерческих наук, учился в университетах Германии. Руководил промышленными предприятиями. С нач. 1-й мировой войны добровольно отправился на фронт, был произведен в офицеры, награжден боевым орденом. Участник Ясского совещания организаторов Белого движения. Эмигрант. На чужбине не удалось продолжить фамильное дело. В 1925 основал общество "Икона", кот.возглавлял до 1951, пока не потерял зрение. Общество повлияло на судьбы целого ряда иконописцев, в т. ч. . М. Софронова. Иконописи Р. посвятил мн. работы. Выдержки из них печатались в рижск. стар.журнале "Родная старина".

·        Лит.: Рябушинский В., Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва-Иерусалим, 1994. В.Б.

Категория: Р | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1567

Copyright MyCorp © 2024