ПРОХОРОВ Иван Кузьмич - наст. рижск.
"панинской" моленной. В 1827 отказался совершать "моление за
царя". Был арестован, лишен права исполнять требы. Власти закрыли стар.
моленную и в 1837 передали единоверцам.
·
Лит.: Старообрядчество
1996, с. 236. В.Б.
ПРУСАКОВ Потапий Трифонович (°
1902; • 1970) — наст. Давединской общины (ныне -Игналинский р-н Литвы).
С юных лет служил причетником, постигал необходимые для клирошан знания.
После окончания курсов вероучителей при Вил. общине, преподавал в
начальной школе. С 1940 — наст. родного прихода.
·
Лит.: СЦК1972, с. 79. В.Б.
ПРУСАКОВЫ - служители ДПЦ.
Михаил Анисимович П. (° 1905, дер.
Тумалино, Н.-Алекс. у. Ков. губ., Рос. имп., ныне Игналинский р-н Литвы) -
предс. Дукштанской общины в 1989—1995. По профессии -рыбак. В 1930-х
возил И. Н. Заволоко на место быв. Гудишкской обители. Принял на
себя заботы об устройстве храма, когда власти передали староверам Дукштаса
(1989) здание быв. правосл. церкви. В 1996 отметил свое 90-летие.
Николай Анисимович П. (° 1910, дер.
Тумалино, Н.-Алекс. у. Ков. губ., Рос. имп.; • 1990, Вил., Литва) - наст. Вил.
общины, член президиума ВСС в Литов. ССР и член ДК; брат Михаила
Анисимовича П. С детских лет - клирошанин. Настойчиво изучал знаменное
пение, богослужебный устав, собирал дух. лит. В 1934-1936 посещал курсы по
подготовке вероучителей в Вил. В 1930-х работал учителем в школах Польши. В
1940 благословлен на пастырское служение в Шеймотской общине. В послевоенные
годы переведен в Краславскую общину (Латвия). В 1951-1970 - наст.
Швенчёнской общины (Литва). В 1970-1990 - наст. Вил. общины. В 1961
избран членом ВСС в Литов. ССР и членом ДС. Участник соборов СПЦ 1966,
1974 и 1988. Принял участие в миротворческой деятельности - в 1969 в Загорске
был на конференции всех Церквей в СССР, посвященной "сотрудничеству и миру
между народами". Передал ИРЛИ (Ленинград) ряд ценных книг, в т. ч. Триодь
Цветную сер. XVII в. По воспоминаниям современников, наст. П. отличался
душевной добротой, отзывчивостью к чужому горю, глубокой преданностью
староверию.
Похоронен на стар. кладбище ок. дер. Тумалины (Игналинский
р-н Литвы).
·
Лит.: СЦК 1973, с.
76; СЦК 1991, с. 50. В. Б., Г. П.
ПУДЕРЕВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у., Вит. губ.;
ныне Прейльский р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку. Одна
из крупнейших и старейших стар. общин Латвии. В архивных документах существуют
две даты основания: 1719 и 1802. В 1826 моленная в дер. Пудерево числилась на
землях Реж. староства; за исключением еще двух, все др. находились в
частновладельческих имениях. В сер. XIX в. была опечатанной. В списках 1896
значилась как разрешенная прав-ством. Новую моленную стали строить в 1922,
причем весьма своеобразно, здание размером 18,9 х 7,38 м возводилось вокруг
старой моленной. Строительство продолжалось вплоть до 1937, когда старую
моленную разобрали и вынесли. Лес на строительство пожертвовал житель дер.
Стабровки Астра-тон Катещенков, а строили местные плотники - Иван Астратов с
сыновьями. В конце 1940-х была предпринята попытка превратить моленную в амбар,
однако благодаря противодействию Наума Бибичева затея не удалась и моленная
существует по сей день. В 1912 ПО насчитывала 2277 прихожан, в 1932 - 3373, в
1939 - 3790. На 1939 ее собственность оценивалась в 8140 латов. Имелось 0,6 га
земли, приход составлял 892 лата, расход — 582 лата. Служили наст.: Петр
Никитин (отм. в 1834), Федор Карпов (отм. в 1858), Филарет Котов (отм. в
1921-1927), Онуфрий Быстрое (1927-?), Андрей Букланин (1932-1934), Савелий
Иришин (1934-1937), Федор Лосев (1937-1938), Астафий Бритушенко (1938-1939),
Авдей Екимов (1939-1940), Игнатий Смирнов (1940). В настоящее время наст. нет.
Служба совершается по религ. праздникам оставшимися певчими. При храме четыре
стар. кладбища.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 657.
Оп. 1. Д. 23. Л. 17; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 7, 70, 77-80; ЛГИА.
Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2515. Л. 21,34; Ф. 1370. Оп. 1.Д. 2677; Ф. 1370. Оп. 1.Д.
2678; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 10828. Л. 43; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л.
52; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 5090. Л. 18; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 52098. Л.
7-10; Интервью с В. Погодиной (° 1918), Записал В. Никонов (2003 г.), Личный
архив автора. В. Никонов
ПУТЕВОЙ РОСПЕВ - один из трех
наиболее употребительных в стар. певческой практике роспевов (наряду с основным
столповым и демественным роспевами). Первые сохранившиеся памятники ПР
относятся к концу XV в. По некот. параметрам ПР близок большому столповому
роспеву и иногда трактуется как производный от последнего. Однако ПР присущи и
только для него характерные черты, среди кот. наиболее выделяется синкопический
характер мелодики. Этот вид роспева малоупотребителен - обычно им распеваются
величания, задостойники, светильны, стихеры больших праздников, песнопения на
освящение храма, при венчании. ПР, как и демественный, обладает сравнительно
оригинальной нотацией: часть знаков позаимствована из совр. ему знаменной
нотации, часть присуща только путевой, некот. знаки повторяют вышедшие из
употребления крюки столповой нотации. По ряду причин путевая нотация практически
вышла из употребления в первые десятилетия после раскола РПЦ, и с тех пор
песнопения ПР записываются в стар. рукописях более привычной знаменной
нотацией.
·
Лит.: Гарднер 1998,
т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига,
1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного
знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл.
ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-
1982. Н.
Вакатова
ПУЩАНСКАЯ ОБЩИНА, основана,
предположительно, в XVIII в. дер. Пуща Вил. воеводства ВкЛ (ныне дер. Гиряле,
Аникшчяйский р-н Литвы). По сведениям основывавшегося на документах А.
Станкевича (1909), дер. Пуща (Пущель) была одним из старейших рус. центров до
1795. По устным данным, записанным наст. ПО в 1930-х, община основана "200
лет тому назад". Данные о ранней истории ПО фрагментарны. Преследуемые в
Рос. имп. стар-дцы в разное время переселялись в сев.-зап. часть ВкЛ, гл. обр.,
из Псковщины и Новгородчины. Уже потом из Курляндии или др. поветов Вил. воеводства,
видимо, некот., переместились в дер. Пуща и окрестности. Община, созданная
здесь стар-дцами, как и в др. местах ВкЛ, была легальной; сведений о ее
дискриминации или гонениях со стороны литов. властей и отдельных дворян нет.
В первой четверти XIX в., с переходом почти всего ВкЛ под
власть Романовых, положение ПО почти не изменилось. В 1816 рус. жили в 163 дер.
и хуторах Вилкомирского у., в т. ч. в дер. Пуща. В период гонений на стар-дцев
при Николае I ПО все же сохранила свой храм. К нач. 1860-х относится первое
документальное свидетельство о существовании молельни в дер. Пуща (Вилкомирский
у. Ков. губ.), в кот. по далеко не полным данным жило 15 стар-дцев. В нач. XX
в. в ПО могло быть от 400 до 500 прихожан, а во всем Вилкомирском у. в 1914
проживало 6664 стар-дца. Сначала ПО была федосеевской, переход же к поморскому
брачному согласию произошел в период между 1820-ми и концом XIX— нач. XX вв.
В период 1-й мировой войны мн. прихожане ПО бежали от немцев
на восток. Некот. переселились в Москву, где служили в Московской поморской
общине; семья Абрамовых - в Саратов. Через четыре — пять лет мн.
вернулись в родные места.
После провозглашения независимости Литвы в 1918 (или в 1919)
построен новый Св. Покровский дерев. храм с колокольней. В 1937 ПО насчитывала
ок. 689 прихожан. Наст. были Матвей Михайлович Кулешов (1923-1928), некот.
время после него место наст. было вакантным, потом служили В. Смирнов (нач.
1930-х) и Петр Никонов (1933-1950). Головщиком ПО был Ф. А. Пастушков, позже
ставший наст. Поезерцской общины. Наст. В. Смирнов преподавал Закон
Божий детям стар-дцев в литов. школе в дер. Науяны.
Как и в период 1-й мировой войны, в 1941 некот. бежали от
немцев и переместились в глубь СССР. Среди них - головщик ПО Пастушков
с семьей. В годы немецкой оккупации пострадала часть прихожан ПО. Были
расстреляны сочувствовавшие сов. власти коммунисты Я. Овчинников, М. Кириллов.
Наст. П. Никонов некот. время был членом ДС при ЦСС во главе с Б. С. Леоновым.
В 1947 ПО была зарегистрирована сов. властями и насчитывала
ок. 750 прихожан (1949). В 1950 ВСС перевел наст. П. М. Никонова на
служение в Перелазскую общину. Вместо него ПО избрала И. Ф. Степанова
(1950-1978), быв. псаломщика и причетника ПО; в 1974 он участвовал в
соборе СПЦ в Вил. Позже наст. служил Ф. Е. Каштельянов.
Однако в 1950-1980-х численность ПО постепенно сокращалась -
бежали от коллективизации и переселялись в города, прежде всего в Аникшчяй,
Паневежис, Вил. Видимо, изменилось и отношение к религии, к своим традициям. По
устным рассказам, старшее поколение, отцы и матери, в отличие от молодежи, были
"святыми" (ревнителями), "к Богу тянулись". В конце 1980-х
ПО из-за своей малочисленности пришла в упадок -богослужения почти
прекратились, отсутствовал постоянный наст., не раз совершались кражи икон из
храма. В конце 1990-х в дер. Гиряле (Пуща) жили 8 семей - 2 рус. стар. и 6
литов. катол. Оставшиеся стар-дцы посещали ближайшую Укмергскую общину. Предс.
совета ПО - Агафья Диденко.
Общинное кладбище находится ок. дер. Гиряле (Пуща); основано
либо в XVIII в., либо, судя по надгробиям, в XIX в. Здесь похоронен дух. о. И.
Ф. Степанов. Стар. кладбища также есть в дер. Науяны, Гелажиняй. Некот.
похоронены на гор. кладбище в Аникшчяй.
·
Ист.:
LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-18I. Ap.l.B.57.L.10-15;LVA.E
1215.Ар. 1.В. 1169;LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 7, 9, 26; Историческое наследие
(Старообрядческое кладбище ок. дер. Гиряле (Пуща), Аникшчяйский р-н, 10
сентября 2001 г.); Собрание материалов (Интервью с Ульяной (° 1927, дер.
Науяны) и Фомой (° 1924, дер. Пуща) Овчинниковыми, дер. Гиряле (Пуща),
Аникшчяйский р-н, 11 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Список общин ДПЦ 2003
г. Лит.: Корецкий 1863, с. 44;
Постановления и доклады 1974, с. 149; Прозоров 2002, с. 219; Станкевич 1909а,
с. 6; СЦК 1980; СЦК 1985, с. 61; Gumuliauskaitė 1999, р. 52;
Sabaliauskaitė 1999, р. 7, 13. Г.П.