Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.04.25, 07:02
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » П

праздники - Прозоровы

ПРАЗДНИКИ - певческая книга правосл. службы. Образовались на основе древнерус. Стихираря месячного и постного в нач. XVII в. Основным жанром П. являются стихиры в честь двунадесятых праздников. Первоначально сюда включались некот. песнопения "иных" праздничных дат: Рождеству Иоанна Предтечи, Николе, трем святителям, архангелу Михаилу, апостолам Петру и Павлу, пророку Илье, кот. позже перешли в состав др. книги — Трезвоны.

 

Расположение песнопений в "П." напоминает Октоих и Триодь, с кот. они составляют службы годичного цикла (в двунадесятые дни Октоих и Триодь не пелись). Разделы праздничной службы содержат песнопения великой и малой вечерен. Исключение составляют службы Рождеству Христову и Богоявлению, куда вместо Малых вечерен входят "Часы царские". "П." в стар. традиции были приняты без существенных изменений, как полного, так и краткого типов. Небольшое исключение составляют книги краткого типа, где вместо обычных 1-2 славников часто встречается первая из стихир "на стиховне".

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские богослужебные певческие книги XVIII-ХIХ веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова


ПРЕЙЛЬСКАЯ ОБЩИНА, создана в 1906 в Прейли (Латвия). Среди участников учредительного собрания были Александр Иванович Зимов (° 1841; • 1911), Афанас Иванов, Каллистрат Терентьевич Максимов (° 1870; • 1939), Игнатий Павлович Феодоров, Роман Васильевич Павлов. Богослужения проходили в частном доме. До 1910 года наст. был Лука Павлович Павлов. В 1920-е построена моленная на ул. Лиепу 7. 29 авг. 1923 в Прейли прошло общее районное собрание представителей стар. общин. В 1930-е в Прейли неоднократно приезжал стар. хор вместе с П. Ф. Фадеевым. В 1963 большое дерев. здание по распоряжению Прейльского райисполкома было снесено. Все церк. имущество распределено по ближайшим общинам. В память о святом месте до наших дней сохранились лишь церк. врата. Наст. были: Петр Бекосов (1922-1928), Савва Иришин (1929-1934), Михаил Александрович Власов (1935—1939, 1948-1955), Михаил Вонифантьевич Колосов (1939-1945) и др.

 

В 1994 инициативная группа воссоздала ПО; предс. - В. М. Храпунов. Начался сбор средств для строительства нового храма, кот. был освящен в ноябре 1996. В 1996 служил наст. Иоаким Болдавешко, а с 1997 его сменил наст. Иоанн Кудряшов. При ПО работает воскресная школа (вероучителя - Татьяна Колосова и Мария Егорова). Во время богослужений вместе с опытными клирошанами П. Храпуновой, Л. Ивановой и С. Романовой всегда присутствует молодое поколение.Т. Колосова


ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РУССКИХ СТАРОВЕРОВ ИЗ СУВАЛКСКОГО КРАЯ (1941) - вынужденное переселение почти 9 тыс. рус. (по др. сведениям ок. 10 тыс.) из Сувалкского края (быв. Польша; тогда оккупированная террит. Германии) в Литву (тогда оккупированная террит. СССР) в янв. - марте 1941. Рус. староверы составляли ок. 62 % переселенцев из Сувалкского края (всего перемещено 14 528 чел.). Принудительная миграция рус, вместе с др. группами населения этого края, была предусмотрена соглашением между СССР и Германией от 10 янв. 1941. Участники прошлых событий и совр. исследователи единогласно признают, что при переселении рус, литов. и белорусов из Сувалкского края быв. Польши в сов. Литву немецкие оккупационные власти прибегали к косвенному и прямому принуждению. Поэтому имеем дело со смешанной, насильственной (депортация) и добровольно-вынужденной международной миграцией. К тому же, эта принудительная миграция является специфическим случаем. Внешне она выглядела как обмен населением между СССР и Германией. Отличительным ее признаком было, помимо фактически репрессивно-карательной функции, ее прямое действие, основанное на верховном полит. решении и оформленное международным соглашением, не подлежащим ни обжалованию, ни даже обсуждению. Насильственный и даже репрессивно-карательный характер миграции явно выражался прежде всего в действиях властей нацисткой Германии. Это происходило с молчаливого согласия прав-ства СССР. Подготовка к этой принудительной миграции рус, как литов. и белорусов, из Сувалкского края в Литву началась уже в конце 1940. Согласно договору, она была осуществлена в своем завершающем этапе совместными усилиями германской и сов. сторон в намеченные сроки, т. е. с янв. по конец марта 1941.

 

Оккупация и разделы Польши в 1939, принудительная миграция большинства рус. из Сувалкского края в 1941 нанесла огромный удар и по стар. общине в стране и ее традициям, сложившимся на протяжении нескольких столетий на польских землях, начиная с XVIII в. В итоге перемещения были опустошены целые (напр., дер. Глубокий Ров, Бяла Гура, Николаев, Буда Русска, Водзилки и пр.) и пришли в упадок отдельные дер. (напр., Шуры, Липняки и пр.), почти уничтожен традиционный рус. крестьянский уклад жизни и хозяйствования. Кроме того, в 1939 Восточная Старообрядческая Церковь Польши была разделена. Хотя оставшаяся часть Церкви в оккупированном Сувалкском крае не была полностью уничтожена и действует по настоящее время, но после 1941 ее развитие было самым грубым образом заторможено и очень ограничено. Церковь была обречена на существование без мн. своих храмов, большинства своих дух. о., причетников и большинства верующих, кот. по сговору лидеров Третьего Рейха и СССР были вынуждены переселиться в сов. Литву. Если в 1938 в Сувалкском и Августовском у. действовало 8 общин, насчитывающих не менее 10 тыс. поморцев, то в 1947 здесь было лишь 2 общины (в Водзилках и Габово-Грондах, не считая Войново) и ок. 1 500 староверов; два храма требовали ремонта, а три были разорены во время войны.

 

Регионом выселения рус. в 1941, как и литов., стала Литов. ССР, хотя Сувалкские староверы ожидали, что их перевезут в глубь СССР. Вопросы, касающиеся приема и поселения прибывающих из Германии лиц, решал уполномоченный по делам переселения жителей в Литов. ССР (работал до 5 июня 1941). Для приема прибывающих из Сувалкского края были созданы два пограничных пункта - в Калварияй и Лаздияй. Переселение закончилось до 24 марта 1941. В отличие от военного и полицейского сопровождения в Сувалкском крае, прибывших в Литве (СССР) встречали гражданские чиновники и должностные лица, а на некоторых пограничных пунктах даже с оркестрами и торжественными речами. Для их обустройства была создана целая программа, включающая меры по их расселению, обеспечению работой и материальному снабжению. На практике эти планы превратились для местных властей в сложную и даже трудноразрешимую административную и хоз. задачу. По официальным сведениям, расселение прибывших в Литву было завершено к 29 мая 1941. Рус. из Сувалкского края, как и др. переселенцы, были неравномерно размещены разными группами почти по всей Литве: гл. обр. в Таурагском, Расейняйском, Шяуляйском, Паневежском, Вилкавишкском, Мариямпольском, а также Укмергском, Каунасском, Кедайняйском, Рокишкском, Алитусском, Вил., Тракайском и др. у. Их материальное обеспечение и общее состояние по социальным группам и разным у. была неодинаковым и далеко не удовлетворительным, нередко тяжелым и даже крайне плохим, несмотря на помощь властей. Их психологическое самочувствие сравнимо с состоянием ссыльных людей, выброшенных из своего собственного дома. Однако с началом войны между Германией и СССР (22 июня 1941) дальнейшую судьбу Сувалкских рус.-переселенцев снова решали немецкие оккупационные власти. Непросто и порой трагически сложилась дальнейшая судьба рус. из Польши, перемещенных в Литву в 1941. Мн. из них во время немецкой оккупация были повторно перемещены (июнь 1942 - май 1943), вынужденные уступить местожительство немецким колонистам в крае. Некоторые их них были вывезены на принудительные работы в Германию. ЦСС в Литов. генеральной области по мере возможности заботился о стар-дцах из Сувалкского края, после повторного принудительного перемещения оказавшихся в критическом положении: собирал для них пожертвования, организовал их поселение в стар. дер. и пр. В нач. второй сов. оккупации Литвы во время литов. движения сопротивления десятки этих рус. людей пострадали, некоторые были расстреляны отрядами партизан, стереотипно воспринимаемые ими как "враги" и "колонисты", вступающие в сов. колхозы. В отличие от литов. из Сувалкского края (от 35 до 80% их вернулось в послевоенные годы), очень немногим рус. удалось возвратиться на свою родину, в Польшу. Мн. из них не смогли обустроиться на селе, охваченном партизанской войной и коллективизацией, и переселились в города - Клайпеду, Шилуте, Каунас, Вил. и др. Особенно мн. Сувалкских староверов переехали и поныне живут в Шилуте и Клайпеде, где они создали отдельные стар. общины. Испытав долю ссыльных, староверы из Сувалкского края постепенно влились в религ. и обществ. жизнь как сов., так и совр. Литвы. Они сыграли и продолжают играть важную роль в история ДПЦ Литвы. Нынешний предс. Высшего Совета ДПЦ М. Я. Семенов, долголетний наст. Клайпедской общины и член ВС Г. Л. Легензов, наст. Вил. общины И. X. Ефишов являются выходцами из Сувалкского края. Однако большинство Сувалкских староверов, разбросанных по всей Литве, утратили свои старый крестьянский образ жизни, стали гражданами Литвы, но сохранили свои религ. традиции и специфическую двойную (вернее, тройную) — литов., польскую и, конечно, рус. - идентичность.

·        Лит.: Iwaniec 1977; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995; Kižienė В., "Prievarta perkeltųjų iš Suvalkų krašto 1941 m. į Lietuvą asmenų problemos", Molotovo-Ribentropo pakto pasekmės: 1997 m. rugpjūčio 22-23 d. konferencijos Marijampolėje medžiaga. Vilnius, 1998, p. 86-102; Arbušauskaitė A., Gyventojų mainai tarp Lietuvos ir Vokietijos pagal 1941 m. sausio 10 d. sutartį. Klaipėda, 2002. Г.П.


ПРИЧТ - в стар.-беспоповских храмах — церковнослужители какой-либо моленной. Без благословения наст. никто не может быть в составе П. Г.П.


ПРИЧЕТНИК - церковнослужитель. Общее название членов церк. причта (кроме наст.): головщиков, канонархов, псаломщиков, уставщиков и др. Обязанностью П. является участие во всех богослужениях — чтение богослужебных книг, пение на клиросе и т. п. Обязанности каждого из членов причта распределяются следующим образом: головщик - ведущий певчий на каждом клиросе; канонарх - чтец, осуществляющий чтение канонов, возглашающий прокимны, стихеры и пр.; псаломщик - чтец по книгам (Часослов, Псалтырь и др.); уставщик — клирошанин, осуществляющий подготовку книг и руководство уставом на клиросе. При недостатке служителей ряд обязанностей на практике иногда совмещается. П. обязан подчиняться наст. при богослужении в храме.

·        Лит.: Устав соборной службы 1992. Г.П.


ПРОЗОРОВЫ - семья рус. стар-дцев, давшая ряд известных людей, выдающихся деятелей СПЦ, рус. и литов. культуры.

 

Алексей Анкудинович П. (° 1820-е? Ков.; • 1905, Ков.) - мещанин, землевладелец, стар. меценат. По устным рассказам, его отец Анкудин "переплыл Неву, пришел в Литву, жил в Ковно", где, по-видимому, в 1820-х купил дом, кот. сохранился доныне (пр. Саванорю 143). В это время в Ков. складывалась стар. община, формировавшаяся при участии П. По профессии строитель; занимался подрядными работами по строительству, в частности, фортов в Ков. и др. губ. Был состоятельным чел. Владел земельным участком в Ков. на Зеленой горе и в пригородах. В нач. XX в. передал участок земли и пожертвовал средства на строительство храма и дома для наст. в Ков. В 1906 вдова П. предоставила комнату в своем доме, где проходили обществ. богослужения до постройки стар. храма. Жена -Екатерина Емельяновна, урожд. Ефремова (• 1939). Имел трех сыновей - Полихромия, Василия, Ивана и дочь Елену. Похоронен на стар. кладбище в Римкай.

·        Ист.: Интервью с Зоей Васильевной Мухиной (урожд. Прозорова, ° 1911), 8 января 2001 г., Каунас. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора. Лит.: "Староверцы в Литве", Родная старина, 1928, № 4.

 

Василий Алексеевич П. (° 1890, Ков., Рос. имп.; • 1950, пос. Октябрьский, Краснозерский р-н Новосибирская обл., СССР) - предс. ЦСС Литвы и видный деятель СПЦ. Окончил гимназию в Ков. и сельскохозяйственное училище. Женился на Матроне Фадеевне Щербаковой (° 1890; • 1948, в ссылке в Сибири). В семье четверо детей: дочери Лариса, Екатерина, Зоя и сын Софрон (• 1998, Алтай). Участвовал в 1-й мировой войне, был ранен, награжден Георгиевским крестом. После войны в 1918 П. с женой и детьми, кот. жили в эвакуации у тестя Ф. Щербакова в Злынке (ныне Брянская обл., Рос), вернулся в К. Работал землемером. Получил в наследство участок земли в столице и мн. земли в пос. Мурава (тогда пригород К.), где устроил животноводческую ферму.

 

В 1920-е-первой пол. 1930-х П. активно участвовал в обществ. и религ. жизни Литвы. Был членом исполнительного комитета "Демократического союза граждан Литвы русской национальности", предс. педагогического бюро "Общества преподавателей". 6 мая 1922 на 1-м Вселитов. съезде стар-дцев в К. избран предс. ЦСС Литвы. ЦСС во главе с П. пришлось в новых условиях решать серьезные задачи — налаживать отношения между СЦ, объединяющей до того совершенно не организованную часть стар. населения страны, и возрождающимся Литов. гос-вом, вынужденным возводить правопорядок едва ли не от основ; укреплять взаимоотношения между ЦСС, впервые избранным высшим органом по управлению СЦ между съездами, и отдельными общинами, жившими относительно замкнутой религ. жизнью и сплоченными вокруг своих полуразрушенных войною храмов.

 

П. был уважаем как в среде стар-дцев, так и в правит. кругах. Президент А. Стульгинскис присылал на его имя поздравительные грамоты. При финансовой поддержке П. и др. стар. меценатов - M. M. Удалова, Козловских - рядом с К. храмом было построено каменное здание, в кот. 28 окт. 1930 открылась трехкомплектная стар. школа (ныне средняя школа им. Л. Карсавина). В 1929 П. вместе с приват-доцентом К. университета агрономом Н. Квашиным-Самариным посетил Бразилию, Уругвай и Аргентину, куда переселялись или уезжали на заработки некот. стар-дцы из Литвы. Несмотря на экон. трудности в родном крае, после поездки он сдержанно и скорее негативно высказывался о переселении староверов в Южную Америку, где их ждала очень тяжелая работа в более сложных климатических условиях. В 1931 П. вместе с братом Иваном получил разрешение от прав-ства на открытие Литов. духовных стар. курсов. ЦСС под руководством П. разработал правила, регулирующие деятельность стар. приходов - "Наказ старообрядческим приходам в Литве" (1933).

 

В 1923-1934 на Вселитов. съездах стар-дцев П. неоднократно переизбирался предс. ЦСС Литвы. Однако в апр. 1934 Министерство просвещения Литвы, получив жалобу о возможных финансовых нарушениях со стороны предс. ЦСС, не утвердило переизбранный на 7-м Вселитов. съезде стар-дцев новый ЦСС. П. признал на суде свою вину и возместил денежную недостачу в бюджете ЦСС (1935). Позже он не принимал столь активного участия в деятельности ЦСС Литвы, но от церк. жизни не отстранился. В 1939 он подготовил и выпустил учебник по Закону Божию, был старостой К. общины.

 

После оккупации Литвы летом 1940 сов. власть национализировала большую часть гор. земли, принадлежащей П. 15 июня 1941 он вместе с женой и двумя детьми (Екатериной и Сазоном) был сослан в Новосибирскую обл. Часть семьи вывезли без суда, поводом чему послужило владение недвижимым имуществом - большим трехэтажным каменным домом: "[соответствующие инстанции] посчитали, что миллионер, и вывезли", по словам дочери Зои. В конце 1940-х земельный участок в пригороде, принадлежащий П., был окончательно конфискован. В 1949 он вернулся из ссылки в К. Однако вскоре снова был арестован, семь месяцев пробыл в тюрьме и был сослан в Сибирь, где и умер. Похоронен на кладбище ок. пос. Октябрьский (Запрудихинский совхоз, Краснозерский р-н).

·        Соч.: "Впечатления председателя Централънаго Совета Старообрядцев Литвы о поездке в Южную Америку (Бразилию, Уругвай и Аргентину)", СК 1931, с. 69-71; Наказ Старообрядческим приходам в Литве, разработанный Центральным Советом старообрядцев Литвы / Сост. В. Прозоров и др. Каунас, 1933; Учебник по Закону Божьему. Каунас, 1939. Ист.: Интервью с Зоей Васильевной Мухиной (урожд. Прозорова; ° 1911), 8 января 2001 г., Каунас. Записал Г. Поташенко, Личный архив Г.Поташенко; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 7 10. L. 110-124. Лит.: Sabaliauskaitė 1999. Г.П.

 

Иван Алексеевич П. 1900,Ков., Рос. имп.; • 1956, Томск) - стар. историк, педагог, актер, известный религ. деятель СЦ. Род. в состоятельной семье стар-дцев. Отец- Алексей Анкудинович П., инженер-строитель и меценат, мать - Екатерина Емельяновна (• 1939), "крепкая" (глубоковерующая) стар-дка. Как и старшие братья - Полихроний и Василий, П. окончил начальную школу и продолжил учебу в Ков. гимназии. В нач. 1-й мировой войны вместе со старшим братом Полихронием уехал в Краславу (Латвия), где окончил гимназию с золотой медалью.

 

Вернувшись в К., в нач. 1920-х выступал в концертных вечерах Общества любителей изящных искусств. В 1921-1932 - солист (тенор) литов. национального оперного театра (с 1922 Гос. оперный театр). Участвовал в постановках опер классических рус. и западноевропейских композиторов, исполняя партии Трике ("Евгений Онегин"), Сполеты ("Тоска"), Чекалинского ("Пиковая дама") и др. В театре он познакомился и работал с известными литов. певцами К. Петраускасом, А. Кучингисом, рус. художниками В. Дубенецким, М. Добужинским, режиссерами Д. Арбениным и Ф. Павловским. Не являясь ведущим солистом, П. тем не менее яркими эпизодами украсил историю оперного театра 1920-х. В апр. 1923 критики отметили его "грациозного <.. .> француза Трике" в опере П. Чайковского "Евгений Онегин" (режиссер Д. Арбенин). Исполнил партию Чекалинского в опере Чайковского "Пиковая дама" (режиссер Д. Арбенин), кот. открыла, по словам искусствоведа В. Мажейки, "новую яркую страницу в истории литовского оперного театра". В 1932 П. простился с оперной сценой. Последняя роль - Шуйский в опере М. Мусоргского "Борис Годунов" (режиссер Ф. Павловский; сценограф М. Добужинский).

 

В нач. 1930-х П. активно включился в религ. и педагогическую деятельность местных староверов. Еще в 1926 он окончил гуманитарный факультет Литов. университета. П. вместе с братом Василием получили разрешение прав-ства на открытие Литов. духовных стар. курсов (1931-1933). Был гл. организатором, вдохновителем и руковод. этих курсов. Сам преподавал курсантам несколько дисциплин - рус. и латинский яз., историю Рос. и мировую историю, историю Церкви и стар-ства, географию и гомилетику. Сотрудничал в журнале "Китеж-Град", кот. издавали преподаватели и учащиеся этих курсов. В 1930-х стал одним из наиболее почитаемых стар-дцев Литвы.

 

П. подготовил для слушателей курсов достаточно обширную "Историю старообрядчества" (1933), самую значительную истор. работу по этой тематике в межвоенный период в балтийских странах. Владея большой домашней библиотекой, названной "Китеж-Град", предоставлял возможность пользоваться своим богатым собранием книг стар-дцам и всем желающим. В 1930-х продолжил работу над составлением и переработкой довоенных учебников по педагогике (1930) и Закону Божьему (1939), кот. были необходимы для более серьезного и основательного преподавания религ. дисциплин и повышения уровня знаний стар-дцев. В 1932-1935 - преподаватель истории стар-ства в частной рус. гимназии в К., где училось более 160 учеников, в частности, дети стар-дцев.

 

В 1938-1940 -предс. ЦСС Литвы, избранный на 8-м Вселитов. съезде стар-дцев. В 1938-1939 П. принимал активное участие в комиссии по подготовке собора СЦ в Балтии и Польше. Был членом этой комиссии, последнее заседание кот. 12—14 апр. 1939 проходило в К. Однако созыву собора помешала 2-я мировая война. После оккупации Польши и присоединения Вил. края к Литве (окт. 1939) ЦСС Литвы во главе с П. в нояб. дек. перенял полномочия ликвидированного ВСС в Польше, взял под опеку оказавшиеся на террит. Литвы стар. общины.

 

П. был самой видной фигурой из числа стар-дцев в лит. жизни межвоенной Литвы. Разносторонне одаренный, писал повести, путевые заметки, публицистические статьи. В одной из своих полемических статей "Ответ старообрядца" (1939), он дельно и аргументированно отреагировал на высказывания в местной газете "Новые дни" ее ред. А. Жукова о культурной отсталости, практическом отсутствии интеллигенции и буд. смене руководства в стар-стве.

 

С оккупацией Литвы в июне 1940 и введением сов. власти резко изменилось положение СЦ и верующих в гос-ве. В апр. 1941 П. еще удалось добиться от министра просвещения разрешения на открытие втор. дух. курсов по подготовке наст. Однако не прошло и двух месяцев, как сов. власть обрушила на СЦ репрессии - 15 июня 1941 П. был арестован и сослан в Сибирь (Томский р-н). О последнем периоде его жизни известно мало. В конце 1940-х П. проживал в Томске, где работал в бухгалтерии. Писал письма в К., просил прислать ему необходимые книги, организовал кружок пения. Здесь женился. После тяжелой болезни умер; похоронен в Томске.

·        Соч.: История старообрядчества. Каунас, 1933; Краткий курс педагогики (по учебнику И. В. Скворцова для Литовских Старообрядческих Духовных Курсов). Каунас, 1930; Катехизис. Вильно, 1930; Закон Божий для старообрядцев. По учебнику Т. Худошина и В. Яксанова. Пересмотрен и дополнен И. А. Прозоровым. Каунас, 1939. Ист.: Интервью с Зоей Васильевной Мухиной (урожд. Прозорова; ° 1911), 8 января 2001 г., Каунас. Записал Г. Поташенко, Личный архив Г. Поташенко; Постановления и доклады 1966, с. 165-166; "Старообрядчество Балтийских стран и Польши готовится к общему собору", Сегодня вечером, 1939, № 91, 22 апреля; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 710. L. 98-110; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 709. L. 14; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 57. L. 253; Lietuvos gyventojų genocidas, t. 1, 1939-1941. Antrasis pat. ir pap. leidimas. Vilnius, 1999, p. 667. Лит.: Поташенко 2003б; Lietuvių teatras, 1918— 1929. Vilnius, 1981, p. 237-239; Sabaliauskaitė,1999.

 

Полихроний Алексеевич П. (до 1890, Ков.; после 1940) - юрист, религ. деятель. В нач. 1-й мировой войны с младшим братом Иваном уехал в Краславу (Латвия). В 1920-х участвовал во Вселатвийских стар. съездах. В 1930 единогласно избран почетным предс. 5-го Вселитов. съезда стар-дцев в К. После оккупации балтийских стран СССР эмигрировал в Германию (1940).

·        Ист.: Интервью с Зоей Васильевной Мухиной (урожд. Прозорова; ° 1911), 8 января 2001 г., Каунас. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора; Старообрядческий мир (Двинск), 1924, № 1, с. 18. П. Г.


Категория: П | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1832

Copyright MyCorp © 2024