ПАНЦЫРЕВЫ - служители ДПЦ.
Диомид Иванович П. (° 1888; • 1966,
Турмантас, СССР) — наст. Турмантасской общины (Литва). Выходец из семьи
потомственных староверов-переселенцев, некогда пришедших в Сувалкский край
(ныне — Польша). Состоял головщиком Вил. храма (1924—1930), преподавал
рус. яз. и Закон Божий в школах Сувалкского края (1932-1937). Как представитель
Сувалкской общины участвовал на 3-м Всепольском соборе стар-дцев в Вил.
(1936). До 1939 был инспектором уроков Закона Божия для детей стар-дцев в
школах Сувалкского и Августовского у. Весной 1941 П. был перемещен из Сувалок в
Литов. ССР (см. Принудительное перемещение рус. староверов из Сувалкского
края). С 1942 - наст. После 2-й мировой войны был репрессирован (позже
реабилитирован). Отбыв 8 лет лагерного заключения в Караганде, служил в общинах
Бел., позднее - в Турмантасе.
Владимир Диомидович П. (° 7 июля 1930,
Вил., Польша; • 31 окт. 2001, К., Литва) -известный знаток знаменного пения и
наст. К. общины с 13 июля 1991 по 2001. Первые уроки церк. грамоты
получил от отца. Рано овладел основами знаменного пения. В 1941 П. вместе с
семьей был вынужден переехать из Сувалок в Литов. ССР (см. Принудительное
перемещение рус. староверов из Сувалкского края). В 1948 поступил работать
на Центральный телеграф учеником механика. Закончив среднюю школу, некот. время
был курсантом военного радиотехнического училища в Д-пилсе, но в 1952 был
отчислен из училища из-за ареста отца по полит. мотивам. После окончания
горного техникума до 1955 работал на шахтах Донбасса. Дальнейший трудовой путь
связан с электротехническими предприятиями в Вил. Регулярное посещение храма
позволило углубить знания церк. службы. В 1978-1988 - предс. совета Вил.
общины. В 1991-2001 - наст. крупной К. общины.
П. участвовал в составе группы поморцев Латвии, записавших на
компакт-диск знаменное (наонное) пение. Этот компакт-диск вышел к юбилею
1000-летия Крещения Руси (1988). Участник Гривского (1995; см. Первый
Вселатвийский собор) и Вил. (1996) соборов. Похоронен на стар. кладбище в
Вил.
·
Ист.: 3-й Всепольский
собор. Лит.: Календарь ВСС в Польше. Вильно, 1938, с.46; СЦК
(Даугавпилс)2001,с. 80. В. Б., Г. П.
ПАРАМОНОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.;
ныне Рез. р-н Латвии). В 1912 -федосеевская (московских правил). Старейшее
упоминание, обнаруженное в архивных документах относится к 1882, когда в доме
крестьянина Ивана Осипова самовольно была устроена моленная. По этому поводу
проводилось дознание, результат кот. неизвестен. Есть и др. упоминание (31 дек.
1882) -в рапорте реж. у. исправника указано, что в течении этого года дер.
общество собиралось на молитву в старом доме Фиона Федорова. В 1920-е в дер.
Парамоновка числился храм из дерев. балок с соломенной крышей, размером в 632
сажени. В 1923 ПО насчитывала 136 прихожан, в 1940 - 240. Ее собственность в
1940 - 6038,9 лата. Имелось 1, 9 га земли. Служили наст.: Савва Георгиев
(Лазарев) (отм. в 1889), Андриян Бродов (отм. в 1921-1927), Макарий Суворов
(1927-?), И. Колосов (?-1934), Андриян Бродов (отм. в 1934-1936), Демьян
Герасимов (1937-1938), Никита Кулаков (1938-1939), Федосий Грозов (1939-?).
Наст. скончался в февр. 2004. Будущее ПО не ясно.
Рядом с ПО находиться кладбище, основанное в 1882.
·
Ист.:
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2450. Л. 701, 743;
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 236; ЛГИА. Ф.
7046. Оп. 1. Д. 39. Л. 21, 23; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 37185. Л. 34об.; НИРБ.
Ф. 1430. Оп. 1. Д. 41336. Л. 2.В. Никонов
ПАРФЕНОВ Архип Федорович (о 1922,
Браславский р-н Бел.) - наст. Войтишкской общины (Д-пилсский р-н
Латвии). Основам церк. грамоты учился у отца. В 1937-1938 -слушатель Вил. дух.
курсов (руковод. Б. Лимонов). Участник войны с фашистской Германией,
боевой путь закончил на Эльбе. Имеет награды. С 1950 живет в Д-пилсе. Заочно
окончил Рижск. строительный техникум, работал бригадиром. По выходе на пенсию
поступил в причт Малюткинско-Юдовской общины, был головщиком.
·
Лит.:
СЦК (Даугавпилс) 1997. В. Б.
ПАСКУТИШКСКАЯ (ныне - УЖУСАЛЯЙСКАЯ) ОБЩИНА, основана поморцами в
1908 в дер. Паскутишки (Александровская вол. Ков. у., ныне дер. Паскутишкяй,
Йонавского р-на Литвы). В Паскутишках в 1903 проживало 174 старовера, предки
кот. поселились здесь еще в XVIII в. До этого времени местные староверы были
прихожанами Рымковской общины. В авг. 1908, после провозглашения свободы
вероисповедания в Рос. имп., группа местных стар-дцев во главе с ков. мещанином
Осипом Тримайловым обратилась к ков. губ. с просьбой зарегистрировать ПО. В
ноября 1908 общее собрание ПО избрала предс. совета О. Тримайлова, а в дек.
1909 - Петра Буракова, ставшего также первым дух. о. ПО. Храм в дер. Паскутишки
был построен, видимо, в 1909; тогда же основано стар. кладбище.
В период 1-й мировой войны часть стар-дцев ПО переселилась в
глубь Рос. Позже мн. вернулись в родные места. По устным рассказам, во время
войны Паскутишкский храм сгорел. В 1920 стараниями Ф. Тримайлова, А. Быкова, Я.
Кривошеева и И. Зенкова в дер. Паскутишки на средства прихожан был построен
дерев. храм. Храмовой праздник — Преображение Господне (19 авг.). Долгое время
в ПО служил авторитетнейший наст. М. И. Лебедев (1920-1937), член ЦСС
Литвы и с 1927 по 1934 предс. ДК. Он участвовал во мн. Вселитов. стар.
съездах в К. После него наст. в ПО был Григорий Иродионович Лебедев
(1937-конец 1940-х). В 1930-х наст. преподавали для детей стар-дцев Закон Божий
в школах дер. Паскутишки (90 учеников), Буды (56 учеников), Барбаришки (53
ученика) и Ужусаляй (55 учеников). В 1937 ПО насчитывала 1030 прихожан,
проживавших в дер. Паскутишки, пос. Ужусаляй и др. окрестных дер. (Буды,
Нарепы, Наутребы, Шафарка и др.). Предс. совета ПО был Ф. Кругляков.
В годы немецкой оккупации в окрестных лесах действовал
партизанский отряд "Народный мститель" во главе с А. Банюлявичюсом.
За связь с партизанами 12 сент. 1941 нацисты расстреляли 48 местных
коммунистов, комсомольцев, помощников партизан и совершенно невинных людей.
Среди них было немало прихожан ПО. После этих событий мн. жит. округи ушли к
партизанам. 23 сент. 1943 отряд йонавской криминальной полиции, окружив дер.
Конгушилы и Паскутишки, арестовал группу жит. от 17 до 70 лет; одних — восемь
мужчин и пять женщин - тут же расстреляли, а пятеро староверов были вывезены в
штаб гестапо в К., откуда 2 дек. отправлены в Германию. В память о жертвах
нацистов и их пособников на кладбище в пос. Ужусаляй и на Паскутишкском поле
были поставлены памятники. Наст. Г. И. Лебедев был членом ДС при ЦСС в
Литов. генеральной обл., некот. время в ПО служил Михей Васильев.
В 1949 ПО насчитывала до 1200 прихожан, служил наст. Сидоров;
после него с 1952 по 1954 - наст. П. Ф. Жемчугов, в 1955 - наст. Т. Г.
Мишенников. С 1955 по 1966 ПО возглавлял наст. И. Т. Абрамов, позже
переведенный ВСС в Литов. ССР в Вил. общину. С 1967 по 1987
служил наст. В. Г. Медведев, головщик Паскутишкского храма с 1947 по
1967. Он участвовал на соборе СПЦ в Вил. (1974). В нач. 1970-х (по др.
сведениям, в конце 1960-х) сгорел дерев. храм ПО. Некот. время молились в
"небольшом домике", а с конца 1970-х в течение почти десяти лет
собирались на богослужения в доме наст. В. Г. Медведева в пос. Ужусаляй.
В 1970-х предс. совета ПО был И. М. Купрещенков из дер. Пятые Буды.
В 1950-1980-х численность ПО резко сократилась, оставшиеся
прихожане были преклонного возраста, к тому же не было своего храма. Основными
причинами сокращения численности ПО были коллективизация, мелиорация и переезд
прихожан, в города - в К., Йонаву и Клайпеду, а также в Калининград, Киев и др.
Однако в нач. 1990-х активизировалась небольшая группа прихожан во главе с
Евдокией Кузьминой, дочерью наст. В. Г. Медведева. В янв. 1994 местная
администрация передала в пользование ПО, теперь Ужусаляйской общине, часть
здания быв. детского сада, где и был устроен молитвенный дом. До 1995 ПО (УО)
обслуживал наст. Павел Скоробогатов из К., а после него - и. о. наст. Матвей
Кругляков. В нач. 2000-х в УО было до 100 прихожан (согласно сведениям ВС
ДПЦ Литвы, до 200), некот. приезжают из ближайших дер.: Шафарки, Калненай,
Ишорай и др. Предс. совета УО - Иван Кузьмин. 28 февр. 2002 и. о. наст. М.
Кругляков, прихожанки К. Коновене и Е. Кузмина участвовали в соборе ДПЦ в Вил.
Общинное кладбище, основанное в 1909, находится в дер.
Паскутишки. До того местные стар-дцы умерших хоронили на стар. кладбище Варпа,
ок. Йонавы. Сейчас хоронят также и на Ужусаляйском кладбище.
·
Ист.:
LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 3. В. 141. L. 28-30; LVA. F. R-979. Ap.
1. B. 50. L. 63; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 11, 32, 33; Алфавитный список
населенных мест 1903, с. 1-64; Историческое наследие (Паскутишкское
старообрядческое кладбище, 9 сентября 2001 г.); Материалы собора 2002; Протокол
заседания Духовного суда при ЦСС Литвы, 30 августа 1942 г., Личный архив
автора; Собрание материалов (Интервью с Е. В. Кузминой (° 1927), пос. Ужусаляй,
Йонавский район, 16 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко). Лит.: Деяния собора 1988, с. 33; Постановления и доклады 1974, с.
149; СЦК 1972, с. 77; СЦК 1977, с. 76, 79; Gumuliauskaitė 1999;
Lenčiauskas J., Jonavos rajonas. Vilnius, 1990, p. 47-50;
Navardauskas 2003; Sabaliauskaitė 1999, p. 7. Г.П.
ПАСТУШКОВФеоктист Антипович (° 1894, дер. Буры, Ков. губ, Рос. имп., ныне
Аникшчяйский р-н Литвы; • 1989) - наст. Муро-Стравенинкской общины с
1974. Род. в крестьянской семье. С детства был причетником Пущанского)
храма, прошел все степени до головщика. В годы 2-й мировой войны
находился на Урале, работал токарем и слесарем. Вернувшись в Литву, продолжал
трудовой путь, одновременно углублял свои познания Св. Писания, знаменного
пения и Богослужебного устава. В 1972 был избран наст. Поезерцской
общины. В некрологе предс. ВСС И. И. Егоров писал о старейшем в
Литве наст.: П. служил в Муро-Стравенинкской общине до своей смерти,
"снискав большое почитание верующих своей и соседних общин за свою
глубокую религиозность, душевную доброту, отзывчивость к горю человека и за
достойное служение Святой Древлеправославной Старообрядческой Церкви
Христовой".
·
Лит.:
СЦК 1985, с. 61; Китеж-Град, 1990, № 1, с. 42. В. Б.
ПЕВЧЕСКОЕ
СТАРОВЕРЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ЛАТВИИ, создано в нач.
1930-х известным знатоком церк. (солевого) пения П. Ф. Фадеевым и П.
Шкуратовым. Гл. цель состояла в распространении певческих знаний, освоении
молодежью ценностей самобытной рус. культуры. На занятиях изучались пение по
знаменам (крюкам), тексты Библии, чинопоследование богослужений, этика
певчего-клирошанина. Общество издавало вестник религ.-нравств. содержания
"Старая вера". На дух. вечерах исполнялись древлеправ. песнопения XVI
и XVII вв. Пятилетие общества отмечалось 5 апр. 1936 в помещении рус. основной
школы (ул. Кр. Барона, 8). Были представлены напевы и баллады, записанные в
Латгалии. Общество прекратило свою деятельность в 1940.
·
Лит.:Газета для всех (Рига), 1936, апрель; Вестник ВСС в Польше, 1933, №
1-3, с. 27-28. В. Б.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ
ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ В ПОЛЬШЕ краткосрочные летние
курсы по подготовке лиц, желающих занять должность вероучителей для детей
стар-дцев в гос. (польск.) школах. По инициативе ВСС в Польше и при
поддержке Министерства вероисповеданий и народного просвещения страны
состоялись учебные курсы в 1930, 1932 и 1936. Их цель - подготовка кадров
квалифицированных учителей для преподавания Закона Божия в правит. школах.
Лицам, успешно окончившим эти курсы, "для поднятия их материального
благополучия" президиумом ВСС предоставлялась возможность одновременно
преподавать Закон Божий в нескольких школах одного р-на. Кроме того, с момента
выпуска достаточного количества лиц, окончивших курсы, было решено только им
предоставлять должность законоучителей.
Полная учебная программа летних курсов состояла из двух
отдельных учебных периодов с годичным перерывом. В нее входили следующие
дисциплины: знакомство с общей программой обучения Закону Божию, церк. устав и
богослужение, церк. пение и чтение, методы преподавания и педагогика, гос.
законодательство, делопроизводство и ведение метрических книг, церковнослав. и
польск. яз. Первые курсы действовали в здании Вил. стар. народной школы с 3
июля по 9 авг. 1930. Обучалось 39 слушателей, в числе кот. были четыре наст. и
две учительницы. Педагогический руковод. курсов — Б. Пимонов, инспектор
- О. Андреев, преподаватели - И. Ваконья из Р. (курс по Закону
Божию), И. Пимонова (педагогика и методика), К. Ветренко (польск. яз.),
наст. С. Егупёнок (церк. устав и богослужение), Б. Пимонов (законодательство,
школа и общественность), П. Киселёв (церковнослав. и рус. яз.), Е. Лукас
(история Польши) и П. Антонов (церк. пение). Общее количество лекционных часов
составило 150: по пять занятий в течение 30 учебных дней. В праздничные и
воскресные дни курсанты поочередно участвовали в богослужении в Вил. храме,
читали молитвы и Апостол, исполняли церк. песнопения. Успешно закончили
программу обучения 37 слушателей, кот. торжест. были вручены свидетельства об
окончании курсов стар. вероучителей. Запланированные на в 1931 курсы не
состоялись из-за отсутствия финансирования со стороны прав-ства (вследствие
мирового экон. кризиса сократился гос. бюджет).
С 12 июля по сер. авг. 1932 в здании Вил. стар. школы прошли
втор. курсы. Прибыло 46 слушателей, в т. ч. четыре наст. Заведующим снова был
Б. Пимонов, инспектором -О. Андреев; преподавателями приглашены
И. Ваконья из Латвии (преподавал предметы по Закону Божию), И. Пимонова
(методика), Л. Л. Белевский (педагогика), А. И. Ермолаев (польск. яз. и
краеведение), К. Ветренко-Урбанович (рус. яз.), наст. С. Егупёнок и Ф. Кузнецов
(церк. устав и богослужение), Б. Пимонов (законодательство, школа и
общественность), П. Киселёв (делопроизводство в общинах) и наст. М. Шалкин
(церк. пение). Объем лекций составил 180 часов: по шесть занятий в течение
30 учебных дней.
В июле-авг. 1936 в Вил. под руководством Б. Пимонова прошли
третьи курсы. Среди преподавателей курсов были И. Заволоко, Б. Пимонов,
наст. Ф. Кузнецов и пр. Курсы окончило 40 чел. После окончания этих
курсов по инициативе президиума ВСС в Вил. состоялся 1-й Всепольский съезд
(совещание) вероучителей, всесторонне обсудивший вопросы религ.
просвещения.
Педагогические курсы, организованные ВСС в Польше, способствовали
подготовке необходимого числа квалифицированных стар. вероучителей и
значительно повысили уровень преподавания Закона Божия в правит. школах.
·
Лит.:
Вестник ВСС в Польше, 1930, № 1, с. 22; Пэка [П. Киселёв], "Первые
государственные курсы по педагогической подготовке старообрядческих
вероучителей", Вестник ВСС в Польше, 1930, №3, с. 17-23; "К
открытию вторых государственных курсов вероучителей", Вестник ВСС в
Польше, 1932, № 3, с. 16-17; Русское слово, 1936, № 198, 26 августа.
Г.П.
ПЕРВЫЙ ВСЕЛАТВИЙСКИЙ СОБОР (ГРИВСКИЙ СОБОР) состоялся
19-20 мая 1995 в храме Гривской общины (Д-пилс). В соборе участвовали
представители 49 общин Латвии, а также стар-дцы из Рос, Литвы и Эстонии.
Делегаты избирались по принципу: до пяти чел. от каждой общины. РГСО была
представлена сторонниками дух. о. А. Каратаева. Всего в соборе приняло
участие 25 наст., 155 делегатов от стар. общин Латвии и 16 приглашенных на
собор гостей. Собору была предложена следующая повестка дня: 1) конфликт в РГСО
между старым правлением и "новым Советом" общины; 2)
дух.-канонические вопросы. Актуальность вопросов была обусловлена следующими
обстоятельствами: на очередном отчетно-выборном собрании в РГСО возникли
противоречия между двумя ее наст. А. Каратаевым и И. Миролюбовым, расколовшие
общину. Часть прихожан избрала новый совет РГСО, кот. немедленно был
зарегистрирован Министерством юстиции Латвии. Прихожане, не признавшие новый
совет, остались за пределами храма. Расколом среди староверов воспользовались
политики, в результате чего ДПЦ Латвии была втянута в конфликт, широко и
тенденциозно обсуждавшийся в прессе. Отношения между враждующими сторонами было
осложнено тем, что ДПЦ Латвии возвращалось национализированное имущество, за
кот. шла борьба, далекая от собственно дух. интересов. В первый день состоялся
собор наст. ДПЦ Латвии (предс. собора - наст. А. Н. Жилко), кот.
подтвердил решение ДС о запрещении И. И. Миролюбову служения наст. на
основании самоотказа и отсутствия отеческого благословения. Собор наст. отлучил
И. И. Миролюбова от дух. общения на семь лет. Для устранения одной из
причин конфликта, собор предложил перевести наст. А. Каратаева на
служение в др. приход по усмотрению ДС. Лиц же, виновных в срыве богослужений,
в клевете на Церковь и дух. лиц, нарушающих законы и правила Церкви, а также
решения ДС - И. Иванова, И. Е. Миролюбова, В. Арсеньеву, А. Тихомирова, К.
Гущину, С. Пичугина, Е. Григорьева и А. Бур-дина отлучить от молитвенного
общения на пять лет. Кроме того, собор наст. признал незаконным собрание в РГСО
26 февр. 1995. Он создал комиссию для проведения общего собрания и выборов
нового совета, приемлемого для всей РГСО, в кот. не было бы активных
участников конфликта ни с одной стороны.
Во втор. день собора (предс. собора - наст. А. Н. Жилко) были
заслушаны доклады: 1) о совр. положении в ДПЦ Латвии (докладчик предс. ЦС ДПЦ
Латвии наст. Ф. П. Бехчанов); 2) о дух. состоянии ДПЦ Латвии (докладчик
предс. ДС ДПЦ Латвии наст. В. М. Быстров); 3) об уставе ДПЦ Латвии
(докладчик наст. А. Н. Жилко). Новый устав ДПЦ с изменениями и дополнениями
был принят подавляющим большинством голосов.
На 1-м Вселатвийском соборе предс. ЦС ДПЦЛ избран наст. А. Н.
Жилко (Д-пилс), предс. ДС ДПЦ Латвии - наст. Ф. П. Бехчанов (Р.);
предс. РК - Ф. Н. Блинов (Р.). Руководящим органам ДПЦ Латвии собором были даны
следующие поручения: обратиться ко всем стар. центрам для консультаций по
созданию Регионального и Единого Советов ДПЦ; предложение по созданию
Регионального Совета вынести на собор ДПЦ в Вил. в 1996; направить принятые на
соборе постановления и решения в соответствующие гос. органы; принять все меры
по сохранению единства в ДПЦ Латвии; подготовить итоговые документы собора ДПЦ
Латвии и опубликовать их в печати; подготовить и издать сборник документов
этого собора; определить квоты стар. общинам на собор ДПЦ, кот. должен был
состояться в Вил. 28—31 июля 1996; ознакомить все стар. общины с квотами для
делегатов на собор ДПЦ.
Состоявшийся Вселатвийский собор показал, что стар-ство - это
сплоченная верой и знанием Церковь, сознательно идущая по пути Божественных
законов. Но гос-во в лице чиновников Министерства юстиции Латвийской Республики
отказалось признавать итоги этого собора, нарушив этим законодательство Латвии,
что не могло не привести к отрицательным последствиям.
·
Лит.:
Деяния Первого Вселатвийского Собора 1995 года. Подготовка материалов и
общая редакция П. П. Алексеева. Даугавпилс, б. г. И. Трофимов
ПЕРЕЛАЗСКАЯ ОБЩИНА, основана в XVIII в.
дер. Перелазы Вил. воеводства ВкЛ (ныне дер. Перелазы, Йонавский р-н Литвы).
Согласно ВСС Литвы, ПО существует с 1794 (или даже с 1694, что менее вероятно).
Сведения о ранней истории ПО скудны. Первые достоверные данные о стар. храме в
дер. Перелазы относятся к нач. XIX в. В 1827 хорунжий Жуковский писал в
комиссию по переписи рус. людей Вил. губ. о том, что ок. имения Лукойни графа
И. Коссаковского рус. "жительствуют селениями, обзавелись домами и хозяйством,
занимаются хлебопашеством", а в дер. Перелазы даже сооружена
"<...> часовня и при ней содержится избранный ими духовник, что все
доказывает давнее пилипонов <...> поселение". Местные власти неверно
называли "пилипонами" или "филипонами" местных
стар-дцев-федосеевцев, поскольку не были достаточно хорошо о них осведомлены,
как это было и в XVIII в. По общероссийской ревизии в 1811, в имении Лукойни
графа И. Коссаковского проживало не менее 367 рус, среди них 279 стар-дцев и 88
"грекороссийского исповедания". Стар-дцы жили в дер. Перелазы (146
чел.), Кудроши (40), Буда (23), Пустошка (20) и др.
Во время восстания 1863 в Польше и Литве наст. ПО Мартиниан
Афанасьевич Тихомиров получил от ков. губ. устное разрешение на починку стар.
храма, но с условием, конфиденциально изложенным в письме из канцелярии вил.
ген.-губ., чтобы со стороны местных властей "разрешению этому не дано было
никакой огласки..." Важную роль при этом играли полит. соображения
администрации о будущем Сев.-зап. края и планах рус. колонизации с привлечением
стар-дцев, ибо они, как полагал вил. ген.-губ. M. H. Муравьев, являются
преданными царю и хорошо сохранили рус. народность. Однако в мае 1865 и позже,
особенно в период правления вил. ген.-губ. К. П. фон Кауфмана, местные власти
перешли от негласных разрешений ремонтировать храмы к запретам, а затем и к
запечатаниям вновь построенных храмов, арестам стар-дцев и заточениям в тюрьмы
их лидеров.
В конце 1860-1870-х в Ков. губ. при содействии местных
властей и правосл. Церкви, при активном участии игумена единоверческого
монастыря в Москве Павла Прусского усиленно проводилась кампания по
присоединению стар-дцев к единоверию. После 1868 часть стар-дцев ПО
(согласно игумену Павлу, более полутораста человек) перешла в единоверие
и поселилась на предоставленной прав-ством земле в соседней дер. Елванки
(ныне Гелвонай, Ширвинтский р-н). 19 янв. 1870 к единоверию присоединились
еще десять прихожан во главе с наст. М. А. Тихомировым, позже ставшим
священником единоверческой церкви в Ков. Однако большая часть прихожан ПО
осталась верной стар-ству и отказалась от услуг своего бывшего наст. В том же
году ПО постигло новое испытание: от удара молнии сгорел храм и обществ. дом
при нем.
В нач. XX в. ПО насчитывала, предположительно, ок. 500
прихожан. Сначала ПО была федосеевской, переход же к поморскому брачному
согласию произошел, видимо, во втор. пол. XIX в. В 1905 ПО на средства Пимоновых
построила новый дерев. храм во имя Воздвижения Креста Господня. В 1901
наст. Терентий Токарев был участником местного съезда наст. в Вил. В
1906 на съезде стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. ПО представляли наст.
Михаил Кузьмич Карпов и прихожанин Антон Панфилов.
В период 1-й мировой войны мн. прихожане ПО бежали от немцев
на восток. Некот. жили в Оренбурге. Через несколько лет вернулись в родные
места.
В 1918-1940 ПО входила в состав СПЦ в Литве. Долгое время в
ПО служил наст. Василий Михайлов (1920-1950). 14 янв. 1922 он участвовал
в съезде стар-дцев К. уезда, а также во Вселитов. стар. съездах в К. На
4-м Вселитов. съезде стар-дцев (1927) он был избран членом ДК. В 1937 ПО
насчитывала 793 прихожанина. В самой дер. Перелазы в 1923 было 37 стар.
крестьянских хоз. и 225 жит.
В годы немецкой оккупации пострадала часть прихожан ПО; к
тому же немцы забрали из Перелазского храма два колокола. После 1945, во время
антисов. движения сопротивления, угрозам и казням подверглись прежде всего те,
кто поддерживал или сочувствовал сов. власти. По устным рассказам, пострадало
несколько десятков местных жит. Среди убитых - Петр Панфилов, Иван Лебедев,
Леонтий Новиков и др.
В 1949 ПО насчитывала до 850 прихожан, служение продолжал
наст. В. Михайлов; после него с 1950 по 1957 наст. был П. М. Никонов,
переведенный ВСС в Литов. ССР из Пущанской общины. До 1981
предс. совета ПО был Димитрий Стефанович Панфилов (° 1894; • 1981), участник собора
СПЦ 1974. После смерти Д. Панфилова ПО окончательно пришла в упадок. По
данным властей, в нач. 1980-х богослужения в Перелазском храме не проводились.
Поэтому в 1984 по решению СДР Литвы ПО была снята с регистрации как распавшаяся
и формально прекратила свою деятельность. В 1950-1970-х резко сократилась
численность ПО. Опустела и дер. Перелазы, где в 1997 проживало лишь несколько
семей стар-дцев. Основными причинами ее сокращения были коллективизация,
мелиорация и переезд в города; мн. местные прихожане уехали в Йонаву, Укмерге,
К.
Перелазский храм - дерев. здание на каменном фундаменте
(длина — 21м, ширина -11, 5 м) с 2-этажной жилой пристройкой в его зап. части;
увенчано большим куполом в центральной части и маленьким в вост.; отличается
богатой внутренней и внешней отделкой. Построенный в нач. XX в. в старорус.
стиле с двумя главами, он остается одной из самых красивых моленных Литвы.
Однако здание находится в аварийном состоянии и после неоднократных краж икон,
взломов и хищений досок, дверей постепенно разрушается.
Общинное кладбище, основанное, предположительно, в XVIII в.,
находится в дер. Перелазы. Здесь похоронен и наст. П. М. Никонов, трагически
погибший в послевоенные годы.
·
Ист.: LVIA. F. 752.
Ар. 1. В. 9. L. 1; LVIA. F. 378. BS 1864. В. 248; Список ВСС 1992; Собрание
материалов (Интервью с Е. П. Лебедевой (° 1914; • 1999?), дер. Перелазы, Йонавский район, июль 1997
г. Записал Г. Поташенко); Lietuvos apgyventos vietos 1925, р. 478. Лит.: Воспоминания,
беседы 1871, с. 592—600; Постановления и доклады 1974, с. 149; Труды о съезде
1906, с. 6, 11; Būčys 1936, р. 86; Jasionis 2003, р. 39; Kviklys
1991, t. 2, р. 542. Г.П.
ПЕТР ПРОКОПИЕВИЧ (° 1673; • 1719)— потомок князей
Мышецких, двоюродный племянник Андрея и Симеона Денисовых, один из дух.
о. Выго-Лексинского общежительства. По характеристике Павла Любопытного,
"ревнитель благочестия, знаменитый переписчик жития святых отец и
чинов богослужения, приведший Оные в порядок и устройство, муж тщательный в
благочинии церковном, твердого духа и примерный собиратель священных предметов
древности, носивший великодушно в сей киновии крест терпения и подвигов
непрерывно 27 лет". Составленный им богослужебный устав и поныне является
руководством для поморских общин.
·
Лит.: Любопытный
1863б, с. 63; Старообрядчество 1996, с. 223. В. Б.