Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2024.04.19, 08:32
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » П

Панцыревы - Петр

ПАНЦЫРЕВЫ - служители ДПЦ.

 

Диомид Иванович П. (° 1888; • 1966, Турмантас, СССР) — наст. Турмантасской общины (Литва). Выходец из семьи потомственных староверов-переселенцев, некогда пришедших в Сувалкский край (ныне — Польша). Состоял головщиком Вил. храма (1924—1930), преподавал рус. яз. и Закон Божий в школах Сувалкского края (1932-1937). Как представитель Сувалкской общины участвовал на 3-м Всепольском соборе стар-дцев в Вил. (1936). До 1939 был инспектором уроков Закона Божия для детей стар-дцев в школах Сувалкского и Августовского у. Весной 1941 П. был перемещен из Сувалок в Литов. ССР (см. Принудительное перемещение рус. староверов из Сувалкского края). С 1942 - наст. После 2-й мировой войны был репрессирован (позже реабилитирован). Отбыв 8 лет лагерного заключения в Караганде, служил в общинах Бел., позднее - в Турмантасе.

 

Владимир Диомидович П. (° 7 июля 1930, Вил., Польша; • 31 окт. 2001, К., Литва) -известный знаток знаменного пения и наст. К. общины с 13 июля 1991 по 2001. Первые уроки церк. грамоты получил от отца. Рано овладел основами знаменного пения. В 1941 П. вместе с семьей был вынужден переехать из Сувалок в Литов. ССР (см. Принудительное перемещение рус. староверов из Сувалкского края). В 1948 поступил работать на Центральный телеграф учеником механика. Закончив среднюю школу, некот. время был курсантом военного радиотехнического училища в Д-пилсе, но в 1952 был отчислен из училища из-за ареста отца по полит. мотивам. После окончания горного техникума до 1955 работал на шахтах Донбасса. Дальнейший трудовой путь связан с электротехническими предприятиями в Вил. Регулярное посещение храма позволило углубить знания церк. службы. В 1978-1988 - предс. совета Вил. общины. В 1991-2001 - наст. крупной К. общины.

 

П. участвовал в составе группы поморцев Латвии, записавших на компакт-диск знаменное (наонное) пение. Этот компакт-диск вышел к юбилею 1000-летия Крещения Руси (1988). Участник Гривского (1995; см. Первый Вселатвийский собор) и Вил. (1996) соборов. Похоронен на стар. кладбище в Вил.

·        Ист.: 3-й Всепольский собор. Лит.: Календарь ВСС в Польше. Вильно, 1938, с.46; СЦК (Даугавпилс)2001,с. 80. В. Б., Г. П.


ПАРАМОНОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез. р-н Латвии). В 1912 -федосеевская (московских правил). Старейшее упоминание, обнаруженное в архивных документах относится к 1882, когда в доме крестьянина Ивана Осипова самовольно была устроена моленная. По этому поводу проводилось дознание, результат кот. неизвестен. Есть и др. упоминание (31 дек. 1882) -в рапорте реж. у. исправника указано, что в течении этого года дер. общество собиралось на молитву в старом доме Фиона Федорова. В 1920-е в дер. Парамоновка числился храм из дерев. балок с соломенной крышей, размером в 632 сажени. В 1923 ПО насчитывала 136 прихожан, в 1940 - 240. Ее собственность в 1940 - 6038,9 лата. Имелось 1, 9 га земли. Служили наст.: Савва Георгиев (Лазарев) (отм. в 1889), Андриян Бродов (отм. в 1921-1927), Макарий Суворов (1927-?), И. Колосов (?-1934), Андриян Бродов (отм. в 1934-1936), Демьян Герасимов (1937-1938), Никита Кулаков (1938-1939), Федосий Грозов (1939-?). Наст. скончался в февр. 2004. Будущее ПО не ясно.

 

Рядом с ПО находиться кладбище, основанное в 1882.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2450. Л. 701, 743; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 236; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 39. Л. 21, 23; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 37185. Л. 34об.; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 41336. Л. 2.В. Никонов


ПАРФЕНОВ Архип Федорович (о 1922, Браславский р-н Бел.) - наст. Войтишкской общины (Д-пилсский р-н Латвии). Основам церк. грамоты учился у отца. В 1937-1938 -слушатель Вил. дух. курсов (руковод. Б. Лимонов). Участник войны с фашистской Германией, боевой путь закончил на Эльбе. Имеет награды. С 1950 живет в Д-пилсе. Заочно окончил Рижск. строительный техникум, работал бригадиром. По выходе на пенсию поступил в причт Малюткинско-Юдовской общины, был головщиком.

·        Лит.: СЦК (Даугавпилс) 1997. В. Б.


ПАСКУТИШКСКАЯ (ныне - УЖУСАЛЯЙСКАЯ) ОБЩИНА, основана поморцами в 1908 в дер. Паскутишки (Александровская вол. Ков. у., ныне дер. Паскутишкяй, Йонавского р-на Литвы). В Паскутишках в 1903 проживало 174 старовера, предки кот. поселились здесь еще в XVIII в. До этого времени местные староверы были прихожанами Рымковской общины. В авг. 1908, после провозглашения свободы вероисповедания в Рос. имп., группа местных стар-дцев во главе с ков. мещанином Осипом Тримайловым обратилась к ков. губ. с просьбой зарегистрировать ПО. В ноября 1908 общее собрание ПО избрала предс. совета О. Тримайлова, а в дек. 1909 - Петра Буракова, ставшего также первым дух. о. ПО. Храм в дер. Паскутишки был построен, видимо, в 1909; тогда же основано стар. кладбище.

 

В период 1-й мировой войны часть стар-дцев ПО переселилась в глубь Рос. Позже мн. вернулись в родные места. По устным рассказам, во время войны Паскутишкский храм сгорел. В 1920 стараниями Ф. Тримайлова, А. Быкова, Я. Кривошеева и И. Зенкова в дер. Паскутишки на средства прихожан был построен дерев. храм. Храмовой праздник — Преображение Господне (19 авг.). Долгое время в ПО служил авторитетнейший наст. М. И. Лебедев (1920-1937), член ЦСС Литвы и с 1927 по 1934 предс. ДК. Он участвовал во мн. Вселитов. стар. съездах в К. После него наст. в ПО был Григорий Иродионович Лебедев (1937-конец 1940-х). В 1930-х наст. преподавали для детей стар-дцев Закон Божий в школах дер. Паскутишки (90 учеников), Буды (56 учеников), Барбаришки (53 ученика) и Ужусаляй (55 учеников). В 1937 ПО насчитывала 1030 прихожан, проживавших в дер. Паскутишки, пос. Ужусаляй и др. окрестных дер. (Буды, Нарепы, Наутребы, Шафарка и др.). Предс. совета ПО был Ф. Кругляков.

 

В годы немецкой оккупации в окрестных лесах действовал партизанский отряд "Народный мститель" во главе с А. Банюлявичюсом. За связь с партизанами 12 сент. 1941 нацисты расстреляли 48 местных коммунистов, комсомольцев, помощников партизан и совершенно невинных людей. Среди них было немало прихожан ПО. После этих событий мн. жит. округи ушли к партизанам. 23 сент. 1943 отряд йонавской криминальной полиции, окружив дер. Конгушилы и Паскутишки, арестовал группу жит. от 17 до 70 лет; одних — восемь мужчин и пять женщин - тут же расстреляли, а пятеро староверов были вывезены в штаб гестапо в К., откуда 2 дек. отправлены в Германию. В память о жертвах нацистов и их пособников на кладбище в пос. Ужусаляй и на Паскутишкском поле были поставлены памятники. Наст. Г. И. Лебедев был членом ДС при ЦСС в Литов. генеральной обл., некот. время в ПО служил Михей Васильев.

 

В 1949 ПО насчитывала до 1200 прихожан, служил наст. Сидоров; после него с 1952 по 1954 - наст. П. Ф. Жемчугов, в 1955 - наст. Т. Г. Мишенников. С 1955 по 1966 ПО возглавлял наст. И. Т. Абрамов, позже переведенный ВСС в Литов. ССР в Вил. общину. С 1967 по 1987 служил наст. В. Г. Медведев, головщик Паскутишкского храма с 1947 по 1967. Он участвовал на соборе СПЦ в Вил. (1974). В нач. 1970-х (по др. сведениям, в конце 1960-х) сгорел дерев. храм ПО. Некот. время молились в "небольшом домике", а с конца 1970-х в течение почти десяти лет собирались на богослужения в доме наст. В. Г. Медведева в пос. Ужусаляй. В 1970-х предс. совета ПО был И. М. Купрещенков из дер. Пятые Буды.

 

В 1950-1980-х численность ПО резко сократилась, оставшиеся прихожане были преклонного возраста, к тому же не было своего храма. Основными причинами сокращения численности ПО были коллективизация, мелиорация и переезд прихожан, в города - в К., Йонаву и Клайпеду, а также в Калининград, Киев и др. Однако в нач. 1990-х активизировалась небольшая группа прихожан во главе с Евдокией Кузьминой, дочерью наст. В. Г. Медведева. В янв. 1994 местная администрация передала в пользование ПО, теперь Ужусаляйской общине, часть здания быв. детского сада, где и был устроен молитвенный дом. До 1995 ПО (УО) обслуживал наст. Павел Скоробогатов из К., а после него - и. о. наст. Матвей Кругляков. В нач. 2000-х в УО было до 100 прихожан (согласно сведениям ВС ДПЦ Литвы, до 200), некот. приезжают из ближайших дер.: Шафарки, Калненай, Ишорай и др. Предс. совета УО - Иван Кузьмин. 28 февр. 2002 и. о. наст. М. Кругляков, прихожанки К. Коновене и Е. Кузмина участвовали в соборе ДПЦ в Вил.

 

Общинное кладбище, основанное в 1909, находится в дер. Паскутишки. До того местные стар-дцы умерших хоронили на стар. кладбище Варпа, ок. Йонавы. Сейчас хоронят также и на Ужусаляйском кладбище.

·        Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 3. В. 141. L. 28-30; LVA. F. R-979. Ap. 1. B. 50. L. 63; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 11, 32, 33; Алфавитный список населенных мест 1903, с. 1-64; Историческое наследие (Паскутишкское старообрядческое кладбище, 9 сентября 2001 г.); Материалы собора 2002; Протокол заседания Духовного суда при ЦСС Литвы, 30 августа 1942 г., Личный архив автора; Собрание материалов (Интервью с Е. В. Кузминой (° 1927), пос. Ужусаляй, Йонавский район, 16 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко). Лит.: Деяния собора 1988, с. 33; Постановления и доклады 1974, с. 149; СЦК 1972, с. 77; СЦК 1977, с. 76, 79; Gumuliauskaitė 1999; Lenčiauskas J., Jonavos rajonas. Vilnius, 1990, p. 47-50; Navardauskas 2003; Sabaliauskaitė 1999, p. 7. Г.П.


ПАСТУШКОВФеоктист Антипович (° 1894, дер. Буры, Ков. губ, Рос. имп., ныне Аникшчяйский р-н Литвы; • 1989) - наст. Муро-Стравенинкской общины с 1974. Род. в крестьянской семье. С детства был причетником Пущанского) храма, прошел все степени до головщика. В годы 2-й мировой войны находился на Урале, работал токарем и слесарем. Вернувшись в Литву, продолжал трудовой путь, одновременно углублял свои познания Св. Писания, знаменного пения и Богослужебного устава. В 1972 был избран наст. Поезерцской общины. В некрологе предс. ВСС И. И. Егоров писал о старейшем в Литве наст.: П. служил в Муро-Стравенинкской общине до своей смерти, "снискав большое почитание верующих своей и соседних общин за свою глубокую религиозность, душевную доброту, отзывчивость к горю человека и за достойное служение Святой Древлеправославной Старообрядческой Церкви Христовой".

·        Лит.: СЦК 1985, с. 61; Китеж-Град, 1990, № 1, с. 42. В. Б.


ПЕВЧЕСКОЕ СТАРОВЕРЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ЛАТВИИ, создано в нач. 1930-х известным знатоком церк. (солевого) пения П. Ф. Фадеевым и П. Шкуратовым. Гл. цель состояла в распространении певческих знаний, освоении молодежью ценностей самобытной рус. культуры. На занятиях изучались пение по знаменам (крюкам), тексты Библии, чинопоследование богослужений, этика певчего-клирошанина. Общество издавало вестник религ.-нравств. содержания "Старая вера". На дух. вечерах исполнялись древлеправ. песнопения XVI и XVII вв. Пятилетие общества отмечалось 5 апр. 1936 в помещении рус. основной школы (ул. Кр. Барона, 8). Были представлены напевы и баллады, записанные в Латгалии. Общество прекратило свою деятельность в 1940.

·        Лит.:Газета для всех (Рига), 1936, апрель; Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 27-28. В. Б.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ В ПОЛЬШЕ краткосрочные летние курсы по подготовке лиц, желающих занять должность вероучителей для детей стар-дцев в гос. (польск.) школах. По инициативе ВСС в Польше и при поддержке Министерства вероисповеданий и народного просвещения страны состоялись учебные курсы в 1930, 1932 и 1936. Их цель - подготовка кадров квалифицированных учителей для преподавания Закона Божия в правит. школах. Лицам, успешно окончившим эти курсы, "для поднятия их материального благополучия" президиумом ВСС предоставлялась возможность одновременно преподавать Закон Божий в нескольких школах одного р-на. Кроме того, с момента выпуска достаточного количества лиц, окончивших курсы, было решено только им предоставлять должность законоучителей.

 

Полная учебная программа летних курсов состояла из двух отдельных учебных периодов с годичным перерывом. В нее входили следующие дисциплины: знакомство с общей программой обучения Закону Божию, церк. устав и богослужение, церк. пение и чтение, методы преподавания и педагогика, гос. законодательство, делопроизводство и ведение метрических книг, церковнослав. и польск. яз. Первые курсы действовали в здании Вил. стар. народной школы с 3 июля по 9 авг. 1930. Обучалось 39 слушателей, в числе кот. были четыре наст. и две учительницы. Педагогический руковод. курсов — Б. Пимонов, инспектор - О. Андреев, преподаватели - И. Ваконья из Р. (курс по Закону Божию), И. Пимонова (педагогика и методика), К. Ветренко (польск. яз.), наст. С. Егупёнок (церк. устав и богослужение), Б. Пимонов (законодательство, школа и общественность), П. Киселёв (церковнослав. и рус. яз.), Е. Лукас (история Польши) и П. Антонов (церк. пение). Общее количество лекционных часов составило 150: по пять занятий в течение 30 учебных дней. В праздничные и воскресные дни курсанты поочередно участвовали в богослужении в Вил. храме, читали молитвы и Апостол, исполняли церк. песнопения. Успешно закончили программу обучения 37 слушателей, кот. торжест. были вручены свидетельства об окончании курсов стар. вероучителей. Запланированные на в 1931 курсы не состоялись из-за отсутствия финансирования со стороны прав-ства (вследствие мирового экон. кризиса сократился гос. бюджет).

 

С 12 июля по сер. авг. 1932 в здании Вил. стар. школы прошли втор. курсы. Прибыло 46 слушателей, в т. ч. четыре наст. Заведующим снова был Б. Пимонов, инспектором -О. Андреев; преподавателями приглашены И. Ваконья из Латвии (преподавал предметы по Закону Божию), И. Пимонова (методика), Л. Л. Белевский (педагогика), А. И. Ермолаев (польск. яз. и краеведение), К. Ветренко-Урбанович (рус. яз.), наст. С. Егупёнок и Ф. Кузнецов (церк. устав и богослужение), Б. Пимонов (законодательство, школа и общественность), П. Киселёв (делопроизводство в общинах) и наст. М. Шалкин (церк. пение). Объем лекций составил 180 часов: по шесть занятий в течение 30 учебных дней.

 

В июле-авг. 1936 в Вил. под руководством Б. Пимонова прошли третьи курсы. Среди преподавателей курсов были И. Заволоко, Б. Пимонов, наст. Ф. Кузнецов и пр. Курсы окончило 40 чел. После окончания этих курсов по инициативе президиума ВСС в Вил. состоялся 1-й Всепольский съезд (совещание) вероучителей, всесторонне обсудивший вопросы религ. просвещения.

 

Педагогические курсы, организованные ВСС в Польше, способствовали подготовке необходимого числа квалифицированных стар. вероучителей и значительно повысили уровень преподавания Закона Божия в правит. школах.

·        Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1930, № 1, с. 22; Пэка [П. Киселёв], "Первые государственные курсы по педагогической подготовке старообрядческих вероучителей", Вестник ВСС в Польше, 1930, №3, с. 17-23; "К открытию вторых государственных курсов вероучителей", Вестник ВСС в Польше, 1932, № 3, с. 16-17; Русское слово, 1936, № 198, 26 августа. Г.П.


ПЕРВЫЙ ВСЕЛАТВИЙСКИЙ СОБОР (ГРИВСКИЙ СОБОР) состоялся 19-20 мая 1995 в храме Гривской общины (Д-пилс). В соборе участвовали представители 49 общин Латвии, а также стар-дцы из Рос, Литвы и Эстонии. Делегаты избирались по принципу: до пяти чел. от каждой общины. РГСО была представлена сторонниками дух. о. А. Каратаева. Всего в соборе приняло участие 25 наст., 155 делегатов от стар. общин Латвии и 16 приглашенных на собор гостей. Собору была предложена следующая повестка дня: 1) конфликт в РГСО между старым правлением и "новым Советом" общины; 2) дух.-канонические вопросы. Актуальность вопросов была обусловлена следующими обстоятельствами: на очередном отчетно-выборном собрании в РГСО возникли противоречия между двумя ее наст. А. Каратаевым и И. Миролюбовым, расколовшие общину. Часть прихожан избрала новый совет РГСО, кот. немедленно был зарегистрирован Министерством юстиции Латвии. Прихожане, не признавшие новый совет, остались за пределами храма. Расколом среди староверов воспользовались политики, в результате чего ДПЦ Латвии была втянута в конфликт, широко и тенденциозно обсуждавшийся в прессе. Отношения между враждующими сторонами было осложнено тем, что ДПЦ Латвии возвращалось национализированное имущество, за кот. шла борьба, далекая от собственно дух. интересов. В первый день состоялся собор наст. ДПЦ Латвии (предс. собора - наст. А. Н. Жилко), кот. подтвердил решение ДС о запрещении И. И. Миролюбову служения наст. на основании самоотказа и отсутствия отеческого благословения. Собор наст. отлучил И. И. Миролюбова от дух. общения на семь лет. Для устранения одной из причин конфликта, собор предложил перевести наст. А. Каратаева на служение в др. приход по усмотрению ДС. Лиц же, виновных в срыве богослужений, в клевете на Церковь и дух. лиц, нарушающих законы и правила Церкви, а также решения ДС - И. Иванова, И. Е. Миролюбова, В. Арсеньеву, А. Тихомирова, К. Гущину, С. Пичугина, Е. Григорьева и А. Бур-дина отлучить от молитвенного общения на пять лет. Кроме того, собор наст. признал незаконным собрание в РГСО 26 февр. 1995. Он создал комиссию для проведения общего собрания и выборов нового совета, приемлемого для всей РГСО, в кот. не было бы активных участников конфликта ни с одной стороны.

 

Во втор. день собора (предс. собора - наст. А. Н. Жилко) были заслушаны доклады: 1) о совр. положении в ДПЦ Латвии (докладчик предс. ЦС ДПЦ Латвии наст. Ф. П. Бехчанов); 2) о дух. состоянии ДПЦ Латвии (докладчик предс. ДС ДПЦ Латвии наст. В. М. Быстров); 3) об уставе ДПЦ Латвии (докладчик наст. А. Н. Жилко). Новый устав ДПЦ с изменениями и дополнениями был принят подавляющим большинством голосов.

 

На 1-м Вселатвийском соборе предс. ЦС ДПЦЛ избран наст. А. Н. Жилко (Д-пилс), предс. ДС ДПЦ Латвии - наст. Ф. П. Бехчанов (Р.); предс. РК - Ф. Н. Блинов (Р.). Руководящим органам ДПЦ Латвии собором были даны следующие поручения: обратиться ко всем стар. центрам для консультаций по созданию Регионального и Единого Советов ДПЦ; предложение по созданию Регионального Совета вынести на собор ДПЦ в Вил. в 1996; направить принятые на соборе постановления и решения в соответствующие гос. органы; принять все меры по сохранению единства в ДПЦ Латвии; подготовить итоговые документы собора ДПЦ Латвии и опубликовать их в печати; подготовить и издать сборник документов этого собора; определить квоты стар. общинам на собор ДПЦ, кот. должен был состояться в Вил. 28—31 июля 1996; ознакомить все стар. общины с квотами для делегатов на собор ДПЦ.

 

Состоявшийся Вселатвийский собор показал, что стар-ство - это сплоченная верой и знанием Церковь, сознательно идущая по пути Божественных законов. Но гос-во в лице чиновников Министерства юстиции Латвийской Республики отказалось признавать итоги этого собора, нарушив этим законодательство Латвии, что не могло не привести к отрицательным последствиям.

·        Лит.: Деяния Первого Вселатвийского Собора 1995 года. Подготовка материалов и общая редакция П. П. Алексеева. Даугавпилс, б. г. И. Трофимов


ПЕРЕЛАЗСКАЯ ОБЩИНА, основана в XVIII в. дер. Перелазы Вил. воеводства ВкЛ (ныне дер. Перелазы, Йонавский р-н Литвы). Согласно ВСС Литвы, ПО существует с 1794 (или даже с 1694, что менее вероятно). Сведения о ранней истории ПО скудны. Первые достоверные данные о стар. храме в дер. Перелазы относятся к нач. XIX в. В 1827 хорунжий Жуковский писал в комиссию по переписи рус. людей Вил. губ. о том, что ок. имения Лукойни графа И. Коссаковского рус. "жительствуют селениями, обзавелись домами и хозяйством, занимаются хлебопашеством", а в дер. Перелазы даже сооружена "<...> часовня и при ней содержится избранный ими духовник, что все доказывает давнее пилипонов <...> поселение". Местные власти неверно называли "пилипонами" или "филипонами" местных стар-дцев-федосеевцев, поскольку не были достаточно хорошо о них осведомлены, как это было и в XVIII в. По общероссийской ревизии в 1811, в имении Лукойни графа И. Коссаковского проживало не менее 367 рус, среди них 279 стар-дцев и 88 "грекороссийского исповедания". Стар-дцы жили в дер. Перелазы (146 чел.), Кудроши (40), Буда (23), Пустошка (20) и др.

 

Во время восстания 1863 в Польше и Литве наст. ПО Мартиниан Афанасьевич Тихомиров получил от ков. губ. устное разрешение на починку стар. храма, но с условием, конфиденциально изложенным в письме из канцелярии вил. ген.-губ., чтобы со стороны местных властей "разрешению этому не дано было никакой огласки..." Важную роль при этом играли полит. соображения администрации о будущем Сев.-зап. края и планах рус. колонизации с привлечением стар-дцев, ибо они, как полагал вил. ген.-губ. M. H. Муравьев, являются преданными царю и хорошо сохранили рус. народность. Однако в мае 1865 и позже, особенно в период правления вил. ген.-губ. К. П. фон Кауфмана, местные власти перешли от негласных разрешений ремонтировать храмы к запретам, а затем и к запечатаниям вновь построенных храмов, арестам стар-дцев и заточениям в тюрьмы их лидеров.

 

В конце 1860-1870-х в Ков. губ. при содействии местных властей и правосл. Церкви, при активном участии игумена единоверческого монастыря в Москве Павла Прусского усиленно проводилась кампания по присоединению стар-дцев к единоверию. После 1868 часть стар-дцев ПО (согласно игумену Павлу, более полутораста человек) перешла в единоверие и поселилась на предоставленной прав-ством земле в соседней дер. Елванки (ныне Гелвонай, Ширвинтский р-н). 19 янв. 1870 к единоверию присоединились еще десять прихожан во главе с наст. М. А. Тихомировым, позже ставшим священником единоверческой церкви в Ков. Однако большая часть прихожан ПО осталась верной стар-ству и отказалась от услуг своего бывшего наст. В том же году ПО постигло новое испытание: от удара молнии сгорел храм и обществ. дом при нем.

 

В нач. XX в. ПО насчитывала, предположительно, ок. 500 прихожан. Сначала ПО была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошел, видимо, во втор. пол. XIX в. В 1905 ПО на средства Пимоновых построила новый дерев. храм во имя Воздвижения Креста Господня. В 1901 наст. Терентий Токарев был участником местного съезда наст. в Вил. В 1906 на съезде стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. ПО представляли наст. Михаил Кузьмич Карпов и прихожанин Антон Панфилов.

 

В период 1-й мировой войны мн. прихожане ПО бежали от немцев на восток. Некот. жили в Оренбурге. Через несколько лет вернулись в родные места.

 

В 1918-1940 ПО входила в состав СПЦ в Литве. Долгое время в ПО служил наст. Василий Михайлов (1920-1950). 14 янв. 1922 он участвовал в съезде стар-дцев К. уезда, а также во Вселитов. стар. съездах в К. На 4-м Вселитов. съезде стар-дцев (1927) он был избран членом ДК. В 1937 ПО насчитывала 793 прихожанина. В самой дер. Перелазы в 1923 было 37 стар. крестьянских хоз. и 225 жит.

 

В годы немецкой оккупации пострадала часть прихожан ПО; к тому же немцы забрали из Перелазского храма два колокола. После 1945, во время антисов. движения сопротивления, угрозам и казням подверглись прежде всего те, кто поддерживал или сочувствовал сов. власти. По устным рассказам, пострадало несколько десятков местных жит. Среди убитых - Петр Панфилов, Иван Лебедев, Леонтий Новиков и др.

 

В 1949 ПО насчитывала до 850 прихожан, служение продолжал наст. В. Михайлов; после него с 1950 по 1957 наст. был П. М. Никонов, переведенный ВСС в Литов. ССР из Пущанской общины. До 1981 предс. совета ПО был Димитрий Стефанович Панфилов (° 1894; • 1981), участник собора СПЦ 1974. После смерти Д. Панфилова ПО окончательно пришла в упадок. По данным властей, в нач. 1980-х богослужения в Перелазском храме не проводились. Поэтому в 1984 по решению СДР Литвы ПО была снята с регистрации как распавшаяся и формально прекратила свою деятельность. В 1950-1970-х резко сократилась численность ПО. Опустела и дер. Перелазы, где в 1997 проживало лишь несколько семей стар-дцев. Основными причинами ее сокращения были коллективизация, мелиорация и переезд в города; мн. местные прихожане уехали в Йонаву, Укмерге, К.

 

Перелазский храм - дерев. здание на каменном фундаменте (длина — 21м, ширина -11, 5 м) с 2-этажной жилой пристройкой в его зап. части; увенчано большим куполом в центральной части и маленьким в вост.; отличается богатой внутренней и внешней отделкой. Построенный в нач. XX в. в старорус. стиле с двумя главами, он остается одной из самых красивых моленных Литвы. Однако здание находится в аварийном состоянии и после неоднократных краж икон, взломов и хищений досок, дверей постепенно разрушается.

 

Общинное кладбище, основанное, предположительно, в XVIII в., находится в дер. Перелазы. Здесь похоронен и наст. П. М. Никонов, трагически погибший в послевоенные годы.

·        Ист.: LVIA. F. 752. Ар. 1. В. 9. L. 1; LVIA. F. 378. BS 1864. В. 248; Список ВСС 1992; Собрание материалов (Интервью с Е. П. Лебедевой (° 1914; • 1999?), дер. Перелазы, Йонавский район, июль 1997 г. Записал Г. Поташенко); Lietuvos apgyventos vietos 1925, р. 478. Лит.: Воспоминания, беседы 1871, с. 592—600; Постановления и доклады 1974, с. 149; Труды о съезде 1906, с. 6, 11; Būčys 1936, р. 86; Jasionis 2003, р. 39; Kviklys 1991, t. 2, р. 542. Г.П.


ПЕТР ПРОКОПИЕВИЧ (° 1673; • 1719)— потомок князей Мышецких, двоюродный племянник Андрея и Симеона Денисовых, один из дух. о. Выго-Лексинского общежительства. По характеристике Павла Любопытного, "ревнитель благочестия, знаменитый переписчик жития святых отец и чинов богослужения, приведший Оные в порядок и устройство, муж тщательный в благочинии церковном, твердого духа и примерный собиратель священных предметов древности, носивший великодушно в сей киновии крест терпения и подвигов непрерывно 27 лет". Составленный им богослужебный устав и поныне является руководством для поморских общин.

·        Лит.: Любопытный 1863б, с. 63; Старообрядчество 1996, с. 223. В. Б.


Категория: П | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1981

Copyright MyCorp © 2024