ОБИХОД - певческая книга правосл. службы. О. формировался в XV-XVII вв., часть
песнопений была заимствована из стихирарей и различных певческих сборников. В
О. входят песнопения, исполняемые на богослужениях ежедневно или длительное
время (отсюда название — сборник "обиходных", т. е. постоянных
песнопений). Состав О. очень непостоянен, типы его выделить сложно, возможно
лишь выявление устойчивых разделов О.
Основу
древнерус. О. составляли песнопения Всенощного бдения и литургий: Иоанна
Златоуста, Преждеосвященных даров и Василия Великого, а также Пасхи. Часто в О.
входили чины погребения ("заупокойный"), многолетия царской
семьи ("Заздравной чаши"), венчания, обновления храма и др.
Начиналась книга, как правило, названием "Начало Всенощного Бдения".
Начиная с сер. XVII в. в О. выделяется два раздела: О. простой и постный. О.
простой включает в себя разделы вечерни, утрени, литургии Иоанна
Златоуста; О. постный - песнопения утрени, затем следовала литургия
Преждеосвященных даров, литургия Василия Великого.
Состав
стар. О. зависит от принадлежности его автора к тому или иному старообрядческому
согласию. В беспоповских общинах О. претерпел наиболее значительные изменения,
из книг были изъяты песнопения литургий. В поморский О.
входят основные песнопения дневного круга богослужения: песнопения Всенощного
Бдения (вечерни и утрени), Великой павечерницы, Обедницы и др. Здесь же
помещены величания, светилъны, задостойники, тропари и кондаки, самогласны и
подобны, песнопения заупокойного богослужения и триодного периода (см. Триодь).
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские
богослужебные певческие книги XV1II - X1X веков. Санкт-Петербург, 2003; Музыкальная
энциклопедия в 6-ти томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982; Сборник
знаменного пения 1984. Н. Вакатова
ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД - последовательность из 12-ти звуков, используемых в знаменном
пении. 03 делится на 4 равных отрезка - согласия, интервальные соотношения
кот.совпадают (тон — тон -
полутон): gah - c1d1e1 - f1g1a1
- b1c2d2. Все четыре согласия имеют
самостоятельные названия: самое низкое (соль-си малой октавы) - простое, далее
вверх следуют мрачное, светлое и тресветлое согласия. В древнерус. системе
певческой нотации запись некот. основных знамен (статии, крюки, подчашия,
скамейцы) основывалась на принадлежности их к одному из четырех согласий ОЗ, что обозначалось так наз. очками. Так, знамена
"простые" очков не имели, знамена "мрачные" обозначались
одним очком, "светлые" -двумя,
"тресветлые" - тремя очками. На практике границы "очковых"
обозначений очень сильно размыты и определить по ним высоту знамени можно лишь весьма приблизительно. Такая система скорее напоминает
заученный со слуха напев, нежели дает представление о его
реальном звучании. Реформа записи знаменных песнопений, произведенная Иваном
Шайдуровым в нач. XVII в., дала возможность более точной фиксации высоты звука
благодаря введению так наз. киноварных помет.
В
совр. стар. певческой практике интервальные соотношения ОЗ
нередко изменяются, в 03 включаются дополнительные вводные ступени (особенно
часто - fis, cis), что искажает ладогармоническую структуру исполняемого
песнопения и придает ему черты мажоро-минорной системы.
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного
пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного знаменного пения. Москва,
1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш.
Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
ОБРАЩЕНИЕ К ОДНОВЕРЦАМ В СВЯЗИ С ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ КРЕЩЕНИЯ РУСИ (1988), принято в юбилейный год
соиздателями СЦК - ВСС в Литов. ССР, Ленинградской поморская общиной, Московской
поморской общиной, РГСО.Текст гласил:
"Дорогие духовные отцы, братие и сестры во Христе! От имени
Древлеправославной Старообрядческой Поморской Церкви приветствуем и поздравляем
с христианским торжеством — тысячелетием Просвещения святой и благословенной
Русской Земли! "На камени сем созижду мою веру и врата адовы не одолеют
Ея". Эти слова Христа предрекают непобедимость Евангелического учения и
вселяют надежду на спасение человечества. Благочестивая преемственность величайшего богодухновенного наследия Святой Руси от
Вселенской Церкви подтверждена тысячелетней историей христианства в нашем
Отечестве. Изначальная Русь, получив на киевских холмах благословение от
святого Андрея Первозванного, приняв благовестив от
первых христиан и святой княгини Ольги, начала свое Великое Просвещение от
святого князя Владимира крещением Киевской Руси. Земля Русская окропилась
благодатным освящением от Вселенского Православия и сонма святых русских
чудотворцев, удобривших ее своим добродетельным житием и многими чудесами
утвердивших на ней истинно православную Веру. И ни великие
испытания, выпавшие на долю многострадальной нашей Родины и Церкви - нашествия
иноземных орд и междуусобные брани, ни огромные материальные и моральные потери
в культуре и искусстве не сломили духа, не поколебали веры русского народа.
Древлеправославные христиане! Встретим наступающее знаменательное и всемирное
событие достойным Богохвалением и славословием, неленостным исполнением
Христовых заповедей и добродетелей христианских - всечеловеческой любви,
нелицемерного милосердия, терпения и мужества, смирения и воздержания. Празднуя
тысячелетие Крещения Киевской Руси, хвалим благодарно Господа и Пресвятую
Богородицу, Покровительницу нашей древней Отчизны, святых российских
чудотворцев и всех святых, посетивших и благославивших, освятивших и защитивших
Землю Русскую и молим усердно о сохранении мирного жития и спасения рода
человеческого".
·
Лит.: Приложение к СЦК 1988. В.Б.
ОКТОИХ, Октай - певческая книга правосл. службы. Полный
О. содержит изменяемые песнопения подвижных дней седмичного (недельного) круга.
Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в
себя песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а воскресных дней -
дополнительно песнопения малой вечерни и полунощницы. Все песнопения
одной седмицы исполняются на один и тот же глас (см. Осмогласие), по
числу кот. (восемь) книга
получила свое название. Восьминедельные гласовые циклы (столпы) составляют
годовой круг богослужения. Каждый седмичный день в О. связан с определенным
ликом святых или священным событием: воскресные песнопения посвящены
Воскресению Христову, песнопения понедельника - святым ангелам, песнопения вторника
- св. Иоанну Крестителю, песнопения среды и пятницы — Кресту и Божией Матери,
четверга — апостолам и святителю Николаю; субботы — всем святым и усопшим.
В
истории формирования О. можно выделить несколько основных этапов. Отдельные
песнопения будущего О. были составлены в Палестине в V—VII вв.; в VIII в. в
Иеросалиме создан О. Иоанна Дамаскина, кот.позже неоднократно пополнялся - песнопениями Иосифа
Песнопевца, Феодора Студита, Льва VI Мудрого, Константина VII Багрянородного,
Павла Амморейского. К XII в. относится появление списков О. Иерусалимской
редакции. В древнерус. традиции получили распространение несколько видов сокращенного О. Изборный О., Параклитик, Шестоднев служебный
и Богородичник. Примерно с сер. XVII в. можно говорить о двух устойчивых типах
О.: полном и кратком.
Стар.
О. приближаются к краткому типу. Основные сокращения коснулись песнопений
будних дней. Упраздняется малая вечерня, великая приближается по составу к малой. Часто краткий тип О. содержит только воскресные
песнопения: воскресные стихеры и тропари, ипокои, степенны, прокимны на утрени,
блаженны, богородичны, евангельские стихеры.
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские
богослужебные певческие книги XVIII-Х1Х веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова
ОПАРИН Родион Иванович (° 1908; • 1995) -наст. Новосибирской общины
стар-дцев-поморцев. Дед и отец были наст., а отец к
тому же - участником Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1909).
Окончив среднюю школу, О. учительствовал. Был на фронтах Великой Отечественной
войны, награжден орденом. После войны работал рыбаком, лесорубом, сплавщиком
леса. С выходом на пенсию полностью посвятил себя дух.деятельности. В 1976 принял наставничество; был
утвержден ВСС в Литов ССР. Заново организовал приход, собрал иконы и
книги. В его бытность наставником число прихожан увеличилось до 2 тыс. чел.
·
Лит.: КДПЦ 1996, с. 75. В.Б.
ОРЛОВ Онисим Георгиевич (° 1890, дер. Поезерцы Ков. губ., ныне Аникшчяйский
р-н Литвы; • 1968) - наст.ряда
поморских общин Литвы. Род.в
семье наст. С детства под руководством своего отца изучал Св.
Писание, знаменное пение и богослужебный устав. В период 1 -й мировой войны
эвакуировался и служил головщиком 1-й Московской поморской общины. Позже
вернулся в Литву и жил в дер. Поезерцы, где обучал причетников знаменному
пению. В 1931—1950 — наст. Поезерской общины. Благодаря отличным знаниям Св. Писания на Вселитов. съезде стар-дцев (1934) избран
членом ДК; в этой должности прослужил более 30 лет. В 1950 ВСС в Литов. ССР перевел
его на служение в Сипайлишкскую общину. О. избран
членом президиума ВСС Литов. ССР. "За заслуженный авторитет среди
наставников и верующих, за свою деятельность на благо св. Церкви" в 1966
награжден грамотой президиума ВСС.
·
Ист.: LVA. F. 391. Ар. 4. В. 723. L. 20. Лит.: СЦК 1972, с. 78-79. В. Б., Г. П.
ОСИПОВ Евфимий Фаддеевич (° 7 апр. 1927, дер. Ковалево, Краславский р-н Латвии)
— иконописец и наст. Ковалевской общины. Родители - наст. Слостовской общины
Фаддей Васильевич и Анна Леонтьевна -воспитывали сына
в духе стар. традиций. С ранних лет О. пел кафизмы, канонаршил, читал Апостол.
О. с 1948 отслужил в армии, после демобилизации получил образование агронома.
Проработал 40 лет на различных должностях в сельском
хоз. В нач. 1960-х начал рисовать. Первые пейзажи писал акварелью. Потом стал
писать маслом и копировать произведения рус. живописцев XIX в. -К. П. Брюллова (° 1799; • 1852) и И. И. Шишкина (° 1832; •
1898). В конце 1980-х-1990-е О. написал 12 икон для Ковалевской моленной.
Многие иконы писал по прорисям иконописца M. H. Белогрудова. В своих
работах О. придерживается византийской и древнерус. иконографической традиции.
Отличительными особенностями его письма являются непосредственность, упрощение
сложных деталей, особенно яркий колорит, подчеркнутые локальные цвета. Некот.
его работы напоминают детские рисунки. 22 мая 1999 О. был благословлен в наст.
Чин благословения совершил наст. Лиепайской общины Михаил Александров. В 2000
патриарх Московский наградил О. орденом Св. Сергия Радонежского за возрождение
Ковалевской общины и храма св. Николая.
Иконы,
написанные О. в 1990-е: "Казанская Богоматерь",
"Св. Равноапостольная царица Елена", "Тайная вечеря",
"Архангел Гавриил", "Апостол Иоанн", "Богоматерь (в
молении)", "Св. великомученик Георгий Победоносец",
"Богоматерь Знамение", "Вход Господень в Иеросалим",
"Вознесение на небо Ильи-пророка".
·
Ист.: Интервью с Е. Ф. Осиповым. Записала
В. Александрова, 2 марта 2000 г. и 27 октября 2002 г., Личный архив автора; СЦК
2000, с. 98. В. Александрова
ОСИПОВ Тихон Филаретович (° 1924, Польша) - наст. Елгавской общины (Латвия) с
1984. Основы церк. образования получил в Сувалкской начальной школе. Пение
осваивал у наст. Д. И. Панцырева. С 1941 жил в
Литве, пел в хоре Смильгяйской общины. С 1960 более 20 лет был певчим РГСО.
·
Лит.: СЦК 1999 (Даугавпилс), с. 72. В.Б.
ОСМОГЛАСИЕ — ладотональная система древнерус.
и стар.церк. пения. Основу
О. составляет 8 частей - гласов. О. перенято из Византии одновременно с
крещением Руси, однако в течение X—XII вв. трансформировалось под воздействием
рус.песенного мелоса и в
отличие от греческого представляло собой не столько систему опорных звуков,
сколько сумму определенных мотивов - так наз. попевок. Совр. музыковеды
склонны объединять в понятии О. и систему попевок, и систему опорных звуков.
В
богослужебной певческой практике (как правосл., так и стар.) один из 8 гласов
поочередно составляет певческую основу недельного (так наз. седмичного) круга.
Последовательность 8 гласов составляет 8-недельный круг (так наз. столп), всего
в году чередуется ок. 6 таких гласовых столпов (сюда не входят некот.
песнопения больших праздников и др.). Системе осмогласия не подчиняются некот.
внегласовые песнопения и целые роспевы (демественный).
Фонд
попевок, составляющих О., насчитывает несколько сотен. Как правило,
определенная попевка встречается в нескольких гласах (чаще родственных), часть
попевок используется лишь в каком-то одном их них, некот. попевки объединяют
собой все 8 гласов. Каждый глас в отдельности представляет собой
самостоятельную систему попевок и способов их сочетаний, определяющих дух.содержание гласа и певческое
исполнение. В певческих книгах гласы обозначаются славянскими цифрами.
В
совр. стар.общинах широко
распространена практика "пения на глас", при кот. песнопение
исполняется не по оригинальному крюковому тексту, а по более упрощенной
гласовой модели (см. Самогласен).
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного
пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного знаменного пения. Москва,
1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш.
Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ - первая печатная Библия на славянском
яз. Начало славянским переводам Св. Писания положили
великие просветители славян братья Кирилл и Мефодий (сер. IX
в.). Однако полного славянского текста Библии долгое время не было - церк.
хождение имели отдельные книги, к примеру, Псалтырь. Полная рукописная Библия датируется 1499 и получила название Геннадиевской, так как
составлялась (с осуществлением новых переводов) по благословению архиепископа
Новогородского Геннадия. Наконец, в 1581 в Остроге попечением борца с унией
князя Константина Острожского славянская Библия была напечатана.[*] ОБ и есть
"старообрядческая Библия", ибо до раскола сер. XVII в. была
безоговорочно принята в РПЦ. В основе ОБ на славянском яз. лежал греческий
текст 70 толковников; она является канонической[**] и представляет большую редкость.[? см.*] Ее
переиздания предпринимались лишь трижды: в 1914 Московская старообрядческая
книгопечатня воспроизвела ОБ с сохранением формата листа, количества строк на
странице, рисунков и заставок.[***]
Иллюстрации из "лицевого свода", созданного при Иване Грозном; в 1988
по заказу РГСО издательство "Слово-Арт" выпустило несколько
уменьшенное по формату издание ОБ; в 2003 стар.издательство "Третий Рим" в Москве переиздало
текст ОБ в лицах с московского изд. 1914.
[* «в Остроге усилиями
Герасима Даниловича Смотрицкого, Тимофея Михайловича, грека Евстафия Нафанаила
с Крита и, конечно, Ивана Федорова был сделан лучший в то время вариант
перевода библейских текстов на церковнославянский язык. До наших дней дошёл 231 экземпляр ОБ (Л.Владимиров «Всеобщая
история книги» с.252; **а кто её канонизировал?; ***Это всё что они сохранили
от ОБ, сам же текст был подвергнут порче и искажениям; к сожалению
издание 2003 года повторяет эту лжеОБ. (прим. автора сайта)]
·
Лит.: Златоструй (Рига), 1990,
вып. I, с. 44; Старообрядчество 1996, с. 205. В. Б.
http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/46-1-0-84