НИКИТИН Василий Ипатьевич (• 1919, Двинск Вит. губ., ныне Д-пилс) - наст. Гайковской общины Двинска
(Д-пилса). Прослужил в общине ок. двадцати лет. В один из дней Великого поста
1919 был расстрелян большевиками. Вместе с ним казнены некот. члены общины:
огородник Т. Курмелев, торговец Л. Михайлов, подрядчик Е. Толстов.
·
Лит.: СПЦК 1997, с. 92. В.Б.
НИКИТИН Ефим Иосифович (° 1890, Н.-Алекс. у, Ков.губ. Рос.имп.; • 1972) -наст. Райстинишкской общины (Литва),
в кот.с перерывами служил
длительное время - в 1930-х, затем в 1950-1960-х. Род.в семье стар-дцев. Смолоду освоил знания церк. службы.
Хлеб насущный добывал крестьянским трудом. До 2-й мировой войны у владельцев
имений брал в аренду землю. Сперва — возле Анталепте,
позднее в Имбрадской вол. Зарасайского у.
·
Ист.: Информация от И. Е. Никитиной (°
1920), июнь 2000 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. В.Б.
НИКИТИН Иван Яковлевич (° 1908, дер. Тетервины, ныне
Игналинский р-н Литвы; • 1981) - наст. Рокишкской общины (Литва) с 1953. С юных
лет приобщился к церк. службе. Получив среднее образование, в 18 лет стал головщиком
Милюнайской общины. Дух.совершенствование
проходил под началом наст. Василия Страдалова. В 1944 избран
на отечество. Приняв Рокишкскую общину, существенное внимание уделил
строительству каменного здания храма, его надлежащему обустройству.
·
Лит.: СЦК 1982, с. 79. В.Б.
НИКИТИН Никон Васильевич (° 1884, дер. Нивники, Вит.губ. Рос.имп.; • 1970) -наст. Войтишкской общины (Д-пилсский
р-н Латвии). 12-летним мальчиком начал постигать церк. грамоту. Благодаря
сильному голосу и знанию устава был избран головщиком. 1-я мировая война
забросила его в Сибирь. Возвратившись оттуда, поселился в Латвии. С 1934 -
пастырь Войтишкской общины, где с перерывами прослужил более 30 лет.
·
Лит.: СЦК 1972, с. 79. В.Б.
НИКИТИНЫ, род стар.деятелей
Литвы.
Арсений Иосифович Н. (° 1936, дер. Аукштакальняй; ныне Игналинский р-н
Литвы) - предс. совета Укмергской общины Литвы, член ВС ДПЦ Литвы с
февр. 2002. Имеет высшее образование.
Евсегний Иосифович Н. (° 1933, дер. Аукштакальняй; ныне Игналинский р-н
Литвы; +22 декабря 2006) — наст. Сталёнишкской общины (Утенский р-н Литвы) и предс. ДК при ВС
ДПЦ Литвы с февр. 2002. Ранее служил в Вил.и Утенской общинах. Имеет высшее образование. До вступления
на дух.поприще — инженер
гор. электросетей. Принимал участие в деятельности ВСС Литвы во главе с Н. Л. Пильниковым.
Иосиф Иванович Н. (° ноябрь 1905, дер. Аукштакальняй
Н.-Алекс. у.Ков. губ., Рос. имп., ныне Игналинский р-н Литвы; •
июль 1996, К., Литва) - известный наст., историк староверия, богослов, предс.
ДК при ВСС в Литов. ССР и выдающийся деятель ДПЦ. Рос в семье глубоко
религ. стар-дцев. Учителями, направлявшими изучение Св.
Писания и Св. Предания, знаменного пения, богослужебного устава, были М.
Блинов, М. Мидунецкий, П. Линев. Получив среднее образование, в 1933
окончил Литов. стар.дух.
курсы в К. (1931-1933). Был старостой на этих курсах и ред. журнала "Китеж-Град
" (1933-1934) и написал несколько статей для этого издания. В 1930-е -
секретарь Аукштакальняйской общины и учитель в литов. школах, где
преподавал детям стар-дцев Закон Божий. В 1938 на 8-м Вселитов. съезде
стар-дцев Н. избран кандидатом в члены ЦСС
Литвы. В 1940 благословлен на отечество, избран наст. Аукштакальняйской
общины (1940-1950).
21-23
окт. 1944 по инициативе ВСС в Вил.прошел
съезд наст. и представителей стар. общин Литвы, Латвии, Бел. и Москвы, на кот.
Н. был избран в состав ВСС в Литов. ССР. С 1945 - член ДС и член
президиума ВСС в Литов. ССР. С 1952-зам. предс. ДС. В 1950-1993 — наст. К.
общины, одной из крупнейших поморских общин в Балтии. Служа в этой
должности более 40 лет, Н. внес большой вклад в объединение и укрепление этой
общины, особенно в трудных условиях антирелиг. политики сов.прав-ства.
21
февр. 1963 пленум ВСС и ДС в связи с болезнью и преклонным возрастом 95-летнего
предс. ВСС в Литов. ССР наст. Ф. Кузнецова утвердил Н. зам.
предс. ВСС. После смерти наст. Ф. Кузнецова 25 окт. 1965 пленум ВСС и ДС
избрал Н. предс. ВСС в Литов. ССР и предс. ДС. Он был одним из гл.
инициаторов проведения съезда СПЦ в Вил.
(1966), посвященного 300-летию староверия. На этом съезде был избран
предс. и выступил с обширным докладом "Старообрядческая Церковь и
соборы". На этом же съезде Н. избран предс. ВСС
в Литов. ССР и предс. ДС. Но 8 февр. 1969 он оставил должность предс. ВСС
в Литов. ССР, сосредоточившись на заботах предс. ДС и наст. К. общины. До
1989 ВСС в Литов. ССР оставался единственным официальным дух.центром стар-дцев-беспоповцевв
СССР. Между ним и стар.общинами,
отдельными наст. и прихожанами шла регулярная обширная переписка; в Вил.
приезжали делегации беспоповцев из др. регионов страны. Обладая хорошими
знаниями Св. Писания и церк. канонов, Н. ежегодно
отвечал на сотни поступающих к нему как предс. ДС писем с различными вопросами
канонического и богослужебного характера. От него получили благословение на
пастырское служение мн. наст. стар. общин Литвы, Латвии, Эстонии, Бел. и Рос. По подсчетам уполномоченного СДР Литвы, в 1982 ВСС
опекал ок. 360 общин в СССР. В ВСС и ДК по разным вопросам обращались некот.
общины за рубежом — в Польше, США, Румынии и т. д. Однако авторитет ВСС в
Литов. ССР среди беспоповцев страны не был безоговорочным. В конце 1971 Н.
совместно с предс. ВСС И. И. Егоровым и предс. РГСО Л. С. Михайловым
принял участие в качестве гостя на поместном соборе РПЦ в Москве. РПЦ на
этом соборе отменила анафемы, лежащие на стар-дцах с 1656 и 1667 (утверждено
постановление Синода РПЦ от 23 апр. 1929 в части отмены клятв). СПЦ всегда
считала и считает клятвы незаконными и ничтожными, поэтому для стар-дцев этот
акт не имеет значения и не является поводом для воссоединения. Однако СПЦ
должным образом оценила этот шаг РПЦ, устраняющий взаимную отчужденность и
неприязнь, а также создающий предпосылки для лучшего взаимопонимания (СЦК 1972,
с. 75). На соборах СПЦ в Вил.в 1974 и 1988 Н. переизбран предс. ДС (ДК) и членом ВСС в
Литов. ССР. Более 45 лет работая в ДК и ВСС, он внес
огромный вклад в дело единения, просвещения и укрепления староверия (гл. обр.СПЦ). В 1960-1980-е Н. был широко известным стар.деятелем. В июле 1993 Н. из-за
преклонного возраста (88 лет) и слабого здоровья ушел на покой.
Н. принял
участие в миротворческой деятельности СПЦ (см. Староверие в Литве). Начиная
с 1949 и позднее, с 1954 до конца 1980-х, Н. печатал в СЦК многочисленные
статьи по истории древлеправославия и каноническим вопросам, публиковал
проповеди, поучения, некрологи и т. п. Вместе с И. И. Егоровым и И. Ф. Романовым
он принял участие в составлении "Сборника знаменных песнопений"
(1985). В 1990 стал ред. журнала "Китеж-Град ", в одном из
номеров кот.была
опубликована его статья "Старообрядческая Церковь и соборы".
Жена,
Евдокия Григорьевна (° 1908; • 1983) - многолетняя причетница Аукштакальняйской,
а затем К. общины; Н. совместно с супругой воспитал четверых
сыновей. Трое из них - Петр (преждевременно скончавшийся), Евсегний и
Арсений - также выдвинулись на видное место среди деятелей ДПЦ Литвы.
Н.
похоронен на Неверонисском кладбище в К.
·
Соч.: "Поучение на Успенье
Пресвятой Владычицы Богородицы", СЦК 1987, с. 41-42; "Старообрядческая
Церковь и соборы", Китеж-Град, 1990, № 2, с. 5-10; "Слово на
Святую Пасху", СЦК 1988, с. 54-55; И. И. Егоров, И. И. Никитин,
"Празднование тысячелетия Крещения Руси", СЦК 1989, с. 53-54. Ист.: Протоколы заседаний ЦСС Литвы
1923-1940 гг., Архив Высшего Совета ДПЦ Литвы; Материалы ВСС в Литовской ССР;
Материалы собора 1966; Постановления и доклады 1966; КДПЦ 2004, с. 135. Лит.: СЦК 1973, с. 75; СЦК 1984, с.
87; В. Васильев, "[о. И. И. Никитин]", Китеж-Град, 1990, № 2,
с. 3-5; Старообрядчество 1996, с. 191; СПЦК 1997, с. 97. Г.П.
Петр Иосифович Н. (° 1935, дер. Аукштакальняй; ныне Игналинский р-н
Литвы; • 22 апр. 1988) - член ВСС в Литов. ССР и член редколлегии СЦК с
1979. После службы в рядах сов.армии
окончил К. политехнический институт. Проявлял большой интерес к церк. и
национальной истории, философии. С 1957 работал инженером, затем начальником
отдела в одной из проектных орг-ций К., готовился к дух.поприщу. Погиб при невыясненных обстоятельствах. Н. похоронен на Неверонисском кладбище в К.
·
Соч.: И. И. Егоров, П. И. Никитин, "Заседание Высшего
Старообрядческого Совета Литовской ССР и Духовной комиссии", СЦК 1986, с.
57-58; "Никола Иерофеевич Васильев (1925-1988) [некролог]", СЦК 1989,
с. 62. Лит.: СЦК 1989, с. 65; КДПЦ 2004, с.
135. В Б Г. П.
НИКИФОРОВ Козьма Петрович (° 1917, Двинск Вит. губ., ныне
Д-пилс; • 2001) — наст. Малюткинско-Юдовской общины. С малолетства -
причетник родной Нидеркунской общины. Обучался необходимым для церк. службы
знаниям у наст. В. К. Чернецова, Л. С. Михайлова, С.
С. Зубкова. В 1950 благословлен на пастырское
служение. Избирался наст. Войтишкской, Старофорштадской, Криванской общин,
членом ДК при Центральном Совете ДПЦ Латвии.
·
Лит.: СПЦК 1998, с. 90. В.Б.
НИКОН (Никита
Минов, ° 1605, с. Вельяманово, близ Нижнего Новгорода; • 1681) -седьмой
патриарх Московский и всея Руси (1652—1666). Вместе с царем Алексеем
Михайловичем был инициатором церк. реформы, известной как никоновская;
следствием этих реформ стал раскол РПЦ в сер. XVII
в. Род.в семье бедного
крестьянина-мордвина, обучался грамоте и мечтал о высокой судьбе. Взяв
отцовские деньги, тайно бежал в Макарьево-Желтоводский монастырь, где стал
рьяным послушником. Но родственники не отпустили его в монахи, и Никита стал
сельским священником. После смерти троих детей и ухода жены (по его настоянию)
в Алексеевский девичий монастырь Н. избрал суровейшую жизнь в Анзерском скиту
на Белом море. В 1643 стал игуменом Кожеозерской пустыни. В 1646 в Москве был
представлен Алексею Михайловичу. В 1649 рукоположен
Новгородским митрополитом. В 1652 стал патриархом, хотя отказывался от этой
чести до тех пор, пока царь "со всем народом" не пал на колени, моля
быть верховным пастырем всему гос-ву. Н. потребовал от Алексея Михайловича и
чиновных людей именем рус.народа
поклясться перед святыми Успенского собора блюсти веру и законы, "нас слушаться
во всем и как начальника, и пастыря, и отца краснейшего". Царь поклялся, и
все последовали его примеру. Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, Н.
стал вводить жесткую дисциплину внутри Церкви. Открытое возмущение
"ревнителей благочестия" Н. вызвал весной 1653 указом (грубо
нарушавшим древнюю традицию и постановление Стоглавого собора), чтобы все
"тремя перстами крестились". Выступившие в защиту двуперстия
протопопы были лишены сана и сосланы в дальние монастыри, а Аввакум с
женой и детьми - в Сибирь. Избавившись от соперников во влиянии на царя,
патриарх не спешил отнимать двуперстие у народа. В 1654 он объявил собору рус.иерархов, что ряд обрядов не согласуется
с древними рус. и греч. книгами. Царь подтвердил свое согласие с патриархом. В
1655 Н. торжественно разбил в щепки иконы, написанные под влиянием зап.
живописцев, а затем выступил перед народом с проповедью о двуперстии и созвал
собор для исправления ряда рус.традиций,
объявленных нововведением. На Печатном дворе началась работа по
"исправлению" богослужебных книг. Ссылаясь при введении новшеств на
греч.авторитеты, патриарх
порой лукавил: далеко не все на Востоке считали необходимыми вносимые в рус.
книги исправления. Так, Константинопольский патриарх, на требования кот. Н.
ссылался в Служебнике 1656, на самом деле отрицал необходимость исправления
мелких различий, появившихся со временем в обрядах поместных Церквей: рус.могут креститься двумя обрядами,
как греки - тремя; "рабу Господню не подобает устраивать свары, и особенно
в вещах, кот. не принадлежат к числу главных, и существенных, и членов
веры". Понимая это, Н. разрешил издавать книги со старым чтениями, говоря,
что можно служить и по старым, и по новым книгам. Очень серьезно Н. занимался
приращением церк. имуществ, присвоил себе титул "великого государя",
вмешивался в гос. дела и имел огромное влияние на царя. Ни одно дело Боярской
думы не решалось без доклада патриарху. С архиереями Н. обращался властно,
считая, что как Христос выше апостолов, так патриарх выше архиереев.
Утомленный
опекой патриарха, царь начал от него удаляться. 10 июля 1658 после разрыва с
царем Н. во время богослужения в Успенском соборе объявил, что оставляет патриаршество,
и ушел вВоскресенский
монастырь. Лишь 12 дек. 1666 на Большом московском соборе Н. официально был
лишен сана и сослан вФерапонтов
монастырь под караул. Царь Федор Алексеевич, узнав о болезни бывшего патриарха,
отдал приказ об его освобождении. Н. умер по дороге в Москву в 1681, похоронен в Новоиеросалимском монастыре.
·
Лит.: Христианство 1994, с. 306-310;
Зеньковский 1995, с. 185-257; Старообрядчество 1996, с. 195-196; Каптерев Н.
Ф., Патриарх Никои u царь Алексей Михайлович, т.
1. Москва, 1996, с. 204-250; Макарий 1996, с. 289-384. Г. П.
НИКОНОВ Владимир Владимирович (° 1955, Рез., Латвия) -
предс. совета Рез. Кладбищенской общины. Представитель четвертого поколения староверов в
Рез. По семейному преданию, прадед Захар Никонович откупился от помещика и до
1861 поселился в Реж. В 1972 окончил Рез.среднюю школу № 2, в 1977 - факультет приборостроения и
автоматизации Рижского политехнического института. В 1978 женился. Жена
Светлана Егорова - из семьи потомственных староверов, двое сыновей - Игорь и Ярослав.
Некот. время работал инженером на разных предприятиях Рез. С 1981 по 1995 -
художник-реставратор Рез.краеведческого
музея (ныне Латгальский культурно-ист. музей). На протяжении тринадцати лет
собирал материалы по истории родного города, кот.легли в основу книги, изданной в 2000 и содержащей обширные
сведения по истории местного стар-ства.
В
1990-х занимался расчисткой и консервацией колоколов, металлической утвари, а
также возвратом недвижимой собственности Рез. Кладбищенской общины. В
1999 избран предс. совета этой общины, переизбран на
эту должность в 2002. Стараниями Н. отремонтирована большая часть зданий,
произведен внешний и внутренний ремонт храма, благоустроена его террит.,
оборудован втор.храм.
Н.
продолжает интересоваться историей староверия Латгалии, участник мн. научных
конференций по стар-ству в Латвии, Литве и Рос. Организатор юбилейных торжеств,
посвященных 140-летию Рез. Кладбищенской общины.
·
Соч.: Резекне: Очерк истории с
древнейших времен до апреля 1917 года. Рига, 2000; Никонов В. В., "Из
истории Режицкой кладбищенской старообрядческой общины: 1858-1940 гг.", Slavistica
Vilnensis 2001 = Kalbotyra 50 (2) [Вильнюс], с. 135-140. Ист.: Интервью с В. Никоновым, 27
января 2004 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора.
НИКОНОВ Петр Меркурьевич (◦ 1888; • 1957, дер. Перелазы, Йонавский р-н
Литвы) - наст. СПЦ Литвы. В 1950-1957 - наст. Перелазской общины, переведенВСС Литов. ССР из Пущанской общины, в
кот.непрерывно служил с
1934. Некот. время Н. был членом ДС при ЦСС в Литов.
генеральной обл. во главе с Б. Леоновым.Похоронен на
кладбище в дер. Перелазы (Йонавский р-н, Литва). Г. П.
НОВИКОВ Алексей Яковлевич (° ок. 1768; • 1 авг. 1828, Вил.)
- рус.купец, один из
основателей Вил. общины и активный ее деятель, меценат. Вместе с 29
русскими купцами состоял в "Именном списке о приписанных по ревизии к г.
Вильна мещан и др. звания рус.людях,
составленных Вил. гор. думою" (1827). С 1809 по 1820 - купец 3-й гильдии,
с 1820 по 1825 занимался "мещанским торгом". Считался "рижским
мещанином, живущим в Вильне гостем". В городе жил постоянно. Жена - Фекла,
сыновья - Панфилий, Сидор и Мартиан.
В
1825 купцы Н., Степан Братков и Иван Андобургский вместе с др. стар-дцами ходатайствовали
перед властями о разрешении на строительство стар.храма в Вил. Несмотря на запрет властей, Н. и Андобургский
"в тайне, понемногу, начали приводить свою мечту в действительность".
Они приобрели у польск. помещика Коссобудского право пользования чиншевым
участком гор.земли (ок. 5
десятин) на Островоротном форштадте, между Новосветской и Тизенгаузовской
улицами (ныне ул. Науйининку и Тизенгаузо) и передали его в дар формирующейся
стар. общине. На этом участке было создано стар.кладбище, а в 1830 построен молитвенный дом. Постройке
здания предшествовал сбор пожертвований среди местных староверов и
благотворителей. Н. похоронен на стар.кладбище в Вил. На его могиле установлен памятник в виде
небольшой усыпальницы с надписью "Основатель сего кладбища", кот.и ныне бережно хранится
прихожанами Вил. общины.
·
Ист.: LVIA. F. 752. Ар. 1. В. 16. L. 10. Лит.: Киселёв 1930, с. 4-6. Г.П.
НОВОЖЕНЫ - у небрачных беспоповцев так назывались супруги, вступившие в
брак, будучи членами какого-то течения. Не признающие брак федосеевцы и поморцы
(до 1798) относились к Н. в отличие от староженов довольно строго. Согласно постановлениям Гудишкского собора 1752, дух. о.
воспрещалось принимать их на покаяние (24 статья), младенцев - детей Н.
разрешалось крестить лишь в случае их смертельной болезни и после того, как
супруги дадут обещание разойтись (27 статья); запрещалось крестить здоровых
младенцев Н., а наст., окрестившие такого младенца, отстранялись от церк.
служения (29 статья); запрещалось жить с Н. в одном доме, готовить и
есть в их домах, исключение составляли лишь старики, кот.должны были пользоваться особой посудой (31 и 32
статьи). Н., желающие покаяться, разводились в разные дер., и им налагался
шестинедельный пост, во время кот.они
должны были ходить на богослужение и стоять "ниже всех, а поклоны класть в
вечерни", а после богослужения кланяться до земли каждому человеку (42
статья). Такие постановления приравнивались к полному отлучению от
федосеевского общества. Безбрачные поморские наст.терпимее относились к Н.: "суд милостивый на них
полагали" и оставляли жить в одном доме и крестили их детей (Нильский
1869, с. 176-181). Однако позже строгие правила в отношении Н. были смягчены: с
1923 Н. принимают на исповедь. В настоящее время у федосеевцев особенных
правил о Н. не существует. Вместо наименования Н. используется термин
"немолящийся": они не могут читать, петь, креститься во время
богослужения, но в обществен. и хоз. вопросах имеют равные с
"молящимися" права.
·
Лит.: Нильский 1869; Поташенко 1999; Современная
религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1, отв. ред. M
Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169-249; Старообрядчество 1996, с. 199. Г.П.
НОЕВ Феодор Яковлевич (° 1893; • 1978) -наст. Калластеской
(Красногорской) общины (Эстония). Тридцать лет прослужил в этом приходе.
Наст. А. Мурников писал в прощальном слове: "Его без сомнения можно
назвать богатырем духа нашей среды. Все гармонично совмещалось в нем: вера во
Христа, старая поморская идеология и веяния нового времени. Отец Феодор был
искренним патриотом нашей Родины".
·
Лит.: СЦК 1980, с. 83. В.Б.
НОМОКАНОН - византийский сборник церк. правил и императорских
указов, касающихся Церкви (VI-VII вв.), с толкованиями Феодора Валсамона и др.
авторов XII в. Известен Н. в 50 титулах (разделах) и 14 титулах.Последний
лег в основу рус. "Кормчей книги" (XIII в.),
до настоящего времени использующейся у стар-дцев как
руководство по церк. праву. Г.П.
НОТРЕНСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.;
ныне Рез.р-н Латвии). На
1912 принадлежала к федосеевскому толку. Известны две даты основания НО: 1830и
1853. Стар.кладбище основано
в 1830. Судя по косвенным документам, в 1853 мог быть устроен молитвенный дом.
В сент. 1870 Реж. у.суд
предписал продать моленную, что и было выполнено в мае следующего года.
Покупатель обязался снести ее в течении двух недель. В
статистических данных 1877 все еще значится молитвенный дом в Нотре. В 1926
было принято решение о строительстве нового храма. Прав-ство выделило пособие и
разрешило получить строевой лес из местного лесничества. В апр. 1928 с торгов
были сданы работы. Руковод. строительства стал Николай Ершов, а исполнителями -
три брата Морозовых. Один из них впоследствии стал наст. 15 мая состоялась
закладка и началось строительство ныне существующего храма Покрова Пресвятой Богородицы
и Св. Николы. По причине бедности
НО только в авг. 1931 закончились работы в передней части моленной и уже в
сент. в храме начались службы, несмотря на то, что притвор и задняя часть
оставались недостроенными вплоть до 1937. В 1891 НО
насчитывала 334 прихожанина, в 1912 - 308, в 1940 - 951. На 1940 ее
собственность оценивалась в 10017,40 лата. Имелось 2,71 га земли; приход
составил 623,26 лата, расход - 595,71 лата. Служили наст.: Фирсан
Ершов (1921-1932), Даниил Репа (1932-1934), Савелий Иришин (1934), Варсанофий
Морозов (1935 — отм. в 1939). В настоящее время совершаются все службы. Наст.нет; по приглашению приезжает и.
о. наст. Вилянской общины А. Воронов. При моленной числится два
кладбища.
Ист.: ЛГИА. Ф. 657. Оп. 2. Д. 34. Л.
24; ЛГИА. Ф. 777. Оп. 1. Д. 1017. Л.1, 5об, 6, 32; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д.
2678; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5,
54, 63-66; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2449. Л. 220; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 42.
Л. 24,32; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л.50; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280.
Л. 52. Лит.: СЦК 1937, с. 81.В. Никонов