Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Вторник, 2024.11.26, 00:44
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Н

Надеждин - Нестеров

НАДЕЖДИН Андрей Александрович (° 27 сент. 1836, с. Безводное Нижегородской губ.; • 9 мая 1909) - выдающийся поморский начетчик. Род.в семье сельского дьяка правосл. Церкви. Образование получил в Нижегородской дух.семинарии, в библиотеке кот. ознакомился со стар. лит. Самостоятельно познав истинность староверия, добровольно отошел от господствовавшего исповедания, за что был лишен дух.звания и заключен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы по амнистии в 1881, Н. принял крещение от поморского наст. Коузова. Обладал природным даром красноречия, отличным знанием Св. Писания. Участвовал в полемических беседах, выступая ревностным защитником древлеправославия. Был активным участником мн. стар.соборов, выступал вместе с Л. Ф. Пичугиным. На Всероссийский собор христиан-поморцев в Москве (1909) Н. прибыл уже смертельно больным.

 

Автор мн. соч. Среди них - "Ответы некоему вопросителю", "Ответы греко-униатским миссионерам".

·        Лит.: СЦК 1985, с. 28. А. Безгодов


НАЗАРОВ Григорий Назарьевич (° 1798; • после 1875) - рижский мещанин. Наст. Липушской моленной (Реж. у. Вит. губ., ныне Рез.р-н Латвии). Поставлен известным наст., руковод. Варковского собора (1832) Сисоем Назарьевичем. Уже в 1835 совершал венчания с выдачей свидетельств. С 1843 за службу в частных домах, перестройку моленных постоянно преследовался. В 1846 и 1852 находился под арестом. Участник Варковского собора. Последнее известное упоминание о нем относится к 1875.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 711. Оп. 1. Д. 162. Л. 1об.; ЛГИА. Ф. 754. Оп. 1. Д.174. Л. 4, 10, 11. Лит.: Истина, 1875, кн. 41, с. 41.В. Никонов


НАЗАРОВ Иван Алексеевич (° 1873, дер. Родивщина Н.-Алекс. у. Ков. губ., Рос.имп.; • 1973) - уставщик, наст. РГСО. С 14 лет работал на кирпичном, деревообрабатывающем заводах Р. Тогда же начал изучать знаменное пение на вечерних курсах при РГСО. Некот. время состоял головщиком Володинской общины (близ Двинска), служил в Митавской (ныне Елгавской) общине. С нач. 1-й мировой войны был мобилизован на фронт, попал в плен и ок. 4 лет провел в Германии. Вернувшись на родину, основал церк. школу в Юдовке (ныне Малюткинско-Юдовская община Д-пилса), до 1924 преподавал пение и Закон Божий. В 1924-1931 - сторож лесоторговой фирмы в Р. С 1931 - свечной мастер, а затем уставщик и повседневный наст. РГСО. Создал смешанный хор и хор мальчиков, кот.были известны в Латвии. С 1970 - пенсионер, но продолжал посещать богослужения.

·        Лит.:СЦК 1974, с. 80. В.Б.


НАОННОЕ ПЕНИЕ, хомония, раздельноречие, пение на "он" — способ исполнения певческого текста, при кот.полугласные звуки "ъ" и "ь" исполняются как "о" и "е" соответственно. НП возникло с исчезновением в бытовой речи полугласных "ъ" и "ь" еще в конце XIV в. В певческом тексте исчезнувшим полугласным соответствовал определенный мелодический материал, с целью сохранения кот.полугласные стали выпеваться как полные гласные (дьньсь - денесе, съпасъ - сопасо). Термин "хомония" или "хомовое пение" произошел от часто употребляемых глагольных окончаний (согрешихомъ - согрешихомо). В сер. XVII в. НП было подвергнуто критике (как искажающее словесный текст) и заменено пением "на речь" (см. Наречное пение). Текст певческих книг был отредактирован, слоги растянуты или смещены по отношению к напеву. После раскола РПЦ часть стар-дцев (в основном поповцы) приняла традицию наречного пения, часть (в т. ч. и беспоповцы-поморцы) придерживается НП. Примерно с нач. XX в. в беспоповских рукописях также заметна тенденция перехода к истинноречию.

·        Лит.:Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982.Н. Вакатова


НАРЕЧНОЕ ПЕНИЕ, истинноречие, пение "на речь" - способ исполнения певческого текста, при кот.полугласные звуки "ъ" и "ь" выпеваются именно как полугласные или не выпеваются вовсе. В зависимости от этого разделяют старое (до сер. XIV в.) и новое (после сер. XVII в.) НП. Противоположность НП — наонное пение. После раскола РПЦНП придерживаются, как правило, стар-дцы-поповцы, хотя примерно с XX в. эта же тенденция прослеживается и в певческой практике беспоповцев (в т. ч. поморцев).

·        Лит.:Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


НАСТАВНИК - дух.руковод. общины у беспоповцев (дух. Н., дух.о.), настоятель храма или моленной, возглавляющий богослужение, исполняющий требы. Н. являются мирянами, избранными из достойных христиан и благословленными на служение в какой-либо общине (приходе, обществе) одним или несколькими Н.; но запрета на единоличное благословение не существует. Беспоповцы приспособили свое богослужение к ситуации постоянного и необратимого отсутствия духовенства, взяв за его основу канонически предусмотренные случаи временного, хотя бы и долголетнего, отсутствия духовенства (напр., в отдельных сев.монастырях Рос. в дониконовский период). В настоящее время между поморцами и федосеевцами, исторически самыми крупными (наряду с часовенными) и близкими беспоповскими течениями, существуют некот. различия в правах и обязанностях Н. Несколько по-разному они трактуют и дух.власть Н. в общине.

 

Вопрос о Н. горячо обсуждался на 1-м и 2-м Всероссийском соборе христиан-поморцев, приемлющих брак, в Москве. Поморский "Чин для поставления пастырей словесных овец" усваивает наставничеству значение священной степени; по определению 1-го Всероссийского собора (1909), беспоповские Н. имеют некоторые признаки церк. иерархии - избрание, поставление, преемственность. Такая трактовка дух.власти поморских Н. по сути приравнивала их к духовенству, кот. познается по тем же иерархическим признакам. Последовала полемика и критика, в частности со стороны поповцев белокриницкой иерархии, такой оценки положения поморского Н. в общине. Поэтому последующий собор поморцев изменил формулировку, не меняя, конечно, самой сути руководящей роли Н., "нерукоположенного пастыря" в общине. В соборном уложении 2-го Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак, в Москве (1912) написано, что "наставники, или духовные отцы и руководители, стоящие во главе христианских приходов, должны почитаться как не имеющие священнослужительской степени, нерукоположенными пастырями Церкви. Духовные права и обязанности наставников определяются Священным Писанием, до нерукоположенных пастырей относящихся, и обычаем, оставленным Церкви блаженной памяти предками нашими. Избрание народное и благословение отца духовного на служение Церкви возводит наставника на почетное и первенствующее место в приходе <.. .>". Согласно постановлению этого же собора права и обязанности поморских наст. заключаются: "1) в исполнении церковных таинств - крещения, покаяния, брака; 2) в предстоятельстве при богослужении и в управлении клиросом и приходом; 3) в церковном учительстве; 4) в наблюдении за религиозным и нравственным порядком в общине или приходе".

 

В крупных общинах ДПЦ существует распределение обязанностей между наст., вытекающее из принципа церк. единоначалия. Старший наст.храма замолитствует, принимает на исповедь, крестит, читает Евангелие и положенные ему псалмы; др. (младший или младшие) наст. кадит, исправляет свечи, по специальному благословению старшего наст. принимает на покаяние, погребает и пр.

 

В СЦК и др. изданиях ДПЦ последних десятилетий обсуждалась и регламентировалась практика исполнения некот. обязанностей Н. женщинами. Это явление получило довольно широкое распространение в сов.период, когда остро ощущалось отсутствие Н. Оно характерно прежде всего для сельских общин в обширных областях Рос, более или менее отдаленных от религ. центров или крупных общин. Чин благословения над женщинами не совершается (это противоречит каноническим правилам), но существуют благословения на право крестить, принимать на покаяние, читать, реже - еще и на каждение кацеей. В сер. 1990-х на террит. Рос.было ок. 100 поморских Н., среди кот. примерно 70 - женщины.

 

В настоящее время у федосеевцев Н. значительно меньше (в конце 1990-х в Рос.их было 5 чел.). Они, в отличие от поморцев, совершают два таинства: крещения и покаяния. Как и у поморцев, в федосеевском течении издавна существует чин поставления Н., совершаемый одним или несколькими наст., но деления на старших и младших нет. Федосеевские Н. в отличие от поморских не произносят в храме проповедей, считая это присвоением функций священника. Их Н. должен быть безбрачным (в отдельных случаях из прекративших фактическое брачное сожительство новоженов), не пользоваться в быту посудой, предназначенной для "немолящихся" и для "мирщенных", избегать любых форм мирщения и пр. (см. Федосеевцы).

 

У беспоповцев рано выделился особый институт Н. Уже в постановлении новгородского собора 1694 Н. предусматривалась особая роль: он мог крестить, принимать на исповедь, налагать епитимии и даже отлучать от Церкви. Впоследствии на Гудишкском соборе (1752) положение, права и обязанности федосеевского Н. были оформлены религ. правилами. Кроме того, с 1678 по сер. XIX в. у стар-дцев сев.-вост. Речи Посполитой существовало звание общего пастыря древлеправосл. христиан Литвы и Курляндии, кот.свидетельствовало, по их убеждению, о преемственности церк. наставничества от рус. дониконовского правосл. и его сохранении в традиции последовательной передачи этого звания одному из достойнейших Н. края (ДЛ, с. 244—245). В беспоповской среде, прежде всего в Выговском общежительстве, сложилась особая культура почитания Н.: собирались и бережно хранились автографы и списки соч., составлялись подборки, включавшие в себя завещания, послания, проповеди и пр.

·        Ист.: Деяния первого собора 1909; ДЛ; Устав ДПЦ Литвы (2002 г.), Личный архив автора. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий—Бессмертие. Москва, б.г. [2002], с. 702-724; Егоров И. И., Миролюбов И. И., "Современное положение Древлеправославной Поморской Церкви", СЦК 1985, с. 33-35; Иванов И., "О духовных наставниках", СЦК 1987, с. 34-37, Поташенко 1999; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169-249; Старообрядчество 1996, с. 183-184. Г.П.


"НАСТАВНИК" - стар.журнал. выходивший в 1937 в Р. Издавал совет РГСО по инициативе дух. о. Л. С. Мурникова, приглашенного на пост наст. в 1935. В 1937 вышло 3 номера; ответственный представитель издателя - В. Г. Кудрячёв, ответственный ред. . У. Ваконья. С целью изучение и сохранение правильного богослужебного устава в практике стар. общин Латвии в журнале "Н." публиковались разъяснительные статьи и ответы на вопросы, касающиеся церк.-канонических сторон жизни общин. Г.П.


НАЧЕТЧИК - ученый чел., т. е. начитанный. В христианской традиции каждый христианин должен быть Н., т. е. знающим свое исповедание, способным защищать свое верование и поэтому должен быть начитанным прежде всего в Св. Писании, а потом и во всей др. церк. лит. Св. Григорий Богослов, обращаясь ко всем христианам, говорит: "Сие предписываю мирянам, сие заповедаю священникам, а равно и тем, которым вверено начальство: вспомоществуйте слову все, кому дана от Бога возможность вспомоществовать. Великое дело воспрепятствовать убийству, наказать прелюбодеяние, обуздать хищничество; несравненно выше - внушить благочестие и преподать здравое учение". В светской среде сложилось несколько пренебрежительное отношение к начетничеству как к догматическому знанию, основанному на механическом, некритическом усвоении прочитанного. Это не совсем верное суждение. В сущности, всякий образованный чел., особенно профессор, ученый, есть своего рода Н., потому что начитан в своей области или в своих познаниях. Однако школьное знание - нередко однобоко и предвзято, оно сужено и втиснуто в определенные программы, тогда как самообразование, т. е. свободное начетничество, шире, глубже оно может быть и более разнообразным и более всесторонним. В странах Зап. Европы, США и Японии очень высоко ценится самообразование и люди интеллектуального труда, т. е. интеллектуалы, мыслители. В XIX в. в Рос. было немало людей, кот., по их знаниям, можно определить как Н., так как свои познания, именно кот.они прославились, они пробрели не на школьной скамье, не в университете или академии, хотя и окончили их, а посредством начитанности. Это богослов А. С. Хомяков, И. С. Аксаков, Т. И. Филиппов, выступавший в 1870-х в обществе Любителей дух.просвещения со своими знаменитыми чтениями "О нуждах единоверия", и др. Еще в царствование Петра I повелось в РПЦ начетничество под громким названием - миссионерство. Новое миссионерство, так наз. "противораскольническое", возродилось во втор.пол. XIX в. Часто это делалось "выходцами из раскола" (Пафнутий Овчинников, Павел Прусский, ков.священник Павел Афанасьевич Тихомиров и др.).

 

Особым уважением начетничество пользовалось и пользуется в среде стар-дцев. Уже в нач. раскола РПЦ на стороне старого правосл. было мн. начитанных пастырей и мирян. Протопоп Аввакум был превосходным Н. Феодосий Васильев, автор "Обличения" и основатель федосеевского согласия, братья Андрей и Семен Денисовы, авторы "Поморских ответов", были собственно Н. и блестяще использовали свою обширную начитанность в тогдашней письменности. В XIX в. в стар-стве возник особый тип Н. - борцов с миссионерами. Это была опасная борьба, и Н. этого типа почти все побывали под судом и в тюрьмах. "Золотой" период истории стар-ства (1905-1917) был почти сплошным триумфом стар. Н., потому что "они защищали истину и правоту старообрядчества" (Ф. Е. Мельников). В поповстве таковыми были Онисим Васильевич Швецов (° 1840; • 1908), позже ставший епископом белокриницкой иерархии Арсением Уральским, писатель и полемист Федор Евфимьевич Мельников (° 1874; • 1960) и др. В 1906 Н. создали "Союз старообрядческих начетчиков" и ежегодно собирались на свои съезды. В среде поморцев выдающимися Н. были А. А. Надеждин, Д. В. Батов, Л. Ф. Пичугин, а позже аст. А. Екимов, наст. С. Ф. Егупёнок, наст. И. И. Никитин, И. И. Егоров и мн. др. Надеждин участвовал в полемических беседах с миссионерами (особенно известна беседа в Сызрани в 1888). Пичугин выступал на различного рода миссионерских собеседованиях и диспутах, на поморских собраниях и съездах, что доставило ему репутацию бескомпромиссного защитника стар-ства и сделало дух. лидером поморцев Рос.

·        Лит.: Св. Григорий Богослов, Творения, ч. III. Москва, 1889, Сл. 37, с. 92; Мельников Ф. Е., Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999, с. 479-492. Г.П.


НЕМАНСКОЕ СОБРАНИЕ БИБЛИОТЕКИ АКАДЕМИИ НАУК - собрание стар.рукописей БАН в Санкт-Петербурге (фонд № 76), кот. было сформировано в 1974 из материалов, привезенных из археографических экспедиций БАН в Литву в 1970-1980-е. По данным, опубликованным на официальном сайте БАН, Неманское собрание насчитывает 108 единиц хранения. В рабочем каталоге Неманского собрания БАН учтены 145 рукописей, однако в их число попали некот. факсимильные и гектографические издания. Самые ранние материалы датируются XVI в.

 

Археографические экспедиции БАН проводились в Вил., К., Йонавском, Клайпедском, Тельшяйском, Лаздияйском, Мажейкском, Радвилишкском и Паневежском р-нах Литвы (Вост. часть Литвы примыкала к Латгальской террит., кот.обследовали сотрудники Древлехранилища Пушкинского дома). В экспедициях принимали участие известные археографы Н. Ю. Бубнов, А. А. Амосов, Л. А. Петрова, И. Ф. Мартынов и др., всего за период с 1974 по 1989 было организовано 6 экспедиций.

·        Лит.:http://www.ban.ru/resource/fond/specfond/fmanupop.htm (2004 05 03); Амосов А. А., "Экспедиционная работа Библиотеки АН СССР в послевоенный период", Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Российской Академии Наук. Санкт-Петербург, 1994, с. 321-339; Амосов А. А., Петрова Л. А., "Археографическая работа в Прибалтике в 1977—1984 гг.", Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Российской Академии Наук. Санкт-Петербург, 1994, с. 339—356; Амосов А. А., Петрова Л. А., "Археографическая работа в Прибалтике в 1985—1988 гг.", Кукушкина М. В. (ред.), Материалы и сообщения по фондам Отдача рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР: 1985. Ленинград, 1987, с. 267-277; Бубнов Н. Ю., Кукушкина М. В., "Археографические экспедиции и формирование территориальных собраний в Библиотеке АН СССР (1971-1980 гг.)", Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры, ч. 2: Памятники старинной письменности, сост. Морозов В. В. Москва, 1982, с. 7-17; Бубнов Н. Ю., Мартынов И. Ф., Петрова Л. А., "Археографическая экспедиция Библиотеки АН СССР 1974 г. в Литву", Рукописные и редкие печатные книги в фондах Библиотеки АН СССР, ред.: Луппов С. П., Моисеева А. А. Ленинград, 1976, с. 129-141; Мартынов И., Петрова Л., "Как аргонавты в старину...", В мире книг, 1976, № 9, с. 89-90; Петрова Л. А., "Формирование Неманского собрания Библиотеки АН СССР", Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры, ч. 2: Памятники старинной письменности, сост. Морозов В. В. Москва, 1982, с. 60-64. Н. Морозова


НЕОФИТ (• 1727) - миссионер, иеромонах, ученик нижегородского архиепископа Питирима. В 1722 Петр I повелел послать миссионера в поморские "раскольнические станы". Выбор Синода пал на иеромонаха Н., кот.в беседах со стар-дцами проявил "неусыпную охоту, смысл и ревность". Инструкция из 17 пунктов предписывала ему вести беседы в присутствии местных властей, духовенства и простого народа. С теми староверами, кот.во время бесед оказали бы упорство, Синод предписывал "никакой жестокости не употреблять и свободы их не пресекать". 23 сент. 1722 Н. прибыл на Петровские заводы. Выговцы уже знали о решении Синода и о содержании данной Н. инструкции. Руководители Выговского общежительства попросили Н. изложить письменно суть предстоящих дебатов. Н. написал 106 вопросов и передал их выговцам. В июле 1723 стар-дцы доставили Н. свои ответы, кот. составили целую книгу -"Поморские ответы". Др. экземпляры этих ответов были поданы императору и Синоду. К сент. Н. успел составить "краткие возобличения" на ответы староверов. 4 и 5 сент. 1723 происходили многолюдные собрания, во время кот.миссионер читал свои "возобличения", а выговцы требовали чтения своих ответов. В устных же замечаниях стар-дцы были очень осторожны. В итоге собеседования лишь повредили делу Н., стремившегося увещать противников. Те, кто до этого ходил к Н. слушать его наставления, после собеседований стали, по его словам, "похвалять лживое ответствование" староверов. Предложения Н. отыскивать стар-дцев, особенно наст., отбирать у них книги и т. п. не дали плодов.

·        Лит.: Смирнов 1895; Зеньковский 1995, с. 458; Макарий 1996. Г.П.


НЕРОНОВ Иван Миронович (в иночестве Григорий; ° 1591, близ Вологды; • 1670, Переяславль-Залесский, Рос.) - деятель раннего стар-ства, учитель Аввакума. Священствовал в Нижегородском крае, в Москве. В 1653 бурно воспротивился реформам патриарха Никона. Был сослан на Кольский полуостров, откуда бежал сначала в Соловецкий монастырь, а затем добрался до Москвы где тайно жил у единомышленников. В 1655 принял постриг и ушел в Ипатьевскую Вологодскую пустынь. На соборе 1656 был заочно осужден и проклят. Через год ему было разрешено жить в Москве. После ухода Никона с патриаршества (1658) Н. продолжал проповедовать староверие, за что был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. На соборе 1666-1667 принес покаяние и был поставлен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском. Аввакум болезненно переживал малодушие Н., но воздержался от публичного осуждения своего учителя.

·        Лит.: Зеньковский 1995; Старообрядчество 1996, с. 189. В. Б.


НЕСТЕРОВ Павел Киприанович (° 1897, дер. Сервидзы, ныне дер. Сирвиджяй, Утенский р-н Литвы; • 1968) - наст. Гайковской общины Д-пилса. Его отец Киприан Лазаревич на протяжении тридцати лет был наст. В семье Н. и получил основную подготовку для церк. службы. В 1944 благословлен на пастырское служение.

·        Лит.: СЦК 1970. В.Б.

Категория: Н | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1756

Copyright MyCorp © 2024