МУРНИКОВ Григорий Стефанович (°
1912, дер. Богданцы, ныне Багдонис, Купишский р-н Литвы; • 1998, Багдонис,
Купишский р-н Литвы) - наст. Рокишкской общины (1984-1992). Участник сражений
против гитлеровцев. До выхода на пенсию трудился в колхозе. С детства посещал
храм в Богданцах. В 1960-1983 служил здесь головщиком, замещал наст. Благословлен на отечество 13 мая 1984 предс. ДК при ВСС в
Литов. ССР наст. И. Никитиным, наст. Алексеем Ефимовым и наст. Н. Васильевым.
·
Лит.: СЦК
1986, с. 59. В.Б.
МУРНИКОВЫ - служители СПЦ.
Александр
Львович М.
(° 1908, ст. Завидово Московской обл.; • 24 янв. 1985,
Тарту) - наст. Род.в семье учителя,
Льва Сергеевича М., буд. наст. РГСО. В 1919 семья переехала на
постоянное место жительства в Юрьев (Тарту, Эстония). Во время 2-й мировой
войны М. воевал в действующей армии, награжден правит.наградами. После войны вернулся в Тарту, окончил
бухгалтерские курсы, работал в различных гос. учреждениях, был клирошанином Тартуской
общины. С молодости отличался стремлением к знаниям, как в сфере богословия
и церк. истории, так и в области совр. научных открытий. После выхода на пенсию
исполнял поручения наст. Причудья, обязанности помощника наст.во мн. стар. храмах Эстонии. Активно сотрудничал с
редакцией СЦК, предоставляя многочисленные заметки по истории христианства и
староверия для рубрики "Памятные даты", а также статьи, посвященные
значительным событиям культурной жизни староверов. Основным лейтмотивом
последних работ М. было следование заветам и дух.опыту "отцов староверия", самосохранение стар.
культуры и практической религ. жизни стар-дцев.
В последние годы жизни стремился привести в порядок наследие
отца и свой личный архив. В 1981 подготовил к изданию завещанную отцом работу
"Начальные уроки знаменного пения", кот.являлась гл. трудом всей жизни Льва Сергеевича М. Подготовленный
материал получил высокую оценку авторитетных стар. головщиков и профессиональных
специалистов-музыковедов. М. похоронен в Муствеэ.
·
Лит.:СЦК
1986. Н. Пазухина
Лев
Сергеевич М. (°
1882; • 1945) - обществ.деятель,
наст. РГСО (1936-1945). Род.в
семье, глава кот. - Сергей Фаддеевич Мурников - был наст.в Вилкомирской (ныне Укмергской) общине. М. рано
остался сиротой, но несмотря на это получил хорошее
педагогическое образование. Работал учителем в школах Двинска
(Д-пилса), в Илукстской учительской семинарии для стар-дцев. Уже в молодости
принимал активное участие в обществ.жизни староверов: был делегатом Всероссийского съезда
поморцев по народному образованию (1911), избирался в исполнительные органы
2-го Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1912),
сотрудничая с Двинским старообрядческим братством. В 1919-1935 М. жил в
Тарту (Эстония). В нач. 1930-х издавал журнал "Духовный отдых
юношества". В это же время по его инициативе при Тартуской общине были
организованы просвет.дух.
курсы, на кот. М. преподавал знаменное пение и катехизис. Тогда же при поддержке
Таллиннской общины опубликовано пособие по изучению знаменного пения (составитель
- М.). В разработке этого сборника M использовал опыт преподавания
богослужебного пения на курсах в Эстонии и Латвии и впервые попытался создать
методику обучения пению по крюкам, рассчитанную на широкий круг
заинтересованных лиц.
В 1935 М. приглашен на пост наст.вРГСО. По инициативе М. совет РГСО издавал
журнал "Наставник" (1937) и выпустил руководство по уставу
церк. службы, автором кот.был
авторитетный уставщик РГСО Д. Д. Михайлов. В круг интересов М.
входило изучение и сохранение правильного богослужебного устава в практике стар.общин Латвии. С этой целью в
журнале "Наставник " публиковались разъяснительные статьи и
ответы на вопросы, касающиеся церк.-канонических
сторон жизни общины. В 1935-1939 М. вместе с И. Н. Заволоко и И. У. Ваконья
состоял в редакции "Старообрядческого церковного календаря". В
это время СЦК стал важным ист. сведений о богослужебной практике, редакция
взяла на себя также обязанность информировать об обществ.жизни стар-дцев Латвии и распоряжениях гос.
институций, касающихся стар. общин.
В тяжелые годы 2-й мировой войны продолжал пастырское
служение в РГСО, поддерживая и опекая прихожан общины. По отзывам
современников, РГСО обогатилась личностью, исключительной по своей дух.силе.
·
Лит.: Древлеправославный
(старообрядческий) календарь на 1936 год. Рига, 1935; СЦК
1981, с. 85.В. Б., Н. Пазухина
Татьяна Филаретовна М. (° 1913; •
1989)- стар-дка, преподаватель кафедры рус.яз. Тартуского университета. Супруга Александра Львовича
М. Деятельно помогала мужу в разрешении церк. забот. Предмет научных
интересов - культурное наследие рус.населения Балтии. Одна из авторов "Материалов для
словаря русских старожильческих говоров Прибалтики".
·
Соч.:
Немченко В. Н., Синица А. И., Мурникова Т. Ф., Материалы для словаря русских
старожильческих говоров Прибалтики. Рига, 1963.В. Б.
МУРО-СТРАВЕНИНКСКАЯ ОБЩИНА, см.
Стравеникская община.
МУСТВЕЭСКАЯ (ЧЕРНОВСКАЯ, ЧЕРНОСЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА -
стар.община в Муствеэ (эст.
Mustvee; дер. Черная или посад Черный, Йыгеваский у.
Тяхтвереской вол., с 1921 - пос, с 1938 - город
Муствеэ, Эстония). Первые письменные упоминания о дер. Черная
(Чорна) на берегу Чудского озера относятся к 1493. В XVIII в. дер. населяли в
основном рус.староверы,
бежавшие от преследований за веру из Новгородской и др. губ. Рос. Все они
принадлежали федосеевскому согласию. В нач. XIX в. в Муствеэ стоял 371 дом,
число жит. - ок. 1900 чел. В
1802 купцом Иоакимом Горюшкиным была построена дер. Моленная, в кот.в разное время служили наст.
Софрон Васильев (1821) и Абрам Данилов. Последний в 1836 за перекрещение в
стар-ство детей из конфессионально смешанных семей был помещен в Коневский
Рождественский монастырь. К 1836 в Муствеэ среди стар-дцев было 332 чел.различных сословий и 545 чел.
гос. крестьян, всего 877 староверов. Это была самая крупная стар.община в южной Эстонии. Для
борьбы со стар-ством в 1836 в доме П. Болтова была устроена правосл. церковь.
Сначала под давлением властей предполагалось для этой цели пожертвовать стар.моленную, но в 1839 дер. правосл.
Церковь была построена. Стар-дцы стали собираться в доме Анны Исаковой, в кот.находилось ок. 35 образов разной
величины. С 1840 в Муствеэ появляются первые единоверцы. Стар-дец Кирилл
Гринкин был арестован за свое выступление против правосл. духовенства и церкви
и по принуждению перешел вместе с семьей в единоверие. 7 янв. 1848 стар.моленная вместе со всем
имуществом была опечатана, 29 мая освящена в единоверческую часовню, а в 1849 -
в единоверческую церковь. В результате такой политики к 1848 МО сократилась до
731 чел. Когда и кем построен следующий молитвенный дом, неизвестно, но
сохранились фотоматериалы и воспоминания посещавших старую моленную, кот.сгорела во время 2-й мировой
войны.
14 авг. 1907 в Лифляндским губ.правлении зарегистрирована МО поморского согласия. Членами
ее стали 211 чел., предс. совета - Матвей Ландсберг. С
1906 обязанности наст.исполнял
Ефим Никитин, в 1913 избран Мокей Макаров. В состав совета МО в 1914-1916
входили 18 чел., в т. ч. У. Башкиров, П. П. Баранин,
О. Ф. Колпаков и др.
С установлением независимости Эстонской Республики начался
новый этап в жизни МО. В 1926 МО была перерегистрирована согласно новому уставу
и стала именоваться - Черновское старообрядческое общество (Mustvee
vanaususliste uhing), a c 1936-Муствеэская старообрядческая община (Mustvee
Vanaususliste Usuuhing). Число членов возросло до 1850 чел. В 1929 МО посетил
И. Н. Заволоко, прочитавший в молитвенном доме МО доклад на тему
"Значение обрядов", а в Черновском Русском училище - лекцию
"Народное творчество в русской деревне" в сопровождении световых
картин. Самыми большими событиями в жизни МО этого периода было строительство
нового храма (1927-1930), открытие дух.-просвет.
курсов (1933), курсов знаменного пения (1939) и определение местом
работы правления Союза старообрядческих общин в Муствеэ на Всеэстонском
стар. съезде 1939. При активной поддержке депутата парламента, быв.члена МО П. П. Баранина Артемий
Егорович Гужов и Дмитрий Семенович Блохин выступили инициаторами строительства
нового храма. Храм проектировал инженер Янсен, работы по его постройке
производились местными мастерами Н. Никулиным, А. Васильевым и В. Красновым.
Изначально храм был бревенчатым. Спустя несколько лет после проведения
дополнительных работ, храм приобрел вид каменного строения. В украшении храма
приняли участие Причудские иконописцы Г. Фролов, П. Софронов, М. Солнцев.
Торжест. освящение самого большого стар.храма в Эстонии, получившего название Троицкий, состоялось в
июне 1930. Улица, на кот.находился
храм, была названа в его честь Старообрядческой. В день освящения в церковь
пришло 3500 чел., всего же храм, высотой с семиэтажный
дом, вмещает более 1000 молящихся.
После 1940 по Эстонии прокатилась волна репрессий. Мн. семьи зажиточных стар-дцев высланы, храмы закрыты, службы
проводились тайно, в домах.
После 2-й мировой войны 10 авг. 1945 МО получила справку о
регистрации. Несмотря на арест и ссылку в Сибирь предс. МО А. Е. Гужова (погиб
в ленинградской тюрьме Кресты), деятельность храма возобновилась. В течение
последних 70 лет неоднократно менялся состав МО. Помимо названных
ранее А. Гужова и Д. Блохина, предс. МО избирались И. Ландсберг, Г. Венчиков,
Е. Кульков, Е. Трошкин, И. Пруссаков, И. Топкин, М. Каношин. Наст.были дух. о. Иоанн Каношин, Иоанн
Евдокимов, Прокопий Зарубин, Сампсон Суворов, Трифон Ерофеев и Василий Каношин
(• 1999). В настоящее время дух.о.
МО является Игнатий Трофимович Гужов, благословленный на пастырское служение в
день 70-летия Муствеэского храма в 2000.
·
Ист.:
ИАЭ. Ф.297. Оп.1. Д. 4873; ИАЭ. Ф. 384. Оп. 1. Д. 2667, 2852, 2857; ИАЭ. Ф.
1655. Оп. 2. Д. 883; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1524, 2006. Лит.: Церковь,
1908, № 38, 21 сентября; "Дела старообрядческие", Русский
свет, 1929, № 3, 27 января, с. 5; "В Черновской Старообрядческой
общине", Русский свет, 1929, № 16, 28 апреля, с. 3; "В Черновской
школе дают обеды", Русский свет, 1929, № 17, 5 мая, с. 3; Ф.
Пруссаков, "Письмо в редакцию", Русский сеет, 1929, № 8, 24
марта, с. 1;"Доклад И. Н. Заволоко", Русский
свет, 1929, № 19, 9 июня, с. 4; Гужов А., Блохин Д., "Воззвание",
Родная старина, 1930, .V» 9, с. 27; "Освящение Чертовского
старообрядческого храма", Старый Нарвский листок, 1930, № 65,
17июня; Причудский, "У старообрядцев", Таллиннский русский голос, 1933,
№ 59, 23 декабря; Орец П., "Единоверческая церковь в Мустве", Русский
Вестник, 1939, № 14, 18 февраля;"Вести из
Мустве", Русский Вестник, 1939, № 22, 18 марта;
"Старообрядческий съезд", Русский Вестник, 1939, № 53, 8 июля;
Маспанов Ф., "Семидесятилетие Черновского (Муствеэского) храма поморцев
1930-2000", СПЦК 2000, с. 101-102; Рудаков С, "Храмовый праздник в
Черном Посаде", Старообрядец [Нижний Новгород], 2000, № 18, с. 8—9;
Имперская политика в Прибалтике в начале XX века.Сборник
документов, сост. Т. Карьяхярм. Тарту, 2000, с. 321. Г. Пономарева, Т.
Шор
МЫШНЯКОВ Автоном Акиндинович (•
1851) — наст. Дегуцкой общины (ныне пос. Дегучяй, Зарасайский р-н Литвы)
с 1819. Выходец из Динабурга (ныне Д-пилс). Перенял от своего предшественника
наст. Т. Танаева почетную "степень великоотеческую пастырствовать
древлеправославным християнством Литвы и Курляндии". Под его началом
приняты чин благословения наст.и
метрические книги (1822). Один из организаторов Дегуцкого (1823) и Варковского
(1832) соборов. Между 1839 и 1845, вероятно, служил наст. Саманской общины
в окрестностях Зарасай.
·
Лит.: ДЛ, с. 210-211, 221, 244; Поташенко 1999. В.
Б, Г. П.