МОРОЗОВ
Фома Феофилактович (° 1927, Лауцесской вол., Илукстский у.
Латвии) -член Центрального Совета ДПЦ Латвии (1997-2000),
причетник Гайковской общины Д-пилса. Свои первые богослужения
совершал в домашней обстановке, а затем — на клиросе Нидеркунского)
храма. По окончании средней школы учился на физико-математическом
факультете Д-пилсского университета. В 1949 был сослан. Из Сибири вернулся в
1958. Работал столяром, мастером, инженером-строителем.
·
Лит.: СПЦК 1998, с. 91. В.Б.
МОРОЗОВА
Феодосия Прокопьевна (° 21 мая 1632; • 1675) - сподвижница Аввакума,
одна из великих женщин рус.истории.
Род.в семье боярина Прокопия
Федоровича Соковнина - впоследствии окольничего при царском дворе. Из какого
рода была мать М., Анисья, не установлено. Братья - Федор (• 1697), чугуевский
воевода в 1672—1675, и Алексей, окольничий, казнен 14 марта 1697 за участие в
заговоре против Петра!. М. была выдана за боярина
Глеба Ивановича Морозова, владевшего огромными поместьями. В 1650 у М. родился
сын Иван. Боярыня часто выезжает в подмосковное с.
Зюзино. Боярский дом блистал богатством: искусные "шахматные" полы,
необъятный сад с редкими растениями, диковинные птицы во дворе. В 1661 умер
деверь М. Борис Иванович Морозов - видный гос. деятель Рос. XVII в. Все его состояние перешло к М. В 1662 М. овдовела. В 1664
дом М. стал прибежищем для монахинь и пустынников, не принявших
"новин" патриарха Никона. После забайкальской ссылки в ее доме
останавливался Аввакум, кот.укрепил
приверженность М. старой вере. После того, как М. открыто выступила в защиту
древлего благочестия, в 1665 ее лишили всех вотчин. За М. — верховную, пятую
боярыню при царском дворе - заступилась царица Мария Ильинична (• 1669). Часть
вотчин ей вернули. В 1670 М. приняла монашеский постриг с иноческим именем
Феодора. "Евангельской матерью" ее стала старица Мелания. В нач. 1671
состоялся брак царя Алексея Михайловича Романова с Натальей Кирилловной
Нарышкиной. М. отказалась участвовать в свадьбе. В ноябре 1671 боярыня и ее
единомышленница, родная сестра Евдокия (в замужестве княгиня Урусова), были
взяты под стражу и содержались в монастырях Москвы, постоянно подвергаясь
допросам и увещеваниям. В 1672 умер единственный сын М.
Печальную участь сестер разделила и дворянка Мария Герасимовна Данилова.
Чтобы заставить отказаться от старой веры, трех женщин несколько месяцев морили
голодом, поднимали на дыбы, секли плетьми. Узницы не покорились. В 1674 их
отправили в Боровск (ныне Калужская обл.) и,
присоединив к ним инокиню Иустину, бросили в острог. Летом 1675 Иустину,
бывшего слугу М. Ивана и еще 12 старцев сожгли. Феодору и Евдокию перевели в
земляную тюрьму, лишили пищи. 11 сент. 1675 умерла Евдокия. В ночь с 1 на 2
нояб. от голодного истощения скончалась Феодора.
11 сент. Церковь совершает службу в память святых мучениц и
исповедниц боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры,
сестры ее - княгини Евдокии, Уистины и Марии, во граде Боровске пострадавших за
правоверие.
·
Лит.: Повесть о
боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазурина.
Ленинград, 1979; Барановский В., "Боярыня Морозова", Вильнюс (Вильнюс),
1993, №2-4. В.Б.
МОРОЗОВЫ
— несколько купеческих родов, восходящих к общему предку - Савве
Васильевичу M. M. принадлежали к разным направлениям стар-ства.
Викула
Елисеевич М. (• 1894) - стар-дец-поморец, московский купец, сын Елисея
Саввича. Потомство Елисея Саввича М. обычно именуется по имени его сына
Викулы -Викуловичами. Неоднократно жертвовал на нужды Вил.общины денежные суммы. В 1891
М. пожертвовал 1200 руб. на благоустройство Вил.храма и на "вечное поминовение" души умершего 14
февр. 1891 сына Федора Викуловича. Память о М. Вил.община также творит "вечным
поминовением".
Елисей
Саввич М. (° 1798; • 1868) - как и брат
Захар, женился на дочери богатого федосеевского предпринимателя. М. был гл.
попечителем и казначеем одной из наиболее посещаемых стард-цами-поморцами
молелен в Москве - Покровской. Основал еще несколько молелен в Москве и
Орехово-Зуево. Его потомство стало староверами-беспоповцами как федосеевского,
так и поморского согласия. Большинство из этого рода погребено на
Преображенском кладбище в Москве.
Савва
Васильевич М. (° 1770; • 1860) - купец, фабрикант. Был
крепостным крестьянином, затем ткачом на небольшой шелковой фабрике в дер. Зуево Московской губ. В 1779 открыл собственное
производство. В 1820-х вместе с семьей откупился на свободу. К 1840 владел
несколькими мануфактурами - в Никольском (ныне часть Орехово-Зуево), в
Богородске (Ногинск), в Москве. Покровский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин (с 1842), владелец фабрики
во Владимирской обл. и лавок в Гостином ряду. С женой, Ульяной Афанасьевной (°
1778; • 1861) имели пятерых сыновей - Елисея, Захара, Абрама (Аврамия),
Ивана и Тимофея. Четверо из них положили начало самостоятельным купеческим
династиям, потомки кот.живут
и поныне. Погребен вместе с женой на Рогожском
кладбище в Москве.
·
Лит.: Киселёв 1930, с. 9; Старообрядчество 1996,
с. 176— 178; Гавлин М., Российские Медичи. Портреты предпринимателей. Москва,
1996, с. 84-103. В. К., Г. П.
МОСКАЛЁВ
Аггей Терентьевич (° 1887, дер. Глубокий Ров, Сувалкского у., ныне Польша; • 1972, Клайпеда), начетчик, знаток
церк. пения и наст. Глубокоровской и Клайпедской общин. Получил светское
образование в местной начальной школе, позже окончил Сувалкское высшее училище.
Самостоятельно изучал историю Церкви, каноны и церк. уставы. М. был знатоком
сольного пения и сам переписывал певческие книги, кот.и поныне хранятся в Клайпедской общине. Долгое
время был начетчиком в Глубокоровском храме при
местном наст. М. Г. Голубеве, а после его смерти, с 1932 по 1941, - наст.этой общины. В 1925 участвовал в
1-м Всепольском стар.съезде
в Вил. В 1930-х М. стал одним из видных наст. Сувалкского края. 20 апр.
1933 по инициативе наст. М. и др. дух.о. Сувалкской обл. в храме Сувалкской общины состоялся
поместный съезд дух. о. и представителей стар. общин Сувалкской обл. (см. Староверие
в Польше).
В марте 1941 М., вместе с др.
польск. стар-дцами, был вынужден переселиться в Литву,
где некот. время жил в Шакяйском р-не, а с 1942 — в имении Пагине К. р-на. В
1947 вместе с семьей переехал в Клайпеду.
В 1950-е М. служил в одном из трех домов (по ул. Нямуно 32),
куда Клайпедские стар-дцы приходили на обществ.молитву. 28 авг. 1960 он освятил новый храм во имя Успения
Пресвятой Богородицы в Клайпеде (ул. Статибининку 84). На соборе СПЦ 1966 в
Вил.был награжден грамотой
президиума ВСС Лит. ССР за честный, безукоризненный и плодотворный труд
"на благо Древлеправославной Старообрядческой Церкви - на благо
староверия". В последние годы жизни тяжело болел, поэтому 2 авг. 1969 ВСС
Лит. ССР утвердил Г. Л. Легензова втор.наст. Клайпедской общины. Три
года они служили совместно. Умер в Клайпеде, похоронен
на Йонишкском кладбище.
Сын М., Александр учился у своего отца церк. пению,
переписывал певческие рукописи, хранящиеся в Клайпедском храме. Рано умер.
Ист.:
Историческое наследие (Интервью с Г. Л. Легензовым (° 1924), Клайпеда, 12 авг.
2000 г. Записал Г. Поташенко); Постановления собора СПЦ 1974, с. И. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 14-18;
История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г. Л. Легензов (илл.,
компьютерный набор), 1990-е гг.; Материалы собора 1966, с. 111; "Не
оборвется нить веры... (Из истории старообрядчества в Клайпеде)", Клайпеда,
1999, № 57, 12 марта,; Соловьева Г., "Община
Клайпедского округа", Эхо Литвы, 1999, 23 марта; СПЦК 2002, с. 111
112; Труды съезда 1925, с. 90. Г.П.
МОСКВИНСКАЯ ОБЩИНА, моленная создана в
1729 в дер. Москвино (Латвия). Возможно, основателями
МО стали староверы, переселившиеся в нач. XVIII в. из Московской
и Тверской губ. По воспоминаниям старожилов, в Москвино была небольшая и уже
ветхая моленная. Старовер Ульян Колосов на своей земле выделил участок под
постройку новой моленной. В строительстве помогали кто чем мог -лесом, материалами, ремеслом. Моленная поднялась в 1864. В
1915 из-за военных действий в период 1-й мировой войны колокол из моленной был
эвакуирован в глубь Рос. В 1929 вернули др. колокол,
надпись на кот.гласит:
"1885 год. Вылит сей колокол к церкви села
Киреева иждивением почетных граждан Николая Феодоровича и Веры Степановны
Мамонтовых. Завод Николая Самгина. Вес 36 пудов". По кругу размещены
образки с изображением Св. Николы, Богородицы
Смоленской, священномучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии.
В конце 1930-х МО посетили М. А. Каллистратов и Г. С. Елисеев,
И. Н. Заволоко и П. Ф. Фадеев. В 1930-е и 1990-е выступали
стар.хоры из Р. В конце XIX
- нач. XX вв. МО была одной из самых многочисленных. В 1928 она насчитывала
2422 прихожан, в 1939 - 3237. Большой урон нанесли 2-я мировая война, а также
репрессии 1949 - мн. погибли на полях сражений, были вывезены в Германию и
Сибирь. В 1960-х в поисках работы из деревни в города (Д-пилс, Р. и др.) стала
уезжать молодежь. Но МО продолжала существовать, а моленная была открыта для
прихожан.
В 1859 наст.был
дух. о. Василий Антонович. В конце XIX — нач. XX вв. служил дух.о. Наум Ульянович Колосов. В 1906
наст. Наум Колосов вместе с руковод. МО Григорием Авдеевичем Ларионовым (°
1870; • 1957) и Филатом Прокофьевым были делегатами съезда стар. наст. и
прихожан Сев.-зап. края в Вил. В 1923-1927 в МО
служил наст. Трифон Филатович Семенов из Волковщины (Литва), в 1927-1931 -
наст. Иоаким Вылев, 1931-1939 - наст. А. И. Екимов, с 1939-1953 - наст.
Исаакий Корнеевич Васильев, в 1955-1964 - наст. Е. Г. Кругляков из
Литвы, с 1964 по 1972 наст. Фалилей Исидорович Макаров с Кублищины (Бел.). С
1990 и по сей день (с перерывом) в МО служит наст. Иоаким Болдавешко.
До 1940 при МО существовала воскресная школа. Мн. и сегодня помнят вероучителей Петра Феодоровича
Воробьева, А. И. Екимова, Порфирия Агафоновича Иванова. Поэтому в
Москвинской моленной до 2-й мировой войны было мн. грамотных клирошан и
знатоков солевого пения. Среди них - головщик правого
клироса Петр Феодорович Воробьев (° 1881; • 1943), головщик левого
клироса Липат Феодорович Васильев (° 1874; • 1966), вероучитель и руковод. хора
Порфирий Агафонович Иванов (° 1903), клирошанин и переплетчик книг Роман
Ларионович Егоров (1870-1953) и др. Некот. прихожане МО стали наст.: Павел
Яковлевич Харитонов и Ульян Елисеевич Новиков в Костыговской общине, Корнилий
Кондратьев в Тишинской общине. Наст.и прихожане МО неоднократно избирались в высшие органы ДПЦ
Латвии. В Москвинской моленной крещены: депутат IV Сейма Латвии Трофим
Павловский, кавалер ордена Лачплесиса Никита Иванов, известный композитор
Латвии Иван (Янис) Иванов, геолог и исследователь Сибири Димитрий Егоров.
·
Лит.:СЦК
1998 (Даугавпилс), с. 64. Т. Колосова
МОСКОВСКАЯ ПОМОРСКАЯ ОБЩИНА, зародилась
в XVIII в., состояла в основном из посадских людей и купцов. В нач. XVIII в. поморцы
(старопоморцы) собирались по домашним моленным, в кот.останавливались Выговские отцы - Андрей и Семен Денисовы,
Мануил Петров, Л. Федосеев (• 1736, Москва). Выговский киновиарх Андрей
Борисов, уехавший на Выг в 1755, был уроженцем Москвы. Во втор.пол. XVIII в. в среде поморцев
стала известна моленная Гавриила Артамонова, в кот.бывал И. Алексеев. На ее основе в 1771 была
организована Монинская община. (В этом же году был основан и Преображенский
монастырь, ставший дух.центром
старопоморцев-федосеевцев). Видимо, в 1780-х ее первый наст. В. Е. Емельянов
стал практиковать бессвященнословный брак. Втор.наст. был брат В. Емельянова Алексей. С 1808
МПО руководил Г. Л. Скачков. Центром брачных поморцев в XIX в.
оставалась Москва. Привлеченные возможностью заключения брака, зажиточные
прихожане общины Преображенского кладбища переходили в Монинскую общину. В 1826
число прихожан Монинской общины достигло 6 тыс. чел., в
кельях при ней содержалось более 200 призреваемых. В 1837 моленная на ул.
Покровской (Бакунинской) была закрыта, но на протяжении XIX в. в Москве
действовало до 50 домашних брачных моленных, наиболее популярной из кот.была моленная Любушкиных на
Переведеновской ул., известная своим строгим монастырским уставом.
В сер. XIX в. среди
московских поморцев выявились сторонники наречного и наонного пений, кот.вводил наст. Антипа Андреев. На
базе этих групп образовались 1-я и 2-я (с марта 1907) Московские поморские
общины. 2-я община под руководством предс. И. И. Ануфриева решила
построить храм (проект архитектора И. Бондаренко). Через полтора года благодаря
усилиям прихожан строительство храма в Токмаковом переулке было закончено. Иконостас
украсили образа XVI— XVII вв., пожертвованные В. Горбуновым и сыновьями
покойного В. Морозова. Здание явило собой стиль новгородских церквей XVI
в. элементами поморского зодчества. Здесь были проведены первый (1909) и втор.
(1912) Всероссийские соборы христиан-поморцев. Первым наст.храма был Н. С. Шпунтов. Со втор.пол. 1908 на эту должность
избрали нижегородца Феофана Феодоровича Румянцева (• 5 марта 1918). Затем с
марта 1918 — дух.о. Дмитрий
Исаевич Занев. В 1921 к 2-й МПО присоединилась 1-я (Переведеновская, ранее -
Любушкинская). Вскоре начались активные гонения на стар-ство со стороны сов.власти. В марте 1930 пришлось
освободить храм. Взамен власти предоставили переднюю часть храма Св. Николы (бывшая федосеевская мужская богадельня общины
Преображенского кладбища). Все иконы (за исключением переданных в музей четырех
древних икон, висевших в простенках), книги, церк. утварь, части резного
иконостаса были вывезены на Преображенское кладбище, где и хранятся поныне. С
тех пор Никольская церковь — центр московских христиан-поморцев. Прихожане
хранят память о наст. - П. Булатове, Ф. Прохорове, М.
Гребенникове, предс. МПО - В. Мозолькине, А. Герасимове,
М. Деменкове, М. Короткове. Значительное место в истории МПО занимает семья Хвальковских.
В 1993 храм в Токмаковом переулке, являвшийся в свое время
редким памятником церк. архитектуры стиля модерн, был возвращен и теперь
восстанавливается.
·
Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E.
M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV:
Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г.
[2002], с. 702-724; СЦК 1985, с. 49; Хвальковский А., Юхименко Е.,
"Поморское староверие в Москве", Старообрядчество в России (17—20
века). Москва, 1999, с. 314-343. В. Б., Г. П.
МОСКОВСКАЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ОБЩИНА, см.
Московский Преображенский монастырь.
МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ -
наиболее влиятельный центр федосеевцев Рос.с 1771 по 1920-е. В настоящее время роль авторитетного дух.центра федосеевцев традиционно
сохраняется за федосеевским обществом в Москве (официальное название
"Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного
согласия"), расположенного на части террит. быв. монастыря.
В 1771 монастырь был основан И. А. Ковылиным. Создан как богадельня для презрения больных во время чумы в Москве,
затем превратился в Преображенский монастырь (фактически два монастыря, мужской
и женский). На средства Ковылина были построены здания богаделен
и часовен на террит. Преображенского кладбища (отсюда др. его название -
Преображенское кладбище, поскольку, по рос.законам того времени, староверы не имели права строить
монастырей).
В 1784 была построена соборная часовня во имя Успения
Богородицы, в 1805-1808 - надвратная Крестовоздвиженская часовня на мужской
половине. В 1805 на женском дворе были построены шесть каменных корпусов с
моленными. В 1811 закончено строительство Крестовоздвиженской часовни на
женском дворе, сохранившейся до настоящего времени. По общему замыслу монастырь
был построен по образцу Выговской пустыни с делением на сев. (женский) и южный (мужской)
монастыри. Строительство продолжалось с 1784 по 1811. Богослужения в
монастырских храмах совершали лучшие певцы и наст., приглашенные
из Выга, Стародуба и др. мест. Для воспитания детей-сирот в монастыре было
создано училище, где кроме общих дисциплин преподавали церк. пение, иконопись и
переписывали книги. Была собрана богатая библиотека.
В 1808 Ковылину вместе с др. федосеевцами,
благодаря связям попечителя с высшим начальством в
Петербурге, впервые удалось получить официальный статус богаделенного дома.
Обитель переживала свой подъем: число прихожан достигло 12 тыс. чел., а количество призреваемых - 2 тыс. Здесь проходили
федосеевские соборы (1810, 1814, 1816, 1817 и др.). Богослужебный устав стал
образцом для др. федосеевских общин Рос. Однако в
период правления Николая I политика властей в отношении староверов резко
изменилась. Возобновились их массовые гонения. В 1847 "Преображенский
богаделенный дом" был подчинен гражданским властям. Дерев.постройки были снесены. Позже
мужская половина с Успенской часовней была передана единоверцам; окончательно
изъята у федосеевцев в 1866, когда был основан Никольский единоверческий
монастырь. Однако Преображенский монастырь оставался центром
религ. жизни федосеевцев Рос: поддерживал отношения с общинами в Смоленской,
Нижегородской, Тульской, Тверской, Вит. губ., на Кубани, в Сибири и т. д. В
авг. 1883 в доме попечителя Преображенского монастыря H. В. Кочегарова
состоялся известный съезд, на кот.приняли
участие ок. 180 наст. (петербургские и риж. староверы не присутствовали). Был
обсужден ряд вопросов о вероучении и приняты постановления дух.-канонического характера. Впоследствии на основании этих
решений был составлен знаменитый Красный устав, ставший наиболее авторитетным
собранием догматических правил федосеевцев.
После провозглашения религ. свободы в Рос.имп. (1905) Преображенское кладбище было официально
зарегистрировано (март 1907). Это вызвало протест у части федосеевцев,
создавших свои группы "необщинников", а казанские федосеевцы
отказались молиться с московскими, поскольку те сделали у себя послабления и
начали с 1907 допускать новоженов к молению (с 1923 — и на исповедь).В окт. 1908 в Преображенском
богадельном доме в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд "христиан
древлеправославно - кафолического вероисповедания". До 1917 действовала
известная федосеевская типография при Преображенском богадельном доме, издания
кот.по настоящее время
широко распространенны среди всех беспоповцев.
В сов.период
наступили трудные времена. Особенно тяжелые и трагические были 1920-1930-е. Уже
в конце 1920-х в результате политики воинствующего атеизма и невиданных
репрессий церк. и обществ.жизнь
федосеевцев в СССР практически повсеместно прекратилась. В 1930-х были
арестованы все прежние наст. Преображенской общины, ликвидированы все их
моленные в городе, кроме Крестовоздвиженского храма на террит. Преображенского
богадельного дома, отчужденного властями.
Лишь после 2-й мировой войны сов. власти зарегистрировали
Преображенскую федосеевскую общину (1945); она насчитывала ок. 2,5 тыс. чел., с областью - 5 тыс. В общине преобладали женщины, предс.
была Н. Ф. Михайлова (• 1951), наст. - Н. Д. Ващенко. Большим авторитетом среди
московских прихожан пользовался др. предс. общины -М.
С. Сергеев. Его на этом посту в 1967 сменил М. И. Чуванов, большой
знаток стар.и древнерус.
книжности. Он возглавлял общину до 1988.
С конца 1980-х по конец 1990-х гос-во постепенно вернуло
часть монастырских строений федосеевцам Преображенской общины (Ильинский и
Надвратный корпуса). Их ремонт, а также реставрация Крестовоздвиженского храма
проводились под руководством нового предс. общины А. И. Лобзы и гл. наст. А. М.
Иванова. При общине открылась воскресная религ. (с 1993) и певческая (руковод. —Д. Григорьев) школы, возобновилась традиция призрения
старых и немощных.
В настоящее время на террит. быв.
Преображенского монастыря зарегистрированы три церк. общины. В 1992 был создан
общий орган - Совет церк. приходов Преображенского монастыря, поддержанный
патриархом Алексием II при решении вопроса о передаче Совету монастырских
зданий. В его состав вошли: Московская Преображенская община, Рос. Совет
ДПЦ, Московская поморская община и приход Св.
Николая Московского патриархата. Цель этого Совета - восстановление быв. Преображенского федосеевского монастыря.
·
Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E.
M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. TV:
Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г.
[2002], с. 702-724; Козлов В. Ф., "Судьбы старообрядчества. 1920-1930-е
годы", Московский журнал, 1992, № 7, № 9; Козлов В. Ф.,
"Московское старообрядчество в первой трети XX в. (храмы, молельни,
общественные организации и учреждения)", Старообрядчество в России
(XVII-ХХ вв.) I Ответственный редактор и составитель E. M. Юхименко.
Москва, 1999, с. 190-242; Труды 1908; Современная религиозная жизнь России.
Опыт систематического описания, т. 1 / Отв. ред.
М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169— 237; Смолич 1997, ч. 2;
Старообрядчество 1996, с. 232-235; Церковный календарь на 1997 г. Москва, 1996,
с. 58; Шахов 2001, с. 219-245. Г.П.
МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, см.
Московский Преображенский монастырь.