МЕМНОН Соловецкий (• 22 апр. 1698, Москва) -
поборник староверия, страдалец за святое благочестие. Род.в крестьянской семье. Смолоду — инок Соловецкого
монастыря. После разгрома обители (1676) долго противился присланным
священникам-никонианцам, ушел в Выгорецию, кот.только создавалась (см. Выго-Лексинское общежительство). Здесь
копал пруды, рубил лес, "правила молитвенного и постного воздержания не
оставляше". Для "прошения и получения братских потреб" выезжал в
центр Рос. При посещении Москвы был схвачен,
подвергнут допросам, истязаниям. Однако "новин" не принял. Был
отправлен в Холмогоры к архиепископу Афанасию. Перенес пытки и глумление. В
Страстную неделю 1698 М. сожгли на костре.
·
Лит.: Денисов С, Виноград
Российский. Москва, 1906; Филиппов И., История Выговской
старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862, с. 277-278. В. Б.
"МЕЧ ДУХОВНЫЙ" - рус.стар. непериодич. газета, выпускаемая рижск.
"Культурно-просвет. обществом имени И. Н. Заволоко" с сент. 2000. К дек. 2003 издан
10-й номер. Ред. - П. П. Алексеев. На страницах газеты печатаются статьи
по идеологии староверия, истор. материалы, биографии служителей ДПЦ, заметки о текущей
жизни общин и стар.орг-ций.
http://www.starover-pomorec.lv/index.php?link=39
·
Ист.: Меч духовный (Рига), 2001, № 3, май; Меч
духовный (Рига), 2003, № 10, декабрь. В.Б.
МИДУНЕЦКИЙ Антоний Георгиевич (° 1888, Двинск Вит. губ., ныне Д-пилс; • 1955) - певчий причта РГСО, поэт-самоучка.
С детства начал осваивать церк. грамоту. Позже мн. учились у него чтению и
пению. Писал стихи. В 1920-е издал в Двинске (Д-пилсе) несколько книжечек с
рифмованными зарисовками стар.быта,
среди них "Рождественская елка" (1929), "Картина с натуры.
Юмористическое стихотворение из жизни двинчан" (1929), и др.
·
Лит.: СЦК 1956, с. 109. В.Б.
МИНИН Викул Селивестрович (° 1882; • 1973) - наст.
Швенчёнской общины (Литва). В 16-летнем возрасте начал служить головщиком Вит.стар. общины. После 2-й мировой
войны, будучи вит. наст., добился разрешения на открытие моленной в доме, кот.община восстановила собственными
силами. Позже служил в Полоцке, а с 1950-х в Швенчёнисе (иначе Швянчионис). Дух.деятельность продолжал до 1967,
затем по состоянию здоровья ушел на покой.
·
Лит.: СЦК 1974, с. 7. В.Б.
МИНОВСКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), согласно
некот. данным, имеет своим началом втор.пол. XVIII в.; по
др. сведениям, МО основана в период правления Александра II (1855-1881).
Существующий ныне (срубленный из бревен) храм построен в 1904 и освящен во имя
Покрова Пресвятой Богородицы. Наст. Лаврентий Ефремович Повиланкин был
участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края (Вил.,
1906). В архивных документах содержатся сведения о жизни МО до 2-й мировой
войны. К концу 1930-х в МО насчитывалось более 800 прихожан. Наст.с 1912 по 1935 служил Исайя
Илларионович Кузьминов. Его сменил Василий Львович Страдалов, служивший наст.довольно продолжительный срок.
Позже дух.руковод. МО
являлись Исидор Федорович Макаров, Аврамий Илларионович Бесполенов, М. И. Баранов,
Адриан Леонович Рагозин и др. На исходе XX в. МО значительно уменьшилась.
Богослужения совершаются нерегулярно. Оставшихся прихожан опекал наст. Иван
Козмич Воробьев из Д-пилса. Предс. совета МО в 1998-2000 - Иван Васильевич Макеев
(° 1933). Рядом с храмом находится общинное кладбище, основанное в 1904-1905.
Имеются памятники того времени.
·
Лит.: Pakulnevičiūtė 2000.
В.Б.
МИРОЛЮБОВ Иоанн Иванович (° 1956, Р.) - старший наст. РГСО
(до 2002). Закончил риж. политехнический институт, учился в аспирантуре.
Окончил Московскую дух.академию.
Доктор теологии. В штате РГСО - с 1980. В 1984 благословлен
на отечество. С 1983 являлся ред. СЦК и СПЦК (до 2002). Автор мн. работ
по истории староверия, догматическим и религ.-нравств.
вопросам. Избирался сопредседателем Международного Совета ДПЦ. В 1989-2001 -
предс. Центрального Совета ДПЦ Латвии. В 2002 был отстранен от должности старшего наст. РГСО.
·
Лит.: СЦК 1990, с. 58. В.Б.
МИТРОПОЛЬСКАЯ
Нина Константиновна (° 1921, Медведеве Бологовского у. Петроградской обл.; • 1993, Вил.)
- собиратель, публикатор и исследователь рус.фольклора в Литве. В нач. своей научной карьеры занималась
собиранием и изучением рус.былин,
этой теме посвящена и ее кандидатская диссертация. Научным руковод. М. был
Владимир Яковлевич Пропп, ученый с мировым именем. Переехав в Вил., несколько
десятилетий работала доцентом, ок. 20 лет заведовала кафедрой рус.литературы Вил. университета. С
1960 по 1987 М. бессменно руководила фольклорной практикой студентов. За это
время будущие филологи побывали почти во всех городах, местечках и дер.,
заглянули чуть ли не на каждый хутор, жит.кот. считали родным яз. рус. Наиболее интересные р-ны
обследовались по два-три раза. Как выяснилось впоследствии, подавляющее
большинство материалов было собрано в стар.селениях. Общий итог этой систематической и целенаправленной
работы - более 60 тыс. записей фольклорных произведений разных жанров. Столь
высокая результативность во мн. была обусловлена продуманной орг-цией
собирательской работы, постоянным контролем за правильностью
расшифровки и оформления собранных материалов. М. ставила перед студентами не
только учебные, но и научные задачи. На кафедре проводились семинары по полевой
записи, были составлены вопросники по отдельным темам, а затем - комплексная
программа по фольклорной практике; регулярно обсуждались итоги экспедиционных
поездок. М. рекомендовала своим подопечным особое внимание уделять
художественному взаимодействию рус, литов., польск. и белорус.фольклора в обследуемых р-нах. Одним из ключевых
требований программы была сплошная запись, фиксация всех предлагаемых
исполнителями текстов. Следуя советам своей наставницы, вил.студенты записали немало произведений, находившихся в
те годы под негласным запретом (христианские легенды, духовные стихи, поверья,
заговоры, мифологические сказания, сатирические частушки о колхозах и
чиновниках-бюрократах, песни и пословицы, пародировавшие идеологические штампы
сов. времени).
М.
многое сделала для того, чтобы ввести собранные материалы в активный научный
оборот. Она подготовила серию подборок произведений
разных жанров, кот.были
напечатаны в "Ученых записках вузов Литвы": "Новые записи сказок
"О царе Салтане" и "О мертвой царевне" (1969),
"Русские загадки, записанные <...> от русского старожильческого
населения" (1974), "Местные былички и этиологические рассказы,
вошедшие в русскую фольклорную традицию в Литве" (1984). В 1975 в Вил.был издан сборник "Русский
фольклор в Литве", в кот. вошли более 120 произведений песенных жанров,
десятки частушек, пословиц, загадок, ок. 180 сказок. М. приняла активное
участие в подготовке академического сборника "Фольклор русского населения
Прибалтики", кот.вышел
в свет в 1976 в Москве. В литов. разделе книги насчитывается ок. 100 текстов, в т. ч. более 20 сказок. А еще через год в Вил.был издан еще один небольшой
сборник - "Русский традиционный фольклор на территории Литовской
ССР", составленный из текстов, не использованных в двух первых книгах (25
песен и 20 сказок).
В
1980-х М. обобщила свои многолетние наблюдения над бытованием рус.фольклора в Литве и готовилась к
защите докторской (хабилитационной) диссертации. К сожалению, состояние
здоровья помешало ей довести дело до конца, хотя исследовательская часть работы
фактически была уже завершена. В дополнение к указанным выше публикациям,
вступительным статьям к научным фольклорным сборникам М. написала статью
теоретического плана "Проблема варианта и психология творчества в условиях
локальной фольклорной традиции" (1975), составила "Общий указатель
сюжетов и вариантов сказок, записанных от русских старожилов Литвы"
(1975). В указателе учтено более 1100 произведений, в особый раздел
сгруппированы сюжеты, отсутствующие в общерусском указателе Н. П. Андреева.
Составление подобных указателей — работа чрезвычайно трудоемкая и кропотливая,
поскольку каждый текст необходимо было проанализировать, сопоставить с др.
вариантами, определить его место в классификационной системе, принятой
российскими фольклористами. Один из номеров "Ученых записок" (1977)
целиком заняло ее исследование "Сказочная традиция у русских старожилов
Литвы". В сущности, это целая монография, посвященная двум актуальнейшим
проблемам совр. сказковедения: "Межнациональные контактные связи в жанре
сказки" и "Сказительство и книжность". В ней детально анализируются
восходящие к литов. традиции варианты сказок "Эгле - королева ужей",
"Барин, грошик и ежик", а также ряд произведений, связанных с польск.
фольклором; показано генетическое родство некот. сказок с памятниками
древнерус. лит. (повестями о
Петре и Февронии, о Карпе Сутулове, о Шемякином суде).
Педагогическая
деятельность М., созданный под ее руководством фольклорный архив кафедры рус.филологии, ее научное наследие -
важные вехи в изучении традиционной культуры стар-дцев Литвы.
·
Соч.: "Новые записи сказокО царе Салтане и О мертвой царевне",
Literatura [Вильнюс], 1969, XI (2), с. 153-171; Русские пословицы как
малый жанр фольклора. Вильнюс, 1973; Русский фольклор в Литве.
Исследование и публикация. Вильнюс, 1974; "Новые записи загадок и
фольклорная традиция в русских поселениях на территории Литовской ССР", Literatūra,
1974, XIV (2), с. 59-89; "Литва в русском эпосе (к поэтике
имен)". Literatūra, 1974 XV (2), с. 25-34;
"Новые записи русских песен и сказок в Литве (Итоги фольклорных экспедиций
1972 г.)", Literatūra, 1974, XV (2), с. 101-102; "Русские
загадки, записанные в Зарасайском, Аникщяйском, Игналинском и других районах
Литовской ССР, от местного русского старожильческого населения", Literatūra,
1974, XIV (2), с. 131—155; "Проблема варианта и психология
устного творчества в условиях локальной фольклорной традиции", Literatūra,
1975, XVI (2), с. 7-28; "Общий указатель сюжетов и вариантов сказок записанных от русских старожилов Литвы (собрание
экспедиционных материалов 1960-1972 годов)", Literatūra, 1975,
XVI (2), с. 89-135; "Песни и сказки русского населения Литвы", Фольклор
русского населения Прибалтики, отв. ред. Э. В. Померанцева. Москва, 1976, с. 10-81; Сказочная традиция у русских старожилов
Литвы (Межнациональные связи. Сказительство и книжность. Вильнюс,
1977 (= Literatūra, XIX); Русский традиционный фольклор на
территории Литвы. Исследование и публикация, Вильнюс, 1977;
"Несказочная просьба в условиях контактных фольклорных связей", Literatūra,
1985, XXVII (2), с. 3-11; "Местные былички и
этиологические рассказы, вошедшие в русскую фольклорную традицию в Литве",
Literatūra, 1985, XXVII (2), 76-78; "Русско-литовские
контактные связи в современной русской фольклорной традиции на территории
Литвы", Связи литовской литературы с литературами СССР и зарубежных
стран - Lietuvių literatūros ryšiai su TSRS tautų bei
užsienio literatūromis. Вильнюс, 1987, c. 27-29; "Народная
культура старообрядцев", Вильнюс, 1992, № 8 (118), с. 150-160;
"Русские сказочники Литвы", Лад, 1993, № 4, с. 26-28. Лит.: Ivinskis Р.,
Sideravičius R., "Dėstytojos jubiliejus", Tarybinis
studentas, 1971, nr. 23 (763), birželio 25; Червинскене E.,
"Руководитель кафедры", Советская Литва, 1971, № 143 (8522),
23 июня; Kerbelytė В., "Rusų tautosaka Lietuvoje", Pergalė,
1976, nr. 12, р. 167—168; Ивинский П., "Нина Константиновна
Митропольская" [некролог], Literatūra, 1994, 36 (2), с. 97-98;
Ю. Новиков, "Заметки о научно-педагогической деятельности Н. К.
Митропольской", Literatūra, 2003, 45 (2): Rusistica
Vilnensis, c. 142—147. Ю. Новиков
МИТРОФАНОВСКАЯ ОБЩИНА, см. Жемайтельская община.
МИХАЙЛОВ
Аврамий Силантьевич (° 1934, дер. Гофтенберг, Д-пилсский у. Латвии) - стар.обществ. деятель, и. о. предс. Центрального Совета
ДПЦ Латвии с 2001. Трудовую деятельность начал слесарем завода
"Электроинструмент" (1952). Заочно окончил Латвийскую
сельхозакадемию. С 1976 - директор автопредприятия, с 1988 -генеральный
директор Д-пилсского автобусного парка. Избирался предс. совета Гайковской
общины, зам. предс. Центрального Совета ДПЦ Латвии. Награжден латвийским
орденом Трех Звезд.
·
Лит.: СПЦК 1998, с. 80. В.Б.
МИХАЙЛОВ Василий (• 1950, дер. Перелазы, Литва) -
наст.и видный религ. деятель
СЦ Литвы. В 1920-1950 - наст. Паскутишкской общины. Участник съезда
стар-дцев К. уезда (янв. 1922). В 1927-1938 - член ДК при ЦСС Литвы, в
1942-1943 - член ДС при ЦСС в Литов. генеральной обл.
·
Ист.: LVA. F. R.— 181. А. 1. В. 57. L.
10-15; Протоколы заседаний членов ЦСС, 1942-1943 гг., Архив ВСС Литвы. Лит.: Sabaliauskaitė 1999. Г.П.
МИХАЙЛОВ Даниил Давыдович (° 1885, Двинск Вит. губ., ныне Д-пилс; • 1973) - наст. 1-й Д-пилсской
(Новостроенской) общины в 1941-1960. Юношей начал работать на кафельном
заводе и в паровозном депо. Одновременно поступил в причт местного храма. С
помощью опытных учителей постигал Св. Писание, знаменное
пение, устав церк. службы. В 1927-1940 состоял причетником РГСО, изучал
историю Церкви, готовил статьи для стар.изданий, переписывал древние книги. В 1936 и 1938 отдельными
вып. вышел подготовленный им богослужебный устав. По возвращении в Д-пилс был
избран наст. Знал и ценил книжные редкости; восстановил "Апостол"
1564 и преподнес книгу в дар РГСО. М. называли "великим тружеником
на ниве духовного делания".
·
Лит.: СЦК 1973, с. 76. В.Б.
МИХАЙЛОВ Евстафий Илларионович (° 1918; • 1984) - наст. Гайковской
общины Д-пилса с 1968. В 1936-1944 - вероучитель в школах Д-пилсского у.
Латвии, затем бухгалтер строительно-монтажного управления. Длительное время
работал льноводом, сельским строителем. Неизменно посещал богослужения.
·
Лит.: СЦК 1986. В.Б.
МИХАЙЛОВ Иван Ипатьевич (° 12 февр. 1893, дер. Пенты, ныне
Браславский р-н Бел.; • 1993, Вил.) - известный
иконописец и реставратор икон, член ВСС в Литов. ССР. С 12 лет начал
обучаться иконописи. Первым учителем был родной дядя Иван Васильевич Михайлов.
В 1911 юный М. самостоятельно начал писать иконы, а в 1912 выполнил первый
заказ. Участник 1-й мировой войны, дослужился до унтер-офицера. В 1929 Вил.община пригласила его
"как необходимого и единственного специалиста-иконописца на территории б.
Польши [до 1939] для исполнения работ по иконописи". В том же году женился
на Наталье Тимофеевне Толкачёвой. В 1931 род.дочь Зоя, в 1933 - сын Александр. В 1930-е М. писал иконы
для стар. общин в Вил., Ери (США) и частных
коллекционеров во Франции и США. Уже тогда ценители его икон отмечали
"искусное и точное письмо икон как в гл. сюжетах, а также и во всех
деталях включительно до надписей" (С. Рябцев, Франция). Иконами М. украшен
иконостас, притвор Вил.храма.
В 1930-х - член РК Вил.общины.
После
1945 М. отреставрировал иконы Вил.храма
и иконостас 1-й Д-пилсской (Новостроенской) общины, для кот. написал
немало новых икон. Работы М. находятся во мн. стар.храмах и домах в Литве, Латвии, Бел. и др. странах. Имя
авторитетного мастера приобрело известность тогда не только в балтийском
регионе. Он писал иконы для храмов и частных заказчиков в Рос,
Украине, Греции. "Признанный мастер за долгие годы жизни выработал свой
стиль, свою манеру письма, характерной чертой которой является тщательность
исполнения, стремление не отступать от канонов древнерусской иконописи"—
писал И. И. Егоров к 100-летию М. Участник соборов СПЦ 1966, 1974
и 1988 в Вил. На соборе 1974 был избран членом ВСС
в Литов. ССР.
Среди
созданных им образов - икона "Свв. мученики Антоний, Иоанн и
Евстафий" -памяти вил. страдальцев за
древлеправославие, казненных язычниками в 1347, "Святитель Никола в
житии", "Распятие Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа" и
др. Иконы М. имели заслуженное признание среди современников. Однако его
творчество остается мало изученным. М. творчески развивал традицию иконописной
школы Балтии (см. Г. Фролов, П. Софронов). Его иконопись имеет
значение как явление рус.и
общеевропейской культуры. Учениками и продолжателями традиций М. являются Г. Г.
Яковлев и Н. В. Портнов, Похоронен на стар.кладбище в Вил.
·
Ист.: Интервью с Г. Г. Яковлевым, 21 февр. 2002 г.
Записал Г. Поташенко; Личный архив Г. Поташенко (Вильнюс). Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1931, М° 2-3, с. 24; Деяния
собора 1991, с. 46; СЦК 1994, с. 61; Рябоштанов И., "Русский иконописец из
Вильнюса", Эхо Литвы, 1993, № 101, 28 мая; Старообрядчество 1996,
с. 174.В. Б., Г. П.
МИХАЙЛОВ Лаврентий Силович (° 1913, дер. Застенки Науйенской
вол.
Двинского у. Вит. губ., ныне Латвия; • 20 авг. 1985, Р.) -видный деятель ДПЦ
Латвии, наст.и почетный
предс. совета РГСО, знаток знаменного пения. М. род.в многодетной стар. семье. В
дошкольном возрасте освоил церковнослав. чтение и в семилетнем возрасте стал
причетником Застенковской общины. Под руководством наст.храма М. изучил обязанности канонарха, тогда же
обучился знаменному пению и в 15-летнем возрасте стал исполнять
обязанности головщика. Для укрепления певческого искусства прошел
двухгодичную практику в притче РГСО и стал уважаемым знатоком знаменного
пения. Как теоретик и практик древних песнопений обучал мн. молодых людей
солевому пению, консультировал и состоял в переписке со мн. видными учеными —
историками рус.средневековья,
такими как Д. Лихачев, В. Малышев, Н. Успенский и др. В 1930-е, после службы в
Латвийской армии, М. приглашен головщиком в Нидеркунскую общину (Д-пилс).
Создал при общине хор и активно участвовал в работе Д-пилсского Кружка
ревнителей рус.старины. В
Д-пилсе М. получил среднее образование, после чего закончил
курсы учителей. С 1939 по 1946 работал учителем в школах Д-пилсского и
Илукстского у. В 1946, по приглашению совета РГСО, переезжает с семьей в
Р. и служит головщиком в РГСО. Через некот. время совет РГСО назначает
М. певческим старостой, а в 1956 М. избирается предс. совета общины. С 1954 по
1984 М. - ред. "Старообрядческого церковного календаря". С
1976 - наст. РГСО. Погребен на стар.кладбище в Р.
·
Лит.: о. Алексий Жилко,
"Лаврентий Силович Михайлов (К 15-летию со дня смерти)", СЦК 2000, с.
76-80; о. А. Жилко, "Л. С. Михайлов - видный деятель Староверия", Бобровские
чтения.Резекне,
2000, с. 69-78. Э. Мекш
МИХАЙЛОВЫ - род стар.деятелей.
Антип Иванович М. (° 1866, Н.-Алекс, Ков.губ. Рос.имп.,
ныне Зарасай, Литва; • 1956). Потомок первых староверов-переселенцев. Достиг
высокого положения. Работал подрядчиком на строительстве Либавского
(Лиепайского) военно-морского порта. Был основателем (1906), первым предс.
совета Лиепайской (Либавской) общины, устроителем местного Св. Троицкого
храма, наст. кот. служил участник съезда стар-дцев Сев.-зап.
края в Вил. (1906) С. Д. Зуев. Позже М. брал крупные подряды под
Петербургом, владел домами и дачами на Гатчине. После 1-й мировой войны жил в
Лауцесской вол. Илукстского у. Латвии, занимался сельским хоз., обществ.работой. Материально поддержал
орг-цию религ.-просвет. курсов (Д-пилс, 1931).
Избирался членом Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии. В
доме находилась богатая библиотека. Дети М. получили высшее образование.
Митрофан Иванович М. (° 1870, Н.-Алекс. Ков.губ. Рос.имп.,
ныне Зарасай, Литва; • 1945), предс. Зарасайской общины (1930-е).
Основная профессия — строитель. Работал у брата Антипа десятником (Либава, ныне
Лиепая; Гатчина). 1-я мировая война застала в родном городе. Вместе с семьей
испытал беженство. Вернувшись в Зарасай, выращивал и продавал овощи, содержал
мясную лавку. Избирался членом Зарасайского самоуправления. В 1944
репрессирован.
·
Ист.:Из записок Михея Митрофановича Михайлова (° 1905; • 1984), Личный архив
Н. Б. Михайловой-Лариковой.
Феоктиста Антиповна М. (° 1906; • 1936), дочь А. И. Михайлова. Окончила
в Д-пилсе рус.женскую
гимназию, затем богословский и философский факультеты пражского университета.
Защитив диссертацию на тему стар-ства, получила степень доктора философии.
Снискала известность неутомимого проводника ценностей древлеправославия, друга
и воспитателя молодежи. Событием стал ее доклад на стар.съезде в Д-пилсе в дек. 1935. В связи с ее
безвременной кончиной газеты писали, что ушла "редкая работница на духовно-просвет. ниве".
·
Ист.: Газета для всех, 1936, 2 октября. В.Б.
МИХАЛОВСКАЯ ОБЩИНА (ныне дер. Микалавас, Игналинский р-н, Литва),
основана до 1816. В "Дегуцком летописце" есть свидетельство:
"1816. Пастырь Долголишской Филипп Семенович скончался на Михалове. Устин
Федорович скончался на Михалове. 1842". Одним из первых наст.был Иволий Карпович Портнов (•
1879). Затем в МО служили Иоанн Зубков, Каллистрат
Стахов (1920-1930), Еверений Иванов. 38 лет (1941-1979) пастырем МО являлся
Платон Поташёв. Из дер. Михалово вышел
известный головщик РГСО Илларион Финогеев. В 1928 он подарил
Михаловскому храму наперсный крест. В последние десятилетия дер. приходит в
упадок. Из сорока рус.домов
осталось десять. В 1996 МО насчитывала ок. 100 прихожан. Предс. совета МО -
Анна Аверьяновна Сукова (° 1943). После нескольких случаев воровства в храме
почти не осталось икон, а с 1979 нет и постоянного наст.
·
Ист.: ДЛ, с. 209, 215. Лит.: Старообрядцы Литвы: Материалы и исследования 1996-1997.
Вильнюс, 1998, с.
69-70. В.Б.
МОНИНСКАЯ ОБЩИНА (Покровская часовня) - с сер. XVIII в. в Москве
существовала стар.община
Гавриила Артамонова, в кот. по настоянию В. Е. Емельянова был принят
обряд бессвященнословного брака. Вскоре МО стала известной в Москве,
особенно в купеческой среде. В МО насчитывалось более 50 семей, в т. ч. купцы
Алексеевы, Монины, Заикины. В нач. 1770-х В. Е. Емельянов обратился к
поморцам с речью: "Стыдно нам теперь, православные Христиане <.. .> не иметь обществ. моленной. Необходимо устроить нам
молитвенный дом, чтобы избегнуть поношения". Речь произвела должное
впечатление и вскоре на Покровке, против Рыкунова переулка, был куплен дом с
большим участком земли. Гл. жертвователями стали купцы Пимин Алексеев, Василий
Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. В 1771 на дворе
была устроена дерев.часовня
с отдельным помещением для призреваемых. Все это владение было закреплено как
частная собственность за В. Ф. Мониным, а моленная получила название -
Монинская. Наст.был избран
В. Е. Емельянов (• 1797). МО имела установленные прав-ством метрические
книги, поэтому браки, записанные там, признавались властями как законные. В
моленной к тому времени насчитывались уже тысячи прихожан. Погребения
совершались на Преображенском кладбище. После В. Е. Емельянова наст.выбрали его брата Алексея Емельяновича.
В
1807 наст.моленной избран Г.
И. Скачков (• 1821), составивший чин брачного молитвословия. В войну
1812 храм МО сгорел. Однако все общинные ценности удалось сохранить. Вместо
сгоревшей дерев.часовни, в
1813 на пожертвования прихожан (ок. 4 тыс.) построен новый каменный храм в два
яруса с обширным помещением для призреваемых. В МО для разрешения своих дух.
вопросов приезжали поморцы со всей Рос. Моленная сделалась средоточием культурной жизни
поморского староверия. Здесь были воспитаны замечательные деятели-поморцы.
В 1826 МО насчитывала до 6 тыс. прихожан. Однако после
доноса, согласно распоряжению московского ген.-губ.
князя Голицына, моленная была опечатана. Первоначально моленная была перенесена
в дом Гусарева, а затем - в дом Ивановой в первом квартале Лефортово. 10 янв.
1837 предписанием министра внутренних дел Блудова Монинская моленная была
окончательно закрыта из-за отказа наст. Антипы Андреева
молиться "за предержащая власти". Прихожане (ок. 9 тыс.)
разошлись по различным моленным, кот.в Москве к сер. XIX в. насчитывалось более сорока. В нач. XX
в. на основе этих групп
поморцев были организованы 1 -я и 2-я Московские поморские общины. А.
Безгодов