МАЖУТО Иосиф Симеонович (° 1879, дер. Кравчуны Свенцянского
у.Вил. губ.; • 1984) - наст. Юргелишкской общины, член ДС при ВСС
в Польше в 1936-1939, с 1944 - член ВСС в Литов. ССР. Окончил
начальную школу. С детства изучал церковнослав. чтение, знаменное пение, богослужебный
устав. В 1895-1899 - певчий РГСО, затем - головщик в сельских
общинах. Мн. учились у него знаменному пению, некот. из его учеников стали
наст. (Н. Прусаков, И. Голубов, А. Зенков). С 1935 М. - наст.
Юргелишкской общины. Местный храм построен в основном его стараниями.
·
Лит.: СЦК 1986, с. 64. В.Б.
МАКАРОВ Тарасий Феопентович (° 25 февр. 1883, на террит. нынешнего Борисовского
р-на Минской обл.; • 26 окт. 1953) - учитель, головщик
Екабпилсского храма (Латвия). Окончил Учительскую семинарию при Дерптском
(ныне Тартуском) университете, получил диплом народного учителя. С 1911 работал
в Илуксте, представлял стар.учительскую
семинарию на 1-м Всероссийском съезде христиан-стар-дцев поморцев по народному
образованию в Двинске (1911). Во время 1-й мировой войны эвакуировался в глубь Рос. Вернулся в Екабпилс в 1920. Созданный им молодежный
хор дух.песнопений
пользовался известностью. Во время Вселатвийского смотра стар. хоров 16 мая
1937 выступал на сцене самого дорогого рижск. зала -в
Доме Черноголовых. На учениках М. причт Екабпилсской общины продержался
почти полвека. М. избирался предс. совета Екабпилсской общины, членом ЦК по
делам стар-дцев Латвии.
·
Лит.: СЦК 1993, с. 50; Зимова 3. Н., Старообрядцы
Екабпилса. Люди. Годы. События. XIX—XX в.в. Рига,
2003. В.
Б., Г. П.
МАКАРОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит.
губ.; ныне Прейльский р-н Латвии), на 1912 старопоморского согласия.
Согласно противоречивым архивным данным, основана в
1901, 1904 или 1905. В 1906 было принято решение о строительстве нового храма.
Проект храма размером 22,79 х 9,87 м (автор - реж. гор.землемер Г. Сергеев) был утвержден в апреле 1907. С
тех пор здание моленной ни разу не перестраивалось и сохранилось
по сей день. При храме два кладбища. В 1912 в МО насчитывала 1512
прихожан, в 1932 -826, в 1940 - 814. Собственность МО на 1940 оценивалась в
7245 латов. Имелось 0,41 га земли; приход составлял 437,48, расход - 404,23
лата. Служили наст.: Иван Базулев (отм. в 1914), Ф.
Федоров (отм. в 1921), Варсанофий Виноградов (1928-отм. в 1937). В настоящее
время в МО наст.отсутствует.
Службы совершаются по праздникам.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370.
Оп. 1. Д. 1367. Л. 7; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 164, 165, 227; ЛГИА. Ф.
1370. Оп. 1. Д. 2678; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52. Лит.: ПКВитГ 1914, с. LVI. В. Никонов
МАКАРОВЫ - служители СПЦ.
Илларион Исидорович М. (° 1920 дер. Кукляны, Бел.; • 2002)
- наст. Швенчёнской общины (Свенцяны, ныне Швенчёнис, иначе Швянчионис, Литва)
с 1978 по 2002. Мн. годы - колхозный тракторист. Церк. службу начинал головщиком.
Участник собора СПЦ 1988 в Вил.
Фалелий Исидорович М. (° 1926; • 1989) - наст., член
ВСС в Литов. ССР. Дух.о.
1-й Д-пилсской (Новостроенской), Москвинской, Зарасайской общин Латвии и
Литвы. Участник собора СПЦ 1988 в Вил., где был
избран членом ДК при ВСС в Литов. ССР.
·
Лит.: Китеж-Град,
1990, №2, с. 43; Деяния собора 1991. В. Б., Г. П.
МАКЕЕВ Аркадий Денисьевич (° 1907, Якобштадт, ныне Екабпилс, Латвия; • 1985)
-религ. деятель, головщик РГСО. Род.в семье учителя. С шести лет обучался церк. грамоте. В 1914
— 1918 - жит. Ржева (Рос.), окончил там гор.училище. По возвращении в Латвию — причетник Гривского
храма. В 1930-1940 работал на предприятиях Д-пилса, был головщиком, руководил
хором Гривского кружка ревнителей русской старины. Участник сражений против
фашизма. Награжден медалью "За отвагу". С
1945 - в причте РГСО.
·
Лит.: СЦК 1986, с. 66. В.Б.
МАКСИМОВ Савва Тимофеевич (° 1898; • 1979) - наст. Малюткинско-Юдовской
общины Д-пилса. Почти 40 лет был дух.о. местных прихожан. Еще в 1945 предпринял попытку
подготовки юных причетников, привлек к занятиям группу мальчиков. Позже частным
образом у него обучался не один будущий клирошанин. Среди учеников М. -предс.
этой общины в 1993-2003 Алевтина Корнильевна Синицина.
·
Лит.: Гузик А., Жилко А., Старообрядческие
храмы Даугавпилса. Даугавпилс, 1999, с. 92. В.Б.
МАЛУКАЛНСКАЯ (МОЛОКОЛИСКАЯ) ОБЩИНА (Реж. у. Вит.
губ.; ныне Прейльский. р-н Латвии), основана в 1898 (?), в 1912 принадлежала к
поморскому толку. МО находилась на самой зап. окраине Реж.
у, где население было смешанным. В 1906 в МО было всего 512 прихожан,
кот.соседствовали с
представителями др. конфессий: 1800 католиков, 150 лютеран, 35 правосл. В 1906
было решено под моленную построить специальное здание. Одновременно С. Вавилов,
Н. Ларионов, Я. Артемьев и др. подали прошение на устройство временного храма в
доме Изота Харламова. Проект составил К. Кюнберг (?). Вит.губ. строительное правление рассмотрело его и нашло
крайне неудовлетворительным. Переписка продолжалась вплоть до 1908, но
разрешение так и не было получено. В анкете 1939 указана дата постройки
существующей моленной - 1904, однако достоверной ее считать нельзя. В 1912 в МО
было 635 прихожан, в 1934 - 615, 1936-573.
Наст.были: Иосиф Кузьмин (отм. в 1906),
Калина Цветков (1913 - отм. 1926). В настоящее время община прекратила
существование. Здание храма заброшено и подвергается разборке. При МО находятся
три кладбища.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1.
Д. 2446. Л. 520, 522; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 876. Л. 3; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1.
Д. 11. Л. 103; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 53636. Л. 3, 5, 11, 7. Лит.: ПКВитГ 1914.В. Никонов
МАЛЮТКИНСКО-ЮДОВСКАЯ ОБЩИНА, основана в 1860-1870-х. Первыми жит.пос. Юдовка на левом берегу Двины (ныне окраина Д-пилса)
был построен дерев. молитвенный дом. Как и Гривская, МЮО вправе считать своим
древним истоком Лигинишкскую часовню, а первым пастырем — ее устроителя,
духовника XVII в. отца Терентия (Лигинишки находятся от Юдовки менее чем
в 2 км.). Однако путь до прочного становления МЮО оказался долгим. Лишь после
получения стар-дцами свободы вероисповедания в 1905 объединенными усилиями был
возведен храм, в 1909 освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы и Св. Николы Чудотворца. 90-летняя история храма полна горьких
страниц. Бури двух мировых войн пронеслись над ним, но храм выстоял и поныне
открыт для прихожан. Несколько десятилетий служил наст. С. Т. Максимов. Его
сменил К. П. Никифоров, с 2002 служит наст. Иоанн Жилко. На общинном кладбище
установлен крест с надписью: "Сей памятник водружен
в честь открытия Святониколаевского старообрядческого кладбища 9 мая 1921 года.
Крест сработан мастером Яковом Синявским".
·
Лит.: Гузик А., Жилко А., Старообрядческие
храмы Даугавпилса. Даугавпилс, 1999, с. 88. В. Б.
МАРАЕВА Анна Васильевна (◦ 1845; • 1928) - ревнительница староверия,
собрала редкую коллекцию памятников иконописи и древнерус. письменности. В 1908
на свои средства построила храм для стар-дцев Серпухова, передала прихожанам
иконы новгородского письма. Шесть икон XV в. из ее собрания находятся в музее имени художника П. Корина.
Предполагают, что автограф Аввакума, открытый И. Заволоко у московских
книжников в 1968, ранее принадлежал М. Значительная часть ее коллекции - ныне
достояние Серпуховского историко-художественного музея.
·
Лит.: СЦК 1976, с. 17. В.Б.
МАСАЛИШКСКАЯ ОБЩИНА, основана поморцами в 1930-х в дер. Масалишки (Вил.-Трокский у., Польша; ныне дер. Акмяны, Вил. р-н Литвы). В
1937 построен дерев.храм на
бетонном фундаменте, колокольня с луковидной главой. Храмовой праздник -
Рождество Пресвятой Богородицы. Служил наст. Михаил Давыдович Гаврилов (1937 —
втор.пол. 1950-х). Предс.
совета был Федор Трофимович Корабликов, пожертвовавший участок земли для храма.
Прежде, до 1937, местные прихожане были членами Митрофановской
(Жемайтельской) общины. Дух.о.
М. Гаврилов преподавал Закон Божий для детей стар-дцев в польск. школе в
Окмянах (Акмянах). Часть прихожан МО пострадала во время немецкой оккупации и в
послевоенные годы. В 1944 часть мужчин была мобилизована в сов.армию, некот. погибли на фронте,
в т. ч. Д. Корабликов и др. После 1944 была вывезена в Сибирь состоятельная
семья Пуриковых и др. прихожане МО. Грозились вывезти и Ф. Корабликова, но,
поскольку его сын Даниил служил в сов.армии, его оставили.
В
сент. 1946 МО была зарегистрирована сов.властями. В нач. 1950-х в дер.
Масалишки поселилось немало семей стар-дцев,
принудительно переселенных весной 1941 в Литву из Сувалкского края Польши.
Несмотря на это, с конца 1940-х и до 1980-х численность МО постепенно
сокращалась: бежали от коллективизации, переселялись в города, прежде всего в Вил. В 1949 МО насчитывала ок. 200 прихожан, а в конце
1990-х — до 100. Некот. время наст. были Петров (первая пол. 1960-х), Носов, с
сер. 1960-х по 1978 - Ирадион Андреевич Ефимов, участник собора СПЦ 1974 вВил., затем некот. время -
Алексеев. С 1982 до конца 1990-х МО обслуживал и. о. наст. О. В. Корабликов,
в 1985 благословленный в наст. (служил
также в Гайлюнской и Жемайтельской общинах).
Начиная
с сер. 1980-х небольшая группа прихожан активизировалась и избрала новый совет
МО во главе с предс. Ольгой Яковлевной Агафоновой. В 1997 на средства общины
храм был отремонтирован и покрашен с внешней стороны. Дальнейшему подъему МО
препятствует ее малочисленность, отсутствие постоянного наст. Кроме того,
неоднократные кражи лишили храм большинства икон.
В
нач. 2000-х МО, как и ближайшую Жемайтельскую общину, обслуживает и. о.
наст. Родион Вавилович Кузнецов. Предс. совета - Платон Федоров. В 1997 в дер.
Акмяны было ок. 9 стар.домов.
Жили семья Корабликовых, В. Алексеева и др.
Общинное
кладбище находится недалеко от дер. Акмяны (судя по
надгробным надписям, основано в 1930-х; по устным рассказам - в XIX в.). Здесь
похоронены дух.о. Давид
Георгиевич Гаврилов (° 1860; • 1942), И. А. Ефимов (° 1882; • 1979).
·
Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В.
39. L. 6; LVA. F. R- 181. Ар. 2. В. 17. L. 129; Собрание материалов
(Интервью с Е. Ф. Алексеевой (◦ 1930, дер. Высокие Гуры, Сувалкский у., Польша),
дер. Акмяны, Вил.р-н, 4
августа 1998 г. Записал Г. Поташенко); Историческое наследие (дер. Акмяны,
старообрядческое кладбище ок. дер. Акмяны, Вильнюсский район, 3 ноября 2001
г.). Лит.: Календарь ВСС в Польше. Вильна,
1938, с. 43; Постановления и доклады 1974, с. 149.Г.П.
МАСЛОВ Петр Вонифантьевич (° 1876; • 1972) - наст. Бобруйской общины (Бел.).
Церк. подготовку получил в молодости на Преображенском кладбище в
Москве. С 1953 - дух.о.
Поддерживал переписку с ВСС в Литов. ССР.
·
Лит.: СЦК 1973. В.Б.
МАТВЕЕВ Даниил (° 1687; • 1776) - один из
наст. Выго-Лексинского общежительства. Написал книгу "Обличение
нововерия", в кот.гл.
обр. приняты обоснование и защита трисоставного креста в отличие от
двучастного.
·
Лит.: Китеж-град, 1990, № 2, с. 16. В.Б.
МЕДВЕДЕВ Варфоломей Григорьевич (° 1887, дер. Наутребы,
Александровская вол.Ков. у., ныне Йонавский р-н Литвы;
• 1987, дер. Паскутишки) — причетник, головщик и наст.Паскутишкской
общины Литвы. Род.в
стар. семье. Выполняя обязанности чтеца и канонарха при Паскутишкском храме,
получил нужную для причетника подготовку. С 1947 по 1967 служил головщиком, а
в 1967 благословлен наст.в
местной общине. В 1974 участвовал в соборе СПЦ в Вил.
В последние десять лет жизни проводил богослужения в своем доме в пос.
Ужусаляй, после того, как в нач. 1970-х сгорел паскутишкский храм. Похоронен на
стар.клад. в дер.
Паскутишки. Дочь М., Евдокия Кузмина, входит в число наиболее деятельных
прихожан нынешней Ужусаляйской общины.
·
Ист.: Собрание материалов (Интервью с Е. В. Кузминой (°
1927), пос. Ужусаляй, Йонавский район, 16 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко). Лит.: Постановления и доклады 1974, с. 149;
СЦК 1977, с. 76. Г.П.
МЕДВЕДИЦКАЯ РАСПРАВА - произошла в 1689, после того, как несколько сот
донских казаков-стар-дцев отказались "присягать государю и церкви" и
укрылись на острове Заполянском в верховьях реки Медведицы. Они построили
городок, обнесли его дерев.стеной,
вокруг вырыли ров, воздвигли часовню с тремя колоколами. Против непокорщиков послали правит. войска. Осада городка длилась до весны, пока
в нем не иссякли запасы пищи. 4 апр. 1689 начался последний приступ.
Сопротивление было отчаянное. Изнуренные голодом, предвидя верную гибель,
осажденные (ок. 900 чел., в т. ч. женщины и дети)
кидались кто в огонь, кто в воду. Лишь троих оставили в живых. В мае по
царскому указу они были повешены в Царицыне. Медведицкие староверы были
истреблены.
·
Лит.: Дружинин В. Г., Раскол наДону в конце 17 е. Санкт-Петербург, 1889; СЦК 1974, с.
19. В.Б.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОВЕЩАНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ЛИТВЫ, ЛАТВИИ, ПОЛЬШИ И
ЭСТОНИИ две
встречи представителей стар-дцев этих стран, созванные в 1938-1939 для
подготовки собора СЦ и обсуждения ряда церк., канонических, издательских, религ.-нравств. и обществ. вопросов.
По
окончании юбилейных торжеств по случаю 10-летия принятия законов, регулирующих
правовое положение Вост. СЦ, не имеющей дух.иерархии, по инициативе ВСС в Польше 13-15 сент. 1938
в Вил. состоялась первая встреча. В совещании приняли участие представители от ЦСС
Литвы И. Прозоров, М. Удалое, М. Тумашов, от РГСО — наст.
Л. С. Мурников, И. Н. Заволоко, от ВСС в Польше - Арс. М. Пимонов,
Ф. Кузнецов, Б. А. Пимонов, О. М. Андреев, наст. Е.
Семенов, И. К. Егоров, Г. А. Пимонов, И. Ф. Романов, член
ДС наст. И. Волков, школьный инспектор И. И. Егоров. После общей молитвы
и приветственных речей обсуждали следующие вопросы: 1) созыв собора
представителей стар-дцев, проживающих вне пределов СССР; 2) орг-ция постоянной
дух.связи между СЦ в разных
гос-вах; 3) внутреннее управление и юридическое положение СЦ; 4) сохранение
единства при исполнении дух. треб и богослужений в разных странах; 5) подготовка
вероучителей и наст.; 6 ) апология Церкви (ее защита от "современных
ложных учений"); 7) издательство богослужебных книг, учебников и пособий,
период. и непериод. изданий; 8) религ.-нравст.
воспитание в семье и школе; 9) религ.-нравст. просвещение и проблема воспитания
молодежи.
После
обмена мнений по каждому из предложенных участниками встречи вопросов совещание
вынесло ряд постановлений. Было решено созвать первый после мировой войны собор
с участием официальных представителей руководящих органов СЦ, находящихся за
пределами СССР. Созыв собора намечен на 6 авг. 1939 в Р. или К. (позже время
его созыва перенесено). Для подготовки и реализации собора избрана предсоборная
комиссия в составе: от Литвы — предс. ЦСС И. Прозоров, наст. А. Волков,
секретарь ЦСС А. Тумашов; от Польши - зам. предс. ВСС Б. Пимонов, наст.
Ф. Кузнецов, секретарь ВСС И. Романов; от Латвии — предс. РГСО
В. Кудрячёв, наст. Л. Мурников, И. Заволоко, также по
одному представителю от Рез.и
Д-пилсского р-нов; от Эстонии - предс. ЦСС П. П. Баранин и два представителя
по полномочию ЦСС. Первое пленарное заседание предсоборной комиссии назначено
на 12 февр. 1939 в К.
Совещание сочло необходимым установление в будущем
регулярного обмена постановлениями ДС и ЦСС между собой, поскольку
информирование о решениях ДС в разных гос-вах имеет "первостепенное
каноническое и правовое практическое значение". Особое внимание совещание обратило
на необходимость сохранения единства и однородности исполнения дух.треб и богослужений в церк.
практике в этих странах и признало необходимость переиздать потребник для
всеобщего пользования. На совещании также был рассмотрен вопрос о надлежащей
дух.подготовке вероучителей
и наст. посредством открытия семинарий, дух. курсов и институтов, согласования
программ обучения и широкой взаимопомощи. Принят подробный издательский план на
ближайшее пятилетие (потребник, апология стар-ства, два журнала). Участники
постановили, что на публикацию этих изданий руководящие стар.центры выделят специальные средства. Реализация
издательской программы поручена межгос. редакционной комиссии во главе с Б. Пимоновым,
И. Прозоровым и И. Заволоко. Было выражено
пожелание обратить внимание педагогов и родителей на необходимость
"следить за воспитанием молодежи в духе религии ввиду тлетворности влияний
безбожия и материализма".
12-14
апр. 1939 в К. под председательством предс. ЦСС Литвы И. Прозорова состоялось
втор.совещание. В нем
приняли участие: и. о. предс. ВСС в Польше Б. Пимонов, наст. Ф. Кузнецов,
секретарь ВСС И. Романов; от Латвии - наст. РГСО Л. Мурников,
И. Заволоко; от Эстонии — предс. ЦСС Л. Е. Гришаков и П. П. Баранин;
от Литвы — также члены ЦСС наст. А. Волков, М. Удалое,
М. Тумашев и С. Терентьев, предс. ДС наст. Н. Козловский, военный
капеллан наст. А. Панкратьев, наст. М. Лебедев, В. Прозоров, П.
Пимонов и др. После общей молитвы, И. Прозоров в своем
выступлении указал на необходимость единения стар-дцев и укрепления СЦ и
выразил надежду, что члены совещания приложат все силы для достижения этих
целей. Были сделаны доклады о положении стар-дцев в разных странах. И. Прозоров
рассказал о положении стар-дцев в Литве, деятельности ЦСС, подчеркнув
благожелательное отношение литов. прав-ства к дух.нуждам стар-дцев Б. Пимонов в своем докладе подробно
обрисовал положение староверов в Польше, рассказал о работе ВСС, курсах для
подготовки вероучителей и работе с молодежью; подчеркивал необходимость
поддерживать родную старину и обычаи. С докладом о положении в Эстонии, где
стар-дцы также объединены вокруг ЦСС, выступил П. Баранин.
В Латвии же, по словам докладчиков И. Заволоко и наст. Л. Мурникова,
положение было несколько иным: попытки объединения вокруг центрального
органа СЦ не дали положительного результата, поскольку "главари перешли к
полит.работе и оттолкнули,
благодаря этому, от себя массы", однако оставалась надежда, что пример
соседей подействует и на стар-дцев Латвии.
Совещание
отправило президенту Литвы телеграмму с выражением признательности "за
оказываемое стар-дцам Литвы благосклонное отношение и благожелательное внимание
к их нуждам". Учитывая острую нужду в потребниках, после долгих
обсуждений, совещание предложило ДК в каждом гос-ве составить проект
потребника, сравнить с древнейшими и, приняв за основу потребник Преображенской
печати, дополнить необходимыми данными, в особенности подробно остановившись на
чине брака. Было выражено пожелание, чтобы все
вопросы, связанные с чином исповеди, крещения и брака, были предварительно
рассмотрены местными ДК и ДС, а затем с их заключениями внесены на рассмотрение
собора. Обсуждая вопрос о созыве собора, совещание вновь столкнулось с
проблемой отсутствия центрального стар.органа в Латвии. Поэтому было решено 3 авг. 1939, еще до
созыва собора, созвать еще одно совещание в Латвии; выбор места его проведения
предоставлялся представителям Латвии. На этом совещании предполагалось
составить окончательную программу собора, назначить место и время его созыва, а
также обсудить проекты потребника.
После
этого совещание приступило к обсуждению вопросов, связанных с издательской
деятельностью. Признано необходимым начать издавать стар.журнал "Спутник". Кроме того, было намечено в ближайшем будущем издать учебник Закона Божия,
историю Церкви, историю стар-ства и Псалтырь. Подробно обсуждался вопрос
апологии стар-ства. Было решено собрать по возможности все материалы по этому
вопросу для рассмотрения их на следующем совещании. Постановления, принятые на
этих совещаниях, виделись их участниками как знаменательные и имеющие
"первостепенное значение в деле церк. строительства, основанного на
принципе дружного Соборного сотрудничества". Однако нач. 2-й мировой войны
прервало осуществление больших планов и надежд. Неким продолжением этих
начинаний было налаживание дух.связей
между стар. этих краев во главе с ВСС в Литов. ССР, включая также
беспоповцев Рос, в сов.период
(после 1945), но уже на др. основе, в более ограниченном объеме и при жестком
контроле властей. Начиная с сер. 1990-х связи между новыми
руководящими центрами ДПЦ в национальных гос-вах, возникших после крушения
СССР, возобновляются и постепенно оживляются.
·
Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 57. L. 207-210, 247-249,
253. Лит.: Сегодня вечером, 1939, № 91, 22
марта; СК 1939, с. 44-45. Г.П.