Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.03.28, 20:29
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » М

Мажуто - межгосударственные

МАЖУТО Иосиф Симеонович (° 1879, дер. Кравчуны Свенцянского у.Вил. губ.; • 1984) - наст. Юргелишкской общины, член ДС при ВСС в Польше в 1936-1939, с 1944 - член ВСС в Литов. ССР. Окончил начальную школу. С детства изучал церковнослав. чтение, знаменное пение, богослужебный устав. В 1895-1899 - певчий РГСО, затем - головщик в сельских общинах. Мн. учились у него знаменному пению, некот. из его учеников стали наст. (Н. Прусаков, И. Голубов, А. Зенков). С 1935 М. - наст. Юргелишкской общины. Местный храм построен в основном его стараниями.

·        Лит.: СЦК 1986, с. 64. В.Б.


МАКАРОВ Тарасий Феопентович (° 25 февр. 1883, на террит. нынешнего Борисовского р-на Минской обл.; • 26 окт. 1953) - учитель, головщик Екабпилсского храма (Латвия). Окончил Учительскую семинарию при Дерптском (ныне Тартуском) университете, получил диплом народного учителя. С 1911 работал в Илуксте, представлял стар.учительскую семинарию на 1-м Всероссийском съезде христиан-стар-дцев поморцев по народному образованию в Двинске (1911). Во время 1-й мировой войны эвакуировался в глубь Рос. Вернулся в Екабпилс в 1920. Созданный им молодежный хор дух.песнопений пользовался известностью. Во время Вселатвийского смотра стар. хоров 16 мая 1937 выступал на сцене самого дорогого рижск. зала Доме Черноголовых. На учениках М. причт Екабпилсской общины продержался почти полвека. М. избирался предс. совета Екабпилсской общины, членом ЦК по делам стар-дцев Латвии.

·        Лит.: СЦК 1993, с. 50; Зимова 3. Н., Старообрядцы Екабпилса. Люди. Годы. События. XIX—XX в.в. Рига, 2003. В. Б., Г. П.


МАКАРОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Прейльский р-н Латвии), на 1912 старопоморского согласия. Согласно противоречивым архивным данным, основана в 1901, 1904 или 1905. В 1906 было принято решение о строительстве нового храма. Проект храма размером 22,79 х 9,87 м (автор - реж. гор.землемер Г. Сергеев) был утвержден в апреле 1907. С тех пор здание моленной ни разу не перестраивалось и сохранилось по сей день. При храме два кладбища. В 1912 в МО насчитывала 1512 прихожан, в 1932 -826, в 1940 - 814. Собственность МО на 1940 оценивалась в 7245 латов. Имелось 0,41 га земли; приход составлял 437,48, расход - 404,23 лата. Служили наст.: Иван Базулев (отм. в 1914), Ф. Федоров (отм. в 1921), Варсанофий Виноградов (1928-отм. в 1937). В настоящее время в МО наст.отсутствует. Службы совершаются по праздникам.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 7; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 164, 165, 227; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52. Лит.: ПКВитГ 1914, с. LVI. В. Никонов


МАКАРОВЫ - служители СПЦ.

 

Илларион Исидорович М. (° 1920 дер. Кукляны, Бел.; • 2002) - наст. Швенчёнской общины (Свенцяны, ныне Швенчёнис, иначе Швянчионис, Литва) с 1978 по 2002. Мн. годы - колхозный тракторист. Церк. службу начинал головщиком. Участник собора СПЦ 1988 в Вил.

 

Фалелий Исидорович М. (° 1926; • 1989) - наст., член ВСС в Литов. ССР. Дух.о. 1-й Д-пилсской (Новостроенской), Москвинской, Зарасайской общин Латвии и Литвы. Участник собора СПЦ 1988 в Вил., где был избран членом ДК при ВСС в Литов. ССР.

·        Лит.: Китеж-Град, 1990, №2, с. 43; Деяния собора 1991. В. Б., Г. П.


МАКЕЕВ Аркадий Денисьевич (° 1907, Якобштадт, ныне Екабпилс, Латвия; • 1985) -религ. деятель, головщик РГСО. Род.в семье учителя. С шести лет обучался церк. грамоте. В 1914 — 1918 - жит. Ржева (Рос.), окончил там гор.училище. По возвращении в Латвию — причетник Гривского храма. В 1930-1940 работал на предприятиях Д-пилса, был головщиком, руководил хором Гривского кружка ревнителей русской старины. Участник сражений против фашизма. Награжден медалью "За отвагу". С 1945 - в причте РГСО.

·        Лит.: СЦК 1986, с. 66. В.Б.


МАКСИМОВ Савва Тимофеевич (° 1898; • 1979) - наст. Малюткинско-Юдовской общины Д-пилса. Почти 40 лет был дух.о. местных прихожан. Еще в 1945 предпринял попытку подготовки юных причетников, привлек к занятиям группу мальчиков. Позже частным образом у него обучался не один будущий клирошанин. Среди учеников М. -предс. этой общины в 1993-2003 Алевтина Корнильевна Синицина.

·        Лит.: Гузик А., Жилко А., Старообрядческие храмы Даугавпилса. Даугавпилс, 1999, с. 92. В.Б.


МАЛУКАЛНСКАЯ (МОЛОКОЛИСКАЯ) ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Прейльский. р-н Латвии), основана в 1898 (?), в 1912 принадлежала к поморскому толку. МО находилась на самой зап. окраине Реж. у, где население было смешанным. В 1906 в МО было всего 512 прихожан, кот.соседствовали с представителями др. конфессий: 1800 католиков, 150 лютеран, 35 правосл. В 1906 было решено под моленную построить специальное здание. Одновременно С. Вавилов, Н. Ларионов, Я. Артемьев и др. подали прошение на устройство временного храма в доме Изота Харламова. Проект составил К. Кюнберг (?). Вит.губ. строительное правление рассмотрело его и нашло крайне неудовлетворительным. Переписка продолжалась вплоть до 1908, но разрешение так и не было получено. В анкете 1939 указана дата постройки существующей моленной - 1904, однако достоверной ее считать нельзя. В 1912 в МО было 635 прихожан, в 1934 - 615, 1936-573.

 

Наст.были: Иосиф Кузьмин (отм. в 1906), Калина Цветков (1913 - отм. 1926). В настоящее время община прекратила существование. Здание храма заброшено и подвергается разборке. При МО находятся три кладбища.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2446. Л. 520, 522; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 876. Л. 3; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 11. Л. 103; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 53636. Л. 3, 5, 11, 7. Лит.: ПКВитГ 1914.В. Никонов


МАЛЮТКИНСКО-ЮДОВСКАЯ ОБЩИНА, основана в 1860-1870-х. Первыми жит.пос. Юдовка на левом берегу Двины (ныне окраина Д-пилса) был построен дерев. молитвенный дом. Как и Гривская, МЮО вправе считать своим древним истоком Лигинишкскую часовню, а первым пастырем — ее устроителя, духовника XVII в. отца Терентия (Лигинишки находятся от Юдовки менее чем в 2 км.). Однако путь до прочного становления МЮО оказался долгим. Лишь после получения стар-дцами свободы вероисповедания в 1905 объединенными усилиями был возведен храм, в 1909 освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы и Св. Николы Чудотворца. 90-летняя история храма полна горьких страниц. Бури двух мировых войн пронеслись над ним, но храм выстоял и поныне открыт для прихожан. Несколько десятилетий служил наст. С. Т. Максимов. Его сменил К. П. Никифоров, с 2002 служит наст. Иоанн Жилко. На общинном кладбище установлен крест с надписью: "Сей памятник водружен в честь открытия Святониколаевского старообрядческого кладбища 9 мая 1921 года. Крест сработан мастером Яковом Синявским".

·        Лит.: Гузик А., Жилко А., Старообрядческие храмы Даугавпилса. Даугавпилс, 1999, с. 88. В. Б.


МАРАЕВА Анна Васильевна (◦ 1845; • 1928) - ревнительница староверия, собрала редкую коллекцию памятников иконописи и древнерус. письменности. В 1908 на свои средства построила храм для стар-дцев Серпухова, передала прихожанам иконы новгородского письма. Шесть икон XV в. из ее собрания находятся в музее имени художника П. Корина. Предполагают, что автограф Аввакума, открытый И. Заволоко у московских книжников в 1968, ранее принадлежал М. Значительная часть ее коллекции - ныне достояние Серпуховского историко-художественного музея.

·        Лит.: СЦК 1976, с. 17. В.Б.


МАСАЛИШКСКАЯ ОБЩИНА, основана поморцами в 1930-х в дер. Масалишки (Вил.-Трокский у., Польша; ныне дер. Акмяны, Вил. р-н Литвы). В 1937 построен дерев.храм на бетонном фундаменте, колокольня с луковидной главой. Храмовой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Служил наст. Михаил Давыдович Гаврилов (1937 — втор.пол. 1950-х). Предс. совета был Федор Трофимович Корабликов, пожертвовавший участок земли для храма. Прежде, до 1937, местные прихожане были членами Митрофановской (Жемайтельской) общины. Дух.о. М. Гаврилов преподавал Закон Божий для детей стар-дцев в польск. школе в Окмянах (Акмянах). Часть прихожан МО пострадала во время немецкой оккупации и в послевоенные годы. В 1944 часть мужчин была мобилизована в сов.армию, некот. погибли на фронте, в т. ч. Д. Корабликов и др. После 1944 была вывезена в Сибирь состоятельная семья Пуриковых и др. прихожане МО. Грозились вывезти и Ф. Корабликова, но, поскольку его сын Даниил служил в сов.армии, его оставили.

 

В сент. 1946 МО была зарегистрирована сов.властями. В нач. 1950-х в дер. Масалишки поселилось немало семей стар-дцев, принудительно переселенных весной 1941 в Литву из Сувалкского края Польши. Несмотря на это, с конца 1940-х и до 1980-х численность МО постепенно сокращалась: бежали от коллективизации, переселялись в города, прежде всего в Вил. В 1949 МО насчитывала ок. 200 прихожан, а в конце 1990-х — до 100. Некот. время наст. были Петров (первая пол. 1960-х), Носов, с сер. 1960-х по 1978 - Ирадион Андреевич Ефимов, участник собора СПЦ 1974 вВил., затем некот. время - Алексеев. С 1982 до конца 1990-х МО обслуживал и. о. наст. О. В. Корабликов, в 1985 благословленный в наст. (служил также в Гайлюнской и Жемайтельской общинах).

 

Начиная с сер. 1980-х небольшая группа прихожан активизировалась и избрала новый совет МО во главе с предс. Ольгой Яковлевной Агафоновой. В 1997 на средства общины храм был отремонтирован и покрашен с внешней стороны. Дальнейшему подъему МО препятствует ее малочисленность, отсутствие постоянного наст. Кроме того, неоднократные кражи лишили храм большинства икон.

 

В нач. 2000-х МО, как и ближайшую Жемайтельскую общину, обслуживает и. о. наст. Родион Вавилович Кузнецов. Предс. совета - Платон Федоров. В 1997 в дер. Акмяны было ок. 9 стар.домов. Жили семья Корабликовых, В. Алексеева и др.

 

Общинное кладбище находится недалеко от дер. Акмяны (судя по надгробным надписям, основано в 1930-х; по устным рассказам - в XIX в.). Здесь похоронены дух.о. Давид Георгиевич Гаврилов (° 1860; • 1942), И. А. Ефимов (° 1882; • 1979).

·        Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R- 181. Ар. 2. В. 17. L. 129; Собрание материалов (Интервью с Е. Ф. Алексеевой (◦ 1930, дер. Высокие Гуры, Сувалкский у., Польша), дер. Акмяны, Вил.р-н, 4 августа 1998 г. Записал Г. Поташенко); Историческое наследие (дер. Акмяны, старообрядческое кладбище ок. дер. Акмяны, Вильнюсский район, 3 ноября 2001 г.). Лит.: Календарь ВСС в Польше. Вильна, 1938, с. 43; Постановления и доклады 1974, с. 149.Г.П.


МАСЛОВ Петр Вонифантьевич (° 1876; • 1972) - наст. Бобруйской общины (Бел.). Церк. подготовку получил в молодости на Преображенском кладбище в Москве. С 1953 - дух.о. Поддерживал переписку с ВСС в Литов. ССР.

·        Лит.: СЦК 1973. В.Б.


МАТВЕЕВ Даниил (° 1687; • 1776) - один из наст. Выго-Лексинского общежительства. Написал книгу "Обличение нововерия", в кот.гл. обр. приняты обоснование и защита трисоставного креста в отличие от двучастного.

·        Лит.: Китеж-град, 1990, № 2, с. 16. В.Б.


МЕДВЕДЕВ Варфоломей Григорьевич (° 1887, дер. Наутребы, Александровская вол.Ков. у., ныне Йонавский р-н Литвы; • 1987, дер. Паскутишки) — причетник, головщик и наст.Паскутишкской общины Литвы. Род.в стар. семье. Выполняя обязанности чтеца и канонарха при Паскутишкском храме, получил нужную для причетника подготовку. С 1947 по 1967 служил головщиком, а в 1967 благословлен наст.в местной общине. В 1974 участвовал в соборе СПЦ в Вил. В последние десять лет жизни проводил богослужения в своем доме в пос. Ужусаляй, после того, как в нач. 1970-х сгорел паскутишкский храм. Похоронен на стар.клад. в дер. Паскутишки. Дочь М., Евдокия Кузмина, входит в число наиболее деятельных прихожан нынешней Ужусаляйской общины.

·        Ист.: Собрание материалов (Интервью с Е. В. Кузминой (° 1927), пос. Ужусаляй, Йонавский район, 16 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко). Лит.: Постановления и доклады 1974, с. 149; СЦК 1977, с. 76. Г.П.


МЕДВЕДИЦКАЯ РАСПРАВА - произошла в 1689, после того, как несколько сот донских казаков-стар-дцев отказались "присягать государю и церкви" и укрылись на острове Заполянском в верховьях реки Медведицы. Они построили городок, обнесли его дерев.стеной, вокруг вырыли ров, воздвигли часовню с тремя колоколами. Против непокорщиков послали правит. войска. Осада городка длилась до весны, пока в нем не иссякли запасы пищи. 4 апр. 1689 начался последний приступ. Сопротивление было отчаянное. Изнуренные голодом, предвидя верную гибель, осажденные (ок. 900 чел., в т. ч. женщины и дети) кидались кто в огонь, кто в воду. Лишь троих оставили в живых. В мае по царскому указу они были повешены в Царицыне. Медведицкие староверы были истреблены.

·        Лит.: Дружинин В. Г., Раскол наДону в конце 17 е. Санкт-Петербург, 1889; СЦК 1974, с. 19. В.Б.


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОВЕЩАНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ЛИТВЫ, ЛАТВИИ, ПОЛЬШИ И ЭСТОНИИ две встречи представителей стар-дцев этих стран, созванные в 1938-1939 для подготовки собора СЦ и обсуждения ряда церк., канонических, издательских, религ.-нравств. и обществ. вопросов.

 

По окончании юбилейных торжеств по случаю 10-летия принятия законов, регулирующих правовое положение Вост. СЦ, не имеющей дух.иерархии, по инициативе ВСС в Польше 13-15 сент. 1938 в Вил. состоялась первая встреча. В совещании приняли участие представители от ЦСС Литвы И. Прозоров, М. Удалое, М. Тумашов, от РГСО — наст. Л. С. Мурников, И. Н. Заволоко, от ВСС в Польше - Арс. М. Пимонов, Ф. Кузнецов, Б. А. Пимонов, О. М. Андреев, наст. Е. Семенов, И. К. Егоров, Г. А. Пимонов, И. Ф. Романов, член ДС наст. И. Волков, школьный инспектор И. И. Егоров. После общей молитвы и приветственных речей обсуждали следующие вопросы: 1) созыв собора представителей стар-дцев, проживающих вне пределов СССР; 2) орг-ция постоянной дух.связи между СЦ в разных гос-вах; 3) внутреннее управление и юридическое положение СЦ; 4) сохранение единства при исполнении дух. треб и богослужений в разных странах; 5) подготовка вероучителей и наст.; 6 ) апология Церкви (ее защита от "современных ложных учений"); 7) издательство богослужебных книг, учебников и пособий, период. и непериод. изданий; 8) религ.-нравст. воспитание в семье и школе; 9) религ.-нравст. просвещение и проблема воспитания молодежи.

 

После обмена мнений по каждому из предложенных участниками встречи вопросов совещание вынесло ряд постановлений. Было решено созвать первый после мировой войны собор с участием официальных представителей руководящих органов СЦ, находящихся за пределами СССР. Созыв собора намечен на 6 авг. 1939 в Р. или К. (позже время его созыва перенесено). Для подготовки и реализации собора избрана предсоборная комиссия в составе: от Литвы — предс. ЦСС И. Прозоров, наст. А. Волков, секретарь ЦСС А. Тумашов; от Польши - зам. предс. ВСС Б. Пимонов, наст. Ф. Кузнецов, секретарь ВСС И. Романов; от Латвии — предс. РГСО В. Кудрячёв, наст. Л. Мурников, И. Заволоко, также по одному представителю от Рез.и Д-пилсского р-нов; от Эстонии - предс. ЦСС П. П. Баранин и два представителя по полномочию ЦСС. Первое пленарное заседание предсоборной комиссии назначено на 12 февр. 1939 в К.

 

Совещание сочло необходимым установление в будущем регулярного обмена постановлениями ДС и ЦСС между собой, поскольку информирование о решениях ДС в разных гос-вах имеет "первостепенное каноническое и правовое практическое значение". Особое внимание совещание обратило на необходимость сохранения единства и однородности исполнения дух.треб и богослужений в церк. практике в этих странах и признало необходимость переиздать потребник для всеобщего пользования. На совещании также был рассмотрен вопрос о надлежащей дух.подготовке вероучителей и наст. посредством открытия семинарий, дух. курсов и институтов, согласования программ обучения и широкой взаимопомощи. Принят подробный издательский план на ближайшее пятилетие (потребник, апология стар-ства, два журнала). Участники постановили, что на публикацию этих изданий руководящие стар.центры выделят специальные средства. Реализация издательской программы поручена межгос. редакционной комиссии во главе с Б. Пимоновым, И. Прозоровым и И. Заволоко. Было выражено пожелание обратить внимание педагогов и родителей на необходимость "следить за воспитанием молодежи в духе религии ввиду тлетворности влияний безбожия и материализма".

 

12-14 апр. 1939 в К. под председательством предс. ЦСС Литвы И. Прозорова состоялось втор.совещание. В нем приняли участие: и. о. предс. ВСС в Польше Б. Пимонов, наст. Ф. Кузнецов, секретарь ВСС И. Романов; от Латвии - наст. РГСО Л. Мурников, И. Заволоко; от Эстонии — предс. ЦСС Л. Е. Гришаков и П. П. Баранин; от Литвы — также члены ЦСС наст. А. Волков, М. Удалое, М. Тумашев и С. Терентьев, предс. ДС наст. Н. Козловский, военный капеллан наст. А. Панкратьев, наст. М. Лебедев, В. Прозоров, П. Пимонов и др. После общей молитвы, И. Прозоров в своем выступлении указал на необходимость единения стар-дцев и укрепления СЦ и выразил надежду, что члены совещания приложат все силы для достижения этих целей. Были сделаны доклады о положении стар-дцев в разных странах. И. Прозоров рассказал о положении стар-дцев в Литве, деятельности ЦСС, подчеркнув благожелательное отношение литов. прав-ства к дух.нуждам стар-дцев Б. Пимонов в своем докладе подробно обрисовал положение староверов в Польше, рассказал о работе ВСС, курсах для подготовки вероучителей и работе с молодежью; подчеркивал необходимость поддерживать родную старину и обычаи. С докладом о положении в Эстонии, где стар-дцы также объединены вокруг ЦСС, выступил П. Баранин. В Латвии же, по словам докладчиков И. Заволоко и наст. Л. Мурникова, положение было несколько иным: попытки объединения вокруг центрального органа СЦ не дали положительного результата, поскольку "главари перешли к полит.работе и оттолкнули, благодаря этому, от себя массы", однако оставалась надежда, что пример соседей подействует и на стар-дцев Латвии.

 

Совещание отправило президенту Литвы телеграмму с выражением признательности "за оказываемое стар-дцам Литвы благосклонное отношение и благожелательное внимание к их нуждам". Учитывая острую нужду в потребниках, после долгих обсуждений, совещание предложило ДК в каждом гос-ве составить проект потребника, сравнить с древнейшими и, приняв за основу потребник Преображенской печати, дополнить необходимыми данными, в особенности подробно остановившись на чине брака. Было выражено пожелание, чтобы все вопросы, связанные с чином исповеди, крещения и брака, были предварительно рассмотрены местными ДК и ДС, а затем с их заключениями внесены на рассмотрение собора. Обсуждая вопрос о созыве собора, совещание вновь столкнулось с проблемой отсутствия центрального стар.органа в Латвии. Поэтому было решено 3 авг. 1939, еще до созыва собора, созвать еще одно совещание в Латвии; выбор места его проведения предоставлялся представителям Латвии. На этом совещании предполагалось составить окончательную программу собора, назначить место и время его созыва, а также обсудить проекты потребника.

 

После этого совещание приступило к обсуждению вопросов, связанных с издательской деятельностью. Признано необходимым начать издавать стар.журнал "Спутник". Кроме того, было намечено в ближайшем будущем издать учебник Закона Божия, историю Церкви, историю стар-ства и Псалтырь. Подробно обсуждался вопрос апологии стар-ства. Было решено собрать по возможности все материалы по этому вопросу для рассмотрения их на следующем совещании. Постановления, принятые на этих совещаниях, виделись их участниками как знаменательные и имеющие "первостепенное значение в деле церк. строительства, основанного на принципе дружного Соборного сотрудничества". Однако нач. 2-й мировой войны прервало осуществление больших планов и надежд. Неким продолжением этих начинаний было налаживание дух.связей между стар. этих краев во главе с ВСС в Литов. ССР, включая также беспоповцев Рос, в сов.период (после 1945), но уже на др. основе, в более ограниченном объеме и при жестком контроле властей. Начиная с сер. 1990-х связи между новыми руководящими центрами ДПЦ в национальных гос-вах, возникших после крушения СССР, возобновляются и постепенно оживляются.

·        Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 57. L. 207-210, 247-249, 253. Лит.: Сегодня вечером, 1939, № 91, 22 марта; СК 1939, с. 44-45. Г.П.

Категория: М | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1556

Copyright MyCorp © 2024