ЛАВРЕНТЬЕВ Самуил (• 10 мая 1688, Москва) - атаман Войска Донского.
После казни Аввакума (14 апр. 1682), Никиты Добрынина (11 июля 1682),
предводителя московских стрельцов Ивана Хованского (17 сент. 1682) стар-дцы
подверглись жестоким гонениям. Мн. ушли на Дон, где бытовало правило:
"Беглых не выдавать". Л. помогал строить часовни, разрешал священнику
Козьме Ларионову произносить проповеди о том, что "на Москве благочестие
пало". Летом 1686 казачий круг под началом Л. вынес постановление:
"раскольщиками нас не обзывать, сверх старых книг ничего не прибавлять,
новых книг не держать". По указу Москвы Л. был смещен и выдан (атаманом
Фролом Минаевым). Вместе с закованными в цепи священниками Козьмой, Феодосием,
Пафнутием, Евтихием, Прокопием его отправили в Москву. 10 мая 1688 всех
казнили.
·
Лит.: Зеньковский 1995, с. 417. В.Б.
ЛАЗАРЬ (• 14 апр. 1682) - священник из Романова-Борисоглебска, активный
деятель раннего стар-ства, автор полемических соч. и
челобитных. Сподвижник Аввакума, его соузник по Пустозерской тюрьме. В
числе первых восстал против реформ Никона. Был сослан в Сибирь. Среди
жит. Тобольска продолжил свою проповедь. Затем отправлен в Пустозерск, но
возвращен в Москву для соборного суда, на кот.в 1666 разбиралась его челобитная. С февр. 1668 Л. находился
в Пустозерске. Спустя год отослал в Москву две челобитных - царю и патриарху.
Содержанию своих посланий придавал степень гос. важности. Его наиболее
известное соч. - "Челобитная царю Алексею Михайловичу". Л. прямо заявил
о готовности пострадать за веру: "Итти нам за общую правду пред всем
царством во извещение истины. Да отымется всяко сомнение от душ благочестивых". Исследователи
древнерус. лит.отмечают в
образе мыслей Л. полноту и последовательность, с коей он отстаивал священные
значения мировоззрения. В 1670 ему усекли язык и отрубили правую руку. Сожжен на костре вместе с Аввакумом.
·
Лит.: Пустозерская проза. Москва,
1989, с. 351—352; Словарь книжников 1993. В.Б.
ЛЕБЕДЕВ Мефодий Иванович (° 1848; • 1937) - видный религ. деятель СЦ Литвы, с
1920 по 1937 наст. Паскутишкской общины. В нач. XX в. Л. жил в Ков. у., служил наст. Был участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (янв. 1906). После 1918 Л. участвовал
во мн. Вселитов. стар.съездах
в К., на кот. дважды избирался предс. ДК (1927— 1934), был также членом ЦСС
Литвы.
·
Лит.: Деяния собора 1988, с. 33; Древлеправославный
(старообрядческий) календарь на 1936 год. Рига, 1935, с. 51-52; СК 1928, с.
76-80; СК 1931, с. 66-68; "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928,
№ 4, с. 112; Труды о съезде 1906, с 8. В. Б, Г. П.
ЛЕГЕНЗОВ Григорий Лазаревич (о 1924, дер. Буда Руска,
Сувалкский у.Польши) - наст.Клайпедской общины, член
ВСС в Литов. ССР, позже почетный член ВС ДПЦ Литвы. С юных лет
посещал клирос Погорелецкого храма, прошел все ступени церк. службы от
псаломщика до головщика, самостоятельно изучал историю стар-ства, каноны и
устав; светское образование получил в начальной школе, но дальнейшее
образование прервалось в связи с нач. 2-й мировой войны.
После
принудительного переселения в Литву (1941) некот. время жил в Кибартай
Лаздияйского р-на, пел в церк. хоре Некрунской общины. В 1944 Л. был призван в
сов.армию. Отслужив до 1947,
вернулся в Кибартай инвалидом втор.группы;
женился. В 1948 Л. с семьей переехал в Клайпеду, где работал береговым
матросом, служил головщиком Клайпедской общины. В связи с тяжелой
болезнью в последние годы жизни местного наст. А. Т. Москалёва,
2 авг. 1969 ВСС Литов. ССР утвердил Л. втор.наст. Они совместно служили три года. С приходом Л.
жизнь Клайпедской общины получила новый импульс. Неутомимая энергия наст.объединила многих прихожан.
Л.
стал одним из авторитетнейших дух.о.
Литвы. На мн. соборах он неоднократно избирался в руководящие органы СПЦ (ДПЦ)
Литвы. В 1974 и 1988 он принимал участие в соборах СПЦ вВил., где дважды избирался членом ДК и членом ВСС в Литов. ССР (в
1988). В 1990-х был предс. ДК при альтернативном ВСС Литвы во главе с Н.
Л. Пильниковым. 28 февр. 2002 на соборе ДПЦ в Вил.наст. Л. был избран почетным
членом В С ДПЦ Литвы. Кроме того, в
1970-1990-х Л. также обслуживал др. стар.общины: Шилутскую, Йоджяйскую (Юзефавскую) и др.
Жизнь
Клайпедской общины активизировалась после провозглашения восстановления
независимости Литвы. В 1989-1990 стараниями и по согласованному с архитектором
проекту Л. Было осуществлено переустройство молитвенного дома: воздвигнуты
маленький и большой купол с восьмиконечным крестом, расширено помещение и
улучшено внутреннее убранство храма. В 1990 при Клайпедском храме была открыта
воскресная школа. До сент. 2003 наст. Л. служил в Клайпедской
общине, в последние годы - в связи с преклонным возрастом вместе с
помощником - наст. Е. А. Лебедевым, в 2003 избранным наст. Клайпедской
общины.
Л.
организовал машинописный перевод с польск. яз.на рус. книги Е. Иванца "История польск. старообрядцев
в 17—20-м веке" (1977). В 1990-х подготовил иллюстрированную брошюру
"История Клайпедской стар.общины".
·
Соч.: История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г.
Л. Легензов (илл., компьютерный набор), 1990-е гг. Ист.: Историческое наследие
(Интервью с Г. Л. Легензовым (° 1924), Клайпеда, 12 августа 2000 г. Записал Г.
Поташенко); Материалы собора 2002; Постановления собора СПЦ 1974, с. 11. Лит.: История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г.
Л. Легензов (илл., компьютерный набор), 1990-е гг.; "Не оборвется нить
веры... (Из истории старообрядчества в Клайпеде)", Клайпеда, 1999,
№ 57, 12 марта; Соловьева Г., "Община Клайпедского округа", Эхо
Литвы, 1999, 23 марта; СЦК 1985, с. 62; СПЦК 2002, с. 111. Г.П.
ЛЕОНОВ Борис Степанович (• после 1943) - предс. временного
ЦСС в Литов. генеральной обл., действовавшего с
марта 1942 по нояб. 1943 (официально по янв. 1944). Сведения о биографии Л.
очень скудны. До 1942 он не входил в руководящие органы СЦ в Литве. Участник
4-го Вселитов. съезда стар-дцев в К. (1927), на кот.избран зам. предс. съезда. Л. не вошел в состав ВСС
в Литов. генеральной обл. во главе с Б. А. Пимоновым, созданного в нояб. 1943. Его дальнейшая судьба после 1943
также пока неизвестна.
·
Ист.: Протоколы заседаний членов ЦСС, 1942-1943 гг., Архив
ВСС Литвы; Gumuliauskaitė 1999, 2 sk. Г.П.
ЛЕПЁШИН Евфимий Севастьянович (° 1928) - наст. Московской
поморской общины, член ДК при ВСС в Литов. ССР с 1988. Получил
высшее образование, до перехода на дух.служение работал в гос. учреждениях.
·
Лит.: Деяния собора 1991, с. 68. В.Б.
ЛЕПЁШИН Иосиф Никитович (° 1912; • 1985) — наст. Московской
поморской общины. Род.на
Владимирщине. Основы христианского учения получил в семье. В 16 лет уехал на
заработки. После учебы был ревизором, сотрудником торгового учреждения. Позже
работал вагранщиком. Неизменно посещал храм. В 1980 благословлен
на отечество.
·
Лит.: СЦК 1987, с. 62. В.Б.
ЛЕСТОВКА - своего рода четки, необходимая принадлежность истинного христианина
при совершении домашней и соборной молитвы. Достаточно полное разъяснение
смысла лестовки дал рижск. наст. Д. Михайлов: "Применение лестовки
или вервицы относится к первым векам христианства. Преподобный Пахомий Великий,
основатель общежительств в монастырях Фиваидской пустыни (Египет) ввел для
учеников молитву по "вервице". Перебирая ее, молящийся
мысленно всходит по лестнице добродетели. Лестовка состоит из валиков
("бабочек", "зубцов"), сплетенных в ленту
("корешок"), концы которой соединены четырьмя треугольными, сшитыми
попарно "лопастками". Четыре лопастка означают четверых евангелистов.
Внутри лопастков, на шнурке, связующем концы лестовки надеты семь маленьких
кружков ("передвижек") — то есть семь церковных таинств.[*] Корешок тремя большими
валиками разделен на четыре части: 17 валиков, 33, 40[**]
и 12. Имеются еще 6 валиков (по три на каждой стороне перед лопастками).
Значение цифр: 17 - в память о 17 пророчества о Христе,[***] 33 — срок земной жизни Спасителя, 40 - сорокадневный пост,[****] 12 - в память о 12 апостолах, 3 больших - в
ознаменование Живоначальной Троицы, 6 отдельных вместе с 3 большими
- в честь 9 чинов ангельских. Ныне лестовка сохранилась только у
старообрядцев".[*вернее: «седмицею днем хвалих тя»; **вернее - 38; всего на
лестовке должно быть 100 малых и 9 больших валиков; ***вернее: 17 пророков до
Христа было; ****38 малых + 2 больших бобочка (прим.
автора сайта)]
·
Лит.: Родная старина, 1928, №
4, с. 28. В.Б.
ЛЕЩЁВ Григорий Леонтьевич (° 1923, дер. Сипайлишки, Рокишкский р-н Литвы; •
после 1971) - наст. Сипайлишкской общины Рокишкского р-на Литвы с 1971. С
детства был приобщен к церк. службе. В родном храме прошел степени от
псаломщика до головщика. Участник сражений против гитлеровской Германии.
Был ранен, удостоен боевых наград. Мн. лет работал в колхозе. Чин благословения
Л. на дух.поприще совершил
предс. ДК Литвы наст. И. Я. Никитин.
·
Лит.: СЦК 1972, с. 78. В.Б.
ЛИГИНИШКИ - дер. ок. реки Зап. Двины (Даугавы) в Курляндии (ныне Д-пилс, Латвия),
где, согласно "Дегуцкому летописцу", в 1660 стар-дцы-эмигранты
основали первый стар. храм в странах Балтии и, вероятно, за пределами Рос. В 1660-1837 в Лигинишкской общине служили первые
известные пастыри, среди кот.священноерей
Терентий (1678-1704), Афанасий (Антоний) Терентьевич (1704-1775),
Стефан Афанасьевич (1775-1792). В 1837 в период возобновления
преследований староверов при Николае I Лигинишкский храм был закрыт. В
настоящее время действующая Гривская община в Д-пилсе считается преемницей
Лигинишкской. 21 июля 2001 по инициативе общества "Беловодье" на
предполагаемом месте быв. Лигинишкского храма (улица
Лигинишкю, Д-пилс) был сооружен памятный крест.
·
Ист.: ДЛ. Лит.: Дубовская
Е., "Храм в Лигинишках — первый древлеправославный старообрядческий храм в
Прибалтике", Поморский вестник, 2003, № 1 (10), февраль-март;
Заволоко 1990; СЦК 1960, с. 58; Podmazovs 2001. Г.П.
ЛИДЕКСНЕНСКАЯ-КУРМЕНСКАЯ ОБЩИНА (Люциненский у.Вит. губ., ныне
Лудзенский р-н Латвии). Согласно архивным данным нач. XIX в.,
молитвенный дом устроен в частной избе якобштатского мещанина Г. И. Тимашенка
(1826). Наст.был рижск.
мещанин Марциан Федоров. После следствия 1838 моления там прекратились. Жит.же приписались к разным моленным
Реж. у. В праздники каждый жит.по
очереди должен был приглашать наст. с певчими. В избе служились вечерня,
заутреня, часы и молебен, на кот.собирались
жители дер. и вместе молились. Служили наст. Рудушской и Липушской моленной (Реж. у.). По данным конца 1930-х, ЛО была зарегистрирована в
1910, правда, в списке моленных уезда 1912 ее нет, а документы 1927 указывают,
что времени основания ЛО "никто не помнит". Там же сказано, что храм
имеет вид обыкновенного жилого дома "старинного образца из сосновых
бревен" с соломенной крышей, в кот.располагалось и жилье наст. - все это в "совершенной
ветхости". В 1927 общее собрание постановило исходатайствовать разрешение
и материал на воздвижение нового храма при обществ.хуторе имения Курма. С этого времени Лидексненская община
фактически раскололась на две части, в кот.богослужения велись отдельно. Юридическая регистрация
Курменской общины последовала в дек. 1936. Ее составили 119 семейств. В
1932-1937 на собственные средства и небольшое гос. пособие возведен храм во имя Св. Троицы и апостолов Петра и Павла. В 1910 в
Лидексненской общине было 400 прихожан, в 1938 - 212, в 1940 - 213. Ее
собственность оценивалась в 6850 латов. Имелось 5,45 га земли; приход составлял
294 лата, расход- 148 латов. В Лидексненской общине служили наст.: Семен Сеньков (1904-1930), Ульян Русанов (1931-1935),
Мелентий Тимошенко (1931-1939), Георгий Русанов (1935-1939), Георгий Юпатов
(1940-?).
В
Курменской общине служили наст.: Ульян Русанов (1935-1936), Климент Никифоров
(1936 - ?). Моленная в дер. Лидексне сгорела во время
2-й мировой войны, а в дер. Курма простояла до конца 1940-х и была разобрана.
При
общинах было три кладбища.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 16; ЛГИА. Ф.
1370. Оп. 1. Д. 2448. Л. 477, 489, 495, 508, 536, 537, 540, 547; ЛГИА. Ф. 1370.
Оп. 1. Д. 2677. Л. 79, 80; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1.
Д. 33. Л. 119, 121, 126; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 478. Л. 30. В. Никонов