КОРОЛИШКСКАЯ ОБЩИНА, основана в 1742 в дер.
Королишки (ВкЛ; ныне Аникщяйский р-н Литвы) благословением дух.о. Наума Савельевича из Гудишкской
обители, где был устроен храм. Согласно "Дегуцкому летописцу",
в Королишках, направляясь из Парижа в Петербург, летом 1813 останавливался
царь Александр I. Он посетил моленную, сотворил молитву, поцеловал крест,
принял благословение от наст. Назария Яковлевича (•
1816). С 1822 наст.здесь
служил Никифор Ефимович Крюков.
Вследствие распространения единоверия в Литве при
усиленной поддержке светских властей и синодальной Церкви (начиная с 1860-х,
когда во главе Литовской епархии встал владыка Макарий, придерживавшийся более
положительного взгляда на единоверие в крае, чем прежний ее руковод.
митрополит Иосиф) до 1873 КО была превращена в
единоверческий приход. Стар.храм
в дер. Королишки превращен в единоверческий.
·
Ист.:
ДЛ, с. 196, 208-209, 243. Лит.: Potašenko 1993. В.
Б., Г. П.
КОРСАКОВ Савелий Иванович (° 30 июня
1930) - старший наст.и
предс. ДС Московской поморской общины. Происходит из потомственной семьи
дух.наст. С 1980 наст. Московской
поморской общины. В 1989 избран членом Совета Старейшин и членом ДКРос. Совета ДПЦ. А. Безгодов
КОСТЫГОВСКАЯ ОБЩИНА. (Реж.
у. Вит. губ.; ныне Прейльский р-н Латвии). На
1912 принадлежала к федосеевскому согласию. В 1879 о. Самсон Синельников,
будучи наст.в Скангелях,
поссорился с местной общиной и в 1881-1882 в четырех верстах от нее открыл в
дер. Костыгово новую моленную, разделив общину надвое. В 1887 уездный исправник
Браун опечатал ее как незаконную; на наст. С. Синельникова было заведено дело.
Однако вследствие манифеста 1883 дело было прекращено. Здание моленной
сохранилось и по сей день. По утвержденному в 1907 проекту была построена новая
моленная. Однако в сент. 1909 пожар уничтожил храм и все имущество КО. Получив разрешение на строительство (окт. 1909), в 1912
прихожане начали строить новый храм. Строительство растянулось на девять лет и
завершилось в 1921. Богослужения проходили в старой моленной.
В 1887 КО насчитывала до 1000
прихожан, в 1932 - 1046, в 1939 - 1160. Собственность в 1939 оценивалась в
18180 латов. При КО было 4,42 га земли; приход составлял 521
лат, расход - 530 латов. Наст.были: Кирилл Шкидин (нач. 1890-х - отм. в 1921), Илларион Харитонов
(1923 - отм. в 1939). В настоящее время богослужения в КО
по праздникам совершает наст. М. Волков. При КО находятся четыре стар.кладбища.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 656.
Оп. 1. Д. 879. Л. 3, 5, 9; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 35, 36, 204; ЛГИА.
Ф. 7046. Оп. 1. Д. 45. Л. 13, 46, 61, 68; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 38873. Л. 2,
3, 20, 24, 28. Лит.: ПКВитГ 1914, с. LVI. В.
Никонов
КОСТЮКОВ Епифаний Яковлевич (°
1888; • после 1955) - наст. Буткунской общины (Рокишкский р-н Литвы) в
1927-1946. В 1949 - 1950-х - наст. Паневежской общины (Панявежис).
·
Лит.: Blaževičius
1997. В.Б.
КРАСИКОВ Василий Сисоевич (◦ 1885;
• 1981) - наст. Вит.стар.
общины, член ДК при ВСС в Литов. ССР. Род.вблизи Полоцка. С 13 лет изучал церк. чтение и пение.
Работал на производстве. Мн. лет состоял причетником храма. В 1948 благословлен на отечество.
·
Лит.: СЦК 1984, с. 86. В.Б.
КРАСЛАВСКАЯ ОБЩИНА (Краслава, Латвия), в
2000 отметила свое 150-летие. СК на 1928 содержит
краткое свидетельство: "Община основана в 1850 г. Наставник -Е. Ф. Бобров". Сохранилась книга со следующей записью:
"Сия книга принадлежит краславскому обществу и молельной, а хозяева его
Тимофей Барадеркин, Феодор Горшаков, Иван Фирсов, Митрий Филимонов и Осип
Симяков". Сведения об истории КО скупы. После
Евфимия Боброва наст.в
разные годы служили: Трофим Степанович Добрецов (• 1949), Иоанн Романович Зуев,
Фотий Андреевич Болдавешко. Один из старейших причетников - Лев Илларионович
Терлецкий (° 1921), с 1928 стал клирошанином, с 1939-головщиком. К
знаменательной дате 150-летия стараниями предс. совета КО Петра Петровича
Смирнова был проведен внутренний ремонт храма, выполнены др. работы. 24 окт.
2000 состоялось торжест. богослужение, на кот.прибыли наст. ряда общин Латвии: Москвинской - И.
Болдавешко, Д-пилсской 1-й (Новостроенской) — А. Жилко,
Малюткинско-Юдовской - К. Никифоров, Прейльской — И. Кудряшов,
Ливанской - Ф. Бехчанов, Дагдской - В. Николаев. Присутствовали также
вице-консул посольства Рос.в
Латвии В. Никашин, консул посольства Бел. А. Коицкий. Многолюдная служба
завершилась крестным ходом и заупокойной литией на могилах наст. Дух.руковод. КО
- старец Елевферий Емельянов. Помогает ему Иоанн
Жилко. Постоянное внимание уделяется привлечению на клирос молодых сил. Открыта
воскресная школа.
7 дек. 2002 вспыхнувший пожар уничтожил моленную. Благодаря
усилиям КО и финансовой помощи гос-ва в 2004 должно быть завершено
строительство нового кирпичного здания храма.
·
Лит.: СЦК 2001 (Даугавпилс), с. 74-75), Поморский
вестник, 2004, № 1 (13), с. 20.В.Б.
КРАСОВСКИЙ Карп Тихонович - наст. На съезде
стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906) представлял
Воронейскую общину Юрьевского (Тартуского) у. Лифляндской губ. Позднее
служил в Володинской и Малюткинско-Юдовской общинах Илукстского
у. Латвии.
·
Лит.: Труды о съезде
1906. В.Б.
КРЕСТ АВВАКУМА - хранившийся в 1960-х
у жит.пос. Каралы
Такштаголъского р-на Кемеровской обл. Рос. отлитый в 1612 металлический крест
из красной меди (16,5 х 10 см) с надписью на обратной стороне: "Распятие Господне
бе у страстотерпца Аввакума протопопа в заточении, по сожжении же святого взято
бе стрельцом, иже и храни и (его) честно. Аз же смиренный Андрей Дионисьев сын
Вторушин, сущими на Москве, стяжах и за мало ничто у
сына стрельца того и в обитель нашу принесох на вечное поклонение в лето 7222
[1714]".
·
Лит.: СЦК 1969. В.Б.
КРИСТЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА (Реж.
у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н
Латвии), на 1912 принадлежала к федосеевскому толку. Согласно архивным данным, КО основана в 1807 или в 1825. Во всяком случае
известно, что в 1826 "в имении Варакляне графа К. Борха дер.
Крыстелях" имелся молитвенный дом. В сер. XIX в.,
как и все пр. в у., был опечатан. В мае 1871 состоялся
аукцион по продаже здания моленной, кот.и приобрел за 21 руб. крестьянин Гордей Григорьев. При этом
он обязался в течение трех недель ее снести. 26 мая 1871 храм был срыт до
основания. В статистическом описании 1877 вновь значится молитвенный дом в дер. Кристели; осенью 1889 он сгорел. В 1890 семьдесят два
домохозяина КО подали прошение о разрешении на
строительство нового молитвенного дома. Последовал отказ. Тогда один из
просителей, Родион Ефимов в своем доме устроил своего рода частную моленную и в
1895—1904 пытался ее узаконить. В 1904 было получено из Министерства внутренних
дел письмо с разрешением. В результате перестройки в 1939 дома Ефимова (видимо,
строения 1865) получилось здание совр. моленной. В 1891 КО
насчитывала 1057 прихожан, в 1932 - 1335, 1939 - 970. Собственность КО в 1939 оценивалась в 2525 латов. Имелось 3 га земли,
приход составлял 350 латов, расход - 2025 латов. Служили наст.:
Гордей Григорьев (отм. в 1852), Р. Тихомиров (отм. в 1921), Дионисий
Герасимов (1929-отм. в 1938). В настоящее время наст.нет; службы по религ. праздникам совершает и. о. наст. Вилянской
общины А. Воронов.
При храме четыре стар.кладбища.
·
Ист.:
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2656. Л. 22; ЛГИА. Ф. 1370. Д. 2678. Л. 111; ЛГИА. Ф.
1370. Д. 2727. Л. 207; ЛГИА. Ф. 777. Оп. 1. Д. 1018. Л. 1; НИРБ. Ф. 1430. Оп.
1. Д. 10744. Л. 25; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40326. Л. 1, 5, 20, 39, 45, 49,
59; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 50; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 51831. Л.
35. В.Никонов
КРУГЛЯКОВ
Евлампий Григорьевич (° 1890; • 1971) - наст. Сипайлишкской
общины (ныне Рокишкский р-н Литвы) в 1932— 1950. Выходец из Литвы. Пастырское
служение нес сорок пять лет, последние годы - в РГСО.
·
Лит.: СЦК
1972, с. 78. В.Б.
КРУЖОК
РЕВНИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СТАРИНЫ (1927-1940) - стар.молодежная орг-ция, основана 2 июня 1927 при обществе
"Гребенщиковское училище в Риге", бессменный руковод. (староста
кружка) - И. Н. Заволоко. Наиболее активными членами КРРС были: И. М.
Крылов, И. А. Назаров, К. А. Павлов, К. Р. Портнов, П. Д. Фадеев, А.
К. Фомичёв. Цель его создания формулировалась как "пробуждение
среди старообрядческой молодежи религиозно-нравственного чувства". КРРС
занимался весьма разносторонней деятельностью: краеведческой, просвет., издательской. Круг интересов членов КРРС был связан с
двумя сферами — исследованием наследия рус.культуры (в основном допетровского времени) и изучением
сущности староверия, а также сохранением и соблюдением религ. традиций и
устоев бытового исповедничества. Формы работы предполагали как закрытые
мероприятия, ориентированные только на членов общества (дух.вечера, лекции и собеседования), так и открытые -
рассчитанные на привлечение широкой аудитории, не ограниченной
конфессиональными рамками (открытые лекции, вечера дух. стихов, выставки
археографических и этнографических материалов).
КРРС поддерживал контакты с многочисленными рус.обществ. орг-циями Латвии, Литвы,
Эстонии и рус. зарубежья. Его филиалы были открыты в Митаве (Елгаве; 1928),
Двинске (Д-пилсе; 1928), Реж. (Рез.; 1932). Риж. КРРС
сотрудничал с Религ.-просвет. кружком при Ревельском
(Таллиннском) молитвенном доме, с учащимися дух. курсов в К. (Литва). Благодаря
инициативе и личным контактам И. Н. Заволоко КРРС состоял в переписке с
обществом "Икона" в Париже, с "Союзом любителей чистоты русского
языка" в Белграде, с Семинаром им. Н. Кондакова в Праге, высылал свои
издания в фонд документов о рус.эмиграции
и жизни рус. за пределами этнической родины Русского Заграничного истор. архива
в Праге.
Лекции для членов кружка читали как представители рус.интеллигенции Латвии (писатель С.
Р. Минцлов, историк Ю. Д. Новосёлов, профессор права Латвийского университета
В. И. Синайский, фольклорист И. Фридрих), так и зарубежные гости (лидер РСХД
протоиерей В. В. Зеньковский; представитель белградского общества "Союз
любителей чистоты русского языка" профессор С. В. Завадский; искусствовед,
член парижского общества "Икона" П. П. Муратов). Только за первый год
работы КРРС провел 46 закрытых и 14 открытых вечеров с собеседованиями на религ.-истор. темы и исполнением дух. стихов и песнопений. За
десять лет работы было проведено 70 открытых вечеров. В 1927 КРРС отрыл свою
библиотеку (ок. 700 томов), в фонде кот.хранились книги по истории староверия, стар. период. издания
("Щит веры", "Старообрядческая мысль", "Церковь")
и произведения рус. классической лит. С 1928 при КРРС действовала иконописная
мастерская, в кот.до 1932
работал стар. иконописец П. М. Софронов. Инициативная группа КРРС
состояла из 15-20 чел. (общее
число членов в разное время варьировалось от 30 до 70), одновременно это был и
"выездной" состав хора (руковод. - И. Н. Заволоко,
И. М. Крылов, И. А. Назаров, П. Д. Фадеев).Маршруты
экспедиций были связаны в основном с исследованием быта рус.населения Балтии, в особенности староверов: места,
описанные в "Дегуцком летописце ", Латгалия, Печорский край.
Несколько раз предпринимались и более дальние поездки: Закарпатье, р-ны
Мукачево, Хуста (1930), дер. Войново в Польше (1936). Участники экспедиций
собирали образцы народного костюма, вышивок, записывали мелодии дух.стихов, осматривали храмы, по
возможности приобретали рукописные и старопечатные книги, а также исполняли
дух. стихи и проводили религ. беседы в дер. и моленных. Результатом таких
экспедиций были выставки "Русское народное искусство" (1929, 1932,
1933) и вечера дух.поэзии, в
т. ч. и для широкой публики, в частности, концерты в Рус. гимназии и Рус. клубе
Р. (1935, 1936, 1938), стар. певческий праздник и концерт в рижск. Доме
Черноголовых в честь 10-летия кружка (1937), певческий праздник в Печорах
(1939) и др. В 1929 КРРС создал Музей предметов рус.старины, экспозиция кот. пополнялась материалами,
привезенными его членами из экспедиций по местам стар. поселений.
КРРС стремился не только сохранить традиции стар.культуры, но и сделать их
необходимыми прежде всего для молодого поколения. Для этого КРРС проводил
активную работу среди стар.молодежи.
В 1932 в сотрудничестве с др. филиалами, а также с Д-пилсским стар.братством в Р. состоялся
съезд стар. молодежи. И. Н. Заволоко в качестве представителя кружка
участвовал в съезде стар-дцев Эстонии (1931), а также в I и II Вселатвийских
съездах стар.вероучителей (1931,
1935). Целям дух.просвещения
и объединения староверов Балтии служили также различного рода издания КРРС.
Самыми значительными из них были: культурно-истор. альманах "Родная
старина" (1927— 1933, 13 номеров), два выпуска сборника "Духовные
стихи старинные" (сост. И. Н. Заволоко, Р., 1933, 1937),
"Альбом старинных русских узоров" (Р., 1929), "Древнерусская
вышивка" (Р., 1939), сборник высказываний отцов Церкви "Златоструй
" (сост. И. Н. Заволоко, П. Ф. Фадеев, Р., 1932).
·
Ист.:
Архив И. Н. Заволоко, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (Рига);
Коллекция И. Н. Заволоко, № 162, 203, 214, 217, 227, 281, 351; Родная
старта, 1927-1933. Н. Пазухина
КРУПЕНИШКСКАЯ ОБЩИНА (Реж.
у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н
Латвии). На 1912 принадлежит к поморскому толку. Основана в 1898. В ноябре 1907
И. Иванов и И. Дмитриев подали прошение о разрешении на постройку молитвенного
храма. Автор проекта - инженер И. Иванов. После неоднократных переделок в марте
1908 проект утвердили. В 1927 в Крупенишках значится дерев.здание с двумя куполами и соломенной крышей. В 1912 КО насчитывала 551 прихожанина, в 1929 - 700, в 1939 - 500.
На 1939 ее собственность оценивалась в 7200 латов. Имелось 10 га земли; приход
составлял 337, расход - 337 латов. Служили наст.: Зиновий Константинов (отм. в
1914), П. Тихонов (отм. в 1921), Платон Афанасьев (1929-1932), Евстафий Федоров
(1932-1937), Иван Сметанин (отм. в 1938), Савелий Иришин (1940-?). В настоящее
время КО полностью прекратила существование. Здание
моленной сохранилось. Рядом с храмом - единственное приписное кладбище.
·
Ист.:
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 63-66; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678;
ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2490. Л. 12, 30; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2448. Л.
648, 650, 654; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52. Лит.: ПКВитГ
1914, с. LVI. В. Никонов
КРЮКОВАЯ НОТАЦИЯ - система записи
древнерус. и стар.церк.
пения. В совр. стар. общинах используются знаменная (столповая), демественная и
путевая КН. Более ранняя, сугубо византийская кондакарная КН
вышла из употребления около XIV в. Знаменная (столповая) КН - древнейшая из
ныне существующих. Основы знаменной КН были переняты
из Византии одновременно с крещением Руси. Вплоть до сер. XVII в. знаменная КН развивалась и совершенствовалась. Сейчас используется для
записи как собственно знаменного (столпового) роспева,
так зачастую и для демественного и путевого роспевов.
Демественная КН сложилась к концу
XVI в. Расшифровке поддаются лишь памятники втор. пол. XVII в. и более поздние,
в кот.наряду с основной
нотацией присутствуют киноварные пометы. Уже с XIX-XX вв. демественная КН практически выходит из употребления, демественный роспев
записывается основной знаменной (столповой) КН.
Путевая КН возникла параллельно с
демественной КН. Графика путевой КН частично заимствована из знаменной КН, сюда
вошли мн. вышедшие из употребления крюки столповой КН. Вскоре после раскола РПЦ
путевая КН практически вышла из употребления. Песнопения путевого роспева также
записываются в стар.рукописях
более привычной знаменной КН.
·
Лит.:Гарднер
1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига,
1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного
знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл.
ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
КУДРЯВЦЕВ Михаил Васильевич (°
20 янв. 1948, Йонавский р-н Литвы; • 10 авг. 1995, Паланга) — доктор филологии,
заведующий кафедрой рус.яз.
Вил.университета. Род.в стар. семье в Йонавском р-не.
Бережно относясь к заветам предков, ратовал за сохранение ценностей староверия,
глубокое изучение быта, обычаев, яз., древней
книжности стар-дцев, их народного поэтического творчества. В 1990 создал
инициативную группу культурного общества стар-дцев Литвы, способствовал
националъно-дух. возрождению в среде, имеющей стар.корни. Прилагал усилия к изданию сборников истор.
материалов, документов и свидетельств, художественных произведений на темы
староверия. Занимаясь научно-преподавательской работой, выступал также как
публицист и поэт. Трагически погиб. Посмертно издана его книга
"Стихотворения" (Вил., 1997).
·
Соч.: "Образная структура темы дороги в
поэзии Н. Рубцова", Kalbotyra, 1982, XXXIII (2), с. 105-115;
"Благотворительные вечера", Советская Литва, 1989, 7 апреля;
"Два диалога с ветром (лексико-семантический анализ стихотворений Ф.
Тютчева и Н. Рубцова", Kalbotyra, 1990, 41 (2), с. 70-80; "О
прошлом ради будущего", Эхо Литвы, 1990, 24 марта;"Эхо колоколов Китеж-града", Лад, 1991, № 1,
с. 3-6, № 2, с. 4-6; "Русская метафора как культурно-языковая парадигма (к
постановке проблемы", Russian Philology. Occasional
Papers, Hyderabad (India): Central Institute of English and Foreigh
Languages, 1992, no. 12; "Старые слова [стихи]", Эхо Литвы, 1993,
№3 (14889), 7 января; "Русский язык в Литве", беседовала Т. Гордеева,
Эхо Литвы, 1993,№ 199(15085), 13 октября; Стихотворения, Вил.
1997. Лит.: Шульская О. В., "Ощущение связи
времен", Эхо Литвы, 1998, № 22 (16181), 3 февраля. В.Б.
КУДРЯЧЁВ Василий Григорьевич (°
1869, с. Андреево-Наволоко, Олонецкая губ., Рос.имп. - • 12 сент. 1941, Усольлаг, Пермская обл. СССР) -
предс. совета РГСО в 1924-1940. Выходец изстар. семьи, кот. поначалу жила в Олонецкой губ., затем поселилась
в Р. От дяди Андрея Андреевича Юшкова, богатого и бездетного, К. унаследовал
крупное состояние: дома, магазины, земельные участки. Он значительно приумножил
полученное наследство. Как предприниматель был весьма ценим
властями. В качестве гл. подрядчика (совместно с А. Трифоновым) осуществил
перед 1-й мировой войной облицовку гранитом берегов Двины (Даугавы). К. вел
разностороннюю предпринимательскую деятельность - брал подряды на возведение
хоз. объектов, строил жилые дома, расширял торговлю в собственных магазинах.
Его братья Ефим, Иван, Тимофей, соблюдая религ. традиции семьи Кудрячёвых, были
усердными прихожанами РГСО, часто жертвовали на ее нужды. Став предс.
совета РГСО, К. продолжил благотворительность. 21 марта 1926 он передал РГСО
большой дом для открытия детского приюта. По примеру предс, мн.
состоятельные прихожане личными взносами способствовали укреплению дух.авторитета, материального
положения РГСО и всего стар-ства Латвии. РГСО располагала
внушительными финансами. Перед национализацией (1940) на банковских счетах
общины находилось 6 млн. латов. Летом 1940 К. был арестован сов.репрессивными органами.
Скончался, согласно архивным данным, 12 сент. 1941 в Усольлаге Пермской обл.
·
Лит.: Поморский
вестник, 2001, № 1, с. 15-17. В. Б.
КУДРЯШОВ Александр Максимович (° 1942, дер. Шолишкес,
ныне Кайшядорский р-н Литвы) - наст. Рокишкской общины с 1993, член ВСС
Литвы и ВС ДПЦ, а также ДС (с 2002). С детства под началом родного
отца изучал церк. чтение и пение. Позднее жил в Радвилишкис, работал на
производстве. В 1980-1990 - наст. Радвилишкской общины, в 1990-1992 - Зарасайской.
Участник мн. соборов ДПЦ Литвы в Вил. В 1998-2001
- предс. ВСС Литвы.
·
Лит.: Blaževičius 1997. В.Б.
КУДРЯШОВ Ефимий Иосифович (° 1900, Видзы;
• 1980) - наст. Мостищенской общины (Бел.) с 1937. Окончил гор.училище в Видзах. С 1919 - причетник Видзовской) храма. Затем жил в Паневежисе
(Панявежис), служил солдатом в литов. армии. Выпускник курсов по подготовке
вероучителей при Вил.общине.
Избирался членом ВСС в Литов. ССР. Его сыновья -Тимофей
(° 1930) и Иоанн - служат наст.
·
Лит.: СЦК
2000 (Даугавпилс), с. 80. В.Б.
КУЗНЕЦОВЫ - служители ДПЦ.
Сила Федорович К. (° 1907; • 1981) -
наст.ряда общин, сын Федора
Силовича К. Направляемый отцом, изучал Св. Писание, положения древлеправославия,
знаменное пение. С юных лет состоял клирошанином Минковичского храма (ныне
Браславский р-н Бел.). В целом получил основательные знания церк. службы.
Долгие годы занимался сельским хоз. В Минковичском
храме был благословлен на отечество. Чин благословения совершил наст. Гривской
общины Д-пилса П. Т. Стрелков с участием еще шести дух. о. Служил в
Елгавской (Латвия), Вил., Турмантасской (Литва)
общинах. Последнее место служения - Миновская община Зарасайского р-на
Литвы.
·
Ист.: Устные данные Татьяны
Силовны Воробьевой (° 1933). Записано 22 июня 2001. В.Б.
Федор Силович К. (°
10 февр. 1870, дер. Лапушенишки, Н.-Алекс. у.
Ков.губ. Рос. имп., ныне
Бел.; • 21 окт. 1965, Вил., СССР) -видный деятель ДПЦ,
предс. ВСС в Литов. ССР и предс. ДК, наст. Вил.общины. Начальные уроки церк. грамоты получил у
деда -наст. С 17 лет служил головщиком в родной
общине, продолжал изучать книги Св. Писания, истор. лит., отечественную
классику. В 1918 благословлен в наст. Лапушенишкской общины
и вскоре приглашен к дух.руководству
крупной Видзовской общиной. В 1925 на 1 -м Всепольском соборе
стар-дцев избран членом ВСС в Польше и членом ДС. Через год стал дух.о. Вил. общины, где
прослужил до своей кончины. С 1948 - предс. ВСС в Литов. ССР, предс. ДК.
Автор мн. статей, докладов, поучений. Избирался членом Литов. комитета защиты
мира. Пользовался широкой известностью и всеобщим уважением. Обряд погребения
наст. К. 24 окт. 1965 был совершен при участии 27 наст., в
присутствии представителей 50 общин и нескольких тыс. прихожан. Похоронен на
стар.кладбище в Вил.
·
Лит.: СЦК
1967, с. 153. В.Б.