КАУНАССКОЕ (КОВЕНСКОЕ) ЖЕНСКОЕ
СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - действовало с 1929 до конца 1940 в К. (ул. Ширвинту, 13). 6 мая 1929
устав общества зарегистрирован в канцелярии начальника города Ков.и Ков. у. На учредительном
собрании присутствовали члены ЦСС Литвы: В. Прозоров, А. Панкратьев
и М. Удалов. Согласно уставу, его целью была материальная помощь неимущим, обеспечение их одеждой, обувью, пищей и деньгами,
а также помощь в воспитании и опеке детей. Более активную деятельность общество
развернуло в 1932 и сплотило женщин разных профессий, чаще всего жительниц К.
Учредители также могли быть членами, а лица, сделавшие крупное пожертвование
или оказавшие значительную помощь - почетными членами. В нач. 1930-х общество
насчитывало 123 члена. Общее собрание избирало правление общества. Одним из
его учредителей и руковод. в течение всего времени его существования была
Елена Алексеевна Никольская, членами правления (1937) - Прасковия Баршчене,
Агриппина Панкратьева, Татьяна Козловская, Васса Воробьева и Екатерина Стрельцова,
активными членами - Екатерина и Матрона Прозоровы, София Удалова, Елена Лущина,
Матрона Козловская и мн. др.
В
конце 1933 общество открыло детский приют, в кот.в разное время содержалось от двенадцати до двадцати детей
возрастом от 3 до 14 лет. Приют располагался в арендованной для этого
трехкомнатной квартире на ул. Капсу 33а. Приют
частично финансировался прав-ством и самоуправлением, частично -родителями или воспитателями детей. 10 дек. 1932 в Каунасской
общине состоялся первый концерт церк. музыки с чтением лекций по истории
стар-ства. Деятельность общества включала в себя также проведение культурных и
обществ.мероприятий -
различных лотерей, концертов, тематических вечеров в кинотеатре
"Голливуд", рус. и польск. гимназиях, зале атейтининков и т. д.
Благотворительные программы в помощь нуждающимся стар-дцам, в поддержку
учеников рус. гимназии, для благоустройства храмов и т. п. финансировались за
счет членских взносов, пожертвований от частных лиц, гос. орг-ций, фондов США.
·
Ист.: LVA. F. 1157. Ар. 24. Лит.: Malaрkeviиiыtл
В., Kauno sentikiш moterш labdarybлs
draugija: 1929—1940. Referatas. Vilnius,
Vilniaus universitetas, 2000 (kompiuterinis tekstas). Г.П.
КАШЕВ Иоанн Федорович (° 1885; • 1969) - наст. Воронейской общины (Эстония).
Уроженец Причудья, всю жизнь посвятил служению СПЦ. Сначала был головщиком в
родном храме и в Старой Руссе, затем - наст.в общинах Рыбинска и Пскова. Более 40 лет служил в Воронейской
общине.
·
Лит.:СЦК 1970, с. 173. В.Б.
КАШТАЛЬЯНОВ Трофим Афанасьевич (° 1888, дер. Шпаки Реж. у.
Вит. губ., ныне Рез.р-н
Латвии; • 1966) - наст. РГСО. С детства выполнял обязанности чтеца в
местном храме. В 16 лет стал головщиком. В 1908-1914 - штатный певчий
Псковского стар.храма. Затем
вернулся в родную общину. С 1932 - певчий Гребенщиковского храма в Р. Был
помощником наст. В 1951 избран наст.и прослужил 12 лет, до ухода на покой по состоянию здоровья.
·
Лит.:
СЦК 1967, с. 154. В.Б.
КИКИТОВСКАЯ
ОБЩИНА, поморская община (эст.Kukita, Казепяэская
вол., Тартуский у.). В нач. XVIIIв. 9 рус. крестьян получили в аренду землю в имении Флемингсгоф (эст.
Laius-Tahkvere).
Считается, что первоначально дер.
именовалась "Никитовка" по имени основателя Ивана Никитина,
бежавшего сюда вместе с одним из бояр Морозовых. 14 сент. 1740 состоялось
освящение построенной ими моленной во имя Воздвижения Честного и Животворящего
Креста Господня. Ее оборудовали привезенными сюда четырьмя колоколами,
необходимой утварью и богослужебными книгами. В нач. XIXв. наст. был
Иоанн. Во время Отечественной войны 1812 кикитовскую моленную посещали
казаки-стар-дцы. Службу совершал сопровождавший их наст. Михаил, сами казаки
пели на клиросе. Кикитовский храм перед их отъездом в качестве пожертвования
получил от них мн. ценные вещи. К 1833 в КО насчитывалось 322 души разных сословий,
а также 75 чел.гос.
крестьян, всего 397 стар-дцев.
В
нач. 1830-х начались гонения на КО. В 1832 комиссия из
статских чиновников в присутствии Дерптского священника с целью обращения
"раскольников" в лоно новоправосл. Церкви реквизировала книги,
иконы, утварь и большой колокол. Вещи эти были отправлены на мызу в Алацкиви.
Только вмешательство помещика помогло вернуть конфискованные вещи, да и то не
полностью. В 1837 молельня в Кикита была запечатана, вместе с хранящимися в
ней большими сундуками с иконами. Несмотря на неоднократные ходатайства
кикитовских староверов распечатать моленную и вернуть утварь, на основании
распоряжения Министерства внутренних дел от 8 дек. 1846 моленную разобрали, а
иконы и все богослужебные книги передали в единоверческую церковь дер. Черная.
Два колокола, хранившиеся на мызе Алацкиви, передали в ведение Дерптского
благочинного. Тот распорядился сначала отдать их вновь образованным эст.правосл. приходам, а затем, после
нескольких лет переговоров, их передали в муствеэскую единоверческую церковь. В
1863 запечатанная моленная обрушилась, и в следующем году кикитовцы озаботились
строительством нового храма. Было получено разрешение на строительство молельни,
но без каких бы то ни было опознавательных знаков. Строительный материал
подарил помещик фон Липгарт, участок под моленную пожертвовал прихожанин Петр
Ильич Амелькин. Построенный силами самих прихожан молельный дом был освящен 24
июня 1865, наст.стал М. П.
Мызников. В 1882 моленная была надстроена, а в 1902 отделана изнутри. Ученик Г.
Е. Фролова из Рая Филипп Андреевич Мызников написал два верхних ряда
иконостаса. В 1908 часть старых икон была отреставрирована Юрьевским
иконописцем Дементием Никифоровичем Поляковым. Наст. КО
в конце ХIХ-нач. XXв. были, кроме
упомянутого М. П. Мызникова, Иван Харлампиевич Бондарев (1884— 1886), Трофим
Лаврентьевич Банщиков, Стефан Афанасьевич Карамнов (1886-1888), Иван Кузьмич
Ларин (1888-1889), Иван Харлампиевич Бондарев (1890), Яков Гавриилович Красовский
(1890-1898), Даниил Сергеевич Жирнов (1898-1919).
После
революции, согласно законодательству Эстонии об обществах, КО
зарегистрирована в 1926 и входила в Союз старообрядческих общин Эстонии (Kukita vanaususliste
ыhing 1926, Kukita Vanaususliste Usuыhing 1936). К моменту регистрации в КО
насчитывалось 152 семьи численностью в 791 чел. Обязанности наст.исполняли Григорий Гавриилович
Глубокое (1919—1929) и Осип Иванов. В 1937 за совершение пасхальных
богослужений по ст. ст. ему
было воспрещено проживание в Южной Эстонии и Таллинне. С 1939 обязанности наст.исполнял Ермолай Фабричников. Во
втор.пол. 1930-х кикитовскую
моленную обновили. В ней проходили XII(1938) и XIII (1939) Всеэстонские съезды старообрядческих общин.
Перед самой войной в Кикита были организованы курсы знаменного пения под
руководством И. С. Кулева.
Во
время 2-й мировой войны здание моленной сгорело. В 1949, силами местных жит., был построен ныне существующий храм. В настоящее время
обязанности предс. исполняет Матвей Феодорович Бухвостов.
·
Ист.: ИАЭ.
Ф. 1655. Оп. 1. Д. 883; ИАЛ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1376, 2006. Лит.: Малышев К. А., "Краткая
летопись Кикитовской общины в Причудском крае", Родная старина, 1929,
№ 7, с. 175; "Оштрафование и высылки старообрядческих наставников", Вести
дня, 1937, № 129, 12 июня; "Новый старообрядческий наставник", Старый
Нарвский листок, 1939, №1,2 января; Петров А., "Как возникла
Кикитовская старообрядческая община", Вести дня, 1938, № 297, 29
декабря; Рихтер Е., Русское население западного
Причудья. Таллин, 1976; СЦК 1981, с. 21-22. Г. Пономарева, Т. Шор
КИОТ
- остекленная рама или шкафчик для
икон или крестов медного литья. Особенно распространен в стар.традиции. Иногда иконы в К. бывают с богато
украшенным и позолоченным дерев.обрамлением.
Г.П.
КИРИЛЛ
(вмиру Карп Васильев; ° 1608, дер. Андреев Наволок на реке
Суне, близ Кондопоги; • 1690) - инок, устроитель Троицко-Сунарецкой
староверческой обители. Стоял у истоков поморского согласия. В Юрьегорском
монастыре принял постриг (ок. 1628). Много странствовал. Жил на Соловках. В
1640 построил на родине келью, вокруг кот.разросся скит, а затем - монастырь. Здесь с 1657 по 1664
обитали будущий соузник Аввакума Епифаний и олонецкий посадник Илларион
Пуллоев, "муж благ и писания ведущий". Ок. 1682 новгородский
митрополит приказал схватить К. Однако он сумел
скрыться и последние годы жизни провел на реке Выг. По словам И. Филиппова, К.
явился вдохновителем создания Выго-Лексинского общежительства. Здесь
позднее написано его Житие, дошедшее до нас лишь в списках.
·
Лит.: Зеньковский 1995, с. 388-389. В.Б.
КИРИЛЛОВ
Стефан Родионович (◦ 24 июля 1877, Реж. у. Вит.
губ.; • 8 июня 1960, Р.) — видный религ.-обществ.
деятель Латвии, лидер "Блока правосл. и стар. избирателей и обществ.
орг-ций". Род. в стар. семье в Реж. у., в
юношеском возрасте переехал в Двинск (ныне Д-пилс). Окончил полный курс Двинского
гор.училища и Двинскую
телеграфную школу. В 1896 в Якобштадте (ныне Екабпилс, Латвия) сдал экзамен на
звание учителя. С 1893 по 1908 работал актером-декламатором в Двинском
железнодорожном театре, затем - в паровозном депо. В 1911-1912 К. занимал
выборную должность члена Двинской земской уездной управы. В 1913—1914
-слушатель лекций народного университета в Соляном городке (Петроград) по
предметам ведения сельского хоз. К. - участник Iи IIВсероссийских
соборов старообрядцев в Москве в 1909
и 1912. Избирался в административные органы соборов. В 1911 принимал участие
во Всероссийском съезде стар-дцев-поморцев по народному образованию в Двинске.
В 1912 К. был избран от Вит.губ.
членом Гос. Думы IVсозыва, где состоял в комиссии по делам стар-дцев и в
бюджетной комиссии. В 1915-1917 К. - добровольный участник 1-й мировой войны,
по линии Красного Креста побывал на разных фронтах, вблизи передовой, отмечен
Георгиевским крестом и др. наградами. В Латвию вернулся в 1921, сразу же был
избран гласным гор. Думы, предс. ее РК. С 1920 по 1929— член Центрального
Комитета по делам стар-дцев Латвии, избранного 4 нояб. 1920 первым
организационным Вселатвийским съездом староверов (Рез.). С мая 1929 по
май 1934 К. - предс. Совета стар.соборов и съездов. С 1928 по 1931 - депутат IIIСейма
Латвии, вице-министр земледелия, предс. гл. правления Стар.христианского союза Латвии, учредитель
общества Д-пилсское Стар. братство. Издатель газеты "Стар.вестник", журналов
"Вестник Совета Стар. Соборов и Съездов в Латвии" и "Стар.мир". С 1940-х жил в Р.,
работал на гос. службе. Похоронен на рижск. Ивановском
кладбище.
·
Лит.:
о. Алексий Жилко,
"С. Р. Кириллов как издатель журнала Старообрядческий мир", КДПЦ
2003, с. 70-74.Э. Мекш
КИРИЛЛОВ
Филарет Федулович (° 1898; • 1982) -
наст. Московской Преображенской общины. Работал на заводах. Мн. годы был
усердным прихожанином. В 1965 принял благословение в дух.о.
·
Лит.: СЦК
1984. В.Б.
КИРИЛОВА
КНИГА - сборник святоотеческих
творений, изданный 21 апр. 1644 "благословением Иосифа патриарха". Вошедшие
в сборник творения патриарха Александрийского Афанасия, архиепископа Солунского Св. Григория, Св. епископа Илариона, раскрывают основные
догматы христианства: о Святой Троице, Боговоплощении, почитании Пресвятой
Богородицы и др. Приводятся доказательства в защиту иконопочитания,
двуперстного крестного знамения, крещения младенцев. Сборник содержит 48 глав
и свое название получил от первой -"Книга иже во
святых отца нашего Кирила архиепископа иеросалимского на осмый век".
Составил ее Стефан Зизаний - "восточного православия хранитель, белорусец,
муж ученый", как говорится в "Поморских ответах " (отв.
36), и далее: "Сия книга от многих священных писаний объясняет и
утверждает люди в благочестии, научает священному богословию" (отв. 37).
При патриархе Никоне КК была запрещена. В гродненской типографии
стар-дцами осуществлены два издания (1786 и 1791). В 1915 книга перепечатана в
Саратове с Иосифовского подлинника.
·
Лит.: СЦК 1976, с. 29; Старообрядчество 1996, с. 141. В.Б.
КИСЕЛЁВ
Ермолай Иванович (• 1892) -один из
руковод. Вил.общины. Неутомимо
и бескорыстно, вкладывая собственные средства, способствовал в неблагоприятные
для стар-дцев времена строительству каменного здания - будущего Свято —
Покровского храма.
·
Лит.:
Киселёв 1930, с. 9. В.Б.
КИСЕЛЁВ
Павел Иванович (° 1880, Вил.; • 27
февр. 1933, Вил.) - журналист, редактор, историк Вил. общины и видный
религ.-обществ. деятель Вост. СЦ в Польше. Род.в уважаемой семье прихожан Вил.
общины. Окончил Вил.реальное
училище. Обучался в Пермском реальном училище, получил диплом горного техника.
Несколько лет сотрудничал в ряде газет. Затем по определению вил.губ. Д. Н. Любимова стал младшим
секретарем в Вил.губернском
правлении. В 1906 — один из секретарей съезда стар-дцев Сев.-зап. края. Однако в ближайшие годы К. активного
участия в дух.-религ. жизни стар-ства не принимал. Во
время 1-й мировой войны служил в штабе рус.армии. Получил чин титулярного советника, награжден
орденами Св. Анны 3-й степени и др. наградами.
Прямой,
честный, трудолюбивый и преданный староверию, К. в последний период своей
жизни был одним из активнейших стар.деятелей Польши. Он участвовал в 1-м Всепольском съезде
стар-дцев в Вил. (1925), на 2-м Всепольском соборе стар-дцев избран
членом ВСС в Польше и заведовал его канцелярией, делопроизводство в кот.поставил на образцовом уровне. В
1929 - нач. 1933 -ред. "Вестника ВСС в Польше", в кот.печатались, по словам одного
современника, его "прекрасные по слогу и мысли духовнонравственные
статьи". Автор мн. статей по вопросам древлеправ. истории, тогдашнего стар-ства, христианской нравственности. Сотрудничал
со "Старообрядческим календарем", издаваемым А. Екимовым в
Двинске (ныне Д-пилс). Написал истор. очерк "Столетие Виленской
старообрядческой общины", вышедший отдельным изданием (1930). Гл. целью
умеренно консервативного культурного творчества и социальной деятельности К. в
то время была "работа на благо Церкви". Писал стихи: в частности, в
"Вестнике" было опубликовано его четверостишие "На могилу Л. Ф.
Пичугина" (1932, № 4, с. 16), посвященное годовщине смерти известного
поморского церк. деятеля Пичугина. Вместе с Б. и Т. Пимоновыми 28-29
июня 1931 как представитель от ВСС участвовал в 1-м Всепольском съезде рус.меньшийственных орг-ций в Варшаве.
Преподавал на педагогических курсах по подготовке стар.вероучителей в Вил. (1930, 1932). Умер после
тяжелой и продолжительной болезни, похоронен на стар.кладбище в Вил.
·
Соч.: Столетие
Виленской старообрядческой общины. Вильна, 1930. Лит.: Вестник
ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 3-5; Поташенко 2003а; Труды первого съезда
1925.В. Б., Г.Л.
КИСЕЛЁВЫ - стар.род
служителей СПЦ.
Ефим Автономович К. (° 1907; • 1973) - клирошанин, головщик Руданцской
общины на протяжении долгих лет. Брат Луки Автономовича К. Их
родные братья Макарий и Родион, сестры Фотиния и Елена также владели церк.
грамотой, принимали деятельное участие в религ.-обществ.
жизни общины. Некот. время К. служил наст. Малюткинско-Юдовской общины Д-пилса
в Латвии.
Игнатий Лукич К. (° 1920; • 1994) - знаток знаменного пения. В нач.
1940-х - один из ведущих причетников Руданцского храма. Возглавлял в колхозе
полеводческую бригаду, добился значительных успехов, выращивая устойчивые
урожаи зерновых и льна, имел высокие награды.
Лука Автономович К. (° 1879; • 1965) -наст. Руданцской общины. Св.
Писание, знаменное пение, устав церк. службы изучал, руководствуясь советами
своего дяди - наст. Садофия Александровича К. После его кончины в 1936
принял пастырское служение и выполнял дух.должность с некот. перерывами почти тридцать лет.
Садофий Александрович К. (° 1848; • 1936) — наст. Руданцской общины (ныне
дер. Руденай, Зарасайский р-н Литвы) с 1910. Участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). Начиная с
1922 входил в состав ЦСС Литвы, избирался членом ДК. В связи с
возникавшими сложными вопросами богослужебного характера и дух. запросами
прихожан посещал общины Зарасайского и соседних у., совершал
чин благословения новых наст.
·
Лит.: Родная
старина, 1928, № 4, с. 112; Информация от А. М. Корольковой
(° 1922), июнь 2000 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. В.Б.
"КИТЕЖ-ГРАД", название нескольких стар.период. изданий.
1)
"К.-Г." - журнал (печатался
на ротаторе), нерегулярно издававшийся в К. с марта 1933 по янв. 1934 (№ 1-10),
в 1920-1930-х единственное стар.период.
издание в Литве. Его ред. был И. И. Никитин. Издание выпускали слушатели
Литов. дух.стар. курсов под
началом руковод. курсов И. Прозорова. Появлению журнала способствовало
несколько побудительных мотивов: во-первых, решение насущных для староверов
Литвы религ.-нравств. и просвет. задач, преодоление
относительно низкого уровня их грамотности; во-вторых, удовлетворение научных
и отчасти литературных амбиций молодежи, кот. не хотела отставать от
издаваемого наст. А. Екимовым "Старообрядческого календаря"
(Двинск); в-третьих, желание занять свое место в ряду известных к тому времени
стар. изданий - церк. и обществ.-культурного "Вестника
ВСС в Польше" и латвийского журнала "Родная старина", посвященного
"вопросам религиозно-нравственного и национального просвещения" (Р.,
1927-1933). Свои статьи и заметки в "К.-Г." печатали преподаватели И.
Прозоров и П. Линев, а также учащиеся дух.курсов - И. Никитин, М. Терентьев, М.
Колесников, Ф. Каштелянов, Г. Панкратьев, Е. Ранцев, П. Марков, A.
Минкевич, Л. Воробьев и др. В журнале были представлены и публикации дух.о., в т. ч. наст. А. Панкратьева,
О. Орлова и др. В "К.-Г." печатались проповеди и поучения
местных дух. о., статьи религ.-нравств. и истор.
содержания, дух. стихи, повести и стихотворения рус. поэтов-классиков (напр.,
М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и др.) и местных авторов.
Журнал также публиковал материалы по истории стар-дцев края, краткие сведения
сообщал об обществ.-полит. событиях в Литве и мире,
приводил хронику стар. жизни в балтийских странах и Польше. Иллюстрации -рисунки на библейские темы, эскизы стар. храмов Литвы,
портреты отцов Церкви и чудотворцев — были сделаны местными староверами М.
Стрелковым, Н. Панкратьевым, Б. Удаловым. Г. П.
2)
"К.-Г." - журнал,
издававшийся в Вил.в 1990 (№
1-3), первое стар. период. издание в провозгласившей восстановление независимости
Литве. Издание представляло собой возобновление "К.-Г",
издававшегося в К. в 1933-1934. Постановлением ВСС в Литов. ССР от 19
окт. 1989 была образована редколлегия: наст. И. И. Никитин (ред.), наст.
B.Н. Васильев (секретарь), M. E. Бирюлин, Г. Л. Легензов, О. Розанов, А. Н. Жилко,
В. С. Барановский, В. М. Дегтярёв. В типографском цветном
исполнении выпущено три номера, кот.в общей сложности содержат 36 публикаций, в т. ч. истор,
очерк И. И. Егорова "Старообрядческая Поморская Церковь в
Литве", статья наст. И. И. Никитина "Старообрядческая Церковь
и соборы", материалы, посвященные Павлу Любопытному, М. Чуванову,
церк. праздникам и богослужебным книгам, жизни различных общин, а также
репродукции редких икон, фотоснимки храмов, наст., дух.стихи. Издание журнала было приостановлено по причине
финансовых затруднений.
·
Лит.: [Редакция календаря], К выходу в свет журнала "Китеж-Град",
СЦК 1991, с. 46-47. В.Б.
КИТОВ
Егор Матвеевич (° 1828; • 1916)
-попечитель Якобштадской (Екабпилсской) общины в Латвии. Выделил земельный
участок под строительство местного храма, кот.было завершено в 1862, а также пожертвовал 10 тыс. руб. на
молитвенный дом. Его попечение о храме продолжалось почти полвека. Доброму
примеру К. последовали др. состоятельные семьи: Соловьевы, Перевозчиковы,
Буклагины, Лебедевы, Девятниковы, Беловы, Лаповы, Репковы. Благодаря их
бескорыстию и пожертвованиям прихожан община сумела вынести тяжкие испытания.
·
Лит.:СЦК 1993, с. 45. В.Б.
КЛАДБИЩЕНСКАЯ
ОБЩИНА, см. Резекненские
(Режицкие) общины.
КЛАЙПЕДСКАЯ
ОБЩИНА, основана поморцами в
1946 в Клайпеде, когда в опустевший после 2-й мировой войны город переселялись
жит.из разных мест Литвы и
др. регионов тогдашнего СССР, в частности, стар-дцы. На первые богослужения,
кот.проходили в комнате по
ул. Минийос, 94 собиралось ок. 25 чел. Первый наст.и предс. совета КО - Исидор Николаевич Соловьев. Одним из
первых организаторов КО были также Афанасий Павлов, Зиновий Иванов, Евграф
Добродушии, Афанасий Петров и др. В 1947 КО стараниями ее руковод. получила для
обществ.молитвы комнату в
каменном здании. Через два года КО насчитывала ок. 600
прихожан. Это были гл. обр. выходцы из разных дер. Литвы и Сувалкского региона
Польши, кот.в марте 1941
немецкие оккупанты репатриировали в Литву. В дальнейшем постепенный прирост КО происходил за счет миграции
стар-дцев в Клайпеду. В авг. 1948 КО была зарегистрирована сов.властями.
Согласно архивным данным, в 1950-х стар-дцы в Клайпеде
собирались на обществ.молитву
в трех местах: в комнате по ул. Красной Армии (ныне ул. Тайкос), где
богослужения проводил наст. И. Соловьев; в комнате по ул.
Нямуно 32, квартира 3, где служил А. Т. Москалёв, и по ул. Марю 8 во
главе с Козьмой Исидоровичем Ермолаевым (° 1884; • после 1954).
Численность стар-дцев в Клайпеде росла и назревала необходимость в молитвенном
доме, поэтому местные стар-дцы купили жилой дом по ул.
Статибининку 84, и переоборудовали его в церковь. 28 авг. 1960 наст. А. Т. Москалёв
освятил новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако по
требованиям сов.властей храм
не должен был иметь внешних признаков церкви (креста, купола с колоколами).
В связи с тяжелой болезнью в последние годы жизни наст. Москалёва
2 авг. 1969 ВСС в Литов. ССР утвердил втор.избранного наст. Г. Л. Легензова, служившего в
этой общине 34 года, три из них - совместно с Москалёвым. С приходом Легензова
жизнь КО получила новый импульс. Неутомимая
энергия сравнительно молодого 44-летнего наст.сплотила мн. прихожан. Легензов стал одним из
авторитетнейших дух.о.
Литвы. На мн. соборах он неоднократно избирался в руководящие органы СПЦ (ДПЦ)
Литвы. В 1974 и 1988 он вместе с др. членами КО
принимал участие в соборах СПЦ в Вил., где избирался членом ВСС в Литов. ССР
(в 1988) и членом ДК.
В 1985 был избран новый совет КО во
главе с предс. Василием Герасимовым. После провозглашения восстановления
независимости Литвы жизнь КО активизировалась. В 1989—
1990 стараниями наст. Легензова храм был переоборудован и принял совр.
вид: отремонтирована внешняя сторона здания, воздвигнуты маленький и большой
купол с восьмиконечным крестом. В 1990 при Клайпедском храме была открыта
воскресная школа, где взрослые и дети стар-дцев-клайпедчан под руководством
Марии Голубевой изучают Закон Божий, учатся читать на церковнослав. яз.; солевому пению обучал Филипп Емельянов (• 1998) из
Калининграда, после него - Марья Добродушина.
В конце XX в. КО
стала одной из самых крупных в Литве; в 1990-х насчитывала более 4 тыс.
прихожан, а по данным ВС ДПЦ (нач. 2000-х) - до 5 тыс. Согласно всеобщей
переписи населения, в 2001 в Клайпеде проживали 3083 стар-дца. Предс. совета КО был Еремей Самухов, ныне - Оксана Беляева. 28 февр. 2002
на соборе ДПЦ наст. Г. Л. Легензов был избран почетным членом ВС ДПЦ
Литвы. В связи с преклонным возрастом Г. Л. Легензова его пом. был
Евгений Арсеньевич Лебедев, в 2003 избранный наст. КО.
В Клайпеде и ее окрестностях существует два общих кладбища,
на кот.похоронены также и
стар-дцы: гор. кладбище Йонишкес и новое кладбище в Лебартай в 10 км от города.
На Йонишкском кладбище похоронен наст. А. Т. Москалёв.
·
Ист.: LVA. F. R-181.
Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F.
R-181. Ар. 2. В. 17. L.
106; Историческое наследие (Йонишкское кладбище в Клайпеде и в Лебартай, 13
августа 2000 г.; Интервью с Г. Л. Легензовым (° 1924), Клайпеда, 12 августа
2000 г. Записал Г. Поташенко); Материалы собора 2002; Список общин ДПЦ 2003 г.
Лит.: История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г. Л. Легензов (илл.,
компьютерный набор), 1990-е гг.; "Не оборвется нить веры ...
(Из истории старообрядчества в Клайпеде)", Клайпеда, 1999, № 57, 12
марта; Соловьева Г., "Община Клайпедского округа", Эхо Литвы, 1999,23
марта; СПЦК 2000, с. 111-112; СЦК 1961, с. 61-62; Lietuvos gyventojai 2001, р. 200. Г.П.