ИВАНОВ Иван Амбросиевич (°
1886; • 1975) - наст. На Вселитов. съездах стар-дцев (1923, 1927)
избирался членом ДК, служил в Аукштакальняйской и др. общинах Литвы.
·
Лит.: Родная
старина, 1928, № 4, с. 112; Информация Л. И.
Гримайловой, 1999 г. В. Б.
ИВАНОВ Илларион Иванович (°
13 июня 1943, дер. Кузьмино, Д-пилсский р-н Латвии) - предс. правления Старообрядческого
общества Латвии (с 1994), член редколлегии (с 1999) и гл. ред. (с 2002)
религ.-нравств. и культурно-истор. журнала "Поморский
вестник". Род. в
большой стар. семье. Крещен наст. Бондаришкской общины. В 1966 закончил
Латвийскую сельскохозяйственную академию по специальности инженер-механик
автомобильного транспорта. В 1973 окончил аспирантуру на кафедре социологии
Латвийского университета. Служил в сов. армии. С 1968 работал научным сотрудником в группе
социологов юридического факультета Латвийского университета, старшим
инспектором в Министерстве высшего и среднего специального образования Латвии,
в обществ. орг-циях, включая
народные университеты, общество "Знание". В конце
1970-х направлен на работу в центральный партийный аппарат Латвии, где
занимался вопросами высшего образования, проблемами социологии и истории,
внедрением активных форм и методов обучения. Вел преподавательскую
работу в Латвийском университете, Русском технологическом университете и др.
учебных заведениях. Опубликовал 15 научных статей и методических пособий.
С нач. 1990-х активно
участвует в обществ. жизни,
является одним из учредителей "Русской общины Латвии" (1990) и Центра
гуманитарных исследований и просвещения "Веди" (1992). С этого
времени началась совместная культурно-просвет. и
исследовательская работа по программам Центрального Совета
ДПЦ Латвии, центра "Веди" и РГСО. Участвует в орг-ции и проведении в Р. международных
конференций по староверию: "Старообрядчество: история и современные
проблемы" (1994), "Памятные дни, посвященные 100-летию И. Н.
Заволоко" (1997), "Юбилейные чтения, посвященные 240-летию Рижского
Гребенщиковского храма" (2000). Организует работу теоретического семинара
"История и культура русских в Латвии" (с 1992; научный
руковод. семинара проф. Б. Ф. Инфантьев).
И. является ред.-составителем и издателем сборников "Русские в Латвии:
история и современность" (вып. 1, 1992; вып. 2, 1997; вып. 3: "Из истории и культуры староверия", изд. первое, 2002;
изд. втор., 2003). Последний вып. рекомендован
Латвийской ассоциацией учителей истории как методическое пособие в
общеобразовательных учебных заведениях. При финансовой поддержке международного
фонда издает на рус. яз.
пособие для общеобразовательных школ "Основы демократии" (1994). В 1994 принят в члены РГСО, избирается в совет РГСО, в 1995,
1998 и в февр. 2001 - предс. совета. В этот период община восстановила
права на свое недвижимое имущество - земли и строения. Возобновлена работа
богадельни, начаты ремонт и реставрация зданий и помещений, иконостасов и икон.
В 1997-2001 - зам. предс. Центрального Совета ДПЦ Латвии. В 1994
участвует в восстановлении Старообрядческого общества Латвии, избирается
предс. его правления. В 1999 Старообрядческое общество Латвии начинает
издавать журнал "Поморский вестник", учрежденный этим
обществом совместно с РГСО. И. избирается сначала членом редколлегии, а
с 2002 - гл. ред. журнала. Он является автором мн. статей по истории и культуре
староверия, участником зональных и международных конференций по староверию. С
сент. 2003 руководит проектом "Староверие Латвии: исторический опыт,
культура и современные процессы в обществе", осуществляемым при поддержке
Фонда интеграции общества; занимается издательской деятельностью.
·
Лит.: СПЦК
1998, с. 80; СПЦК 1999, с. 103-105; Кто есть кто в Латвии 1998. Рига, 1997, с. 670; Диена, 1994, 11 октября; Поморский
вестник, 2001 г., № 2 (9), август, с. 17; Поморский вестник, 2003, №
1 (10), февраль-март, с. 16-18, 22; Поморский вестник, 2003, № 2 (11),
август-сентябрь, с. 22. А. Емельянов
ИВАНОВ
Николай Тимофеевич (° 5 февр. 1937, Вишковская вол. Д-пилсского р-на, Латвия) - академик, педагог,
зам. гл. ред. ежемесячника "Поморский вестник", зам. предс.
правления Старообрядческого общества Латвии. Происходит из
старого стар. рода, который
следует дух. традициям поморского стар-ства. Дед был головщиком и и.о. наст. прадед — наст. родственники - клирошанами в
моленных Латгалии; дядя Агафон Яковлев был причетником Гребенщиковского храма.
И. крещен в Бондаришкской общине. Высшее инженерное
образование получил в Латвийской сельскохозяйственной академии. Образование
продолжал на экон. факультете Московского гос. университета
им. Ломоносова, в Академии народного хоз. (Москва), в Датской школе обществ. администрирования (Борнхольм).
Получил сертификаты по программам совр. гуманитарного образования университетов
и центров социальных отношений, предпринимательства и менеджмента США,
Великобритании, Бельгии, Германии, Швеции, Италии и Голландии. Четыре года
работал инженером, руководителем технической службы на производстве. Более
сорока лет проработал в сфере образования и науки. Защитил докторскую
диссертацию по инженерным наукам, получил должность профессора управленческих
дисциплин, звание академика. Член Совета учредителей Балтийского фонда
менеджмента (Вил., Литва), Латвийской ассоциации
технологических парков, центров и бизнес-инкубаторов. Участник национальных и
европейских проектов поддержки регионов и развития малых и средних предприятий,
учреждений образования.
Все эти годы поддерживал связь
с центрами материальной и дух. культуры.
Стремился связать этику профессиональной работы с основами своей веры,
ценностями христианского измерения жизни, усвоенными с детства заповедями
благочестия. С 1993 участник научного семинара "История и культура русских
в Латвии". Руковод. программы по изучению генеалогии стар. родов. Автор публикаций по опыту
составления родословных и хроники нескольких поколений стар.
семей. Участник международных конференций и семинаров
по изучению истор. опыта и совр. процессов в староверии Латвии (1994—2004).
Выступал с докладами по предпринимательству и трудовой хоз.-деловой
традиции старожильческого населения Латвии. Участник выставки художественной
фотографии в честь 240-летия рижского Гребенщиковского храма.
·
Ист.:
Камо грядеши (Рига), 1999, май, с. 16-17; Поморский вестник, 1999,
№ 2, с. 10-13; там же, 2000, № 3, с. 12-18; там же, 2003, № 10, с. 15-18; там
же, 2004, № 13, с. 24-29. Лит.: Иванов Н. Т.,
"Из истории старообрядческих родов (опыт составления родословных)", Русские
в Латвии. Из истории и культуры староверия. Рига, 2002, с. 247-265,
294-303. А. Подмазов
ИВАНОВ Трофим (° 1656?
(1660?); • 1729? (1733?)) - один из первых стар-дцев-эмигрантов на террит.
совр. Литвы. Первое упоминание о нем в "Литовской истории" "Дегуцкого
летописца " гласит: "В сем году 1679-м прииде в
Литву от страны Московския муж именем Трофим Иванов, бывший в царствование
Алексея Михайловича военнослужащий стрелецкой десятник под командою воеводы
Мещерина, посланного разорить соловецкую киновию, при котором будучи самолично
видевший разорение святой обители и страдание преподобных отец соловецких за
древнеправославное свято отеческое благочестие и от того самовидения прииде в
великое умиление, раскаявся о своем зверском немилосердии к святым
отцам. Тогда утаився от всех, оставляет российское отечество, приходит в
Литовскую землю и водворивися ту, пребысть до кончины своея...". И. был
стрелецким десятником и под руководством воеводы И. Мещеринова участвовал в
штурме Соловецкого монастыря, защитники кот. с 1668 по 1676 открыто сопротивлялись царским властям.
Возможно, он был одним из 790 двинских или холмогорских стрельцов, посланных в авг. 1675 на Соловки в помощь
полковнику Мещеринову, следовательно, место его рождения - Поморье или
Новгородский край. Видимо, впоследствии И. глубоко сожалел о своем участии в
жестокой расправе, учиненной над "отцами и страдальцами соловецкими"
(из 500 защитников монастыря к лету 1676 уцелело лишь 14 чел; пр. погибли,
многие были казнены или обречены на смерть уже после взятия
монастыря-крепости). Вероятно, пережив дух. кризис, к тому же оставаясь ревностным приверженцем
"старых обрядов" (в те времена среди военнослужащих в Рос. это было
наказуемо вплоть до казни, "смерти без всякого милосердия"), И. бежал
с военной службы и вынужден был скрываться от преследования властей. Наконец, в
1679, скорее всего благодаря личным связям в среде стар-дцев, ему удалось
перебраться в ВкЛ. Гл. и взаимосвязанными причинами его эмиграции были
усиливающиеся преследования староверов и желание избежать наказания за побег с
военной службы (видимо, по религ. мотивам). Обосновавшись, вероятно, в сев.-вост. части совр. Литвы (ныне Рокишкский р-н), И. дожил до
глубокой старости, некот. время "одержим бысть болезнию телесную"
и скончался в возрасте не менее 73 лет. Умер в ВкЛ в 1729 или
в 1733 ("Дегуцкий летописец " приводит две разные даты смерти
И.; В. Золотое в своем "Алфавите духовном", излагая фрагменты биографии
И., указывает место его захоронения: "умер в 7237 [1729] в царствование
Петра Алексеевича II и погребен в Кревне" (имеется в виду, видимо, Пуща
ок. Кряунос, Рокишкский р-н, Литва). Эти
сведения позволяют более основательно утверждать, что 1679, по "Дегуцкому
летописцу", является самой ранней датой поселения стар-дцев на террит.
совр. Литвы.
·
Ист.:
ДЛ, с. 187, 195; Собр. В. Дружинина, № 189, л. 71-71об.; Дополнение к актам
историческим, т. 5. Санкт-Петербург, 1855, с. 369-371. Лит.: Сырцов И. Я., Возмущение соловецких монахов-старообрядцев. Кострома,
1888, с. 297-298; Поташенко 1999, раздел 1. Г.П.
ИГНАТИЙ (• 4 марта
1687) - черный диакон, екклесиарх Соловецкого монастыря, известный писатель и
ревностный защитник староверия. Дух. воспитателем его был старец Герасим Фирсов. Участник Куржецкого
собора 1656. В 1666 И. принял активное участие в спорах об исправлении
богослужебных книг и обрядов. Доказывал правильность написания на кресте титла
"Царь Славы Ісусъ Христосъ Сынъ Божіи". Накануне осады Соловецкого
монастыря ушел с группой иноков, после чего вел жизнь странствующего
проповедника. Встречался и вел переписку с игуменом Досифеем, иноком Корнилием
и др. Был дух. о. семьи
Мышецких. В нач. 1680-х И. поселился на небольшом острове на Сар-озере,
недалеко от Повенца, где вскоре образовалась небольшая обитель. В 1687 И.
оставил Сарозерский скит и с группой последователей захватил Палеостровский
монастырь, в кот. к нему
пришло большое количество дух. чад. Монастырь был взят в осаду правит. отрядом с артиллерией. И. и
вместе с ним ок. 2700 чел. погибли
4 марта в объятом пламенем монастыре.
И. - автор "Книги о титле
на кресте Христовом", двух челобитных к царям Алексею Михайловичу и Федору
Алексеевичу и книги "Исповедание". А. Безгодов
ИКОНОСТАС — в правосл.
и стар.-поповском храме стена, отделяющая алтарь от
церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая
("царские врата") и две боковые (диаконские). В древнерус. церквях
господствующим был многорядный (многоярусный) тип И., однако число ярусов или
рядов И. могло сокращаться до одного, но с обязательным изображением Тайной
вечери над "царскими вратами". Устройство И. в виде сплошной стены -
относительно позднего происхождения.
В стар.-беспоповском
храме И. - вост. стена, более или менее полностью покрытая иконами. Иконы на И.
размещены в определенном порядке и содержат изображения Христа, Богородицы,
архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах И. отличаются
богатством и пышностью (так, И. храмов РГСО, Вил., 1-й Д-пилсской и Рез. общин насчитывают более ста
икон, некот. из них высотой более двух метров). И., созданные талантливыми
иконописцами XVI— XX вв.,—ценные памятники церк.
искусства.
·
Лит.: Жилко
А., 90 лет храму Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы в городе
Даугавпилсе. Даугавпилс, б. г.;
Христианство 1993, т. 1. Г. П.
ИРМОЛОЙ, Ирмосы — певческая книга правосл. службы. Состоит из
собрания ирмосов - первых стихов каждой песни канона. Ирмосы сгруппированы по
гласам и песням канона (восемь частей, в каждой девять разделов по числу песней
канона). Большая часть входящих в И. ирмосов заимствована из канонов Октоиха,
а также из Минеи и Триоди. Помимо собственно ирмосов, в полном древнерус. И. содержались песнопения, исполнявшиеся
певцами на литургиях, различные богородичны, троичны, тропари, исполняемые на
утрене и полиелее, прокимны, библейские (пророческие) песни, припевы на девятой
песни канона и некот. др. песнопения. И. — одна из наиболее древних певческих
книг на Руси. Тексты древнерус. И. были заимствованы из греч.
книг, но структура самой книги изменилась: ирмосы
располагаются внутри древнерус. И. по гласам, а в гласе по
песням (в греч. И. - по гласам и по канонам).
И. - единственный свод XII-ХШ вв., распетый на 8 гласов.
И. - древнейший поэтический
памятник. С VI в. в него
собирались тексты византийских авторов разных эпох: Софрония, Иоанна Дамаскина,
Андрея Критского, Козьмы Маюмского, братьев Студитов, Иосифа Песнописца и др. С
XII в. состав начинает пополняться текстами анонимных славянских авторов в
честь рус. святых. К XVI —
XVII вв. полный древнерус. И. содержал более 1 тыс. ирмосов. В 1669—1670 И.
стал первой книгой, отредактированной книжными справщиками. Были изменены
тексты, напевы, внесено большое количество новых ирмосов. После работы комиссии
дореформенная редакция И. продолжает существовать параллельно с исправленной
редакцией, с конца XVII в. И. существует в трех видах: полный,
исправленный и сокращенный.
Стар. И. основан
на дореформенном типе книги - полном или сокращенном. Полный тип стар. И.
содержит ок. 700 ирмосов и добавления-розники (песнопения предпразднеств).
Сокращенный тип образуется за счет упразднения всех 2-х песен и Октайных
ирмосов. Иногда краткий тип И. включает избранные минейные ирмосы на великие
праздники, кот. располагаются
не по гласам, а по канонам - такой тип праздничного И. особенно характерен для
ХIХ-ХХ вв.
·
Лит.: Гарднер
1998, т. I; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига,
1992; Сборник знаменного пения 1984; Захарьина Н. Б., Русские
богослужебные певческие книги XVIII-Х1Х веков. Санкт-Петербург, 2003; Музыкальная
энциклопедия в 6-ти томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
ИСАЧЕНКО Василий Иванович (°
1876, ныне Йонавский р-н Литвы; • 1972) - на протяжении мн. лет клирошанин Московской
поморской общины, искусный певчий и чтец. Уроженец Литвы, на территории
теперешнего Йонавского р-на. Несмотря на то, что почти всю жизнь прожил в
Москве, связей с родиной не порывал, радушно принимал земляков, приезжавших в
столицу, оказывал им посильную помощь. Участник собора СПЦ 1966 в Вил. Выступил на нем с речью.
·
Лит.: СЦК 1974, с. 79. В.Б.
"ИСТОРИЯ ОБ ОТЦАХ И
СТРАДАЛЬЦАХ СОЛОВЕЦКИХ" - одна из наиболее почитаемых и любимых
стар-дцами книг, повествующая о 8-летней осаде Соловецкого монастыря со стороны
прав-ства царя Алексея Михайловича, о стойкости и выдержке защитников обители,
о бесчеловечной расправе, учиненной после захвата монастыря над иноками и
послушниками, отвергшими новые обряды и новопечатные книги. Ее оригинальное
название: "История о отцех и о страдальцех соловецких иже за благочестие и
святыя древлецерковныя законы и предания пострадаша". Она написана С. Денисовым
и представляет собой замечательное произведение, в кот.
верное и точное изложение событий сочетается с
высокими литературными достоинствами. Книга расходилась в многочисленных
списках и печатных изданиях, выпускавшихся большей частью подпольно. Власти
преследовали распространителей книги. Так, будучи заподозренным
в печати "Истории", в 1792 был арестован известный писатель,
библиограф, публицист, издатель Н. И. Новиков (° 1744; • 1818). Последние по времени издания: на славянском яз. - Москва,
1913; в переводе на рус. - Москва, 1911; 2002.
·
Изд.:
Денисов С, История об отцах и страдальцах
соловецких: Лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина, изд. подгот. Н. В.
Понырко, E. M. Юхименко. Москва, 2002. Лит.: Старообрядчество 1996, с. 130. В.Б.
"ИСТОРИЯ
СТАРООБРЯДЧЕСТВА" Ивана Прозорова - первая истор. работа в балтийских
странах и Польше, посвященная рус. стар-ству
в период с сер. XVII в. по нач. 1930-х. Издана в 1933 в К. как учебное пособие
для курсантов Литов. стар. духовных
курсов. В книге наряду с усилиями автора приблизиться к истине
обнаруживается также влияние традиционного полемического духа, присущего мн.
авторам стар. и правосл. соч.
В введении И. Прозоров писал: "Навязанный всем, ложный взгляд синодальных
историков на происхождение старообрядчества, как плод невежества его первых
учителей, оставался господствующим в течение целых столетий и, к несчастью, не
исчез и до настоящего времени. Только работы ученых последнего времени начали
обнаруживать всю неправильность и ложность этого взгляда и мало-помалу истина
начинает воскресать. <...> До сих пор говорила одна часть спорящих,
теперь наступила пора, когда начинает говорить и подводить итоги и вторая
часть" (с. 4).
В "Истории
старообрядчества" И. Прозоров изложил стар.
точку зрения на прошлое РПЦ, как это позднее делали в
своих книгах по истории Церкви и стар-ства И. Заволоко в Латвии и Ф.
Мельников в Румынии. Автор стремился показать, что полнота истины Христовой
была воспринята с крещением Руси. Гл. причиной раскола было то, что
"патриарх Никон и русское правительство по полит.
мотивам приняли от греков все накопившиеся у них
новшества, не подвергая их критической оценке и проверке" (гл. 7-8).
Однако это, по мнению И. Прозорова, в Рос. вызвало сильный отпор со стороны части духовенства, высших
слоев и "всего русского народа".
Всю историю стар-ства И. Прозоров
разделяет на следующие периоды: 1) 1652 1667 - противостояние
"новинам", от начала патриаршества Никона до собора,
положившего клятву на старину; 2) 1667-1762 -мученический период, когда
стар-дцы в Рос. испытывали
наиболее жестокие притеснения; 3) 1762-1823 -послабления и частичная
легализация стар-ства в Рос; 4) 1823-1862 -втор. период притеснений, разорение
стар. монастырей; 5) 1862-1904 - втор. период некот. послаблений; 6) 1904-1917
- освобождение, повсеместное строительство храмов, основание новых или открытие
ранее запрещенных общин; 7) 1917-1933 - период полной свободы вероисповедания,
уравнения стар-ства с др. религиями за границей и борьба с безбожниками в Рос. В основу этой периодизации положено отношение гос-ва к
стар-ству как вероисповеданию. В др. исследованиях по истории стар-ства
(Заволоко 1990; Егоров 1990-е; Podmazovs 2001) излагается тематически-сюжетное
повествование в рамках общеполит. истории Рос. и др. стран. Нередко эта история описывалась и описывается
как процесс развития разных направлений стар-ства, их гл. дух.
руководящих центров, а также как ход разрешения
важнейших вопросов вероучения и церк. практики (Смирнов 1895; Макарий 1889;
Никольский 1990; Краткая история СЦ 1989).
Концепция "Истории
старообрядчества" традиционна для апологетических сочинений стар-дцев:
крещение Руси, затем поспешные реформы Никона и незаконные постановления
соборов 1656 и 1667, массовый протест староверов и их религ.
преследования в Рос, имевшие в разные эпохи различный
размах. Некот. поворот РПЦ к стар-ству после 1917 оценивается И. Прозоровым как
неискренний, поскольку не были отменены клятвы соборов XVII в. и
"продолжались угрозы".
Работа И. Прозорова гл.
обр. основана на материалах, найденных и обработанных историками и богословами
дореволюционной Рос. В нескольких главах, напр., в главе о балтийских
стар-дцах, в научный оборот вовлекались редкие ист.,
хранящиеся в личных или приходских архивах стар-дцев Литвы. Именно благодаря
использованию новых ценных ист., эрудиции и
профессиональному уровню автора, книга И. Прозорова заслуживает внимания
и в настоящее время. Книга позволяет проследить эволюцию культурного
самосознания стар-дцев межвоенной Литвы. Две строчки из его работы могли бы
быть мотто [=девиз (прим
а.с.)]
самосознания староверов Литвы в 1930-х: "Теперь старообрядчество после
вековой спячки начинает пробуждаться и интересоваться как окружающей новой
жизнью, так и теми идеалами, за которое оно
боролось" (с. 5). Т. о., в глубинах культурного процесса рус. стар-ства видим напряжение между
коллективной тягой к новой жизни и стремлением к стар. идеалам. Обе перспективы
представлялись как полуавтономные цели, подчиненные суверенитету обществ., а не индивидуальной системы.
·
Соч.:
Прозоров И. А., История старообрядчества. Каунас, 1933; он же, История
старообрядчества, [2-ое изд.]. Москва, 2002. Лит.: Поташенко
2003б.Г.П.
ИШОРСКАЯ
ОБЩИНА, основана в сер. 1890-х в дер. Ишоры (Александровская вол. Ков. у.; ныне дер. Ишорай, Йонавский р-н Литвы), в кот. к 1903 проживало 129 католиков и
староверов-поморцев, поселившихся в дворянской околице Здановичей в 1840-х. До
этого времени местные староверы были прихожанами Рымковской общины. В
1897 группа прихожан во главе с мещанином Афанасием Каштеляновым обратилась к
местным властям с просьбой о переустройстве жилого дома Е. Соколова под стар. моленную в дер. Ишоры. В прошении
указывалось, что новую общину составят 78 семей или ок. 400 чел. (по мнению властей, численность
стар-дцев завышена). В результате сбора губ. властями сведений об ишорских староверах, выяснения
необходимости открыть в дер. храм и дополнительного опроса некот. стар-дцев,
просьба в 1899 была отклонена. При этом местный пристав считал, что стар. храм не нужен и был бы вреден в
нравств. отношении, а священник Александровской слободы А. Бирюкович в письме
Яновскому приставу подчеркивал, что в случае постройки стар. храма посреди его
прихода фанатизм староверов мог бы иметь негативные последствия для др. вероисповеданий,
а чуждость стар. учения привела бы к усилению "вражды раскола". Лишь
после провозглашения свободы вероисповедания в Рос. имп. в 1905 стар-дцы построили дерев. храм в дер. Ишоры.
Храмовой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. В период 1-й мировой войны
часть стар-дцев ИО ушли в глубь Рос. Позже мн.
вернулись в родные места.
В 1918-1940 ИО входила в
состав СПЦ в Литве. Дух. о.
был Ф. К. Бередников (1920-е— 1942), служивший здесь более пятнадцати
лет. Он участвовал во мн. Вселитов. стар. съездах в К., преподавал для детей стар-дцев Закон Божий
в литов. школе в дер. Свилайнеляй, находившейся рядом с дер. Ишоры. В 1937 в ИО
было 386 прихожан.
Во время 2-й мировой войны ИО
сильно пострадала. Дер. Ишоры была расположена по левой
стороне дороги К. - Йонава, неподалеку от поворота на Ужусаляй (быв. Александровская слобода). В нач. войны между СССР и
Германией в окрестностях этой дер. проходили бои, поэтому некот. дома местных
жит. сгорели. В дек. 1942
умер наст. Бередников. В 1944 во время отступления немецких войск
Ишорский храм был поврежден в результате попадания в него снаряда.
В послевоенные годы, с
установлением коммунист. режима,
сов. власти закрыли полуразрушенный Ишорский храм, а ИО была снята с
регистрации в СДРК Литов. ССР. В 1949 ИО насчитывала до 400 прихожан. Наст. служил Тимофей Соколов. Однако
еще в окт. 1948 К. исполком решил закрыть Ишорский храм; предлогом послужило
то, что "поп этой церкви не составил комитет и не подписал договора с
исполкомом уезда". В февр. 1950 СДРК при СМ СССР согласился с предложением
СМ Литов. ССР о закрытии семи молитвенных домов стар.
"беспоповского толка", в т. ч. храм в дер.
Ишоры, кот. был передан в распоряжение Кармелавского волисполкома для
использования его под избу-читальню, но в действительности был разобран. Т. о.,
в нач. 1950-х в результате сильного давления со стороны сов.
властей ИО прекратила свое существование.
·
Ист.: LVA. F. R-181. Ар.
1. В. 39. L. 6; LVA. F.
R-181. Ар. 1. В. 41. L. 32-41; LVA.
R-377. Ap. 9. B. 47. L. 142; LVA. F. R-181. Ap. l. B. 23. L. 107; Алфавитный
список населенных мест 1903, с. 1-64; Протокол заседания Духовного суда при ЦСС
Литвы, 30 августа 1942 г., Личный архив автора; Историческое наследие (Интервью
с В. Л. Бередниковым (° 1924), дер. Ишорай, 28 августа 2001 г. Записал Г.
Поташенко). Лит.: Gumuliauskaitė 1999;
Navardauskas 2003; Sabaliauskaitė 1999, р. 7. Г.П.